Научная статья на тему 'Актуальность изучения ономастики в школе'

Актуальность изучения ономастики в школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2798
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНОМАСТИКА / ЛЕКСИКОЛОГИЯ / УЧЕНИКИ / ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ / СЕМАНТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Свотина К.В., Картавая Ю.К.

В статье освещен новый подход к изучению лексикологии в школе, в частности одного из ее разделов ономастики; обозначена ее связь с историей, географией, этнографией, социологией. Предложены упражнения и задания, которые будут способствовать изучению теоретических понятий ономастики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF STUDYING ONOMASTICS AT SCHOOL

The article reveals a new approach to studying lexicology at school, in particular such its section as onomastics and its interrelation with history, geography, ethnography and sociology. The exercises and tasks, which promote understanding of theoretical notions of onomastics, are proposed in the article.

Текст научной работы на тему «Актуальность изучения ономастики в школе»

УДК 372.881.1 К. В. Свотина

K. V. Svotina

Научный руководитель: канд. пед. наук Ю. К. Картавая Research supervisor: Phd of Pedagogics Yu. K. Kartavaya

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ОНОМАСТИКИ В ШКОЛЕ

В статье освещен новый подход к изучению лексикологии в школе, в частности одного из ее разделов - ономастики; обозначена ее связь с историей, географией, этнографией, социологией. Предложены упражнения и задания, которые будут способствовать изучению теоретических понятий ономастики.

Ключевые слова: ономастика, лексикология, ученики, имена собственные, семантика.

RELEVANCE OF STUDYING ONOMASTICS AT SCHOOL

The article reveals a new approach to studying lexicology at school, in particular such its section as onomastics and its interrelation with history, geography, ethnography and sociology. The exercises and tasks, which promote understanding of theoretical notions of onomastics, are proposed in the article.

Keywords: onomastics, lexicology, pupils, proper names, semantics.

постановка проблемы. На сегодняшний день существует целый ряд исследований российских языковедов, в которых рассматриваются проблемы изучения ономастики в школе [1, с. 166]. Их решение будет способствовать также обстоятельному изучению таких разделов, как «Лексикология», «Словообразование», «Орфография».

Цель исследования. Показать важность изучения в школе ономастики как структурного компонента лексикологии в целом, определить межпредметные связи, которые реализуются при освоении ономастики, охарактеризовать особенности преподавания ономастики в школе.

Анализ последних исследований и публикаций. В России ономастическими исследованиями занимались Н. Алефиренко, В. Бондалетов, М. Горбаневский, Л. Дмитриева, А. Суперанская и др. К сожалению, проблеме изучения ономастики в школе посвящены только работы российских ученых.

Основной материал. Мы живем в окружении слов -названий предметов, процессов, качеств, явлений. Но есть слова, занимающие особое место в системе языка, предназначенные для обозначения конкретных предметов и явлений и выделяющие их из ряда подобных, однотипных, - это имена собственные, или онимы. Мы применяем их в речи практически каждый день. К ним относятся как имена реально существующих людей, клички животных, названия городов и рек, так и наименование предметов и субъектов, созданных фантазией человека (имена героев литературных произведений, богов и демонов и т. д.). Очень часто человек задается вопросами, откуда происходит то или иное название, фамилия, имя, почему город, река, страна так называются.

Разнообразие имен, их активное распространение в нашей жизни и сложность этого аспекта языка привели к возникновению особой области языкознания - ономастики (в переводе с греческого - искусство давать имена). В свою очередь, появление этой науки привело к тому, что возросла необходимость в ее изучении.

По мнению В. Бондалетова, ономастический материал составляет значительную часть лексики любого высоко-

развитого языка и заслуживает того, чтобы его изучали так, как изучают другие общественные и естественные науки. Особенно необходима подготовка по ономастике учителю, которому предстоит нести ономастические знания в школу [2, с. 17].

А. В. Суперанская в своей работе «Общая теория имени собственного» утверждает, что собственные имена встречаются во всех стилях речи. Без них трудно представить себе изложение, рецензию, письмо. Поэтому учащиеся должны постоянно расширять запас таких слов, изучать их особенности, иметь представление о сходстве имен собственных и различия между их разрядами [3, с. 262].

Развивая идеи А. В. Суперанской, Т. М. Майорова в статье «Ономастика в лингвокраеведческой работе» рассказывает о необходимости собрания ономастического материала, об организации такой работы в школе и вузе. Исследователь отмечает, что «ономастическая перепись поможет выяснить взаимодействие, взаимовлияние, взаимосвязь собственных имен» [4, с. 44].

Изучение разделов ономастики (антропонимики, топонимики, теонимики, космонимики, эргонимики, хрононими-ки, поетонимики) начинается с 9-го класса. Практически со всеми разделами школьники знакомятся не только на уроках русского языка, но и географии, истории, литературы. Особенно богаты ономастическим материалом, требующим осмысления, усвоения, запоминания, правильного использования, написания и произношения, такие предметы, как литература, русский язык, география, астрономия, история, обществознание. Не случайно именно по этим специальностям в ряде педагогических институтов и университетов страны введены дисциплины ономастического цикла. Историки и географы слушают курсы по топонимике, филологи - по антропонимике, топонимике, ономастике художественной литературы и фольклора, будущим преподавателям астрономии читаются циклы лекций по космонимике.

Изучение ономастики в школе, по нашему мнению, должно базироваться на решении целого ряда лингводи-дактических задач в едином семантическом пространстве, которое определяется грамматическими, орфографически-

130

Гуманитарные исследования • 2015 • № 2 (6)

ми, лексическими языковедческими задачами. Таким пространством может быть и онимия, или имена собственные. Они тесно связаны с культурой, историей страны и, кроме всего прочего, имеют специфические черты морфемного строения, словоизменения, словообразования и орфографии. Имена собственные позволяют познакомить ребенка-школьника с языковой картиной мира. Вместе с тем учитель в ходе работы может способствовать запоминанию учащимися лингвистической терминологии.

Особое значение имеют имена собственные для изучения лексического состава языка, поскольку в них содержатся названия многих понятий, предметов, которые давно вышли из активного использования. По нашему мнению, такую работу педагог-словесник может начинать уже с пятого класса, постепенно совершенствуя ее.

При изучении вопросов ономастики реализуется принцип персонализации, т. е. максимального привлечения на уроках языка личности ребенка, его биографического и речевого опыта. Такие уроки развивают наблюдательность, любознательность школьников, интерес к своей родословной, к истории родного края. Учитель может еще в начале учебного года дать ученикам задания, направленные на исследование ономастического материала. Например, школьникам можно предложить с помощью взрослых написать творческую работу «Почему меня так назвали?» или «Словарь нашей семьи».

Изучению исторических корней семьи способствуют задания по созданию необычных словарей:«Топонимический словарь нашей семьи», «Словарь самых популярных имен нашей школы», «Словарь моего города (села, улицы, района...) » или «Словарь зоонимов», в который могут войти клички домашних любимцев или клички животных в целом. Таким образом школьники не только овладевают ономастической терминологией, но и знакомятся с теми собственными названиями, которые их окружают.

Задания по ономастике также способствуют усвоению теоретических положений таких разделов языкознания, как «Морфемика» и «Словообразование», совершенствованию орфографических умений и навыков. С этой целью учащимся можно предложить следующие задачи: выполнить морфемный или словообразовательный анализ слов - собственных названий; образовать производные прилагательные от имен существительных и др. Не менее интересными будут и упражнения в образовании отчеств от имен.

На антропонимах легко показать различия «развернутой» и «сжатой» формы именования человека (по фамилии, имени, отчеству), официальной (Кристина, Олег) и неофициальной (Сережа, Кристиночка), формы имени, а также тончайшие стилистические различия, вносимые в имена многочисленными суффиксами (Павел, Павлик, Павлуша) [5].

Обращение к топонимам позволит учителю остановиться на таких аспектах, как правописание сложных географических названий и их склонение, создание прилагательных от географических названий. Большой познавательный и воспитательный интерес представляют символические и мемориальные названия городов.

При изучении онимов целесообразно выполнять упражнения, актуализирующие диффузность границ между

именами собственными и нарицательными. Приведем несколько вариантов таких заданий.

Упражнение 1. Определить и выяснить, на основе какого способа словообразования возникли выделенные в словосочетаниях слова, охарактеризовать способ словообразования, его проявление. К выделенным и анализируемым производным словам подобрать словосочетания с образующими словами. Привести три аналогичных примера.

Кафе «Галина», парикмахерская «Юлия», ателье «Ласточка», фестиваль юных исполнителей «Молодость», кинотеатр «Киевская Русь», журнал «Киев», отель «Москва», санаторий «Крым», площадь Льва Толстого, станция метро «Площадь Льва Толстого», проезд «Гагарина».

Упражнение 2. Ввести словосочетания и слова в предложения таким образом, чтобы они были как именами нарицательными, так и собственными, объяснить правописание.

Малая медведица, старая мельница, обширные луга, белый колодец, колокол, ромашка, вереск, здоровье.

Учащиеся охотно выполняют задания по интересной ономастике, которые способствуют не только усвоению языковедческого материала, но и позволяют расширить общий кругозор школьников, закрепить знания по географии, развить эрудицию. Например: Назовите:

1) город львов;

2) нежный город;

3) город, в котором есть притяжательное прилагательное, возникшее от мужского имени;

4) страну, название которой переводится как «ледяная земля»;

5) остров «ядовитый»;

6) цветные моря;

7) имя полуострова, которым называют задние ряды в классе?

Ответы: 1. Львов, 2. Нежин, 3. Николаев, 4. Исландия, 5. Змеиный, 6. Камчатка.

Выводы. Как видим, ономастика находится в тесной связи с рядом дисциплин, которые изучают в общеобразовательных школах. Ее освоение способствует всестороннему развитию личности школьника.

1. Алефиренко Н. Ф. О природе ономастической семантики // Ономастика Поволжья: тез. докл. VIII междунар. конф. Волгоград, 8-11 сент. 1998 г. / Отв. ред. В. И. Супрун. Волгоград: Перемена, 1998. С. 165-168.

2. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М.: Просвещение, 2000. 312 с.

3. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973. 366 с.

4. Майорова Т. М. Ономастика в лингвокраеведческой работе // Русский язык в школе. 2000. № 4. С. 43-46.

5. Вербич С. О. Современная ономастическая лексика: функциональный аспект // Вестник НАН Украины. Киев, 2008. № 5. С. 54-60.

© Свотина К. В., 2015

Гуманитарные исследования • 2015 • № 2 (6)

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.