Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БПОУ РА "МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ")'

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БПОУ РА "МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИКТ / РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжкова Ч.Л.

В статье подчеркнута актуальность использования ИКТ в процессе составления расписания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF USING ICT IN THE PROCESS OF SCHEDULING (ON THE EXAMPLE OF "MEDICAL COLLEGE")

The article emphasizes the relevance of using ICT in the scheduling process.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БПОУ РА "МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ")»

Работа с данным сервисом дается возможность каждому участнику внести свой вариант ответа на поставленный учителем вопрос и, что немаловажно, получить комментарий учителя о правильности выполнения задания.

Третья группа он-лайн сервисов, которые находят свое место при обучении математике, это ресурсы для создания ментальных карт. Создание и использование ментальных карт позволяет систематизировать и визуализировать информацию, что очень важно при обучении математике, так как помогает учащимся выстраивать ассоциативные связи и тем самым упрощает процесс запоминания больших объемов информации.

Все указанные группы он-лайн сервисов при их использовании в процессе обучения математике значительно активизируют образовательный процесс за счет нетрадиционной формы организации и быстрой обратной связи.

Библиографический список:

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учебное пособие / составитель Т. Г. Мухина. - Нижний Новгород, 2013. - 97.с.

2. Дербуш, М. В. Особенности школьной математической печати при организации внеурочной деятельности по математике в условиях информатизации образования / М. В. Дербуш // Актуальные проблемы обучения информатике и математике в современной школе: материалы Международной научно-практической интернет-конференции, 22-26 апреля 2019 / под редакцией Л. Л. Босовой, Д. И. Павлова. - Москва : МПГУ, 2019. - С. 578-581.

УДК 004.45

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БПОУ РА «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ») RELEVANCE OF USING ICT IN THE PROCESS OF SCHEDULING (ON THE EXAMPLE OF «MEDICAL COLLEGE»)

Рыжкова Ч. Л., магистрант ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск chenjatu@mail.ru

Аннотация. В статье подчеркнута актуальность использования ИКТ в процессе составления расписания.

Ключевые слова: образование, ИКТ, расписание занятий.

Abstract. The article emphasizes the relevance of using ICT in the scheduling process.

Key words: education, ICT, class schedule.

Сегодня сфера образования является одной из наиболее динамично развивающихся. Создается цифровая образовательная среда, каждое учебное заведение обеспечивается компьютерной техникой, программными продуктами для организации учебных занятий и сопутствующей им деятельности, доступом в Интернет на высокой скорости. Все это создает возможности для использования ИКТ при подготовке и проведении занятий, планировании и организации учебного процесса. При этом огромные возможности, которые предоставляет использование ИКТ, не всегда реализуются в полной мере.

Так, на примере БПОУ РА «Медицинский колледж» можно увидеть, что, несмотря на наличие современной компьютерной техники, офисных программ, высокоскоростного доступа в Интернет, многие этапы в процессе составления расписания осуществляются вручную. Возможности имеющихся ИКТ не реализуются в полной мере. Для определения того, насколько актуально автоматизация ручных процессов посредством использования ИКТ, следует подробнее рассмотреть каждый из этапов.

Расписание занятий - это основной организационный документ образовательной организации, который определяет работу всего учреждения в целом. Расписание позволяет решать следующие образовательные задачи: выполнение учебного плана и учебных программ, создание оптимального режима работы студентов в течение дня, рациональное использование кабинетов, создание оптимальных условий для выполнения преподавателями своих должностных обязанностей.

В процессе составления расписания используется большой объем исходных данных и ограничивающих факторов, что требует больших трудовых и временных затрат. Для оптимизации данного процесса могут быть использованы программные продукты, целью которых является автоматизация составления расписания.

Для определения эффективности применения автоматизации в конкретном учебном заведении остановимся на основных этапах процесса составления расписания и затратах времени на них при

ручном и автоматизированном методе. В БПОУ РА «Медицинский колледж» расписание составляется вручную и состоит из нескольких этапов.

Первый - планирование, в ходе которого анализируются учебный план группы, график учебного процесса, состояние аудиторного фонда, нагрузка преподавателей-штатников, график работы преподавателей-совместителей. Второй этап - составление расписания в программе 1^отоАЕхсе!с учетом данных, полученных на предыдущем этапе.

Третий этап - проверка составленного расписания, создание индивидуального расписания для преподаваталей-совместителей.

Необходимо учитывать следующие ограничения:

1. Учебный план состоит из практических и теоретических занятий. Теория должна быть выдана студентам до начала практики.

2. Практические занятия по многим предметам проводятся в соответствии с графиком учебного процесса, в котором указывается в какой день, какое количество часов практики должно быть проведено.

3. Занятия, требующие отработки практических навыков, должны проводиться в специально предназначенных для этого аудиториях.

4. Основной состав преподавателей - практикующие врачи, совмещающие работу в колледже с работой в лечебно-профилактических учреждениях (больницах, поликлиниках). Это требует учета графика работы каждого врача при планировании занятий в колледже и на базе лечебно-профилактических учреждений.

К перечисленным выше ограничениям добавляются требования, определенные приказом Ми-нобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (ред. от 15.12.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» [1]. Недельная нагрузка студентов в колледже не должна превышать 36 академических часов, максимальная нагрузка - 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки [1, с. 8].

В настоящее время в БПОУ РА «Медицинский колледж» - 37 учебных групп, многие из которых делятся на подгруппы. Более 30 преподавателей являются совместителями. Составлением и проверкой расписания занимаются диспетчер образовательного учреждения и заведующий учебной частью. Распределение затрат времени из 40-часов рабочей недели у диспетчера выглядит следующим образом:

- 24 часа - согласование времени проведения занятий с преподавателями-совместителями, составление расписания в программе Microsoft Excel;

- 4 часа - проверка расписания с целью исключения одновременного использования одного кабинета несколькими группами и одновременного проведения занятий преподавателем у нескольких групп;

- 2 часа - составление индивидуального расписания для преподавателей-совместителей;

- 3 часа - сверка с преподавателями количества выданных и оставшихся часов по разным предметам;

- 1 час - заполнение журнала изменений в графике учебного процесса.

- 6 часов - анализ и планирование учебного процесса в комплексе.

Проведенный разбор затрат времени по типам решаемых задач показал, что 9 часов занимают рутинные операции, которые можно автоматизировать (пункты 2, 3, 4). Это позволит выделять в течение недели не 6, а 15 часов на более глубокий анализ и тщательное планирование учебного процесса. Автоматизация учета количества выданных и оставшихся часов освободит от этой работы заведующего учебной части, который еженедельно тратит на ручную обработку этих данных до 5 часов. Дополнительным преимуществом автоматизации указанных выше процессов в ходе составления расписания является возможность уменьшить количество ошибок, возникающих при ручном заполнении учетных форм.

Для автоматизации составления расписания необходимо внедрение специального программного продукта. Это возможно путем приобретение готового решения или создания индивидуального. Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки.

В качестве готового решения можно рассмотреть следующие программные продукты: «1С: Колледж Проф» и «АВТОрасписание» модификации «AVTOR College».

«1С: Колледж Проф» - это комплексное решение для управления деятельностью учреждениями среднего профессионального образования. Помимо функции составления расписания, есть функции учета контингента, управления кадрами, учета успеваемости и посещаемости, формирования учебных планов и отчетов, управления воспитательной работой. Плюс внедрения такого решения - в возможности автоматизации практически всех процессов, происходящих в колледже, не только при планировании учебного процесса. Минусом можно считать необходимость приобретения отдельной лицензии для использования на каждом рабочем месте. При необходимости автоматизации только

составления расписания это решение также не будет лучшим вариантом, поскольку большинство функций останутся неиспользуемыми.

«АВТОрасписание» модификации «AVTOR College» - решение, созданное специально для автоматизации составления расписания в колледжах. Программа позволяет составлять расписание для учебных заведений со сложным графиком учебного процесса, включающего практики. Минус - в необходимости приобретения лицензии на каждое рабочее место.

Создание индивидуального решения подразумевает разработку программы с использованием одного из языков программирования. С учетом технических возможностей, предоставляемых БПОУ РА «Медицинский колледж» и навыков у диспетчера по расписанию и заведующего учебной частью, возможно создание программы для создания расписания на языке программирования PHP с использованием базы данных MySql. Минус этого варианта - значительные временные затраты. Однако они целесообразны, поскольку позволят в дальнейшем значительно облегчить многие этапы в процессе составления расписания. Дополнительные финансовые затраты не потребуются, поскольку будет использованы имеющиеся технические средства и программные продукты: компьютер с доступом в Интернет, бесплатные редакторы кода.

Таким образом, оптимизация учебного процесса в колледже требует внедрения специальной программы для автоматизации составления расписания. Покупка готового решения - быстрый, но финансово затратный вариант. Следует отметить, что любое изменение в требованиях к учебному процессу и организационной структуры колледжа может сделать принцип работы программы неактуальным и потребовать дополнительных затрат на доработку. Самостоятельное создание программы

- более гибкий вариант, который можно реализовать без дополнительных финансовых вложений, используя имеющиеся ресурсы.

Библиографический список:

1. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (ред. от 15.12.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» // Справочно-правовая система Консультант Плюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_150312/ (режим доступа: 29.04.2020).

- Текст: электронный.

2. 1С: Колледж ПРОФ // 1С. Отраслевые и специализированные решения. 1С: предприятие : [сайт]. - URL: https://solutions.1c.ru/catalog/college-prof/features (дата обращения: 29.04.2020). - Текст: электронный.

3. Прайс-лист на семейство программных продуктов «Авторасписание» // ММИС Лаборатория : [сайт]. - URL: https://www.mmis.ru/programs/avtor (дата обращения: 29.04.2020). - Текст: электронный.

УДК37, 004.046

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ DESIGNING OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES

Грибанова-Подкина М. Ю., канд. физ.-мат. наук, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский университет имени Н. Г. Чернышевского», Балашовский институт (филиал) Россия, г. Балашов m.gribanova-podkina@rambler.ru

Аннотация. Обсуждаются особенности проектирования программных средств, предназначенных для применения в образовательном процессе. Выявляются особенности жизненного цикла электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, проектирование информационных систем, жизненный цикл, информационные технологии.

Abstract. The article discusses the design features of software tools intended for use in the educational process. Features of the life cycle of electronic educational resources are identified.

^y words: digital educational resources, design of information systems, life cycle, information technology.

Информационные технологии и телекоммуникации являются неотъемлемой частью современного образования [1; 2; 3]. Интерактивность, заложенная в процесс обучения, все чаще обеспечивается именно стороны цифровых ресурсов и инфокоммуникационных средств. Она находит применение в предметном обучении [4; 5; 6], также важную роль играет и в процессе воспитания [6].

Согласно ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» [7] электронный образовательный ресурс - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный (цифровой)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.