Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибанова-Подкина М.Ю.

Обсуждаются особенности проектирования программных средств, предназначенных для применения в образовательном процессе. Выявляются особенности жизненного цикла электронных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES

The article discusses the design features of software tools intended for use in the educational process. Features of the life cycle of electronic educational resources are identified.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»

составления расписания это решение также не будет лучшим вариантом, поскольку большинство функций останутся неиспользуемыми.

«АВТОрасписание» модификации «AVTOR College» - решение, созданное специально для автоматизации составления расписания в колледжах. Программа позволяет составлять расписание для учебных заведений со сложным графиком учебного процесса, включающего практики. Минус - в необходимости приобретения лицензии на каждое рабочее место.

Создание индивидуального решения подразумевает разработку программы с использованием одного из языков программирования. С учетом технических возможностей, предоставляемых БПОУ РА «Медицинский колледж» и навыков у диспетчера по расписанию и заведующего учебной частью, возможно создание программы для создания расписания на языке программирования PHP с использованием базы данных MySql. Минус этого варианта - значительные временные затраты. Однако они целесообразны, поскольку позволят в дальнейшем значительно облегчить многие этапы в процессе составления расписания. Дополнительные финансовые затраты не потребуются, поскольку будет использованы имеющиеся технические средства и программные продукты: компьютер с доступом в Интернет, бесплатные редакторы кода.

Таким образом, оптимизация учебного процесса в колледже требует внедрения специальной программы для автоматизации составления расписания. Покупка готового решения - быстрый, но финансово затратный вариант. Следует отметить, что любое изменение в требованиях к учебному процессу и организационной структуры колледжа может сделать принцип работы программы неактуальным и потребовать дополнительных затрат на доработку. Самостоятельное создание программы

- более гибкий вариант, который можно реализовать без дополнительных финансовых вложений, используя имеющиеся ресурсы.

Библиографический список:

1. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (ред. от 15.12.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» // Справочно-правовая система Консультант Плюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_150312/ (режим доступа: 29.04.2020).

- Текст: электронный.

2. 1С: Колледж ПРОФ // 1С. Отраслевые и специализированные решения. 1С: предприятие : [сайт]. - URL: https://solutions.1c.ru/catalog/college-prof/features (дата обращения: 29.04.2020). - Текст: электронный.

3. Прайс-лист на семейство программных продуктов «Авторасписание» // ММИС Лаборатория : [сайт]. - URL: https://www.mmis.ru/programs/avtor (дата обращения: 29.04.2020). - Текст: электронный.

УДК37, 004.046

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ DESIGNING OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES

Грибанова-Подкина М. Ю., канд. физ.-мат. наук, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский университет имени Н. Г. Чернышевского», Балашовский институт (филиал) Россия, г. Балашов m.gribanova-podkina@rambler.ru

Аннотация. Обсуждаются особенности проектирования программных средств, предназначенных для применения в образовательном процессе. Выявляются особенности жизненного цикла электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, проектирование информационных систем, жизненный цикл, информационные технологии.

Abstract. The article discusses the design features of software tools intended for use in the educational process. Features of the life cycle of electronic educational resources are identified.

^y words: digital educational resources, design of information systems, life cycle, information technology.

Информационные технологии и телекоммуникации являются неотъемлемой частью современного образования [1; 2; 3]. Интерактивность, заложенная в процесс обучения, все чаще обеспечивается именно стороны цифровых ресурсов и инфокоммуникационных средств. Она находит применение в предметном обучении [4; 5; 6], также важную роль играет и в процессе воспитания [6].

Согласно ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» [7] электронный образовательный ресурс - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный (цифровой)

образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.

Для цифровых образовательных ресурсов, которые по своей сути являются программными продуктами, характерным будет стандартное описание жизненного цикла [8] информационных систем. Жизненный цикл любой информационной системы состоит из следующих этапов:

1. Аналитический этап. Включает в себя обследование предметной области, анализ материалов, формулирование требований к системе.

2. Проектирование. Осуществляется выбор проектных решений, платформы и технических средств, компонентный состав системы [9]. Разрабатываются и выбираются математические методы и программные алгоритмы.

3. Разработка. Включает в себя процессы установки технических и программных средств, создание программного комплекса, разработку инструкций для использования.

4. Внедрение. Состоит из работ по развертыванию необходимых технических средств и самой информационной системы на рабочих местах или на сервере, опытной эксплуатации.

5. Эксплуатация. Использование информационной системы и ее сопровождение.

Образовательная область, выступая в качестве предметной для электронных образовательных

систем, предусматривает свои этапы разработки электронных образовательных ресурсов, которые можно рассматривать как покрывающие слои для описанных этапов жизненного цикла. Так, процесс создания электронных образовательных ресурсов представлен:

1) постановкой задачи на разработку. Здесь разрабатываются педагогические цели и задачи создаваемого ресурса, определяется его назначение, степень интерактивности и другие характеристики, которые будут определять тип электронного образовательного ресурса и его классификационные признаки. Описанный этап относится к аналитическому этапу жизненного цикла информационных систем;

2) подготовительным этапом, на которомпроизводится:

- подбор источников и отбор содержания для образовательного ресурса;

- создание структуры, разработка оглавления и формирование основных разделов определение взаимосвязей;

- подготовка текста и мультимедийного сопровождения;

Данный этап реализуется в процессе проектирования информационной системы.

3) этап компоновки, на котором разрабатывается интерфейс, осуществляется сборка разделов из информационных, обучающих и контролирующих частей. Этот этап покрывает стадии разработки, внедрения и эксплуатации информационной системы. Здесь происходит содержательное наполнение системы теоретическим материалом, мультимедийным контентом, формируется контрольно-оценочный блок.

Таким образом, цифровые образовательные ресурсы представляют собой такой вид информационных систем, которые требуют внимания специалистов в предметной области образования на всех этапах жизненного цикла.

Библиографический список:

1. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. -Москва : Издательский центр «Академия», 2007. - 365 с.

2. Сухорукова, Е. В. Готовность молодых специалистов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности / Е. В. Сухорукова // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации : сборник материалов шестнадцатой открытой Всероссийской конференции. - Москва : МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2018. - С. 362-364.

3. Грибанова-Подкина, М. Ю. Непрерывное образование при подготовке специалистов в области информационных технологий / М. Ю. Грибанова-Подкина // Непрерывная предметная подготовка в контексте педагогических инноваций: материалы XII Международной заочной научно-методической конференции. - Саратов : Центр «Просвещение», 2016.- С. 109-110.

4. Грибанова-Подкина, М. Ю. Информатизация планирования задач в проектной деятельности обучающихся / М. Ю. Грибанова-Подкина // Информатика и образование. - 2019. - № 9 (308). - С. 37-46.

5. Насонова, Е. Д. Интерактивные геометрические построения в трехмерном пространстве / Е. Д. Насонова // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы семнадцатой открытой Всероссийской конференции. - Новосибирск : ННИГУ, 2019. - С. 261-263.

6. Насонова, Е. Д. Виртуальные лаборатории в естественно-научном образовании / Е. Д. Насонова // Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования: сборник научных трудов. - Саратов : Саратовский источник, 2018. - С. 70-72.

7. Геоигры «Россия online»: осознание идентичности средствами цифровых технологий / С. В. Буланов, И. П. Карпович., Е. В. Сухорукова // Информатика в школе. - 2019. - № 2. - С. 40-47.

8. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы национальный стандарт российской федерации. Дата введения 2011-01-01 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196 (дата обращения: 29.05.2020). - Текст: электронный.

9. Зараменских, Е. П. Управление жизненным циклом информационных систем : монография / Е. П. Зараменских. - Новосибирск : ЦРНС, 2014. - 270 с.

10. Грибанова-Подкина, М. Ю. Моделирование объектов и взаимосвязей: технологии и подходы / М. Ю. Грибанова-Подкина // Образование в современном мире: сборник научных статей ; под редакцией Ю. Г. Голуба. - Саратов, 2019. - С. 10-16.

УДК 378.02

ТЕХНОЛОГИЧЕКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МОРФЕМИКЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ TECHNOLOGICAL POSSIBILITIES OF PRESENTATION OF VISUAL MATERIAL WHEN TEACHING MORPHEMICS IN RUSSIAN LESSONS IN INITIAL CLASSES

Трунова В. В., магистрант Научный руководитель: Козлова М. М., ст. преподаватель ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова», Россия, Республика Хакасия, г. Абакан lera.97-97@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется значимость технических средств во время презентации наглядного материала на уроках русского языка в начальных классах.

Ключевые слова: технические средства, младший школьник, морфемика, компьютерные программы.

Abstract. The article analyzes the importance of technical means during the presentation of visual and verbal material in the lessons of the Russian language in primary grades.

Key words: тechnical means, primary school student, morphemic, computer programs.

В современной образовательной среде технические средства обучения помогают педагогу обеспечивать обучающихся не только новой информацией, но и контролировать процессы запоминания и применения знаний. Также к техническим средствам обучения относятся средства наглядности, под которыми принято понимать аппаратуру или такой материал, воспроизведение которого для нее предназначено.

Вектор развития средств обучения в современной образовательной среде определяется непосредственно общим развитием учебной техники. Появление в образовательных учреждениях персональных компьютеров, интерактивных досок и сети Интернет изменило требования к применению средств обучения. Одной из задач современной дидактики является использование всего потенциала современных технических средств обучения.

Говоря о многогранных возможностях использования компьютерных технологий на уроках, важно отметить, что наиболее эффективное воздействие на младших школьников оказывают мультимедийные и аудиовизуальные средства. Компьютер используется учителем не только как средство наглядности или как интерактивное учебное пособие, но и как партнёр для учащихся при изучении языкового материала.

М. Вебер считал, что компьютерные (информационные) технологии заключают в себе совокупность некоторых технических средств и способов обработки информации [1]. Касаясь практической стороныобучения, компьютерными технологиями называют все технологии, использующие специальные технические информационный средства (ПК, кино, видео или аудио) [2, с. 23]. Проблема использования компьютерных технологий в обучении русскому языку является актуальной, но пока недостаточно решенной как в теоретическом, так и в практическом аспекте [2, с. 54]. Такие ученые как Е. В. Кувакина, И. Б. Сенновский, Т. И. Шамова занимались данной проблемой и разрабатывали собственные теории и классификации. Е. С. Полат акцентировал свое внимание на разработке вопроса об информационных технологиях в обучении русскому языку, а Н. Н. Алгазина разрабатывала вопрос использования информационных технологий на основе алгоритмов.

Выведению урока морфемики на новый уровень относительно качества преподнесения теоретического материала способствует внедрение компьютерных технологий. Используя на уроках технические средства обучения, педагог повышает свое профессиональное положение и развитие. Также технические средства способствуют расширению иллюстративного материала на уроках, использованию разнообразных форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока, увеличению объема коммуникативных упражнений за счет сокращения времени на различные виды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.