Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОН-ЛАЙН СЕРВИСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОН-ЛАЙН СЕРВИСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ / ОНЛАЙН СЕРВИСЫ В ОБУЧЕНИИ / ОНЛАЙН ДОСКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дербуш М.В.

В статье рассматриваются возможности использования в процессе обучения математике он-лайн сервисов, которые позволяют создавать интерактивные упражнения и организовывать интерактивное взаимодействие между учащимися и учителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ONLINE SERVICES IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS

The article discusses the possibilities of using online services in the process of teaching mathematics, which allow you to create interactive exercises and organize interactive interaction between students and the teacher.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОН-ЛАЙН СЕРВИСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ»

Подводя итог ко всему выше сказанному, можно сказать, что никаких аргументов строго против применения технологии smarthome, нет. Более того, правильно применённая технология может значительно повысить удобство помещения и качество жизни. Однако, как и в любой технологии, нужно приводить к минимуму риски и учитывать слабые места.

Библиографический список:

1. Китаев, А. Е. Потребительские предпочтения на российском рынке умных домов: эмпирическое исследование / А. Е. Китаев, И. И. Миронова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2019. - № 18 (2). - С. 204-234.

2. Советский комплекс СФИНКС: откуда почерпнули свои идеи «умного дома» современные электронные корпорации. - URL: https://russian7.ru/post/sovetskiy-kompleks-sfinks-otkuda-poch/ (дата обращения 25.05.2020). - Текст: электронный.

3. Галюжин, С. Д. Методология оценки проектов систем отопления индивидуальных жилых домов / С. Д. Галюжин, Н. В. Лобикова, О. М. Лобикова // Вестник БГТУ имени В. Г. Шухова. - Белгород, 2019. - № 2. - С. 88-101.

4 Лобикова, Н.В. Управление рисками при реконструкции жилых домов с учетом современных требований энергоэффективности: проблемы и практика решения / Н. В. Лобикова, О. М. Лобикова // Сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции «Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения». - Барнаул : Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2018. - С. 160-165.

5. Повышение энергоэффективности вентиляционных установок в производственных зданиях в условиях холодного периода / Н. В. Лобикова, О. М. Лобикова, С. Д. Галюжин, А. С. Галюжин // Наука и инновационные разработки - Северу (14-15 марта 2019 ; Мирный): Сборник научных статей Международной научно-практическая конференция, «Наука и инновационные разработки-Северу», посвященная 25-летию Политехнического института (филиала) «Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова» в г. Мирном в 2-х ч. / под общей редакцией И. В. Зырянова, Е. Э. Соловьева, А. А. Егоровой. - Мирный : Мирнинская городская типография, 2019. - Ч. 1. - С. 145-148.

УДК 372.851

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОН-ЛАЙН СЕРВИСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ USING ONLINE SERVICES IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS

Дербуш М. В., канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» Россия, Омская область, г. Омск marderb@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования в процессе обучения математике он-лайн сервисов, которые позволяют создавать интерактивные упражнения и организовывать интерактивное взаимодействие между учащимися и учителем.

Ключевые слова: обучение математике, информационные технологии в обучении, онлайн сервисы в обучении, онлайн доски.

Abstract. The article discusses the possibilities of using online services in the process of teaching mathematics, which allow you to create interactive exercises and organize interactive interaction between students and the teacher.

^y words: training of mathematics, information technologies in training, online services in training, online boards.

Переход к новым федеральным государственным стандартам в системе общего и среднего образования вывел на первый план такие методы обучения, которые обеспечивают познавательную активность учащихся. В настоящее время выделяются три основные модели обучения:

1) «пассивная», когда ученик выступает в роли «объекта» обучения, т.е. слушает, смотрит и выполняет задания по образцу;

2) «активная», когда ученик выступает «субъектом» обучения, т.е. выполняет самостоятельные работы, творческие и исследовательские задания;

3) «интерактивная», когда организуется активное взаимодействие всех участников образовательного процесса [1, c. 13].

Внедрение активной и интерактивной модели обучения предполагает использование в учебном процессе различных форм групповой работы, использование активных методов и приемов обучения, интерактивных упражнений и т.д. Одним из средств, которое помогает активизировать процесс обучения математике, является использование возможностей информационных технологий. И, это касается не только средств для создания презентаций и дидактических материалов к занятиям, а использование всевозможных он-лайн сервисов, которые позволяют разнообразить взаимодействие

между участниками образовательного процесса и заинтересовать учащихся в выполнении созданных с их помощью интерактивных упражнений.

Все доступные на сегодняшний день сервисы можно условно разделить на несколько групп. Рассмотрим возможности их использования при обучении математике.

Пожалуй, самую популярную группу составляют он-лайн сервисы, которые позволяют создавать интерактивные упражнения различных видов. С этой целью могут использоваться такие ресурсы как LeammgApps, Kahoot, Quizizz, Flippity и другие. Они представляют собой сервисы с готовыми шаблонами, в которые можно вставить текст, формулу, картинку или даже видеофрагмент для предъявления новой информации и проверки знаний учащихся.

Чаще всего в процессе обучения математике интерактивные упражнения, созданные посредством данных ресурсов, применяются на этапе актуализации знаний, проверки сформированных умений и навыков, а также в качестве домашнего задания для отработки необходимых умений. Большим плюсом этих он-лайн сервисов является удобство обращения к ним, ведь задания можно как вывести на экран в классе с помощью проектора и организовать фронтальную работу, так и выполнить учащимся индивидуально при помощи собственного смартфона.

Пример интерактивного упражнения, созданного в сервисе LeammgApps, представлен на рисунке 1. Данное упражнение предполагает распределение по группам предъявляемых геометрических объектов, в которые можно или нельзя вписать окружность.

Рисунок 1 - Интерактивное упражнение

Интересный формат заданий, незамедлительная обратная связь, возможность устроить соревнования между участниками делают сервисы по созданию интерактивных упражнений незаменимыми помощниками учителя для активизации процесса обучения математике.

Еще одну группу сервисов составляют интерактивные он-лайн доски, которые позволяют в режиме реального времени организовать работу целого класса.

В процессе обучения математике он-лайн доска может использоваться со следующими целями:

- для визуализации математической информации;

- для совместной работы учащихся над созданием кластеров, классификационных схем, опорных конспектов и т.д.;

- для создания стенгазет, плакатов и другой информационной продукции (это направление актуально как для непосредственного процесса обучения, так и во внеурочной деятельности [2, с. 578]);

- для организации рефлексии (чаще всего рефлексии настроения).

Пример использования он-лайн доски для актуализации знаний учащихся по теме «Линейная функция» представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Фрагмент задания, выполненный с помощью он-лайн доски Рорр^

Работа с данным сервисом дается возможность каждому участнику внести свой вариант ответа на поставленный учителем вопрос и, что немаловажно, получить комментарий учителя о правильности выполнения задания.

Третья группа он-лайн сервисов, которые находят свое место при обучении математике, это ресурсы для создания ментальных карт. Создание и использование ментальных карт позволяет систематизировать и визуализировать информацию, что очень важно при обучении математике, так как помогает учащимся выстраивать ассоциативные связи и тем самым упрощает процесс запоминания больших объемов информации.

Все указанные группы он-лайн сервисов при их использовании в процессе обучения математике значительно активизируют образовательный процесс за счет нетрадиционной формы организации и быстрой обратной связи.

Библиографический список:

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учебное пособие / составитель Т. Г. Мухина. - Нижний Новгород, 2013. - 97.с.

2. Дербуш, М. В. Особенности школьной математической печати при организации внеурочной деятельности по математике в условиях информатизации образования / М. В. Дербуш // Актуальные проблемы обучения информатике и математике в современной школе: материалы Международной научно-практической интернет-конференции, 22-26 апреля 2019 / под редакцией Л. Л. Босовой, Д. И. Павлова. - Москва : МПГУ, 2019. - С. 578-581.

УДК 004.45

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БПОУ РА «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ») RELEVANCE OF USING ICT IN THE PROCESS OF SCHEDULING (ON THE EXAMPLE OF «MEDICAL COLLEGE»)

Рыжкова Ч. Л., магистрант ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск chenjatu@mail.ru

Аннотация. В статье подчеркнута актуальность использования ИКТ в процессе составления расписания.

Ключевые слова: образование, ИКТ, расписание занятий.

Abstract. The article emphasizes the relevance of using ICT in the scheduling process.

Key words: education, ICT, class schedule.

Сегодня сфера образования является одной из наиболее динамично развивающихся. Создается цифровая образовательная среда, каждое учебное заведение обеспечивается компьютерной техникой, программными продуктами для организации учебных занятий и сопутствующей им деятельности, доступом в Интернет на высокой скорости. Все это создает возможности для использования ИКТ при подготовке и проведении занятий, планировании и организации учебного процесса. При этом огромные возможности, которые предоставляет использование ИКТ, не всегда реализуются в полной мере.

Так, на примере БПОУ РА «Медицинский колледж» можно увидеть, что, несмотря на наличие современной компьютерной техники, офисных программ, высокоскоростного доступа в Интернет, многие этапы в процессе составления расписания осуществляются вручную. Возможности имеющихся ИКТ не реализуются в полной мере. Для определения того, насколько актуально автоматизация ручных процессов посредством использования ИКТ, следует подробнее рассмотреть каждый из этапов.

Расписание занятий - это основной организационный документ образовательной организации, который определяет работу всего учреждения в целом. Расписание позволяет решать следующие образовательные задачи: выполнение учебного плана и учебных программ, создание оптимального режима работы студентов в течение дня, рациональное использование кабинетов, создание оптимальных условий для выполнения преподавателями своих должностных обязанностей.

В процессе составления расписания используется большой объем исходных данных и ограничивающих факторов, что требует больших трудовых и временных затрат. Для оптимизации данного процесса могут быть использованы программные продукты, целью которых является автоматизация составления расписания.

Для определения эффективности применения автоматизации в конкретном учебном заведении остановимся на основных этапах процесса составления расписания и затратах времени на них при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.