Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
243
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
накопительная пенсия / накопительный компонент / пенсионные накопления / Фонд пенсионного и социального страхования / негосударственный пенсионный фонд / accumulative pension / accumulative component / pension savings / Pension and Social Insurance Fund / Non-state pension Fund

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В В. Самокаева, А А. Родионова

В данной статье рассматривается история появления института накопительной пенсии, условия ее назначения в современных условиях. Рассмотрены риски при переводе накопительных средств из Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, причины наложения моратория на накопительный компонент, также поставлен вопрос о сохранении данного института и проанализированы дальнейшие пути его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF THE INSTITUTE OF FUNDED PENSION AT THE PRESENT TIME

This article examines the history of the emergence of the institution of a funded pension, the conditions for its occurrence at the present time. The risks of transferring accumulative funds from the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation to a Non-State pension Fund, the reasons for imposing a moratorium on the accumulative component are considered, the question of preserving this institution is also raised and further ways of its development are analyzed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ В НАСТОЯЩЕЕ

ВРЕМЯ

В.В. Самокаева, студент А.А. Родионова, студент

Научный руководитель: Н.А. Иванова, доцент Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-9-2-140-142

Аннотация. В данной статье рассматривается история появления института накопительной пенсии, условия ее назначения в современных условиях. Рассмотрены риски при переводе накопительных средств из Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, причины наложения моратория на накопительный компонент, также поставлен вопрос о сохранении данного института и проанализированы дальнейшие пути его развития.

Ключевые слова: накопительная пенсия, накопительный компонент, пенсионные накопления, Фонд пенсионного и социального страхования, негосударственный пенсионный фонд.

В рамках обязательного пенсионного страхования, чтобы улучшить уровень пенсионного обеспечения граждан, может быть сформирована накопительная пенсия за счет средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета в Фонде пенсионного и социального страхования или на пенсионном счете в негосударственном пенсионном фонде [1].

Легальное определение понятия «накопительная пенсия» можно найти в статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии». Это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии [2].

Данный институт впервые появился вследствие пенсионной реформы в январе 2002 года. Тогда все работодатели, а также индивидуальные предприниматели, начали

отчислять пенсионные взносы: не только на страховую пенсию, но и накопительную, причем эти взносы перечислялись не за всех, а изначально только за мужчин, родившихся не ранее 1953 года, и женщин 1957 года рождения и моложе. Соответственно, страховые взносы на накопительную пенсию - это 2% от фонда заработной платы- в обязательном порядке независимо от желания самого работника перечислялись работодателем на накопительную часть. Все эти перечисления средств происходили в 2002-2004 годах. Затем были внесены изменения в законодательство, у перечисленной выше категории граждан, которым оставался небольшой срок до пенсии, не успевало сформироваться достаточное накопление. Таким образом, было принято решение, что накопительный компонент будет оставлен для граждан, родившихся не раньше 1967 года рождения, а взносы на накопительную часть будут составлять 6% от заработной платы.

В настоящее время право на накопительную пенсию имеют все без исключения женщины и мужчины, достигшие возраста 55 лет и 60 лет соответственно. Причем данное право также возникает при досрочном выходе на пенсию по старости.

Необходимо упомянуть о том, что с 2014 года по 2025 год накопительный компонент заморожен - это значит, что отчисления работодателей в виде 6% идут не на формирование накопительной части пенсии, а в общий бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, так, по предварительным оценкам федеральный бюджет сэкономит 925,9 млрд рублей [3]. Предпосылкой нынешней ситуации, связанной с заморозкой накопительной части пенсии, является дефицит бюджета, у государства просто не хватает средств на покрытие взятых на себя пенсионных обязательств.

Безусловно, человек может сам определить, где «работает» его накопительная часть пенсии в качестве инвестиций, то есть государством предусмотрена возможность перевода средств из СФР в негосударственный пенсионный фонд либо же наоборот, однако в случае их перевода существуют определенные риски. Во-первых, существует риск потери всей прибыли с инвестиций. Да, НПФ предлагают и обещают порой высокую прибыль в связи с повышенным процентом, нежели в государственном фонде, но если данный фонд «прогорит», то гражданин просто потеряет всю прибыль при этом сохранив все накопления, перечисленные работодателем, так как они защищены государством в системе обязательного пенсионного страхования. В этом случае, всю сумму переведут в СФР либо же в любой другой фондпо выбору гражданина. Во-вторых, при переводе накоплений в НПФ можно столкнуться с мошенническими действиями со стороны организации, в связи с чем гражданин также лишится инвестиционных доходов. В-третьих, если человек пожелает перевести свои накопления в другой фонд до истечения пятилетнего срока, то весь инвестиционный доход вновь сгорает. Учитывая перечисленные выше обстоятельства, необходимо упомянуть об исключении из данных правил, человек не потеряет свой доход в случае, если он уже начал получать пенсию. Так, если с НПФ что-то произойдет, то пенсионные накопления продолжит выплачивать Социальный фонд России.

В настоящее время остро ставится вопрос о сохранении такого института, как накопительная пенсия. Мы можем увидеть следующую тенденцию:

- мораторий был введен ФЗ от 4 декабря 2013 года № 351-Ф3, на тот момент предполагалось, что данная мера временная и будет действовать всего лишь один год;

- впоследствии данный мораторий продлевался каждый год;

- в 2018 году вступил в силу Федеральный закон от 11.12.2018 года № 462-ФЗ, в соответствии с которым заморозка накопительной компоненты была продлена до 2021 года включительно;

- в декабре 2021 года Президент России подписал закон о продлении моратория накопительной пенсии до 2024 года;

- 1 января 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 05.12.2022 № 472-ФЗ, согласно положениям которого запрет был продлен до 2025 года.

Так, Александр Сафонов - профессор, проректор Финансового университета при правительстве РФ - считает, что «заморозка - это жирная точка на действовавшей накопительной системе» [4]. Юрий Гор-лин, заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, в свою очередь, также считает, что «имело бы смысл поставить точку и сказать, что все, да, больше обязательных отчислений на формирование накопительной пенсии не будет» [5]. Невозможно не согласиться с данными точками зрения, ведь, как мы видим, мораторий на накопительную часть пенсии все продлевается и продлевается, в итоге это может длиться бесконечно, но с другой стороны здесь может быть несколько исходов событий: либо данный запрет отменят и накопления будут «разморожены», тогда государство вновь столкнется с дефицитом пенсионного фонда и экономическим кризисом, как это было в 2013 году, либо отменят сам институт накопительной пенсии, что может привести к тем же последствиям, что указаны выше, либо же мораторий будут продлевать и продолжит действовать принцип солидарности поколений, однако никто не исключает возможности дальнейшего снятия запрета или отмены дан-

ного института, в связи с чем пострадают Таким образом, законодателям необхо-

будущие поколения. Эльвира Набиуллина димо определить путь развития данного

- глава Центрального Банка Российской института, возможно необходима его Федерации - в этом случае приняла сле- трансформация. Всего этого можно до-дующую позицию: она считает, что разви- стичь путем привлечения экспертов из тие накопительной компоненты необхо- различных областей и проведения дискус-димо, объясняя это тем, что данный меха- сий, что поможет найти из всех вариантов низм приносит «длинные» деньги, то есть лучший и наиболее подходящий как для средства, которые можно вложить в долго- населения, так и для государства. срочные проекты [6].

Библиографический список

1. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Е.Е. Мачульская [и др.]; под редакцией Е.Е. Мачульской. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2023. - 449 с.

- (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-17189-1.

2. Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 N 424-ФЗ.

3. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 333 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 61 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201621-8 (дата обращения 26.09.2023).

4. ФБА «Экономика сегодня»: Эксперты разошлись во мнениях о заморозке накопительной части пенсии «Об этом сообщает «Рамблер». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://finance.rambler.ru/money/43363974/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_ more&utm_source=copylink (дата обращения 26.09.2023).

5. «Если система не получает взносов, она, по сути, не существует». ФНПР предлагает отменить накопительную часть пенсии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bfm.ru/news/454466 (дата обращения 26.09.2023).

6. Слепцов В.В. Накопительная пенсия в 2019 году // Эпоха науки. - 2019. - №18.

THE RELEVANCE OF THE INSTITUTE OF FUNDED PENSION AT THE PRESENT

TIME

V.V. Samokaeva, Student

A.A. Rodionova, Student

Supervisor: N.A. Ivanova, Associate Professor

Volgograd State University

(Russia, Volgograd)

Abstract. This article examines the history of the emergence of the institution of a funded pension, the conditions for its occurrence at the present time. The risks of transferring accumulative funds from the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation to a Non-State pension Fund, the reasons for imposing a moratorium on the accumulative component are considered, the question ofpreserving this institution is also raised and further ways of its development are analyzed.

Keywords: accumulative pension, accumulative component, pension savings, Pension and Social Insurance Fund, Non-state pension Fund.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.