Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ ЭРИХА ФРОММА ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ ЭРИХА ФРОММА ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / педагогика / воспитание / молодёжь / психология / philosophy / pedagogy / education / youth / psychology

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — А.А. Храмцов

В данной статье рассмотрено направление духовно-нравственного воспитания современной российской молодёжи, основывающиеся на экзистенциальных идеях философа и социолога Эриха Фромма. Автор попытался доказать актуальность его идей для воспитания современной российской молодёжи путём сравнения философии Фромма и современных ценностных ориентиров, определённых в актуальных исследованиях. Сформулированные в результате работы выводы позволили лучше понять моральных облик молодого поколения и прогнозировать новые вехи в воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF ERICH FROMM'S IDEAS FOR THE SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIAN YOUTH

This article examines the direction of spiritual and moral education of modern Russian youth, based on the existential ideas of philosopher and sociologist Erich Fromm. The author tried to prove the relevance of his ideas for the education of modern Russian youth by comparing Fromm's philosophy and modern value orientations identified in current research. The conclusions formulated as a result of the work made it possible to better understand the moral character of the younger generation and predict new milestones in education activities.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ ЭРИХА ФРОММА ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ ЭРИХА ФРОММА ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ

А.А. Храмцов, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-2-183-186

Аннотация. В данной статье рассмотрено направление духовно-нравственного воспитания современной российской молодёжи, основывающиеся на экзистенциальных идеях философа и социолога Эриха Фромма. Автор попытался доказать актуальность его идей для воспитания современной российской молодёжи путём сравнения философии Фромма и современных ценностных ориентиров, определённых в актуальных исследованиях. Сформулированные в результате работы выводы позволили лучше понять моральных облик молодого поколения и прогнозировать новые вехи в воспитательной деятельности.

Ключевые слова: философия, педагогика, воспитание, молодёжь, психология.

Эрих Зелигманн Фромм - выдающийся мыслитель двадцатого века. Его работы обрели огромную популярность среди не научного сообщества ещё при его жизни, а современные переиздания моментально становятся бестселлерами за рубежом. Такие факты доказывают, что интерес к его мысли не угасает спустя десятилетия по всему миру. Богатый вклад Э. Фромма в философию позволяет рассматривать его работы как ориентир в мировоззрении молодого человека. В настоящее время в России человек имеет полную свободу при выборе своего духовного идеала и системы взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека. Это закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 28, п. 1 ст. 29) [1].

Рассмотрим такие основные понятия как «иметь» и «быть» или модус обладания и модус бытия, так как в дальнейшем мы не однократно будем использовать эти термины.

Вначале следует отметить, что «обладание и бытие - это две совершенно разные формы человеческих переживаний: от наличия и интенсивности той или иной формы зависят различия индивидуальных и коллективных характеров» [2]. Итак, Э. Фромм даёт следующее определение понятию «быть»: «Под бытием я понимаю такой способ существования, когда человек ничего не имеет и не жаждет иметь, но

счастлив тем, что продуктивно использует свои способности и находится в единстве со всем миром» [2]. В целом, здесь даётся достаточно точное описание бытия, но важно отметить, что для достижения модуса бытия человек не должен отказываться от того, что он унаследовал в жизни. Так как забота об имуществе не является экзистенциальным стремлением. Стоит указать, также и на то, что ориентация на обладание, по словам Фромма может распространяться не только на материальную сторону жизни, но это не входит в тему данной статьи поэтому мы не будем углубляться в данный вопрос.

Что же касается понятия «иметь», то Фромм не даёт точного определения этому термину. Поэтому понять, что же это такое можно с помощью дифференциации терминов «иметь» и «быть». Эрих Фромм, после сравнения стихотворений двух авторов (Теннисона и Судзуки) утверждает, следующее: «поразительно, насколько разное впечатление производит на Теннисона и Басё случайно увиденный цветок! Первое желание Теннисона - «овладеть» им. Он срывает его целиком, вместе с корнями. И хотя он завершает стихотворение глубокомысленными рассуждениями о том, что этот цветок может помочь ему проникнуть в суть природы Бога и человека, сам цветок обрекается на смерть, становится жертвой проявленного таким образом ин-

тереса к нему. Теннисона, каким он предстает в этом стихотворении, можно сравнить с типичным западным ученым, который в поисках истины расчленяет, то есть уничтожает живое существо. Отношение Басё к цветку совершенно иное. У поэта не возникает желания сорвать цветок, он даже до него не дотрагивается. Он лишь «внимательно вглядывается», чтобы «увидеть» цветок» [2]. Интерпретируя вышесказанное на реальную жизнь современной российской молодёжи, стоит учитывать тот факт, что, помимо реальной жизни существует и виртуальная, соответственно, помимо бытия в реальной жизни может существовать отдельное от него бытие в виртуальном мире. По утверждению А.А. Стерхова и Е.В. Гущиной бытие и коммуникативную среду формирует не только игра, но и социальные сети. Из числа опрошенных преобладающая часть молодежи в них буквально живет (96% опрошенных), и лишь незначительная часть (4%) считает социальные сети «пустой тратой времени» [3]. Следовательно, говоря о бытие молодёжи, стоит понимать его двойственность. Интересным здесь является ещё и то, что в виртуальном мире любой, открывший игру, формирует в ней свой мир, где он безусловный лидер и определяет развитие виртуального бытия [3]. Несмотря на затрагивание уже другой темы, нам важно выделить в предыдущей цитате самый её буквальный смысл, который состоит в том, что у молодёжи существует потребность в лидерстве и внимании, а это, в свою очередь намекает на потребность в обладании. Ориентация на обладание просматривается и в других сферах жизни. Проведение опроса показало, что типичным для молодого поколения является установка: смысл в том, чтобы свершить все задуманное и не прожить жизнь зря. Например, решить вопрос с карьерой в будущем хотят около 50%, также за замужество (женитьба) проголосовало более 75%, остальные 25% не хотят даже думать об этом. Про учебу, сдачу экзаменов думают более 90% опрошенных. Бизнесом хотят занимать лишь 30%, остальные 70% говорят, что для них это не так важно. А вот про будущую работу ду-

мают более 80% респондентов [3]. Глядя на эти цифры опроса, можно сделать вывод о том, что большая часть современной российской молодёжи находится в модусе обладания. То есть, молодые люди стремятся к получению и умножению жизненных благ, отождествляя это со смыслом жизни. Модус бытия в таком случае может быть включён в социальное сознание только извне. Так как все процессы в жизни общества изменчивы и мало предсказуемы, нельзя однозначно сказать, что именно является или будет являться агентом этого включения. Однако, признаки ориентации на бытие мы можем наблюдать в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В частности, авторы Концепции считают, что сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни [4]. Приведённое положение подтверждает тот факт, что модус бытия может быть достигнут молодым человеком только вследствие влияния извне, обеспеченным субъектом с соответствующими возможностями. Таким образом, конкуренция в сфере духовно-нравственного развития и воспитания современной российской молодёжи может быть преодолена только благодаря укреплению авторитета конструктивных субъектов воспитательной деятельности.

Возвращаясь к обсуждению актуальности идей Эриха Фромма, следует рассмотреть такое понятие как «свобода». Свобода, в современном мире, стала одной из основных ценностей для молодого человека. Но каким образом ей может распорядиться современный представитель молодёжи? Отвечая на этот вопрос необходимо понять какой именно свободой, дорожит молодое поколение. В своей книге «Бегство от свободы» Фромм выделяет следующие два вида свободы: «свобода от» и «свобода для». В контексте «свободы для» можно говорить о таком понятии как личная свобода. Проблема же понимания сво-

боды, для современного молодого человека заключается в том, что в период взросления бывает трудно различать позитивную и негативную свободу. Для наглядности рассмотрим, какое определение личной свободы даёт Эрих Фромм и ситуацию, иллюстрирующую восприятие свободы.

Фромм призывает под личной свободой понимать «не произвол, а возможность быть самим собой - не клубком необузданных страстей, а тонко сбалансированной системой, которая всегда стоит перед альтернативой: либо рост, либо упадок; либо жизнь, либо смерть» [5]. Подобный подход позволяет понять рамки допустимой деятельности, решительно делать выбор в сложных жизненных ситуациях и приносить пользу обществу, при этом не интернализируя свою идентичность и право на свободу выбора. Особенно актуально такое понимание свободы для младшего звена молодёжи России. Зачастую, подростки, чтобы выразить себя, сепарироваться от родителей на ментальном и социально-групповом уровнях начинают пробовать быть «свободными». Как уже говорилось выше, это понятие не однозначно, поэтому, например, для пятнадцатилетнего подростка способом выражения своей свободы может стать деструктивное и девиантное поведение, вследствие которого может произойти аксиологическая маргинализация и уничтожение человека

нанесёт урон человеческому капиталу России. В таком случае философия Эриха Фромма может стать тем ориентиром для молодого поколения, который отвратит от деструктивного поведения и привьёт ценность позитивной свободы, то есть «свободы для» и не только свободы, но и других, не менее важных жизненных благ и ценностей, которые человек сможет ощутить, живя в модусе бытия.

Резюмируя всё вышесказанное можно сделать насколько выводов, а именно:

Экзистенциальная философия Эриха Фромма не осталась незамеченной спустя десятилетия и является если не основой, то одной из движущих сил в духовно-нравственном воспитании молодого поколения России, что прослеживается в некоторых стратегических документах.

Пребывание молодого человека в модусе бытия способно улучшить моральный облик не только молодёжи России, но и всех последующих поколений, воспитание которых будет основываться на созидательных началах.

Вместе с тем, нельзя забывать о множестве других факторов, влияющих на деятельность человека. Однако, в рамках настоящей статьи мы попробовали обратить внимание читателей на предложенную нами тему, и, хотя, те проблемы, которые освещались в этой работе могут и должны быть более тщательно изучены автор, в целом, достиг поставленной цели.

как ячейки общества, что, в свою очередь

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 4 июля 2020 года. - М.: Проспект, 2023. -64 c.

2. Фромм Э. Иметь или быть. - М.: АСТ, 2022. - 320 с.

3. Стерхов А.А., Гущина Е.В. Социальная философия современной молодёжи // Философская школа. - 2020. - № 11. - С. 25-33. DOI: 10.24411/2541-7673-2020-11103.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. -23 с.

5. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: АСТ, 2022. - 288 с.

6. Мелибоева, Д.Э. Духовное воспитание молодёжи // Мировая наука. - 2020. - Т. 3, № 36. - С. 357-359.

THE RELEVANCE OF ERICH FROMM'S IDEAS FOR THE SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIAN YOUTH

A.A. Khramtsov, Student

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. This article examines the direction of spiritual and moral education of modern Russian youth, based on the existential ideas of philosopher and sociologist Erich Fromm. The author tried to prove the relevance of his ideas for the education of modern Russian youth by comparing Fromm's philosophy and modern value orientations identified in current research. The conclusions formulated as a result of the work made it possible to better understand the moral character of the younger generation and predict new milestones in education activities. Keywords: philosophy, pedagogy, education, youth, psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.