Научная статья на тему 'ЭРИХ ФРОММ: КРИТИКА И АПОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА'

ЭРИХ ФРОММ: КРИТИКА И АПОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1020
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
Э. ФРОММ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ДИХОТОМИИ / ПЛОДОТВОРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / ЛИЧНОСТЬ / ГУМАНИЗМ / ОТЧУЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поломошнов Андрей Федорович, Бакулов Виктор Дмитриевич, Котлярова Елена Александровна

Целью исследования является определение гуманистического потенциала философии Э. Фромма в контексте современного гуманистического кризиса. В статье рассматриваются две стороны гуманизма Э. Фромма. Первая сторона - критика современного общества, с точки зрения идеалов классического гуманизма. Вторая сторона - апология гуманистических идеалов в условиях комплекса дегуманистических явлений и тенденций XX века и поиск путей возрождения и утверждения гуманизма в социальной практике. Критика ограниченности гуманизма Э. Фроммом связана с раскрытием основных аспектов отчуждения личности в современном обществе. Гуманистический идеал Фромма, альтернативный противоречивому и ограниченному капиталистическому гуманизму, описывается мыслителем с помощью таких понятий, как "здоровая личность", "позитивная свобода", "плодотворная ориентация", "любовь", "здоровое общество". Идеал здорового общества Э. Фромма представлен в его модели "гуманистического социализма". Научная новизна заключается в установлении внутренних противоречий и ограниченности "радикального гуманизма" мыслителя. В результате доказывается, что Э. Фромму не удается найти эффективные пути преодоления дегуманистических процессов, порожденных развитием капиталистического общества. Разработанная мыслителем концепция гуманистической трансформации капиталистического общества является формой абстрактного, утопического гуманистического проекта. Поэтому "радикальный гуманизм" мыслителя имеет лишь историко-культурную ценность, но не стал программой действий и борьбы современных гуманистов. Практическая бесплодность абстрактного гуманизма не означает его полного отрицания, но стимулирует необходимость выхода к качественно новой исторической форме гуманизма через конструктивное преодоление его ограниченности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ERICH FROMM: CRITICISM AND APOLOGY OF HUMANISM

The purpose of the study is to determine the humanistic potential of E. Fromm's philosophy in the context of the modern humanistic crisis. The article examines two sides of E. Fromm's humanism. The first side is the criticism of modern society from point of view of ideals of classical humanism. The second side is an apology for humanistic ideals in the context of a complex of dehumanistic phenomena and tendencies of the 20th century and the search for ways to revive and establish humanism in social practice. Criticism of the limitations of humanism by E. Fromm is associated with the disclosure of the main aspects of alienation of the individual in modern society. Fromm's humanistic ideal, an alternative to the contradictory and limited capitalist humanism, is described by the thinker using concepts such as "healthy personality", "positive freedom", "fruitful orientation", "love", "healthy society". Fromm's ideal of a healthy society is presented in his model of "humanistic socialism". Scientific novelty lies in the establishment of internal contradictions and limitations of the "radical humanism" of the thinker. As a result, it is proved that E. Fromm fails to find effective ways to overcome the dehumanistic processes generated by the development of capitalist society. The concept of the humanistic transformation of capitalist society, developed by the thinker, is a form of an abstract, utopian humanistic project. Therefore, the "radical humanism" of the thinker has only historical and cultural value, but did not become the program of actions and struggle of modern humanists. The practical sterility of abstract humanism does not mean its complete rejection, but stimulates the need to reach a qualitatively new historical form of humanism through constructive overcoming of its limitations.

Текст научной работы на тему «ЭРИХ ФРОММ: КРИТИКА И АПОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА»

ERICH FROMM: CRmaSM AND APOLOGY OF HUMANISM

Pobmoshnov Andrey Fedomvich, DSc of Philosophical sciences, Professor, Department of Economics, Philosophy and Social Disciplines, Don State Agrarian University, vil. Persianovsky

Bakuhv Viktor Dmitrievich, DSc of Philosophical sciences. Professor, Head, Department of Philosophy and Methodology of Science, institute of Philosophy and Socio-political Sciences, Southern Federal University, Rostov-on-Don

Kotlyarova Elena Afexandmvna, Postgraduate student, Department of Philosophy and History of the Fatherland, Don State Agrarian University, Vil. Persianovsky

The purpose of the study is to determine the humanistic potential ofF. Fromm's philosophy in the context of the modern humanistic crisis. The article examines two sides of F, Fromm's humanism, The first side is the criticism of modem society from point of view of ideals of classical humanism. The second side is an apology for humanistic, ideals in the context of a complex of dehumanistic phenomena and tendencies of the 20th century and the search for ways to revive and establish humanism in social practice. Criticism of the limitations of humanism by F. Fromm is associated with the disclosure of the main aspects of alienation of the individual in modern society, Fromm's humanistic ideal, an alternative to the contradictory and limited capitalist humanism, is described by the thinker using concepts such as "healthy personality", "positive freedom", "fruitful orientation" "love", "healthy society". Fromm's ideal of a healthy society is presented in his modei of "humanistic socialism". Scientific novelty lies in the establishment of internal contradictions and limitations of the "radical humanism" of the thinker. As a result, it is proved that F, Fromm fails to find effective ways to overcome the dehumanistic processes generated by the development of capitalist society Pie concept of the humanistic transformation of capitalist society, developed by the thinker, is a form of an abstract, Utopian humanistic project. Therefore, the "radical humanism" of the thinker has only historical and cultural value, but did not become the program of actions and struggle of modern humanists. The practical sterility of abstract humanism does not mean its complete rejection, but stimulates the need to reach a qualitatively new historical form of humanism through constructive overcoming of its limitations.

Keywords; F, Fromm; existential dichotomies; fruitful personality; human nature; personality; humanism.

DO! 10.24923/2222-243X.2021 -39.41

УДК 141

ВАК РФ 09,00,03

Ф Поломошнст А,Ф„ 2021 6 Бащтов В Д., 2021 6 Котярова ЕЛ., 2021

ПОЛОМОШНОВ Андрей Федорович, доктор философских наук, профессор кафедры экономики, философии и социальных дисциплин. Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский

БАКУЛОВ Виктор Дмитриевич, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и методологии науки, Институт философии и социально-политических наук, Южный федеральный университет, Рос тов -на -Дону

КОТЛЯРОВА Елена Александровна, аспирант кафедры экономики, философии и социальных дисциплин, Донской государе твенный аграрный университет, п. Персиановский

ЭРИХ ФРОММ: КРИТИКА И АПОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА

Целью исследования является определение гуманистического потенциала философии Э. Фромма в контексте современного гуманистического кризиса, В статье рассматриваются две стороны гуманизма Э, Фромма, Первая сторона - критика современного общества, с точки зрения идеалов классического гуманизма. Вторая сторона - апология гуманистических идеалов в условиях комплекса дегуманистических явлений и тенденций XX века и поиск путей возрождения и утверждения гуманизма в социальной практике. Критика от раниченности гуманизма Э. Фроммом связана с раскрытием основных аспектов отчуждения личности в современном обществе. Гуманистический идеал Фромма, альтернативный противоречивому и ограниченному капиталистическому гуманизму, описывается мыслителем с помощью таких понятий, как "здоровая личность", "позитивная свобода", "плодотворная ориентация", "любовь", "здоровое общество". Идеал здорового общества Э. Фромма представ лен в его модели "гуманистического социализма". Научная новизна заключается в установлении внутренних противоречий и ограниченности "радикального гуманизма"мыслителя. В результате доказывается, что Э, Фромму не удается найти аффективные пути преодоления дегуманистических процессов, порожденных развитием капиталистического общества. Разработанная мыслителем концепция гуманистической трансформации капиталистического общества является формой абстрактного, утопического гуманистического проекта. Поэтому "радикальный гуманизм" мыслителя имеет лишь историко-культурную ценность, но не стал программой действий и борьбы современных гуманистов. Практическая бесплодность абстрактного гуманизма не означает его полного отрицания, но стимулирует необходимость выхода к качественно новой исторической форме гуманизма через конструктивное преодоление его ограни ченности.

Ключевые слова: Э. Фромм; экзистенциальные дихотомии; плодотворная лич ность; природа человека; личность; гуманизм; отчуждение.

Введение

Наверное, ни одна из философских идей не является одновременно настолько же общепризнанной, насколько и дискуссионной

и проблематической, как идея гуманизма. Все мыслители и политики,так или иначе, стремятся позиционировать себя гуманистами, не решаясь отрицать эту ценность. Однако к концу XX века классический гуманизм, ведущий свое происхождение сэпохи Возрождения, вступил в стадию нарастающего кризиса. Переход ведущих стран мира к постиндустриальному обществу не сгладил и не разрешил кризиса классического гуманизма, а, напротив, обострил его проблемы и противоречия. На национальном уровне распад СССР, радикальные российские реформы на рубеже тысячелетий также крайне обострили тему гуманизма для отечественного дискурса. "Здесь мы можем наблюдать не только безоглядное приятие гуманизма, как некоей мировоззренческой системы "подлинной человечности", но и его критику, вплоть до отрицания, прежде всего, из-за неприятия антропоцентризма" [3, 249].

В этой связи актуальность данного исследования заключается в определении гуманистического потенциала философии Э. Фромма в контексте современного гуманистического кризиса. Для исследования этого потенциала необходимо решить следующие задачи. 1) установить специфику интерпретации гуманизма в философии Э. Фромма; 2) проанализировать критику Э. Фроммом дегуманистических тенденций капиталистического общества; 3} рассмотреть его программу гуманистической трансформации современного общества. Основными методами, применяемыми для решения поставленных задач, являются критический анализ концепций мыслителя, а также сопоставление этих концепций с социокультурной реальностью и процессами развития современного общества.

Теоретическую базу исследования составляют работы современных российских исследователей; Л.8. 6аевой,О.Ю. Радченко, М.8. Егу-нёвой,А.П. Желобова, Н.В. Федоренко, С.П Жукова, М.И.Фролова и других [1,2,3,4, Щ

Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснована необходимость перехода от абстрактного, утопического гуманизма Э. Фромма к разработке реалистических, основанных на научных фактах и расчетах, программ гуманизации современно-гообщества.

Основная часть

Каждое из самобытных течений западной философии XX века пыталось переосмыслить идею гуманизма в свете своих философских принципов и в контексте текущей всемирной

и национальной истории. Одной из плодотворных и конструктивных попыток переосмысления и спасения гуманизма в суровых реалиях XX века стала гуманистическая антропология Э. Фромма, разработанная в рамках его методологии гуманистического психоанализа. Можем ли мы извлечь конструктивные и актуальные в наше время уроки из гуманистического психоанализа Э. Фромма?

Э. Фромм практически всеми исследователями признается как один из крупнейших и ведущих гуманистов XX века, М.И. Фролова отмечает: "Казавшийся еще недавно отжившим гуманизм немецкого мыслителя вновь востребован в условиях очередного витка социально-антропологического кризиса" [7,121]. В качестве важной особенности гуманизма мыслителя Фролова отмечает практическую ориентацию его мировоззрения, стремление воплощать гуманистические идеи в жизнь, активную жизненную позицию[7,13б].

СП. Жукова также подчеркивает нравствен-но-практическую направленность гуманизма Э, Фромма, стремившегося создать гуманистическую науку о человеке как основу для прикладной науки о формировании "здорового общества" [4,160].

М.В. Егунёва видит особенную ценность гуманистического психоанализа Фромма в поисках путей оздоровления личности и общества, "...в целенаправленном поиске метода преодоления деструктивное™ как личностного, так и социального характера" [2,13],

Действительно, гуманизм является в системе Фромма альфой и омегой, его главной идеей и основным стержнем всех его философских конструкций.

Несмотря на преобладающий комплиментарный тон оценок гуманистического психоанализа Э. Фромма, можно задать неожиданный вопрос: насколько обоснованы такие оценки? Насколько актуальны те ил и иные идеи Фромма в свете современных исканий гуманистической мысли, и какие действительно полезные уроки мы можем извлечь из философии Э, Фромма? Для ответа на эти вопросы нужно разобраться в том, каков действительный характер гуманизма Э. Фромма?

Необходимо глубже и критически проанализировать гуманистическую концепцию Э. Фромма, как в целом, так и в деталях. Сам Фромм определял свою философию как "гуманистический психоанализ" или "радикальный гуманизм". Теш гуманизма была для него центральной на протяжении всего его творчества, в котором прослеживается следу-

п]

0 ги

1

оГ со

си

¿>1 2:

Ё 247

ющая логика. Вначале Фромм исследует происхождение, историю и противоречия европейского классического гуманизма, а затем формулирует и конкретизирует философско-антропологические основания своего гуманизма и описывает идеал здоровой личности и здорового общества и пути к этому идеалу. В своих последних работах Фромм анализирует феномен человеческой деструктивности как антипод гуманизма.

Гуманистическая концепция Фромма состоит из двух основных частей: 1) критики современного мыслителю общества с точкизре-ния идеалов классического гуманизма и 2) апологии гуманистических идеалов в условиях комплекса дегуманистических явлений и тенденций XX века и поиска путей возрождения и утверждения гуманизма в социальной практике.

Происхождение гуманистической идеи свободного и всестороннего развития личности Э. Фромм связал с развитием капитализма, рассматривая гуманизм как идеал, отражающий базовые условия капиталистической организации производства и общественных отношений. Однако капитализм, породив идеал гуманизма и освободив личность от традиционных уз сословного феодального общества, дав личности потенциальную возможность для позитивной свободы, не привел к реализации гуманистического идеала на практике. Напротив, капитализм сделал человека еще более одиноким, изолированным от других людей, "капитализм сделал индивида еще более одиноким, изолированным, подверженным чувству ничтожности и бессилия...." [8, с. 118].

Критика Фроммом классического гуманизма свелась к выявлению тех особенностей капиталистического общества, которые привели к искажению гуманистических идеалов в социальной действительности и повседневной жизни отдельных людей. Фромм убедительно на множестве фактов и примеров показывает ограниченность капиталистической формы реализации гуманистических идеалов. По сути речь идет о критике капиталистической системы, в которой личность, человек превратился в средство, а не в цель, в котором вместо позитивной свободы личность получила негативную свободу или различные формы "бегства от свободы", в котором вместо плодотворного единства с обществом индивид оказался одиноким и отчужденным от других людей и от самой собственной творческой сущности.

Характерно в критике ограниченности капиталистической версии гуманизма Э. Фром-

мом, то, что он делает акцент не на экономических отношениях и экономических формах отчуждения личности, а на психологических последствиях господства рыночных отношений и технического прогресса. К таким последствиям относится, прежде всего, психологическая деформация личности, ее отчуждение от самой себя, превращение личности в товар. "Человек продает не только товары, он продает самого себя и ощущает себя товаром" [8, с.130]. Товарный фетишизм проявляется также в том, что целью при капитализме оказывается не сам человек и не развитие его личности, а успех, капитал, материальная выгода, "При капитализме экономическая деятельность, успех и материальная выгода стали самоцелью" [8, с.121].

Не обошел своим вниманием Фромм также проблему технологического отчуждения работников от созданных ими самими продуктов труда, от искусственного технологического мира. Человек, по Фромму, "..отчужден от продуктов своего труда, он больше не хозяин построенного им мира, - наоборот, этот мир, созданный человеком, превратился в хозяина" [8, С. 129]. Правда, Фромм не связывает технологическое отчуждение со спецификой частной собственности, а, скорее с законами развития техники. Следствием личностного и технологического отчуждения оказывается также дегуманизация социальных, межличностных отношений [8, с. 1301.

Выявляя дегуманистические психологические проявления и деформации в развитии личности в современном ему капиталистическом обществе, Фромм формулирует базовую дилемму современного гуманизма, как личностный выбор человека. Эта дилемма выражает базисное противоречие капиталистического гуманизма: между потенциальной возможностью позитивной свободы, как всестороннего развития личности и актуальной негативной свободой, состоящей в пассивном подчинении дегуманистическим явлениям, порожденным капитализмом."Один путь ведет его к "позитивной" свободе; он может спонтанно связать себя с миром через любовь и труд... Другой путь - это путь назад: отказ человека от свободы в попытке преодолеть свое одиночество, устранив разрыв, возникший между его личностью и окружающим миром." [8, с.150]

Отчуждение личности от самой себя, от других людей, от продуктов и произведений собственного труда Фромм называет бегством от свободы, которое может осуществляться в различных формах. Одним из таких механизмов

бегства от свободы является авторитаризм, связанный с садизмом и мазохизмом. [8, с. 151] Другим способом бегства от свободы является разрушительность, деструктивность, ¡8, с. 1881 Третий и наиболее массовый путь бегства от свободы - автоматизирующий конформизм: "....индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном" [8, с. 194].

Когда Фромм определяет различные проявления дегуманизации личности и общества, он подчеркивает, что бегство от свободы не является роковым и единственно возможным выбором личности. Напротив, он подчеркивает, что каждый человек способен, несмотря на некоторые неблагоприятные факторы, сделать правильный выбор позитивной свободы.

Описав негативную свободу и ее проявления, схематично обозначив причины ее выбора личностью, Э. Фромм переходит к обоснованию возможности позитивной свободы, к детальному описанию гуманистических идеалов личности и общества и рассуждениям о путях их реализации на практике.

Гуманистический идеал Фромма, альтернативный противоречивому и ограниченному капиталистическому гуманизму, описывается мыслителем с помощью таких понятий, как "здоровая личность", "позитивная свобода", "плодотворная ориентация", "любовь", "здоровое общество" и "гуманистический социализм"

Основными атрибутами здоровой личности, по Фромму, являются позитивная свобода, плодотворность и любовь, тесно связанные друг с другом. Общий смысл этих атрибутов состоит в том, что они позволяют преодолеть различные формы экзистенциального и социокультурного отчуждение личности и реализовать ее творческий потенциал. "Плодотворность означает, что человек воспринимает себя как воплощение своих сил и как "творца"; что он ощущает себя единым со своими силами и в то же время, что они не скрыты и не отчуждены от него" [9, с 397]. Высшей формой плодотворности является, согласно Фромму, любовь. Подлинная любовь служит способом преодоления экзистенциального отчуждения личности от других людей, от природного и социального мира и при этом не утратить свою цельность и индивидуальность, а, напротив, достичь их наивысшего развития. Подлинная любовь выступает как конструктивная альтернатива другим неэффективным формам достижения единства с внешним миром. "Полный ответ - в достижении межличностного единения, слияния с другим человеком, в любви" П 1,с. 37].

Гуманистическая трансформация личности, по мнению Фромма, является, прежде всего ее собственным делом. Однако общество может представлять собой либо благоприятную, либо неблагоприятную среду для расцвета личности. Поэтому критика мыслителем ограниченности капиталистического гуманизма дополняется попыткой описать более совершенную социальную систему, в которой мог бы эффективнее реализоваться гуманистический идеал личности. Социальный идеал Фромма представлен его концепцией "здорового общества" как "гуманистического или демократического социализма". Этот идеал совершенно альтернативен, той модели социализма, которая была реализована в СССР, как ее представлял себе мыслитель. В описании Фроммом гуманистического социализма мало конкретики, больше абстрактных деклараций. Во-первых, целью общества при гуманистическом социализме является, естественно, не экономическая прибыль, а свободное и всестороннее развитие каждой личности. Во-вторых, в обществе гуманистического социализма исключается всякое насилие над человеком и война как способ решения социальных проблем, 8-третьих, гуманистический социализм освобождает каждого человека от страха, бедности и угнетения. [10]

Впрочем, в описаниях здорового общества Фромма имеется и некоторая конкретика. В сфере экономической организации общества эта конкретика выражается в следующих моментах: 1 \ контроль работников над деятельностью мелких и средних предприятий; 2) национализация некоторых отраслей промышленности при сохранении эффективного контроля трудящихся и над ними. Третий момент связан с обеспечением для каждого члена общества бесплатного гарантированного удовлетворения минимальных материальных потребностей. С этим связан четвертый момент: выравнивание доходов. Фромм ведет речь не о полном и принудительном равенстве, а об относительном социальном равенстве, т.е. фактически о существенном и принципиальном сглаживании материального неравенства. Пятым признаком экономической системы гуманистического социализма Э. Фромма является плановое управление экономикой, которое позволит преодолеть недостатки капиталистической экономики. "!Иы можем назвать такой общественный строй демократическим социализмом, но важно не название; важно организовать рациональную экономическую систему, которая служила бы интересам народа" [8, с. 225].

а]

0 ги

1

аГ со

си 2

Ё 249

В своем экономическом описании здорового общества Э. Фромм обходит стороной проблему собственности на средства производства, что превращает это описание в некую утопическую абстракцию.

Важным компонентом образа здорового общества у Фромма является характеристика политической системы или системы управления обществом. Здесь главным ориентиром для мыслителя является реальная демократизация политической системы, преодоление отчуждения населения от власти. "Не только в сфере политических решений, но и в управлении всеми областями жизни общества бюрократия должна быть лишена власти ради восстановления свободы" [10]. Фромм даже предлагает некоторые конкретные механизмы демократизации власти в форме децентрализации власти, создания большого количества (сотен тысяч) маленьких групп (профессиональных, по месту жительства), которые составили бы нижнюю палату парламента, введение реальных форм обратной связи между избирателями и их представителями, реальный контроль и ответственность избранных представителей перед избирателями. Т.е. фактически речь идет о внедрении некоторых элементов прямой, непосредственной демократии.

Важным компонентом политической программы гуманистического социализма, по Фромму, является ликвидация национальных государств и создание единого всемирногосо-общества. "Целью социализма является отказ от национального суверенитета, отказ от любых вооруженных сил, установление общего содружества наций" [10].

В контексте пафоса гуманистических исканий Э. Фромма, одним из главных для него становится вопрос о том, как перейти от несовершенного, ограниченного и противоречивого гуманизма современного ему западного общества к искомому реальному и полному гуманизму "здорового общества".

Первое условие состоит в том, что каждый человек должен для себя осознать необходимость и возможность перехода. Естественно, что все сразу это не способны сделать. Поэтому начало гуманистической трансформации Фромм возлагает на наиболее передовую часть интеллектуальной и управленческой элиты современного общества. "Ведущей социальной силой... него оказывается слой менеджеров, который, с точки зрения Фромма, является той социальной группой, в чьих руках сосредоточены все нити управления обществом"[5, 6]. Реформирование, капиталистической системы

должно быть осуществлено мирными средствами усилиями просвещенных, гуманистических менеджеров.

Второе условие состоит в реформировании системы общественного воспитания, ее гуманизация, направленная на преодоление всех психологических форм и проявлений отчуждения личности. "Фромм надеялся на новое возрождение гуманизма, в котором воспитание играет главную роль, чья функция заключается в осуществлении необходимого человеческого развития" [6, с. 121 ].

Вся эта программа-реформистская утопия, в которой исправление роковых пороков капиталистического гуманизма возлагается на революцию сознания испорченных этим несовершенным обществом людей. Вся программа основана на наивной и ничем не подкрепленной утопической вере мыслителя в силу гуманистического идеала как наиболее рациональной формы общественной организации. "Гуманистический социализм -...основывается на вере в способность человека построить истинно гуманный мир"[10]. Очевидно, что ни привлекательность гуманистического идеала сама по себе, ни вера в этот идеал и возможность его практической реализации никак не обеспечивают решения проблемы практической гуманизации современного общества.

Стоит заметить также еще одну особенность гуманистического идеала Э. Фромма - явный европоцентризм. Утверждая, с одной стороны, единство и солидарность человечества, мыслитель, парадоксально противореча самому себе, заявляет о приоритете именно западноевропейского гуманизма, как основы общечеловеческого гуманизма. "Необходимо стремиться к возрождению тех идей и ценностей, на которых была построена западная цивилизация" [10].

В гуманистических мечтаниях Э. Фромма легко обнаружить принципиальную слабость, свойственную всем утопистам. Он возлагает слишком большие и не оправданные надежды на гуманистическую революцию сознания людей, которая должна предшествовать социальным трансформациям. Кроме того, он утопически верит в возможность гуманистического реформирования существующего общества без изменения тех его фундаментальных основ, которые и порождают все формы социального и психологического отчуждения личности.

В его рассуждениях обнаруживается характерный и неразрешимый для утопистов логический круг. Реформу должны сделатьлюди ста-

рого общества. Чтобы изменить общество нужны новые люди, а чтобы явились новые люди нужно новое общество. Следствие должно предшествовать причине. Это противоречие неразрешимо на почве индивидуального сознания, как пытается доказать мыслитель. Оно разрешимо лишь на почве социальной природы личности, которую Фромм психологизирует и, стремясь возвысить, преуменьшает.

Заключение

Как же можно в целом оценить гуманисти-ческуюфилософию Э.Фромма? Фромм внес определенный вклад в развитие гуманистического идеала, конкретизировав его с т.зр. психологии личности, но не открыл реальных путей гуманизации общества. Он был гуманис-том-утопистом, строившим свою программу гуманизации техники и общества на принципах абстрактного гуманизма. [5, 4].

По сути, Э. Фромму не удается найти эффективное решение противоречий гуманизма, порожденного современным развитием капиталистического общества. Поэтому его гуманистическая антропология в значительной степени остается благим, но абстрактным пожеланием.

Насколько сильна критическая часть его гуманизма, посвященная анализу дегуманистических явлений его времени, настолько слаба конструктивная часть его гуманизма, посвященная борьбе с ними и их преодолению. Его абстрактный гуманизм социально не конкретен и не содержит реальной программы действий и реального проекта социального преобразования капиталистического антигуманного общества. "Сконструированный Фроммом идеал Нового человека и Нового общества не только исследователи и критики его творчества считали "прожектерством", но и он сам называл "человеческой утопией"" [4, с 164). Поэтому его гуманизм имеет лишь историко-культурную ценность, но практически не востребован сегодня и не стал программой действий и борьбы современных гуманистов, не получил теоретического рззвития.

План спасения гуманизма Э. Фромма прекрасен, но к кому это обращено? К страдающим и испорченным антигуманным социальным порядком людям, которые не способны сами измениться и изменить социальный порядок. Вместо акцента на трансформации этого порядка, он лишь описывает идеального человека и выражает наивную веру, что сам человек способен перейти от угнетенного состояния к идеальному или описывает желае-

мый социальный порядок, но не объясняет путей к нему. Т.е. уводит нас от реального анализа путей социальной трансформации антигуманного общества в мир прекраснодушных гуманистических иллюзий и мечтаний. Сам Фромм в работе "Революция надежды" писал: "Я не ставлю перед собой задачу изложить конкретный план того, как добиться этой цели" [12, с. 113].

Какие же реальные конструктивные уроки мы можем извлечь из гуманистической философии Э. Фромма для современности? Это, прежде всего, урок оптимизма - веры в потенциальные силы и способности человека и в возможность гуманистического преобразования общества. "Он не пессимист, не прогнозирует Армагеддон, но и не идеализирует будущее. Он выступает за рациональное мышление, за активное переустройство как общества так человека" [1,с, 181].

Второй урок состоит в том, что в контексте современной истории выявилась несостоятельность абстрактного гуманизма и несовместимость классического гуманизма и современного капитализма. Невозможно сегодня, как и в его время, реализовать утопические гуманистические идеалы Фромма, более того, попытка их возрождения и проповеди была бы обреченной на неудачу, очередным заражением вирусом абстрактного гуманизма, от которого нам сегодня остро необходимо как раз излечиться. Гуманистический урок Фромма для нас - бесплодность и бессилие абстрактного гуманизма, что делает его фактической ширмой реального антигуманизма, нисколько не мешая его развитию, а даже способствуя. Третий урок состоит в осознании необходимости более глубокой и существенной критики, основанной не на одном только гуманистическом пафосе, а на научном познании общества и тенденций его развития. Оценивая в целом гуманистическую философию Э. Фромма, можно констатировать, что его главная идея о сохранении классического гуманизма путем реформирования капитализма исторически не оправдалась. Однако, отсюда следует не отказ от гуманизма, а необходимость выхода к качественно новой исторической форме гуманизма через конструктивное снятие классического гуманизма.

Литература:

1 .Баева Л.В., РадченкоО.Ю, Дихотомии чел о ее чес кого существования и механизмы бегства ог свободы в трудах Э. Фромма // Каспийский регион; политика, экономика, культура. - 2013. - № 4 (37). -С.175-182.

Ш

0 ги

-0

1

сл со

си 2

Ё 251

2.Егунёаа М.В. Проблема свободы 8 гуманистическом психоанализе Э. Фромма // Вестник Орен бургского государственного университета. - 2007. - № 7. - С.13-17.

3.Желобов А.П., Федоренко Н.8.0 поисках "человеческого": гуманизм и антропоцентризм // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2017. - №1,- С.247-257.

4 .Жукова СП. Проблема идеала в философской антропологии Э. Фромма // Философеко-культу-рологические исследования: сб. ст. Вып. 1.-Минск, 2011 .-С.160-174.

Б.Кишлакова Н.М. Программа социальных преобразований капиталистического общества Э.фром ма // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2012. - № 2 (6). - С.4-10.

б.Тихонов Г,Mi Э. Фромм о воспитании и природе человека // Социально экономи чсскос у п ра влен ие: теория и практика. - 2011, - № 1 (19). -019-122. /.Фролова М.И. Гуманизм Эриха Фромма // Человек. - 2014. ■■ №1.-С,121-136.

8.Фромм Э. Бегство от свободы // Фромм Э. Бегство етт свобод ы. Человек для себя.-М.: АО', 2006.-571.

9,Фромм Э, Человек для себя // Фромм Э. Бегство етт свободы. Человек для себя.-М.: ACT, 2006.-571. Ю.Фромм Э. Гуманистический социализм [Электронный ресурс] URL: http://left.by/archives/2104 (Дата обращения: 02.02.2021).

11.Фромм Э. Искусство любить. -М.: ACT, 2014 - 221 с.

12.Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий.-- М., 2005.-352 с.

HYBRID WAR: AN IDEOLOGICAL ASPECT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Stre feisty Yakov Sfyich, PhD of Philosophical sciences, Professor, Department of Humanities and Socio Economic Disciplines, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A. K Serov, Krasnodar

The purpose of the study is to reveal the concept of "hybrid war", to identify the role of ideology in the modern information confrontation, to identify the main techniques of the Russophobicstrategy of the "collective West"; an attack on historical memory, the concept of double standards, information sabotage in the field of existential, exploitation of the covid 19 pandemic phenomenon. Suggest offensive measures in the fight against various variants of modern Russophobia. The scientific novelty lies in the proposed principles of the formation of state ideology for modern Russia, in the analysis of the c ognitive aspec t of the hybrid war of the United States and its allies against our country. As a result of the undertaken analysis, the principles of the formation of the state ideology are determined, the main techniques and methods of the information war of the West against Russia are revealed, methods of increasing the effectiveness in the fight against Russophobes of all stripes are proposed.

Keywords; hybrid war; ideology; state ideology; techniques of Russophobic strategy; culture; pandemic; measures of offensive struggle against Russophobia.

DOI 10.24923/2222-243X.:

УДК 323.27 ВАК РФ 09.00.11

0 Стрелецкий ЯМ, 2021

СТРЕЛЕЦКИЙ Як ов Ильич, кандидат философских наук, профессор, кафедра Гуманитарных и социаль но-экономи чес к их дисцип лин, Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, Краснодар

39.42

ГИБРИДНАЯ ВОЙНА: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Цель исследования - раскрыть понятие "гибридная война" выявить роль иде ологии в современном информационном противоборстве>, определить ос ноеные приемы русофобской стратегии "коллективного Запада": атака на историческую память, концепция двойных стандартов, информационные диверсии в сфере экзистенциальной, эксплуа тации феномена пандемии еоШ-19. Предложить меры наступательного характера в борьбе с различными вариантами современной русофобии. Научная новизна заключается в предлагаемых принципах формирования государственной идеологии для современной России, в анализе когнитивного аспекта гибридной войны США и их союзников против нашей страны. В результате предпринятого анализа определены принципы формирования государственной идеологии, выявлены основные приемы и методы информационной войны Запада против Рос сии, предложены методы повышения эффективности в борьбе с русофобами всех мастей.

Ключевые слова: гибридная война; идеология; государственная идеология; приемы русофобской стратегии; культура; пандемия; меры наступательной борьбы с русофобией.

"Самая лучшая война - покорить чужую армию, не сражаясь" {Сунь-Цзы}

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена следующими положениями: во-первых, стратегия однополярного мира реализу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.