Научная статья на тему 'Актуальность и концептуальные подходы к разработке городской программы охраны здоровья матери и ребенка (озмир)'

Актуальность и концептуальные подходы к разработке городской программы охраны здоровья матери и ребенка (озмир) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Г И. Чеченин, Н М. Жилина, Т В. Мальфанова, А Н. Полукаров, С П. Попов

Авторами предлагаются концептуальные подходы к разработке Программы по охране здоровья матери и ребенка и созданию автоматизированной системы управления Программой. ПредлагаеДмая модель может быть составлена для Российской Федерации в целом, для каждого субъекта Федерации, города, района с учетом местных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г И. Чеченин, Н М. Жилина, Т В. Мальфанова, А Н. Полукаров, С П. Попов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность и концептуальные подходы к разработке городской программы охраны здоровья матери и ребенка (озмир)»

Г.И. Чеченин, Н.М. Жилина, Т.В. Мальфанова, А.Н. Полукаров, С.П. Попов, В.А. Юнусова

Кустовой медицинский информационно-вычислительный центр,

г. Новокузнецк

АКТУАЛЬНОСТЬ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (ОЗМИР)

Авторами предлагаются концептуальные подходы к разработке Программы по охране здоровья матери и ребенка и созданию автоматизированной системы управления Программой. ПредлагаеАмая модель может быть составлена для Российской Федерации в целом, для каждого субъекта Федерации, города, района с учетом местных особенностей.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема сохранения здоровья матери и ребенка.

Анализ медико-демографических показателей у женщин детородного возраста (возраст от 15 до 49 лет) и детей (возраст от 0 до 14 лет), проведенный в г. Новокузнецке Кустовым медицинским информационно-вычислительным центром (КМИВЦ), показал, что на фоне экологического и социального неблагополучия наблюдается снижение рождаемости, увеличение перинатальной и младенческой смертности, врожденной патологии и наследственных заболеваний новорожденных.

Подавляющее число перинатальных потерь в городе связано с врожденными пороками развития плода, заболеваниями матери, в том числе, передающимися половым путем, нежеланием иметь ребенка, проблемами невынашивания.

Наследственная и врожденная патология - одна из самых главных причин детской инвалидности. Ежегодно в г. Новокузнецке рождается до 200 детей с врожденными аномалиями развития, 40 % случаев ранней младенческой смертности и инвалидности с детства обусловлено наследственными факторами. Более 90 % наследственных болезней и синдромов проявляется в детском возрасте. Становится очевидным, что истоки многих болезней взрослых лежат в детском возрасте. В этой связи проблема ранней качественной диагностики генетически обусловленных состояний и повреждений ЦНС у детей раннего возраста и беременных женщин приобретает исключительно большое значение. Кроме того, необходимо усиление работы кабинетов планирования семьи с подростками (пропаганда здорового образа жизни, планирование желаемой беременности, профилактика заболеваний, передающихся половым путем, контрацепция и т.д.), повышение профессионального уровня врачей, улучше-

ние социально-экономического положения в регионе.

Специалистами Новокузнецкого здравоохранения: КМИВЦа и зонального перинатального центра (ЗПЦ), при активном содействии и методическом руководстве ученых ГИДУВа, главных специалистов Управления здравоохранения администрации города разрабатывается городская целевая программа охраны здоровья матери и ребенка (ОЗМИР), а также создается автоматизированная информационная система управления этой программой.

Основные концептуальные положения Программы охраны здоровья матери и ребенка:

1. Показатели здоровья матери и ребенка должны использоваться в качестве критериев оценки социально-экономического развития общества.

2. Проблемы охраны здоровья матери и ребенка должны занимать приоритетное место в деятельности всех городских и территориальных структур управления и общественных организаций.

3. Развитие населения (общеобразовательный и культурный уровни, состояние здоровья, профессиональная структура, социальные взаимоотношения и т.п.) должно рассматриваться как категория, несущая широкий общесоциологический смысл и содержание.

4. Проведение научных исследований факторов и причин, влияющих на демографические процессы, должно быть связано с практической деятельностью по охране материнства и детства.

5. При разработке городской программы ОЗМИР следует руководствоваться следующими принципами:

• соблюдение гарантий и прав граждан;

• взаимосвязь городской Программы ОЗМИР с федеральными и региональными программами;

• консолидация средств на финансирование городской Программы охраны здоровья матери и

■ АКТУАЛЬНОСТЬ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ

ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (ОЗМИР)

ребенка из всех источников финансирования (Федеральный бюджет, бюджет города, средства предприятий и организаций, внебюджетные источники и т.д.);

• использование научных достижений и мирового опыта по данной проблеме.

Цель городской Программы ОЗМИР - в рамках Федеральной программы вывода России из демографического кризиса обеспечить эффективную деятельность субъектов ОЗМИР в следующих направлениях:

• положительный естественный прирост населения;

• повышение качественного развития населения.

Прежде чем провести декомпозицию каждой подцели (построить дерево целей), необходимо выбрать критерии их оценки.

В качестве основных критериев оценки эффективности концептуальных положений следует принять:

• положительный естественный прирост населения;

• среднюю продолжительность предстоящей жизни;

• снижение репродуктивных и перинатальных потерь общества.

Каждая подцель декомпозируется на ряд подпод-целей или задач.

1. Первая подцель - "Положительный естественный прирост населения" может быть достигнута в результате:

1.1. Повышения рождаемости населения.

1.2. Снижения смертности.

Повышение рождаемости декомпозируется на:

1.1.1. Снижение числа абортов.

1.1.2. Укрепление здоровья и поддержание репродуктивной функции супружеских пар и подрастающего поколения на физиологическом уровне.

1.1.3. Снижение перинатальных потерь.

В свою очередь, снижение абортов достигается:

1.1.1.1. Снижением прерываний беременности по желанию женщины.

1.1.1.2. Предупреждением абортов по медицинским показаниям.

1.1.1.3. Снижением числа абортов по социальным показаниям.

Укрепление здоровья и поддержание репродуктивной функции супружеских пар и подрастающего поколения на физиологическом уровне:

1.1.2.1. Укрепление здоровья и репродуктивной функции девочек (репродуктивное здоровье).

1.1.2.2. Укрепление и развитие психического и физического здоровья мальчиков.

1.1.2.3. Укрепление здоровья женщин и мужчин детородного возраста, работающих в особых условиях труда.

Снижение перинатальных потерь:

1.1.3.1. Снижение самопроизвольных выкидышей и преждевременных родов.

1.1.3.2. Снижение родовых травм плода и послеродовых осложнений у матери.

1.1.3.3. Снижение врожденных пороков развития, внутриутробных заболеваний плода.

1.1.3.4. Снижение наследственных заболеваний.

Чтобы повысить рождаемость, необходимо воздействовать на целый ряд взаимозависимых компонент, в значительной степени характеризующих качество жизни, а именно:

• здоровье супружеских пар;

• условия жизни;

• менталитет, где воспроизводство населения воспринимается как главная целевая функция общества;

• мотивация (со стороны государства) к рождению второго и третьего ребенка.

Снижение смертности населения декомпозируется на:

1.2.1. Снижение младенческой смертности.

1.2.2. Снижение смертности в трудоспособном возрасте.

1.2.3. Снижение преждевременной смертности населения от предотвратимых причин.

Снижение младенческой смертности декомпозируется на:

1.2.1.1. Снижение и стабилизацию показателей перинатальной смертности, в том числе, антенатальной смертности (погибших до начала родов), интранатальной смертности (погибших в родах) и ранней неонатальной смертности (погибших в первые 7 суток жизни).

1.2.1.2. Снижение смертности на первом месяце жизни новорожденных.

1.2.1.3. Снижение смертности в период от 1-го месяца жизни до 1-ого года.

Снижение смертности в трудоспособном возрасте декомпозируется на:

1.2.2.1. Снижение показателей смертности населения в трудоспособном возрасте от травм, несчастных случаев, отравлений, суицидов.

1.2.2.2. Снижение показателей смертности населения в трудоспособном возрасте от сердечно-сосудистых заболеваний.

1.2.2.3. Снижение материнской смертности.

1.2.2.4. Снижение смертности от туберкулеза и инфекционных заболеваний.

50

Мать и Дитя в Кузбассе №1(2) январь 2001

Снижение преждевременной смертности населения декомпозируется на:

1.2.3.1. Снижение преждевременной смертности от сердечно - сосудистых заболеваний.

1.2.3.2. Снижение преждевременной смертности от онкологических заболеваний.

1.2.3.3. Снижение преждевременной смертности от других причин, в том числе от туберкулеза.

Для оптимизации воспроизводства населения, с учетом целевых функций, необходимо составить и описать нормативную модель, которая достигается при реализации комплексов программных мероприятий. Такая описательная модель должна быть составлена для Российской Федерации в целом, для каждого субъекта Федерации, города, района и содержать следующие показатели и их нормативные значения (на примере г. Новокузнецка):

• показатель уровень детности - число детей на одну женщину в возрасте 15-49 лет; для простого воспроизводства значение данного коэффициента должно быть не менее 2,2;

• показатель рождаемости в РФ довести до уровня 1983 года (не менее 15,0 на 1000 населения);

• доля детей до 14 лет в структуре населения страны и регионов должна составлять не менее 2527 %;

• коэффициент общей плодовитости женщин (15-49 лет) не менее 60 на 1000 женщин;

• возрастной коэффициент рождаемости женщин в возрастных группах: 30-35 лет не менее - 50, и 35-39 лет - не менее 30 на 1000 женщин;

• уровень младенческой смертности сократить до уровня 1982 года;

• брутто-коэффициент и нетто-коэффициент -не менее 1.0;

• среднюю продолжительность предстоящей жизни (СППЖ) довести до уровня 1986-1987 гг. (в соответствии с предлагаемой моделью - таблицы дожития).

2. Вторая подцель "Повышение уровня качественного развития населения" декомпозируется на:

2.1. Уменьшение числа безграмотных, беспризорных детей, лиц без определенного места жительства и т.п.;

2.2. Снижение в общей структуре населения доли лиц, имеющих вредные привычки (принимающих наркотики, злоупотребляющих алкоголем, курящих);

2.3. Снижение доли населения с доходом ниже прожиточного уровня.

Каждая подподцель может быть декомпозирована на конкретные задачи, под которые определяется комплекс мероприятий, время реализации, необходимое финансирование и ответственный исполнитель.

Комплекс мероприятий по реализации

Программы ОЗМИР

Весь комплекс мероприятий можно сгруппировать следующим образом:

• мероприятия законодательного характера;

• мероприятия по улучшению условий труда, быта, качества жизни;

• мероприятия по охране здоровья (профилактика, медико-санитарное обслуживание);

• мероприятия по воспитанию населения и формированию потребностей населения;

• мероприятия по обеспечению населению конституционных прав и гарантий;

• мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения субъектов ОЗМИР (разработка автоматизированной системы ОЗМИР).

Комплекс мероприятий по реализации программы ОЗМИР должен быть реализован на иерархических уровнях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• региональный на уровне субъекта Федерации;

• городской;

• районный,

• учрежденческий, независимо от формы собственности.

В пакете документов на разработку автоматизированной информационной системы Городской программы охраны здоровья матери и ребенка, создаваемой в КМИВЦ, приведен комплекс конкретных мероприятий по реализации программы охраны здоровья матери и ребенка.

В разработке мероприятий принимали участие специалисты Новокузнецкого института усовершенствования врачей (ГИДУВа): профессор Колтун В.З., доценты: Луцик Л.А., Подхомутников В.М., Колбас-ко А.В., Виноградов А.З., Чеченин А.Г., Заика Г.Е., главный специалист управления здравоохранения по охране материнства и детства Мальфанова Т.В., главный специалист по детской амбулаторно-поликли-нической службе города Полкачева Т. А., заместитель директора Зонального перинатального центра к.м.н. Попов С.П. и др. Научно-методическое руководство разработкой программы осуществлялось ректором ГИДУВа профессором Луциком А.А. и профессором Чечениным Г.И.

Следует отметить, что комплекс мероприятий и программ по последней подцели должен быть составлен с участием представителей многих других служб и подсистем системы жизнеобеспечения: службы социальной защиты, образования, миграционной службы, УВД и др. Концептуальные подходы к разработке Программы ОЗМИР и техническое задание на создание автоматизированной системы управления Программой приняты администрацией города. В настоящее время некоторые из предлагаемых мероприятий уже реализуются в области и городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.