Г.И. Чеченин, Н.М. Жилина, Т.В. Мальфанова, А.Н. Полукаров, С.П. Попов, В.А. Юнусова
Кустовой медицинский информационно-вычислительный центр,
г. Новокузнецк
АКТУАЛЬНОСТЬ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (ОЗМИР)
Авторами предлагаются концептуальные подходы к разработке Программы по охране здоровья матери и ребенка и созданию автоматизированной системы управления Программой. ПредлагаеАмая модель может быть составлена для Российской Федерации в целом, для каждого субъекта Федерации, города, района с учетом местных особенностей.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема сохранения здоровья матери и ребенка.
Анализ медико-демографических показателей у женщин детородного возраста (возраст от 15 до 49 лет) и детей (возраст от 0 до 14 лет), проведенный в г. Новокузнецке Кустовым медицинским информационно-вычислительным центром (КМИВЦ), показал, что на фоне экологического и социального неблагополучия наблюдается снижение рождаемости, увеличение перинатальной и младенческой смертности, врожденной патологии и наследственных заболеваний новорожденных.
Подавляющее число перинатальных потерь в городе связано с врожденными пороками развития плода, заболеваниями матери, в том числе, передающимися половым путем, нежеланием иметь ребенка, проблемами невынашивания.
Наследственная и врожденная патология - одна из самых главных причин детской инвалидности. Ежегодно в г. Новокузнецке рождается до 200 детей с врожденными аномалиями развития, 40 % случаев ранней младенческой смертности и инвалидности с детства обусловлено наследственными факторами. Более 90 % наследственных болезней и синдромов проявляется в детском возрасте. Становится очевидным, что истоки многих болезней взрослых лежат в детском возрасте. В этой связи проблема ранней качественной диагностики генетически обусловленных состояний и повреждений ЦНС у детей раннего возраста и беременных женщин приобретает исключительно большое значение. Кроме того, необходимо усиление работы кабинетов планирования семьи с подростками (пропаганда здорового образа жизни, планирование желаемой беременности, профилактика заболеваний, передающихся половым путем, контрацепция и т.д.), повышение профессионального уровня врачей, улучше-
ние социально-экономического положения в регионе.
Специалистами Новокузнецкого здравоохранения: КМИВЦа и зонального перинатального центра (ЗПЦ), при активном содействии и методическом руководстве ученых ГИДУВа, главных специалистов Управления здравоохранения администрации города разрабатывается городская целевая программа охраны здоровья матери и ребенка (ОЗМИР), а также создается автоматизированная информационная система управления этой программой.
Основные концептуальные положения Программы охраны здоровья матери и ребенка:
1. Показатели здоровья матери и ребенка должны использоваться в качестве критериев оценки социально-экономического развития общества.
2. Проблемы охраны здоровья матери и ребенка должны занимать приоритетное место в деятельности всех городских и территориальных структур управления и общественных организаций.
3. Развитие населения (общеобразовательный и культурный уровни, состояние здоровья, профессиональная структура, социальные взаимоотношения и т.п.) должно рассматриваться как категория, несущая широкий общесоциологический смысл и содержание.
4. Проведение научных исследований факторов и причин, влияющих на демографические процессы, должно быть связано с практической деятельностью по охране материнства и детства.
5. При разработке городской программы ОЗМИР следует руководствоваться следующими принципами:
• соблюдение гарантий и прав граждан;
• взаимосвязь городской Программы ОЗМИР с федеральными и региональными программами;
• консолидация средств на финансирование городской Программы охраны здоровья матери и
■ АКТУАЛЬНОСТЬ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ
ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (ОЗМИР)
ребенка из всех источников финансирования (Федеральный бюджет, бюджет города, средства предприятий и организаций, внебюджетные источники и т.д.);
• использование научных достижений и мирового опыта по данной проблеме.
Цель городской Программы ОЗМИР - в рамках Федеральной программы вывода России из демографического кризиса обеспечить эффективную деятельность субъектов ОЗМИР в следующих направлениях:
• положительный естественный прирост населения;
• повышение качественного развития населения.
Прежде чем провести декомпозицию каждой подцели (построить дерево целей), необходимо выбрать критерии их оценки.
В качестве основных критериев оценки эффективности концептуальных положений следует принять:
• положительный естественный прирост населения;
• среднюю продолжительность предстоящей жизни;
• снижение репродуктивных и перинатальных потерь общества.
Каждая подцель декомпозируется на ряд подпод-целей или задач.
1. Первая подцель - "Положительный естественный прирост населения" может быть достигнута в результате:
1.1. Повышения рождаемости населения.
1.2. Снижения смертности.
Повышение рождаемости декомпозируется на:
1.1.1. Снижение числа абортов.
1.1.2. Укрепление здоровья и поддержание репродуктивной функции супружеских пар и подрастающего поколения на физиологическом уровне.
1.1.3. Снижение перинатальных потерь.
В свою очередь, снижение абортов достигается:
1.1.1.1. Снижением прерываний беременности по желанию женщины.
1.1.1.2. Предупреждением абортов по медицинским показаниям.
1.1.1.3. Снижением числа абортов по социальным показаниям.
Укрепление здоровья и поддержание репродуктивной функции супружеских пар и подрастающего поколения на физиологическом уровне:
1.1.2.1. Укрепление здоровья и репродуктивной функции девочек (репродуктивное здоровье).
1.1.2.2. Укрепление и развитие психического и физического здоровья мальчиков.
1.1.2.3. Укрепление здоровья женщин и мужчин детородного возраста, работающих в особых условиях труда.
Снижение перинатальных потерь:
1.1.3.1. Снижение самопроизвольных выкидышей и преждевременных родов.
1.1.3.2. Снижение родовых травм плода и послеродовых осложнений у матери.
1.1.3.3. Снижение врожденных пороков развития, внутриутробных заболеваний плода.
1.1.3.4. Снижение наследственных заболеваний.
Чтобы повысить рождаемость, необходимо воздействовать на целый ряд взаимозависимых компонент, в значительной степени характеризующих качество жизни, а именно:
• здоровье супружеских пар;
• условия жизни;
• менталитет, где воспроизводство населения воспринимается как главная целевая функция общества;
• мотивация (со стороны государства) к рождению второго и третьего ребенка.
Снижение смертности населения декомпозируется на:
1.2.1. Снижение младенческой смертности.
1.2.2. Снижение смертности в трудоспособном возрасте.
1.2.3. Снижение преждевременной смертности населения от предотвратимых причин.
Снижение младенческой смертности декомпозируется на:
1.2.1.1. Снижение и стабилизацию показателей перинатальной смертности, в том числе, антенатальной смертности (погибших до начала родов), интранатальной смертности (погибших в родах) и ранней неонатальной смертности (погибших в первые 7 суток жизни).
1.2.1.2. Снижение смертности на первом месяце жизни новорожденных.
1.2.1.3. Снижение смертности в период от 1-го месяца жизни до 1-ого года.
Снижение смертности в трудоспособном возрасте декомпозируется на:
1.2.2.1. Снижение показателей смертности населения в трудоспособном возрасте от травм, несчастных случаев, отравлений, суицидов.
1.2.2.2. Снижение показателей смертности населения в трудоспособном возрасте от сердечно-сосудистых заболеваний.
1.2.2.3. Снижение материнской смертности.
1.2.2.4. Снижение смертности от туберкулеза и инфекционных заболеваний.
50
Мать и Дитя в Кузбассе №1(2) январь 2001
Снижение преждевременной смертности населения декомпозируется на:
1.2.3.1. Снижение преждевременной смертности от сердечно - сосудистых заболеваний.
1.2.3.2. Снижение преждевременной смертности от онкологических заболеваний.
1.2.3.3. Снижение преждевременной смертности от других причин, в том числе от туберкулеза.
Для оптимизации воспроизводства населения, с учетом целевых функций, необходимо составить и описать нормативную модель, которая достигается при реализации комплексов программных мероприятий. Такая описательная модель должна быть составлена для Российской Федерации в целом, для каждого субъекта Федерации, города, района и содержать следующие показатели и их нормативные значения (на примере г. Новокузнецка):
• показатель уровень детности - число детей на одну женщину в возрасте 15-49 лет; для простого воспроизводства значение данного коэффициента должно быть не менее 2,2;
• показатель рождаемости в РФ довести до уровня 1983 года (не менее 15,0 на 1000 населения);
• доля детей до 14 лет в структуре населения страны и регионов должна составлять не менее 2527 %;
• коэффициент общей плодовитости женщин (15-49 лет) не менее 60 на 1000 женщин;
• возрастной коэффициент рождаемости женщин в возрастных группах: 30-35 лет не менее - 50, и 35-39 лет - не менее 30 на 1000 женщин;
• уровень младенческой смертности сократить до уровня 1982 года;
• брутто-коэффициент и нетто-коэффициент -не менее 1.0;
• среднюю продолжительность предстоящей жизни (СППЖ) довести до уровня 1986-1987 гг. (в соответствии с предлагаемой моделью - таблицы дожития).
2. Вторая подцель "Повышение уровня качественного развития населения" декомпозируется на:
2.1. Уменьшение числа безграмотных, беспризорных детей, лиц без определенного места жительства и т.п.;
2.2. Снижение в общей структуре населения доли лиц, имеющих вредные привычки (принимающих наркотики, злоупотребляющих алкоголем, курящих);
2.3. Снижение доли населения с доходом ниже прожиточного уровня.
Каждая подподцель может быть декомпозирована на конкретные задачи, под которые определяется комплекс мероприятий, время реализации, необходимое финансирование и ответственный исполнитель.
Комплекс мероприятий по реализации
Программы ОЗМИР
Весь комплекс мероприятий можно сгруппировать следующим образом:
• мероприятия законодательного характера;
• мероприятия по улучшению условий труда, быта, качества жизни;
• мероприятия по охране здоровья (профилактика, медико-санитарное обслуживание);
• мероприятия по воспитанию населения и формированию потребностей населения;
• мероприятия по обеспечению населению конституционных прав и гарантий;
• мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения субъектов ОЗМИР (разработка автоматизированной системы ОЗМИР).
Комплекс мероприятий по реализации программы ОЗМИР должен быть реализован на иерархических уровнях:
• региональный на уровне субъекта Федерации;
• городской;
• районный,
• учрежденческий, независимо от формы собственности.
В пакете документов на разработку автоматизированной информационной системы Городской программы охраны здоровья матери и ребенка, создаваемой в КМИВЦ, приведен комплекс конкретных мероприятий по реализации программы охраны здоровья матери и ребенка.
В разработке мероприятий принимали участие специалисты Новокузнецкого института усовершенствования врачей (ГИДУВа): профессор Колтун В.З., доценты: Луцик Л.А., Подхомутников В.М., Колбас-ко А.В., Виноградов А.З., Чеченин А.Г., Заика Г.Е., главный специалист управления здравоохранения по охране материнства и детства Мальфанова Т.В., главный специалист по детской амбулаторно-поликли-нической службе города Полкачева Т. А., заместитель директора Зонального перинатального центра к.м.н. Попов С.П. и др. Научно-методическое руководство разработкой программы осуществлялось ректором ГИДУВа профессором Луциком А.А. и профессором Чечениным Г.И.
Следует отметить, что комплекс мероприятий и программ по последней подцели должен быть составлен с участием представителей многих других служб и подсистем системы жизнеобеспечения: службы социальной защиты, образования, миграционной службы, УВД и др. Концептуальные подходы к разработке Программы ОЗМИР и техническое задание на создание автоматизированной системы управления Программой приняты администрацией города. В настоящее время некоторые из предлагаемых мероприятий уже реализуются в области и городе.