Научная статья на тему 'Концептуальные и организационнометодические подходы к созданию социально-гигиенического мониторинга здоровья населения и среды обитания как инструмента принятия научно обоснованных решений'

Концептуальные и организационнометодические подходы к созданию социально-гигиенического мониторинга здоровья населения и среды обитания как инструмента принятия научно обоснованных решений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г. И. Чеченин, Н. М. Жилина, Т. В. Сапрыкина, Т. Г. Нетяга, Ю. В. Рузаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные и организационнометодические подходы к созданию социально-гигиенического мониторинга здоровья населения и среды обитания как инструмента принятия научно обоснованных решений»



Г.И.ЧЕЧЕНИН, д.м.н., профессор, директор Кустового медицинского информационно-аналитического центра (КМИАЦ), заместитель директора Научно-исследовательского института комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН (ГУ НИИ КПГиПЗ), заведующий кафедрой медицинской кибернетики и информатики Государственного института усовершенствования врачей (ГИДУВ), Н.М.ЖИЛИНА, к.т.н., главный специалист КМИАЦ, ведущий научный сотрудник ГУ НИИ КПГиПЗ, Т.В.САПРЫКИНА, заместитель директора КМИАЦ, Т.Г.НЕТЯГА, главный специалист КМИАЦ, Ю.В.РУЗАЕВ, старший научный сотрудник ГУ НИИ КПГиПЗ,

Н.А.КОЗЛОВА, врач Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Новокузнецке (ЦГСЭН)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДЫ ОБИТАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРИНЯТИЯ НАУЧНО ОБОСНОВАННЫХ РЕШЕНИЙ

ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Последние десятилетия ХХ века характеризуются тем, что во многих странах мира проблема оптимизации государственной и региональной стратегии охраны здоровья населения опирается на количественные меры приоритетов, выявляемые при сравнительной оценке и анализе набора показателей по согласованным шкалам не только общественного здоровья, но и факторов окружающей среды, влияющих на здоровье, а также на уровень и качество жизни населения.

Такой подход был одобрен ВОЗ и рекомендован для широкого применения. Однако для этого необходимо было с учетом имеющихся научных достижений и накопленного мирового опыта обосновать и разработать методологию и технологию его реализации. Потребовалось с сис-

© Г.И.Чеченин,Н.М.Жилина, Т.В.Сапрыкина, 2004 г. © Т.Г.Нетяга, Ю.В.Рузаев, Н.А.Козлова, 2004 г.

темных позиций более глобально подойти к изучению взаимодействия общественного здоровья и среды обитания. В данном контексте общественное здоровье как интегрированное понятие должно стать сущностью гражданского общества, критерием оценки его функционирования. В решение данной проблемы значительный вклад внесли отечественные ученые: гигиенисты, социал-гигиенисты, организаторы здравоохранения и др., в том числе и ученые Сибири и Кузбасса (В.П.Каз-начеев, В.В.Бессоненко, А.П.Михайлуц, К.Г.Громов, Ю.М.Комаров, В.З.Колтун, Ю.П.Дощицин, В.Д.Суржиков и др.).

Так, в 70-х годах прошлого столетия под руководством В.П.Казначеева, В.В.Бессоненко и др. разработана концепция системы жизнеобеспечения (СЖО). В основу концепции положен прежде всего принцип зависимости здоровья не только от деятельности здравоохранения, а от эффективности функционирования многих служб, обеспе-

Информатизация здравоохранения

www.idmz.ru

чивающих жизнедеятельность граждан, что коренным образом должно изменить методологию охраны здоровья. Ими же была научно обоснована система охраны здоровья (СОЗ) населения как подсистема СЖО, выходящая за пределы системы здравоохранения.

Для практической реализации модели СОЗ В.В.Бессоненко предложил новый методический подход - «социально-гигиеническая паспортизация территорий», а группой ученых НИИ КПГ ПЗ (Григорьев Ю.А., Дошицин Ю.М., Колядо В.Б., Ба-бенко А.И. и др.) проведена паспортизация всех территорий Западной Сибири и составлены социально-гигиенические паспорта, где критерием оценки СЖО являются показатели общественного здоровья и формирующие его факторы.

По существу это была первая модель социально-гигиенического мониторинга. Научные исследования по данной проблеме в это время проводятся и в других регионах РФ: в Москве, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Ижевске и т.п. Профессором С.А.Гаспаряном (Москва) в 1978 г. предложена модель оценки общественного здоровья с использованием единой шкалы измерений, основанной на анализе потерь потенциала жизни популяции (человеко-годы) по преждевременной смертности, несостоявшейся жизни при желанной беременности, активной жизни в результате инвалидности и временной утраты трудоспособности. Одновременно в учреждениях здравоохранения, службе санэпиднадзо-ра стали внедряться информационные системы, широко использоваться вычислительная техника. Все это явилось объективными предпосылками для разработки и внедрения социально-гигиенического мониторинга.

□СНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО

МОНИТОРИНГА

В 1993 году принят Закон «Основы законодательства об охране здоровья граждан», где в ст. 1 дано определение и узаконено понятие СОЗ.

№6, 2004

В 1994 году, 6 октября было принято Постановление Правительства РФ № 1146 «Об утверждении Положения о санитарно-гигиеническом мониторинге». В Законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. (ст. 45) предписывалось широкое внедрение СГМ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» расширило круг участников СГМ и необходимость их информационного взаимодействия.

В Новокузнецке в соответствии с выше перечисленными регламентирующими документами принят ряд нормативных актов по данной проблеме. Постановление Коллегии администрации г. Новокузнецка от 24 декабря 1998 г. №12/1 «О состоянии здоровья населения города, его тенденции и влияние на перспективы развития городского хозяйства» обязало разработать и внедрить СГМ здоровья населения и среды обитания.

Распоряжение Главы администрации города от 28.06.1999 г. № 517 «О развитии системы социально-гигиенического мониторинга в г. Новокузнецке» ускорило разработку СГМ. В ноябре 1999 года была разработана и утверждена Концепция социально-гигиенического мониторинга.

Распоряжением Главы администрации города от 20 марта 2001 г. № 350 «О введении социально-гигиенического мониторинга в г. Новокузнецке в 2001 г.» предписывалось первоочередное внедрение двух блоков: «Здоровье» и «Внешняя среда».

Распоряжение Главы города от 14 марта 2003 г. №773 «О развитии городской системы социально-гигиенического мониторинга» касалось разработки СГМ по всем трем блокам. Разработке и внедрению СГМ способствовали работы, проводимые в городе по информатизации здравоохранения [1,4]. К этому времени были накоплены БД, характеризующие здоровье населения, функционировала система оперативного слежения за эпи-

л

>

Ь.

>

демиологической ситуацией, что ускорило разработку и внедрение СГМ.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СГМ В РФ

За десятилетний период во многих регионах РФ накоплен определенный опыт разработки, внедрения и эксплуатации систем СГМ. Анализ литературных данных и непосредственное знакомство с рядом функционирующих систем позволяют сделать следующие выводы:

1. Под СГМ выдают любые системы оценки и анализа отдельных показателей, характеризующих общественное здоровье населения в целом административных регионов или отдельных кон-тингентов в динамике, а также показателей среды обитания. При этом, как правило, отсутствует интегрированная количественная оценка и решается только одна из задач СГМ.

2. При анализе и оценке задействованных в системах показателей не учитываются их ранговые значения, влияния на конечный результат.

3. В большинстве систем СГМ отсутствуют стандартизация и нормирование показателей.

Основные концептуальные подходы к разработке СГМ с учетом анализа выявленных проблем.

1. Социально-гигиенический мониторинг создается на принципах системного подхода. В концепции определены цель и задачи СГМ, участники и функции, выполняемые каждым, их взаимодействие в процессе выявления причинно-следственных связей и закономерностей между показателями, характеризующими здоровье и среду обитания, возможные варианты управляющих воздействий и другие концептуальные направления.

2. СГМ как сложная многофункциональная система наблюдения и оценки показателей общественного здоровья населения в связи с воздействием социально-экономических, экологических и других факторов предназначена [2] для определения первоочередных и стратегических оздо-

ровительных мероприятий в зависимости от приоритетности отдельных факторов и их сочетанно-го влияния на показатели здоровья и уровня потерь общества.

3. СГМ должен включать в себя комплекс научно-технических, организационных, социальных, санитарно-гигиенических, медицинских и информационных мероприятий, обеспечивающих его основное предназначение.

4. СГМ является многофункциональной иерархической системой, взаимосвязанной как по вертикали, так и по горизонтали с возможностью расширения функций и объема информации с учетом специфики территорий и решения возникающих в связи с этим проблем.

5. Методической основой СГМ является комплексный научнообоснованный подход к оценке изменения показателей общественного здоровья населения в связи с влиянием факторов среды обитания в виде интегрированного показателя, отражающего их количественные зависимости как состоянии здоровья населения в целом, так и отдельных контингентов и по отдельным группам факторов (причинам).

6. Ведущим принципом организации СГМ являются стандартизация и нормативный подход к показателям и унификация методик их оценки.

7. Количественная оценка потенциальной опасности для здоровья населения от негативного воздействия факторов проводится на основе методологии оценки риска, среды. Объектом изучения должна быть административно-территориальная единица (район, город, область, край, округ, страна).

Информационное обеспечение СГМ основывается на создании автоматизированной интегрированной информационно-аналитической системы о состоянии здоровья и факторах среды обитания с использованием интегрированных и распределенных баз данных, в том числе персонифицированных. АИС СГМ является реальной базовой площадкой единого информационного общегородского поля [2-4].

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

В ходе разработки и внедрения СГМ пришлось столкнуться с большим кругом проблем [5].

Все проблемы можно объединить в четыре группы:

1-я группа - проблемы методологического и методического порядка [6];

2-я группа - проблемы, связанные с организационно-управленческим аспектом;

3-я группа - проблемы ресурсного обеспечения;

4-я группа - проблемы, связанные с информационным обеспечением.

Рассмотрим наиболее значимые, на наш взгляд, проблемы при разработке, внедрении и функционировании СГМ с учетом принятой классификации.

1. К проблемам методологического плана могут быть отнесены:

♦ несовершенная методология оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы;

♦ отсутствие критериев оценки проблемной ситуации (что является главным) и их стандартов (нормативов) с учетом особенностей территорий;

♦ несовершенство нормативно-методической базы в оценке экологических, социальных и экономических рисков влияния на уровень общественного здоровья;

♦ несовершенство методики ранжирования качества среды по степени возможного риска влияния на организм и популяцию и выявление причинно-следственных связей;

♦ отсутствие разработанных алгоритмов принятия решений и возможных вариантов моделей управляющих воздействий;

♦ отсутствие регламентированных по иерархическим уровням управления ответственности и способов мотивации за внедрение СГМ и эффективное его функционирование.

№6, 2004

2. Проблемы, связанные с организационно-управленческим аспектом:

♦ отсутствие нормативно-правовых актов, принятых законодательными и исполнительными органами власти на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований;

♦ несовершенство системы контроля со стороны федеральных органов власти и субъектов Федерации за выполнением нормативно-правовых актов по СГМ;

♦ несовершенство существующих методов и технологий организации взаимодействия участников СГМ и обеспечения координации;

♦ отсутствие адекватного целям и задачам СГМ положения об органе управления ходом внедрения и функционирования системы управления СГМ;

♦ недостаточное участие общественных организаций в экологической экспертизе и природоохранных мероприятиях.

3. К проблемам ресурсного обеспечения СГМ относятся:

♦ отсутствие специально выделенных целевым назначением финансовых средств для разработки, внедрения и эксплуатации системы СГМ;

♦ недостаточная оснащенность организаций - участников СГМ современной компьютерной техникой, средствами съема первичных данных о состоянии среды обитания (специализированный комплекс для экологического мониторинга параметров атмосферного воздуха) и т.п.;

♦ отсутствие лицензионных программных средств для использования ГИС-технологий, математического моделирования и др.;

♦ несовершенство средств связи и других каналов передачи данных;

♦ недостаточное количество подготовленных специалистов и т.п.

4. Проблемы информационного обеспечения связаны:

♦ с ведомственной разобщенностью и отсутствием единого нормативно-справочного хозяйства;

>

Ь.

>

♦ с низкой достоверностью исходных данных и высокой трудоемкостью их получения и преобразования в электронный вариант;

♦ с неидентичностью накопленных компьютерных БД и отсутствием необходимых интерфейсов для обмена информации;

♦ с отсутствием научно обоснованных объемов информации и периодичности ее представления участникам СГМ и пользователям, а отсюда низкая эффективность использования;

♦ с отсутствием информационно-аналитической системы СГМ, взаимосвязанной по вертикали и горизонтали с другими мониторингами.

Научная новизна разработки и внедрения СГМ будет заключаться в следующем:

♦ в отработке и использовании малоизученного в России институционального эволюционного подхода к новому предмету исследования - общественному здоровью и системе жизнеобеспечения в переходный период;

♦ в исследовании взаимовлияния социально-экономического развития административных территорий и экологической ситуации на состояние и уровень общественного здоровья, оценке адаптационных возможностей на уровне организма, социальных групп и человеческой популяции;

♦ в выявлении причинно-следственной связи здоровья и факторов среды обитания, в ранжировании факторов риска на общественное здоровье и определении приоритетов в разработке и проведении здравоохранных мероприятий.

ЗНАЧИМОСТЬ ВОЗМОЖНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЛЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Теоретическая значимость работы будет заключаться:

♦ в разработке методологии исследования принципов комплексной оценки общественного здоровья и среды обитания, позволяющей насыщать их экономическим содержанием, системати-зированно применять современные социально-экономические и социально-гигиенические методы;

♦ в создании системы показателей и методов идентификации блоков СГМ: «Здоровье», «Внешняя среда» и «Социальные условия», на разных иерархических уровнях, а также в разработке вариантов управляющих решений, способствующих повышению уровня и качества жизни, улучшению показателей общественного здоровья.

Практическая значимость работы будет заключаться в использовании организациями - участниками СГМ на всех иерархических уровнях методических подходов к разработке, внедрению СГМ. Программное обеспечение и технологии функционирования СГМ (этапный отчет о НИР от 15.12.03 г. в Администрации Кемеровской области) могут быть внедрены во всех административно-территориальных единицах области и во всех регионах Сибирского федерального округа.

Проблемы информационного обеспечения (а также частично и других вышеназванных групп проблем) могут быть устранены при помощи разработки и внедрения автоматизированной информационной системы социально-гигиенического мониторинга (АИС СГМ).

Актуальность работы. Необходимость разработки новых методов комплексной информационной поддержки как фундаментальных научных исследований, так и практического здравоохранения обусловлена переходом к новым принципам управления в территориальном здравоохранении, связанным с возрастающей сложностью задач, с одной стороны, и бурным развитием современных информационных технологий, с другой стороны.

Разработка и функционирование АИС СГМ направлены на выявление причинно-следственных связей «Здоровье - Среда обитания» в рамках разработки фундаментальных проблем экологии человека и гигиены окружающей среды. После выявления причин, влияющих на уровень здоровья населения, весьма важной задачей системы охраны здоровья является оперативное руководство ситуацией, рациональное использование имеющихся ресурсов и т.п.

Все это выдвигает новые требования к совершенствованию информационного обеспечения медицинской науки и системы управления охраной здоровья населения. Необходимо выявлять зависимости состояния здоровья от совместного влияния многих факторов: среды обитания, образа жизни, генетических факторов, медицинской помощи.

АИС СГМ - это эффективный инструмент информационной поддержки проведения научных исследований и оперативного анализа ситуации для принятия решений руководителями здравоохранения, экологоохранных организаций учрежденческих, районных, городских и региональных уровней.

Основная цель АИС СГМ:

♦ создание своевременного адекватного информационного обеспечения для представителей медицинской науки, руководителей различных территориальных уровней, а также учреждений и организаций, участвующих в прогнозе, оценке и анализе общественного здоровья населения и влияющих на него факторов;

♦ выявление зон риска для принятия оперативных мер по улучшению общественного здоровья, социальных условий и экологической ситуации в городе (регионе).

Используемые методы. Система предусматривает применение методов математического моделирования и экспертных оценок, позволяющих создавать варианты, фрагменты и компоненты программного средства и выделять возможные методы реализации предполагаемых функций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В системе предусматривается прототипирова-ние (использование предыдущих наработок), а также использование аналогичных программных средств (как в целом, так и отдельных компонентов). На этапе разработки АИС СГМ актуальны проблемы типизации проектных решений и единства информационного поля, преодоления дублирования разработок, неполноты информации и другие проблемы, снижающие эффективность информатизации.

№6, 2 004

При создании системы используется методология объектно-ориентированного анализа и проектирования - одно из современных направлений системного анализа и проектирования, основанное на декомпозиции предметной области. Иерархический характер сложной системы представляется в виде иерархии классов, а ее функционирование рассматривается как взаимодействие объектов. При этом особенностью жизненного цикла системы является возможность итерационного наращивания и развития компонентов АИС СГМ. Кроме вышеперечисленных, при разработке системы используются методы: компьютерной поддержки принятия решений, динамического анализа информации, математической и медико-биологической статистики.

Научная новизна АИС СГМ:

1. Модифицированы методы интеграции показателей и системно применены в межотраслевой и многоуровневой системе с комплексным использованием методов нормирования и анализа ситуации.

2. Методы компьютерной поддержки принятия решений и экспертных оценок комплексно применены для разработки сложной межведомственной информационной системы с участием экспертов - специалистов необходимой предметной области.

3. Методы оценки рисков формализованы и адаптированы как часть программного обеспечения системы.

Практическая значимость. Система используется в здравоохранении г. Новокузнецка, центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проведении фундаментальных научных исследований.

Информация предоставляется на уровень городской Администрации и обсуждается на городских коллегиях. Блок «Здоровье» АИС СГМ адаптирован и внедрен в Республике Хакасия. В настоящее время заключен договор на разработку системы областного уровня с Администрацией Кемеровской области.

л

>

ь.

>

Результаты исследования могут применяться для разработки типовых автоматизированных информационных систем социально-гигиенического мониторинга на любых территориях, в профессиональной деятельности руководителя любого уровня, научного работника, эксперта-специалиста.

Теоретические положения и практические выводы исследования могут использоваться в учебном процессе.

Реализация результатов работы. Результаты использованы при разработке систем прототипов, например, методы стандартизации, интеграции показателей и экспертных оценок применяются в ЭС «Качество медицинской помощи», АИС «Анализ деятельности стационара» и т.д. АИС СГМ внедрена и функционирует в системе здравоохранения, в межведомственной системе охраны здоровья г. Новокузнецка, а также за пределами города и области.

Теоретические положения и практические выводы работы использованы для научных медицинских исследований, а также в учебном процессе.

Они апробированы на кафедре медицинской кибернетики и информатики Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей (ГИДУВа) и заседаниях научно-технического совета КМИАЦ, а также использовались в качестве методического руководства при выполнении курсовых и дипломных работ студентами высших учебных заведений г. Новокузнецка (СибГИУ, КемГУ), проходившими практику в КМИАЦ.

Апробация результатов. АИС СГМ была представлена на межрегиональной выставке-ярмарке «Кузбасс - ЭКСПО 2000» в г. Новокузнецке (награждена дипломом), результаты разработки доложены на научно-практических конференциях в Москве и Красноярске. В настоящее время подготовлена и передана документация на систему в отраслевой фонд алгоритмов и программ (ОФАП). Кроме того, материалы разработки АИС СГМ отражены в ряде научных публикаций и диссертационных работах.

КРАТКОЕ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Несмотря на достаточно хорошую методологическую основу проведения эпидемиологических исследований при разработке и внедрении АИС СГМ, потребовалось обоснование и создание адекватной целям и задачам СГМ нормативно-методической базы, включая вопросы интегрированной оценки общественного здоровья с воздействующими на него факторами среды обитания, прогнозирования экологической ситуации и ранжирования и т.п. Прежде всего, необходимо было определить набор показателей в каждом блоке АИС СГМ.

В АИС СГМ организовано три блока: «Здоровье», «Среда обитания», «Социальные условия». Система иерархическая. На нижнем уровне идет разработка и поддержка баз данных по блокам системы, на втором уровне создаются базы расчетных показателей, происходит их стандартизация и расчет интегрированных оценок состояния здоровья, среды обитания и социальных условий. На верхнем уровне выявляются причинно-следственные связи «Здоровье - Среда обитания», «Здоровье - Социальные условия». Выявляются конкретные популяционные группы риска по видам заболеваний, определяется интегрированный показатель уровня благополучия.

Принципы построения АИС СГМ:

♦ структурирование по уровням (районный, городской, территориальный);

♦ этапность ведения;

♦ стандартизация показателей;

♦ структурирование и ранжирование показателей (необязательные, дополнительные, комплексные);

♦ комплексирование с другими системами с целью исключения дублирования и эффективного использования информации;

♦ действенность и эффективность (ориентация на реально-достижимые результаты);

♦ определение групп рисков;

♦ выявление причинно-следственных связей «Здоровье - Среда обитания».

Информатизация здравоохранения

www.idmz.ru

№6, 2 004

Для оценки интегрированного показателя здоровья, экологического показателя и показателя социального благополучия необходим эталон-измеритель. Таким эталоном является стандарт относительного благополучия показателей.

Стандарт - конкретная цель, продвижение к которой поддается измерению. Оценка интегрированного показателя основывается на сравнении фактических значений показателей со стандартом.

Минимальный набор показателей, в достаточной степени характеризующий интегрированный показатель территории, а также их балльная оценка устанавливаются группой экспертов. Например, в г.Новокузнецке балльная оценка показателей получена в результате проведения групповой экспертизы специалистами - экспертами ГИДУВа, практического здравоохранения, городского Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), а также КМИАЦ г.Новокузнецка под руководством д.м.н., профессора Че-ченина Г. И. Проведение групповой экспертизы в рамках разработки АИС СГМ состоит из нескольких этапов:

1. Определение наборов показателей по блокам «Здоровье», «Среда обитания», «Социальные условия» АИС СГМ.

2. Ранжирование показателей (упорядочение объектов экспертом).

3. Определение нормативных значений показателей.

При разработке АИС СГМ в г. Новокузнецке проведение групповой экспертизы проходило в форме очного анкетирования группы специалистов городского здравоохранения. Каждому специалисту предлагались анкета-опросник и пояснительная записка, содержащая информацию о целях экспертизы, задачах опроса, объектах экспертизы и инструкцию по заполнению анкет. Фрагмент итогового ряда экспертных рангов блока «Здоровье» АИС СГМ приведен в табл. 1.

Обработка результатов групповой экспертизы включается в режим «Формирование стандар-

Таблица 1

Результаты групповой экспертизы (фрагмент)

Наименование показателя Экспертные балльные оценки (в соответствии с номером эксперта)

1|2|3|4|5|6|7|8|9|Ю

Медико-демографические показатели

1. Средняя продолжительность ожидаемой жизни 10 10 8 9 10 8 10 9 8 10

2. Средняя продолжительность ожидаемой жизни при рождении мужчины

3. Средняя продолжительность ожидаемой жизни при рождении женщины

4. Младенческая смертность 10 10 9 10 10 10 10 10 10 10

5. Материнская смертность (случаи) 9 10 10 8 10 10 10 9 8 9

6. Перинатальная смертность 9 8 10 10 9 10 10 8 10 10

7. Общая смертность 8 6 9 7 6 8 9 7 10 10

8. Мертворождаемость 9 9 8 10 9 10 9 8 8 8

9. Естественный прирост 10 8 8 7 9 6 9 9 7 7

10.Смертность от инфекционных заболеваний 7 6 8 5 8 9 9 8 8 5

11.Смертность от туберкулеза 9 6 8 5 9 9 8 7 9 5

12.Рождаемость 7 8 8 8 6 5 8 9 10 7

13.Смертность трудоспособного населения 10 8 8 8 9 8 9 10 8 8

14.Число абортов на одни роды 3 5 7 5 7 6 8 6 4 4

15.Смертность от онкозаболеваний 3 6 8 5 4 8 7 7 7 5

16.Средний возраст умерших 5 6 7 7 5 7 6 5 8 6

17.Средний возраст умерших мужчин 9 7 8 6 8 6 7 6 5 8

18.Средний возраст умерших женщин 6 7 6 6 7 7 6 6 5 8

Инвалидизация

19.Первичная инвалидизация детей 9 8 6 9 9 9 8 9 8 8

20.Первичная инвалидизация работающего населения 9 7 6 8 9 6 6 7 8 6

21.Инвалидизация детей 7 8 6 9 8 8 8 9 8 9

22.% признанных инвалидами с детства 8 6 5 7 7 7 7 8 8 6

23.Коэффициент тяжести инвалидизации 5 7 6 5 6 6 8 9 7 7

24.Первичная инвалидизация 8 6 8 7 5 5 9 5 5 7

25.Показатель общей инвалидизации 4 4 4 4 5 7 5 5 8 5

Заболеваемость

26.3аболеваемость подростков (на 1000 подростков) 5 7 6 7 8 8 8 8 8 6

27.3аболеваемость детей (на 1000 детей) 6 8 6 8 6 8 8 8 10 6

28.3аболеваемость новорожденных 7 8 7 10 8 8 8 7 8 6

29. Заболеваемость активными формами туберкулеза 7 5 8 6 10 8 8 7 9 5

30.0нкологическая заболеваемость населения 3 5 7 7 3 7 7 7 9 5

31.3аболеваемость беременных 5 8 6 9 6 7 8 6 8 6

32.Инфекционная заболеваемость 4 5 7 7 6 8 7 6 7 5

33.3аболеваемость взрослых (на 1000 взрослых) 5 6 6 4 4 6 6 5 10 6

34.3аболеваемость, осложнившая роды 6 7 7 7 6 2 7 7 7 5

>

W-ЩШШ kill

>

тов» АИС СГМ. В автоматизированную обработку поступают хорошо согласованные оценки показателей. На этапе ввода формируется таблица, в которую заносятся непосредственные оценки показателей в баллах (табл. 2).

Таблица 2 Балльная оценка показателей

Номер показателя

Номера экспертов

R11 R21 Ri

Rni

2

Rl2 R22 Ri2 Rn2

Rij

Rim

R2m Rim Rm

Обобщенная балльная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R1 R2

Обобщенная балльная оценка показателя определяется как средняя величина:

Ri =-

I Ri j

j=i

m

где 1 =1,2; П - номер показателя; у = 1,2; т - номер эксперта.

Несогласованные оценки из обработки убираются. Далее идет расчет интегральных показателей АИС СГМ [2]. Аналогичным образом происходит проведение групповой экспертизы при разработке других автоматизированных экспертных систем.

Базисное (нормативное) значение каждого показателя определяется из реальных условий жизни и отчетных данных за ряд предыдущих лет (используются динамические ряды фактических показателей). Возможно также использование федеральных нормативов. Для оценки интегрированного показателя вводятся оценочные шкалы с масштабами допустимых отклонений. В оценочной шкале используются лингвистические переменные для определения уровня экологического индекса: «приемлемый», «относительно-удовлетворительный», «пониженный», «низкий», «очень

низкий», «критический». При функционировании, развитии и адаптации системы на других территориях программно предусмотрена возможность изменения набора показателей и лингвистических переменных.

Основные источники данных:

♦ блок «Здоровье» - КМИАЦ, ЛПУ, Управления здравоохранением;

♦ блок «Среда обитания» - ЦГСЭН, природоохранные организации;

♦ блок «Социальные условия» - Территориальный отдел Госстатистики.

Данные аккумулируются в информационной базе АИС СГМ и хранятся (в многолетней динамике) в таблицах СУБД ORACLE. Система многопользовательская, базируется на использовании сервера баз данных ORACLE.

Графическое и схематическое представление описаний, проектных решений и выходной информации дано для наглядности и удобства в работе. Схемы, таблицы, графики и картограммы выполняются с целью наглядной оценки реализации требований заказчика (пользователя).

В рамках развития АИС СГМ приведем структуру алгоритма управляющих рекомендаций для принятия научно обоснованных управленческих решений, разработанную нами на основании семантической сети (методика применения компьютерной поддержки принятия решений [7, 8]). В общем виде структура алгоритма выглядит следующим образом (рис. 1).

В условиях разработки АИС СГМ:

P. означает интегрированный показатель по одному из блоков системы («Здоровье», «Среда обитания» или «Социальные условия»). Знак «-» на семантической сети означает, что значение интегрированного показателя по блоку системы достоверно ниже соответствующего значения предыдущего периода анализа ситуации.

S. (P.) означает одну из причин возникновения негативной ситуации: анализируются обобщенные показатели по подсистемам, входящим в блоки АИС СГМ.

1

ш

R

п

m

№6, 2004

Р. 1 Р,+.

1 + +

5,(р,)

Р, Р+1 (' = 1) - показатель-следствие (проблема);

ЩР) ■

рекомендация по управляющим воздействиям;

$ (Р) (]= 1) - показатель - «причина» (характеризует причину R* (Р.) - общая рекомендация, при условии, что все показате-возникновения проблемной ситуации); ли-причины в пределах нормы.

Рис. 1. Структура алгоритма формирования управляющих рекомендаций

(«дерево решений»)

Например, по блоку «Здоровье» анализируются показатели медицинской демографии, заболеваемости, болезненности, инвалидизации,пси-хо-эмоциональной напряженности.

&(&(Р.) означает управляющую рекомендацию при условии, что 5.(Р.) достоверно ниже соответствующего значения предыдущего периода либо значение показателя соответствует низкому (очень низкому, критическому) уровню по базовой шкале.

Одним из преимуществ семантических сетей является то, что они строятся из очень простых элементов, объединяемых вокруг узлов, которые соответствуют заданным понятиям. Построение семантических сетей особенно удобно применять при работе с экспертами - специалистами нужной предметной области, поскольку «дерево решений» повышает наглядность процесса приобретения знаний [7, 9], систематизирует информацию. Ситуационный анализ с использованием таблиц Кастел-

лани (на примере показателей смертности) приведены в табл. 3 и 4. Подобные методики могут применяться при разработке различных экспертных систем (ЭС). Надеемся, что наш опыт окажется полезен проектировщикам и экспертам при создании ЭС, научным работникам, лицам, принимающим решения (ЛПР) в системах управления различных уровней, а также студентам математических и технических специальностей.

Основные пользователи системы: представители учреждений и организаций, участвующих в прогнозе, оценке и анализе общественного здоровья населения и влияющих на него факторов (ЛПУ, ЦГСЭН, научные медицинские организации, средства массовой информации и др.), руководители районного, городского, регионального и других уровней.

В г.Новокузнецке блоки «Здоровье» и «Среда обитания» АИС СГМ находятся в промышленной эксплуатации, в стадии технорабочего проекти-

>

>

Таблица 3

Ситуационная оценка смертности по районам г.Новокузнецка за 9 мес. 2003 г.

Наименование показателей Ситуации

1 2 3 4 5 6 7 8

Общая смертность + + + - + - - -

Смертность в трудоспособном возрасте + + - + - - + -

Младенческая смертность + - + + - + - -

Распределение районов города по ситуационным группам Ордж. Центр. Кузн. Город Куйб. Заводс.

Таблица 4 Рекомендации по управляющим воздействиям

Ситуационная группа Рекомендации

2 Высокая младенческая смертность. —Проанализируйте деятельность акушерско-гинекологической и педиатрической служб

3 Высокая смертность в трудоспособном возрасте. —Проанализируйте глубже половозрастную структуру, а также причины смертности по выходным формам 1', 2', 4 комплекса задач «Смертность»

4 Высокая общая смертность. —Проанализируйте показатели смертности, половозрастную структуру и смертность по классам заболеваний по выходным формам 1, 2, 3, 4 комплекса задач «Смертность»

5 Рекомендации для групп [2] и [3]

6 Рекомендации для групп [3] и [4]

7 Рекомендации для групп [2] и [4]

8 Критическая ситуация. Рекомендации для групп [2], [3] и [4]

рования - блок «Социальные условия». Ведутся научно-исследовательские работы по выявлению причинно-следственных связей «Здоровье - Среда обитания», «Здоровье - Социальные условия». Определяются конкретные популяционные группы риска по видам заболеваний, разрабатывается интегрированный показатель уровня благополучия.

Эффективность АИС СГМ. Функционирование АИС СГМ позволяет повысить достоверность и эффективность использования информации; рассчитать экономический ущерб от дополнительной заболеваемости, связанной с экологическими и социальными рисками, увеличить производительность труда руководителя; улучшить экологическую ситуацию за счет принятия оперативных управленческих решений, снизить по-

тери человеческого и трудового потенциала, оптимизировать и улучшить медико-демографическую ситуацию - показатели общей и младенческой смертности; оптимизировать использование производственных ресурсов (человеческих и технических).

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Актуальность развития АИС СГМ обусловлена необходимостью совершенствования информационных методов в проведении фундаментальных исследований, важностью интеграции теоретических научных исследований в области охраны здоровья с практическим здравоохранением, необходимостью выявления причинно-следственных связей «Здоровье - Среда обитания - Социальные

Информатизация здравоохранения

www.idmz.ru

№6, 2004

условия». Система может быть адаптирована для внедрения как на областном уровене, так и на всей территории СФО, а также в других регионах РФ, Ближнего и Дальнего зарубежья.

Несанкционированное использование продукта затруднительно.

л

Объект нуждается в привязке к определенной территории, что должно быть реализовано на стадии адаптации технорабочего проекта (разработка необходимой нормативно-справочной и экспертной информации, стандартов благополучия по блокам системы, выходных картограмм и т.д.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бессоненко В.В., БабенкоА.И. Медико-демографические аспекты воспроизводства населения Сибири//Бюлл. СО АМН СССР. - 1986. - №2. - С. 70-74. Л 2- Чеченин Г.И., Жилина Н.М., Сапрыкина Т.А. и др. Концептуальные подходы разработки автоматизированной системы социально-гигиенического мониторинга/Взаимодействие образовательных, хозяйственных и административных структур в ре-гионе//Материалы 3-й межрегиональной науч.-практ. конф. - Кемерово, 2000. -С. 138-139.

3. Автоматизированная система управления городом/Под ред. Г.И.Марчука. Сб. научных трудов. - Новосибирск, 1979. - 160 с.

4. Чеченин Г.И. Информатизация здравоохранения регионального уровня./Г.И.Че-ченин, В.К.Гасников//Учебно-методическое пособие. Новокузнецк - Ижевск: КМИВЦ

- ИВЦ МЗРУ. 1996. - 171 с.

5. Жилина Н.М. Организация процесса автоматизации системы социально-гигиенического мониторинга / Н.М.Жилина, Г.И.Чеченин, Ю.В.Рузаев, Н.А.Козлова// Взаимодействие образовательных, хозяйственных и административных структур в регионе//Материалы 3-й межрегиональной научн.-практ. конф. - Кемерово, 2000.

- С. 294-296.

6. Чеченин Г.И., Рузаев Ю.В., Жилина Н.М. и др. Методические и организационные подходы к разработке социально-гигиенического мониторинга в крупном промышленном городе/Вопросы санитарно-гигиенического обеспечения населения//Сб. науч. тр. - Новокузнецк, 2000. - С. 7-10.

7. Осуга С., Саэки Ю., Судзуки Х., Кобаяси Х. и др. Приобретение знаний//Пер. с японского. - М.: Мир, 1989. - 304 с.

8. Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений//М.: Синтег, 1998.

- 376 с.

9. Жилина Н.М., Чеченин Г.И., Сапрыкина Т.В. Организационно-управленческие и методические задачи при разработке автоматизированных систем управления муниципальным здравоохранением (на примере г. Новокузнецка)//Вестник РАЕН (Западносибирское отделение). - Кемерово, 2002. - Вып. 5. - С. 68-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.