Научная статья на тему 'Актуальность функционального мониторинга пешеходной зоны исторического города (на примере улицы Баумана в Казани)'

Актуальность функционального мониторинга пешеходной зоны исторического города (на примере улицы Баумана в Казани) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
372
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ / HISTORY OF FORMATION / РЕКОНСТРУКЦИЯ / RECONSTRUCTION / ПЕШЕХОДНАЯ УЛИЦА / PEDESTRIAN STREET / КОМФОРТНОЕ ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMFORTABLE URBAN SPACE / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК / TOURIST FLOW / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / FUNCTIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухитов Ринат Киямович

Постановка задачи. Целью исследования является сравнительная оценка результатов формирования функциональной структуры пешеходной улицы Баумана за 20 лет, после её реконструкции. Результаты. Основными результатами исследования выявлены определенные закономерности в формировании функциональной структуры пешеходной улицы в зависимости от изменения состава пешеходов. Изменение со временем состава пешеходов преобладание туристов над местными жителями приводит к функциональной трансформации упрощению состава услуг, первоначально разнообразный состав сократился до продажи сувенирной продукции и недорогого питания. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в оценке временных факторов в развитии и эксплуатации пешеходной улицы в исторической части города, т.к. их недооценка приводит к определенной функциональной деградации, а как следствие «потере» статуса центра городской жизни для жителей города

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of functional monitoring of the pedestrian zone of the historic town (on the example of the Bauman Street in Kazan

Problem statement. The aim of the study is a comparative evaluation of the results of the formation of the functional structure of the Bauman pedestrian street for 20 years after its reconstruction. Results. The main results of the study revealed certain regularities in the formation of functional structure of pedestrian streets, depending on changes in the composition of the pedestrians. Change over time, the composition of the pedestrians is the preponderance of tourists over local residents leads to functional transformations-simplify the composition of services originally varied line-up was reduced to selling souvenirs and inexpensive food. Conclusions. Underestimation of the temporary factors in the development and operation of the pedestrian street in the historic part of town leads to a certain functional degradation and «lost» as a result the status of Center of city life for the residents of the city.

Текст научной работы на тему «Актуальность функционального мониторинга пешеходной зоны исторического города (на примере улицы Баумана в Казани)»

УДК 712.03

Мухитов Ринат Киямович

кандидат архитектуры, доцент

E-mail: mukhitov@list. ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Актуальность функционального мониторинга пешеходной зоны исторического города (на примере улицы Баумана в Казани)

Аннотация

Постановка задачи. Целью исследования является сравнительная оценка результатов формирования функциональной структуры пешеходной улицы Баумана за 20 лет, после её реконструкции.

Результаты. Основными результатами исследования выявлены определенные закономерности в формировании функциональной структуры пешеходной улицы в зависимости от изменения состава пешеходов. Изменение со временем состава пешеходов - преобладание туристов над местными жителями приводит к функциональной трансформации - упрощению состава услуг, первоначально разнообразный состав сократился до продажи сувенирной продукции и недорогого питания.

Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в оценке временных факторов в развитии и эксплуатации пешеходной улицы в исторической части города, т.к. их недооценка приводит к определенной функциональной деградации, а как следствие «потере» статуса центра городской жизни для жителей города

Ключевые слова: история становления, реконструкция, пешеходная улица, комфортное городское пространство, туристический поток, функциональная структура.

Введение

Пешеходные пространства исторического города формировались веками и, прежде всего, как торговые места, которые затем трансформировались в улицы и площади. Только лавки, амбары, мастерские могли привлекать ежедневно горожан, а также и базары, которые тяготели к людным местам и наоборот. И таким местом был в первую очередь городской центр, где жило большинство горожан, а также были хорошие дороги для подвоза товара. Параметрами такого центра служила пешеходная доступность, т.е. максимальные размеры улиц или удаленность базаров не превышала 500-800 метров.

Растущий спрос, популярность городского центра с течением времени приводило к органичному скоплению торговых «точек» в определённых местах города, где совпадали интересы всех заинтересованных сторон, а далее к этим местам начинали тяготеть аптеки и рестораны, банки и гостиницы, главпочтамт и телефонная станция, театры и кинотеатры, доходные дома с меблированными комнатами. Таким образом, происходило неформальное формирование городского центра, значение которого с течением времени только усиливалось. Не смотря на высокую концентрацию услуг пешеходное пространство центра, продолжало развиваться - дополняться транспортом1, рекламой и другими событиями, в соответствии со временем. Плотность размещения магазинов, как по количеству, так и по качеству на территории городского центра была неоднородна. Эта неоднородность в первую очередь зависима была от доступности пешеходной, а затем транспортной. Там, где возникали транспортные пересечения - аналоги современных транспортно-пересадочных узлов, создавались условия для формирования лоточной торговли, которая обслуживала пассажиров, основную массу которых формировали домохозяйки, студенты, рабочие, а также служащие, все они были людьми среднего или ниже среднего достатка, что сказывалось на их спросе и, соответственно, на

1 по улице, по проложенной в 1948 году первой в городе линии троллейбуса ходили его маршруты № 1, 4 (ранее также 7) и несколько маршрутов автобуса, до 1935 года - трамвай, до 1899 года - конка.

ассортименте товаров. В этих условиях происходило формирование улицы Большой Проломной, а ныне Н. Баумана. Сама улица всегда являлась частью пешеходного пространства города, его планировочной осью, соединяющей основную торговую площадь (Рыбнорядскую) и ансамбль Казанского Кремля, с правительственными зданиями и службами городской и губернской власти2. К этому надо добавить и близость к улице казанского «толчка» - главного городского базара, который занимал значительную территорию под стенами Гостиного Двора. В выходные дни базар расползался по соседним улицам, в том числе и на улицу Баумана, сюда «стекался» весь город и обсуждал городские новости. Так в городе появился неформальный общественный центр, который просуществовал даже в советские годы.

Советский период нашей истории не опроверг эту историческую традицию. Улица, которая была торговой, такой и осталась и это любопытный фактор, ведь новая политическая идеология могла этот «пережиток» ликвидировать. Тем не менее, к торговой функции добавились новые - это универмаг, книжный магазин, кинотеатры и театр, но закрылась церковь, сократилось количество питейных заведений, вместо доходных домов появились коммуналки. Количество горожан на этой улице не убавилось, а даже возросло. Центральное расположение улицы в месте транспортного пересечения и концентрация большого количества магазинов, а также наличие гостиниц, ресторанов, кинотеатров и др. объектов обслуживания фактически обусловило формирование крупного пересадочного узла в структуре городского общественного центра [3]. Две эти составляющие явились ключевым фактором высокой концентрации горожан, основная масса которых состояла из трудовых мигрантов, которые при пересадке с одного вида транспорта на другой осуществляли необходимые покупки в магазинах, примыкающих к остановкам общественного транспорта и находящихся в пределах 100 метров или в границах одного квартала. Надо отметить, что доминирование в общем составе пешеходов трудовых мигрантов, сказалось на ассортименте услуг и товаров. Это наличие доступных промтоваров по низким ценам, продуктовых товаров основного повседневного ассортимента - хлебные, молочные, колбасные, рыбные, а также столовые с соответствующим ассортиментом - блинная, пельменная, кафетерии. При высоком количественном показателе трудовых мигрантов их поток был не равномерным, т.е. в утренние и вечерние часы было максимальное присутствие, а днём - самое минимальное. Но в дневное время в составе пешеходов доминировали студенты близлежащих университета, финансово-экономического института, техникумов и ПТУ, которые активно посещали кинотеатры и кафе. А в праздники и выходные дни пешеходов было такое количество, что их не вмещали тротуары и люди начинали занимать и проезжую часть улицы. В результате по улице двигался только общественный транспорт, а частный и грузовой автотранспорт предпочитал для проезда соседние улицы, а со временем для грузового автотранспорта был введен запрет на транзитный проезд.

История реконструкции

Учитывая устойчивую популярность улицы среди горожан, власти города и городская общественность в 80-е годы прошлого столетия начали обсуждать возможность по превращению улицы в пешеходную. А для начала стали периодически в праздничные дни вводить временный запрет на сквозной проезд. Это был начальный этап в формировании будущей пешеходной улицы города, на который, прежде всего, повлиял зарубежный опыт в городах Западной Европы, имеющий длительный период существования. Этот опыт стал востребованным благодаря тому, что перестал быть идеологическим фактором именно в 80-е годы прошлого столетия. А в последующем

2 Улица Баумана - одна из самых старых и главных улиц Казани. В эпоху Казанского ханства она называлась Ногайской дорогой. В 1552 году, во время штурма Казанского Кремля московскими войсками Ивана Грозного, обе его стены южнее и севернее улицы были проломлены взрывами, а улица была названа сначала Проломной, а затем Большой Проломной. В XVI веке, продолжая уже имевшуюся застройку северной части улицы, в её южной части возникла Новая слобода, получившая позже название Богоявленской по названию сооружённой здесь церкви. В 1930 году, улица была переименована в честь выходца из Казани революционера Баумана. Это название сохранилось до настоящего времени.

решающим фактором стал существующий советский опыт по реконструкции исторических мест и формированию пешеходных зон в столицах союзных республик бывшего Советского Союза - Тбилиси, Киеве, Вильнюсе, Баку, который широко был представлен в прессе и на телевидении. В городах Российской Федерации период массового формирования пешеходных пространств начался позже всех, в конце 80-х годов и продолжается до сих пор. Это появление пешеходного Арбата в Москве, затем там же, но значительно позже Столешников переулок, Кузнецкий мост стали полностью пешеходными. В городах Поволжья наряду с Казанью появилась пешеходная улица в Саратове, которая долгие годы являлась примером по организации и оформлении летних кафе и торговых объектов. Затем появилась пешеходная улица и в Нижнем Новгороде.

Развитие пешеходных улиц претерпела существенные изменения, если вначале происходило ограничение и затем полный запрет на транспортное движение, то в последующем стала задача благоустройства уличного пространства - отказ от асфальтового покрытия улицы и тротуаров в пользу плиточного покрытия, устройства пешеходных уличных светильников, размещения скамеек и малых архитектурных форм, дополнительного озеленения. В каждых городах был разный опыт формирования структуры и формы обслуживания пешеходов, так как он зачастую зависел от финансовых возможностей властей и форм привлечения дополнительных ресурсов арендаторов и собственников помещений и зданий.

Пешеходная улица в Казани стала только тогда пешеходной, когда удалось решить проблему изменения транспортного движения и организовать новые маршруты общественного транспорта. Затем необходимо было реконструировать существующие инженерные сети, в том числе увеличить их мощность. Для нового уличного покрытия был закуплен завод фирмы «Коламбия», который производил искусственный цветной дорожный камень, а также и ряд других элементов для мощения, а для его укладки, на первой очереди, были приглашены специалисты из Югославии, так как на тот период собственных специалистов по мощению просто не было. В вопросах проектирования пешеходной улицы также возникали проблемы, так как подобного опыта не было, да и в целом в советские годы не существовало понятия пешеходного пространства, улицы. Поэтому решить, что должно быть размещено и как на улице оставалось открытым и зачастую носило волюнтаристский характер, это было прерогативой мэра города. Поэтому сохранялась прежняя функциональная структура, за исключением ряда несвойственных объектов как ПТУ, общежитие. В некоторых случаях менялся арендатор, поэтому могла поменяться и функция.

Но особое внимание было уделено застройке, которая в большинстве своем нуждалась в реконструкции и реставрации. На первом этапе реконструкции улицы стало ясно, что состояние практически большинства зданий аварийное - это залитые водой и засыпанные землей подвалы, вертикальные просадочные трещины в надземной части, как последствия пробивки новых проемов в стенах, занижения горизонтальной гидроизоляции вследствие постоянных асфальтовых накатов и т.д. Одним из первых мероприятий стало снятие существующего дорожного покрытия и понижение уровня улицы в среднем до 70 см, в результате у большинства зданий появились входные ступени, про которые уже и забыли, но стали проблемой при мощении улицы. Вторым важным моментом стала расчистка подвалов и раскрытие старых подвальных и цокольных проемов, которые обеспечивали вентиляцию этих пространств. Расчистка подвалов предполагала размещение в них дополнительных функций, что себя полностью оправдало. Ряд зданий из-за своего аварийного состояния было снесено, а на их месте затем были возведены новые. Большая часть застройки обрела прежний исторический облик, что повысило архитектурный статус пешеходной улицы. Наконец третьим важным этапом в реконструкции улицы стало освобождение вторых и третьих этажей зданий (преимущественная этажность застройки - это два и три этажа) от существующего жилья, коммунальных квартир. Эти квартиры выкупались владельцами или арендаторами магазинов, которые стремились расширить торговые площади или организовать свои офисы, гостиничные номера или рестораны, так как понимали, что пешеходная улица привлекает больше посетителей магазинов и ресторанов. Этот этап по времени тесно связан с периодом, когда муниципальная собственность стала

передаваться и продаваться старым и новым собственникам, когда бывшие арендаторы стали хозяевами недвижимости и начали вкладываться в реконструкцию и реставрацию своих объектов. В это время и многие домовладения стали или дробиться или укрупняться под интересы новых собственников. В последующем это послужило толчком к появлению крупных торговых центров в структуре улицы.

Функциональная структура улицы

Первые годы существования полноценной пешеходной улицы во всем ее объеме были однозначно насыщенными как по количеству посетителей, так и по числу общественных событий. Это было единственное комфортное городское пространство, где собиралось активное население и могло себя реализовать как в повседневные дни, так и в праздники. Отреставрированные фасады зданий и единственно замощённая улица без тротуаров с невиданными до этого уличными скульптурами и фонтанами, а также бесконечный ряд летних кафе с пивным ассортиментом местного завода, большое количество новых магазинов (теперь это уже модные бутики), рестораны с концертными номерами и стриптизом, казино и т.д. - все это манило горожан и гостей города. Постоянно растущий спрос на новые услуги увеличивал стоимость аренды и земли, привлекал новых инвесторов. В эти годы была реализована инициатива мэра города по созданию подземного пешеходного пространства на предпоследнем участке реконструируемой улицы. По проекту предполагалось раскрыть подвалы всех прилегающих зданий и организовать вариант подземной улицы с магазинами и кафе, а главное, связать это подземное пространство со станцией метро. Из-за финансовых затруднений, а также из-за конструктивных особенностей подвалов зданий (уровень заложения фундаментов и подвалов оказался разным, что привело к разрушению одного из них) проект остался до конца нереализованным. Все годы существования пешеходной улицы данное подземное пространство не эксплуатировалось. Имея ограниченные свободные площади на самой улице, новые функции со временем стали размещаться уже на примыкающих и соседних улицах. Одновременно стали освобождаться офисы организаций, которые из-за транспортной загруженности центра и отсутствия достаточного количества парковочных мест стали переезжать в буферную зону или на окраину города. Таким образом, пешеходное пространство вышло за рамки улицы и стало распространяться на значительную территорию (как правило, вдоль улиц, но только не внутрь кварталов). Само существование пешеходной улицы в результате дало толчок к формированию пешеходного пространства уже в пределах исторического центра, который стал благодаря этому более привлекательным, а также этому способствовало последующее принятие ограничений на автопарковку.

Начиная с 2000 года и по 2005 г., когда г. Казань стала готовиться к юбилею, празднованию своего тысячелетия, начался активный этап реконструкции города. В исторической части города были построены подземные и надземные паркинги, станции метро, ряд новых общественных объектов, реконструированы и реставрированы исторические здания. Рядом и на территории пешеходной улицы появились новые торговые и торгово-развлекательные комплексы, гостиницы, рестораны. Размещение самих объектов и выбор функционального значения, как правило, определялся стереотипно, т.е. если имеет место большого скопления людей, то там возможно появление функций с высокой степенью окупаемостью. Для такого размещения способствовало наличие значительного количества территориальных резервов, образованных в результате сноса ветхих строений и большого количества хозяйственных построек внутри домовладений, которые планировалось первостепенно застроить к юбилею города. Задача застройки пустырей для формирования полноценной уличной застройки являлась главной, поэтому для привлечения инвесторов не предусматривалась регламентация и контроль выбора конкретного функционального назначения объектов, как на самой улице, так и на прилегающих территориях. В результате в последующем, за относительно короткий промежуток времени возникла избыточная концентрация однотипных функциональных объектов на отдельных территориях, что незамедлительно привело к тому, что одни торговые центры продолжают сегодня функционировать, а другие были вынуждены сократить торговые площади или перефункционироваться.

Сегодня можно констатировать, что падение спроса горожан на торговые функции на пешеходной улице обусловлены строительством крупного гипермаркета «Кольцо», который непосредственно соседствует с улицей, от этого соседства пострадал ГУМ и ТРК «Родина». Последствия такой реконструкции очень быстро сказались на состоянии самой улицы. Появились новые здания, которые после реконструкции изменили свое прежнее функциональное назначение. Так Дом печати был превращён в гостиницу «Ногай», а бывшая гостиница «Казань» стала элитным жилым комплексом «Казанское подворье». Значительно возросший поток туристов в последние годы, особенно после проведения в 2013 г. летней Универсиады, оказал заметное влияние на формирование функциональной структуры пешеходной улицы. Стало очевидным, что возросло количество магазинов, торгующих сувенирной продукцией, но практически исчезли или сократилось до минимума число промтоварных и продуктовых магазинов, аптек, кинотеатров, дорогих ресторанов, книжных магазинов, а также модных бутиков. Как было ранее сказано, в активный период формирования пешеходной улицы были ликвидированы все коммунальные квартиры, т.е. основная масса горожан покинула эту улицу, предпочтя более тихие районы для проживания, к тому же поток туристов «потеснил» местное население, которое переориентировалось на новые торгово-развлекательные центры, расположенные по месту жительства. Современные торгово-развлекательные комплексы представляют собой прототип пешеходной улицы, но функционально более комфортабельны - помимо разнообразной торговой функции, питания, кинотеатров имеют развитую анимацию для детей, гардеробы, камеры хранения и туалеты, чего порой не хватает обычным улицам, а также обладают удобной парковкой. В таких комплексах семья может провести полдня, совмещая необходимые покупки и отдых, особенно когда на улице жарко, здесь прохладно, когда наоборот холодно или дождливо здесь тепло и сухо. Но в таких универсальных центрах нет главного - подлинного исторического архитектурного окружения, которым обладает пешеходная улица исторического города.

Сегодняшнее функциональное состояние пешеходной улицы не является критическим, так как оно в полной мере соответствует общему состоянию города и сформированному туристическому потоку. Другими словами, появление новых объектов туристического притяжения на улице или вблизи ее оказывает всегда положительный эффект, при условии их равномерного расположения на всем протяжении улицы. На данный момент времени можно констатировать, что за почти двадцатилетнюю свою историю прежняя торговая улица постепенно превратилась в «сувенирную лавку», где приезжих всегда больше чем местных жителей. А поэтому здесь, никогда не будут присутствовать продуктовые лавки и магазины, объекты бытового обслуживания, социальные службы и все то, что обычно нужно местному населению. За то здесь появились ювелирные магазинчики, антикварные лавки, всевозможные объекты питания равно также как и в известных туристических центрах Европы, а также периодически появляются небольшие занимательные аттракционы. Если в перспективе количество объектов развлечения станет больше, то скоро улицу Баумана можно будет сравнить с известной пешеходной улицей Истикляль в Стамбуле (Турция), про которую наши туристы говорят, что на этой улице никогда не спят, всегда очень оживленно и много народа. В дневное время на ней открыто множество магазинов и кафе, ходит трамвайчик, гуляют туристы и местные жители, а вечером открываются ночные клубы, многие из которых готовы принять посетителей до поздней ночи (а точнее, до раннего утра).

Зарубежный опыт

Зарубежные примеры функциональной организации пешеходных зон исторических городов демонстрируют явную стандартизацию - доминирование сувенирной торговли и доступного питания [4]. Единственное различие прослеживается в качестве сувенирной продукции. Так, например, в Кракове (Польша) торгуют изделиями из янтаря, в Венеции (Италия) торгуют изделиями из стекла и карнавальными масками, во Флоренции (Италия) торгуют золотыми изделиями, в Никосии (Кипр) - кружевными изделиями и т.д. Даже местная кухня для туристов не является актуальной, так как при кратковременном посещении туристы предпочитают определенные безопасные стандарты в пище - на уровне брендовых фастфудов, обладающих международным и проверенным качеством

приготовления пищи и ассортиментом блюд (знакомого и апробированного у себя дома). В результате для туристов создаются приемлемые условия пребывания в городе, так как увеличение потока туристов является важным, а то и основным источником финансового пополнения городского бюджета и трудоустройством его горожан. Приоритетное отношение к туристам с одной стороны повышает привлекательность и загруженность пешеходных улиц в исторических городах, но с другой стороны, одновременно, как бы «вытесняет» местных жителей из этих территорий. Как пример, можно привести бульвар Рамбла, который является самой оживленной улицей Барселоны (Испания), где большая часть людей, посещающих эту улицу - туристы, а не местные жители (эту улицу чаще всего называют Лас-Рамблас, потому что на самом деле эта улица состоит из нескольких улиц, совершенно разных по стилю). В местах скопления туристов очень трудно найти местных жителей, они «избегают» эти достаточно шумные места, предпочитая более тихие зоны с детскими площадками и магазинами с товарами повседневного спроса. Так произошло в исторических центрах Кордовы и Севильи (Испания), в Риме и Сиене, Пизе, Венеции (Италия) и других городах Европы. Наиболее наглядным примером служит ситуация на большом канале Венеции. Это самая насыщенная историческая территория города по количеству туристов. В последние годы власти города фиксируют устойчивый отток жителей острова в сторону материковой части, даже, несмотря на существенную финансовую поддержку за счёт доходов от туристического бизнеса. Эта финансовая помощь необходима собственникам для содержания исторических жилых зданий, которыми мы любуемся как туристы. Но постоянное нахождение в зоне активных туристических маршрутов и отсутствие структуры обслуживания для самих жителей перевешивает их желание здесь оставаться. Сегодня можно констатировать, что избыточное количество туристов в известных исторических местах провоцирует негативную реакцию со стороны местных жителей. Они открыто выступают за ограничение потока туристов в городах, так как сфера обслуживания, ориентированная на туристов, игнорирует собственных горожан, а именно отсутствуют продуктовые и овощные магазины, аптеки и парикмахерские, мастерские по мелкому ремонту и т.д. Условия для постоянного проживания, как на самих пешеходных улицах, так и в ближайших районах являются худшими как по шумности, безопасности, обслуживанию, так и по высокой стоимости услуг и товаров, жилья. А количество рабочих мест в сфере туриндустрии сильно подвержено сезонности, а значит, лишено стабильности, что провоцирует высокую безработицу со всеми последствиями. Заметные выступления горожан с протестами против туристического «засилья» своих городов произошли в 2017 г. в Каталонии и Стране Басков. С лозунгами «туристы, убирайтесь домой» прошли демонстрации местного населения, для которых «агрессивная» туристическая модель ведёт к «обнищанию рабочего класса» [8].

В нашей стране таких публичных акций пока не было, но скрытая форма противодействия туристам присутствует. Так в 90-х годах в г. Ульяновске была реконструирована улица, на которой располагалось мемориальное домовладение, связанное с семьей Ульяновых (туристический маршрут по Ленинским местам). В рамках реконструкции были воссозданы все жилые дома по улице и модернизированы их внутренние планировочные решения для создания современных комфортабельных условий проживания местных жителей. Однако для туристов соседние с памятником жилые домовладения представлялись такими же объектами туристического посещения, так как их архитектура сохраняла историческую аутентичность с памятником. В результате это привело к тому, что жители этих домовладений стали закрываться от любопытных туристов, которые достаточно бесцеремонно вели себя здесь. Бойкотирование туристического интереса выражалось в том, что жители стали вешать на входных воротах таблички «осторожно злая собака», таким образом, защищая неприкосновенность своего жилья. Таким образом, проявилась явная недоброжелательность местного населения по отношению к туристам, о которой не предполагали проектировщики и организаторы этой туристической зоны города.

Значительная функциональная трансформация в сфере обслуживания населения произошла в результате изменения качественного состава пешеходов. Популяризация улицы Баумана среди туроператоров как объекта городской достопримечательности в течение двадцатилетнего периода существования привёла к тому, что туристы стали

преобладающим потребителем услуг, предоставляемых на улице. Это является закономерностью не местного значения, а общемировой тенденцией для пешеходных улиц в исторических городах, ставших туристическими «мекками» [10]. Стремление к росту туристического потока приводит к его доминированию и, соответственно, вытеснению местного населения из мест, предназначенных для горожан. А бесконтрольный рост туристического потока приводит к уже открытому противодействию местного населения, которое видит в нём основного виновника ухудшения условий жизни и отдыха.

Перспектива функционального развития улицы Баумана напрямую зависит от туристического потока, который особенно активен в летние месяцы и праздники, но в остальное время идёт на спад. Тем не менее, и в будущем улица останется привлекательной в первую очередь для туристов, для которых она должна быть «большой сувенирной лавкой с едой и развлечениями». Местным жителям улица будет снова интересна, если она по своему новому содержанию будет отличаться от существующих торгово-развлекательных центров, новых набережных с их рекреационными функциями и обновлённых парков с местами активного отдыха.

Заключение

В заключении можно констатировать, что за двадцать лет существования пешеходная улица Баумана претерпела серьёзные изменения в функциональной структуре, в первую очередь она стала значительно проще:

- осталось единичное количество жилых домов;

- полностью исчезли продуктовые магазины всех типов;

- полностью исчезли магазины хозяйственных товаров;

- полностью исчезли магазины промтоварной группы товаров в низкой и средней ценовой зоне;

- полностью исчезли предприятия бытового обслуживания населения;

- практически не осталось аптек;

- осталось единичное количество книжных магазинов;

- сократилось количество бутиков модной одежды;

- сократилось количество ресторанов;

- закрылся кинотеатр «Татарстан»;

- закрылось большое количество офисов;

- появилось большое количество сувенирных магазинов;

- увеличилось количество фастфудов;

- увеличилось количество гостиниц;

- появились занимательные аттракционы для детей и взрослых.

Список библиографических ссылок

1. Саначин С. Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. Казань : Фолиант, 2014. 240 с.

2. Урбах А. И., Лин М. Т. Архитектура городских пешеходных пространств. М. : Стройиздат, 1990. 200 с.

3. Bandarin, Francesco. «From Paradox to Paradigm? Historic Urban Landscape as an urban conservation approach». Taylor, K. and Lennon, J. 2012. Managing Cultural Landscapes. London and New York: Routledge. Charter 11. 2011. 56 p.

4. Martin O., Piatti G. World Heritage and Buffer zone. Paris: UNESCO, 2009. 47 p.

5. Krier, Leon. «The Architecture of Community». Washington : Island Press, 2009. 243 p.

6. Белов М. Экономические предпосылки формирования пешеходной улицы// Дизайн ревю, 2010. № 1-4. С.73-85

7. Белов М. Жизнь пешеходных улиц: принцип сезонности в дизайне городской среды // Дизайн ревю, 2011. №3-4. С.84-94

8. Когалов Ю., Забродина Е. Сиеста без выходного пособия // Российская Газета. № 201 (7367) 7.09.2017. С. 16.

9. Агранович Д., Агранович-Пономарева Е., Мазаник А. Создание пешеходной улицы: ожидаемый эффект и неожиданный результат. 26.05.2008. URL: http://ais.by/story/1446 (дата обращения: 19.10.2017).

10. Асебильо Х. Последствие плохого метаболизма города - низкое качество жизни его обитателей // archplatforma.ru. URL: http://www.archplatforma.ru/index.php?act=1 &catg=88&nwid= 1077(дата обращения: 30.10.2017).

Muhitov Rinat Kiyamovich

candidate of architecture, associate professor E-mail: mukhitov@list. ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

The relevance of functional monitoring of the pedestrian zone of the historic town (on the example of the Bauman Street in Kazan)

Abstract

Problem statement. The aim of the study is a comparative evaluation of the results of the formation of the functional structure of the Bauman pedestrian street for 20 years after its reconstruction.

Results. The main results of the study revealed certain regularities in the formation of functional structure of pedestrian streets, depending on changes in the composition of the pedestrians. Change over time, the composition of the pedestrians is the preponderance of tourists over local residents leads to functional transformations-simplify the composition of services originally varied line-up was reduced to selling souvenirs and inexpensive food.

Conclusions. Underestimation of the temporary factors in the development and operation of the pedestrian street in the historic part of town leads to a certain functional degradation and «lost» as a result the status of Center of city life for the residents of the city.

Keywords: the history of formation, reconstruction, pedestrian street, comfortable urban space, tourist flow, functional structure.

References

1. Sanachin S. Insight into the life of Soviet architecture. Kazan : Foliant, 2014. 240 p.

2. Urbach A. I., Lin M.T. Architecture urban pedestrian spaces. M. : Stroiizdat, 1990. 200 p.

3. Bandarin, Francesco. «From Paradox to Paradigm? Historic Urban Landscape as an urban conservation approach». Taylor K. and Lennon J. 2012. Managing Cultural Landscapes. London and New York : Routledge. Charter 11. 2011. 56 p.

4. Martin O., Piatti G. World Heritage and Buffer zone. Paris : UNESCO, 2009. 47 p.

5. Krier, Leon. «The Architecture of Community». Washington : Island Press, 2009. 243 p.

6. Belov M. Economic prerequisites for the formation of the pedestrian street // Design review, 2010. № 1-4. P. 73-85.

7. Belov M. Life pedestrian streets: the principle of seasonality in the design of the City Wednesday // Design review, 2011. № 3-4. P. 84-94.

8. Kogalov Y., Zabrodina E. Siesta without severance pay // Rossiyskaya Gazeta. № 201 (7367) 7.09.2017. P. 16.

9. Agranovich D., Agranovich-Ponomareva A., Mazanik E. Creating pedestrian streets: the effect and an unexpected result. 26.05.2008. URL: http://ais.by/story/1446 (reference date: 19.10.2017).

10. Asebilo H. The consequence of poor metabolism of the city-low quality of life of its inhabitants // archplatforma.ru. URL: http://www.archplatforma.ru/index.php?Act=1& catg=88&nwid=1077 (reference date: 30.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.