Научная статья на тему 'Анализ благоустройства пешеходных улиц Ростова-на-Дону'

Анализ благоустройства пешеходных улиц Ростова-на-Дону Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
669
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕШЕХОДНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / КРИТЕРИИ БЛАГОПРИЯТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / PEDESTRIAN INFRASTRUCTURE / FUNCTIONAL ZONING / THE CRITERIA FOR A FAVORABLE URBAN ENVIRONMENT / AESTHETIC PERCEPTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сторож Анастасия Сергеевна

Рассматриваются варианты функционального зонирования пешеходных улиц и критерии благоустройства, на основе которых проводится анализ пешеходной системы г. Ростова-на-Дону. По результатам исследования выявляется ряд условий, при выполнении которых пешеходное пространство будет успешно функционировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PEDESTRIAN STREETS IMPROVEMENT IN ROSTOV-ON-DON

The article discusses options for functional zoning of pedestrian streets and the criteria for improvement on the basis of which the analysis of the pedestrian system of the city of Rostov-on-Don is conducted. The results of the study revealed a number of conditions under which pedestrian space will function successfully.

Текст научной работы на тему «Анализ благоустройства пешеходных улиц Ростова-на-Дону»

УДК: 72

АНАЛИЗ БЛАГОУСТРОЙСТВА ПЕШЕХОДНЫХ УЛИЦ РОСТОВА-НА-ДОНУ

А. С. Сторож

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Anastaska rus@mail.ru

UDC: 72

ANALYSIS OF PEDESTRIAN STREETS IMPROVEMENT IN ROSTOV-ON-DON

A. S. Storozh

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

Anastaska_rus@mail.ru

The article discusses options for functional zoning of pedestrian streets and the criteria for improvement on the basis of which the analysis of the pedestrian system of the city of Rostov-on-Don is conducted. The results of the study revealed a number of conditions under which pedestrian space will function successfully.

Keywords: pedestrian infrastructure, functional zoning, the criteria for a favorable urban environment, aesthetic perception.

Рассматриваются варианты функционального зонирования пешеходных улиц и критерии благоустройства, на основе которых проводится анализ пешеходной системы г. Ростова-на-Дону. По результатам

исследования выявляется ряд условий, при выполнении которых пешеходное

пространство будет успешно

функционировать.

Ключевые слова: пешеходная

инфраструктура, функциональное

зонирование, критерии благоприятной городской среды, эстетическое восприятие.

Введение. Улица — это обустроенная и приспособленная территория для общего пользования транспортных средств и пешеходов, характеризующаяся линейной планировкой и обособленная с одной или двух сторон зданиями и сооружениями. В данном исследовании из целого ряда разнообразных типов улиц рассматриваются пешеходные улицы.

Принципиальные отличия пешеходных улиц от других видов улиц. Пешеходная инфраструктура необходима для обеспечения перемещения горожан и создания комфортных условий для совместного пребывания представителей разных социальных групп в городском пространстве.

Качество среды пешеходных улиц предназначено побуждать пешеходов задержаться подольше. Такие улицы ориентированы на неспешные прогулки, отдых в зонах озеленения, игры на открытом воздухе. Пространство улиц должно разделяться островками растительности и местами для сидения, а также возможна организация рекреационных зон, торговых павильонов и сезонных кафе.

К пешеходным улицам относятся улицы с ограниченным движением автомобильного транспорта. На таких улицах разрешается движение безмоторных видов транспорта (при обязательном проектировании отдельной полосы), автомобилей различных служб, задействованных на уборке улично-дорожной сети, оперативных, городских аварийных или спасательных служб. К ним возможен доступ транспортных средств населения, проживающего в границах пешеходной зоны (по специально сформированным маршрутам) и ограниченный по времени суток доступ грузовых автомобилей для доставки грузов на предприятия торгово-

бытового обслуживания. В обязательном порядке должны предусматриваться удобные места для подъезда и парковки автомобилей, близость остановок общественного транспорта.

Пространство пешеходных улиц, сохраняющее культурные и исторические особенности, благоустроенное и доступное для всех категорий граждан, в том числе маломобильной группы населения, создает привлекательный образ, иногда визитную карточку города, и составляет основу современной городской среды.

Зачастую, центральная часть исторически сложившихся городов не приспособлена к современному объему и виду автомобильного движения. При этом застройка центральных городских территорий представляет собой историческую и культурную значимость и сохраняет безусловные традиции. Таким образом, в целях сохранения и формирования общественных ценностей, именно на таких территориях прежде всего, проектируются пешеходные улицы и целые рекреационные зоны. На них сосредотачиваются различные магазины, рестораны, кинотеатры, музеи, библиотеки и другие всевозможные объекты культуры, потребительского рынка и услуг.

Важной составляющей пешеходной улицы является внешняя привлекательность реконструированных и заново строящихся объектов, которые обуславливают ее основное назначение. Архитектурно-ландшафтное проектирование пешеходной улицы имеет свои определенные черты. Зачастую, на таких зонах организуются компактные формы озеленения и водных устройств, например, вазоны, поднятые над пешеходами или подвешенные на фонарных столбах цветочницы, стекающая по стене вода и многое другое. При этом, такие устройства нередко принимают интересный и занимательный вид, что усиливает «ландшафтный эффект». Кроме того, из-за дефицита природной составляющей, особенно в центральных районах города, на пешеходных улицах используются малые архитектурные формы, имитирующие живые, природные мотивы, которые положительно влияют на человека на уровне его подсознания. Таким образом, озеленение и цветочное оформление, удобная эргономичная уличная мебель, предметное окружение и определенный колорит — все это создает благоприятную среду для комфортного отдыха пешеходов.

Зачастую завершением пешеходной улицы, конечной целью прогулки и местом кратковременного отдыха является примыкание этой улицы к природным территориям, например, к паркам или водоемам, а также к пешеходным площадям.

Варианты функционального зонирования пешеходной улицы. В ходе данного исследования было выделено три варианта функционального зонирования улиц пешеходного типа:

1. Вариант 1 — с транзитной пешеходной зоной, а также зоной озеленения и общественного обслуживания;

2. Вариант 2 — с транзитной пешеходной зоной в центральной части;

3. Вариант 3 — с транзитной пешеходной зоной, заездами и парковочными местами для автомобилей.

Вариант 1. Данный вид функционального зонирования пешеходной улицы предполагает, что зона озеленения и общественного обслуживания, в пределах которой могут быть размещены торговые павильоны и места для отдыха, устраивается параллельно направлению движения пешеходов (рис.1). В центральной части выделяется пешеходная зона, достаточно широкая для проезда автомобилей оперативных и городских аварийных, спасательных, городских служб, задействованных на уборке улично-дорожной сети, и грузовых автомобилей, поставляющих

продукцию к расположенным на улице предприятиям торговли, общественного питания, культурного и бытового обслуживания; а также размечаются велодорожки. Рядом со зданиями устраиваются палисадники и площадки сезонных кафе.

Рис. 1. Дагестан, г. Махачкала

Вариант 2. Второй вариант функционального зонирования улицы пешеходного типа предполагает, что центральная часть улицы освобождается для движения пешеходов, вдоль нее высаживается точечное озеленение (рис.2). Габариты пешеходной зоны определяются необходимой шириной пожарного проезда в зависимости от этажности примыкающей застройки. В тени деревьев устраиваются места кратковременного отдыха. В фасадной зоне размещаются сезонные кафе.

Рис. 2. Украина, г. Ивано-Франковск

Вариант 3. Функциональное зонирование пешеходной улицы третьего вида предполагает, что в центральной части улицы выделяется зона для движения пешеходов. По обеим сторонам от этой полосы размещаются заезды и парковочные места для автомобилей, которые также могут быть использованы для проезда пожарной и иной обслуживающей техники (рис.3). Рядом со зданиями обустраиваются палисадники и места кратковременного отдыха.

Рис. 3. Россия, г. Санкт-Петербург

В качестве примера по всем трем вариантам функционального зонирования пешеходных улиц Ростова-на-Дону, можно выделить Пушкинскую улицу, переулки Соборный и Университетский.

Критерии благоприятной городской среды. Для проведения анализа благоустройства пешеходных улиц города Ростова-на-Дону, выделим основные критерии благоприятной городской среды:

1. Безопасность и защита

1.1 Защита от неблагоприятных погодных условий;

1.2 Защита населения от преступлений (активность общественной жизни, хорошая освещенность);

2. Комфорт

2.1 Удобство пешеходного движения;

2.2 Качество дорожного покрытия;

2.3 Места отдыха и общения;

2.4 Наличие малых архитектурных форм;

2.5 Места физической активности;

3. Эстетическое восприятие мест

3.1 Наличие природного пейзажа;

3.2 Элементы ландшафтного дизайна;

3.3 Уникальные объекты городской среды;

3.4 Эстетический фактор архитектурной среды

Для каждого варианта функционального зонирования пешеходных улиц Ростова-на-Дону был проведен анализ благоустройства, опираясь на приведенные критерии.

г(ш)]

Таблица 1

Анализ благоустройства пешеходных улиц г. Ростов-на-Дону

Критерий оценки благоустройства пешеходного пространства Улица Пушкинская Переулок Соборный Переулок Университетский

Вариант функционального зонирования пешеходной улицы Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

Безопасность и защита Улица достаточно хорошо освещена и социально активна, что создает безопасные условия для передвижения. Наличие озеленения снижает воздействие неблагоприятных погодных условий на пешеходов. В темное время суток Соборный переулок освещают романтичные фонари под старину, локальная подсветка отдельных элементов фасадов и иллюминация. Осветительные установки являются элементом необычного дизайна, привлекают пешеходов. Переулок недостаточно освещен, что создает неблагоприятные условия для передвижения пешеходов в темное время суток.

Комфорт Для организации благоприятной среды, на улице расположены места для отдыха и общения, жанровые городские скульптуры, а также детские и спортивные площадки. Покрытия, устроенные на данной территории, обеспечивают комфортность пребывания пешеходов. На территории улицы в одном стилистическом решении устроены малые архитектурные формы, элементы городского дизайна, линейное озеленение и клумбы. Покрытие пешеходной зоны и расположенные малые архитектурные формы создают комфортную городскую среду. Однако неудобно запроектированные пандусы и качество дорожного покрытия могут затруднять передвижение граждан, особенно маломобильной группы населения.

Эстетическое восприятие мест Улица имеет статус парковой зоны. Наличие множества разнообразных деревьев Большинство фасадов зданий на территории отреставрировано. Завершением переулка Композиционное восприятие пешеходной зоны осуществляется за счёт

дгтн

т

Критерий оценки благоустройства пешеходного пространства Улица Пушкинская Переулок Соборный Переулок Университетский

создает красивый природный пейзаж, также эстетическое восприятие дополняют тематические скульптуры. является Соборная площадь, композиционно дополняя восприятие организации городского пространства. соединения двух больших пространств. С ул. Б. Садовая переулок примыкает к площади, на которой размещен памятник атаману Матвею Платову, и далее ведет пешеходов к большой рекреационной зоне — площади перед Донской государственной публичной библиотекой.

Заключение. На базе проведенных исследований были рассмотрены три варианта зонирования пешеходных улиц и выявлены критерии благоустройства.

Таким образом, анализ рассматриваемых улиц показал, что пешеходное пространство успешно функционирует при выполнении определенных условий:

1. Территории пешеходных улиц, являясь элементами пешеходной системы города, должны обеспечивать безопасное передвижение людей, главным критерием которого является наличие освещения. Отсутствие или недостаточное количество света на улице в темное время суток снижает социальную активность людей на данной территории и повышает преступность. Поэтому первым условием благоустройства является безопасность и защита пешеходов.

2. Важное условие пешеходного пространства — это обеспечение комфорта пешеходов. Наличие мест для общения и отдыха, мест физической активности, оснащение территории качественным покрытием, малыми архитектурными формами и озеленением — все это создает максимально благоприятные условия для продолжительного пребывания людей на пешеходном пространстве.

3. Немаловажным фактором пешеходной улицы является эстетика окружающей среды. Большое внимание следует уделять внешнему облику зданий, сохранению исторической значимости улицы. Проектирование элементов городского дизайна и реставрация фасадов зданий в одном стилистическом решении повышает эстетическое восприятие пешеходной зоны.

Рассмотренные улицы в достаточной степени удовлетворяют данным условиям.

Библиографический список.

1. СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с Поправкой). [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. — Режим доступа : http://docs.cntd.ru/ document/1200084712 (дата обращения : 12.04.2017).

2. Велев, П. С. Пешеходные пространства городских центров / П. Велев, пер. с болг. Д. П. Кривошеева; под ред. В. В. Владимирова. — Москва : Стройиздат, 1983. — 192 с.

3. Горохов, В. А. Пешеходные улицы [Электронный ресурс] / Ландшафтная архитектура и зеленое строительство // В. А. Горохов. — Режим доступа: http://landscape.totalarch.com/node/35 (дата обращения : 12.04.2017).

4. Белов, М. И. Дизайн пешеходной улицы [Электронный ресурс] / Контент-платформа Pandia.ru // М. И. Белов. — Режим доступа: _http://pandia.ru/text/77/183/9826.php

5. Критерии оценки организации пешеходного движения в городском центре [Электронный ресурс] // ALYOS technology. — Режим доступа: http://alyos.ru/enciklopediya/peshehodnie_prostranstva_gorodskih_centrov/kriterii_ocenki_orga nizacii_peshehodnogo_dvizheniya_v_gorodskom_centre.html (дата обращения : 12.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.