Научная статья на тему 'Принципы организации главных улиц в условиях современного города'

Принципы организации главных улиц в условиях современного города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
972
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ КАРКАС ГОРОДА / CITY FRAMEWORK / ГЛАВНАЯ УЛИЦА / MAIN STREET / ПРИМАГИСТРАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / URBAN ENVIRONMENT / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК / ARCHITECTURAL LOOK / АНСАМБЛЬ / ENSEMBLE / ПЕШЕХОД / PEDESTRIAN / РЕКОНСТРУКЦИЯ / RECONSTRUCTION / ROADSIDE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кузнецова Яна Агзамовна

Рассмотрены средства репрезентации главных улиц в структуре города. Принципы организации главных улиц, сформулированные на основе отечественных и зарубежных примеров изучения, продифференцированы относительно центральной, срединной и периферийной частей городов. Эти принципы лежат в основе оживления социальной активности, повышения привлекательности примагистральных территорий для пешехода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF ARRANGEMENT OF MAIN STREETSIN THE PRESENT-DAY URBAN ENVIRONMENT

The author focuses on the issues of arrangement and positioning of main streets in the urban structure. Principles of organization of main streets, identified on the basis of Russian and foreign examples and differentiated with respect to central, middle and peripheral areas of the city, are analyzed in detail. The aforementioned principles, specified by the author, are considered as a means for (1) the revival of the urban social activity, and (2) the increase of the attractiveness of near-highway areas for pedestrians. Each of the above principles is implemented in varied areas of cities; however the most frequently used principles are: pedestrian accessibility, urban space unity, priority of pedestrians, subordination of new structures to the architectural heritage in the central areas of cities;easy transport accessibility, anthropocentricity, functional intensity, comfortable urban environment in the middle areas of cities;traffic safety, aesthetic quality of the urban environment, intensive use of the underground space in peripheral areas of cities.

Текст научной работы на тему «Принципы организации главных улиц в условиях современного города»

УЕБТЫНС

мвви

УДК 625.712

Я.А. Кузнецова

ФГБОУВПО «СГАСУ»

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГЛАВНЫХ УЛИЦ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА

Рассмотрены средства репрезентации главных улиц в структуре города. Принципы организации главных улиц, сформулированные на основе отечественных и зарубежных примеров изучения, продифференцированы относительно центральной, срединной и периферийной частей городов. Эти принципы лежат в основе оживления социальной активности, повышения привлекательности примаги-стральных территорий для пешехода.

Ключевые слова: транспортный каркас города, главная улица, примаги-стральные территории, городская среда, архитектурный облик, ансамбль, пешеход, реконструкция.

Архитектурные качества и функциональное наполнение городской среды на примагистральных территориях определяют имидж улицы. Имидж главной улицы тождественен образу города. Принципиальные решения организации главной улицы с точки зрения транспортной инфраструктуры на трех исторических этапах (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный) различны, что обусловлено уровнем развития города, изменениями его потребностей [1]. Главная улица, как правило, не имеет четко выраженного начала и конца. В городском контексте улица проходит через периферийную, срединную и центральную зону города (рис. 1) [2]. Улицы, сформированные на доиндустриальном этапе, концентрируются в центральной зоне города, улицы, получившие развитие на индустриальном этапе, оказываются в срединной зоне города, улицы, оптимизированные в постиндустриальный период, расположены в периферийной зоне города [3].

Рассматриваемый участок улицы

Природная зона Сельская зона Пригородная зона Переферийвая Срединная Центральная

городская зона городская зона городская зона

Рис. 1. Главная улица в структуре города

Анализ зарубежного и отечественного опыта показал, что на различных этапах местоположение главной улицы в структуре города, ее функциональное наполнение, параметры соотношения открытых и закрытых пространств, архитектурные приемы, способы и принципы ее планировки различны.

ВЕСТНИК 6/2013

6/2013

По результатам исследования выявлены архитектурно-планировочные принципы и способы организации главных улиц с учетом типологии элементов системы улицы и специфики среды различных зон города.

Принцип пешеходной доступности подразумевает обеспечение минимального расстояния, преодолеваемого пешком от жилья до объектов транспортной, социальной инфраструктуры, мест отдыха, озеленения (нормы пешеходной доступности изложены в СП 42.13130.2009).

Принцип ансамблевости пространства заключается в создании продуманного визуального восприятия среды, где присутствует гармоничное единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства [4].

Принцип приоритета пешеходного движения предполагает создание условий поощрения передвижения пешком путем обеспечения на пересечениях автомобильного и пешеходного потоков безопасных переходов, где пешеход продолжает перемещаться на уровне земли, а автомобиль (если требуется обеспечить его непрерывное движение) поднимается на уровень выше (эстакада, мост) или опускается на уровень ниже (тоннель, заглубленный уровень).

Принцип подчиненности нового строительства архитектурному наследию состоит в деликатной интеграции в историческую среду, где морфология застройки и историческая парцелляция квартала определяют модуль преобразовательного процесса доформирования застройки. Параметрические характеристики исторической застройки становятся определяющими при проектировании новых зданий и сооружений [5].

Принцип мобильности передвижения предполагает обеспечение населения необходимой транспортной инфраструктурой, позволяющей за кратчайшее время преодолевать расстояния от жилья до объектов назначения, используя при этом как общественный, так и личный транспорт [6].

Принцип антропоцентричности подразумевает организацию безбарьерного пространства, соответствующего нормам доступности для маломобильных групп населения, обеспечение комфортной среды для разноцелевых групп населения (нормы доступности изложены в СП 59.13130.2012). Включение в среду средств визуальной коммуникации для комфортной ориентации [7].

Принцип функциональной насыщенности заключается в создании на при-магистральных территориях общественной среды с широким спектром функций: уникальные функции (существуют обособленно, например: стадион), объекты культурно-бытового обслуживания (располагаются на первых этажах жилых зданий, например: продуктовый магазин), полифункциональные объекты (отдельностоящие, например: развлекательный комплекс) [8].

Принцип комфортности городской среды предполагает сомасштабную человеку, визуально комфортную среду с использованием обоснованных решений по параметрическим характеристикам зданий их колористическому, световому решению, материалам и текстурам. Насыщение общественных зон уличной мебелью, малыми архитектурными формами, навигационной системой, освещением, озеленением и необходимым технологическим оснащением [9].

Принцип безопасности движения направлен на разделение пешеходных и транспортных потоков по горизонтали (разделение в уровне земли) и вертикали (надземный и подземный уровни), разделение полос разнонаправленного движения автомобилей [10].

VESTNIK

MGSU

Принцип эстетизации городской среды (имиджевость) подразумевает направленное создание положительного образа улицы с помощью передовых архитектурно-планировочных приемов (высотные доминанты, медиафасады, озеленение кровель и фасадов, благоустроенные общественные зоны). Предполагает привлечение инвесторов для реализации комплексных проектов реконструкции улиц.

Принцип узнаваемости в архитектуре предполагает включение во фронт застройки (в местах наибольшей просматриваемости) уникальных архитектурных объектов, служащих доминантой и ориентиром для жителей, символами города.

Принцип интенсивности использования подземного пространства заключается в развитии подземных сооружений: метрополитена, паркингов, транспортных тоннелей, пешеходных переходов, складов, предприятий обслуживания, элементов вокзалов, пересадочных транспортных узлов, общественных молов (кафе, рестораны, кинотеатры, музеи, магазины).

Каждый из принципов применим на любом участке улицы, в то же время можно выделять характерные принципы:

для центральной зоны города: пешеходная доступность, ансамблевость пространства, приоритет пешеходного движения, подчиненность нового строительства архитектурному наследию (рис. 2);

срединной зоны города: мобильность передвижения, антропоцентричность, функциональная насыщенность, комфортность городской среды (рис. 3);

периферийной зоны города: безопасность движения, эстетизация городской среды (имиджевость), узнаваемость в архитектуре, интенсивность использования подземного пространства (рис. 4).

Центральная зона города

Пешеходная достулность. Ансамбпевостъ пространства

Рис. 2. Принципы организации главных улиц в центральной зоне города

ВЕСТНИК

МГСУ-

6/2013

Рис. 3. Принципы организации главных улиц в срединной зоне города

Рис. 4. Принципы организации главных улиц в периферийной зоне города

VESTNIK

MGSU

Повышение экономической эффективности главных улиц, реализация взаимоувязанных мер градостроительной, транспортной, архитектурной и ландшафтной политики, повышение качества жизни — общие для крупных городов цели.

Библиографический список

1. Глазычев В.Л. Урбанистика. М. : Европа, 2008. 200 с.

2. James M. Daisa ITE Committee Report Summary Context sensitive solutions in designing major urban thoroughfares for walkable communities: an ITE proposed recommended practice, West Washington, DC 20005, 215 р.

3. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства : в 2-х т. Т. 2. 2-е изд. М. : Стройиздат, 1979. 412 с.

4. Бабков В.Ф. Современные автомобильные магистрали. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Транспорт, 1974. 208 с.

5. Baranova T.V., Kosenkova N.A. Synthetic image of orthodox architecture in the Middle Volga // Sacred architecture in shaping the identity of place. Politechnika Lubelska. Lublin, 2006. Рр. 149—157.

6. Проектирование в сфере организации дорожного движения — зарубежный опыт / М.Б. Сарыев, М.В. Коваль, В.Б. Лахманюк, С.Н. Сатышев // Молодой ученый. 2011. № 4. Т. 3. С. 107—109.

7. Вучик В.Р. Транспорт в городах удобных для жизни / пер. с англ. А. Калинина ; под науч. ред. М. Блинкина. М. : Территория будущего, 2011. 576 с.

8. Community Design Collaborative, Commercial Corridors. Revitalizing urban neighborhoods through innovative design, Philadelphia LISC. Режим доступа: http:// cdesignc.org/p_4119c.htm. Дата обращения: 06.06.2013.

9. ИконниковА.В. Формирование городской среды. М. : Знание, 1973. 64 [16] с.

10. Design Walkable Urban Thoroughfares: A Context Sensitive Approach, Institute of Transportation Engineers, West Washington, DC 20005, 215 р.

Поступила в редакцию в марте 2013 г.

Об авторе: Кузнецова Яна Агзамовна — магистр архитектуры, аспирант кафедры реконструкции и реставрации архитектурного наследия, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» (ФГБОУ ВПО «СГАСУ»), 443001, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 194, 8(846)242-52-21, [email protected].

Для цитирования: КузнецоваЯ.А. Принципы организации главных улиц в условиях современного города // Вестник МГСУ 2013. № 6. С. 29—34.

Ya.A. Kuznetsova

PRINCIPLES OF ARRANGEMENT OF MAIN STREETS IN THE PRESENT-DAY

URBAN ENVIRONMENT

The author focuses on the issues of arrangement and positioning of main streets in the urban structure. Principles of organization of main streets, identified on the basis of Russian and foreign examples and differentiated with respect to central, middle and peripheral areas of the city, are analyzed in detail. The aforementioned principles, specified by the author, are considered as a means for (1) the revival of the urban social activity, and (2) the increase of the attractiveness of near-highway areas for pedestrians. Each of the above principles is implemented in varied areas of cities; however the most frequently used principles are:

ВЕСТНИК 6/2013

6/2013

pedestrian accessibility, urban space unity, priority of pedestrians, subordination of new structures to the architectural heritage in the central areas of cities;

easy transport accessibility, anthropocentricity, functional intensity, comfortable urban environment in the middle areas of cities;

traffic safety, aesthetic quality of the urban environment, intensive use of the underground space in peripheral areas of cities.

Key words: city framework, main street, roadside, urban environment, architectural look, ensemble, pedestrian, reconstruction.

References

1. Glazychev V.L. Urbanistika [City Studies]. Moscow, Evropa Publ., 2008, 200 p.

2. James M. Daisa ITE Committee Report. Summary Context Sensitive Solutions in Designing Major Urban Thoroughfares for Walkable Communities: an ITE proposed recommended practice. West Washington, DC, 2005, 215 p.

3. Bunin A.V., Savarenskaya T.F. Istoriya gradostroitel'nogo iskusstva [History of Art of Urban Planning]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1979, 412 p.

4. Babkov V.F. Sovremennye avtomobil'nye magistrali [Contemporary Highways]. Transport Publ., 1974, 208 p.

5. Baranova T.V., Kosenkova N.A. Synthetic image of orthodox architecture in the Middle Volga. Sacred architecture in shaping the identity of place. Politechnika Lubelska. Lublin, 2006. Pp. 149—157.

6. Saryev M.B., Koval' M.V., Lakhmanyuk V.B., Satyshev S.N. Proektirovanie v sfere organizatsii dorozhnogo dvizheniya — zarubezhnyy opyt [Road Traffic Design: International Experience]. Molodoy uchenyy [Young scientist] 2011, no. 4, vol. 3, pp. 107—109.

7. Vuchik V.R. Transport v gorodakh udobnykh dlya zhizni [Transports in the Cities That Are Comfortable for Living]. Moscow, Territoriya budushchego publ., 2011, 576 p.

8. Community Design Collaborative. Commercial Corridors. Revitalizing urban neighborhoods through innovative design. Philadelphia LISC. Available at http://cdesignc.org/p_4119c. htm. Date of access: April 6, 2013.

9. Ikonnikov A.V. Formirovanie gorodskoy sredy [Formation of the Urban Environment]. Moscow, Znanie Publ., 1973, 64 p., 16 p. (Exhibit).

10. Design Walkable Urban Thoroughfares: A Context Sensitive Approach. Institute of Transportation Engineers, West Washington, DC 20005, 215 p.

About the author: Kuznetsova Yana Agzamovna — master of architecture, postgraduate student, Department of Reconstruction and Restoration of Architectural Heritage, Samara State University of Architecture and Civil Engineering (SGASU), 0102, 194, 194 Molodogvardeyskaya st., Samara, 443001, Russian Federation; [email protected]; +7 (846) 242-52-21.

For citation: Kuznetsova Ya.A. Printsipy organizatsii glavnykh ulits v usloviyakh sovre-mennogo goroda [Principles of Arrangement of Main Streets in the Present-day Urban Environment]. Vestnik MGSu [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 6, pp. 29—34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.