ББК 65.9(2)
АКТУАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИИ
В.И. Боровиков
В статье дана содержательная характеристика политики агропромышленной интеграции и ее современных
форм
Ключевые слова: характеристика, политика, агропромышленные интеграции
Сельское хозяйство следует и дальше считать первоосновой жизнеспособности Российского государства. Вместе с тем именно сельской экономике веками не везло. В царской России долгое время господствовал феодальнопомещичий строй. Постепенно этот строй претерпевал изменения на основе внедрения прогрессивных капиталистических форм хозяйствования. Реформы царского правительства оказывались непоследовательными, противоречивыми. Несколько буржуазно-демократических революций завершились началом советизации и социализации деревни. Огосударствление сельского хозяйства, сплошная коллективизация под управлением государства партийной диктатурой способствовало обезземелею крестьянства и его отстранению от управления политикой и экономикой. Предполагалось, что единоличное крестьянское хозяйство, не способно обеспечить своевременное развитие промышленности, накормить население страны, которое каждый год увеличивалось на миллион человек, не способны к социальным преобразованиям деревни.
Главные проблемы обеспечения современного населения продовольствием кратко можно изложить в таких предложениях:
1. Надо учесть многообразие интересов производителей, потребителей. Поэтому сельское хозяйство при развитом рынке не является саморегулируемым и требует постоянной коррекции и вмешательства государства, используя самые разнообразные рычаги воздействия, чтобы добиться значительного повышения эффективности сельскохозяйственного производства, увеличения объема продукции и повышения его качества.
2. Обязательно надо регулировать закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию с учетом с учетом приоритета сельского хозяйства, т.к. межотраслевой механизм ценового регулирования должен обеспечивать устойчивое воспроизводство, прежде всего в сельском хозяйстве.
Боровиков Василий Иванович - ВГТУ, д-р экон. наук, профессор, тел. (4732) 46-32-85
3. Организовать и систематически поддерживать прямые связи в торговле товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции с покупателями городов и рабочих поселков. Торговля без посредников будет исключительно выгодна как для населения, так и для товаропроизводителей.
4. Должна руководствоваться в международной торговле России политикой протекционизма для развития сельского хозяйства страны, постепенно сокращая ввоз сельхозпродукции из других стран. Постепенно приучить российского товаропроизводителя сельскохозяйственной продукции к сложностям международного рынка, который в течение многих десятилетий был абсолютно не знаком с ним. Ведь сам рынок с товарно-денежными отношениями не вписывались в рамки социализма Да и сам продукт труда работника был «почти» не товар, «уже» не товар. Ясно, что наши сельские производители не смогли бы сразу же устоять на международном рынке перед многоопытными западными торговцами, которые в совершенстве знают, умеют и в огромных масштабах используют ошеломляющую рекламу, спонсорство, хитроумные договоры, умение провести через таможню и реализовать на рынке бракованные товары и т.д.
5. Научиться развитию самых разных форм сельскохозяйственной кооперации и кредитования, включая совместное, долевое производство, переработку, сбыт, а также использование техники, удобрения с развернутой сетью ветеринарной, зоотехнической служб - и все это в интересах сельского товаропроизводителя.
6. Организовать и привести в действие более совершенную банковскую систему и страховые организации, добиться того, чтобы кредитование и страхование на селе были абсолютно доступны и выгодны для каждого сельского товаропроизводителя, чтобы банки и страховые организации были непосредственно заинтересованы в успехах товаропроизводителей на селе.
Для реализации всего этого предлагаем примерную схему региональной интеграции АПК (рисунок).
Примерная схема региональной интеграции АПК
Данная организация должна быть акционерная и негосударственная, включающая все уровни федеральную, региональную и местную специализацию с учетом географических и биологических условий. Схема должна работать на основе взаимовыгодных соглашений, добиваться выполнения проблем обеспечения населения продовольствием, повышения его доходности и конкурентоспособности предприятий АПК. Проблема заключается в том, чтобы в этой ин-
теграции соблюдать последовательность интересов сельхозпроизводителей и потребителей продукции АПК. В подобной организации АПК создается государство социальной ориентации, государство гражданского общества. Подобное государство опирается на культурный слой предпринимательства, способного организовать передовые методы производства в сельском хозяйстве. Государство помогает осваивать самые совершенные агротехнические методы, готовить кадры, внедрять правовые и социальные нормы.
В задачу интеграции входит завершение индустриализации села. В 20-30 гг. прошлого века ее так и не удалось завершить.
По данным коммунистической печати (См. газету «Правда» за 7-8 ноября 2007 г.).
Уже в 1940 году на полях страны работало 684 тысяч тракторов, 184 тысячи комбайнов и много другой техники. В 1941-1946 гг. сельское хозяйство обеспечивало бесперебойное снабжение армии и населения продовольствием, а промышленность необходимым сырьем. Для развития села правительство увеличивало ежегодно финансирование, выделяя не менее 10 % расходной части государственного бюджета. В 1982-1990гг. правительство решило осуществить продовольственную программу по которой предусматривалось в течение семи лет поставить на село 3 млн. 786 тыс. тракторов, 7 млн. 170 тыс. комбайнов и много другой техники на сумму 67-70 млн. рублей. Это пишут академики и высококлассные специалисты по селу. Правда, коммунистическая партия не пожелала взять на себя вину за провал советской аграрной политики.
Тем не менее специалисты утверждают, что сейчас содержать оставшиеся в севообороте сельскохозяйственные угодья в надлежащем состоянии и чтобы получать урожаи, необходимо приобрести 1,5-2 млн. тракторов и комбайнов за сотни миллиардов долларов.
Специалисты справедливо критикуют правительство, которое душит крестьянина диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Сегодня, чтобы купить одну тонну дизтоплива, крестьянину нужно отдать почти 6,5 тонны зерна, или почти 400 килограммов мяса, или 2,2 тонны молока. Это в 10-12 раз больше, чем в 1990 году. Таким образом, за последние 15 лет из села изъято более одного триллиона рублей. Справедливо ли это?
Необходимо перестать рассматривать аграрный сектор как обузу и «черную дыру». Например, обязательно необходимо увеличить объем государственных дотаций. В странах ЕС он составляет 33 процента, в США - 28 процентов, в Норвегии - 68 процентов, а в России всего лишь 6 процентов. Научно доказано, что сельское хозяйство объективно не может быть
экономическим донором и нуждается в дотациях. Нельзя, в отличие от наших правителей, считать сельское хозяйство «черной дырой», неверно оценивать экономику. Мы согласны с коммунистами, что учитывать надо, что современное село располагает уникальной академической наукой, трудолюбивыми, профессиональными кадрами, богатейшими природными ресурсами (55 процентов мировых запасов черноземов, 35 процентов хвойных лесов, 30 процентов пресной воды, несметные богатства водных биоресурсов, уникальное разнообразие почвенно-климатических зон).
Прогрессивная интеграция АПК попробует усовершенствовать действующее земельное законодательство, устранить его размытость, поставить жесткие преграды на пути неконтролируемого приобретения и использования земельных участков, позволит изменить функциональное назначение любой земельной собственности, чтобы самовольный захват, незаконное предоставление и изъятие земель, несанкционированное выведение их из сельскохозяйственного оборота, коррупцию и другие явления.
На сегодня при попустительстве власти в руках олигархов до 50 процентов земель сельскохозяйственного назначения находится 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения приватизировано.
За последние 17 лет с лица земли исчезли 15 тысяч деревень, а в 9 тысячах осталось по 20-30 человек. За этот период село потеряло в порядке естественной убили 3,3 млн. человек. Сельской депопуляцией охвачены 69 регионов страны, в 29 из них смертность превышает рождаемость в 2-4 раза.
Сам житель села должен определять свой жизненный уровень. В свое время правительство предусматривало построить на селе около 200 млн. квадратных метров жилья. В этот период на селе работали свыше 2,5 млн. квалифицированных механизаторов, около 600 тыс. специалистов с высшим и средним образованием. Агропромышленный комплекс давал около 20 процентов объема валового продукта. Где сейчас все это? По потреблению продуктов питания страна вышла на пятое-шестое место в
мире, фактически достигнув по основным видам продовольствия медицинской нормы, душевое потребление мяса и мясопродуктов в стране составило 75 килограммов, рыбы и рыбопродуктов - 20 килограммов, молока и моло-копродуктов - 390 килограмма, яиц и так далее. И в настоящее время по потреблению продуктов питания Россия находится на 70-м месте.
Сегодня в аграрной экономике производится 4,4 процента и в пищевой промышленности - 4,5 процента валового внутреннего продукта России.
На основе создания новых агропромышленных центров, изменения и условий труда и жизни на селе не должно быть, чтобы около 35 процентов населения на селе проживало за чертой бедности. Сегодня заработная плата там находится в пределах 40 процентов от нищенской средней по народному хозяйству. У 50 процентов занятых ее размер не достигает прожиточного минимума трудоспособного населения. Во многих сельскохозяйственных организациях зарплата не выплачивается в течение нескольких месяцев. Растет просроченная задолженность, которая на сегодня составляет 1,5 млрд. рублей. Даже по официальным данным, в 2006 году одиннадцать субъектов РФ характеризовались как зоны тотальной сельской бедности - это Мордовия, Марий Эл и еще девять регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, где за чертой прожиточного минимума находятся сегодня 70 процентов сельского населения. В сельской местности более 77 процентов детей в возрасте до шестнадцати лет проживают в семьях со среднедушевым денежным доходом ниже величины прожиточного минимума.
Литература
1. Мат-лы Волгоградского международного экономического форума «Инвестиции в Россию»/ Под ред. О.В. Иншакова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. 344 с.
2. Основы экономического роста (экономическая теория) »/ Под ред. В.И. Боровикова. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2007. 420 с.
3. Боровиков В.И. Трагические уроки марксизма в России/ Монография. - Воронеж: Изд-во Е.А. Болховитинова, 2004. 74 с.
Воронежский государственный технический университет
BANK SYSTEM ON SERVICE EKONOMICHESKOJ EFFEKTIVNOSTI
V. I. Borovikov
In this article ways of improvement of activity of system of commercial banks during increase of their liquidity on the basis of the thought over state innovative politics are opened
Key words: the characteristic, polica, agrarian and industrial complex