Научная статья на тему 'Решение продовольственной проблемы — обязанность государства'

Решение продовольственной проблемы — обязанность государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КАЧЕСТВО ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ / ПОТРЕБЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ / РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / FOODSAFETY / QUALITY OF ARTICLES OF FOOD / CONSUMPTION OF THE BASIC PRODUCTS / DEVELOPMENT OF AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трясцин М. М.

О государственном регулировании в вопросах продовольственной безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение продовольственной проблемы — обязанность государства»

Экономика

сокращение общей и зарегистрированной безработицы. Кроме того, отсутствуют действенный механизм регулирования рынка труда и занятости на селе, заинтересованность руководителей сельскохозяйственных предприятий в создании новых и сохранении имеющихся рабочих мест.

В то же время необходимо отме-

тить, что позитивные сдвиги в развитии социально-инженерной инфраструктуры зависят от реализации Правительством Российской Федерации и Свердловской области приоритетных национальных проектов. Уровень развития промышленного производства в Свердловской области подтверждает исторический постулат - «Урал - опор-

ный край державы». Однако неблагоприятная ситуация, сложившаяся в сельском хозяйстве, сдерживает темпы устойчивого развития и совершенствования социальной сферы. В Свердловской области на современном этапе развития экономики имеются все предпосылки для дальнейшего реформирования социальной сферы.

Литература

Свердловская область в 2001-2005 годах: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области.- Екатеринбург. 2006 - 186 с.

РЕШЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ - ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА

М.М. ТРЯСЦИН,

кандидат экономических наук, доцент, Пермский институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК

Ключевые слова: продовольственная безопасность, качество продовольственных товаров, потребление основных продуктов, развитие агропромышленного комплекса.

Понятие «продовольственная безопасность» - одно из древнейших экономических понятий - подразумевает способность государства прокормить свое население.

В Советском Союзе проблема продовольственной безопасности активно решалась с 1965 по 1980 годы. До 1990 мы производили свыше 800 килограммов зерна на человека, в то время как европейские страны - 450-480 килограммов.

Начиная с 1992 года, государство резко уменьшило помощь селу и, как результат, агропромышленное производство сократилось на 40-50 процентов. Производство картофеля и овощей открытого грунта в коллективных хозяйствах Пермской области сокра-

Таблица 1

Качество продовольственных товаров, поступающих на потребительский

рынок

П родукция Забраковано и снижено в сортности, % от общего объема проинспектированных товаров

отечественных импортных

2000 год 2006 год 2000 год 2006 год

Мясо всех видов 1,9 1,2 48,6 40,3

Колбасные изделия и копчености 14,1 18,9 64,5 95,5

Рыба и рыбопродукты 33,3 45,8 24,6 23,3

Цельномолочная продукция 19,0 25,9 37,2 45,3

М асло животное 26,2 19,3 74,1 77,0

С ы ры всех видов 17,9 1 1,3 18,6 33,3

Продукты детского питания 6,7 10,0 15,7 10,0

М аргарин, майонез 24,2 27,3 32,7 15,7

Масло растительное 19,4 7,3 12,6 10,3

Яйца 43,2 15,7 92,8 98,8

Кондитерские изделия 16,3 22,3 16,2 19,3

Консервы мясные и мясорастительные 24,9 25,0 94,6 99,1

тилось более чем на 80 процентов.

Сегодня Россия практически утратила продовольственную безопасность и перестала быть самостоятельной страной, импортируя более 40 процентов продовольствия. Причем завозимая продукция - низкосортная и генетически модифицирована. Качество импортных продовольственных товаров, поступающих на потребительский рынок, значительно уступает качеству продукции собственного производства. По данным Госторгинс-пекции Минторга России, процент забракованных импортных продуктов питания значительно превышает процент забракованных отечественных продуктов питания.

Значительно ухудшилось состоя-

ние машинно-тракторного парка. Общий недостаток комбайнов и тракторов составляет свыше 850 тысяч единиц. Темпы обновления стали значительно отставать от темпов списания техники.

Основным выкачивающим инструментом средств из отрасли стал диспаритет (диспропорция) цен на продукцию села и продукцию, услуги промышленности, прежде всего топливно-энергетического комплекса, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Если в 1991 году количество зерна, эквивалентного по цене зерноуборочному комбайну СК-5М «Нива», составляло 48 тонн, то в 2006 году - 560 тонн (рост в 12 раз), по зерноуборочному комбайну «Дон-1500», соответственно, 182 и 900 тонн (рост в 5 раз). В десятки раз выросли цены на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, минеральные удобрения и другие промышленные ресурсы и услуги. Если индекс паритета цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией в 1991 году составлял 0,85, то в 2005 и 2006 годах его значение по Пермскому краю вышло за все нормы и стало носить отрицательный результат - минус 0,333. Только за два года сельскохозяйственные товаропроизводители области понесли потери от паритета цен в сумме 2 133 миллиона рублей.

Стихийный рынок без государственного регулирования привел к разрыву экономических связей. Разрушена система оптовой торговли. В два и более раза цены в розничной торговле превышают закупочные цены. Основ-

Food safety, quality of articles of food, consumption of the basic products, development of agriculture.

Экономика

Таблица2

Потребление основных продуктов питания на душу населения в год

Наименование продуктов питания Медицинские нормы Пермский край Российская Федерация

1990 2005 1990 2005

Мясо и мясопродукты (кг) 74 66 46 48 47

Молоко и молокопродукты (кг) 389 346 214 235 221

Яйцо (штук) 290 295 244 173 218

Хлеб и хлебопродукты (кг) 117 126 126 97 118

Картофель (кг) 80 88 128 126 123

ная прибыль попадает в карман переработчиков и посредников.

В ходе проводимых реформ обозначились резкие противоречия экономической доступности в продовольственном обеспечении.

В структуре питания населения основное предпочтение стало отдаваться потреблению хлебопродуктов и картофеля. Стало меньше потребляться мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов.

Решение продовольственной проблемы - обязанность государства. Государственное регулирование должно обеспечивать достижение системы целей, отчасти конфликтующих между собой. Необходимо найти компромиссное решение, удовлетворяющее интересам населения страны, жителям села, сельскохозяйственным и агропромышленным предприятиям, а также самому государству.

В современных условиях при выработке аграрной политики государство должно ориентироваться на уровень гарантированного собственного производства жизненно важных продуктов, достаточный для питания населения на минимально допустимом уровне. В этих целях необходимо разработать и реализовать юридические, экономические, социальные, научнотехнические и иные меры по обеспечению производства агропродоволь-ственной продукции в достаточных количествах и при всеобщей доступности жизненно важных продуктов питания, предупреждению чрезвычайных продовольственных ситуаций, а также по готовности населения к преодолению таких ситуаций.

В течение ряда лет ожидаемые успехи в торговле агропродовольствен-ной продукцией связываются со вступлением России в ВТО. На переговорах российская сторона, прежде всего, должна отстаивать интересы российского сельского хозяйства. Необходимо ограничить ввоз из-за рубежа продукции, производимой на территории Российской Федерации. С другой стороны, государство должно создать условия, обеспечивающие конкурентоспособность российской продукции за границей. Одной из мер должна стать компенсация транспортных расходов по вывозу продукции за рубеж. При существующем крайне низком уровне государственной поддержки агропромышленного комплекса в России продукция российского агро-продовольственного рынка никогда не станет конкурентом зарубежной продукции.

Вместе с тем, в ходе переговоров по вступлению в ВТО российская сторона уступает всем требованиям этой организации в ущерб национальной экономике, взяв на себя следующие обязательства:

- понизить в два раза ставки ввозных пошлин на импортное продо-

вольствие;

- сократить поддержку АПК государством с 30 до менее чем 20 миллиардов рублей в год;

- перейти на мировые тарифы по энергетике.

Проводимая политика в области «освоения» в том или ином виде территории нашей страны иностранными гражданами непосредственно влияет на вопросы продовольственной безопасности и способствует вывозу сельскохозяйственного сырья странами по демпинговым ценам. В результате Россия вынуждена втридорога приобретать за рубежом то, что мы сами можем в режиме рентабельного производства получать на наших полях, фермах, животноводческих комплексах, предприятиях переработки.

В отличие от природных ресурсов земля является возобновляемой. В настоящее время в России более 30 миллионов гектаров заброшенных земель и ее освоение может способствовать значительному укреплению продовольственной безопасности. Сельское хозяйство - адаптивная отрасль, в которой скрыт огромный потенциал и большой мультипликативный эффект для восстановления и развития производственного сектора аграрного комплекса.

В целом блок-схему оценки угрозы

продовольственной безопасности и формирование методов можно представить следующей схемой.

Ведущую роль в обеспечении продовольственной безопасности должно занимать государственное регулирование развития агропромышленного комплекса.

Государство должно занимать одно из главных мест в механизме финансирования агропромышленного комплекса. Это связано с тем, что финансовая политика государства, как и во многих развитых странах, призвана стимулировать повышение эффективности сельскохозяйственного производства, структурную перестройку и адаптацию товаропроизводителей к деятельности в новой рыночной среде, развитие инфраструктуры стратегически важные производства и объекты, создавать условия для нормальной конкуренции на внешнем и внутреннем рынках, обеспечивать условия, критерии и параметры продовольственной безопасности страны и регионов.

Система продовольственной безопасности функционирует эффективно, если сельские товаропроизводители, при соответствующей поддержке государства, произведут и продадут достаточное для своего дальнейшего функционирования количество продук-

Государственное регулирование

Рисунок 1. Блок-схема оценки угрозы продовольственной безопасности и формирование методов защиты

ции, а население территории будет питаться на уровне научно-обоснованных норм экологически чистой продукцией; если удовлетворены интересы обслуживающих сельское хозяйство отраслей, соблюдены договорные отношения с импортерами продовольственных товаров без ущемления интересов внутреннего продовольственного рынка, созданы необходимые резервы продовольствия для конкретной территории.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что эффективность зависит не столько от форм и видов собственности, сколько от размеров и организации производства, системы государственного регулирования экономических отношений, качества управления, уровня квалификации кадров, наличия руководителей

«предпринимательского типа».

Управление агропромышленным производством представляет собой единую систему, в которой ее элементы, органы управления разных уровней тесно связаны и находятся в постоянном взаимодействии. В то же время управленческие функции, как на федеральном, так и региональном, и местном уровнях должны иметь определенные разграничения, которые исключали бы «разрыв» этих функций и тем самым не нарушали системности управления. Нахождение оптимума между разграничением управленческих функций и теснотой их связей -непременное условие обеспечения как частичного, так и общего равновесия в экономическом развитии.

Существующая же система государственной поддержки не носит сис-

Экономика. Рынок

темного характера. Многочисленные её элементы законодательно не оформлены, а потому не могут служить товаропроизводителям четкими ориентирами на будущее. Неэффективными оказываются не сами формы поддержки, а их применение в условиях нерешенности многих других проблем.

Внедрение социально-ориентированного государственного механизма предполагает определение места аграрного региона в рыночной экономике и создание приоритета развития аграрной сферы. При этом государственную систему регулирования следует рассматривать как форму, обеспечивающую создание условий для расширенного воспроизводства, формирующую индикативный механизм и стабильное, предсказуемое развитие агропромышленного комплекса.

Литература

1. Демидов Г.М. Некоторые вопросы обеспечения государственной безопасности в экономике России. - Екатеринбург, 2000.

2. Сёмин А.Н. Концепция формирования и развития системы продовольственной безопасности среднеуральского экономического района// Международный сельскохозяйственный журнал. - 1998 - №4.

3. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс. Учебник. - М.: Дело, 2005.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА РАПСА В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И.И.ЛЕТУНОВ,

доктор экономических наук, профессор Е.В. ЩЕДРИН,

научный сотрудник, ГНУ Северо-Западный НИЭСХ

Ключевые слова: рыночные преобразования, рынок рапса, биологическое топливо, глобальные проблемы энергообеспечения.

В последнее время на рынке источников энергии наблюдается непрерывный рост цен на нефть и продукты нефтепереработки. Стоимость барреля нефти на начало июня 2007 г. составила 68,9 долларов. По прогнозам западных инвестиционных банков, в скором времени стоимость барреля нефти достигнет 100 долларов. К тому же, по мнению ряда ученых, доступные запасы нефти могут истощиться в ближайшие десятки лет. Эти негативные тенденции заставляют искать новые источники топлива и энергии.

Одним из возможных путей решения проблемы является производство биотоплива из растительного сырья. Правительства многих стран приняли решение о частичной замене минерального топлива биоэтанолом и биодизелем. Одним из лидеров внедрения биотоплива на внутреннем рынке является Бразилия. Сейчас в этой стране 30% рынка энергоносителей принадлежит биотопливу. США в ближайшие 13 лет планирует заменить 20% потребляемого топлива биологическим. Белая Книга ЕС по

стратегии в области энергетики (1997) указывает на необходимость повышения доли биотоплива на транспорте. Поэтому приоритетом было снижение стоимости производства биотоплива в Европе. Другой областью действий должна была стать разработка налоговых льгот и субсидий на производство биотоплива. Зеленая Книга ЕС (2000) подчеркивала важность биомассы для обеспечения надежности энергоснабжения и отмечала, что огромный потенциал лесного и сельского хозяйства не используется. Использование биомассы приводит к снижению выбросов парниковых газов на 40-80%, по сравнению с ископаемыми топливами, улучшает местную экологическую обстановку и создает дополнительные рабочие места. В финальном отчете по Зеленой Книге (2002) указано, что в долгосрочной перспективе технически возможно заменить 20% дизельного топлива и бензина на биотопливо к 2020 году, если будут приняты соответствующие политические меры. В 2003 году была принята Директива ЕС, устанавливающая цели замещения жид-

кого топлива биотопливом - 2% к 2005 году и 5,75% к 2010 году.

Однако промежуточной цели - 2% к 2005 г. - страны ЕС не достигли. Но это лишь скорректировало сроки, теперь вышеозначенных показателей планируется достичь к 2012 году.

Мировые посевные площади рапса с 1990 по 2006 год выросли с 16,694 млн га до 27,296 млн га.

В связи с активным развитием мирового рынка биотоплива, перед Российской Федерацией открываются определенные перспективы в производстве биотоплива. По данным Министерства сельского хозяйства уже через четыре года Европа будет испытывать дефицит в 5 млн. т биотоплива (главным образом биодизеля - на него приходится 80% всего используемого в ЕС топлива растительного происхождения). Сам Европейский Союз признает, что при удачном развитии биотопливной отрасли доля зарубежных поставок рапсового масла может достичь 50%, тогда как сейчас она составляет 5%. В первую очередь это связано с ограниченными возможностями посевных площадей в

Market transformations, the market raps, biological fuel, global problems of power supply.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.