Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ШУМСКИЙ Н. Н. "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНТЕГРАЦИИ". - МИНСК: БЕЛАРУССКАЯ ШКОЛА, 2010. -320С.)'

АКТУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ШУМСКИЙ Н. Н. "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНТЕГРАЦИИ". - МИНСК: БЕЛАРУССКАЯ ШКОЛА, 2010. -320С.) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Региональные экономические объединения / постсоветские государства / организационно-правовое обеспечение межгосударственного сотрудничества / процессы интеграция на постсоветском пространстве / regional economic associations / post-Soviet states / organizational and legal support of interstate cooperation / integration processes in the post-Soviet space

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Найденов Н.Д., Чесноков В.П.

В статье дается рецензия на монографию Шумского Н.Н. «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции». Минск, Беларусская школа, 2010. -320с. Отмечается, что рецензируемая монография является одним из первых системных фундаментальных научных трудов, посвященной организационно-правовому обеспечению процессов интеграции. В монографии рассматриваются общие закономерности и факторы, определяющие динамику процессов экономической интеграции на постсоветском пространстве. В монографии указывается на необходимость усиления механизмов воплощения в жизнь принятых договорах обязательств или решений на межгосударственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL STUDY OF ECONOMIC INTEGRATION OF POST-SOVIET STATES (REVIEW TO MONOGRAPHY: SHUMSRY N.N. "REGIONAL ECONOMIC ASSOCIATIONS OF POST-SOVIET STATES: ORGANIZATION AND LEGAL SECURING INTEGRATION PROCESSES. " - MINSK: BELARUS SCHOOL, 2010. -320P.)

The article reviews the monograph by N. Shumsky "Regional economic associations of post-Soviet states: and legal support for integration processes." Minsk, Belarus School, 2010. -320с. This monograph is one of the first systemic fundamental scientific works devoted to the organizational and legal support of integration processes. The monograph examines the general patterns and factors that determine the dynamics of the processes of economic integration in the post-Soviet space. The monograph indicates the need to strengthen the mechanisms for implementing the adopted treaties of obligations or decisions at the interstate level.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ШУМСКИЙ Н. Н. "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНТЕГРАЦИИ". - МИНСК: БЕЛАРУССКАЯ ШКОЛА, 2010. -320С.)»

УДК 339.54

Найденов Н. Д., доктор экономических наук

профессор

Сыктывкарский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» Чесноков В .П., кандидат исторических наук

профессор

Сыктывкарский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» АКТУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ШУМСКИЙ Н. Н.

«РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНТЕГРАЦИИ» . - МИНСК:

БЕЛАРУССКАЯ ШКОЛА, 2010. -320С.). Аннотация: в статье дается рецензия на монографию Шумского Н.Н. «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции». Минск, Беларусская школа, 2010. -320с. Отмечается, что рецензируемая монография является одним из первых системных фундаментальных научных трудов, посвященной организационно-правовому обеспечению процессов интеграции. В монографии рассматриваются общие закономерности и факторы, определяющие динамику процессов экономической интеграции на постсоветском пространстве. В монографии указывается на необходимость усиления механизмов воплощения в жизнь принятых договорах обязательств или решений на межгосударственном уровне.

Ключевые слова: Региональные экономические объединения; постсоветские государства; организационно-правовое обеспечение межгосударственного сотрудничества; процессы интеграция на постсоветском пространстве.

Chesnokov V. P.

Candidate of Historical Sciences, Professor Syktyvkar branch of the Federal state budgetary institution higher vocational education

"St. Petersburg State University of Service and Economics"

Naidenov N. D. Doctor of Economics, Professor Syktyvkar branch of the Federal state budgetary institution higher vocational education "St. Petersburg State University of Service and Economics" ACTUAL STUDY OF ECONOMIC INTEGRATION OF POST-SOVIET STATES (REVIEW TO MONOGRAPHY: SHUMSRY N.N.

"REGIONAL ECONOMIC ASSOCIATIONS OF POST-SOVIET STATES: ORGANIZATION AND LEGAL SECURING INTEGRATION PROCESSES. " - MINSK: BELARUS

SCHOOL, 2010. -320p.).

Annotation: The article reviews the monograph by N. Shumsky "Regional economic associations of post-Soviet states: and legal support for integration processes." Minsk, Belarus School, 2010. -320с. This monograph is one of the first systemic fundamental scientific works devoted to the organizational and legal support of integration processes. The monograph examines the general patterns and factors that determine the dynamics of the processes of economic integration in the post-Soviet space. The monograph indicates the need to strengthen the mechanisms for implementing the adopted treaties of obligations or decisions at the interstate level.

Key words: regional economic associations; post-Soviet states; organizational and legal support of interstate cooperation; integration processes in the post-Soviet space.

Малоизученной областью в исследованиях экономической интеграции постсоветских государств остаются теоретико -методологические аспекты институционального обеспечения процессов интеграции, анализа сущности и значимости, структуры и основных элементов институциональных систем региональных экономических объединений государств.

Рецензируемая монография является одним из первых системных фундаментальных научных трудов, посвященной данной проблеме.

В книге анализируются различные концепции и модели, в рамках которых рассматриваются общие закономерности и факторы, определяющие динамику процессов экономической интеграции в условиях глобализации, общие закономерности и факторы, определяющие динамику процессов экономической интеграции. Справедливо делается вывод, что межгосударственная экономическая интеграция не поддается единой типизации или моделированию, поскольку во многом зависит от специфики условий интегрирующихся государств. Каждая региональная модель

экономической интеграции подчиняется своей внутренней логике, разнообразию внутренних факторов, геополитической ситуации и целям внешней политики ее участников. Автор монографии вполне обоснованно отмечает, что оценка потенциала, временных параметров экономической интеграции, механизмов ее реализации обусловлена многими объективными и субъективными факторами и, прежде всего, особенностями и спецификой национальных экономик, геополитическими, социально -экономическими условиями и предпосылками для интеграции10.

Региональная экономическая интеграция как часть мирового процесса глобализации экономики - всегда целенаправленный процесс, намеренно организуемый государствами - участниками. Наличие организационных структур у экономических группировок государств является одним из необходимых условий развития процессов экономической интеграции. Задача таких структур - не только отвечать текущим потребностям координации экономического взаимодействия государств. Не менее важна и другая их функция - указывать перспективы возможных последующих шагов и действий в достижении поставленных задач, путей и методов их решений.

На основе анализа существующих подходов к изучению институциональных систем автором разработаны теоретико-методологические основы исследования институциональных (организационно - правовых) систем региональных экономических объединений государств. Они отличаются четкой структурированностью базовых блоков межгосударственной интеграции, универсальностью подходов к изучению характерных особенностей структурных элементов, позволяют определять важнейшие направления их совершенствования, а также оценить эффективность институциональной системы по критерию снижения транзакционных издержек согласования политико-экономических государственных интересов.

Институциональная система региональных экономических объединений государств представляется из трех структурных блоков: 1) договорно-правовой основы взаимодействия; 2) системы межгосударственных органов и их компетенций; 3) правил и процедур подготовки и принятия решений, контроля их исполнения, находящихся во взаимозависимости и взаимосвязи. Их возникновение и развитие обусловлено условиями и особенностями региональной интеграции, а также практикой интеграционного сотрудничества государств11.

В монографии обосновывается, что при изучении институциональных (организационно-правовых) систем региональных объединений государств правомерно отождествлять (кроме специально оговоренных случаев) понятия

10 Шумский Н.Н. «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно -правовое обеспечение процессов интеграции». Минск, Беларусская школа, 2010. -С.21-21,61

11 Шумский Н.Н. «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно -правовое обеспечение процессов интеграции». Минск, Беларусская школа, 2010. - С.40

института и межгосударственного органа как функционально-организационной формы коллективной деятельности, как учреждения, выполняющего определенные задачи в той или иной области интеграционного взаимодействия. Это обусловлено тождественным употреблением этих понятий в большинстве исследований институциональных систем и структур, прежде всего Европейских сообществ и Европейского Союза, а также сложившимися нормами словоупотребления, уже отраженными в тех или иных правовых документах интеграционных объединений государств. Так, институтам (межгосударственным органам), специфике их формирования и компетенциям, юридической силе принятых решений посвящены отдельные части учредительных документов Европейского Союза.

На основе обстоятельного анализа принципов построения и функционирования институциональных систем таких региональных группировок государств, как Европейский Союз, Североамериканская ассоциация свободной торговли, Южноамериканский общий рынок и др. делается ряд выводов. Для большинства региональных интеграционных объединений, где процессы экономической интеграции ограничиваются задачами развития внутрирегиональной торговли (создания зоны свободной торговли), осуществления совместных региональных проектов в отдельных отраслях экономики, нет необходимости создавать развитую структуру межгосударственных органов и механизмов взаимодействия. Для других региональных группировок функции институциональной системы межгосударственных органов и управляющих механизмов экономической интеграции в определенной степени выполняются страной-лидером вследствие ее «экономического веса» и влияния на интеграционные процессы. Справедливо

Отмечается, что дееспособность межгосударственных органов зависит от объема полномочий, которыми наделяет государства-участники группировки. Это, как правило, отвечает целям и этапам экономической интеграции, а также социально-экономическим особенностям интегрирующих государств.

Автором достаточно подробно и системно анализируются существенные условия и особенности экономической интеграции постсоветских государств, которые являются исходным императивом в оценке организационно-правовой (институциональной) системы их взаимодействия, а также позволяют обосновать динамику процессов интеграции постсоветских государств, этапы формирования и развития Содружества Независимых Государств, других региональных объединений стран Содружества (с.66-82).

Научный и практический интерес представляет приведенный в монографии обстоятельный анализ системы организационно-правового обеспечения интеграции в Содружестве Независимых Государств, особенностей договорно-правовой основы формирования нормативно-

правовой базы сотрудничества государств Содружества, основных органов и

" 12

органов отраслевого сотрудничества и их компетенций .

Несомненно, Содружество Независимых Государств как региональное межгосударственное объединение является основной системообразующей структурой на постсоветском пространстве. Это объединение имеет четкую организационную структуру, межгосударственные органы, обладающие соответствующей компетенцией. Юридическую основу деятельности СНГ составляют международные договоры, подписанные и ратифицированные государствами-участниками с учетом требований их конституций и в полном соответствии с положениями Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

К особенностям институциональной системы, не позволяющей в полной мере использовать потенциальные возможности этого объединения государств в определенной мере можно отнести отсутствие действенных механизмов воплощения в жизнь принятых решений, достаточных полномочий у исполнительного комитета СНГ или других созданных межгосударственных органов по организации и контролю исполнения принятых договоров или решений. Соглашения и решения, заключенные в рамках СНГ, не имеют прямого действия. Не установлены и нормы, регламентирующие предельные сроки, в течение которых должны быть выполнены внутригосударственные процедуры или проведена ратификация, необходимая для вступления в силу подписанного документа, а также приведено в соответствие с принятыми документами Содружества национальное законодательство. Правительства государств в силу различных причин редко издают распорядительные акты, которые позволяют органам государственной власти и управления принимать меры для реализации взятых обязательств. Система мониторинга выполнения государствами-участниками принятых на себя обязательств, а также действенный контроль их исполнения

13

на национальном уровне отсутствуют13 .

Таким образом, в Содружестве действует своеобразный институциональный механизм реализации, который не предусматривает безусловного выполнения государствами принятых на себя обязательств. Не существует детально разработанных схем и механизмов выполнения решений по отдельным видам вопросов и ситуаций. Отсутствуют и санкции к государствам, не выполняющим подписанные соглашения и решения. Решения Экономического Суда СНГ носят не обязательный, а рекомендательный характер. В работе Суда участвуют только 5 государств -участников СНГ

(государства-члены ЕврАзЭС). Экономический Суд СНГ имеет узкую предметную и субъектную юрисдикцию. Эти же особенности присущи и

12 Шумский Н.Н. «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно -правовое обеспечение процессов интеграции». Минск, Беларусская школа, 2010. - С.98-114

13 Шумский Н.Н. «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно -правовое обеспечение процессов интеграции». Минск, Беларусская школа, 2010. -С. 136-144

институциональным системам других региональных объединений государств Содружества - Евразийскому экономическому сообществу, Союзному государству Беларуси и России, Центрально -Азиатскому сотрудничеству, Организации за демократию и экономическому развитию - ГУАМ и др. Причины их образования и перспективы развития обстоятельно рассматриваются автором в монографии14.

Среди наиболее значимых результатов проведенного автором исследования является разработка и обоснование базовых принципов, на которых следует строить стратегию дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, других региональных экономических объединений стран Содружества. Они основываются на анализе сущностных характеристик региональной экономической интеграции, условий и особенностей интеграции постсоветских государств, процессов образования и развития СНГ, других объединений государств Содружества, опыте интеграционного взаимодействия государств, в том числе постсоветских стран15.

Содружество Независимых Государств, другие региональные объединения стран Содружества не следует рассматривать как универсальное средство для решения социально-экономических проблем постсоветских государств. В большой мере это «механизм» сближения и согласования интересов государств-участников, организации их взаимодействия.

Следует определить четкие единые и притягательные для всех государств-участников объединения цели, которые они намерены реализовать, участвуя в этих региональных объединениях в ближайшей и среднесрочной перспективе. Основной движущей силой интеграционных процессов в Содружестве может быть только взаимовыгодное торгово -экономическое сотрудничество. При этом важно поэтапное и постепенное развитие процессов интеграции исходя из экономических предпосылок и объективных условий. Фактор «политической воли» в определении направленности и скорости интеграционных процессов для постсоветских государств является значимым, но не определяющим. Поэтому попытки «сверху» стремительно ускорить темпы интеграции, как правило, малопродуктивны.

В связи с развитием «разноуровневой» и «разноскоростной» интеграции на постсоветском пространстве следует выработать эффективную модель взаимодействия СНГ с другими региональными объединениями государств Содружества, исключающую параллелизм и дублирование в организации сотрудничества государств, разработке межгосударственных проектов и программ.

Хотелось бы обратить внимание на еще один базовый принцип организационно-правового обеспечения развития интеграционных процессов

14 Шумский Н.Н. «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции». Минск, Беларусская школа, 2010. - С. 150-210

15 Шумский Н.Н. «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции». Минск, Беларусская школа, 2010. - С,265-270

на постсоветском пространстве, вытекающей из результатов исследования автора. Вне зависимости от уровня и формата многостороннего сотрудничества государств Содружества на пространстве СНГ постепенно должна формироваться единая правовая база и система межгосударственных органов, обеспечивающих эффективное интеграционное взаимодействие в сфере торговли, транспорта, связи, энергетики, сельского хозяйства, безопасности, социальной защиты, медицины, науки и образования, других областях.

Представляют научную и практическую значимость изложенные в монографии основные направления и практические рекомендации экономически эффективного реформирования институциональных и региональных объединениях государств Содружества16.

В заключение следует отметить, что монография Н.Н. Шумского «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции» является фундаментальной работой, посвященной разработке теории институционального обеспечения интеграции в региональных экономических объединениях государств. Разработанная автором новая научно-обоснованная методология исследования институциональных систем отличается от известных подходов универсальностью и системностью, что позволяет применять ее в широком спектре научных исследований процессов региональной экономической интеграции государств. Предлагаемая вниманию читателей книга также дает энциклопедическое системное развернутое представление об условиях и особенностях экономической интеграции постсоветских государств, этапах формирования и развития Содружества Независимых Государств и других объединений стран Содружества, организационно-правовом обеспечении процессов интеграции в постсоветских государствах.

Не менее важна и практическая значимость рецензируемого исследования, результаты которого могут оказаться весьма полезными для диагностирования проблем СНГ, развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, экономически эффективного реформирования институциональных систем в региональных объединениях государств Содружества.

В комплексе рассматриваемых автором проблем развития экономической интеграции определенный интерес представлял бы более подробный анализ отраслевого сотрудничества, в том числе участия государств в работе соответствующих межгосударственных и межправительственных органов, перспектив разноуровневой и разноскоростной интеграции государств Содружества с учетом вектора их геополитической ориентации, социально-экономического положения, уровня

16 Шумский Н.Н. «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно -правовое обеспечение процессов интеграции». Минск, Беларусская школа, 2010. - С.270-286

развития общественных институтов в условиях глобальных и региональных вызовов и угроз.

Без сомнения, данная монография будет весьма полезной исследователям, специалистам, работникам органов управления государств Содружества, преподавателям, аспирантам, студентам и тем, кто интересуется проблемами интеграции на постсоветском пространстве.

Использованные источники:

1. Шумский Н.Н. «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции». Минск, Беларусская школа, 2010. - С.21-21,61

2. Шумский Н.Н. «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции». Минск, Беларусская школа, 2010. - С.40

3. Шумский Н.Н. «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции». Минск, Беларусская школа, 2010. -С.98-114

4. Шумский Н.Н. «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции». Минск, Беларусская школа, 2010. -С. 136-144

5. Шумский Н.Н. «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции». Минск, Беларусская школа, 2010. - С. 150-210

6. Шумский Н.Н. «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции». Минск, Беларусская школа, 2010. - С,265-270

7. Шумский Н.Н. «Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции». Минск, Беларусская школа, 2010. - С.270-286

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.