Научная статья на тему 'Необходимость интеграционного взаимодействия государств постсоветского пространства'

Необходимость интеграционного взаимодействия государств постсоветского пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ И ВЗАИМОПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ЭКОНОМИК / КООРДИНАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / ИНТЕРЕСЫ И ЦЕЛИ / МНОГОСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раджабова Залпа Камаловна, Раджабова Зарема Османовна

В настоящей статье рассматриваются проблемы экономического сотрудничества государств постсоветского пространства. Как показывает мировая практика, эффективная межрегиональная экономическая интеграция способствует обеспечению ускорения темпов взаимной торговли, сокращению таможенно-тарифных издержек, увеличению притока инвестиций. Эти и другие параметры особенно важны для усиления позиций национальных экономик на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость интеграционного взаимодействия государств постсоветского пространства»

Необходимость интеграционного

взаимодействия государств постсоветского пространства.

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются проблемы экономического сотрудничества государств постсоветского пространства. Как показывает мировая практика, эффективная межрегиональная экономическая интеграция способствует обеспечению ускорения темпов взаимной торговли, сокращению таможенно-тарифных издержек, увеличению притока инвестиций. Эти и другие параметры особенно важны для усиления позиций национальных экономик на мировом рынке.

Ключевые слова: интеграция, постсоветское пространство, взаимопроникновение и взаимопереплетение экономик, координация экономической политики, интересы и цели, многостороннее сотрудничество. Radjabovа ZK, Radjabovа ZO NEED FOR INTEGRATION OF INTERACTION OF THE POST-SOVIET SPACE Abstract: In this article the author considers the problem of economic cooperation of the post-Soviet countries. As the world practice shows, the effective inter-regional economic integration contributes to the acceleration of the pace of mutual trade, reduction of customs and tariff costs, increase in investments. These and other options are particularly important for strengthening the position of national economies in the global market.

Key words: integration, post-Soviet space, the interpenetration and intertwining of economies, coordination of economic policies , interests and goals , multilateral cooperation .

Активное вхождение России в мировую хозяйственную систему несомненно способствует углублению процессов международной экономической интеграции. Это обусловлено тем, что региональная экономическая интеграция предполагает согласование и координацию не только внешнеторговой, но и налоговой, бюджетно-кредитной, транспортно-логистической, таможенной и других направлений экономической деятельности субъектов.

Все это предусматривает необходимость экономической интеграции государств постсоветского пространства на качественно новой основе. Интеграция в данных условиях может стать важнейшим фактором укрепления позиций экономики и государств в мировом сообществе, нежели чем позиция каждого государства в отдельности. Без учета данного фактора роль каждого субъекта Содружества по отдельности будет не так значима, как их интеграционного взаимодействия в целом.

интернационализации экономической жизни двух или более субъектов, что предполагает взаимопроникновение и взаимопереплетение социально-экономических процессов в рамках государств, с проведением координированной экономической политики.

Совпадение интересов и целей многостороннего сотрудничества государств-участников - это основа интеграционного процесса. Как показывает мировая практика, чем выше уровень социально-экономического развития государств, тем эффективнее процесс интеграционного взаимодействия. [1, с. 238]

Как отмечено в докладе рабочей группы национального экономического совета к объединению на 7 Российском экономическом форуме, эффективная межрегиональная экономическая интеграция способствует обеспечению ускорения темпов взаимной торговли и экономического роста, сокращение трансакционных издержек; повышению конкурентоспособности товаров, фирм, национальных экономик; увеличению притока иностранных инвестиций, как из стран-участниц интеграционного объединения, так и из третьих стран; сглаживанию межстрановых различий в уровне и качестве жизни населения [3, с. 58].

Если сравнить региональные интеграционные группировки с отдельными неинтегрирующими-ся государствами, то первые более интенсивно используют фактор влияния роста взаимовыгодного товарооборота, производства ВВП и эффективность его использования. Вместе с тем, необходимо отметить, что интеграция не в состоянии решить все внутригосударственные проблемы развития национального хозяйства, а лишь может создать дополнительный стимул для развития экономики.

Известно, что экономическая интеграция - длительный процесс поэтапного развития от простых - как зона свободной торговли (ЗСТ) к более сложным - экономический союз формам с последующим созданием полноценного единого экономического пространства. Последнее включает все

218

Раджабова Залпа Камаловна

Д.э.н., профессор, И.О. зав. кафедрой ДГУ r-zk@yandex.ru

Раджабова Зарема Османовна

К..э.н., доцент ДГУ

субъекты и объекты хозяйствования и организационно-экономические условия, обеспечивающие процесс интеграционного взаимодействия. В условиях межстранового сотрудничества в последующем формируются относительно устойчивые связи межотраслевого характера, на основе чего экономические связи между странами-партнерами приобретают не только торгово-экономический, но во многом технико-экономический и производственно-инвестиционный характер. В этом процессе принимает участие множество банков, компаний, научно-исследовательских центров, как входящих в сферу влияния глобальных современных ТНК и ТНБ, так и выражающих интересы малого и среднего предпринимательства.

В этих условиях постсоветское пространство - среда стратегических интересов России, где необходимо сформулировать новую стратегию взаимоотношений с новыми субъектами, возникшими после распада СССР, независимыми государствами.

Основные направления экономического сотрудничества государств постсоветского пространства определяются исторически сложившейся значительной производственно- технологической зависимостью и взаимодополняемостью межрегиональных экономических комплексов, межгосударственной специализацией и развитыми кооперационными связями, необходимостью сохранения сложившегося межгосударственного рынка, взаимодополняемой сырьевой базы, необходимостью производственно-технологического совершенствования экономических потенциалов государств СНГ, формированием и дальнейшим развитием базовых кооперационных связей с учетом рыночных требований.

Наиболее значимыми условиями устойчивого развития в интеграционном взаимодействии государств СНГ, на наш взгляд, являются:

- выгодное экономико-географическое положение стран, огромный транспортно - коммуникационный потенциал, сложившаяся сеть радио- и телекоммуникационных услуг, наличие мощных транспортных магистралей для перемещения грузовых потоков между регионами Европы и Азии;

- наличие на территории постсоветских государств значительного ресурсного потенциала, развитой научно- технической базы. На долю стран СНГ приходится 16,3% мировой территории, 5 % общей численности населения, более 25% природно-ресурсного потенциала, 10% объема промышленного производства, 12 % потенциала науки и техники, 10 % ресурсоемких товаров. В этом перечне особенно пользуются спросом на мировых рынках топливно-энергетическое сырье - нефть (18 % мирового объема) и около 40 % природного газа, угольные ресурсы, лесные ресурсы, редкие и цветные металлы, калийные соли и др., а также значительные ресурсы питьевой воды, земельные ресурсы, пригодные для сельского хозяйства и строительства.

- взаимозависимость и взаимодополняемость национальных экономик, сложившиеся за всю предыдущую историю развития единой державы.

Сегодня ни одно из стран постсоветского пространства, включая Россию, не может полностью обеспечить производство конечной продукции собственными силами. В этом отношении особенно уязвимы субъекты, не обладающие собственным ресурсным потенциалом. В этом плане наиболее позитивную позицию занимает Россия с огромными запасами энергосырьевых ресурсов, мощной структурой отраслей тяжелой промышленности, емким рынком, способностью оказать реальную экономическую поддержку другим субъектам;

- примерно одинаковые пути экономических преобразований стран в условиях перехода к рынку;

- формирующиеся на дву- и многосторонней основе варианты особых экономических зон, где можно обеспечить режим наибольшего благоприятствования;

- усиление роли косвенного государственного регулирования экспортных операций через систему таможенного, валютного и налогового контроля;

- завершение процесса формирования внешнеторговой модели, базирующейся на снижении использования нетарифных методов регулирования экспорта товаров, протекционистского таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка;

- наличие достаточно развитого внутреннего рынка сбыта товаров с низким уровнем конкурентоспособности на рынках зарубежных стран. На наш взгляд, в условиях возрастания конкурентной борьбы на мировых рынках значимость данного фактора международной экономической интеграции будет несомненно расти;

- поэтапно сформировавшиеся связи между странами СНГ в социокультурной, гуманитарной, языковой и информационной областях. Для большинства населения государств постсоветского пространства практически нет языкового барьера, то есть, русский язык является родным или вторым родным языком;

- Возросшая угроза международного терроризма, повышение напряженности геополитической ситуации в мире и на границах СНГ требует принятия мер по укреплению коллективной безопасности.

Вместе с тем, исторический факт, что экономики государств Содружества были субъектами единого народнохозяйственного комплекса СССР, не говорит о легкости и предсказуемости реализации интеграционных процессов на разных уровнях. Интеграция, инициируемая в СНГ на уровне глав государств без практики многостороннего хозяйственного взаимодействия не может быть результативной. Мы согласны с мнением Н. Шумского, что «нельзя объединить государства Содружества тем же методом, каким они были разъединены: политическими решениями их лидеров и высших органов власти» [2, с. 125], хотя они имеют, большую значимость, но не важнейшими в определении характера и темпов развития интеграционного процесса.

Как свидетельствует мировой опыт, основой и главным фактором развития интеграционных процессов является экономка, а «национальные экономики с неодинаковыми производственными структурами и разными уровнями роста возможно сумеют реально участвовать в интеграционном процессе при условии однотипности экономик, их схожести межнациональной экономической политики, производственных условий, законодательной базы», что имеет место в рамках государств содружества.

Значительные структурные отличия в экономиках государств постсоветского пространства, характеризующихся разным уровнем развития индустриальных основ производства, разными социальными и культурно- историческими условиями жизни населения, разной степенью демократизации общественных отношений и уровнем рыночных преобразований, тормозят процесс экономической интеграции. К примеру, низкий инженерно-технологический и в целом низкий уровень развития производственной инфраструктуры большинства предприятий не позволяет странам СНГ производить высококачественные, конкурентоспособные товары на мировом рынке. В их числе, прежде всего, машины и оборудование, продукция станкостроения и электроники, производящие сложные изделия, за исключением технологий и продукции военно-промышленного комплекса.

Вместе с тем, в рамках постсоветских государств наблюдаются определенные исторически сложившиеся особенности, которые, на наш взгляд, нельзя не учитывать. Речь идет о том, что разный уровень социально-экономической и производственно-технологической зрелости не может стать непреодолимой преградой для интеграционного взаимодействия стран СНГ, так как прежние, сложившиеся в течение длительного периода кооперационные связи могут стать уникальным механизмом эффективного сотрудничества, не имеющим мировых аналогов. Однако имеет место и такой факт, что отодвинутые на последние ступени в своем экономическом развитии после распада СССР и разрыва социально-экономических и производственных связей, вследствие перехода значительного количества базовых предприятий в руки других государств, произошло резкое сокращение экономического потенциала СНГ и возможность быть равнозначными партнерами в интеграционном процессе.

На наш взгляд, сегодня степень участия субъектов в интеграционном процессе, ее масштабы и динамика зависят, прежде всего, от уровня экономической зрелости и политической готовности к данному процессу государств.

Список литературы

1. Раджабова З.К. Международная экономическая интеграция - фактор устойчивого развития мирового хозяйства/З.К. Раджабова.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.-312с.

2. Шумский И. Экономическая интеграция стран Содружества: возможности и перспективы// Вопросы экономики. 2003. №6

3. Экономическая интеграция в рамках СНГ (доклад рабочей группы национального экономического совета к объединению на VII Российском форуме) // РЭЖ. 2002. №5-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.