Научная статья на тему 'Актуальная бесконечность творчества: поздравление к 90-летию Анатолия Сергеевича Арсеньева'

Актуальная бесконечность творчества: поздравление к 90-летию Анатолия Сергеевича Арсеньева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
113
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальная бесконечность творчества: поздравление к 90-летию Анатолия Сергеевича Арсеньева»

Наши презентации

К юбилею Анатолия Сергеевича Арсеньева: российскому философу 90 лет со дня рождения

Сергей Колчигин, Александр Хамидов, Акрамкан Капышев

АКТУАЛЬНАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА: поздравление к 90-летию Анатолия Сергеевича Арсеньева

Для нас имя Анатолия Сергеевича Арсеньева стоит в одном ряду с именами С. С. Аверинцева, Г. С. Батищева, В. С. Библера, О. Г. Дробниц-кого, Э. В. Ильенкова. Все они - из плеяды тех рыцарей духа, которые по праву стали классиками.

А. С. Арсеньев не был тем, кого принято называть «шестидесятниками», он является им по духу. Те годы действительно были необычным для советской страны временем: тогда на передний край культуры во всех ее сферах выдвинулись глубоко творческие личности. Такие личности были и в философии. Именно они расширили круг философских проблем и подняли планку качества их решения, на которую вынуждены были равняться и те, кто входил в философию по учебникам и официальным первоисточникам.

Анатолий Сергеевич достойно выдержал многие жизненные испытания. Уже на другой день после окончания им десятого класса началась Великая Отечественная война. Командир радиовзвода А. С. Арсеньев с честью прошел по ее дорогам, мужественно сражался, был ранен. Выжил.

Экономист по первому образованию, ставший кандидатом философских наук, а затем - доктором психологических наук, А. С. Арсеньев

отличается широтой мысли, он видит тонкие и крепкие взаимосвязи множества сторон жизни и разнообразных научных дисциплин.

С Анатолием Сергеевичем случилось то, что редко случается с другими, пришедшими в философию из нефилософских дисциплин. Провидение привело его к философии - и не ошиблось. А ведь многие из тех, кто окончил вуз не по философской специализации, до конца дней своих так и не смогли подключиться к ритму философской мысли. Что-то оставалось в их душе и мышлении нерастворимым - такое, что препятствовало им превратиться в настоящего философа. А. С. Арсеньеву это удалось.

Анатолий Сергеевич сразу заявил о себе как оригинальный философ. В 1960-е годы активно разрабатывались проблемы теории диалектики.

A. С. Арсеньев включился в эту работу. Одним из ее результатов стала вышедшая в свет коллективная монография «Анализ развивающегося понятия» (М., 1967), написанная в соавторстве с Б. М. Кедровым и

B. С. Библером. Одной из проблем теории диалектики являлась проблема системы категорий. А. С. Арсеньев подошел к ней новаторски. Он предложил строить такую систему как открытую, соответствующую логике органических систем, в отличие от систем механических, в соответствии с которыми некоторые авторы пытались ее построить. В основу такой системы, согласно А. С. Арсеньеву, должна быть положена рефлексия, позволяющая в каждой точке системы и в каждый момент ее развития осуществлять ее самокритику.

Следующим этапом философского мышления А. С. Арсеньева стало исследование феномена науки как специфически человеческой деятельности. Он, по его признанию, в этот период начал читать то, что негласно (а кое-что и гласно) не рекомендовалось читать работающим над подобной тематикой. Это позволило взглянуть на исторический процесс познания с непривычной для того времени точки зрения. В своих исследованиях А. С. Арсеньев применил культурно-исторический подход, включая и марксово понятие вещных отношений. Для остальной советской философии, в том числе и для недоктринальной, такой подход был еще делом будущего. Результатом работы над данной проблемой явилась авторская монография А. С. Арсеньева «Проблема творчества в современной науке» (М., 1967). Верстку книги по приказанию свыше рассыпали в типографии.

Анатолий Сергеевич - крупнейший специалист в области философии, психологии и педагогики. Его фундаментальная статья о проблеме цели в воспитании и образовании, опубликованная в сборнике «Философско-психологические проблемы развития образования» (М.,1981), произвела эффект очистительной новизны. Ее и сегодня следовало бы рекомендовать для основательного освоения тем, кто нацелен на реформы в сфере образования.

Проблема развития личности всегда волновала и продолжает волновать Анатолия Сергеевича на протяжении всей его творческой биографии. При этом настоящее и будущее человечества предполагает углубленное изучение архитектоники и внутренней сути человека. Неудивительно было обращение философа к темам геополитики: они напрямую связаны с путями дальнейшего развития человеческого рода. Пристального внима-

ния в этом отношении и сегодня заслуживают статьи «Глобальный кризис современности и Россия» (опубликована в журнале «Континент» 1992. № 3) и «Россия в ситуации глобального кризиса: философский очерк» (опубликована в журнале «Развитие личности». 2000. № 3-4), где Анатолий Сергеевич обрисовал уникальную роль России в современном мире и ее трудную, но высокую миссию в будущем.

Смелый мыслитель, А. С. Арсеньев живет и творит не в пространстве текущей сиюминутной конъюнктуры, а в большом историческом времени, продолжая вносить неоценимый вклад в большую философию.

Вслед за Сергеем Леонидовичем Рубинштейном он глубоко обосновывает и активно отстаивает идею о том, что предметом философии является отношение «Человек-Мир» (взятое во всеобщей форме). Эта идея позволяет понять человека не просто как некую «часть общества» (а именно так обстоит дело в официальной идеологии), но как существо универсальное, обладающее бесконечной творческой свободой. Эта мысль проходит через большинство работ ученого.

В 1963 году была посмертно опубликована работа С. Л. Рубинштейна «Человек и мир», над которой он работал в последние годы жизни. А. С. Арсеньев первым увидел большое эвристическое значение содержащихся в ней идей для философии и психологии, что было проанализировано им в фундаментальных работах «Размышления о работе С. Л. Рубинштейна "Человек и мир"» (опубликована в журнале «Вопросы философии». 1993. № 5) и «Десять лет спустя. О творческой судьбе С. Л. Рубинштейна» (опубликована в журнале «Вопросы философии». 1998. № 11).

В 1970-е годы, работая в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, А. С. Арсеньев исследовал проблему формирования личности в процессе образования и воспитания. Одним из достижений этого периода стало различение им в этическом сознании двух форм неинститу-циализованной нормативной регуляции - морали и нравственности. Данная идея имеет колоссальное мировоззренческое значение. К сожалению, эта идея прошла мимо внимания таких философов, как О. Г. Дробниц-кий, Э. В. Ильенков, Г. С. Батищев.

С начала 1980-х годов А. С. Арсеньев начинает сосредоточиваться на проблеме человека - как на уровне всеобщности, так и на уровне особенности. Отныне отношение «Человек-Мир» он счел для себя основным предметом философии. Данное отношение, согласно А. С. Арсеньеву, будучи бесконечным, существует в двух модусах: как актуальная и как потенциальная бесконечности. Философ принимал сущностную позицию, согласно которой человек существует в двух основных формах: как представитель рода и как индивид. Сама целостность отношения «Человек-Мир» является развивающейся органической системой. В аспекте потенциальной бесконечности она, согласно А. С. Арсеньеву, детерминирована прошлым, а в аспекте актуальной бесконечности - будущим. Общественно-исторический процесс в свете данного понимания есть наращивание человечеством актуальной бесконечности.

Анатолий Сергеевич тщательно исследует проблему антропогенеза, при этом ему удалось представить интересную и достаточно убедительную кон-

цепцию. Более того, он всячески подчеркивает вдохновляющую, эвристическую мысль о том, что человек призван жить не только на горизонтали эмпирического, предметно-практического бытия, сколь бы важным, разнообразным и ярким оно ни было, но также (а может быть, и прежде всего) на оси актуальной бесконечности, вертикальной координате человеческого духа.

Эта вертикальная координата, указывает ученый, - существенное отличие человека от животных. С особой силой и отчетливостью она выражена в нравственности как безусловной, абсолютной этики, в отличие от морали как этики внешней целесообразности. Этому принципиальному вопросу посвящена, к примеру, статья «Парадоксальная универсальность Человека и некоторые проблемы психологии и педагогики» (опубликована в журнале «Развитие личности». 1998. № 2).

Собственно, и вся область философского познания, согласно А. С. Арсе-ньеву, призвана быть метафизикой, то есть исследованием того, что выступает как метаисторический закон бытия человека; того, что кроется по ту сторону очевидных явлений и утилитарных интересов. «Среди форм рационализма, - подчеркивал ученый в работе «Мышление психолога и проблема личности» (ежегодник «Культура, традиции, образование». М., 1990), - по-видимому, лишь диалектика, способная рассматривать рефлексию как собственное начало, обладает также способностью переходить собственные границы, отрицать любой собственный конечный этап движения... Следовательно, мы приходим к представлению о мышлении, которое должно быть метафизическим по содержанию и диалектическим по методу...». В условиях господства извращенного, догматического марксизма с его сугубо земными ценностями и резким неприятием самого понятия «метафизика» эта позиция мыслителя, даже с некоторыми оговорками, стала настоящим вызовом традиционным марксистам и зовом для пытливых, ищущих умов.

Еще в середине 60-х годов, во времена господства атеизма, Анатолий Сергеевич предлагал философам и психологам обратить самое серьезное внимание на изучение религии. В его оценке, религия - одно из самых сложных, богатых, многогранных, а также фундаментальных и первичных явлений не только культуры, но, вероятно, и всего антропогенеза, поскольку является одной из древнейших (если не самой древней) форм восприятия и осмысления Человеком отношения «Человек-Мир». Подменять исследование религиозного отношения к миру исследованием социально-исторического бытия различных конфессий и пороки последних приписывать этому отношению, писал А. С. Арсеньев, все равно что изучение личности подменять изучением социального функционера. Эта подмена приводит к невообразимой путанице.

В качестве примера важности исследования религии для психолога и психотерапевта философ приводил опыт борьбы с наркоманией и алкоголизмом. Показано, что наиболее высокие результаты достигаются в религиозных обществах и общинах. Большинству наркоманов прием наркотиков дает переживания, являющиеся для них сверхценными, такими, которых не может дать и даже активно противостоит им современное индустриальное общество с господством вещных отношений. Между тем религия может пред-

ложить достижение подобных состояний без приема наркотиков (Арсеньев А. С. «О проблеме свободы и зависимости человека современной цивилизации: философский очерк» // Развитие личности. - 2005. - № 1, 2).

Новаторские, а главное - верные, идеи А. С. Арсеньева постепенно вошли в научный оборот и стали неотъемлемой частью мировоззрения многих профессиональных философов. Всерьез эти идеи повлияли и на нас, философов, работающих в Казахстане.

Важную роль в становлении профессиональной казахстанской философии сыграла книга А. С. Арсеньева, В. С. Библера и Б. М. Кедрова «Анализ развивающегося понятия» (М., 1967).

Непосредственно с казахстанской творческой группой философов Анатолий Сергеевич познакомился в 1968 году, когда принял активное участие в Первом Всесоюзном симпозиуме по диалектической логике в Алма-Ате. Многие из нас тогда с внутренним подъемом восприняли его свободное мышление и высочайший теоретический уровень размышлений, а в самом Анатолии Сергеевиче нашли своего мудрого наставника.

Контакты А. С. Арсеньева с философами и учеными Казахстана продолжаются и сейчас. Так, знаменательным событием для нас, его казахстанских коллег, явилось то, что одна из монографий Анатолия Сергеевича, имеющая непреходящее философское и психолого-педагогическое значение - «Подросток глазами философа» - впервые вышла в свет в издательстве «Рауан» в Алма-Ате.

В 1992 году А. С. Арсеньев опубликовал в двух номерах «Известий» Академии наук Казахстана глубокую статью по экологической проблеме. Это был отнюдь не частный взгляд на частный вопрос - это был взгляд философа на вопрос, жизненно важный для человека и человечества. Анатолий Сергеевич писал: «...Я представляю себе экологический кризис современности как часть общего кризиса формы жизни, истоки которой уходят в историю человечества на десятки тысячелетий и связаны с глубокими пластами сознания, сложившимися в результате неолитической революции. Следовательно, изменения, предполагающие преодоление экологического кризиса, которые должны произойти с человеком, с моей точки зрения, должны быть гораздо более радикальны и глубоки, чем обсуждаемые в известных мне работах по экологической проблеме».

Экологическую проблему невозможно решить, руководствуясь логикой механических целостностей, или систем. Эта логика ориентирует на то, чтобы не считаться с имманентной гармонией естественных систем, будь то живая или так называемая неживая природа. При таком подходе человек считается лишь со своими интересами и целями, не принимая в расчет «интересов» Природы. Тем самым он кромсает природные целостности, а кроме того, засоряет природу всяческим мусором, которого в Природе - в силу круговорота в ней веществ и энергий - в принципе быть не может. И до тех пор, пока человечество не перейдет на паритетное отношение к Природе, то есть отношение по логике органических целостно-стей, никакие «безотходные» технологии не спасут нас от экологической катастрофы.

Анатолий Сергеевич является прекрасным лектором: он умеет о сложном говорить просто, излагать философские идеи глубоко и в то же время доступно. Он читал большие курсы лекций гуманитариям и естественникам, например, в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. А когда ЦК КПСС запретило его лекции в Москве, он стал читать их по всему Союзу: от Камчатки до Прибалтики, от Крыма до Восточного Казахстана по линии Общества «Знание». При этом, по свидетельству его слушателей, за лектора иногда становилось страшно: столь новыми и смелыми были его идеи и суждения.

В 2001 году в издательстве «Академия» вышла его книга лекций-очерков «Философские основания понимания личности», которые знакомят читателя с основными принципами философского мышления, погружая его в атмосферу исследования бесконечной Тайны Человека и Мира.

А. С. Арсеньев не является тем, кого называют рафинированным эрудитом, но он выдвигает и обосновывает новые идеи мировоззренческого порядка. В этом сказываются и трудности творческой судьбы философа.

Новаторские идеи всегда воспринимаются консервативным социумом с опаской, поэтому были в жизни Анатолия Сергеевича и неизданная книга, и необоснованные увольнения. Но он относится к этим испытаниям поистине философски: приняв «теорию отказа», продолжает творить, несет большие, нравственно обязывающие идеи своим коллегам, друзьям, ученикам. И он влияет на окружающих не только таким своим отношением, но и всей своей личностью, взглядом, улыбкой, жестом.

Принципиальный, не терпящий фальши, строгий в высоких требованиях к себе и другим, Анатолий Сергеевич - человек широкой, щедрой души. Молодые философы нашей республики всегда находят теплый прием в его московской квартире; он встречает их как равных себе коллег и добрых друзей.

Желаем нашему учителю и другу, чтобы его идеи были по-прежнему актуальны, чтобы их пламя, дарящее нам свет и тепло, как можно дольше не угасало! В мир приходят новые поколения, они жаждут истины, они нуждаются в твердой интеллектуальной опоре и надежных духовных ориентирах. Они обязательно найдут их на страницах Ваших, Анатолий Сергеевич, замечательных трудов, потому что Вы мыслите и живете как мудрец - в согласии с Высшими Законами.

Авторы - друзья и коллеги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.