Скорбим и помним
..........
Скорбим: не дожив самую малость до 90 лет, Анатолий Сергеевич Арсеньев оставил нас проживать без него нашу земную жизнь.
Ушел из жизни Человек, который во всех значимых для него ситуациях проявлял себя исключительно как Личность. Он был прямолинеен и несгибаем не только в своих суждениях, но и в своих поступках. Он был непреклонен и деликатен одновременно. Он был...
Безусловно, за такими проявлениями стоят не только убеждения, но цельный характер и воля. По сути своей, его духовное «Я» было не делимой на части целостностью.
Он всегда вызывал к себе глубокое уважение как личность и как философ, хотя для презентации его сущности следовало бы выразить его присутствие в мире через знаковое изображение, заимствованное у Великих немцев: Анатолий-Арсеньев-личность-философ-интеллигент.
Продолжая вслед за многими духовными мыслителями размышлять о жизни, любви и смерти, Анатолий Сергеевич говорил и писал, что Жизнь, Любовь и Смерть - есть тайна. Он был убежден, что после смерти физического тела душа продолжает существовать.
Мы солидаризируемся с Вами, дорогой Анатолий Сергеевич! Вы с нами!
Коллектив журнала
АРСЕНЬЕВ АНАТОЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ (13.11.1923 - 16.09.2013) -
доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор, известный российский философ, специалист по общим проблемам философии и психологии личности.
А. С. Арсеньев - коренной москвич. В 1941 году окончил среднюю школу № 635, получив аттестат зрелости с отличием. 12 августа 1941 года был призван в действующую армию. Вначале был отправлен в Гороховские лагеря под г. Горький, затем откомандирован в Ленинградское военное училище связи им. Ленсовета в г. Уральск. По окончании училища осенью 1942 г. в звании лейтенанта был направлен в 217-й пушечный артиллерийский полк 3-й гвардейской армии Донского фронта.
24 декабря 1942 г. в станице Краснокутской Ростовской области был тяжело ранен в момент развёртывания полковой радиостанции. Лечился в эвакогоспитале № 19-18 в г. Борисоглебске, где находился до мая 1943 г. Из госпиталя был направлен в распоряжение Среднеазиатского военного округа в г. Ташкент и уволен в запас с ограничением годности 2-й степени. После этого был откомандирован в г. Пржевальск на работу в качестве военного преподавателя по радиосвязи. Был награждён орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1944 году вернулся в Москву по вызову Института боеприпасов. В 1945 году, после победы в Великой Отечественной войне, перешёл учиться в Институт народного хозяйства им. Плеханова, затем поступил в аспирантуру Московского государственного экономического института на кафедру философии. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию по философии.
В последующие годы А. С. Арсеньев преподавал в вузах, в разное время являлся сотрудником научно-исследовательских институтов Москвы: Института философии АН СССР, Института истории естествознания и техники АН СССР, Института всеобщей истории АН СССР, Центрального экономико-математического института АН СССР, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Института развития личности РАО, Московского городского психолого-педагогического университета.
В 2002 году А. С. Арсеньев защитил докторскую диссертацию по психологии.
Основные направления исследования: проблемы человека в философии и психологии; органические системы; антропогенез; новоевропейский рационализм и наука; философские основания проблемы личности; философско-психологические проблемы свободы и зависимости человека современной цивилизации; глобальный кризис современности.
В творческой биографии А. С. Арсеньева 1964-1968 годы были связаны с коренным изменением его представлений о философии, ее роли и назначении (Арсеньев А. С. Размышления о работе Л. С. Рубинштейна «Человек и Мир» // Вопросы философии. - 1993. - № 5).
Философию А. С. Арсеньев рассматривал как глубоко личностное размышление об отношении «Человек-Мир» (объективированной, опосредованной разумом форме первичного, служащего началом антропогенеза, непосредственного религиозного отношения «Я-Ты»). Бесконечность этого отношения выявлена в двух формах: потенциальной бесконечности (ПБ) как «снятии» во времени конечных определенностей в чувственно воспринимаемой, «проявленной» области бытия и актуальной бесконечности (АБ), содержащей все, что может быть достигнуто в ПБ в будущем, связанной с областью непроявленных форм, образов, смыслов.
Эволюция, развитие, творчество связаны с взаимодействием ПБ (что, например, может пониматься как каузальность, адаптация) и АБ (телео-логичность, целеполагание, «ароморфозы», эмерджентная эволюция и т.п.), прошлого и будущего. Здесь возникает проблема свободы. Взаимодействие АБ и ПБ приводит к представлению о развитии как интерферен-
ции сменяющих друг друга фаз различной глубины и длительности, связанных, как правило, с преобладанием рефлексии (погруженностью в себя, выработкой устойчивого основания, способного противостоять внешней среде восстановлением непосредственных связей с АБ) или трансцендирования (экспансии во внешнюю среду, в область ПБ). Гегелевские «скачки» можно рассмотреть как «прорывы» АБ в ПБ в период «междуфазья», «квазихаоса».
По А. С. Арсеньеву, радикально новый шаг в развитии связан с «возвратом» за пределы основания заканчивающейся фазы и сменой основания на более глубокое. Эти особенности органического развития проявляются не как жесткие законы, но как лежащие глубоко под разнообразием эмпирического бытия общие тенденции, обнаружить которые, в частности, помогает философия. Человек - парадоксальное бесконечно-конечное существо, снимающее свою конечность в области ПБ трансцендированием, благодаря своей причастности АБ, где он уже трансцендентен.
Развитие личности - становление Человека в индивиде. Этическое сознание личности также парадоксально, располюсовано на конечную и бесконечную области. Конечная область (ПБ) связана с групповой системой ценностей, выражается в моральных нормах и требованиях группы к индивиду. Бесконечная (АБ) - в безусловных, не связанных с социальной средой, растущих вместе с внутренним личностным «Я» индивида всеобщих принципах. Внутренний конфликт этих областей - важный фактор личностного развития (Арсеньев А.С. Взаимоотношение науки и нравственности // Сборник «Наука и нравственность». - М., 1969. Полностью работа была опубликована при издании одноименного сборника издательством «Прогресс» на иностранных языках). Основные идеи кратко изложены в статье «Научное образование и нравственное воспитание» в сб. «Психологические проблемы нравственного воспитания детей». - М., 1977; в книге под ред. В. В. Давыдова «Философско-психологические проблемы развития образования». - М., 1981).
В антропогенезе А. С. Арсеньев выделял две фазы: Палеолит — преобладание рефлексии, духовного и телесного саморазвития Человека, господство отношения «Человек-Мир», и Неолит - преобладание транс-цендирования, развитие орудий труда, «неорганического тела человека», господство отношения «Субъект-Объект».
А. С. Арсеньев считал, что факторы, приведшие человечество к современному глобальному кризису, связаны с неолитической революцией, а сам кризис является завершением, деградацией и разрушением фазы Неолита, за которой предположительно может следовать на новом уровне фаза самоизменения Человека (Арсеньев А.С. Глобальный кризис современности и Россия // Континент. - 1992. - № 73). Этот кризис захватывает все формы жизни и сознания, в том числе философию.
Новая («постнеолитическая», по определению А. С. Арсеньева) философия не может сводиться к построению тех или других (категориальных, логических, понятийных и т.п.) систем. Она может выражать себя лишь в вероятностном ключе, представляя нечто вроде «прогулки»
по границе рационального и нерационального, подводящей Человека к ощущению Тайны себя самого и Мира. Ее задача по отношению к предшествовавшим формам философии и религии - отделение в них вечного от временного.
С 1951 года А. С. Арсеньев вел педагогическую работу в различных вузах Москвы (общий стаж научно-педагогической работы - 58 лет). Им разработано несколько курсов лекций по темам: «Человек и мир», «Философские основания понимания личности», «Проблемы человека в философии и психологии», «На пути к постнеолитической философии» и др.
Результаты философских и психологических исследований А. С. Арсе-ньева отражены в работах, среди которых: Анализ развивающегося понятия. М., 1967; (в соавт.: Библер В. С., Кедров Б. М.); Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова; Мышление психолога и проблема личности // Ежегодник «Культура, традиции, образование». М., 1990; Глобальный кризис современности и Россия (заметки философа) // Континент. 1992. № 3 (73); Размышления о работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопросы философии. 1993. № 5; Десять лет спустя. О творческой судьбе С. Л. Рубинштейна // Вопросы философии. 1998. № 11; Философские основания понимания личности. М., 2001; О проблеме свободы и зависимости человека современной цивилизации: философский очерк // Развитие личности. 2005. № 1, 2.
В.В. Барцалкина, кандидат психологических наук