Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО КОНЦЕПТА "ПРАВО" В ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО КОНЦЕПТА "ПРАВО" В ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / ПРАВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТЬ / AXIOLOGY / CULTURE / LAW / LEGAL CULTURE / VALUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Штукарев Н.А.

В статье освещается проблема формирования отношения к праву как ценности. Рассмотрено содержание важных категорий «ценность» и «право»; проанализировано правовое содержание современного этапа развития российского общества; дана оценка компетентностному характеру процесса профессиональной юридической подготовки. Проблема актуализации ценностного концепта «право» освещена с точки зрения теории ориентации личности в мире ценностей, разработанной основоположником аксиологического научного направления в педагогике, основателем оренбургской научной школы «Аксиология образования», доктором педагогических наук, профессором А.В. Кирьяковой. Авторы считают, что важность аксиологического рассмотрения права определяется необходимостью разработки методологических подходов к ценностному пониманию права как феномену духовного мира человека; созданием современных программ правового воспитания, направленных на формирование юридического мировоззрения, базирующегося на аксиологических представлениях о свободе, равенстве, терпимости, справедливости. Статья стала результатом собственной научной деятельности, а также обобщения труда ученых, проводивших эмпирические исследования, сумевших теоретически интерпретировать определенную часть полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF THE VALUE CONCEPT "LAW" IN THE PRACTICE OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF LAW ENFORCEMENT

The article deals with the problem of forming an attitude towards law as a value. The content of the important categories of “value” and “law” is considered; analyzed the legal content of the current stage of development of Russian society; An assessment of the competence-based nature of the process of legal training was given. The problem of actualizing the value concept “law” is highlighted from the point of view of the theory of individual orientation in the world of values developed by the founder of the axiological scientific direction in pedagogy, the founder of the Orenburg scientific school “Axiology of Education”, doctor of pedagogical sciences, professor A.V. Kiryakova. The authors believe that the importance of axiological consideration of law is determined by the need to develop methodological approaches to the value understanding of law as a phenomenon of the human spiritual world; the creation of modern programs of legal education, aimed at the formation of a legal worldview based on axiological ideas about freedom, equality, tolerance, justice. The article was the result of their own scientific activities, as well as the generalization of the work of scientists who conducted empirical research, who were able to theoretically interpret a certain part of the results obtained.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО КОНЦЕПТА "ПРАВО" В ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ»

УДК 330.43

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО КОНЦЕПТА «ПРАВО» В ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Штукарев Н.А., магистрант 5 группы, Оренбургский институт (филиал) Университета им. О.Е. Кутафина, Оренбург e-mail: shtukarev.nikita@mail.ru

Научный руководитель: Фролов О.В., д-р пед. наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье освещается проблема формирования отношения к праву как ценности. Рассмотрено содержание важных категорий «ценность» и «право»; проанализировано правовое содержание современного этапа развития российского общества; дана оценка компетентностному характеру процесса профессиональной юридической подготовки. Проблема актуализации ценностного концепта «право» освещена с точки зрения теории ориентации личности в мире ценностей, разработанной основоположником аксиологического научного направления в педагогике, основателем оренбургской научной школы «Аксиология образования», доктором педагогических наук, профессором А.В. Кирьяковой. Авторы считают, что важность аксиологического рассмотрения права определяется необходимостью разработки методологических подходов к ценностному пониманию права как феномену духовного мира человека; созданием современных программ правового воспитания, направленных на формирование юридического мировоззрения, базирующегося на аксиологических представлениях о свободе, равенстве, терпимости, справедливости. Статья стала результатом собственной научной деятельности, а также обобщения труда ученых, проводивших эмпирические исследования, сумевших теоретически интерпретировать определенную часть полученных результатов.

Ключевые слова: аксиология, культура, право, правовая культура, ценность.

Повышенный интерес к праву как аксиологическому феномену определяется и кризисом российской правовой действительности («традиционной российской правовой неустроенности» - А.И. Герцен), который заставил ученых осмыслить проблему понимания сущности права, эффективности национальной правовой системы, и кризисом современного человека, для которого, к сожалению, зачастую цель оправдывает средства, вопреки фундаментальному моральному принципу, регулирующему и контролирующему человеческое поведение: «средства должны быть сами по себе нравственными и независимыми от целей, которым служат». Эта сентенция приводит к необходимости актуализации права как ценности.

В свете аксиологического знания проф. А.В. Кирьякова объясняет, что «в разных обществах и на различных этапах их развития идет непрерывная смена ценностей в эволюционном режиме, но на переломных этапах происходит тотальная, как по масштабу, так и по содержанию, смена ценностных систем...качественно новыми» [3]. Мнение авторитетного ученого подтверждается проведенным нами анализом содержания современного этапа развития российского общества, который квалифицируется: 1) отсутствием у критической массы россиян «веры в право»; 2) распространённостью в обществе правоотрицающей идеологии («закон, что дышло - куда повернул, туда и вышло», «что мне закон, коли судья знаком»); 3) амбивалентностью, антиномичностью и дуализмом российского менталитета («русский человек может быть отчаянным мошенником и преступником, но в глубине души он благоговеет перед святостью» - Н.А. Бердяев); 4)

особенностями правовой социализации молодежи, не достигающей правовой инвариантности (О.Ю. Ильин); 5) криминализацией общественных отношений.

Результаты анализа свидетельствуют о разрушении на уровне индивидуального и коллективного сознания ценностной системы, характерной для этапа общественного развития, определяемого социалистическим укладом жизни. Профессор Т.А. Сенюшкина высказывается по этому поводу вполне определенно: «Практически проигнорировав богатейшее культурное наследие России, связанное с сохранением и передачей традиционных ценностей, в 90-е годы ХХ века в философско-правовой парадигме России стали преобладать теории, пропагандировавшие приоритет ценностей либерализма, характеризуемых исчезновением послушания и доверия к внешним авторитетам и традициям; апеллированием людей исключительно к своему разуму, который становится для них наивысшим авторитетом; ослабеванием связей между индивидами; заботой прежде всего о своем собственном достатке; преобладающей ориентацией на приватный мир» [6].

Кризис антропоцентрических абсолютов (отметим, что именно антропоцентрическая идеология перспективна в плане приобщения человека к соблюдению и развитию правовых норм и убежденности в их справедливости) обусловил научный интерес исследователей к праву как ценности, являющемуся основанием правового менталитета - глубинного качества духовности человека, обусловливающего характер духовного отражения им социальной реальности.

Значения права как социального регулятора были предметом научного интереса Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, B.C. Барулина, Б.С. Братуся, Л.П. Буевой, В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, В.А. Лекторского, В.А. Ядова и др. Аксиологические аспекты права представлены в трудах Н.Н. Алексеева, В.Г. Графского, Ж. Карбонье, Д.А. Керимова, В.С. Нерсесянца, Л. Фридмана и др. Аксиологическое осмысление права творчески обогащено работами Л. Бергера, Т. Лукмана, Т. Парсонса. В ходе дискуссии большинство философов, социологов, юристов, психологов, педагогов пришло к выводу о том, что общественные преобразования невозможны там, где ценностные регуляторы не стали элементом сознания человека, его правовой культуры, ее духовных основ, определяющих мировоззрение личности, правовые установки, значение и смысл правовых норм. Отметим, что несмотря на эмпирические и философско-теоретические сложности в изучении права как ценностного конструкта, количество научных исследований не уменьшается. Резюмируя мнения исследователей, мы склонны полагать, что право, будучи регулятором социального сознания - это обусловленная природой человека культурно-нормативная ценность, элемент ценностно-нормативной системы общества, соответствующий этической практике, опирающейся на осознанную теорию морали и нравственности, решающий задачу смягчения потенциальных социальных противоречий. Разделяем утверждение Д. Гудинга и Дж. Леннокса о том, что «.. .если мы хотим быть нравственными людьми, мы должны не только понимать законы умом, но и правильно относиться к ценностям, которые стоят за этими законами, и подчинять им свои чувства, ибо наше понимание ценностей непосредственно определяет наше поведение» [2]. В связи с этим важным является аксиологический императив, сформулированный проф. А.В. Кирьяковой: «Нельзя сводить ценность права к проблеме произвольного личного выбора» [3].

Конфигурируя варианты событий личного морального выбора, формирующего правовые намерения личности, право, с одной стороны, выступает специфической ценностью, феноменом культуры, определяющим ценностно-правовой контекст общества, а с другой, - является созидающей силой, способной нормативно программировать развитие юридически современной государственности, выполняя аксиологическую функцию. Как показывает Н.С. Розов, «в рамках ценностного типа правопонимания право - это государственно-нормативное закрепление ценностей, юридический способ их функционирования, что обуславливает ценностный фундамент правового регулирования» [8].

Профессор Кирьякова А.В., автор влиятельного научного исследования «Теория ориентации личности в мире ценностей», относит право к этическим ценностям, и убедительно доказывает, что «ценности, в отличие от других научных категорий, обладают ... регулятивно-целевым значением, выступая в качестве норм и идеалов. Ценность, вплетенная в «ткань» социальной действительности, придает ей вполне определенный культурный контекст» [3]. Этот тезис приводит нас к мысли о том, что формирование и совершенствование культурного контекста должно предполагать осмысление роли и значения права как ценности в формировании этических общественных идеалов, опирающихся на духовный опыт народа, сконцентрированный в его нравственных ценностях и правосознании, поскольку, как отмечают исследователи, «развиваясь вместе с обществом, право эволюционирует, впитывая элементы и качества морали, нравственности, гражданственности, культуры» [5].

Перспективы формирования нового правосознания у будущих служителей закона, связываются нами с признанием ими фундаментальности и важности учета этико-аксиологической проблематики в профессиональной деятельности, т.е. признания права как ценности, актуальности требований справедливости, этического долженствования и социального идеала. Игнорирование этико-аксиологической проблематики (нравственного отношения к праву как ценности), сведение ценности права к проблеме произвольного личного выбора А.В. Кирьякова, открытое или скрытое противодействие «правовой цивилизованности» И.В. Ковалева приводит к кризису профессиональной культуры, проявляющемуся в «глубокой трагичности ценностного конфликта» О.В. Бондаренко как результата противостояния систем ценностей самоидентифицирующихся социальных субъектов, обусловленных совокупностью субъективных и объективных нравственных противоречий, определенных условиями общественного взаимодействия.

Мы придерживаемся философской версии о формировании нравственного отношения к праву как ценности, которой мешает «вековой недостаток честности и чести.. .и недостаток нравственного воспитания личности, самодисциплины личности и свободного ее самоограничения» [1], соглашаясь с тезисом о том, что «в контексте отечественной культуры правовая символика носит в большей степени негативный характер, что провоцирует правовой нигилизм и отягощает процесс формирования правового государства [10].

Ранее мы отмечали, что в современной конкретно-исторической ситуации в качестве главных в профессиональном образовании выдвигаются задачи гуманизации общества, и как особая цель - гуманизация образования, расширение его сфер и повышение уровня при более широкой аксиолого-культурологической подготовке профессионалов, обеспечивающей общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, что делает необходимым решение задачи содействия личности в освоении общечеловеческих ценностей [9].

Решению названной задачи препятствует компетентностный формат юридического образования, разрушающий аксиологические ориентиры личности, «вымывающий» из ее аксиосферы эмоционально-ценностные переживания, не отражающий разнообразия взаимодействий человека и мира. В рамках названного формата, по мнению Дж. Равена, формируется «специфическая способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки и способы мышления» [7].

Полагаем, что актуализация в образовательном процессе юридического вуза права как ценности и как «субъектно-ориентированного института культуры» С.Ю. Бакулина обусловливается самим контекстом развития аксиолого-культурологической действительности, центральной проблемой которой является проблема человека, включенного в мир духовно-нравственных отношений; человека, воспринимающего и осмысливающего основные морально-нравственные категории, имеющие правовую

синтагму, процесс и результат реализации которых определяют его культурно-правовую легитимность А.В. Поляков.

Текущее состояние педагогических исследований позволяет нам сделать вывод о том, что для педагогики профессионального образования вопрос о формировании отношения к праву как ценности является фундаментальным, поскольку ценность определяет смысл жизни человека и профессионала, его жизненную и профессиональную позицию. Утрата ценностных ориентиров ведет к кризису личности [4].

Литература

1. Бердяев, Н.А. Судьба России. - М.: МГУ, 1990. - 256 с.

2. Гудинг, Д. Мировоззрение: Для чего мы живем и каково наше место в мире. Пер. с англ. / Д. Гудинг, Дж. Леннокс. Общ. ред. Т.В. Барчуновой. - Ярославль: «ДИА-пресс», 2000. - 384 с.

3. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография. - М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 318 с.

4. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Прикладные исследования в педагогике: монография / А.В. Кирьякова, Т.А. Ольховая, И.Д. Белоновская. - М.: Дом педагогики, 2010. - 292 с.

5. Моджина, Н.В. Политическое самосознание личности в обществе риска / Н.В. Моджина, К.В. Храмова, Д.М. Азаматов // В мире научных открытий. - 2015. - № 5. -С. 1945-1956.

6. Сенюшкина, Т.А. Православные ценности и русская правовая культура // Культурологический журнал. - 2017. - № 4(30). - С. 26.

7. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.

8. Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии / Н.С. Розов. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1998. - 292 с.

9. Фролов, О.В. Компетентность менеджера: культурологический контекст формирования в образовательном процессе вуза: монография. - Оренбург, ОГИМ, 2012. -352 с.

10. Честнов, И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна: монография / И.Л. Честнов. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.