Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В 1920-Е ГГ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В 1920-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТУАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИЕНИСЕЙСКАЯ СИБИРЬ / 1920-Е ГГ / УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белых Игорь Николаевич

В статье рассматривается генезис деятельности ученических самоорганизаций и пионерского движения в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века в контексте актуализации социального аспекта нравственного воспитания школьников. Выявлено, что детское самоуправление развивалось в основном за счет увеличения количества его социальных и нравственных функций, деткомдвижение - благодаря расширению диапазона общественно полезной работы и взаимодействию с неорганизованными учениками. Выделены региональные особенности исследуемого процесса: отставание от центральной части страны и неравномерный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF THE SOCIAL ASPECT OF THE MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE YENISEI SIBERIA IN THE 1920S

The article considers the development of the activities of pupil self-organizations and the pioneer movement in Prienisei Siberia in the 1920s in the context of updating the social aspect of moral education of schoolchildren. It was revealed that children's self-government developed mainly due to the expansion of its social and moral functions, children's movement - due to the expansion of the range of socially useful work and interaction with unorganized students. Regional features of the study process are highlighted: lag behind the central part of the country and uneven nature.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В 1920-Е ГГ»

1917-1958. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - 582 с.

22. Северилова П. В. К вопросу создания культуросообразной концепции изучения отечественного духовного наследия: сб. науч. трудов III Междунар. науч.-практ. конф. «Гуманитарные аспекты высшего профессионального образования» // Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, 2018. - С. 227-235.

23. Урбанович Л. Н. Интеграция агиографической литературы в содержание образования как ресурс духовно-нравственного воспитания школьников // Вестник ПСТГУ. -2018. - Вып. 48. - С. 9-8.

И. Н. Белых

УДК 37.014.2

АКТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В 1920-е гг.

[Щ равственный кризис, наблюдающийся в современном российском обществе, порождает необходимость поиска эффективных путей решения данной проблемы, что находит отражение в образовательной политике государства. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года утверждается необходимость создания «условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых

в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [16]. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве приоритетной воспитательной задачи объявляется развитие высоконравственной личности. Достижение данной задачи предполагается не только за счет обращения к педагогическим инновациям, но и к передовому опыту прошлого в области воспитания. Делается акцент как на возрождении духовности, так и на усилении социальной направленности воспитания, что отражается в поддержке ученического самоуправления, повышении «роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом» [13], развитии в детской среде «ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности» [13].

В связи с этим приобретает актуальность обращение к опыту нравственного воспитания школьников, в том числе в послереволюционный период, который характеризовался актуализацией социального аспекта нравственного воспитания школьников. Выбор региона - Приенисейская Сибирь - обусловлен его социально-экономической значимостью и одновременной удаленностью от центра России. Кроме того, изучение региональных аспектов становления нравственного воспитания школьников дает более объективную картину данного процесса и обогащает историко-педагогическое знание. Различные воспитательные практики Приенисейской Сибири в послереволюционный период исследуются в трудах З. У. Колокольниковой, О. Б. Лобановой [5; 6], работах татарской школы -И. Ш. Шакировым [21], народной педагогике старожилов - Т. Ю. Розмановой [14]. Предметом специального исследования нравственное воспитание в Приенисейской Сибири в 1920-е гг. стало в диссертации И. Н. Белых [2], однако данный труд не является исчерпывающим и требует дальнейшей работы, что определяет цель статьи - исследовать процесс актуализации социального аспекта нравственного воспитания школьников в При-енисейской Сибири в 1920-е гг.

Революционные перемены, происходившие в обществе после 1917 года, коренным образом изменили не только сущность школьного воспитания, но и само понимание нравственности, наполнив его коммунистическим содержанием (речь В. И. Ленина на III съезде комсомола «Задачи союзов молодежи»). Вектор нравственного воспитания резко поменял направление от формирования духовности (в дореволюционной России) к актуализации его социального аспекта, обусловленной новыми документами об образовании («Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение о единой трудовой школе»). Под актуализацией в данном исследовании будем понимать действие, заключающееся в переходе субъекта из потенциального состояния в реальное [15], под аспектом - «ту или иную сторону предмета, явления, понятия; точку зрения, взгляд на что-л.» [3].

Смена власти, произошедшая в Сибири в 1918 года, привела к прекращению начатых реформ в системе образования и возвращению его религиозных основ. Окончательно советская власть установилась в регионе только в январе 1920 года. Актуализация социального аспекта нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири в 1920-е гг. была связана с развертыванием деятельности органов ученического самоуправления (с 1920 г.) и детского пионерского движения (с 1923 г.). Последовательно рассмотрим развитие каждого направления.

До 1923 г. полномочия детских самоорганизаций в исследуемом регионе преимущественно заключались в представительстве учеников в школьные советы [18, Оп. 1. Д. 129. Л. 29]. Функции чаще всего состояли в наблюдении за дисциплиной, чистотой, порядком. Данные организации имели место точечно и, согласно результатам обследования школ, работали «слабо и неуверенно» [17, Оп. 1. Д. 48. Л. 9].

Однако уже в 1922/23 учебном году встречаются школы, в которых деятельность ученического самоуправления была достаточно развита. Например, в девятилетней школе № 3 г. Красноярска распределение обязанностей

было следующим: старостат следил за дисциплиной и порядком в школе, культурная комиссия заведовала кружковой работой и деятельностью Красного уголка [8, Оп. 1. Д. 7. Л. 241], групповые коллективы старших групп - решением вопросов на собраниях, младшие группы - дежурствами [20, Оп. 1. Д. 10. Л. 18]. В красноярской школе-коммуне дети участвовали в рассмотрении вопросов быта, распорядка, поведения учеников, кружковой работы и проведения праздников [17, Оп. 1. Д. 124. Л. 68]. Данные виды работ были направлены на формирование таких нравственных качеств, как ответственность, коллективизм, дисциплинированность, социальная активность.

Характерной чертой самоорганизаций учащихся в 1920-1924 гг. было также распространение ученических судов, которые, однако, не показали своей эффективности. Так, в красноярской школе № 2 1 ступени его наличие приводило только к разногласиям в коллективе [17, Оп. 1. Д. 137. Л. 14]. В Куль-чекской школе сущность суда заключалась в определении степени вины учащегося, что также не приводило к полезным результатам [17, Оп. 1. Д. 24. Л. 99].

В 1924 году ученическое самоуправление функционировало почти во всех городских школах, сельских школах Красноярского уезда, в пятилетках, семилетках и девятилетках Ачинского уезда. Во второй половине 1920-х гг. наблюдается постепенный рост авторитета детских самоорганизаций, активности школьников, увеличение количества социальных и нравственных функций: получали распространение организация клубной работы, ученическая взаимопомощь, проведение кампаний, праздников, разработка правил внутреннего распорядка, надзор за их исполнением [18, Оп. 1. Д. 17. Л. 251; 18, Оп. 1. Д. 86. Л. 3, 26, 33, 40].

Однако имели место и недостатки. Необходимость сотрудничества со школьным самоуправлением осознавалась не всеми учителями, что приводило к их конфликтам с учениками [18, Оп. 1. Д. 4. Л. 272], к введению неэффективных форм детских самоорганиза-

ции (судебный орган, несколько самостоятельных администраторов) [18, Оп. 1. Д. 5. Л. 40]. К недостаткам также относились усложнение аппарата самоуправления, недопонимание как учителями, так и учениками его сущности и роли, искусственность рассматриваемых организациями вопросов [1].

С 1926 г. в Приенисейской Сибири в работе детского самоуправления получает распространение звеньевая система, благодаря которой в работу вовлекаются все учащиеся. Опыт внедрения данной системы в регионе в 1926-1928 гг. показывает ее эффективность: к работе были привлечены все без исключения ученики, которые все больше приобщались к коллективной работе. Каждое звено включало в себя только 10 человек, что упрощало учащимся задачу руководства над коллективом, а также способствовало большей сплоченности и организованности [17].

Следующей ступенью актуализации можно считать усиление нравственного контекста деятельности детского самоуправления в 1928-1930 гг. в двух направлениях: распространение взаимопомощи школьников в учебе; борьба с аморальными общественными явлениями и за воспитанность школьников. Взаимопомощь организовывалась обычно посредством академической комиссии самоуправления [18, Оп. 1. Д. 39. Л. 27, 32, 36; 19, Оп. 1. Д. 31. Л. 31; 19, Оп. 1. Д. 1. Л. 36; 18, Оп. 1. Д. 36. Л. 3]. Борьба с аморальным поведением и за воспитанность приобрела вместо ситуативного (в связи с совершением отдельными учениками проступков) целенаправленный характер. К ее направлениям относились искоренение распущенности, хулиганства, лени [19, Оп. 1. Д. 1. Л. 36], курения, употребления алкоголя [18, Оп. 1. Д. 39. Л. 27], дурного влияния улицы, беспризорности [20, Оп. 1. Д. 74. Л. 4], борьба за ответственное отношение к учебе [19, Оп. 1. Д. 11. Л. 40, 47, 92; 19, Оп. 1. Д. 1. Л. 46].

Следует также отметить неравномерный характер развития детских самоорганизаций в Приенисейской Сибири. Ученическое самоуправление во многих татарских школах функционировало формально даже в конце 1920-х гг.,

что связывалось с прочностью традиционных взглядов на образование (власть должна принадлежать учителю). Детские самоорганизации характеризовались отсутствием самостоятельности, ограниченностью функций, низким количественным составом [18, Оп. 1. Д 17. Л. 260; 18, Оп. 1. Д. 114. Л. 30, 45, 75, 142].

Перейдем к рассмотрению деятельности пионерских организаций Приенисейской Сибири в послереволюционный период в контексте актуализации социального аспекта нравственного воспитания школьников. Отправной точкой детского коммунистического движения в регионе стал 1923 г. Рассматривая нравственный смысл движения, следует говорить не только о воспитании пионеров в организациях, но и об их последующем влиянии на «неорганизованных» учеников (не входящих в деткомдвижение).

Средствами нравственного воспитания пионеров на этапе зарождения организаций в Красноярском уезде являлись беседы на моральную тематику (о дисциплине, о жизни детей и народов в других государствах, разъяснение законов и обычаев пионеров и др.), проведение кампаний интернациональной направленности (оказание помощи немецким детям, участие в Международной детской неделе и др.), общественно полезный труд (оказание помощи крестьянам в уборке полей и огородов, избе-читальне и т. д.) [10]. Воздействие на неорганизованных учеников происходило посредством организации школьных коллективов юных пионеров, которые собственным примером внедряли пионерские законы и обычаи, привлекали детей к участию в праздниках, кампаниях социально-нравственного характера (например, помощь детям-беспризорникам) [11, Оп. 1. Д. 39. Л. 37]. Уже в первые годы существования (1923-1924 гг.) в Красноярском уезде отмечается определенная воспитательная эффективность как пионерских организаций [8, Оп. 1. Д. 114. Л. 8], так и влияния самих пионеров на неорганизованных учащихся [11, Оп. 1. Д. 40. Л. 21].

1924-1925 гг. отмечены прогрессом в воспитательной деятельности ряда пионерских организаций региона (Канского уезда, уяр-

202///

ской, даурской райорганизации): росли дисциплина, активность, самостоятельность, уровень коллективизма, расширялась общественно полезная работа и иные формы деятельности. Так, в уярской райорганизации организовывались воскресники по уборке народных домов, коллективные огороды, в Канском уезде -уборка общественных садов, воскресники, имело место распространение жетонов в пользу детей Запада, в даурской - помощь избе-читальне, сельсовету, женорганизации, бедным семьям, благоустройство территории, сбор средств на борьбу с туберкулезом. Влияние пионеров на остальных школьников приводило также к тому, что они все охотнее вступали в ряды деткомдвижения [11, Оп. 1. Д. 82. Л. 8; 8, Оп. 1. Д. 42. Л. 18; 11, Оп. 1. Д. 158. Л. 31].

Несмотря на видимые успехи пионерского движения в отдельных организациях При-енисейской Сибири уже на этапе его зарождения, в основном работа отрядов характеризовалась однообразием, ограниченностью форм деятельности [8, Оп. 1. Д. 244. Л. 1; 10, Оп. 1. Д. 57. Л. 17, 26], что довольно быстро обусловило не только снижение количественного роста организации [10, Оп. 1. Д. 128. Л. 22], но и падение уровня нравственной воспитанности пионеров (стали чаще встречаться плохое выполнение обязанностей, нарушения дисциплины, законов и обычаев, хулиганство), отмечавшиеся уже в 1925 году [10, Оп. 1. Д. 57. Л. 2-55; 12, Оп. 1. Д. 28. Л. 6]. Данные тенденции отражали общесоюзное явление кризиса пионерского движения, назревшего к 1926 году. Выход из кризиса видели во внедрении новых форм работы и системы конкретных заданий, основанной на региональной специфике и задачах партии [4].

Некоторое улучшение нравственной обстановки наблюдается в 1927/28 учебном году в пионердвижении Красноярского округа [12, Оп. 1. Д. 158. Л. 9], что можно отчасти связать с переходом в 1927 г. на систему конкретных заданий в отрядах Приенисейской Сибири. Задания, как правило, имели общественно-полезную направленность и нередко были связаны с разрешением проблем нравст-

венного характера: борьба с хулиганством, с прогулами в школе, посадка и охрана деревьев, технические навыки пионеров и т. д. [12, Оп. 1. Д. 123а. Л. 195; 12, Оп. 1. Д. 154. Л. 32]. Эффективность системы была отмечена в Красноярском округе: среди пионеров возросла общественная активность и инициатива, среди родителей - интерес к организации [12, Оп. 1. Д. 154. Л. 40]. Однако в Ачинском округе, наоборот, новая система вводилась с трудом, имели место низкая дисциплина и отрицательное поведение пионеров [9, Оп. 1. Д. 219. Л. 5-6].

Взаимодействие пионеров и неорганизованных школьников во второй половине 1920-х гг. происходило через работу форпостов, представительство пионеров в учкомах и комиссиях ученического самоуправления. Усилиями пионеров школьники привлекались к общественной работе и внеклассным мероприятиям, становились более дисциплинированными [12, Оп. 1. Д. 154. Л. 2-4; 18, Оп. 1. Д. 36. Л. 3; 19, Оп. 1. Д. 11. Л. 14; 19, Оп. 1. Д 11. Л. 34]. Однако в целом воздействие пионерской организации на школу оценивалось низко [7].

Новые законы юных пионеров, вышедшие в 1929 г., определяли главные направления общественно полезного труда участников деткомдвижения в рамках социалистического строительства, что способствовало дальнейшей актуализации социального аспекта нравственного воспитания. Виды общественно полезной работы, к которым привлекались пионеры Приенисейской Сибири, становились все более значимыми и серьезными: участие в хлебозаготовках, в ликбезе, вербовка вкладчиков в сберкассу и т. д. Данный факт способствовал росту общественной активности пионеров и их роли в проведении различных кампаний к 1930 г. [12, Оп. 1. Д. 198. Л. 4, 11; 12, Оп. 1. Д. 244. Л. 29, 44, 115, 158, 161], который, однако, как и в предыдущие годы, был распространен не повсеместно [12, Оп. 1. Д. 244. Л. 221, 224].

Новшествами пионерских организаций Приенисейской Сибири, появившимися на стыке 1920-1930-х гг., стали, во-первых, установ-

ление тесной взаимосвязи пионеров с производством, во-вторых, внедрение метода социалистического соревнования в работу отрядов. Первое новшество было направлено на формирование трудового энтузиазма и ответственного отношения к труду. Взаимосвязь заключалась как в непосредственной помощи в работе предприятий (сортировка железа, сбор утильсырья, участие в выпуске сверхпланового паровоза), так и в борьбе за нравственное отношение к труду и с аморальными явлениями (вербовка рабочих в ударники и проведение их учета, сбор производственных предложений, митинги за сознательное отношение к производству, борьба с прогулами среди рабочих) [12, Оп. 1. Д. 198. Л. 11, 39; 12, Оп. 1. Д. 244. Л. 112].

Метод социалистического соревнования реализовывался в регионе следующим образом: заключались договоры на лучшую работу отряда. В рамках соцсоревнования пионеры боролись за повышение производительности труда, собирали от рабочих рационализаторские предложения, с помощью плакатов агитировали за ударность и бережливое отношение к инструментам, проводили митинги, направленные на борьбу с пьянством, прогулами [12, Оп. 1. Д. 244. Л. 115]. Таким образом, пионеры не только приобщались к трудовой морали, но и внедряли ее в рабочую среду.

Актуализация социального аспекта нравственного воспитания школьников в Приени-сейской Сибири в 1920-е гг. проходила в двух направлениях: в процессе развития детских ученических самоорганизаций (с 1920 г.) и пионерского движения (с 1923 г.). Органы ученического самоуправления в исследуемом регионе в 20-е гг. ХХ века развивались благодаря повсеместному внедрению детских самоорганизаций в школы региона, росту их авторитета, увеличению количества социальных функций, распространению звеньевой системы работы, усилению нравственного контекста их деятельности. Развитие пионерского движения происходило за счет расширения диапазона общественно полезной работы, социально-нравственного воздействия на неорганизо-

ванных учеников, внедрения системы конкретных заданий, новых законов юных пионеров, установления тесной взаимосвязи с производством, введения метода социалистического соревнования в работу отрядов.

В целом процесс актуализации социального аспекта нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири в 1920-е гг. характеризовался отставанием от центральной части страны, что было обусловлено сменой власти в 1918-1919 гг. и возвращением дореволюционных принципов воспитания, а также его неравномерностью, что можно связать с большой территорией региона, существенными расстояниями между его районами и многонациональностью.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается генезис деятельности ученических самоорганизаций и пионерского движения в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века в контексте актуализации социального аспекта нравственного воспитания школьников. Выявлено, что детское самоуправление развивалось в основном за счет увеличения количества его социальных и нравственных функций, деткомдвижение - благодаря расширению диапазона общественно полезной работы и взаимодействию с неорганизованными учениками. Выделены региональные особенности исследуемого процесса: отставание от центральной части страны и неравномерный характер.

Ключевые слова: актуализация, социальный аспект, нравственное воспитание, При-енисейская Сибирь, 1920-е гг., ученическое самоуправление, пионерская организация.

SUMMARY

The article considers the development of the activities of pupil self-organizations and the pioneer movement in Prienisei Siberia in the 1920s in the context of updating the social aspect of moral education of schoolchildren. It was revealed that children's self-government developed mainly due to the expansion of its social and moral functions, children's movement - due to the expansion of the range of socially useful work and interaction with unorganized students. Regional features of the study process are highlygh-

ted: lag behind the central part of the country and uneven nature.

Key words: actualization, social aspect, moral education, Prienisei Siberia, 1920s, pupil self-government, pioneer organization.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов В. Опыт организации детской среды на началах школьного самоуправления // Просвещение Сибири. - 1926. - № 9. - С. 51-58.

2. Белых И. Н. Становление нравственного воспитания школьников в Приенисей-ской Сибири в 20-е годы XX века: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Красноярск: РИЦ СибГТУ, 2008. - 23 с.

3. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / гл. ред. С. А. Кузнецов. - 1-е изд. - СПб.: Норинт, 1998. - URL: http://gramota.ru/slovari/info/bts/.

4. Документы ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ о работе Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. - М.: Молодая гвардия, 1970. - 240 с.

5. Колокольникова З. У., Лобанова О. Б. Практика социального воспитания детей с нарушениями в развитии в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. - 2020. - № 2. - С. 5-15.

6. Колокольникова З. У., Лобанова О. Б. Трудовое воспитание в учреждениях социального воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е гг. ХХ в. // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 3. - С. 165-169.

7. Кудрявцев А. Недостатки, требующие серьезного внимания // Просвещение Сибири. - 1928. - № 3. - С. 100-101.

8. П. 8. Енгубком РЛКСМ // Архивное агентство администрации Красноярского края.

9. П. 99. Ачинский Окружком ВЛКСМ // Архивное агентство администрации Красноярского края.

10. П. 993. Красноярский первый городской районный комитет ВЛКСМ // Архивное агентство администрации Красноярского края.

11. П. 995 // Архивное агентство администрации Красноярского края.

12. П. 996 // Архивное агентство администрации Красноярского края.

13. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 18.06.2020)

14. Розманова Т. Ю. Народная педагогика Приенисейских старожилов в первой половине XX века // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 11. - С. 81-93.

15. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.

16. Закон об образовании РФ. Общие положения Федерального закона об образовании 2020: Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе [Электронный ресурс]. - URL: http://za-kon-ob-obrazovanii.ru/2.html (дата обращения: 18.06.2020).

17. Ф.р. 93. Енисейский губернский отдел народного образования // Архивное агентство администрации Красноярского края.

18. Ф.р.137. Красноярский городской отдел народного образования // Архивное агентство администрации Красноярского края.

19. Ф.р. 383. Красноярский городской отдел народного образования // Архивное агентство администрации Красноярского края.

20. Ф.р.925. Красноярская девятилетняя общеобразовательная городская школа № 3 кооперативных организаций и городского коммунального хозяйства // Архивное агентство администрации Красноярского края.

21. Шакиров И. Ш. Национальная татарская школа в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. -С. 3021-3025.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.