Научная статья на тему 'ПИОНЕРСКИЕ ФОРПОСТЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПИОНЕРСКИЕ ФОРПОСТЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИОНЕРЫ / ПИОНЕРСКИЕ ФОРПОСТЫ / ДЕТСКАЯ ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Л. Н., Цыганкова Е. А.

В статье рассматриваются вопросы организационного становления и развития пионерской организации в 20-30-е годы прошлого века, в частности, связанные с деятельностью пионерских форпостов, работа которых была направлена на формирование положительного общественного мнения в отношении пионерской организации. Описываются направления деятельности форпостов, вытекающие из поставленных перед ними задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PIONEER OUTPOSTS: HISTORICAL EXPERIENCE OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE STRUCTURE OF CHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATION

The article discusses the issues of organizational formation and development of a pioneer organization in the 20-30s of the last century, in particular, related to the activities ofpioneer outposts, whose work was aimed at creating a positive public opinion regarding the pioneer organization. The outposts’ activities arising from the tasks assigned to them are described.

Текст научной работы на тему «ПИОНЕРСКИЕ ФОРПОСТЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 37.068 ОРЛОВА Л.Н.

кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»

E-mail: orlova.iz.orla@gmail.com ЦЫГАНКОВА Е.А.

преподаватель кафедры социально-культурной деятельности, ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт Культуры» E-mail: helen231987@mail.ru

UDC 37.068 ORLOVA L.N.

Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social and Cultural Activities of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education Orel State Institute of Culture E-mail: orlova.iz.orla@gmail.com TSYGANKOVA E.A.

Teacher of the Department of Social and Cultural Activities, Activities, of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education Orel State Institute of Culture E-mail: helen231987@mail.ru

ПИОНЕРСКИЕ ФОРПОСТЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы организационного становления и развития пионерской организации в 20-30-е годы прошлого века, в частности, связанные с деятельностью пионерских форпостов, работа которых была направлена на формирование положительного общественного мнения в отношении пионерской организации. Описываются направления деятельности форпостов, вытекающие из поставленных перед ними задач.

Ключевые слова: пионеры, пионерские форпосты, детская пионерская организация, детская общественная активность, политическое воспитания.

The article discusses the issues of organizational formation and development of a pioneer organization in the 20-30s of the last century, in particular, related to the activities ofpioneer outposts, whose work was aimed at creating a positive public opinion regarding the pioneer organization. The outposts' activities arising from the tasks assigned to them are described.

Keywords: pioneers, pioneer outposts, children's pioneer organization, children's social activity, political education.

Форпост - передовой пост, аванпост, передовой пункт, опора чего-то.

Из словаря Ожегова [23]

Мало, кто в настоящее время слышал о так называемых пионерских форпостах, столь популярных в 20-30-е годы прошлого века. Появились они в советской школе в 1923 году, вначале в незначительном количестве, так как пионерские отряды создавались, в основном, при фабриках и заводах, а форпосту отводилась роль формирования общественного мнения в отношении деятельности пионерской организации в школьной среде.

В 1924 году на VI съезде РЛКСМ обсуждались вопросы, касающиеся очередных задач детского коммунистического движения и организационного строительства деткомгрупп [24]. В резолюции съезда было отмечено, что «в целях проведения организованной работы пионеров в школах создаются пионерские форпосты, объединения всех пионеров - учащихся данной школы. Для руководства работой форпоста избирается совет из уполномоченных от каждой группы (класса) пионеров и руководителя одного из отрядов. Руководитель выделяется соответствующим бюро юных пионеров и вводится в школьный совет с правом решающего голоса» [24].

VII Всесоюзный съезд ВЛКСМ (1926 год) своим по-

становлением определил задачи форпостов, направленные на усиление роли пионерской организации в школе. Среди них:

- содействие повышению личной успеваемости пионеров в учебе;

- борьба с неравномерной нагрузкой пионеров внутри форпоста;

- оживление работы школьного самоуправления путем усиления организующей роли форпостов;

- организация досуга школьников (каникулы, перемены и т.д.);

- пропаганда законов и обычаев пионеров [24].

В 1926 году Секретариатом ЦК ВЛКСМ было утверждено «Положение о пионерских форпостах в школах», в котором отмечалось, что в каждой городской школе (первой ступени, семилетке и девятилетке), где имеется не менее трех человек пионеров и октябрят, входящих в отряды разных ячеек ВЛКСМ, организуется форпост, который представляет собой «объединение учащихся пионеров и октябрят данной школы с целью организованного проведения пионерского влияния на учащихся и школу» [22].

В деревенских школах форпост создавался только в тех случаях, когда в школе учились пионеры из нескольких отрядов, разных ячеек комсомола. Если же пионерские отряды в школе были под руководством одной

© Орлова Л.Н., Цыганкова Е.А. © Orlova L.N., Tsygankova E.A.

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)

ячейки комсомола, форпост не создавался.

Задачами пионерского форпоста в школе являлись:

а) организация пионерского влияния на учащихся, не являвшихся членами пионерской организации, повышение учёбы пионеров, обучавшихся в школе;

б) привлечение школы к участию в общественно-политической жизни, развитие связи школы с производством, ближайшим заводом и фабрикой и другими организациями (отрядом, комсомолом, партией, профсоюзом, в деревне - сельсоветом, комитетом крестьянской взаимопомощи и т. д.), привлечение школы к участию в проводимых кампаниях, праздниках и т. п.;

в) налаживание самоорганизации учащихся - участие в работе органов самоуправления (учком, комиссии, кружки и т. п.), развитие интереса к деятельности пионерской организации у неорганизованных детей;

г) увязка всей работы пионерских отрядов с работой школы, то есть ознакомление школьных органов самоуправления и учащихся с планами и содержанием работы пионерских отрядов, участие в разработке школьных планов, календарных планов работы школы; взаимное согласование планов работы;

д) помощь учительству и школьному совету в строительстве школы, помощь в налаживании учебно-педагогической работы, борьба со старыми пережитками во взаимоотношениях между педагогами и учащимися [22].

Форпост имел план своей работы, составленный на основе плана работы пионерского отряда, задач школьного самоуправления, плана школьного совета и согласованный с ними. Работа форпоста велась по следующим направлениям:

1. организация самоуправления и реализация направлений его работы через пионеров, работающих в уч-коме, группкоме и т. д.;

1) распространение пионерского влияния на школьников через учком;

2) агитация за гигиену здорового образа жизни;

3) работа с младшими школьниками, заключавшаяся в организации игр, интересных беседах и т.д.;

4) проведение клубного дня, где реализовыва-лась различные направления деятельности, указанные выше [21].

Каждый форпост прикреплялся к одной из ячеек коммунистического союза молодежи, которая совместно с бюро юных пионеров утверждала планы его работы, заслушивала отчёты об их выполнении, периодически созывала совещания вожатых и президиумов форпостов.

Руководил форпостом вожатый, не подавляя, однако, инициативы самих пионеров и президиума форпостов. Вожатый участвовал в педагогических совещаниях школы, кружках самоподготовки педагогов. За свою работу вожатый отвечал перед ячейкой коммунистического союза молодежи, которая руководила работой пионеров в данной школе.

Всю свою работу в школе пионерский форпост проводил по линии школьного самоуправления, через избранных и работающих в различных органах самоуправления пионеров и по линии школьного совета, куда входил с правом решающего голоса прикреплённый к форпосту вожатый.

Форпосты вели клубную работу, в рамках которой старшие пионеры знакомили младших с международ-

ным детским движением с использованием диапозитивов, живой газеты, специально подготовленных вечеров. Учкомами совместно с форпостами организовывались различные кружки: хоровой, изо-, радио-, «юный безбожник», деткоров, физкультуры, ячейки авиахима, «друг детей». Все программы и планы кружков обсуждались на школьном совете, после чего переносились на обсуждение форпоста [6].

Форпостом проводилась разъяснительная работа среди неорганизованной части школьников, так как большинство подростков были слабо знакомы с пионерским движением, ни разу не бывали в отрядах и часто подавали заявления в форпост, чтобы их приняли в члены форпоста, то есть в пионеры. «На собрание форпоста постоянно приходят неорганизованные ребята, большинство из них после посещений нескольких собраний заявляют о своём желании вступить в пионерский отряд. Кого можно было, ребята принимали в свои отряды, но всё же до сих пор - желающих масса» [6].

В связи с тем, что форпосты только внедрялись, то формы их работы начинали выстраиваться: как проводить общие собрания форпостов, практиковать ли на них беседы по кампаниям, анализировать ли внутреннюю жизнь школы, обсуждать пропагандистско-политические вопросы? Делать ли общие сборы в форме собрания или в виде праздника или игры? Однако было ясно одно: подростков необходимо заинтересовать, учитывая возраст и разносторонние наклонности. Именно форпосты должны были стать инициаторами проведения праздников, игр, кружковой работы.

Естественно, что в организации и работе пионерских форпостов были определенные недоработки и перегибы. Так, проходившее на страницах журнала «Вожатый» в 1926 году обсуждение о месте и роли форпостов рассматривало возможность того, что в школах со стопроцентным пионерским составом ученический комитет должен быть уничтожен и остаться один форпост. Приводились доводы, что и «самоуправление и форпост - это объединение учащихся школы, в том числе и пионеров, для организации их школьной деятельности, то есть, две организации с одинаковой сущностью. Наличие двух организаций является излишней. Следовательно, в школах, где сто процентов детей - пионеры, и орган самоуправления должен быть пионерский, то есть форпост» [4].

Выдвигался и вопрос: при каких условиях орган общешкольного самоуправления может быть заменён форпостом. Достаточно ли определенного численного состава (например, 70%, как установила Ленинградская пионерская организация) или устанавливать подобный процент нельзя? Предпосылкой к замене ученического комитета форпостом, как отмечалось, должно быть не только большинство пионеров, но и влияние на не пионеров. При этом решение о замене школьного самоуправления форпостом, безусловно, должно было пройти через общее собрание учеников. При отсутствии ученического комитета форпост должен руководить и стенгазетой, и кружками, и всей деятельностью учеников, как их единственный общешкольный орган [4].

В качестве примера можно привести работу Орловской губернской пионерской организации. Как отмечал Александр Смирнов, главный редактор губернской пионерской газеты «Красный галстук»: «1925/26 учебный год выявил ряд характерных моментов пионерской

работы в школе: активное участие пионеров в органах школьного самоуправления, повышение авторитета пионерской организации в школе, улучшение организационного строения форпостов. Но, наряду с достижениями, были и определенные недостатки. Так, в городе Ливны в школе-девятилетке, где пионеров не более 45 %, ученический комитет оказался на 100 % «захваченным пионерами». В результате этого старшие школьники были отстранены от общественной работы в школе. Таким образом, получилось наличие двух «фракций»: форпоста и школьного самоуправления, что слишком затрудняло разрешение ряда вопросов» [5].

Большой помехой в работе, как отмечалось, являлся состав форпостов: в любой школе города Орла учились пионеры из 15-20 различных отрядов. Конечно, это создавало громадную трудность и неразбериху в работе, так как согласовывать планы работы отрядов со школами не было никакой возможности [5].

Кроме того, форпосты (а их в губернии насчитывалось 45) страдали от слабого руководства со стороны комсомола. Вожатые, перегруженные работой, слабо материально обеспеченные, работали на производстве и поэтому, естественно, работе в школе могли уделять минимум своего внимания [5].

Представитель пионерской организации

Хамовнического района г. Москвы В. Соловьев считал, что «основным непониманием в работе форпоста является то, что форпост замыкается внутри себя, не связывая свою работу с жизнью школы и теми задачами, которые стоят перед нею. И в результате совершенно отрывается от общешкольной жизни. При таком положении форпост становится незаметной и неавторитетной организацией, не могущей ни руководить, ни проводить пионерское влияние в массы школьников» [6].

В. Елютин, представитель Замоскворецкой пионерской организации, отмечал, что участие пионеров в самоуправлении школы шло по линии направления представителей форпоста во все школьные организации (в учком, редколлегию, комиссии и т. д.), чем пытались обеспечить пионерское влияние во всей школе, но «вскоре пришлось убедиться, что такое выделение представителей в организации не годится, так как иногда форпосту приходилось навязывать своих представителей неорганизованным ребятам. Кроме того, через одного представителя трудно провести пионерское влияние. В другом случае - при перевыборах в учком прошли все пионеры, здесь, правда, было вполне обеспечено пионерское руководство, но неорганизованные ребята остались в стороне» [3].

Были проблемы и с организацией работы президиумов форпостов, их заседаниями и собраниями: «соберутся ребята и, не имея плана работы, начинают думать, о чём они будут сегодня говорить. Кто-то вносит предложение поговорить о повестке дня на общее собрание форпоста. Начинают намечать. 1. Провести беседу, 2. Попеть, 3. Поиграть... ну и дальше - текущие дела, и разошлись. До остальной жизни школы, как-то: самоуправление и т. д., им как будто и дела нет» [7].

Руководство форпостом тоже оставляло желать лучшего: «привлечь к руководству форпостом производственную ячейку РЛКСМ не всегда удавалось, так как школа работает днём, когда все члены ячейки заняты на производстве; вожатый форпоста тоже не связан с дан-

ной ячейкой. Пока общее руководство работой ведёт школьная комиссия районного бюро юных пионеров, и здесь плохо обстоит дело в том отношении, что всегда все инструкции запаздывают, а подчас не бывают согласованы с инструкциями отдела народного образования (например, инструкции о проведении кампаний) [6].

На Всероссийской конференции по вопросам дет-движения и школы, состоявшейся в 1926 году, было отмечено, что форпосты нередко подменяли собой комитеты учащихся и командовали ими, что «форпосты превращались в пионер-фракции в школе с различными «секретными заданиями», в результате чего инициатива находилась не в руках форпоста, а у остальных школьников, и форпост плелся в хвосте событий». [8] Что касается вожатых форпостов, то они «мало занимались школьной работой и как следует не знали ее сами» [8].

С учетом этих ошибок работа форпостов была пересмотрена: в частности, форпост не выделял своих представителей в состав ученического комитета, но обсудив список намечаемых кандидатов, наиболее авторитетных пионеров, «рекомендовал к избранию общим собранием учащихся в учком. Таким образом, третья часть президиума учкома состояла из пионеров. Так же было и со всеми комиссиями. Все наиболее крупные вопросы, касающиеся школьного самоуправления и работы (клубная работа, кампании и т. д.), обсуждались на форпосте, после чего выносились на учком, где ребята-пионеры проводили все предложения форпоста» [6]. Таким образом, была достигнута слаженность в работе ученического комитета с форпостом.

Определению дальнейших векторов развития пионерских форпостов были подчинены и ежегодные отчеты об их работе на заседаниях школьных комиссий бюро юных пионеров. В отчет форпостов входили следующие разделы: организация общественной работы школы, проведение клубного дня, налаживание педагогической работы, участие в работе органов самоуправления, повышение успеваемости, комсомольское руководство форпостом. По каждому из разделов делались выводы и впоследствии на уездных или губернских совместных совещаниях комсомола и пионерии обсуждались перспективы развития форпостов [4].

V Всесоюзная конференция ВЛКСМ, проходившая в 1927 году, сосредоточила внимание форпостов на следующих аспектах: переход на метод конкретных заданий и упрощение организационных форм, а также усиление роли в проведении культурно-массовой работы школы.

Развитие форпостов вело и к интерпретации задач, поставленных перед ними: упорядочение клубных часов (занятия кружковой работой); борьба за отмену уроков на дом; укрепление связи с отрядами; улучшение пионерской учёбы; укрепление связи с производством и привлечением ячейки РЛКСМ к руководству [6].

В Положении о коммунистической детской организации юных пионеров имени В.И. Ленина 1928 года одной из организационных форм являлся форпост: «Во всех городских школах, где имеются пионеры из нескольких отрядов разных ячеек ВЛКСМ, организуются форпосты. Форпост есть объединение учащихся пионеров и октябрят данной школы для организованного проведения пионерского влияния на учащихся и школу, и для помощи в работе школы. Форпост не имеет права на прием и исключение из пионерской организации» [21].

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)

В резолюции «Об очередных задачах детского коммунистического движения», принятой VII Всесоюзным съездом ВЛКСМ, отмечалось, что усиление школы как государственной формы образования и воспитания подрастающего поколения требует еще большего усиления и укрепления пионерской организации в школе и детских учреждениях, для чего необходимо «укрепление внутренней работы в форпостах путем оживления работы президиумов форпостов, вовлечение всех пионеров в активную работу форпостов, усиление организующей роли форпостов среди школьников путем оживления работы школьного самоуправления, организации досуга школьников, пропаганды законов и обычаев пионеров» [2]. Кроме того, подчеркивалась необходимость избежать подмены форпостами органов самоуправления. Но, в то же время усиливалась роль форпоста как звена, связывающего пионерский отряд со школой и общественной жизнью, налаживающего и укрепляющего связи школы с производством. Делался акцент на увязке опыта клубного дня и работы форпоста [2].

В тридцатые годы, согласно решению X съезда ВЛКСМ, деятельность пионерских форпостов осуществлялась под непосредственным руководством комсомола, в основном, по месту жительства, на базе жактов (жилищно-арендное кооперативное товарищество). Задачи форпостов тоже несколько видоизменились в связи с тем, что пионерская организация стала массовой, а центр ее работы был перенесен в школу: организация отдыха, профилактика правонарушений подростков [1]. Фактически форпосты становятся центром организация свободного времени, досуга школьников по месту жительства.

Форпосты создавались в отдельных домах, где проживало достаточное количество детей (20-50 человек). Они могли объединять несколько домов в том случае, если в каждом отдельном доме жило всего лишь несколько детей. Однако не рекомендовалось создавать форпосты-«гиганты» (более 70 человек) [15]. К концу 1936 года только в Москве насчитывалось несколько тысяч форпостов, имевших свои площадки и пионерские комнаты при жактах. Создавались пионерские форпосты, в отдельных случаях, и в деревне, если в том селе не было школы, а, следовательно, и пионерского отряда. Пионерские форпосты на своих сборах выбирали лидера из числа пионеров, но работали форпосты и просто со школьниками, не пионерами. Однако осуществлять прием в ряды организации, в отличие от двадцатых годов, форпост уже не имел права. В летнее время центр тяжести всей работы пионерской организации переносился в форпосты. Комсомольские организации выделяли для их руководства пионерских вожатых из числа комсомольцев, живущих поблизости.

В качестве помещений для форпостов выделялись помещения или отдельно стоящие одноэтажные дома, находившиеся в ведении жактов. Не всегда руководители партийных и хозяйственных органов шли навстречу. Большую часть помещений подросткам и их родителям приходилось буквально «отвоевывать». Так, форпост при доме № 60 по улице Горького г. Москвы должен был обеспечен помещением еще в 1935 году, но даже к концу 1936 года ни домоуправление, ни райком комсомола не предпринимали ничего для того, чтобы предоставить помещение под клуб. И тогда совместно с родителями подростки

обратились с письмом в райком партии: «Помогите отвоевать нам клуб, а мы обещаем сохранить в нем пионерский порядок, обещаем, что он будет самым лучшим. Наши футбольная и волейбольная команды будут идти впереди всех; наши кружки будут работать лучше всех; мы обещаем так учиться, чтобы товарищ Сталин сказал: «Отлично, ребята!» [13]. Газета «Пионерская правда» и журнал «Вожатый» тоже помогали детям отстоять свои права в создании форпостов: «Мы обращаемся к вам за помощью, - писали пионеры, проживавшие в доме № 16 по Коровьему валу (г. Москва), - в нашем жакте проживает около восьмидесяти ребят, и нам совершенно негде проводить свободное время. Двор маленький. Негде играть. А если они и начинают играть, их ругают. Еще в нашем доме есть пивная. Там можно видеть пьяных и наблюдать скандалы. Разве это хорошо?» [16].

Стоит отметить, что для организации работы форпостов отпускались денежные средства, предусмотренные на культурно-бытовое обслуживание жильцов. Так, форпосту при доме № 60 по улице Горького г. Москвы в 1936 году Мосжилсоюзом были отпущены денежные средства в размере 1500 рублей, на которые были приобретены «горн, барабан, флаг, футбольные и волейбольные мячи, биллиарды и игрушки для октябрят». [12] Форпост имени П.П. Постышева (г. Шуя) с помощью домового треста был укомплектован 35 парами лыж, 30 парами коньков с ботинками, 15 парами санок, хоккейными клюшками

[14].

Деятельность форпоста, в первую очередь, подразумевала организацию досуга: развитие различных видов спорта, проведение спортивных соревнований (по бегу, прыжкам, перетягиванию каната, волейболу, футболу и т.д.), создание любительских групп по интересам (рыболовов, коллекционеров, филателистов), работу кружков (лепки, фотографов, кролиководов, авиамоделистов и т.п.) [15].

Так, форпост по Гоголевскому бульвару в Москве начал работу с малого: создали хоровой кружок, затем -стенную газету, в которой находили отражение события, происходившие не только в форпосте, но и в стране; оборудовали спортплощадку; проводили с детьми младших классов занимательные игры. Кроме того, оказывалась помощь в учебе, организовывались экскурсии. Как отмечал журнал «Вожатый», «как будто ничего удивительного: ребята играют, ставят пьески, запускают модели, читают газету. А, между тем, здесь творят большие дела: сколачивается изо дня в день крепкий, дружный, дисциплинированный коллектив ребят двора». [16] В городе Шуя форпост имени П.П. Постышева при жакте №3, кроме традиционных спортивных мероприятий и работы кружков, подготовки концертов художественной самодеятельности, просмотров кинофильмов, - создал свой сад, «миниатюрный детский парк с качелями, гигантскими шагами, спортгородком, сценой, «шведской стенкой», крокетной и волейбольной площадками» [11]. Работа этого форпоста завоевала доверие взрослых и родителей. Со многими подростками «сладу не было», но, находясь в форпосте, подтянулись, стали дисциплинированнее, лучше [11]. Дети совместно с родителями, молодежью прокладывали аллеи, сажали деревья, разбивали клумбы, делали фонтан, строили качели, площадки, сцену. Кроме того, форпост организовывал и туристические походы по родному краю для знакомства с интереснейшей историей

древнего города Шуи. Живая газета - художественная агитбригада форпоста со своими программами выступала во многих колхозах во время обеденного перерыва. В Москве и Одессе организовали разъезды кукольных театров при форпостах и давали представления прямо во дворах [15].

Работали при форпостах и игротеки с производственными базами (мастерскими-лабораториями), где изготавливались новые игры по чертежам, заимствованным как из практики других детских внешкольных учреждений, так и из иностранных источников: «настольный кегельбан», «Журавель», «настольный спи-ральбол», «воздушный биллиард» и др. [18]. Делались подборки разнонаправленных тематических игровых комплектов: воспитывавшие настойчивость («баскетбол в коробке», «закрытый геометрический лабиринт» и др.); головоломки («собери картинку», проволочные головоломки, и пр.); игры на внимание, проверку памяти и сообразительности («отмерь длину», «определи вес», «оптические обманы»). В лабораториях создавались комплекты образовательных игр: электромагнитный конструктор, электрический стробоскоп, электромагнитный жироскоп. В мастерских изготавливались маленькие настольные театры: кукольный марионеток. Были созданы технические передвижки: чемодан с набором столярных инструментов, чемодан связи (флажки, фонарики для сигнализации, зеркала, световой телеграф, планшеты с азбукой Морзе и т. д.), чемодан фото (фотоаппарат, фонарь для проявления, кюветы), чемодан для переплетных и картонажных работ (сшивальный станок, переплетный пресс, ножи, линейки), набор по топографии (планшет с компасом и таблицей топографических знаков, визирная линейка, дальномер). Все эти игры и развлечения давали возможность наладить интересную работу в форпосте.

Спортивная и оборонная жизнь форпоста тоже представляет интерес. При форпостах работали оборонные кружки. Как отмечала старшая вожатая неполной школы № 11 Сталинозаводского района г. Сталино (ныне - Донецкая область) А. Бедратова в 1939 году, «более четырехсот ребят сдали нормы на значок «ПВХО», почти столько же на значок «БГСО», и более ста пионеров сдали нормы на значок «БГТО» [20]. Кроме того, между форпостами проходили различные соревнования: по волейболу, футболу, баскетболу, бегу, перетягиванию каната и др. В 1937 году было объявлено командное пятиборье форпоста, включавшее в себя пять видов соревнований: внимание (предлагалось прослушать отрывок и по памяти записать все встречавшиеся там названия, имена, цифры); меткость (попадание в мишень); комбинирование (составление наибольшего количества слов из предложенного слова); умение разбираться в следах

(«чтение» следов и описание того, что проходило на площадке); наблюдательность (умение запоминать определенные детали и находить произошедшие изменения). Вначале розыгрыш проходил в каждой команде, затем участники, показавшие наилучшие результаты, встречались между собой. Победителем считалась команда форпоста, набравшая по всем пяти видам финальных соревнований наибольшее количество очков [17].

Работу форпоста в зимнее время следует описать особо: летом особых условий не требовалось: все происходило на улице, во дворе. Зимой работа велась так же широко, как и летом, но при большом содействии жактов. В частности, каждый двор в Москве во второй половине тридцатых годов был оборудован «комбинатами зимней физкультуры в форпосте» [13], где размещались каток, горка из снега, снежные скульптуры, лыжные уголки, санные карусели. В г. Шуя в зимнее время в саду форпоста имени П.П. Постышева подростки организовывали снежные горки, ледяные карусели, каток. За зимнее время с помощью инструкторов из городского совета физкультуры обучили катанию на коньках и лыжах всех желающих; собрали группу конькобежцев. В жактовском клубе оборудовали игротеку, где форпосту в зимнее время «обеспечена» зимняя квартира [11]. Подростки форпоста дома на Тишинской площади (г. Москва) посещали конькобежную школу ЦДКА, совершали лыжные походы в Сокольники [19].

Особое внимание в работе форпостов уделялось политическому воспитанию: чтение пионерских газет с тем, чтобы дети знали, что происходит в стране и за рубежом, следили за политическими событиями, знакомились с ними в доступной форме. Роль вожатого в этом случае сводилась к разъяснению текущих событий и ответам на интересующие вопросы.

О роли вожатых и просто взрослых стоит упомянуть особо: вожатые должны были ограждать от дурного влияния подростков, показывая личным примером образец для подражания; специалистам-техникам предлагалось помогать детям мастерить технические модели; физкультурникам - организовывать спортивные команды; командирам Красной Армии - устраивать военные игры, сдачу норм на оборонные значки.

В послевоенные годы упоминания о работе пионерских форпостов в официальных документах не встречается: они выполнили свою миссию - создали соответствующий имидж пионерской организации, послужили прообразом комнат школьника, способствовали усилению работы по месту жительства, организации насыщенного досуга подростков, профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Библиографический список

1. X съезд ВЛКСМ. Стенографический отчет, ч.П. Партиздат ЦК ВКП(б), 1936. С. 431-440

2. ВЛКСМ в резолюциях его съездов и конференций. 1918-1928 гг. М.- Л.: Молодая гвардия, 1929. 267 с

3. Вожатый. 1926. №2. 29 с.

4. Вожатый. 1926. № 6.

5. Вожатый. 1926. № 10. 28-29 с.

6. Вожатый. 1926. № 11.29 с.

7. Вожатый. 1926. № 11.30 с.

8. Вожатый. 1926. № 17-18.2 с.

9. Вожатый. 1936. № 9. 23 с.

10. Вожатый. 1936. № 9. 38 с.

11. Вожатый. 1936. № 9. 42 с.

12. Вожатый. 1936. № 10. 22 с.

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)(ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)

13. Вожатый. 1936. № 10. 23 с.

14. Вожатый. 1936. № 11. 33 с.

15. Вожатый. 1937. № 5. 55-56 с.

16. Вожатый. 1937. № 6. 34-35 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Вожатый. 1937. № 7. 12 с.

18. Вожатый. 1937. № 7. 14 с.

19. Вожатый. 1937. № 8-9. 31 с.

20. Вожатый. 1939. № 6. 29 с.

21. Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина: Документы и материалы 1920-1972 гг. М., 1972.

22. Известия ЦК ВЛКСМ. 1927. № 2. 12 с.

23. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов.- М, 1990. 854 с.

24. Товарищ комсомол. М.,1969. Т.1. С.155, 168

References

1. X Congress of the Komsomol. Verbatim report, part II. Partizdat of the Central Committee of the CPSU (b), 1936. Pp. 431-440.

2. the Komsomol in the resolutions of its congresses and conferences. 1918-1928. M.-L.: Molodaya Gvardiya, 1929. 267 p.

3. the Counselor. 1926. № 2. 29 p.

4. the Counselor. 1926. № 6.

5. the Counselor. 1926. № 10. 28-29 p.

6. the Counselor. 1926. № 11.29 p.

7. the Counselor. 1926. № 11.30.

8. the Counselor. 1926. № 17-18. 2.

9. the Counselor. 1936. № 9. 23 p.

10. the Counselor. 1936. № 9. 38 p.

11. the Counselor. 1936. № 9. 42 p.

12. the Counselor. 1936. № 10. 22 p.

13. the Counselor. 1936. № 10. 23 p.

14. the Counselor. 1936. № 11. 33 p.

15. the Counselor. 1937. № 5. 55-56 p.

16. the Counselor. 1937. № 6. 34-35 p.

17. the Counselor. 1937. № 7. 12 p.

18. the Counselor. 1937. № 7. 14 p.

19. the Counselor. 1937. № 8-9. 31 p.

20. the Counselor. 1939. № 6. 29 p.

21. All-Union pioneer organization named after V. I. Lenin: Documents and materials of 1920-1972, Moscow, 1972.

22. Izvestiya TSK VLKSM. 1927. № 2. 12C.

23. Ozhegov S. I. Dictionary of the Russian language / S. I. Ozhegov. M, 1990. 854 p.

24. Comrade Komsomol. Moscow, 1969. Vol. 1. Pp. 155, 168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.