Арсенина О.В.
Кандидат философских наук, доцент, Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ).
Актуализация религиозного потенциала христианских конфессий в процессе снижения социального одобрения абортов в контексте перспектив демографического развития*
Аннотация. Показано и эмпирически доказано, что транслируемые священнослужителями христианские установки, представляют систему координат, способную рефлексировать репродуктивное поведение в сторону деторождения. Для обоснования выдвигаемой гипотезы использовались методы: философской рефлексии (в обосновании смысловой нагрузки христианских источников); синтеза и обобщения (для анализа степени воздействия священнослужителей на репродуктивные установки); сбора и обработки информации (количественный и качественный в эмпирическом исследовании); научная новизна заключается в обосновании возрастающей значимости формирования консервативной позиции личности в отношении аборта, посредством актуализации и активизации потенциала социального служения. Практическая значимость заключается в применении результатов исследования для активизации социального служения в контексте сохранения жизни не рожденного ребенка, стабилизации демографической ситуации.
Ключевые слова: консервативная позиция, христианские религиозные установки, демографический кризис, религиозный потенциал, аборт, мотивирующий фактор, репродуктивные установки.
Arsenina O.V.
Candidate of Philosophy, Associate Professor. Philosophy and Religious Sciences, Vladimir state university named after Alexander Grigoryevich and Nikolay Grigoryevich Stoletovs (VLGU).
Updating the religious potential of Christian denominations in the process of reducing social acceptance of abortion with context of demographic development opportunities
Abstract. The article deals with the opportunities for the potencies of social Christian denominations adore, representing an additional institutional resource, in generating a conservative position acceptance of social abortion, with context of the demographic development Russian's society, which substantiates the relevance of the problem under consideration. The purpose is to assess the role and degree spiritual values influencing on the creating the motivational feature of an individual's reproductive behavior objectively.
It is shown and empirically proven that Christian religious attitudes broadcasted by clergymen represent a coordinate system which can reflect reproductive behavior in childbearing. To present the proposed hypothesis, the following methods were used: philosophical reflection (in justifying the semantic load of Christian sources); synthesis and generalization (to analyze the degree of influence of clergy on reproductive instructions); collecting and processing information (quantitative and qualitative in empirical research); systemic, integrative approaches (in determining the main directions, the dynamism of the potential resource of Christian
* © Арсенина о.В., 2024.
Актуализация религиозного потенциала христианских конфессий в процессе снижения социального одобрения абортов в контексте перспектив демографического развития
denominations).
The scientific novelty lies in substantiating the increasing importance of forming a conservative position of the individual regarding abortion, through updating and activating the potential of social service, which is one of the mechanisms of demographic stabilization.
The practical significance lies in the application of the research results to intensify social service, making a dialogue on the issues of the inadmissibility of abortion in the context of preserving the life of an unborn child, and stabilizing the demographic situation.
Key words: conservative position, Christian religious attitudes, demographic crisis, religious potential, abortion, motivating factor, reproductive instructions.
В статье исследуются перспективы потенций социального служения христианских конфессий, представляющих дополнительный институциональный ресурс в генерировании консервативной позиции социального одобрения абортов, в контексте демографического развития российского общества, что обосновывает актуальность рассматриваемой проблемы. Цель заключается в объективной оценке роли и степени воздействия христианских ценностных установок, на формирование мотива-ционного ядра репродуктивного поведения личности.
Введение. снижение численности населения - это не единственный критерий, определяющий состояние существующей демографической проблемы в России. В корзину проблем можно отнести экономическую нестабильность, миграционные процессы, ряд социальных, морально этических проблем, в том числе, низкий показатель рождаемости, легализацию аборта. В последние десятилетие активизируются «меры фискальной демографической политики играющие определенную роль в стимулировании новых рождений» [17, с. 3-56], однако, этого недостаточно, поскольку подобные меры не являются «источником устойчивой мотивации, отвечающей на вопросы о смысле рождения детей». [10, с. 120].
следует учитывать, что отношение к
искусственному прерыванию беременности (аборту) во все времена зависело не только от особенностей государственного и общественного строя, но и религиозных верований [3, с. 2], в этой связи будет логичным исследовать степень влияния религиозных установок на «формирование репродуктивных установок поведения в области рождаемости» [16, с. 285] в контексте рождения детей и отказа от аборта на практике.
не менее актуальным является исследование потенциала служителей христианских конфессий, которые в непрекращающихся дискуссиях в отношении аборта, отстаивают запретительную (консервативную позицию), сталкиваясь со сложностями современных реалий. Трансляция и аргументация консервативных установок священнослужителями, является одним из эффективных рычагов предотвращения или уменьшения количества совершаемых абортов. Подобный опыт, на наш взгляд, представляет научный интерес, заслуживает более детального исследования, выглядит особенно актуальным в контексте активизации потенций социального служения, стабилизации демографического кризиса. Высказанные выше гипотезы, требуют практического подтверждения, попытаемся это сделать в своем исследовании.
Основная часть. одной из распространенных проблем, вызывающих ожесточенное противостояние и ак-
туализирующих интерес в публикационном научном и религиозном пространстве, является проблема аборта в контексте этических, медицинских, социальных, правовых и ряда других исследований. Дебаты между авторами, занимающих либеральную позицию, «служащую толчком для развития движения за право выбора аборта, и занимающих консервативную - за право на жизнь эмбриона» [14, с. 237], находятся в постоянной конфронтации. Либеральная позиция выражается в публикациях, которые апеллируют к науке, «отказавшись от твердых убеждений о должном, вступая на путь толерантности к греху, искажения Вечной истины, создавая угрозу для будущего существования человека и общества [1, с. 47]. Подобных публикаций гораздо больше, нежели, занимающих консервативную позицию. Проблема, на наш взгляд, по праву будет считаться «открытой», пока не будут обоснованы и определены, прежде всего, религиозно нравственные пути ее решения. В рамках нашего исследования, принимая во внимание его контекст сконцентрируемся на более детальном освещении консервативной (запретительной) позиции Церкви в отношении осмысления и обоснования религиозно-морального аспекта проблемного поля «аборт».
Моисеева о.н. раскрывает онтологический смысл латинского термина «аборт», его суть и восприятие русским народом в исторической ретроспективе, приводя примеры: «В Уложении царя Алексея Михайловича (XYII) говорится о смертной казни «за погубле-ние детей», Уголовный кодекс России 1832 г. аборт трактует как «изгнание плода», Уголовное уложение 1903 г. как «умерщвление плода» [8]. До появления иностранного термина «аборт», русский язык отчётливо отражал суть
аборта как убийство плода - живого и полноценного организма. Замена дословного понятия смысла данного деяния на иностранный термин «аборт», сыграло в дальнейшем изменение представления о существующей в настоящее время проблеме, ее моральной оцен-ке-восприятия плода как неполноценного человека.
сакрально канонические тексты, представляющие христианское религиозное учение, «основанное на принципах эмоционального, экзистенциального и опытного вовлечения адресата» [7, с. 17], говорят о плоде как о живом человеке, для большинства граждан являются абсолютным авторитетом, воздействуют на формирование и закрепление морально-этической компоненты, что позволяет принимать решение, в пользу рождения ребенка. Хотя, сразу отметим, что в канонических текстах христианских писаний непосредственного упоминания об абортах, мы не нашли, а вот их осуждение встречается [15]. Эмбрион признается Богом личностью, его жизнь не может быть прервана другим, в противном случае, произойдет нарушение важнейшей заповеди «не убий» (Иск. 20:13; Втор. 5:170). Католическая церковь так же осуждает аборты, ссылаясь на «неканонические тексты ранних христиан, такие как Дидахе и Послание Варнавы, в которых содержаться призывы не убивать младенцев в утробе матери» [6] протестанты - аборт считают крайней мерой, не осуждается, если зачатие явилось последствием насилия.
В сакральных текстах можно найти заранее заготовленные ответы на многие морально-этические аспекты, негативно оценивающие «убийство» плода как человека. Такая позиция согласуется с выводами теологов, с поло-
жениями философской антропологии, имеющей морально-инстанционный подход, априори претящий совершению аборта. Поэтому обращаясь к каноническим текстам непосредственно или через толкование священнослужителя, человек, способен слышать авторитетный «голос Бога», оценивать смысл сакрального текста, рефлексировать, т.е. гипотетически он способен оказывать влияние на репродуктивные установки в сторону рождения ребенка.
Сдерживающим мотивационным религиозным фактором против совершения аборта может являться осмысление неминуемого Божиего совершающих аборт «Женщина, учинившая выкидыш, есть суть убийцы и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш в утробе есть живое существо, о коем печется Господь»[2], т.е. страх перед наказанием, так же может служить препятствующим аргументом.
Проблема искусственного прерывания беременности актуализируется в настоящее время рядом современных религиозных деятелей. Протоиерей Андрей Овчинников считает, что согласие на аборт следует «искать в духовной плоскости, ... аборты невозможны там, где человек получает религиозное воспитание и знает о жизни по заповедям Божи-им» [11]. Русская православная Церковь «распространение и оправдание абортов считает угрозой будущему человечества, признаком моральной деградации» [9]. В СМИ появляются публикации теологов, религиоведов, философов по проблемам аборта, формируются предпосылки к усилению влияния религии на процессы рождаемости [13, с. 104]. В 2016 году в Москве был принят документ «о защите не рождённых детей», в котором отмечается, что «умерщвление младенцев является страшным грехом, который влияет на духовное здоровье общества, в том
числе демографические показатели» [4].
В ноябре 2022 года с осуждением абортов, его запрете в частных клиниках, выступил патриарх Кирилл. Священник Федор Лукьянов предложил «ввести обязательное психологическое консультирование женщин в частных клиниках, исключить аборт из обязательного медицинского страхования.. некоторые клиники Крыма, Татарстана, Курской и Челябинской областей добровольно отказались от проведения абортов [5]. Можно сказать, что «лед тронулся».
Исследование публикаций показало, что теоретически, степень влияния мотивационного (религиозного) потенциала, ориентированного на христианские ценности, достаточно осуществима, поэтому необходимо активизировать потенциал социального служения Церквей в продвижении консервативной позиции в отношении аборта. Даже незначительный процент в сторону уменьшения количества абортов среди женщин, которые смогли услышать убеждения служителей церкви и «голос Бога», даст возможность появлению десяткам, сотням, возможно и тысячам новых жизней. Такую позицию разделяет и президента Владимир Путин, считая, что «ребенок это дар Божий, за каждую жизнь надо бороться» [12].
Жизнеспособность предлагаемой гипотезы о необходимости активизации потенциала христианских конфессий в реализации просветительской, нормирующей, воздействующей на снижение социального одобрения аборта деятельности Церкви была доказана эмпирически в результате проведенного социологического опроса в рамках реализации социального проекта «Студенческое волонтёрство от идей к воплощению». В 2023 году студентами
религиоведами, обучающихся в ВлГУ, было подготовлено 100 анкет. Респондентами выступили: прихожане (женщины) религиозных организаций города Владимира, студенты-религиоведы ВлГУ; респонденты уличного интервью. Это были представители женского пола в возрасте от 18 до 45 лет, приверженцы одной из христианских традиций. (см. табл.1). Достоверность результатов исследования обеспечивалась анонимностью и мотивацией респондентов. В двух анкетах было предложено два блока вопросов, составленных с позиции двух содержательных компонентов: структурного и динамического. структурный компонент содержал вопросы, касающиеся определения индивидуальных сформированных религиозных ценностей респондентов, позволяющих влиять на формирование консервативной позиции в отношении аборта, способную к трансляции. В первую анкету были включены 4 вопроса, помогающие определить эту степень. Результаты ответов отображены в таблице 1.
Анализ полученных результатов анкетирования показал: сформированные религиозные ценности респондентов отражаются в ответах, в них проявляется склонность к консервативной позиции в отношении совершения аборта. из 100% респондентов - 84% считают себя приверженцами той или иной христианской традиции. Аборт считают безнравственным поступком: католики 100%, протестанты-50%, православные 70%, в студенческой среде 55%, респонденты уличного интервью 50% от общего количества респондентов. Эмбрион воспринимается как полноценный человек с момента зачатия - 52%(тами) от общего числа респондентов. В неминуемость Божиего наказания верят 60% респондентов. Те, кто считает, что жизнь начинается с момента зачатия, как опи-
сывается в христианских сакральных текстах, чаще высказываются против аборта. Заметим, что такой эффект чаще всего достижим, если адресант религиозен.
Полученные показатели свидетельствуют о достаточно высокой степени влияния сформированных индивидуальных религиозных ценностей респондентов, в большей степени способных формировать консервативную позицию в отношении аборта, способную транслироватся в социуме.
Вопросы второго блока анкеты были составлены для определения динамического компонента священнослужителей христианских конфессий, заключающегося в потенциях социального служения, воздействии на формирование важных жизненных позиций в отношении неприятия аборта.
Анализ ответов респондентов показал, что для 84% от общего числа респондентов, транслируемая священнослужителями консервативная позиция в отношении аборта, для многих является абсолютно авторитетной. Это достаточно большой показатель, теоретически вселяющий надежду на осмысление репродуктивной установки для большинства респондентов в сторону рождения ребенка. За советом к священнослужителю для разрешения дилеммы в отношении аборта, обратились бы 42% респондентов, показатель оптимистичен, поскольку вселяет надежду, что, возможно, 28% из них будут готовы, в случае необходимости, прислушаться к совету священнослужителя. Больше половины респондентов (56%), считают эффективным обязательное психологическое консультирование священнослужителя в женских консультациях, что говорит о доверии к мнению священнослужителя.
В личностном интервью со служи-
телями церквей, название которых отраженно в таблице 2, было установлено: священнослужители ведут процесс социального служения в продвижении
консервативной позиции, пытаются реконструировать переоценку моральных установок граждан в отношении рассматриваемой проблемы. Священ-
Таблица1. Степень влияния сформированных индивидуальных религиозных ценностей респондентов, на формирование консервативной позиции в отношении аборта.
Респонденты 100 человек
Прихожане римско-католической церкви (20 ) Прихожане Еванге-листской протестантской церкви (20 ) Прихожане Храма в честь Воскресения Христова (20) Студенты-религиоведы ВлГУ (20) Респонденты уличного интервью (20)
Вопрос 1. Являетесь вы приверженцем одной из христианских традиций?
100% 100% 100% 70% 50%
Вопрос 2. Считаете аборт безнравственным поступком по религиозным убеждениям?
100% 50% 70% 40% 25%
Вопрос 3. Эмбрион является полноценным человеком?
80% 40% 70% 30% 40%
Вопрос 4. Вы верите в неминуемость Божиего наказания женщин, совершивших аборт?
90% 70% 70% 30% 40%
Таблица 2. Определение динамического компонента, выражающегося в степени влияния священнослужителей на формирование консервативной позиции в отношении аборта.
Респонденты 100 человек
Прихожане римско-католической церкви (20 ) Прихожане Еванге-листской протестантской церкви (20 ) Прихожане Храма в честь Воскресения Христова (20) Студенты-религиоведы ВлГУ (20) Респонденты уличного интервью (20)
Вопрос 1. Является для вас абсолютным авторитетом трансляция консервативной позиции священнослужителя, основанная на христианских ценностях, исходящих из сакральных текстов. авторитетом?
100% 100% 100% 70% 50%
Вопрос 2. Для разрешения дилеммы в отношении аборта обратились бы вы за советом к священнослужителю?
80% 50% 50% 20% 10%
Вопрос 3. Допускаете ли вы возможность влияния священнослужителя на ваше решение в отношении непринятия аборта?
60% 30% 20% 20% 10%
Вопрос 4. Считаете ли вы эффективным щин, намеревавшихся сделать абор обязательное психологическое консультирование жен-т, у священнослужителя в женских консультациях
100% 50% 60% 40 30%
нослужители отметили: «К сожалению, обращений за советом разрешить проблему аборта крайне мало (2-3 человека в год обращаются в Храм в честь воскресения Христова; 5-6-в Еванге-листскую протестантскую церковь; в римско-католическую церковь чуть больше 7-8 женщин). Значительно больше женщин приходят исповедоваться, замалевать грехи после совершения аборта». священнослужители отметили значимость, рассматриваемой проблемы, готовность отстаивать консервативную позицию, выступая в роли посредника между человеком и богом. На вопрос «Почему так мало прихожанок обращается за советом?», все приводили одни и те же аргументы, скорректированные бытовыми, социальными, медицинским и рядом других социальных проблем.
Заключение. Исследование показало, что проблема моральной допустимости искусственного прерывания беременности является не только общечеловеческой, но религиозной. социальное служение в генерировании консервативной позиции в отношении аборта, представляет мобилизационный ресурс, направленный на увеличение рождаемости, способный формировать репродуктивные установки на разрешении дилеммы в сторону рождения ребенка. Религиозный потенциал можно рассматривать в качестве одного из рычагов демографической стабилизации, поэтому требуется его актуализация и активизация. В социальную работу Церкви необходимо внедрять новые формы и методы, искать возможности контактов с новыми аудиториями, взаимодействия с женскими клиниками и т.д.
References
[1] Aksenova I.V., Bogdanova N.V., Vvedenskaya E.V., Kon-
dratyev F.V., Pishchikova L.E., Popova O.V., Pronin M.A., Siluyanova I.V. Orthodoxy and problems of bio-ethics // Collection of works / Ed. I.V. Siluyanova. - M.: Nauka, 2020. P. 47-53.
[2] His Eminence Arseny at the Liturgy of the Most Blessed
Gifts. // URL: http://svetlijhram.lipetsk.ru/. (December 23, 2023).
[3] Gasratova A.I., Leut E.V., Relevance of the problem of
abortion. Medical and social significance // International student scientific bulletin. 2016. P. 1-10.
[4] Meeting of the Interreligious Council of Russia, at which
the statement "On the protection of unborn children" was adopted. // URL: http://interreligious.ru/news/ news-council/zasedanie-mezhreligioznogo-soveta-ros-sii-na-kotorom-bylo-prinyato-zayavlenie-o-zaschite-nerozhdennyh-detey.html (12.12.2023).
[5] How the Russian Orthodox Church influences abortion
policy in Russia. // URL: https://dzen.ru/a/ ZU4SaEqQ-D2rlsyuF (12.12.2023).
[6] Catechism of the Catholic Church, 2271. // Catholicism
and abortion. Independent researcher. // URL: https:// antiobscurantism.jimdofree.com/. (12.20.2023).
[7] Kozhemyakin E.A. Religious discourse: research meth-
odology Scientific News // Philosophy Series. Sociology. Right. 2011. № 2. P. 32-47. // URL: Kozhemyakin_Reli-gioznyy.pdf (bsu.edu.ru). (12.25.2023).
[8] Moiseeva O.N. Ontological aspects of the problem of
abortion in the context of medical and humanitarian education. // URL: http://credo-new.ru/archives/560t_ edn16. (12.13.2023).
[9] Fundamentals of the social concept of the Russian Ortho-
dox Church. / Resolution of the Jubilee Council of Bishops of 2000 / Information bulletin of the Department of External Church Relations of the Moscow Patriarchate, 2000. № 8.
[10] Pavlyutkin I.V., Goleva M.A., Borisova O.N. Sea of Life: How large families are born in modern Russia / I.V. Pavlyutkin, M.A. Goleva, O.N. Borisova. - M.: PSTGU Publishing House, 2021. 224 p.
[11] Archpriest Andrey Ovchinnikov. Source Parishioner. Abortions are committed by those in whose lives there is no concept of sin. // URL: https://pravoslavie. ru/98309.html (December 23, 2023).
[12] Putin V.V. Vladimir Putin called children "a gift from God" and recalled that the Church is against abortion because it "fights for the life of every person" 12/14/2023. // URL: https://foma.ru/vladimir-putin-nazval-detej-darom-bozhiim-i-napomnil-chto-cerkov-protiv-abortov-potomu-chto-boretsja-za-zhizn-kazh-dogo-cheloveka. html. (12.18.2023).
[13] Sigareva T.P., Sivoplyasova S.Yu. Fertility and religiosity in Russia: assessing the relationship. // URL: http://interreligious.ru/news/news-council/zasedanie-mezhreligioznogo-soveta-rossii-na-kotorom-bylo-prinyato-zayavlenie-o-zaschite-nerozhdennyh-detey. html. (12.12.2023).
[14] Peter Millikan, Adrian Hastings, Alistair Mason, Hugh Pyper. Abortian // The Oxford Companion to Christian Thought. Oxford University Press, 2000. P. 777.
[15] Roman Catholicism and abortion access: // URL: https:// antiobscurantism.jimdofree.com/ (12.12.2023).
[16] Skirbekk V. New Times, Old Beliefs: Religion and Contemporary Fertility. In: Skirbekk V. Decline and Prosper! Changing Global Birth Rates and the Advantages of Fewer Children. Cham: Palgrave Macmillan. 2022. P. 285-300.
[17] Frejka T., Gietel-Basten S. Fertility and Family Policies in Central and Eastern Europe After 1990. Comparative Population Studies. 2016. Vol. 41. № 1. P. 3-56.
Список литературы
[1] Аксёнова И.В., Богданова Н.В., Введенская Е.В.,
Кондратьев Ф.В., Пищикова Л.Е., Попова О.В., Пронин М.А., Силуянова И.В. Православие и проблемы биоэтики // Сборник работ / Под ред. И.В. Силуяновой. - М.: Наука, 2020. С. 47-53.
[2] Высокопреосвященнейший Арсений на Литургии
Преосвященных Даров. // URL: http://svetlijhram. lipetsk.ru/. (Дата обращения: 23.12. 2023).
[3] Гасратова А.И., Леут Е.В., Актуальность проблемы
аборта. Медицинская и социальная значимость // Международный студенческий научный вестник. 2016. С. 1-10.
[4] Заседание Межрелигиозного совета России, на котором было принято заявление «О защите не рожденных детей». // URL: http://interreligious. ru/news/news-council/zasedanie-mezhreligioznogo-soveta-rossii-na-kotorom-bylo-prinyato-zayavlenie-o-zaschite-nerozhdennyh-detey.html (Дата обращения: 12.12.2023).
[5] Как РПЦ влияет на политику абортов в России. //
URL: https://dzen.ru/a/ ZU4SaEqQD2rlsyuF (Дата обращения: 12.12.2023).
[6] Катехизис католической церкви, 2271. // Католиче-
ство и аборт. независимый исследователь. // URL: https://antiobscurantism.jimdofree.com/. (Дата обращения: 20.12.2023).
[7] Кожемякин Е.А. Религиозным дискурс: методология
исследования научные ведомости // Серия Философия. Социология. Право. 2011. № 2. С. 32-47. // URL: Kozhemyakin_Religioznyy.pdf (bsu.edu.ru). (Дата обращения: 25.12.2023).
[8] Моисеева О.Н. Онтологические аспекты проблемы
абортов в контексте медико-гуманитарного образования. // URL: http://credo-new.ru/archives/560t_ edn16. (Дата обращения: 13.12.2023).
[9] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. / Постановление Юбилейного Архиерейского Собора 2000 г. / Информационный бюллетень отдела Внешних церковных отношений Московского Патриархата, 2000. № 8.
[10] Павлюткин И.В., Голева М.А., Борисова О.н. Море жизни: Как рождаются многодетные семьи в современной России / И.В. Павлюткин, М.А. Голева, О.Н. Борисова. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2021. 224 с.
[11] Протоиерей Андрей Овчинников. Источник Прихожанин. Аборты совершают те, в чьей жизни отсутствует понятие греха. // URL: https://pravoslavie. ru/98309.html (Дата обращения: 23.12 2023).
[12] Путин В.В. Владимир Путин назвал детей «даром Божиим» и напомнил, что Церковь против абортов, потому что «борется за жизнь каждого человека»14.12.2023. // URL: https://foma.ru/vladi-mir-putin-nazval-detej-darom-bozhiim-i-napomnil-chto-cerkov-protiv-abortov-potomu-chto-boretsja-za-zhizn-kazhdogo-cheloveka.html. (Дата обращения: 18.12.2023).
[13] Сигарева Т.П., Сивоплясова С.Ю. Рождаемость и религиозность в России: оценка взаимосвязи. // URL: http://interreligious.ru/news/news-council/zasedanie-mezhreligioznogo-soveta-rossii-na-kotorom-bylo-prinyato-zayavlenie-o-zaschite-nerozhdennyh-detey. html. (Дата обращения: 12.12.2023).
[14] Peter Millikan, Adrian Hastings, Alistair Mason, Hugh Pyper. Abortian // The Oxford Companion to Christian Thought. Oxford University Press, 2000. P. 777.
[15] Roman Catholicism and abortion access: // URL: https:// antiobscurantism.jimdofree.com/ (Дата обращения:
12.12.2023).
[16] Skirbekk V. New Times, Old Beliefs: Religion and Contemporary Fertility. In: Skirbekk V. Decline and Prosper! Changing Global Birth Rates and the Advantages of Fewer Children. Cham: Palgrave Macmillan. 2022.
P. 285-300.
[17] Frejka T., Gietel-Basten S. Fertility and Family Policies in Central and Eastern Europe After 1990. Comparative Population Studies. 2016. Vol. 41. № 1. P. 3-56.