Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XX В. (ПО МАТЕРИАЛАМ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)'

СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XX В. (ПО МАТЕРИАЛАМ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
371
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩИНЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С.

В статье исследована социальная, благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных общин Новосибирской области в 1992-2000-е гг. Данное исследование построено на анализе архивных материалов из фондов Государственного архива Новосибирской области, интернет-ресурсов религиозных организаций России, а также нормативно-правовых документов постсоветского периода истории. Исследуемый период характеризуется гармонизацией в государственно-конфессиональных отношениях, утверждением свободы совести, развитием системы религиозного образования, социального служения конфессий. Прослеживается увеличение численности разных религиозных организаций, возрождаются и появляются новые религиозные центры в регионах. Кроме того, существенно возросло количество проводимых обрядов, увеличилось число священнослужителей, а также активизировался процесс возврата религиозного имущества. Религиозные организации Западной Сибири, помимо богослужебной деятельности, инициативно включились в осуществление социального служения, духовно-нравственного воспитания молодого поколения, благотворительной и культурно-просветительской деятельности. Масштабную социальную деятельность развернули религиозные организации во всех регионах России, в том числе на юге Западной Сибири. На территории Новосибирской области религиозные общины проводили благотворительную работу в исправительных учреждениях, детских домах, больничных учреждениях, домах престарелых, наркологических диспансерах. К 2000 г. в Новосибирской области действовали 32 благотворительные организации, крупнейшими из которых являлись православное общество «Милосердие», католическая организация «Каритас», международное Библейское общество, протестантская миссия «Гедеоновы братья», христианская миссия «Библейская лига в Сибири» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF RELIGIOUS ORGANIZATIONS IN WESTERN SIBERIA AT THE END OF THE XX CENTURY (BASED ON THE MATERIALS OF THE NOVOSIBIRSK REGION)

The article examines the social, charitable, cultural and educational activities of religious communities of the Novosibirsk region in the 1992-2000s. This study is based on the analysis of archival materials from the collections of the State Archive of the Novosibirsk region, Internet resources of religious organizations in Russia, as well as regulatory documents of the post-Soviet period of history. The period under study is characterized by harmonization in state-confessional relations, the assertion of freedom of conscience, the development of the system of religious education, social service of confessions. There is an increase in the number of different religious organizations, new religious centers are being revived and emerging in the regions. In addition, the number of rites performed has increased significantly, the number of priests has increased, and the process of returning religious property has also intensified. Religious organizations in Western Siberia, in addition to their liturgical activities, have taken the initiative to engage in social service, spiritual and moral education of the younger generation, charitable and cultural and educational activities. Large-scale social activities have been launched by religious organizations in all regions of Russia, including in the south of Western Siberia. On the territory of the Novosibirsk Region, religious communities carried out charitable work in correctional institutions, orphanages, hospitals, nursing homes, drug treatment dispensaries. By 2000 There were 32 charitable organizations in the Novosibirsk region, the largest of which were the Orthodox society "Mercy", the Catholic organization "Caritas", the International Bible Society, the Protestant mission "Gedeon Brothers", the Christian mission "Bible League in Siberia", etc.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XX В. (ПО МАТЕРИАЛАМ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 2

Б01: 10.14258/пгеиг(2022)2-09 П. К. Дашковский

Алтайский государственный университет, Барнаул (Россия) Н. С. Дворянчикова

Алтайский государственный университет, Барнаул (Россия)

СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XX В. (ПО МАТЕРИАЛАМ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье исследована социальная, благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных общин Новосибирской области в 1992-2000-е гг. Данное исследование построено на анализе архивных материалов из фондов Государственного архива Новосибирской области, интернет-ресурсов религиозных организаций России, а также нормативно-правовых документов постсоветского периода истории. Исследуемый период характеризуется гармонизацией в государственно-конфессиональных отношениях, утверждением свободы совести, развитием системы религиозного образования, социального служения конфессий. Прослеживается увеличение численности разных религиозных организаций, возрождаются и появляются новые религиозные центры в регионах. Кроме того, существенно возросло количество проводимых обрядов, увеличилось число священнослужителей, а также активизировался процесс возврата религиозного имущества. Религиозные организации Западной Сибири, помимо богослужебной деятельности, инициативно включились в осуществление социального служения, духовно-нравственного воспитания молодого поколения, благотворительной и культурно-просветительской деятельности. Масштабную социальную деятельность развернули религиозные организации во всех регионах России, в том числе на юге Западной Сибири. На территории Новосибирской области религиозные общины проводили благотворительную работу в исправительных учреждениях, детских домах, больничных учреждениях, домах престарелых, наркологических диспансерах. К 2000 г. в Новосибирской области действовали 32 благотворительные организации, крупнейшими из которых являлись православное общество «Милосердие», католическая организация «Каритас», международное Библейское общество, протестантская миссия «Гедеоновы братья», христианская миссия «Библейская лига в Сибири» и др.

Ключевые слова: социальное служение, Западная Сибирь, благотворительность, государственно-конфессиональные отношения, религиозные общины

Цитирование статьи:

Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С. Социальная и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций в Западной Сибири в конце XX в. (по материалам Новосибирской области) // Народы и религии Евразии. 2022. Т. 27, № 2. С. 147-165. БОТ: 10.14258/пгеиг(2022)2-09.

P. K. Dashkovskiy

Altai State University, Barnaul (Russia) N. S. Dvoryanchikova

Altai State University, Barnaul (Russia)

SOCIAL AND CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF RELIGIOUS ORGANIZATIONS IN WESTERN SIBERIA AT THE END OF THE XX CENTURY (BASED ON THE MATERIALS OF THE NOVOSIBIRSK REGION)

The article examines the social, charitable, cultural and educational activities of religious communities of the Novosibirsk region in the 1992-2000s. This study is based on the analysis of archival materials from the collections of the State Archive of the Novosibirsk region, Internet resources of religious organizations in Russia, as well as regulatory documents of the post-Soviet period of history. The period under study is characterized by harmonization in state-confessional relations, the assertion of freedom of conscience, the development of the system of religious education, social service of confessions. There is an increase in the number of different religious organizations, new religious centers are being revived and emerging in the regions. In addition, the number of rites performed has increased significantly, the number of priests has increased, and the process of returning religious property has also intensified. Religious organizations in Western Siberia, in addition to their liturgical activities, have taken the initiative to engage in social service, spiritual and moral education of the younger generation, charitable and cultural and educational activities. Large-scale social activities have been launched by religious organizations in all regions of Russia, including in the south of Western Siberia. On the territory of the Novosibirsk Region, religious communities carried out charitable work in correctional institutions, orphanages, hospitals, nursing homes, drug treatment dispensaries. By 2000 There were 32 charitable organizations in the Novosibirsk region, the largest of which were the Orthodox society "Mercy", the Catholic organization "Caritas", the International Bible Society, the Protestant mission "Gedeon Brothers", the Christian mission "Bible League in Siberia", etc.

Keywords: social service, Western Siberia, charity, state-confessional relations, religious communities

For citation:

Dashkovskiy P. K., Dvoryanchikova N. S. Social and cultural and educational activities of religious organizations in Western Siberia at the end of the XX century (based on the materials of the Novosibirsk region). Nations and religions of Eurasia. 2022. Vol. 27, No. 2. P. 147-165. DOI: 10.14258/nreur(2022)2-09.

Дашковский Петр Константинович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений, заведующий лабораторией этнокультурных и религиоведческих исследований Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Дворянчикова Наталья Сергеевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: natali.dvoryanchikova@mail.ru

Dashkovskiy Petr Konstantinovich, doctor of historical sciences, professor, head of the Department of regional studies of Russia, national and state-confessional relations, head of the laboratory of ethnocultural and religious studies of the Altai state university, Barnaul (Russia). Contact address: dashkovskiy@fpn.asu.ru. Orcid.org/0000-0002-4933-8809 Dvoryanchikova Natalia Sergeevna, Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer at the Department of regional studies of Russia, national and state-confessional relations of Altai State University, Barnaul (Russia). Contact address: natali.dvoryanchikova@mail.ru

Введение

Изучение различных процессов, протекавших в России в 1990-е гг., все больше внимание привлекает современных исследователей. Не является исключением в этом отношении и рассмотрение различных аспектов взаимодействия государственных институтов власти и религиозных объединений. При этом отметим, что характеристика и особенности социальной деятельности религиозных общин в России в первое десятилетие после распада СССР в определенной степени освещены в современной исторической науке в трудах Е. В. Нечипоровой [2009], О. П. Федирко, С. М. Дударёнок [Федир-ко, Дударёнок, 2020], В. А. Тулянова [2020], Т. К. Никольской [2018] и других исследователей. Однако при этом остается слабо изученной региональная специфика не только государственно-конфессиональных отношений, но и социально-культурной деятельности религиозных общин. Наиболее объективно проанализировать социальную деятельность религиозных общин Новосибирской области в 1992-2000-е гг. позволяют архивные материалы, хранящиеся в Государственном архиве Новосибирской области (Новосибирск). Архивные источники представлены деловыми переписками комитета по связям с религиозными, национальными и благотворительными организациями администрации Новосибирской области с религиозными объединениями, распоря-

жениями, статистическими данными, законодательными нормативно-правовыми актами государственных органов и т. д.

В начале 1990-х гг. происходит формирование правовых основ государственной конфессиональной политики, которые способствовали активизации деятельности, социального служения религиозных объединений. Принятая в декабре 1993 г. Конституция РФ, закреплявшая равенство всех религий, стала результатом демократических перемен. Разработка и принятие 26 сентября 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» конкретизировал основные принципы взаимодействия государственных органов власти и религиозных институтов.

В изучаемый период существенно возросло общее число религиозных объединений, а также связанных с ними благотворительных, миссионерских, просветительских центров. Следует отметить, что сфера деятельности религиозных объединений стала более широкой и многогранной, особенно в миссионерской, социальной, благотворительной, культурно-просветительской деятельности. Многие религиозные объединения установили международные связи с зарубежными религиозными центрами по обмену делегациями, паломничеству, а также создавали СМИ и активно занимались социальным служением. Так, например, ещё в 1991 г. Русская православная церковь организовала Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, который занимался социальным взаимодействием церкви с верующими [http://www.diaconia.ru/ob-otdele]. В процесс социального служения в 1990-е гг. постепенно активно включались и другие религиозные объединения, которые развернули свою деятельность в разных регионах России, в т. ч. и в Западной Сибири.

Доктринальные основы социального служения религиозных объединений

Одно из примечательных явлений религиозной жизни России в завершающемся десятилетии XX в. — принятие крупнейшими централизованными религиозными объединениями доктринальных документов, где сформулированы их позиции в отношении к наиболее важным проблемам жизни современного общества и человека, их видение собственных возможностей в решении этих проблем [Зуев, 2010: 35-45].

Необходимо отметить, что в 2000 г. были приняты Основы социальной концепции Русской православной церкви [http://www.patriarchia.ru/db/text/419128], хотя многие ее принципы реализовывались как раз в 1990-е гг. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий в докладе на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. особо отметил необходимость планомерного расширения и активизации благотворительности и социального служения Церкви, установления контактов с властями. Основы социальной концепции Русской православной церкви, принятые на том же Соборе, указывают, что дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ являются одной из областей соработничества церкви и государства [Кудрина, 2002: 4].

Помимо РПЦ, к разработке аналогичных доктринальных документов приступили и другие религиозные организации. Уже через год Совет муфтиев России (СМР) выступил с Основными положениями социальной программы российских мусульман [https://muslim.ru/articles/280/8471/]. В течение 2002-2003 гг. свои социальные концепции опубликовали Российский объединенный союз христиан веры евангельской

(«Основы социальной концепции РОСХВЕ») [https://www.cef.ru/documents/docitem/ агИе1е/1448133], Евро-Азиатское отделение Церкви христиан адвентистов седьмого дня («Основы социального учения Церкви христиан АСД России») [Основы социального учения Церкви христиан адвентистов седьмого дня России, 2009: 288]. Этими религиозными организациями, с участием Российского союза Евангельских христиан-баптистов и Союза христиан веры евангельской пятидесятников в России, был выработан совместный документ — Социальная позиция Протестантских Церквей России [Зуев, 2010: 35]. При этом указанные документы фактически обобщили те направления социальной работы, которые реализовывали религиозные объединения в предшествующий период.

В российском законодательстве под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ) [http://www.consu1tant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/891985ee83f1494ecbb7542502 a3f5d0d07d325e/].

Основой регулирования благотворительной деятельности религиозных организациях являлся ФЗ № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.). Так, согласно ст. 18 религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Далее говорится, что для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, определнном законодательством Российской Федерации, имеют право создавать культурно-просветительские, образовательные и другие организации, а также учреждать средства массовой информации (О свободе совести и о религиозных объединениях: ФЗ от 26.09.1997 N 125) [http://www.consu1tant.ru/document/ cons_doc_LAW_16218/346e734e25630178ac9172429abf0c422fa02ee1/].

Появление религиозных социальных доктрин обусловлено теми процессами, которые проходили в российском обществе в 1990-х и начале 2000-х гг. и характеризовались изменением отношения общества к религии и религиозным объединениям. Многообразное воздействие религиозных институтов на разные сферы личной и общественной жизни, на поведенческие нормативы людей привело к необходимости официального декларирования основных принципов этих отношений, а со стороны государства — к формулированию политики (основ) государственно-конфессиональных отношений [https://www.dissercat.com/content/osobennosti-konfessiona1nogo-ponimaniya-ro1i-sotsia1noi-deyate1nosti-re1igioznykh-organizats].

Благотворительная и социальная деятельность религиозных общин в регионе

Активную благотворительную деятельность в исследуемый период вела Русская православная церковь. Так, еще в 1991 г. в РПЦ был создан Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, в функции которого вменялась организация культурно-просветительской и благотворительной деятельности церкви, а также работа с населением в чрезвычайных ситуациях. В этот период между церковью и органами исполнительной власти федерального и регионального уровней заключались

соглашения (договоры) о сотрудничестве. Соответствующие соглашения были заключены между РПЦ и Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Министерством по чрезвычайной ситуации, Министерством труда и социальной защиты, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности, Министерством юстиции, Министерством образования и др. Особо успешно развивалось сотрудничество между РПЦ и силовыми ведомствами, армией. На основе заключенных соглашений были разработаны и приняты соответствующие программы, например, программа совместных действий ракетных войск и Русской православной церкви, программа взаимодействия Федеральной пограничной службы России с Русской православной церковью. Для поддержания контактов с силовыми структурами на высшем уровне было образовано Синодальное учреждение РПЦ — отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. В рамках реализации заключенных соглашений к 2000 г. в воинских гарнизонах насчитывалось 117 храмов. Священнослужители отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями несли послушание в Сербии, Чечне, Таджикистане. Принцип адресности социальной деятельности РПЦ соблюдался и при заключении соглашений с региональными органами исполнительной власти во всех федеральных округах. Сформировался комплекс договоров и соглашений регионального значения, заключенных с РПЦ. С середины 1990-х гг. в социальной деятельности РПЦ выявилось отдельное направление, связанное с решением проблем в сфере образования детей и молодежи. Данное направление курировали Учебный комитет РПЦ и Отдел религиозного образования и катехизации [Симонова, 2014: 157-158].

Следует отметить, что помимо РПЦ миссионерской деятельностью занимались и другие христианские объединения. Так, например, одним из наиболее значимых направлений деятельности адвентистов седьмого дня в Приморском крае, наряду с деятельностью по духовно-назидательному воспитанию членов церкви, являлась благотворительная и милосердная деятельность. Верующие большинства приморских общин АСД с помощью своих зарубежных единоверцев оказывали благотворительную помощь самым незащищенным слоям населения: детям, больным, инвалидам и пенсионерам [Дударёнок, 2019: 73].

Показательным является деятельность религиозных организаций Приморского края, в котором первенство в сфере благотворительности принадлежало протестантским деноминациям. Особое место в социальном служении протестантских деноминаций занимала работа с детьми и детскими учреждениями [Поправко, 2012: 63-68].

Достаточно масштабную социально ориентируемую деятельность развернули религиозные организации во всех регионах России, в том числе на юге Западной Сибири. В частности, в Новосибирской области РПЦ в исследуемый период активно занималась социальной и благотворительной деятельностью. Так, Группа милосердия Алек-сандро-Невского собора помогала детскому дому № 1, школе-интернату № 152 для детей, больных церебральным параличом [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 340. Л. 2]. Нуждающимся предоставлялась определенная материальная помощь. Кроме того, проводились встречи детей со священником, организовывались посещения детьми храма [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 340. Л. 3].

В других регионах Сибири РПЦ также развернула благотворительную деятельность. Так, социальную работу Кемеровская епархия начала проводить с первого года своего основания. Уже в 1993 г. (в год основания епархии) начали свою работу шесть благотворительных трапезных, и к 1996 г. подобные столовые были открыты при всех храмах. В вопросах реализации социальной работы Кемеровская епархия всегда активно взаимодействовала с местными органами власти. В 1994 г. в Кемерове была проведена конференция по проблемам возрождения православных традиций, в которой самое активное участие приняли руководители направлений социальной защиты области. Итогом конференции стало заключение соглашения о сотрудничестве между администрацией области и Кемеровской епархией в сфере образования, культуры и здравоохранения. В 2000 г. при администрации Кемерова был создан Межведомственный координационный совет для решения различных социальных вопросов [Ардашкина, 2017: 8].

В Новосибирской области благотворительная работа РПЦ проводилась также в исправительных учреждениях. Так, в 10 исправительно-трудовых колониях (из 14) Новосибирской области были созданы храмы и молитвенные помещения, обустроенные руками осужденных. В них проводились богослужения, исполнялись требы, проводились беседы с заключенными, концерты духовной музыки. В результате с 1991 по 1996 г. в исправительно-трудовых учреждениях Новосибирской области приняли крещение 4300 человек. Кроме того, обвенчалась 41 пара с участием заключенных. Совместными усилиями с УВД Новосибирской области и Новосибирского епархиального управления в 1994 г. для помощи осужденным был создан областной благотворительный фонд во имя Святителя Николая. Таким образом, поддерживалась постоянная связь с освободившимися осужденными, им оказывалась материальная помощь и духовная поддержка, велось активное сотрудничество с существующими государственными воспитательными реабилитационными учреждениями [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 340. Л. 3].

В Новосибирской области Русской православной церковью Московского патриархата также были созданы общепатриархальный благотворительный фонд при Вознесенском кафедральном соборе, Православный центр милосердия, Православное сестри-чество (зарегистрированы в управлении юстиции Новосибирской области) [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 340. Л. 3].

Важным направлением государственно-конфессиональной политики в данный период стало заключение соглашений (договоров) о взаимодействии между государственными органами властью и РПЦ. Так, Постановлением № 227 от 14 июня 1994 г. администрация Новосибирской области поддержала Программу церковно-социаль-ной работы Новосибирского епархиального управления. Программа предусматривала участие церкви в решении отдельных задач в области здравоохранения, образования, летней воспитательной работы и отдыха детей. В рамках этого православным приходам были переданы несколько бывших пионерских лагерей, в которых провели летний отдых в 1995 г. более 700 учащихся гимназий и детских домов [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 333. Л. 1-2].

Следует подчеркнуть, что православные организации области взяли под свое попечительство более 30 больниц, детских домов и домов престарелых, наркологические диспансеры. Сотрудничество осуществлялось также в сфере оказания медикосоциаль-

ной помощи, в первую очередь инвалидам и иным социально уязвимым группам населения. Важное внимание уделялось Русской православной церковью в регионе в сфере ухода за больными на дому и в стационарных учреждениях, подготовке сестер милосердия, проведению богослужений и других религиозных обрядов. Так, например, в р. п. Колывань Новосибирской области на базе интерната был оборудован профилакторий для детей-инвалидов с церебральным параличом, в котором обслуживание вели сестры Колыванского монастыря. Кроме того, Русской православной церковью развертывается широкая религиозная деятельность в исправительных учреждениях и местах заключения. Показательно, что в исправительных учреждениях Новосибирской области было открыто пять храмов и пять молельных комнат православной церкви на 240 мест [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 340. Л. 6-7].

Кроме различных центров, приход также мог сам заниматься благотворительностью, пользуясь помощью прихожан, поручая определённые участки деятельности штатным работникам прихода, устанавливая контакты с органами местного самоуправления, общественными организациями и др. [Стародубцева, 2017: 189-198].

К 2000 г. в Новосибирской области при религиозных объединениях действовали уже 32 благотворительные организации, крупнейшими из которых являлись православное общество «Милосердие», католическая организация «Каритас», международное Библейское общество, протестантская миссия «Гедеоновы братья», христианская миссия «Библейская лига в Сибири», фонд «Эвен-Эйзер», региональный центр «Сахаджа йога» и др. [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 399. Л. 1-2].

Следует подчеркнуть, что кроме РПЦ благотворительной деятельностью занимались и другие конфессии. Так, на юге Западной Сибири действовали две католические благотворительные организации «Каритас». В 1991 г. здесь была создана организация «Каритас» Преображенской епархии с центром в Новосибирске. Чтобы помочь людям справиться с тяжелой ситуацией, были созданы следующие программы:

1. Социальная служба помощи бездомным и остронуждающимся людям (с 1991 г.).

2. Приют св. Николая — негосударственный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с 1996 по 2015 г.).

3. Материнские обители и центры помощи семье (с 1996 г.) [https://sibcaritas.ru/ru/ about/].

В 1996 г. «Каритас» начала свою деятельность также в Алтайском крае Организация располагалась в районе Железнодорожного вокзала и в частном секторе Барнаула. В районе вокзала всегда скоплялись бездомные люди, поэтому первым проектом «Каритас» стал проект «Социально-медицинская помощь бездомным» [https://sibcaritas. ru/ru/karitas-v-regionakh/].

В 1992 г. начали активную социальную работу религиозные организации баптистов. Так, например, общиной евангельских христиан — баптистов Новосибирска была оказана помощь дому-интернату, дому престарелых, дому инвалидов. Безвозмездно во многие детские больницы города от общины баптистов были завезены противовоспалительные препараты [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 309. Л. 26].

Примечательным является тот факт, что протестантские организации активно занимались социальным служением по предотвращению алкогольной и наркозависимости

по всей России. Так, в начале 1990-х гг. в Норильске была основана одна из первых харизматических организаций — «Церковь Христиан Веры Евангельской «Прославление» г. Норильск» Российского объединенного союза христиан веры евангельской. За годы своей деятельности Церковь Прославления (количество прихожан около 100 человек) провела в масштабах города множество мероприятий, направленных на решение актуальных проблем жителей Норильского региона. Одним из них была серия антинаркотических ток-шоу в высших и среднеспециальных учебных заведениях Норильска и Дудинки в рамках антинаркотической акции «Позитивный вирус». В общей сложности этой акцией было охвачено 4500 человек [Онищенко, 2015: 358].

Необходимо также указать на активную издательскую деятельность православных религиозных организаций. Так, например, Православная гимназия преподобного Серия Радонежского Новосибирской области выпускала следующие издания: «Свет Христов провещает всех!», «Серафимово благословение», журнал «Филолог». Новосибирской епархией также издавалась газета «Новосибирский епархиальный вестник» [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 397. Л. 13].

В Алтайском крае РПЦ также публиковала издания, среди которых можно отметить такие, как «Алтайская миссия» (учреждена 12 января 1996 г.), «Лампада» (зарегистрирована 26 февраля 1996 г., издается с 20 декабря 1995 г.) [http://www.altai-eparhia. ru/eparhia/ourpressa/?id=18236].

Одним из направлений по социальной работе с населением являлось взаимодействие в сфере образования. Правда, нужно отметить, что по Конституции РФ 1993 г. религиозные организации отделены от государства, которое провозглашалось сугубо светским. Соответственно, и образование в стране должно носить светский характер. В то же время представители религиозных организаций, прежде всего Русской православной церкви, неоднократно предпринимали попытки реализовать свои определенные задачи в образовательной системе, в том числе и в учебных заведениях Западной Сибири. Так, священнослужители Русской православной церкви вели духовно-просветительскую работу в государственных средних и высших учебных заведениях. В соответствии с соглашениями епархии с администрацией Новосибирской области и Управлением образования мэрии Новосибирска велось преподавание (факультативное) более чем в 60 классах 25 общеобразовательных школ, в 20 группах училищ, техникумов, вузов.

К 2000 г. при 40 приходах Русской православной церкви Новосибирской епархии действовали уже 40 воскресных школ, а также работал Новосибирский православный богословский институт, в котором обучалось 169 студентов на очном отделении и 52 на заочном. В 1999 г. было открыто двухгодичное Паломническое отделение для подготовки руководителей клироса и малых хоров. В 2000 г. действовало шесть православных детских лагерей [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 397. Л. 7].

Кроме того, Новосибирская епархия занималась собственной издательской деятельностью. Разрабатывались и издавались учебные программы, пособия, учебники, духовные книги и т. д. [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 340. Л. 1]. Примечательным является издательская деятельность Православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского Новосибирской области. Гимназия занималась изданием программ учеб-

ных курсов, учебников, научных трудов по истории православия и богословию, а также методических материалов. Изданные гимназией учебные пособия в определенной мере отражают процесс становления православного образования в российской средней школе. Так, первыми были подготовлены и изданы в 1995 г. три учебника для 5-6 классов (Горелова Н. Г., Пивоваров Б. И. Родная история: начальный курс: учебник для учащихся 5 класса; Горелова Н. Г., Пивоваров Б. И. Родная история: начальный курс: учебник для учащихся 5-6 классов (Новосибирск: ЭКОР); Пивоваров Б. И. Евангелие в нашей жизни: учебное пособие для учащихся разных классов) [Чернышова, 2016: 99-105].

Важно подчеркнуть, что религиозное образование и просветительская деятельность Новосибирской епархии были тесно связаны с социальным служением. В 1994 г. епархиальным управлением Новосибирской области была разработана Программа просветительской деятельности в сочетании с социальным служением, которая была согласована с администрацией области. В рамках социального служения епархия опекала 34 медицинских учреждения (больницы, реабилитационные центры и др.), 22 детских учреждения (интернаты, дома малюток и др.), 11 учреждений для престарелых. Так, «Группа милосердия» при Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска оказывала благотворительную помощь детским интернатам, многодетным семьям, нищим, престарелым (около 3000 человек) [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 340. Л. 3].

Совместно с органами культуры ежегодно проводились Дни славянской письменности и культуры, Пасхальные вечера, крестные ходы, духовно-исторические чтения, выставки, фольклорные фестивали. Широкую миссионерскую работу вела Православная миссия во имя святого Иоанна Русского. Сотрудниками миссии являлись около 20 студентов и преподавателей. Они работали в области духовного просвещения, христианского воспитания, благотворительности и милосердия. Деятельность миссии охватывала около 20 учебных и воспитательных учреждений [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 340. Л. 2].

Стоит отметить, что Новосибирская епархия организовывала, помимо региональных, и международные конференции. Так, в 1999 г. была проведена научно-практическая конференция в Белокурихе, организованная по инициативе Информационно-консультативного центра священномученика Иренея, епископа Лионского при издательстве Московской патриархии (Москва) и Информационно-консультативный центр по проблемам сектантства при Александро-Невском соборе (Новосибирск). В конференции приняли участие 72 человека, в их числе священнослужители из нескольких епархий Сибирского региона (Алтайский край, Красноярский край, Новосибирская и Томская области), представители информационно-консультативных центров (Москва, Новосибирск). Кроме того, следует упомянуть зарубежных экспертов: пастор Томас Гандоу — уполномоченный по делам сект и молодежных религий Берлинско-Бран-дербургской Евангелической Лютеранской Церкви (Германия), Иоганнес Огорд — профессор, доктор богословия, президент Международного института по изучению тоталитарных сект (Дания). На конференции были представлены доклады экспертов, характеризующие деятельность новых религиозных движений, которые все большее распространение получали в России. Была дана подробная информация об истории возникновения новых религиозных организаций (Свидетели Иеговы, Семья, Церковь Христа,

Церковь Завета, Церковь Христа святых последних дней, Церковь Объединения, Саха-джа-йога, Тантра-йога, Хатха-йога).

Примечательным является доклад доктора богословия отца Андрея (Республика Алтай). В докладе отмечались тенденции появления новых религиозных движений на территории Республике Алтай. Горный Алтай имел особое значение для различных групп мистиков, которые направлялись на Белуху (среди них большое количество последователей Рериховского движения). Так, например, Оле Нидал — буддийский лама (из Дании) создал ашрам под Чемалом. Кроме того, зарождались оккультные секты «Анастасия» (с центром в Новосибирске), движение «К Богодержавию» и др. [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 376. Л. 8-9].

Одной из новых форм социального служения, реализуемой РПЦ совместно с администрацией Новосибирской области, являлась Мобильная группа оказания социальной помощи [http://social.diaconia.ru/service/2163]. В мобильную группу входили теплоход «Андрей Первозванный» и поезд «За духовное возрождение России». Цель миссии — исполнение духовных нужд православного населения в отдалённых сельских районах Новосибирской области. Так, при поддержке администрации области в Новосибирской епархии в июле-августе 1996 г. состоялся первый рейс миссионерского теплохода «Святой апостол Андрей Первозванный» по отдаленным поселкам, расположенным, по берегам Оби. Мероприятия прошли в 41 населенном пункте. Было крещено более 2300 человек, обвенчано 8 пар новобрачных. Многие сотни православных людей исповедались и причастились. Всего в мероприятиях участвовали более 11 тысяч человек [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 340. Л. 2].

В 1998 г. в соответствии с распоряжением Главы администрации Новосибирской области в рамках программы проведения Дней славянской письменности и культуры в сельские районы был направлен поезд «За духовное возрождение России». Во всех районах проводились богослужения, духовные беседы, различные православные обряды, в том числе крещения (2209), отпевания (135), причастия (35), освящение зданий и других объектов (32). Кроме того, священнослужители посещали школы, детские сады, больницы, дома престарелых, исправительно-трудовую колонию, где проводились духовные беседы. Значительную практическую помощь жителям оказали работники социальной сферы. Группа врачей в составе 8 специалистов проконсультировали 1114 больных, из них 20 были направлены на более глубокое обследование. Была также оказана гуманитарная помощь на сумму 132 тыс. рублей [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 364. Л. 22-23].

Сотрудничество между РПЦ и работниками медицинских учреждений прослеживается и в других регионах Сибири, и в Российской Федерации в целом. Например, при Христорождественском соборе Хабаровска были открыты пятидневные курсы по уходу за больными на дому, занятия проводили опытные врачи и медсестры из числа прихожан. В Биробиджане при содействии местных властей удалось получить в пользование здание бывшего детского сада под приходскую больницу. Там была создана и зарегистрирована община во имя великомученика целителя Пантелеймона. Больница начала работать с 1992 г. и постепенно была преобразована в Центр православной медицины. Персонал больницы оказывал реальную медицинскую помощь жителям города и близлежащих населенных пунктов, где имелась острая нехватка медицинских

кадров. Помощь могли получить, в том числе бездомные, малоимущие, беженцы [Селезнев, 2017: 292].

В 1990-е гг. получило развитие сотрудничество между РПЦ, армией и силовыми структурами. На федеральном уровне были приняты соответствующие программы. Например, программа взаимодействия РПЦ и Федеральной пограничной службы России [Совместное заявление патриарха, 2000: 236-267]. Заинтересованность сторон заключалась в духовно-нравственном воспитании военнослужащих, помощи семьям погибших военнослужащих, патриотическом воспитании.

Важным направлением социального служения была работа РПЦ с заключенными. Ответственным за тюремное служение в Новосибирской области был отец Николай (Соколов). В 1997 г. в Новосибирске открыли три часовни в местах лишения свободы. В результате такого взаимодействия почти во всех исправительно-трудовых учреждениях Новосибирской области действовали православные храмы» часовни, молитвенные комнаты. Все исправительно-трудовые учреждения регулярно посещали новосибирские священники. Заключенные имели возможность исповедоваться, причаститься, получить наставление пастыря. Кроме того, было осуществлено издание уникальной в своем роде книги для заключенных и людей, обретающих свободу, «Путь к свету». Опыт совместной работы администрации исправительных учреждений и общины Русской православной церкви обобщен на коллегии Министерства внутренних дел и в патриархии Русской православной церкви [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 350. Л. 4].

В других регионах России Русская православная церковь также активно занималась тюремным служением. Так, в Рязанской области первая часовня была построена, освящена и открыта Рязанской епархией в 1995 г. в исправительной колонии 5 (ИК-5). Летом 1999 г. на территории ИК-6 начал строиться храм Божьей Матери в честь ее Иконы «Взыскание Погибших». 13 июля 2003 г. был окончательно построен и освящен по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Симона епископом Шацким Иосифом, викарием Рязанской епархии [Ерзылева, https://www.on1ine-science.ru/m/ products/1aw_sciense/gid1010/pg125/].

Кроме того, одним из направлений социального служения стало сестричество. Активную работу вело сестричество во имя св. Жен Мироносиц при соборе Александра Невского Новосибирска, которая действовала с 1993 г. [socia1.diaconia.ru/service/2157]. Так, 20 сестер трудились в ожоговом центре Новосибирской областной больницы, осуществляли уход за больными, проводили духовные беседы, готовили больных к принятию таинств [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 350. Л. 14].

Сестричество при приходе «Всех русских святых» (Академгородок, Новосибирская область) опекали отделение кардиологии ЦКБ СО РАН, НИИ патологии кровообращения, Институт общей патологии и экологии человека, медсанчасть № 25. Велась патронажная служба на дому, проводился уход за больными в качестве сиделок и т. д. [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 340. Л. 2].

Не менее активную работу по помощи детям-сиротам вел мужской монастырь во имя святого мученика Евгения в Новосибирске. На попечении монастыря состояло 27 детских учреждений. В ноябре 2000 г. приходом в честь Рождества Иоанна Предтечи Куйбышева совместно с городским отделом молодежи была проведена благотвори-

тельная акция «Посылка на войну». Были собраны и отправлены воинам в Чечню теплые вещи, предметы гигиены и продукты питания [ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 397. Л. 12].

Заключение

Таким образом, можно отметить, что благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций юга Западной Сибири была направлена на развитие социальной сферы. Религиозные организации активно вели социальное служение, духовно-нравственное воспитание, благотворительную и культурно-просветительскую виды деятельности. Кроме того, они развернули социальную работу в местах лишения свободы, домах-интернатах, армейских подразделениях. Для решения социальных проблем религиозные организации взаимодействовали с местными государственными структурами.

Приведенные данные свидетельствуют об активной социальной работе, проводимой Русской православной церковью и другими религиозными организациями. Одними из форм социального служения являлись организация благотворительных фондов, православные сестричества, тюремное служение, сотрудничество органов исполнительной власти с епархией в сфере образования, мобильные группы оказания социальной помощи. Необходимо указать на взаимодействие приходов Русской православной церкви с армией и силовыми структурами. Для постсоветского периода характерно проведение конференций, круглых столов, встреч, способствующих установлению социального партнерства как модели взаимодействия исполнительных органов власти и религиозных объединений.

С конца XX в. происходит процесс принятия религиозными объединениями доктри-нальных документов, в которых были сформулированы позиции по социальному служению. В 2000 г. Русской православной церковью были приняты Основы социальной концепции. В начале 2000-х гг. свои социальные концепции опубликовали мусульмане, Российский объединенный союз христиан веры евангельской, Евро-Азиатское отделение Церкви христиан адвентистов седьмого дня и другие организации. Принятию указанных документов способствовал накопленный опыт социального служения разных религиозных общин в регионах. России, в том числе в Западной Сибири.

Благодарности

Работа подготовлена в рамках выполнения гранта РНФ по теме «Религия и власть: исторический опыт государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных районах Казахстана в XIX-XX вв.» (проект № 19-18-00023).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Алтайская митрополия Русской православной церкви. URL: http://www.altai-eparhia. ru/eparhia/ourpressa/?id=18236 (дата обращения: 18.11.2019).

Ананьев Э. В. Особенности конфессионального понимания роли социальной деятельности религиозных организаций : дис. ... канд. филос. наук. М., 2011 // Научная электронная библиотека disserCat. URL: https://www.dissercat.com/content/osobennosti-konfessionalnogo-ponimaniya-roli-sotsialnoi-deyatelnosti-religioznykh-organizats (дата обращения: 13.11.2019).

Ардашкина М. А. Реализация социальной политики Русской православной церкви в Кузбасской митрополии // Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2017. № 1. С. 6-11.

База данных по социальному служению РПЦ // Сестричество во имя св. Жен Мироносиц при соборе св. бл. кн. Александра Невского г. Новосибирск. URL: social.diaconia. ru/service/2157 (дата обращения: 21.10.2019).

База данных по социальному служению Русской православной церкви // Мобильная группа оказания социальной помощи г. Новосибирск. URL: http://social.diaconia.ru/ service/2163 (дата обращения: 12.11.2019).

Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 1418. Оп. 1. Д. 309.

ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 333.

ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 340.

ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 350.

ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 363.

ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 364.

ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 376.

ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 397.

ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 399.

Дударёнок С. М. Церковь христиан адвентистов седьмого дня на российском Дальнем Востоке в 1990-е — 2000-е годы // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества : материалы IX Международной научно-практической конференции. Благовещенск, 2019. С. 67-86.

Ерзылева И. А. Деятельность Русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании осужденных в постсоветский период (на примере Рязанской области) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. URL: https://www.online-science.rU/m/products/law_sciense/gid1010/pg125/ (дата обращения: 11.11.2019).

Зуев Ю. П. Социальные концепции религиозных объединений России: первый опыт самоопределения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. Т. 28. № 4. С. 35-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кудрина Т. А. Благотворительность и социальное служение в структуре отношений государства и религиозных объединений: история и современность // Приход. Православный экономический вестник. 2002. № 6. С. 4-8.

Нечипорова Е. В. Основные идеи и практики милосердно-благотворительной деятельности христианских церквей: компаративный анализ : дис. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 181 с.

Никольская Т. К. Социальное служение русских протестантов в Ленинградской области (исторический обзор) // XXII Царскосельские чтения : материалы Международной научной конференции. СПб., 2018. С. 103-106

О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) : Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_7495/891985ee83f1494ecbb7542502a3f5d0d07d325e/ (дата обращения: 13.11.2019).

О свободе совести и о религиозных объединениях : ФЗ от 26.09.1997 N 125. Статья 18. Благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_16218/346e734e25630178ac9172429abf0c422fa02ee1/ (дата обращения: 13.11.2019).

Онищенко А. Г. Социальная работа харизматических евангельских церквей по духовно- нравственному развитию современного российского общества (на примере г. Норильска) // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 357-363.

Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России. М., 2009. 288 с.

Официальный сайт Московского патриархата Русской православной церкви // Основы социальной концепции Русской православной церкви. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/419128 (дата обращения: 05.12.2019).

Официальный сайт Совета муфтиев России // Основные положения социальной программы российских мусульман. URL: https://muslim.ru/articles/280/8471/ (дата обращения: 05.12.2019).

Поправко Е. А., Ермакова Э. В. Трансформация форм социального служения протестантских церквей в Приморском крае в постсоветский период // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 1 (17). С. 63-68.

Религиозная организация Католический центр «Каритас Преображенской епархии в Новосибирске». URL: https://sibcaritas.ru/ru/about/ (дата обращения: 18.11.2019).

Селезнев О. В. Возрождение церковных структур Русской православной церкви в Приамурье в 1988-2005 гг. // Преподаватель XXI век. 2017. № 3-2. С. 288-297.

Симонова М. А. Социальная деятельность Русской православной церкви в 19902000-е гг.: концептуальные основания и опыт реализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2014. № 4. С. 157-164.

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви // Отдел по благотворительности и социальному служению. URL: http://www.diaconia.ru/ob-otdele (дата обращения: 06.12.2019).

Совместное заявление патриарха Московского и всея Руси Алексия II и директора ФПС России от 16 марта 1995 г. // Религия, свобода совести и пограничная служба : справочное пособие. М., 2000. С. 236-267.

Стародубцева К. А. Правовые основы благотворительной и культурно-просветительской деятельности религиозных организаций // Забайкальские рождественские образовательные чтения 1917-2017. Уроки Столетия в судьбах Забайкалья : сборник статей VI научно-практической конференции, региональный этап Международных Рождественских образовательных чтений. Чита, 2017. С. 189-198.

Тулянов В. А. Духовно-просветительская и благотворительная деятельность Русской православной церкви (1990-е — 2000-е гг.) : дис. ... канд. ист. наук. М., 2020. 255 с.

Федирко, О. П., Дударёнок С. М. Социальное служение неправославных христианских религиозных организаций Дальнего Востока в 1990-е гг. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2020. Т. 12, № 6. С. 61-71.

Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) // Основы социальной концепции

РОСХВЕ. URL: https://www.cef.ru/documents/docitem/article/1448133 (дата обращения: 07.12.2019).

Чернышова Н. К. Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского (Новосибирская епархия Русской православной церкви): Издательская деятельность. 1995-2014 гг. // Библиосфера. 2016. № 4. С. 99-105.

REFERENCES

Altajskaya mitropoliya Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi [Altai Metropolia of the Russian Orthodox Church]. URL: http://www.altai-eparhia.ru/eparhia/ourpressa/?id=18236 (accessed on October 18, 2019) (in Russian).

Anan'ev E. V. Osobennosti konfessional'nogoponimaniya roli social'noj deyatel'nosti religioznyh organizacij. Avtoref. dis. kand. filos. nauk. [Features of the confessional understanding of the role of social activity of religious organizations. Ph. D. Abstract of the Thesis in Philosophy]. M., 2011. URL: https://www.dissercat.com/content/osobennosti-konfessionalnogo-ponimaniya-roli-sotsialnoi-deyatelnosti-religioznykh-organizats (accessed on October 21, 2019) (in Russian).

Ardashkina M. A. Realizaciya social'noj politiki Russkoj pravoslavnoj cerkvi v Kuzbasskoj mitropolii [Implementation of the social policy of the Russian Orthodox Church in the Kuzbass Metropolia]. Vestnik Kemerovskogo gos. un-ta [Bulletin of the Kemerovo State University]. 2017, no. 1. S. 6-11 (in Russian).

Sestrichestvo vo imya sv. ZHen Mironosic pri sobore sv. bl. kn. Aleksandra Nevskogo g. Novosibirsk [Sisterhood in the name of the Holy Myrrh-Bearing Women at the Cathedral of St. Alexander Nevsky, Novosibirsk.] URL: social.diaconia.ru/service/2157 (accessed on October 21, 2019) (in Russian).

Mobil'naya gruppa okazaniya social'noj pomoshchi g. Novosibirsk [Mobile group of social assistance in Novosibirsk]. URL: http://social.diaconia.ru/service/2163 (accessed on November 12, 2019) (in Russian).

Gosudarstvennyj arhiv Novosibirskoj oblasti [State Archive of the Novosibirsk region] (GANO). Fund. 1418. Inventory. 1. File. 309 (in Russian).

GANO. Fund. 1418. Inventory. 1. File. 340 (in Russian).

GANO. Fund. 1418. Inventory. 1. File. 350 (in Russian).

GANO. Fund. 1418. Inventory. 1. File. 363 (in Russian).

GANO. Fund. 1418. Inventory. 1. File. 364 (in Russian).

GANO. Fund. 1418. Inventory. 1. File. 397 (in Russian).

GANO. Fund. 1418. Inventory. 1. File. 399 (in Russian).

GANO. Fund. 1418. Inventory. 1. File. 333 (in Russian).

GANO. Fund. 1418. Inventory.1. File. 376 (in Russian).

Dudaryonok S. M. Cerkov' xristian adventistov sed'mogo dnya na rossijskom Dal'nem Vostoke v 1990-e — 2000-e gody' [The Seventh-day Adventist Christian Church in the Russian Far East in the 1990s — 2000s]. Rossiya i Kitaj: istoriya i perspektivy sotrudnichestva: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The Seventh-day Adventist Christian Church in the Russian Far East in the 1990s — 2000s. Russia and China: History and prospects

of cooperation: proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference]. Blagoveshchensk, 2019. S. 67-86 (in Russian).

Erzyleva I. A. DeyatePnost' Russkoj pravoslavnoj cerkvi v duxovno- nravstvennom vospitanii osuzhdenny'x v postsovetskij period (na primere Ryazanskoj oblasti) [The activity of the Russian Orthodox Church in the spiritual and moral education of convicts in the postSoviet period (on the example of the Ryazan region)]. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, socio-economic and social sciences.]. no. 1, 2014. URL: https://www.online-science.ru/m/products/law_sciense/gid1010/pg125/ (accessed on November 11, 2019) (in Russian).

Zuev YU. P. Gosudarstvo, religiya, cerkov' v Rossii i za rubezhom [State, religion, church in Russia and abroad]. 2010, vol. 28, no. 4. S. 35-45 (in Russian).

Konsul'tantPlyus [Consultant Plus]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_7495/891985ee83f1494ecbb7542502a3f5d0d07d325e/ (accessed on November 13, 2019) (in Russian).

Konsul'tantPlyus [Consultant Plus]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_16218/346e734e25630178ac9172429abf0c422fa02ee1/ (accessed on November 13, 2019) (in Russian).

Kudrina T. A. BlagotvoritePnost' i sociaPnoe sluzhenie v strukture otnoshenij gosudarstva i religiozny'x ob^edinenij: istoriya i sovremennost' [Charity and Social Service in the structure of Relations between the state and Religious Associations: History and modernity]. Prihod. Pravoslavnyj ekonomicheskij vestnik [Coming. Orthodox Economic Bulletin.]. 2002, no. 6. S. 4-8 (in Russian).

Nechiporova E. V. Osnovnye idei i praktiki miloserdno-blagotvoritel'noj deyatel'nosti hristianskih cerkvej: komparativnyj analiz. Diss. kand. filos. nauk [The main ideas and practices of charitable and charitable activities of Christian churches: comparative analysis. Ph. D. Thesis in Philosophy]. Rostov-na-Donu: YUzh. feder. un-t Publ., 2009, 181 s. (in Russian).

Nikol'skaya T. K. SociaPnoe sluzhenie russkix protestantov v Leningradskoj oblasti (istoricheskij obzor) [Social Service of Russian Protestants in the Leningrad Region (historical review)]. XXII Carskosel'skie chteniya. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [XXII Tsarskoye Selo readings. Materials of the international scientific conference]. Sankt- Peterburg, 2018. S.103-106 (in Russian).

Onishchenko A. G. SociaPnaya rabota xarizmaticheskix evangePskix cerkvej po duxovno-nravstvennomu razvitiyu sovremennogo rossijskogo obshhestva (na primere g. NoriPska) [Social work of charismatic evangelical churches on the spiritual and moral development of modern Russian society (on the example of Norilsk)]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. 2015, no.12, S. 357-363 (in Russian).

Osnovy social'nogo ucheniya Cerkvi Hristian Adventistov Sedmogo Dnya Rossii [Fundamentals of the Social Teaching of the Seventh-Day Adventist Christian Church of Russia]. M., 2009, 288 s. (in Russian).

Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata Russkoj pravoslavnoj cerkvi [Official website of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/419128 (accessed on December 5, 2019) (in Russian).

Oficial'nyj sajt Soveta muftiev Rossii [Official website of the Council of Muftis of Russia]. URL: https://muslim.ru/articles/280/8471/ (accessed on December 5, 2019) (in Russian).

Popravko E. A., Ermakova E. V. Transformaciya form sociaPnogo sluzheniya protestantskix cerkvej v Primorskom krae v postsovetskij period [Transformation of forms of social ministry of Protestant churches in Primorsky Krai in the post-Soviet period]. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke [Humanitarian studies in Eastern Siberia and the Far East]. 2012, no.1 (17). S. 63-68 (in Russian).

Religioznaya organizaciya Katolicheskij centr "Karitas Preobrazhenskoj eparhii v Novosibirske" [Religious organization Catholic Center "Caritas of the Transfiguration Diocese in Novosibirsk"]. URL: https://sibcaritas.ru/ru/about/ (accessed on November 18, 2019) (in Russian).

Seleznev O. V. Vozrozhdenie cerkovny'x struktur Russkoj pravoslavnoj cerkvi v Priamur'e v 1988-2005 gg. [The revival of the church structures of the Russian Orthodox Church in the Amur region in 1988-2005]. Prepodavatel'XXI vek [Teacher of the XXI century]. 2017, no. 3-2. S. 288-297 (in Russian).

Simonova M. A. SociaFnaya deyatePnost' Russkoj pravoslavnoj cerkvi v 1990-2000-e gg.: konceptuaPny'e osnovaniya i opy't realizacii [Social activity of the Russian Orthodox Church in the 1990s — 2000s: conceptual foundations and implementation experience]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: istoriya Rossii [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: history of Russia]. 2014, 4, S. 157-164 (in Russian).

Sinodal'nyj otdel po cerkovnoj blagotvoritel'nosti i social'nomu sluzheniyu Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi [Synodal Department for Church Charity and Social Service of the Russian Orthodox Church]. URL: http://www.diaconia.ru/ob-otdele (accessed on December 6, 2019) (in Russian).

Religiya, svoboda sovesti i pogranichnaya sluzhba: spravochnoe posobie [Religion, freedom of conscience and the Border service: a reference guide]. M., 2000, S. 236-267 (in Russian).

Starodubceva K. A. Pravovy'e osnovy' blagotvoritePnoj i kuPturno-prosvetitePskoj deyateFnosti religiozny'x organizacij [Legal foundations of charitable and cultural and educational activities of religious organizations]. Zabajkalskie rozhdestvenskie obrazovatel'nye chteniya 1917-2017: Uroki Stoletiya v sud'bah Zabajkal'ya. Sbornik statej VI nauchno-prak-ticheskoj konferencii, regional'nyj etap Mezhdunarodnyh Rozhdestvenskih obrazovatel'nyh cht-enij [Trans-Baikal Christmas educational readings 1917-2017: Lessons of the Century in the fate of Transbaikalia. Collection of articles of the VI Scientific and practical conference, the regional stage of the International Christmas Educational Readings]. Chita, 2017. S. 189-198 (in Russian).

Tulyanov V. A. Duhovno-prosvetitel'skaya i blagotvoritel'naya deyatel'nost' Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi (1990-e — 2000-e gg.). Diss. kand. istor. nauk [Spiritual, educational and charitable activities of the Russian Orthodox Church (1990s — 2000s). Ph. D. Thesis in History]. Moscow: MGOU, 2020, 255 s. (in Russian).

Fedirko O. P., Dudaryonok S. M. SociaFnoe sluzhenie nepravoslavny'x xristianskix religio-zny'x organizacij DaPnego Vostoka v 1990-e gg. [Social service of non-Orthodox Christian religious organizations of the Far East in the 1990s.]. Istoricheskaya isocial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and socio-educational thought]. 2020, vol.12, no. 6, S.61-71 (in Russian).

Centralizovannaya religioznaya organizaciya Rossijskij ob'edinennyj Soyuz hristian very evangel'skoj (pyatidesyatnikov) [Centralized religious organization Russian United Union of Evangelical Christians (Pentecostals)]. URL: https://www.cef.ru/documents/docitem/arti-cle/1448133 (accessed on December 7, 2019) (in Russian).

Chernyshova N. K. Pravoslavnaya gimnaziya vo imya prepodobnogo Sergiya Radonezhsko-go (Novosibirskaya eparxiya Russkoj pravoslavnoj cerkvi) [Orthodox gymnasium in the name of St. Sergius of Radonezh (Novosibirsk diocese of the Russian Orthodox Church): Publishing. 1995-2014]. Bibliosfera [Bibliosphere]. 2016, no. 4, S. 99-105 (in Russian).

Статья поступила в редакцию: 06.04.2022.

Принята к публикации 15.06.2022.

Дата публикации 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.