УДК 261.7 БО!
О. Б. Молодов
Отчисления северных православных епархий в «патриотические фонды» в период позднего социализма
Одним из направлений социального служения религиозных организаций является благотворительная деятельность, как правило направленная на поддержку социально ущемленных слоев населения и решение значимых социальных проблем. Основания благотворительности содержатся в религиозно-нравственной концепции христианства, опирающейся на библейские призывы «любви к ближнему»1. До Октябрьской революции 1917 г. меценатство имущих граждан, как и благотворительность Православной церкви, имели широкое распространение, поощрялись государством и одобрялись обществом. _____
о
В советский период истории России (1917-1991 гг.) Декретом СНК ^ РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы г от церкви» благотворительная деятельность Церкви была запрещена2. Одна- § ко в практической реализации государственной конфессиональной политики § случались времена послаблений, когда требовалась мобилизация
сил и средств
для противостояния внешней угрозе. Наиболее изученным в истории государственно-церковных отношений в СССР (с точки зрения проявлений благотво- .й рительности) является период Великой Отечественной войны и послевоенных ^ лет, когда благотворительная деятельность православного духовенства и ве- ^ рующих имела огромные масштабы и добровольный характер3. До
середины й
1950-х гг. практиковалось участие клира и мирян в программах государствен- о! ных 3 %-ных займов4. 3
св
сл
Период 1960-1980-х гг. ознаменовался относительной стабильностью в сфере государственно-конфессиональных отношений, даже отдельными элементами их стагнации5. В то же время он характеризовался противостоянием двух систем в режиме «холодной войны». Ранее, в 1940-1950-е гг., Русская православная церковь принимала активное участие во внешнеполитической деятельности СССР, направленной на сохранение мира. В 1961 г. был учрежден Советский фонд мира (СФМ) — закрытая общественная организация, финансируемая за счет добровольных взносов граждан и общественных организаций. С этого времени основным направлением миротворческой и патриотической деятельности РПЦ стало пополнение данного фонда за счет средств, получаемых Церковью от собственных доходов. Основными источниками пополнения приходского бюджета традиционно являются: продажа свечей и других предметов культа (обычно не менее двух третей дохода), плата за совершение обрядов и пожертвования (кружечный и тарелочный сборы)6.
Миротворчество имело место и в богослужебной деятельности РПЦ. Тема укрепления мира постоянно звучала в проповедях православных епископов и священников. В циркуляре управляющего Вологодской епархией священнослужителям предписывалось «усилить в проповедях значение миротворческой темы, подчеркивать значение вклада в благородное дело мира, который осуществляется нашим народом и его Правительством». Там же предлагалось использовать конкретные места из Нового Завета для проповеднического раскрытия этой темы7. В своих праздничных посланиях к клиру и мирянам архиереи призывали «отдать все силы и возможности на завоевание священного мира на земле и вместе со всем нашим народом своим усердным трудом внести свою лепту в борьбе за мир»8.
Однако молитвенных трудов и проповедей о мире власти было недостаточно. Участие Русской православной церкви в международной миротворческой дея-2 тельности рассматривалось как доказательство наличия религиозной свободы £2. в СССР. Но основной «заботой» государства постепенно становилось расту-^ щее благосостояние Церкви и духовенства, поскольку «увеличение свободно-« го остатка средств церковники пытаются использовать для активизации своей
Л
^ деятельности (повышение окладов, украшение храмов, увеличение штатов)»9. ^ В период, связанный с именем Л. И. Брежнева, уже невозможно было откры-
'! то, как в прежние десятилетия, подавлять религиозную активность: закрывать
у и разрушать храмы, репрессировать верующих и духовенство. Поэтому с сере-^ дины 1960-х гг. одним из способов, постепенно разоряющих религиозные об-
£ щины, стали благотворительные пожертвования в различные государственные
® патриотические фонды.
| Отчисления в эти фонды, в первую очередь в фонд мира и фонд охраны па-^ мятников истории и культуры, как подразумевалось, имели добровольный ха-\ЕГ рактер для большинства граждан страны. Несколько иначе организовывалось
£ внесение средств от религиозных общин. Несмотря на формальную автономию С
Православной церкви, государство имело возможности оказывать влияние на увеличение отчислений денежных средств в указанные фонды. Считалось, что «самой реальной возможностью ослабления финансового состояния, а следовательно, и активности церкви является отвлечение как можно большего количества их средств в патриотические фонды страны»10.
Во-первых, уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви (с 1965 г. — Совета по делам религий) в своих беседах с епископатом предлагали управляющим епархиями увеличить отчисления в данные фонды. Не желая портить отношения с властью, архиереи обращались с аналогичными посланиями к клиру и мирянам. В частности, уполномоченный Совета по Вологодской области С. В. Матасов сообщал: «На мое замечание, что духовенство вместе с верующими молятся за мир, а в фонд мира денег жалеет, епископ Мстислав [Волонсевич] признал, что он допустил ошибку и исправит ее»11. Видимо, некоторые архиереи пытались ограничить перечисления приходских средств в различные фонды, поскольку в результате уменьшались отчисления епархиальному управлению, не имевшему собственных доходов. Епископу Архангельскому и Холмогорскому Никону (Фомичеву) уполномоченным было специально разъяснено, что «его вмешательство в это дело не требуется, какую сумму отчисляют религиозные объединения — это их дело»12.
Во-вторых, практиковалось прямое обращение чиновников райисполкомов (горисполкомов) к исполнительным органам православных общин, находящихся на их территории. После «приходской реформы» 1961 г. священнослужители, будучи отстранены от финансово-хозяйственной деятельности своих приходов, не могли непосредственно повлиять на решение данных вопросов. Поэтому работа с религиозными активистами представлялась наиболее эффективной, тем более что персональный состав церковных советов формировался с участием рай(гор)исполкомов Советов депутатов трудящихся.
Именно к райисполкомам обращался уполномоченный Совета по делам религий с конкретными заданиями по «отвлечению средств» (а не привлечению!) в патриотические фонды, что являлось более важной целью для государства. Указывались требуемые размеры взносов, например, до 20-30% общих С-денежных поступлений за год13. Воздействие на исполнительные органы общин ^ предлагалось осуществлять в форме «разъяснительной работы», без администрирования, запрещалось заниматься вымогательством средств в эти фонды14. | Однако попытки оказания прямого давления все-таки встречались. Например, старосту Николо-Ламанской церкви Вологодского района власти предупре- -с ждали о «немедленном перечислении средств в фонд мира в декабре месяце»15. % Аналогичные письма были направлены исполнительным органам религиозных ^ общин Грязовецкого района Вологодской области16. ^
Средства в патриотические фонды, особенно в СФМ, перечислялись про- § порционально доходу приходов и были весьма значительными по объему. Раз- ^ мер отчислений в 1970-1980-х гг. постоянно увеличивался (см. табл. 1 и 2), я
о чем докладывали чиновники и управляющие епархиями. «Материальное положение приходов Архангельской епархии из года в год растет, что красноречиво говорит само за себя, — писал в Московскую патриархию епископ Исидор (Кириченко) в 1978 г. — Как следствие этого заметно усилилась и патриотическая деятельность приходов, то есть увеличилось отчисление добровольных взносов в фонд мира. Также увеличилось и отчисление на восстановление памятников архитектуры»17. Небогатая Архангельская епархия с 1973 по 1985 г. отчисляла более 100 тыс. руб. ежегодно (не считая средств, вносимых от епархиального управления). Отчисления же Вологодской епархии к 1978-1988 гг. выросли до 500 тыс. руб. в год. Это иногда составляло до одной трети ежегодных поступлений денежных средств.
Таблица 1
Доходы и отчисления Вологодской епархии на благотворительные цели
в 1970-1980-е гг.
Год Общий доход за год (руб.) Отчисления в фонды (руб.) Доля отчислений от общего дохода <%)
в Фонд мира в Фонд охраны памятников истории и культуры всего отчислений
1970 1003600 138450 42800 181250 18,1
1971 1071600 ? ? 239800 22,4
1972 1150000 ? ? 279250 24,3
1973 1160000 ? ? 316000 27,2
1974 1190900 268950 52350 321300 27
1975 1334500 332000 53200 385200 28,9
1976 1374800 376600 57200 433800 32,3
1977 1438000 ? ? 441800 30,7
1978 1460600 396000 60000 456300 31,2
1979 1552300 416400 80200 496600 32
1980 1617000 435550 67400 502950 31,1
1981 1629400 432600 80200 512800 31,5
1982 1628000 436500 79800 516300 31,7
1983 1683300 441500 83200 524 700 31,2
1984 1718200 436200 79500 505700 29,4
1985 1763000 436700 73900 510600 29
1986 1863100 443600 80500 532900 28,6
1987 1905900 441300 75400 516700 27,1
1988 2232000 473200 30400 503600 * 21,2
1989 2722300 330800 29500 360300 * 15,2
«
s «
о
[-4
а*
\о а*
<L» Н <L»
С
* Сумма отчислений указана только в два фонда, приведенные в таблице.
Составлено по: ГАВО. Ф. 1300. Он. 14. Д. 19. Л. 1-2; Д. 20. Л. 6; Д. 21. Л. 8; Д. 22. Л. 17; Д. 23. Л. 55-56 Д. 24. Л. 41-42; Д. 25. Л. 54; Д. 26. Л. 44; Д. 27. Л. 51; Д. 29; 32. Л. 49; Д. 34. Л. 23, 73; Д. 36. Л. 8; Д. 37. Л. 20 Д. 40. Л. 13-14; Д. 42. Л. 5; Д. 44. Л. 4; Д. 46. Л. 5; Д. 48. Л. 4; Д. 50. Л. 5; Д. 51. Л. 10-11; Д. 54. Л. 2, 3, 7 Д. 55. Л. 1, 4; Д. 56. Л. 2, 4; Д. 57. Л. 2, 3; Д. 58. Л. 12; Д. 59. Л. 2, 3; Д. 61. Л. 4; Д. 63. Л. 5.
Таблица 2
Доходы и отчисления приходов Архангельской области на благотворительные цели в 1970-1985 гг.
Год Общий доход за год (в руб.) Сумма отчислений (в руб.) Всего отчислений Доля отчислений от общего дохода <%)
в Фонд мира в Фонд охраны памятников истории и культуры
1970 594 714 49750 5000 54750 9,2
1971 601901 71210 2500 73710 12,2
1972 647707 81825 2000 83825 12,9
1973 666606 93730 12500 106230 15,9
1974 721444 111200 2100 113300 15,7
1975 774 716 130710 6000 136710 17,6
1976 776999 130855 9000 139855 18
1977 807174 113800 15000 128800 16
1978 807800 111000 17500 128500 15,9
1979 807951 114300 11000 125300 15,5
1980 899200 106700 10000 116700 13
1981 916400 116285 8000 124285 13,6
1982 949178 99700 5000 104700 И
1983 948435 122 700 9000 131700 13,9
1984 962853 107800 9000 116800 12,1
1985 922525 101850 8000 109850 11,9
Составлено по: ГААО. Ф. 5620. Оп. 3. Д. 144. Л. 1-2; Д. 168. Л. 5; Д. 179. Л. 4; Д. 183. Л. 4; Д. 187. Л. 6; Д. 191. Л. 7; Д. 195. Л. 9; Д. 199. Л. 8; Д. 203. Л. 6; Д. 207. Л. 6; Д. 212. Л. 7; Д. 217. Л. 6; Д. 222. Л. 7; Д. 227. Л. 7; Д. 230. Л. 7; Д. 234. Л. 6.
Естественно, от подобных взносов больше других страдали небогатые епархии и приходы. Отчисления в патриотические фонды увеличивались несоразмерно росту совокупного дохода православных епархий. Если с 1969 _
ON
по 1971 г. взносы в фонд мира от Архангельской епархии увеличились з в 2,8 раза, то общий ежегодный доход — только на 7 %18. Подобное соотноше- ^ ние доходов и расходов приводило к тому, что епархии были не в состоянии ^ помогать «затухающим» приходам содержать храм и священнослужителей, g Это в совокупности с другими обстоятельствами иногда приводило к закры- Д тию прихода, т.е. снятию православной общины с регистрации. За период 'д с 1960 по 1988 г. количество приходов Архангельской области сократилось '§ с 25 до 1719. Православные общины отчисляли средства в патриотические g фонды пропорционально собственным доходам и, естественно, суммы отчие- gß лений зависели от их местоположения и благосостояния. В отдельные годы М процветающие приходы Архангельска и Котласа перечисляли в данные фон- ö
<L>
ды по 20-30 тыс. руб., а удаленные приходы епархии не перечисляли вовсе по причине мизерных доходов. .3
со
В конце изучаемого периода несколько изменяется структура отчислений религиозных общин как в патриотические фонды, так и на общецерковные нужды. Жестом доброй воли государства стала передача Церкви в 1983 г. Свято-Данилова монастыря в г. Москве, который требовал значительного ремонта к празднованию 1000-летия Крещения Руси. В связи с этим появилась новая статья расходов и у всех епархий Русской православной церкви. В частности, Вологодская епархия перечислила на нужды монастыря за 1985-1988 гг. 107 тыс. руб., а непосредственно на празднование юбилея за 1987-1988 гг. 60 тыс. руб.20
Появились и новые общественные фонды, возникавшие в связи и трагическими событиями этих лет — фонд Чернобыля, фонд помощи пострадавшим от землетрясения в Армении. По имеющейся информации отчисления в данные фонды были незначительными по сравнению с прежними взносами в фонд мира и осуществлялись отдельными приходами в размере нескольких сот рублей. Наиболее существенным вкладом в 1989 г. стал взнос нескольких приходов Вологодской епархии в Детский фонд — 7600 руб.
Несмотря на изменяющуюся общественно-политическую обстановку, в районах по-прежнему действовали комиссии по контролю над соблюдением законодательства о культах, от которых требовалось «поощрять проявление активности духовенства и верующих в миротворчестве, милосердии, восстановлении памятников истории»21. Но с принятием в 1988 г. нового Устава об управлении Русской православной церкви отчисления на патриотические цели резко сократились. Это произошло в первую очередь по причине демократизации общественной жизни — государственные чиновники постепенно «перестраивались» и их отношение к Церкви становилось более лояльным, вмешательство в приходскую финансовую деятельность прекращалось. Кроме того, изменение роли настоятелей (в соответствии с новым уставом большинство из них оказалось председателями приходских советов) привело к росту отчислений на общецерковные дела и на собственные нужды22.
Всего, по данным за 1970-1985 гг., приходами Архангельской области внесено в патриотические фонды 1,8 млн руб., а Вологодской епархией с 1964 по 1989 г. (по неполным данным) — 8,8 млн руб. Таким образом, вклад православных общин в дело мира и охраны памятников истории и культуры был а весьма существенным.
у Как видится, отчисления на благотворительные нужды со стороны релизу гиозных общин небогатых приходов Европейского Севера не могли бы стать £ столь значительными, если бы вносились действительно добровольно. Пара® доке заключался в том, что, выделяя средства для охраны абстрактных памят-| ников истории и культуры, верующие обрекали на постепенное разрушение ^ собственное церковное здание, часто также находящееся под охраной государ-\ЕГ ства. Командно-административная система превратила это благое начинание £ в скрытый механизм подавления религиозной активности, проявления кото-С рой в перспективе планировалось свести на нет.
и
св К а*
1 Марченко А. Н. Благотворительная деятельность Русской православной церкви в советском государстве (1918-1964 гг.) // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2008. № 15. С. 118.
2 Молодое О. Б. Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»: содержание и значение // История государства и права. 2016. № 1. С. 14-19.
3 Горбатов А. В., Климова Е. С. Патриотическая деятельность приходов Кемеровского благочиния в 1940-е гг. // Северный регион: наука, образование, культура. 2016. № 2 (34). С. 47-50; Марченко А. Н., Марченко Н. А. Патриотическая деятельность православного духовенства Прикамья в годы Великой Отечественной войны по материалам телеграмм И. В. Сталину //Вестник Пермского университета. Сер. История. 2016. № 2 (33). С. 123— 129; Якунин В. Н. Изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны // Власть. 2002. № 12. С. 67-74.
4 Дроботушенко Е. В., Ланцова Ю. Н. К вопросу об участии православного духовенства и верующих Восточной Сибири и Дальнего Востока в программах государственных займов в 1917 — середине 1950-х гг. // Известия Алтайского государственного университета. 2018. №2 (100). С. 51-55.
5 Полозова К. А. Элементы стагнации в государственно-церковных отношениях в СССР в 1965-1988 гг. // На пути к гражданскому обществу. 2013. № 3-4 (11-12). С. 52-59.
6 Дроботушенко Е. В., Ланцова Ю. Н. Финансовое положение Русской православной церкви в Читинской области в середине 1960-х — середине 1980-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 5. С. 55-58; Маслова И. А. Основные статьи доходов церквей Среднего Урала в 1944-1988 гг. // Дискуссия. 2013. № 8 (38). С. 154-158.
7 Текущий архив Вологодского епархиального управления. Циркуляр от 25.06.1981 г. №4/18.
8 Государственный архив Архангельской области (далее — ГААО). Ф. 5620. Оп. 3. Д. 201. Л. 22.
9 Там же. Д. 192. Л. 24.
10 Государственный архив Вологодской области (далее — ГАВО). Ф. 521. Оп. 8. Д. 785. Л. 3-4.
11 ГАВО. Ф. 1300. Оп. 14. Д. 22. Л. 13.
12 ГААО. Ф. 5620. Оп. 3. Д. 129. Л. 20.
13 Там же. Д. 180. Л. 31.
14 Там же. Д. 192. Л. 24; ГАВО. Ф. 798. Оп. 7. Д. 518. Л. И; Ф. 897. Оп. 4. Д. 317. Л. 12; Ф. 903. Оп. 4. Д. 189. Л. 1.
15 ГАВО. Ф. 521. Оп. 8. Д. 97. Л. 7.
16 ГАВО. Ф. 826. Оп. 7. Д. 231. Л. 12-14. ~
17 Текущий архив Архангельского епархиального управления. Ф. 1. Оп. 2. Д. 6. Л. 2. 3
18 ГААО. Ф. 5620. Оп. 3. Д. 169. Л. 47. Ö
19 Молодое О. Б. Закрытие православных приходов на Европейском Севере СССР в 1950- ^ 1980-е гг. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гума- ^ нитарные и социальные науки. 2015. № 4. С. 35-42. S
20 ГАВО. Ф. 1300. Оп. 14. Д. 57. Л. И; Д. 58. Л. 18; Д. 59. Л. 4; Д. 60. Л. 14. о
21 ГААО. Ф. 5620. Оп. 3. Д. 246. Л. 8-9. ^
22 Молодое О. Б. Государственно-конфессиональные отношения в СССР на переломном -д
этапе (на материалах областей Европейского Севера) // Социум и власть. 2015. № 2 (52). °
С. 95-99. g
öß tH d -Q
s.
tH
<L» <L» Рч
g 'S
References
GORBATOV А. V., KLIMOVA Е. S. Patrioticheskaya deyatel'nost'prihodov Kemerovskogo blagochiniya v 1940-e gg. [Patriotic activity of the parishes of the Kemerovo deanery in the 1940s. In Russ.] // Severnyj region: nauka, obrazovanie, kul'tura. 2016. N2 (34). S. 47-50.
DROBOTUSHENKO E. V., LANCOVA YU. N. К voprosu ob uchastii pravoslavnogo duhovenstva i veruyushchih Vostochnoj Sibiri i Dal'nego Vostoka v programmah gosudarstvennyh zajmov v 1917 — seredine 1950-hgg. [On the participation of the Orthodox clergy and believers of Eastern Siberia and the Far East in the programs of state loans in 1917-mid-1950s. In Russ.] // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. N2(100). S. 51-55.
DROBOTUSHENKO E. V., LANCOVA YU. N. Finansovoe polozhenie Russkoj pravoslavnoj cerkvi v CHitinskoj oblasti v seredine 1960-h — seredine 1980-h gg. [Financial position of the Russian Orthodox Church in the Chita region in the mid-1960s — mid-1980s. In Russ.] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2017. N5. S. 55-58.
MARCHENKO A. N. Blagotvoritel'naya deyatel'nost' Russkoj pravoslavnoj cerkvi v sovetskom gosudarstve (1918-1964 gg.) [Charitable activities of the Russian Orthodox Church in the Soviet state (1918-1964). In Russ.] //MagistraVitae: ehlektronnyj zhurnal po istoricheskim naukam i arheologii. 2008. N15. S. 118-132.
MARCHENKO A. N., MARCHENKO N. A. Patrioticheskaya deyatel'nost' pravoslavnogo duhovenstva Prikam'ya v gody Velikoj Otechestvennoj vojny po materialam telegramm I. V. Stalinu [Patriotic activity of the Orthodox clergy of the Kama region during the Great Patriotic war on the materials of telegrams to Stalin] // Vestnik Permskogo universiteta. Ser. Istoriya. 2016. N2 (33). S. 123-129.
MASLOVA I. A. Osnovnye stat'i dohodov cerkvej Srednego Urala v 1944-1988 gg. [The main sources of incomes of the churches of the Middle Urals in the years 1944-1988. In Russ.] // Diskussiya. 2013. N8 (38). S. 154-158.
MOLODOV О. B. Gosudarstvenno-konfessional'nye otnosheniya v SSSR na perelomnom ehtape (na materialah oblastej Evropejskogo Severa) [State-confessional relations in the USSR at a critical stage (on the materials of the regions of the European North). In Russ.] // Socium i vlast'. 2015. N2 (52). S. 95-99.
MOLODOV О. B. Dekret SNK RSFSR «Ob otdelenii cerkvi ot gosudarstva i shkoly ot cerkvi»: soderzhanie iznachenie [Decree of the Council of People's Commissars of RSFSR «On Separation of Church and State and Separation of School and Church»: content and significance. In Russ.] // Istoriya gosudarstva i prava. 2016. N1. S. 14-19.
MOLODOVO. B. ZakrytiepravoslavnyhprihodovnaEvropejskomSevereSSSRv 1950-1980-egg. [Closing of Orthodox parishes in the European North of the USSR in the 1950s-1980s. In Russ.] //Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta, Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2015. N4. S. 35-42.
POLOZOVA K. A. Elementy stagnacii v gosudarstvenno-cerkovnyh otnosheniyah v SSSR v 19651988 gg. [Elements of stagnation in State-Church relations in the USSR in 1965-1988. In Russ.] // Na puti к grazhdanskomu obshchestvu. 2013. N3-4 (11-12). S. 52-59. q YAKUNIN V. N. Izmenenie gosudarstvenno-cerkovnyh otnoshenij v gody Velikoj Otechestvennoj vojny £2- [Changes of Church-State relations during the Great Patriotic war] // Vlast'. 2002. N12. S. 67-74.
^ Список литературы
се Горбатов А. В., Климова Е. С. Патриотическая деятельность приходов Кемеровского благочиния
Нн в 1940-е гг. // Северный регион: наука, образование, культура. 2016. № 2 (34). С. 47-50.
^ Дроботушенко Е. В., Ланцова Ю. Н. К вопросу об участии православного духовенства и верую-
sg щих Восточной Сибири и Дальнего Востока в программах государственных займов в 1917 — середине
§ 1950-х гг. //Известия Алтайского государственного университета. 2018. № 2 (100). С. 51-55.
Дроботушенко Е. В., Ланцова Ю. Н. Финансовое положение Русской православной церкви в Чи-
g тинской области в середине 1960-х — середине 1980-х гг. // Исторические, философские, политиче-
о1 ские и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 5.
о С. 55-58.
S «
о
Марченко А. Н. Благотворительная деятельность Русской православной церкви в советском госу-8 дарстве (1918-1964 гг.) // Magistra Укае: электронный журнал по историческим наукам и археологии, й 2008. № 15. С. 118-132.
Марченко А. Н., Марченко Н. А. Патриотическая деятельность православного духовенства Прикамья в годы Великой Отечественной войны по материалам телеграмм И. В. Сталину // Вестник Пермского университета. Сер. История. 2016. № 2 (33). С. 123-129.
а*
\о а*
Маслова И. А. Основные статьи доходов церквей Среднего Урала в 1944-1988 гг. // Дискуссия. 2013. №8 (38). С. 154-158.
Молодое О. Б. Государственно-конфессиональные отношения в СССР на переломном этапе (на материалах областей Европейского Севера) // Социум и власть. 2015. № 2 (52). С. 95-99.
Молодое О. Б. Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»: содержание и значение // История государства и права. 2016. № 1. С. 14-19.
Молодое О. Б. Закрытие православных приходов на Европейском Севере СССР в 1950-1980-е гг. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2015. №4. С. 35-42.
Полозова К. А. Элементы стагнации в государственно-церковных отношениях в СССР в 19651988 гг. //На пути к гражданскому обществу. 2013. № 3-4 (11-12). С. 52-59.
Якунин В. Н. Изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны // Власть. 2002. № 12. С. 67-74.
О. Б. Молодов. Отчисления северных православных епархий в «патриотические фонды» в период позднего социализма
Статья посвящена одному из недостаточно изученных вопросов в сфере взаимоотношений государства с религиозными объединениями на заключительном этапе советского периода истории России. Благотворительность является традиционным направлением социального служения христианских церквей, обусловленным религиозно-нравственной концепцией христианства. Однако советским законодательством благотворительная деятельность всех религиозных объединений была запрещена. Вместе с тем в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы государство принимало пожертвования епископата, клира и верующих на нужды обороны, восстановления народного хозяйства и помощь населению. Целью исследования является изучение благотворительной деятельности приходов Вологодской и Архангельской епархий, расположенных на Европейском Севере СССР, в период позднего социализма. В 1970-1980-е гг., несмотря на формальный запрет благотворительности, Русская православная церковь (РПЦ) стала основным жертвователем так называемых патриотических фондов. На материалах государственных и церковных архивов в работе выявляются масштабы пожертвований северных православных епархий и механизмы стимулирования данной деятельности со стороны местных органов власти. В данный период продолжали действовать двойные стандарты в отношении благотворительной деятельности Церкви: запрещая оказание материальной помощи духовенству и верующим, государство принуждало к благотворительности в сфере миротворческой деятельности и охраны памятников истории и культуры. Целью данной политики было не столько пополнение указанных патриотических фондов, сколько финансовое ослабление религиозных организаций, направленное на закрытие православных приходов и вытеснение религии из общественной жизни страны.
Ключевые слова: советское государство, государственно-церковные отношения, Русская право- -у славная церковь, Русский Север, приходы, уполномоченные Совета по делам религий, благотворитель- о ная деятельность, патриотические фонды. '
Zi
О. В. Molodov. Deductions of the Northern Orthodox dioceses in the «patriotic funds» —
in the period of late socialism g
d
о
The article deals with one of the insufficiently studied issues in the sphere of relations between the state ^ and religious associations at the final stage of the Soviet period of the Russian history. Charity is a traditional 8 field of social service of Christian churches, conditioned by the religious and moral concept of Christianity, о However, the Soviet legislation prohibited charitable activities of all religious associations. At the same time, .a during the Great Patriotic War and in the postwar years, the state authorities accepted donations of the epis- К copate, clergy, and believers for the needs of defense, restoration of the national economy. The article aims at j? studying the charitable activities of the parishes of the Vologda and Arkhangelsk dioceses located in the Euro- Jj> pean North of the USSR during the late socialism. In the 1970s and 1980s, despite the formal ban on charity, Й the Russian Orthodox Church (ROC) became the main donor of so-called Patriotic funds. The materials of the ^ state and Church archives reveal the scale of donations of the Northern Orthodox dioceses and the mechanisms of stimulation of this activity by the local authorities. During that period, double standards continued to be
applied to the charitable work of the Church: the government prohibited the provision of material assistance to clergy and believers, at the same time it forced charity in the field of peacekeeping and protection of historical and cultural monuments. The purpose of this policy was not so much to replenish these Patriotic funds, as the financial weakening of religious organizations, aimed at closing the Orthodox parishes and the displacement of religion from the public life of the country.
Key words: Soviet state, Church-state relations, Russian Orthodox Church, Russian North, dioceses, parishes, Commissioners of the Council for religious affairs, charitable activity, Patriotic funds.
Молодов, Олег Борисович — доцент кафедры государственного и гражданского права Вологодского государственного университета, кандидат исторических наук.
Molodov, Oleg Borisovich — Associate Professor of the Department of State and Civil Law of the Vologda State University, Candidate of Historical Sciences.
E-mail: [email protected]
и ce К a*
«
s «
о
<L» ST1 S a*
о
H о
S «
S «
о
[-4
a*
\o a*