Научная статья на тему 'Актуализация протекционизма в глобальном экономическом пространстве'

Актуализация протекционизма в глобальном экономическом пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТЕКЦИОНИЗМ / МЕРКАНТИЛИЗМ / МОДЕРН / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ФИНАНСИАЛИЗАЦИЯ КАПИТАЛА / КОНКУРЕНЦИЯ ЗА РЫНКИ / НАРАСТАНИЕ ПРОТЕКЦИОНИСТСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Возова Н.А.

В статье рассматривается феномен протекционизма в актуальном академическом дискурсе и мировом экономическом процессе. По мнению автора, протекционизм, как и любое другие экономическое явление, динамичен и в силу этого обладает способностью, во-первых, к воспроизводству, во-вторых, наряду с либерализмом, составляет неотъемлемый компонент развития национальных экономических систем. Протекционизм, как и любое другие экономическое явление, динамичен и в силу этого обладает способностью, во-первых, к воспроизводству, во-вторых, наряду с либерализмом, составляет неотъемлемый компонент развития национальных экономических систем. Глубина и эффективность протекционистской политики всегда обусловлены конкретным контекстом и так же, как политика, либерализм не может иметь универсальный характер. Закономерный процесс глобализации мирохозяйственных связей и попытка мировых центров силы «оседлать» этот процесс инициируют новый «виток» протекционизма, обусловленный в том числе стремлением национальных государств препятствовать размыванию экономического суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация протекционизма в глобальном экономическом пространстве»

Актуализация протекционизма в глобальном экономическом пространстве

г-

сэ

сч

сэ £

Б

а

2 о

Возова Наталья Александровна

аспирант, РЭУ им. Г.В. Плеханова

В статье рассматривается феномен протекционизма в актуальном академическом дискурсе и мировом экономическом процессе. По мнению автора, протекционизм, как и любое другие экономическое явление, динамичен и в силу этого обладает способностью, во-первых, к воспроизводству, во-вторых, наряду с либерализмом, составляет неотъемлемый компонент развития национальных экономических систем. Протекционизм, как и любое другие экономическое явление, динамичен и в силу этого обладает способностью, во-первых, к воспроизводству, во-вторых, наряду с либерализмом, составляет неотъемлемый компонент развития национальных экономических систем. Глубина и эффективность протекционистской политики всегда обусловлены конкретным контекстом и так же, как политика, либерализм не может иметь универсальный характер. Закономерный процесс глобализации мирохозяйственных связей и попытка мировых центров силы «оседлать» этот процесс инициируют новый «виток» протекционизма, обусловленный в том числе стремлением национальных государств препятствовать размыванию экономического суверенитета.

Ключевые слова: Протекционизм, меркантилизм, модерн,глобализация, финансиализация капитала, конкуренция за рынки, нарастание протекционистских тенденций.

Глубина и эффективность протекционистской политики всегда обусловлены конкретным контекстом и так же, как политика, либерализм не может иметь универсальный характер.

Закономерный процесс глобализации мирохозяйственных связей и попытка мировых центров силы «оседлать» этот процесс инициируют новый «виток» протекционизма, обусловленный в том числе стремлением национальных государств препятствовать размыванию экономического суверенитета.

Вряд ли кто-то из профессиональных экономистов еще совсем недавно всерьез сомневался, что протекционизм, определявший теоретический и практический мейн-стрим экономики в далеком прошлом, обретет в современных реалиях новую жизнь. Являясь логическим продолжением меркантилизма, протекционизм представлял собой теорию и практику, ориентированные на защиту внутреннего рынка и касающиеся определения оптимального режима внешней торговли. В качестве альтернативы протекционизму как системе ограничений (таможенных, нетарифных, фискальных и т.д.) конкуренции с ввозимыми из-за рубежа товарами, рассматривался режим свободной торговли (либерализм)1.

Отличием протекционизма от меркантилизма, рожденного эпохой первоначального накопления капитала, стало новое содержание, связанное с мерами содействия и защиты от внешней конкуренции национального промышленного производства. Политика протекционизма на протяжении «восходящего» периода развития индустриальной формации приобрела широкий арсенал мер, направленных на поддержку промышленности в рамках суверенных государств: компенсационные меры, внутренние налоги, сборы, особый режим государственных заказов и закупок и т.д. По мере углубления мировых экономических связей новым в проявлениях протекционизма стал так называемый «коллективный или групповой протекционизм», результирующий образование региональных и групповых сообществ, интегрированных в соответствии с местом в системе международного разделения труда.

В качестве генетической памяти об исключительно «торговом» характере протекционизма в современной экономической теории имеют хождение два его определения: политики государства, обеспечивающей прямое или косвенное ограничение импорта иностранных товаров, и более расширенное: системы мер государства, направленных на создание режима наибольшего благоприятствования развитию национальной экономики. Две указанные в определении коннотации органично отражают двоякий смысл самого латинского термина protecto (защита и покровительство).

В зависимости от конкретного контекста и результатов, протекционистские меры оценивались и оцениваются по-разному. Так, протекционизм закрытых экономических систем почти всегда оценивается отрицательно, так как ведет к застою национального производства, функционирующего на внеконкурентном пространстве. Напротив, протекционистские меры, направленные на локализацию новых отраслей экономики или осуществляемые в условиях ускоренной модернизации, как правило, приносят положительный эффект2. В связи с отсутствием универсальных последствий протекционизма стали популярными меры, отраженные в экономической теории терминами «селективный протекционизм», «отраслевой протекционизм», «скрытый протекционизм».

Протекционистские меры государств имеют вполне рациональные предпосылки. Ограждая собственную экономику от конкуренции извне, или обеспечивая режим постепенной адаптации к происходящим в мире изменениям, государства преследуют цели: увеличения внутренней занятости, что, в свою очередь, стимулирует рост совокупных расходов и развитие экономики, расширения доходов государственного бюджета, а, следовательно, финансового наполнения социальных программ, создания

Протекционистская политика

Тарифные ограничения

таможен f^e сборы и трансграничный режим

комплементарных условий структурной перестройки общественного хозяйства, защиты от демпинга как орудия конкурентной борьбы иностранных производителей и возможности получения сверхприбылей корпорациям за счет монопольного положения на мировом рынке и т.д.

Протекционизм обусловлен не только внутренними потребностями развития национальной экономики, но зачастую является результатом политического обострения международной обстановки. Известный специалист в области мировой торговли П.Линдерт, выделяя факторы, инициирующие политику протекционизма, отмечает среди таковых меры, обеспечивающие национальную безопасность, в том числе3 в период острых международных кризисов.

Помимо внутренних экономических причин, обусловивших американский «разворот» в сторону протекционизма, глава системы электронной торговли Alibaba Джек Ма указал не нерациональное расточительство политического руководства США. которое допустило участие страны за последние 30 лет в 13 войнах, обошедшихся американскому бюджету в 14 трл. долларов4

Вполне естественно, что, выходя за пределы, обеспечивающие функциональность национальной экономики, протекционизм создает неконкурентные зоны экономического пространства, негативно влияющие как на режим мирового экономического взаимодействия в целом, так и на национальные хозяйства в частности. Во-первых, необоснованные меры, возводящие преграды на пути свободного развития мирохозяйственных процессов, всегда порождают систему ответных мер, кумулятивно увеличивая «негативные последствия». По данным аналитического центра Centre d'Etudes Prospectives et d'Informations Internationales (CEPIL) 37 стран, которые ввели санкции против России и в отношении которых были приняты ответные

] ]етарифные оргапичения t

- квот ы

- сертифицирование, лицензирование, стандартизация

- технические: маркиронка, упаковка, санитарно-гигиенический и фитоконтроль

- валютный контроль, соглашения о возмещении НДС, предельные цены, госмонополия на внешнюю торговлю

- соглашения о локализации производств

российские меры, ограничивающие ввоз продовольствия, потеряли с декабря 2013 по июнь 2016 года 60,2 млрд. долл.5

В выступлении на Ханьчжоунском саммите «большой двадцатки» председатель Си Цзиньпин высказал свое отношение к реновации протекционизма: «Мы должны стремиться к развитию торговли и инвестиций, сказать «нет» протекционизму. В торговой войне победителей не будет»6.

Во-вторых, протекционистские меры ведут к потери стимулов развития огражденных от внешней конкуренции отраслей национальной экономики, обрекая последние на застой и инертность кинновациям.

В-третьих, протекционизм почти всегда ведет к потерям потребителей, вынужденных покупать дорогой отечественный продукт.

Отличия в уровнях экономического развития партнеров мировых хозяйственных связей, в том числе обусловливают степень позитивного/негативного потенциала протекционизма. В связи с этим вряд ли справедливо считать универсальным либеральный режим внешнеэкономической деятельности, который в случае с бедными странами может играть «роковую» роль.

На протяжении истории мировой экономики ни протекционизм, ни фритредерство в чистом виде не существовали. Так как целью торгово-экономических режимов протекционизма и либерализма одинаково является развитие национальной экономики, то правильнее считать меры, отражающие оба подхода в формировании государственной политики диалектически противоположными, но тем не менее не выходящими за рамки целостности экономической системы, составляющими единой стратегии, в том числе и потому, что направлены на адаптацию суверенной системы хозяйства к динамичным изменениям в мировом экономическом процессе (рис .1).

Приводимая схема, отражающая содержание теоретического представления протекционизма, во многом обновленная за счет форм, уже проявившихся в поступательном движении мировой экономики, тем не менее нуждается в постоянном пополнении и расширении вследствие нестатичности самого феномена, инкорпорирующего последствия изменчивости планетарного хозяйственного процесса.

Реновация протекционизма связана, во-первых, с физическими пределами расширения мировых рынков и обострением конкуренции за их обладание; во-вторых, с противоречиями, возникающими между разнонаправленными векторами развития мировой экономики: глобализации и глокализации; стремлением капитала расчистить пространство своего оборота от государственных, национальных и т.д. преград и в полной мере обозначившимся трендом на восстановление суверенитетов.

По мере свертывания пространства прибыльного оборота торгового и промышленного капиталов и национализации и регионализации финансовых рынков тенденция актуализации протекционизма будет нарастать. В конце августа 2017 года глава Европейского банка (ЕЦБ) Марио Драги заявила «об опасности расползания протекционистских тенденций в странах - ключевых мировых игроках, прежде всего США»7. Месяц спустя в Пекине президент Всемирного банка Джим Ен Ким отметил, что «процесс восстановления мировой экономики остается хрупким, а протекционизм во многих странах - как развитых, так и развивающихся, - представляет серьезную проблему»8 .

В условиях обострения конкурентной борьбы за рынки протекционизм обретает выраженную политическую ангажированность и формы санкционной войны, ломающие сложившиеся торгово-экономические связи. Например, американские санкции в отношении Ирана представляются достаточным аргументом для сворачивания связей с Исламской республикой других стран, в частности Турции9.

В актуальном научном дискурсе протекционизм представляется в качестве альтернативы закономерному процессу глобализации, обусловленному информатизацией и интеллектуализацией цивилизационного мейнстрима, трансформирующими миропорядок модерна10 . Однако, как и любая другая социальная революция, переход к постин-

© À

В

S

а

2 а

7

г-

сэ

сч

сэ £

Б

а

2 о

дустриальной формации инициирует сопротивление сил, агрегирующих материальные, а, соответственно, и политические ресурсы прежнего мироустройства или, точнее заметить, попытку «оседлать» этот процесс с целью пролонгирования условий, обеспечивающих его воспроизводство. Например, транс-граничность финансиализации капитала, внешне совпадающая с векторами глобализации и использующая продуцируемую последней интернационализацию планетарной информационной и коммуникационной сети, тем не менее остается в пределах «новой капиталистической экономики»11 .

В отличие от редукционистского взгляда на процесс глобализации, ограничивающего его формат «пространственной и институциональной интеграцией рынков» М.Кастелье справедливо указывает на совершенно иное качество глобальной мировой экономики, способной «работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты»12.

Глобализация рынков, представляемая как исчерпывающая характеристика постиндустриального мироустройства, на самом деле отражает лишь ограниченную интеграцию процессов обновления планетарной архитектуры на «некапиталистических» принципах и интернационализации капитала, связанного, прежде всего с его финансиализацией.

В артикуляции представителей неолиберализма преодоление протекционизма означает ликвидацию препятствий трансграничному перемещению капитала и «демонтаж» барьеров на пути «свободной торговли», не всегда результи-рующихся в повышение качества жизни населения стран и регионов13.

Британский экономист Нил Мидл-тон для иллюстрации результатов интернационализации товарных рынков использовал пример с Мексикой, которая на протяжении десятилетия (с 1984 по 1994 гг.) «пользовалась благами», якобы приносимыми Североамериканской Ассоциацией Свободной торговли. «Ни у кого не вызвал удивления тот факт, - пишет он, - что выгоду извлекли богатейшие 10 процентов населения, чьи доходы выросли на 20,8 процента. Все остальные испытывали на себе действие долговременной тенденции как относительного, так и абсолютного обнищания, но особенно тяжелый удар был нанесен по 10 процентам беднейших, которые потеряли в абсолютных цифрах 23,2 процента своего дохода»14.

Неконструктивные последствия капиталистической глобализации наиболее полно и последовательно представлены в книге лауреата нобелевской премии Дж. Стиглица «Глобализация: тревожные тенденции»15. По мнению экономиста для апологетов порядка, ассоциируемого с «торжествующим капитализмом американского типа» глобализация есть беспрепятственное его репродуцирование на всем планетарном пространстве. «Однако большому числу стран (такая - авт.) глобализация не принесла обещанных экономических выгод»16.

Глобализация рынков способствует экономическому росту, когда оказывает благотворное влияние на национальные экономики. В противном случае их «открытие» неизбежно ведет к обогащению меньшинства развитых стран и застою большинства беднейших государств или выстраиванию мир системы «Центр-периферия» (по И. Валлерстайну)17.

Логика сохранения доминирующего положения развитых стран посредством режима беспрепятственной торговли и деятельности наднациональных институтов, в том числе ВТО, отчетливо проявляется в двойственной политике в отношении слаборазвитых стран. Вполне комплементарное отношение к полной деиндустриализации экономик реципиентов товарного экспорта сочетается с квотированием или даже запретом на свободное перемещение из них избыточных трудовых ресурсов.

По замечанию Дж. Стиглица «НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли, соглашение, подписанное в 1992 г. между Мексикой, США и Канадой), которое обеспечивает более свободное перемещение товаров, услуг и инвестиций -но не людей между этими странами»18. Нынешний президент США Д. Трамп после вступления в полномочия распорядился о начале строительства стены на американо-мексиканской границе19.

Второй, если не главной составляющей преодоления протекционализма, по Н.Мидлтону является ликвидация препятствий трансграничному движению капитала, в чем непосредственно заинтересованы мировые финансовые центры, в ряду которых центральное место принадлежит США.

Демонтаж суверенитетов под натиском финансового капитала уже сегодня поставил национальные государства в подчиненное положение20. Невозможно представить, что активно осваивая национальные рынки, финансовый капитализм ориентирован не на партикулярные инте-

ресы, а на повышение уровня жизни населения. Важно отметить, что нынешний уровень и масштабы оборота капитала в финансовой сфере превзошли пределы, позволяющие предполагать его возврат в производственную и торговую сферу21 , а, следовательно, актуальное прочтение протекционизма требует расширенной артикуляции, включающей меры государств, направленные на сохранение суверенитета национальных финансовых систем. Центральные банки, не входящие в государственную юрисдикцию, стали важнейшим инструментом подчинения национальных экономик и самих государств интересам финансового интернационала. «Пользуясь неосведомленностью масс, - пишет французский социолог А.Со-раль, финансовый капитал приобрел в собственность все центральные банки, а затем навязал законодательную норму, согласно которой государства отказались от своего суверенного права заимствовать у них под нулевой процент. Согласно 104-й статье Маастрихтского соглашения (ставшей 123-й статьей Лиссабонского договора) норма, запрещающая беспроцентное кредитование государств, была распространена на «старые банки членов Евросоюза». По подсчетам экономистов, масса, выплачиваемая государствами центральным банкам по процентам за кредиты, в точности равна подоходному налогу»22 . Растущий по геометрической экспоненте государственный долг фактически становится наднациональным механизмом, позволяющим финансовому капиталу облагать новой формой «дани» население планеты и, кроме того, управлять суверенными экономиками в собственных интересах.

В связи с финансиализацией капитала, демонтирующего суверенитеты, особенно актуальными становятся меры валютного протекционизма (контроля). Валютный контроль сегодня, помимо традиционной функции регулирования мировой торговли, выполняет функцию защиты национального финансового рынка. Наряду с уже вошедшими в практику формами валютного регулирования: импортными депозитами (залогом, вносимым импортерами), квотами на ввоз и вывоз валюты, нерыночным установлением обменного курса национальной валюты и т.д., широкое применение получают меры ограничения инвестиций в отрасли, определяющие национальную безопасность, контроля за открытием и закрытием валютных счетов, регулирования движения ценных бумаг, регулирования сделок заимствования девальвации

национальном валюты и роста международных резервов.23

Реновация протекционизма, обусловленная структурными предпосылками, связанными с финансиализацией капитализма, и их последствия, выражающиеся в системных кризисных явлениях, вынуждают власти обращаться к «рудиментарным» методам поиска стабилизации экономики. Так по данным авторитетных экспертных центров, Уолл-стрит стал виновником потерь США в конце первого десятилетия нынешнего столетия, исчисляемых в 19 трл. долларов24.

На фоне сворачивания режима свободной торговли США демонстрирует нежелание либерализировать мировую финансовую архитектуру с незыблемой ролью собственной экономики.

Таким образом, протекционизм, как и любое другие экономическое явление, динамичен и в силу этого обладает способностью, во-первых, к воспроизводству, во-вторых, наряду с либерализмом, составляет неотъемлемый компонент развития национальных экономических систем.

Глубина и эффективность протекционистской политики всегда обусловлены конкретным контекстом и так же, как политика, либерализм не может иметь универсальный характер.

Закономерный процесс глобализации мирохозяйственных связей и попытка мировых центров силы «оседлать» этот процесс инициируют новый «виток» протекционизма, обусловленный в том числе стремлением национальных государств препятствовать размыванию экономического суверенитета.

Литература

1. Арриги Д. Долгий двадцатый век. Деньги, власть и истоки нашего времени. М.: «Территория будущего». 2006 - 470 с.

2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире (Пер. с англ. П.М. Кудюкина) СПб. Университетская книга. 2001 - 416 с.

3. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. Пер. с англ. М.: Прогресс - Универс. 2012 - 200 с.

4. Кастелье М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ВШЭ, 2000 - 506 с.

5. Мейсон П. Посткапитализм. Путеводитель по нашему будущему. М.: Ад. Маргинем Пресс. 2016 - 416 с.

6. Мидлтон Н. Глобализация бедности/ http://I.index.org.ru/selected/ 298midlt.html (3.10.2017)

7. Сораль А. Понять империю. Грядущее глобальное управление или восста-

ние наций? М.: Академический проект -232 с.

8. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции//ЬНр://ПЬгагу1а.ги/ filesZStiglitz.pdf (3.10.2017)

9. Фомин Э.А. протекционизм в условиях глобализации мировой экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета № 1, 2016. с. 155-158.

Ссылки:

1 Головин И. Политика протекционизма и либерализации в мировой торговле //

2 Протекционизм в системе внешней торговли//http://bukvi.ru/ekonomika/ mirovya/protekcionizm-v-sisteme-vneshn...

3 Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Прогресс - Универс. 2012, с. 117.

4 Тавровский Ю. Потенциал Китая и США по основным параметрам совокупной мощи сравнивают все чаще // Независимая газета № 209 (7118). 2017.

5 www.bbc.com/russian/news-36722773

6 Тавровский Ю. Пекин сделал заявку на глобальное лидерство // Независимая газета. № 209 (7116). 2017.

7 Федотовский Н. Дружный рост. Надолго ли? // Эксперт, 2017. № 39, с.30.

8 http://www.vsemirnyjbank.org/ru/ news/speech/2017/05/14/remarks-of-wqrld-bank-group-president-jim-yong-kim

9 Субботин И. Союз Ирана и Турции угрожает планам РФ и США // Независимая газета. 2017, № 195 (7102), с.6-7.

10 Кастелье М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ВШЭ, 2000.

Мейсон П. Посткапитализм. Путеводитель по нашему будущему. М.: Ад. Маргинем Пресс. 201б, с.25-б3.

11 Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // http://dis.ru/libra.ru/ detail.php?ID=22794 (3.10.2017)

12 Кастелье М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ВШЭ, 2000. с.105

13 Мидлтон Н. Глобализация бедности/ http://Lindex.org.ru/selected/ 298midlt.html (3.10.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Там же.

15 Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции//http://library.fa.ru/ filesZStiglitz.pdf (3.10.2017)

16 Там же.

17 Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер. с англ. П.М. Кудюкина. СПб.: Уни-

верситетская книга. 2001.

18 Стиглиц Дж. Указ. соч.

19 Стена Дональда // Аргументы и факты. 26 января 2017 г.

20 Арриги Дж. Долгий двадцатый век. Деньги, власть и истоки нашего времени. М.: «Территория будущего». 2006, с.42

21 Там же, с. 21, 302

22 Сораль А. Понять империю. Грядущее глобальное управление или восстание наций? М.: Академический проект, С. 43.

23 Ивашковская С.Н. Свободная торговля или протекционизм // Финансы. 2010. № 4, с.32-34.

24 Независимая газета № 209 (7116). 2017. с.5.

Actualization of protectionism in the

global economic space Vozova N.A.

RGU. G.V. Plekhanova

The article examines the phenomenon of protectionism in the current academic discourse and the world economic process. According to the author, protectionism, like any other economic phenomenon, is dynamic and therefore has the ability, first, to reproduce, and second, along with liberalism, is an integral component of the development of national economic systems. Protectionism, like any other economic phenomenon, is dynamic and therefore has the ability, first, to reproduce, and secondly, along with liberalism, is an integral component of the development of national economic systems. The depth and effectiveness of protectionist policies are always conditioned by a concrete context and just like politics, liberalism can not have a universal character. The natural process of globalization of world economic ties and the attempt of the world centers of power to «saddle» this process initiate a new «spiral» of protectionism, including the desire of national states to prevent the erosion of economic sovereignty. Key words: protectionism, mercantilism, modernity, globalization, capital financing, competition for markets, growth of protectionist tendencies.

References

1. Arrighi D. Long twentieth century. Money, power

and the origins of our time. Moscow: Territory of the Future. 2006 - 470 p.

2. Wallerstein I. Analysis of world systems and the

situation in the modern world (Translated from English by PM Kudyukin) SPb. University book. 2001 - 416 p.

3. Lindert P. Economics of world economic relations.

Trans. with English. Moscow: Progress -Univers. 2012 - 200 s.

4. Castellier M. Information age. Economy, society

and culture. Moscow: Higher School of Economics, 2000 - 506 p.

5. Mason P. Post-capitalism. A guide to our future.

M .: Ad. Margin Press. 2016 - 416 pp.

6. Middleton N. Globalization of poverty / http://

I.index.org.ru/selected/298midlt.html (3.10.2017)

7. Soral A. To understand the empire. The future

global governance or the uprising of nations? Moscow: Academic Project - 232 p.

8. Stiglitz J. Globalization: disturbing tendencies //

http: //library.fa.ru/files/Stiglitz.pdf (3/10/2017)

9. Fomin E.A. protectionism in the conditions of

globalization of the world economy // Izvestiya of St. Petersburg State University of Economics No. 1, 2016. p. 155-158.

О

3

В

s

v

a

2 a

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.