Научная статья на тему 'Систематизация имущественных ценностей как объектов управления'

Систематизация имущественных ценностей как объектов управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / РЫНОЧНЫЕ РЕФОРМЫ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебякин А.А.

В статье рассматривается феномен протекционизма в актуальном академическом дискурсе и мировом экономическом процессе. По мнению автора, протекционизм, как и любое другие экономическое явление, динамичен и в силу этого обладает способностью, во-первых, к воспроизводству, во-вторых, наряду с либерализмом, составляет неотъемлемый компонент развития национальных экономических систем. Глубина и эффективность протекционистской политики всегда обусловлены конкретным контекстом и так же, как политика, либерализм не может иметь универсальный характер. Закономерный процесс глобализации мирохозяйственных связей и попытка мировых центров силы «оседлать» этот процесс инициируют новый «виток» протекционизма, обусловленный в том числе стремлением национальных государств препятствовать размыванию экономического суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Систематизация имущественных ценностей как объектов управления»

Систематизация имущественных ценностей как объектов управления

г-

CS

сч о

£

6 а

а о

Тебякин А.А.

аспирант РЭУ им. Г.В. Плеханова

В условиях сформировавшейся в процессе российских рыночных реформ новой системы отношений собственности, изменения функций, форм и методов управления экономикой значительный интерес представляет исследование аспектов управления имущественными объектами разных форм соб-ственности. При этом наряду с управлением, основанном на праве собственности, имеется в виду также реализация фун-кций управления имуществом со стороны уполномоченных лиц и органов, а также доверительное управление государствен-ным и муниципальным имуществом. В последние годы наблю-дается с одной стороны, резкое возрастание стоимости иму-щественных объектов, включая земельные, водные, лесные богатства недр и с другой стороны истощение природных ре-сурсных источников. Возрастающее включение практически всех видов имущества в хозяйственный оборот настоятельно требуют поиска эффективных в экономическом и социальном отношении методов и форм управления имуществом, находя-щимся как в публичной, так и в негосударственной, частной и смешанной собственности.

Ключевые слова: имущественные ценности, объект управления, рыночные реформы, методы управления экономикой

Проблема рационального управления имущественными активами в России приобрела общенациональный характер, затрагивает федеральное имущество, имущественные ценности регионов - субъектов Российской Федерации, муниципальные объекты, основные средства производственных предприятий, объектов социально - культурной сферы. Актуализация проблемы применительно к российской экономике обусловлена нарастающим старением имущества в виде основных средств производства и в особенности объектов нежилого фонда, зданий, построек, наличием незавершенного строительства, не находящего продолжения и применения.

Результатом преобразований 90-х годов стало формирование широкого круга собственников, которые активно вступают в имущественные отношения друг с другом и государ-ством в лице уполномоченных органов. Тем самым перед государством в сфере управления имуществом ставится задача регулирования рынка имущественных объектов и имущественных прав. Целью управленческих воздействий является не только повышение социальной и бюджетной эффективности, но и установление правил и норм имущественного оборота с целью стабилизации, создания гарантии прав участников рынка и формирования условий привлечения инвесторов в данный сектор экономики.

Сложность состава и структуры собственности, огромные масштабы и неоднородность имущественных объектов обуславливают необходимость системно-упорядоченного пред-ставления о структуре этих объектов. Такое представление можно получить, разделяя всю совокупность рассматриваемых объектов на группы, характеризуемые отдельными при- знаками. Распределение, разделение объектов разной природы по классам, группам, разрядам и другим видам совокупностей, при котором в одну совокупность попадают объекты, обладающие общими признаками, именуют классификацией.

Систематизация имущества на основе его классификации позволяет установить и конкретизировать состав задач направленных на повышение эффективности управления имущественными объектами, порядок их решения исходя из реальной оценки ряда условий, различающихся для отдельных видов имущества. Применение управленческих воздействий к различным группам имущества без учета особенностей, присущих каждой из них, препятствует качественному выполнению основных функций управления имуществом, включая анализ, прогнозирование, планирование и в особенности учет и контроль. Это обстоятельство еще раз свидетельствует о потребности структуризации обширной совокупности объектов имущества.

Выделение имущественных объектов по формам собственности обусловлено во-первых конституционным закреплением данной классификации имущественных объектов. Согласно ст.13 Конституции РФ в России «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Во вторых необходимость структуризации по формам собственности обусловлена также разными целями и задачами стоящими перед различ-ными собственниками Управление имущественными объектами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, направлено в первую очередь на повышение социальной и бюд-жет-ной эффективности, обеспечение целевого назначения использования имущества, ведения управленческого и правоустанавливающего учета, осуществляемого в таких формах как реестры, регистры, кадастры. Управление материальными и нематериальными имущественными объектами, находящимися в частной форме собственности, ставит перед их владельцами задачи повышения коммерческой эффективности, удовлетворение собственных нужд. Поэтому классификация по данному признаку позволяет не только дифференцировать, но и сочетать особенности управляющих воздействий, направленных на достижение целей и задач, стоящих перед различными категориями собственников, но и достичь разделения правого режима обращения имущественных объектов и механизмов защиты прав собственности.

Согласно монографии Ануприенко В.Ю. "Управление государственной собственностью в регионе в условиях переходной экономики: анализ и оценка опыта Москвы" предлагается выде-лять имущество следующих форм собственности:

- федеральной собственности;

-собственности субъектов Федерации;

- иностранной собственности;

- коллективной собственности;

-частной собственности;

-муниципальной собственности;

-собственности районов города, которая находится на стадии формирования;

-собственности органов территориального общественного самоуправления.

Деление объектов, по формам собственности, обозначенное в монографии Ануприенко В.Ю., представляется достаточно полным и соответствует сложившимся условиям и отношениям, характеризующим процессы на российском рынке имущественных объектов. Однако необходимо выделить в отдельную форму смешанную собственность. Собственности на имущественные объекты, относящиеся к смешанной форме, разделена на доли и принадлежит разным субъектам. Выделение этой формы обусловлено необходимостью сочетания при осуществлении управления интересов разных субъектов собственности. Чаще всего данная форма собственности реали-зу-ется в акционерном капитале.

Развитие гражданского общества отражается не только в политической,но и в имущественной сфере. Это выражается в создании общественных организаций наделенных законом правом иметь собственное имущество. Поэтому необходимо выделить в отдельную форму собственности собственность общественных организаций. Управление ею должно учитывать общественно-полезную нацеленность использования имущества.

С целью повышения качества управления государственной собственностью, которая является основой стабильного развития государства, Правительством РФ была принята Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (Концеп-ция)1, которая определяет основные цели и задачи государственной политики Российской Федерации в сфере управления государственным имуществом. Однако в Концепции не отражена структура объектов государственного имущества.

Существуют различные подходы к определению состава объектов государственной собственности. В.Н. Черковец в своей монографии рассматривает государственную собственность, как совокупность четырех групп:

- принадлежащее государству имущество;

- государственный бюджет;

- собственность на имущественные права;

- элементы экономической политики.

Обстоятельная классификация объектов государственной собственности представлена в учебнике под редакцией В.И. Кошкина2, где объекты подразделяются на две категории: материальные и нематериальные.

К материальным объектам относятся:

- природные объекты (воздушное и водное пространство, земля, недра, лесной фонд, сельскохозяйственные угодья)

- экономические объекты (любые

продукты производства, предприятия, недвижимость, пакеты ценных бумаг, денежная масса, золотовалютные резервы, коммуникации и т.д.)

- объекты обеспечивающие функционирование государства (здания и сооружения, используемые органами государственной власти и управления, военные объекты и вооружения и т.д.)

Нематериальные объекты:

- духовные (сокровища культуры, находящиеся в музеях и запасниках, библиотеках, коллекциях, фондах, архивах; памятники, в том числе архитектуры, и т.д.)

- интеллектуальная собственность (изобретения и открытия, программное обеспечение, ноу-хау, научная продукция и конструкторские разработки и т.д.)

- информационные ресурсы.

Однако несмотря на всю широту охвата имущественных объектов в структуре классификации отсутствует выделение в структуре государственной собственности, таких объектов как вещные права и казна, представляющая собой финансовые ресурсы государства, централизованные государственные источники финансов, включая средства федерального бюд-жета, бюджетов субъектов Федерации, государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениямиЗ.

В целях оптимизации структуры и содержания имущественных объектов принадлежащих государству, целесообразно классифицировать указанные объекты по двум критериям:

- имущество необходимое для осуществления функций и задач государства (функционально-целевое) - имущество необходимое для выполнения органами публичной власти возложенных на них функций.

- коммерческое имущество - имущество незадействованное для осуществления возложенных на государство функций.

В структуре объектов публичной собственности выделяются следующие формы:

- федеральная собственность;

- собственность субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономным округам);

- совместная собственность РФ и субъектов федерации;

- совместная собственность субъектов федерации и муниципальных образований;

- муниципальная собственность.

Основой формирования муниципальной собственности стала передача муниципальным органам государственной собственности. Однако этот процесс, начавшийся еще в 1991, еще не завершен.

В состав муниципальной собственности входят:

- невещественные имущественные объекты (казна, интеллектуальная собственность, имущественные права)

- вещественные (муниципальные предприятия и учреждения, иные объекты недвижимости - земля, здания, сооружения, объекты инфраструктуры).

Объекты муниципальной собственности так же можно классифицировать по цели создания на объекты созданные для получения прибыли и объекты созданные для других целей (социальные объекты, объекты инфраструктуры).

Третьей основной формой собственности является частная собственность.

В структуре частной собственности в зависимости от субъекта права можно выделить:

- частно-корпоративную собственность, к которой относится имущество используемое или производимое для осуществления предпринимательской деятельности;

- индивидуальную собственность, представляющую имущество, принадлежащее лично индивидууму и используемое им по собственному усмотрению для личных, бытовых нужд.

В зоне государственного управления и воздействия исследователи4 выделяют три класса объектов собственности:

1. Объекты государственной собственности, принадлежащие государству как собственнику на правах владения и распоряжения;

2. Объекты общей, смешанной собственности, принадлежащие государству лишь частично в виде определенных долей собственности либо части совместной, не разделяемой на доли соб-ствен-ности;

3. Объекты негосударственной (частной, корпоративной, индивидуальной) собственности не принадлежащие государству на правах собственности, но подверженные государственному воздействию на других правах и началах.

Основой регулирования имущественного оборота является Гражданский кодекс РФ. Поэтому целесообразно структурировать имущественные объекты с позиции Гражданского кодекса РФ. Структуризация имущественных объектов согласно Гк РФ выглядит следующим образом:

- земельные участки;

- обособленные природные объекты, ограниченные природные зоны, заповедные зоны;

- источники полезных ископаемых;

- иные природные ресурсы;

- здания, сооружения, жилые и нежилые помещения;

- предприятия как имущественный комплекс, и другие имущественные комплексы;

- деньги, ценные бумаги и иные

О £

В 1

V

а

2 а

7

г-

сэ

см

сэ £

6 а

а о

движимые вещи;

- имущественные права требования, долги;

- объекты интеллектуальной собственности.

Приведенный состав имущественных объектов носит предметный характер, в то время как для целей управления в значительной степени необходимо учитывать функциональное назначение имущества.

По целевому назначению всю совокупность имущественных объектов можно си-стематизировать на следующие группы:

- ресурсные объекты (к данной категории относятся природные ресурсы);

- объекты производственного назначения;

- объекты потребительского назначения;

- объекты коммерческого назначения;

- объекты товаро-обменного назначения (к данной группе объектов относятся деньги, а также заменители денег (например, дорожные чеки), некоторые ценные бумаги, такие как вексель, складские свидетельства;

- объекты инфраструктуры и социального назначения.

Одним из самых универсальных классификационных признаков всей совокупности имущественных объектов является деление их в зависимости от возможности перемещения. В соответствии с данным признаком имущество делится на:

а) движимое имущество - транспортные средства, за исключением воздушных и морских судов, космических объектов и другого имущества, относимого законом к недвижимости, оборудование, сырье, машины, приборы, аппаратура, предметы обустройства, деньги, ценные бумаги, а также прочие объекты, характеристики которых позволяют отнести их к данной группе;

б) недвижимое имущество.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

состав недвижимости формируют:

- земельные участки и участки недр

- обособленные водные объекты

- иные объекты прочно связанные с землей: леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия и другие имущественные комплексы;

- подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Западными специалистами в зависимости от целей недвижимость классифицируется строго по трем категориям А, В, С.

Категория А. Недвижимость, используемая владельцем для ведения бизнеса. Она подразделяется:

- на специализированную недвижимость, приспособленную для ведения определенного бизнеса и продающуюся

вместе с бизнесом: нефтеперегонные; заводы, химические предприятия, цехи машин и оборудования; здания, которые из-за своего местоположения, размера, конструкции никогда не продаются или не продаются третьей стороне на рынке;

- неспециализированная недвижимость - обыкновенные здания, офисы, фабрики, склады, которые продаются или сдаются в аренду.

Категория В. Недвижимость для инвестиций. Данной недвижимостью владеют для получения дохода от аренды, извлечения прибыли на вложенный капитал.

Категория С. Избыточная недвижимость - земля со зданиями или свободные участки, которые больше не нужны для ведения бизнеса сегодня и поэтому объявляются избыточной недвижимостью.

Прежде чем делать вложения в недвижимость или предпринимать любые другие действия в отношении собственности, следует определить какого рода риски и источники дохода связаны с тем или иным видом недвижимого имущества. Подобная структуризация по инвестиционной мотивации необходима главным образом для конкретизации целей управления.

В этой связи классификация недвижимости возможна по четырем типам:

1. личная, т.е. используемая для целей личного использования и удовлетворения личных потребностей собственника;

2. доходная, рассматриваемая как объект долгосрочных инвестиций;

3. спекулятивная, приобретаемая с целью последующей перепродажи.

4. корпоративная недвижимость.

Одним из используемых классификационных признаков является деление объектов на природные и созданные человеком. По этому признаку, объекты недвижимости можно классифицировать на:

- природные объекты недвижимости (земельные участки, лесные и парковые массивы, обособленные водные объекты, участки недр);

- объекты недвижимости, созданные человеком (здания, сооружения, имущественные комплексы и другие объекты недвижимости, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты).

Уточняя содержание недвижимого имущества в его составе можно выделить:

- недвижимое перемещаемое имущество, к которому относятся имущественные объекты, имеющие прочную связь с землей, выполняющие целевое назначение недвижимого имущества, но перемещение, которых возможно без причинения несоразмерного ущерба их функциональному назначению. К таким имущественным объектам можно отнести большинство сооружений, под которыми понимаются инженерно-строительные

объекты, создающие условия и возможности осуществления обширного круга вида производственной деятельности и технических функций, представляющие опорные, поддерживающие, ограждающие, несущие устройства и конструкции.

К данному подвиду можно отнести также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, а также космические объекты, отнесенные к категории недвижимости, в силу прямого указания закона, хотя по своей сущности и характеру назначения являющимися движимыми;

- недвижимое неперемещаемое имущество.

К недвижимым неперемещаемым объектам относятся:

- природные ресурсы (земля, участки недр, леса и другие многолетние насаждения, обособленные водные объекты);

- иные объекты, прочно связанные с землей (здания, сооружения неперемеща-емые без причинения им несоразмерного ущерба, имущественные комплексы).

К данному подвиду недвижимости относят наиболее ценные, а иногда и уникальные имущественные объекты. Из числа природных ресурсов активно используются в экономике земля, участки недр и лесной фонд. Земельный фонд России занимает самую большую площадь в мире - 1707,5 млн. га.

Земельные ресурсы следует рассматривать как объект природы, объект хозяйствования, объект собственности. В соответствии с Земельным кодексом земельный фонд подразделяется на 7 категорий земель. Как отмечается В.Ю. Муравьевой, в структуре земельного фонда земли сельскохозяйственных предприятий и граждан, занимающихся сельскохозяйственной дея-тельностью, составляют 38,1%, под населенными пунктами занято 0,4% территории страны, земли несельскохозяйственного назначения (промышленность, транспорт, связь, военные объекты) составляют 1,2%, при-родно-заповедного фонда - 1,2%, лесного фонда - 51,4%, водного фонда -1%, государственного запаса - 6,9%5.

Существующее понимание недвижимого имущества допускает толкование участков лесного фонда как самостоятельных объектов недвижимости, а правовое соотношение и связь участков лесного фонда и водных объектов с земельными участками, занятыми ими, четко не установлены.

Как объект хозяйствования земельные участки можно структурировать следующим образом:

- земельные участки в виде земель сельскохозяйственного назначения, приусадебных участков;

- земельные участки под предприятиями, зданиями, сооружениями;

- земельные участки под застройку

- земельные участки занятые лесом;

- земельные участки занятые водой.

Непрерывный рост потребностей производства, организации социально -культурной сферы, населении в материальных ресурсах и энергии, удовлетворяемых в основном посредством добычи полезных ископаемых, обусловливает нарастающий интерес к управлению использованием богатств источников полезных ископаемых.

Недра, определяемые как все то, что находится под земной поверхностью, или верхняя часть земной коры, в пределах которой возможна добыча полезных ископаемых, образуют существенную часть национального богатства России. Вопросы владения, пользования и распо-ря-жения участками недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, однако четкого разделения прав и ответственности за недропользование не проведено. Результатом отсутствия этого четкого разделения стало формирование целой группы бесконтрольно пользуемых природных благ, приводящего к полному истощению недр и ухудшению экологической ситуации в местах их добычи.

Следующей важной составляющей объектов недвижимого имущества являются объекты, созданные человеком (искусственные, антропогенные). Систематизация данной группы объектов недвижимости имеет важное значение для их понимания как объектов предпринимательских правоотношений.

По характеру использования указанных объектов можно провести двухуровневую структуризацию. Первый уровень образуют две крупные группы недвижимых антропогенных объектов:

- жилая недвижимость - представляющие собой группу объектов в виде жилых домов (общежитий, приютов и др.), квартир, иных помещений пригодных для проживаний, а также здания где не менее половины площади используется для проживания людей;

- нежилая недвижимость;

Деление объектов недвижимости на

данные категории, проводимые по отношению к зданиям, сооружениям, помещениям оказывает существенное влияние на управление соответствующими группами имущества.

На втором уровне структуризации выделяются составные части каждой из групп.

Активное развитие рынка нежилой недвижимости, стремительное увеличение объектов на рынке, их чрезвычайное разнообразие, характеризуемые широчайшим спектром признаков, определяющих свойства, качества, назначение, функции, расположение, состояние, стоимость, формы собственности и т.д., при отсутствии общепринятой их классификации, выводит на первый план необходимость четкой структуризации объектов нежилого фонда.

Первоначальным критерием система-

тизации наиболее распространенных объектов нежилой недвижимости может выступить признак материально-физической формы, подразделяющий не-жи-лой фонд на здания, сооружения и нежилые помещения.

Классификация объектов нежилой недвижимости по местоположению обусловлена тем, что в большинстве случаев именно местоположение объекта является основным фактором, определяющим доходность недвижимости, формирует среду и условия управления, повышает или понижает стоимость объекта. По местоположению городские имущественные объекты предлагается классифицировать следующим образом:

- объекты находящиеся в непосредственной близости или удаленности, а также имеющие или не имеющие прямой доступ к различным транспортным магистралям, транспортным узлам, складам;

- удаленность от общепризнанных привлекательных мест и объектов, таких как центр города, вокзалы, набережные, парки, примечательные исторические памятники;

- объекты, находящиеся в секторе жилой недвижимости;

- объекты, находящиеся в промышленных и иных специальных зонах.

Представляется полезной классификация объектов нежилой недвижимости по степени их готовности к использованию. Посредством выделения категорий:

- полностью готовые к использованию;

- требующие реконструкции или капитального ремонта;

- требующие завершения строительства (объекты незавершенного строительства);

- новые объекты, полностью готовые к использованию.

В отдельные группы выделить такие специфические имущественные объекты как неимущественные права, к которым относятся: лицензии и патенты, дающие права на осуществление различных видов деятельности, различные разрешающие документы и квоты, информация содержащаяся в базе данных. Как экономический объект и объект управления эти виды имущества не получили пока широкого рассмотрения и изучения в научных трудах.

Информация в масштабах страны может иметь стратегические, политические, эко-номические, социальные, духовные, интеллектуальные характер и ценность. Стратегическая информация отражает данные о военных, космических объектах, планах целях, к ней может быть отнесена и информация, составляющая государственную тайну. Экономическая информация представлена данными об экономике в целом, сведения об экономических объектах, процессах и отношениях в территориальном и отраслевом

разрезе. Коммерческая информация содержит данные о методах производства, планах развития и другие данные, создающие или позволяющие создать конкурентное преимущество компании.

Практическое использование изложенной классификации имущественных объектов призвано повысить качество управления имущественными объектами, упростить процессы управления, обеспечить их согласованность в разных областях экономики.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 «О Концепции управления го-сударственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (с изменениями от 29 ноября 2010 г.)

2. Управление государственной собственностью: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. В.И. Кошки-на. М.: ЭКСМОС, 2012.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2015.

4. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. - М., ИНФРА-М, 2015.

5. Муравьева В.Ю. Проблемы развития национальной экономики. М.: Экономика, №3, 2014.

Systematization of property values as objects of management Tebyakin A.A.

REU named after G.V. Plekhanova In the context of the new system of property relations formed in the process of Russian market reforms, changes in the functions, forms and methods of managing the economy, the study of aspects of managing property objects of various forms of ownership is of considerable interest. At the same time, along with management based on the right of ownership, this also means the implementation of property management functions by authorized persons and bodies, as well as trust management of state and municipal property. In recent years, on the one hand, there has been a sharp increase in the value of property objects, including land, water, forest wealth of the subsoil and, on the other hand, the depletion of natural resource sources. The increasing inclusion of almost all types of property in the economic turnover urgently requires the search for economically and socially effective methods and forms of property management, both in public and non-state, private and mixed ownership.

Keywords: property values, management object, market reforms, methods of economic management References

1. Decree of the Government of the Russian Federation of September 9, 1999 N 1024 "On the Concept of Management of State Property and Privatization in the Russian Federation" (as amended on November 29, 2010)

2. Management of state property: Textbook / Ed. Doctor of Economics, prof. IN aNd. Cats on. M .: EXMOS, 2012.

3. Raizberg B.A., Lozovsky L.Sh., Starodubtseva E.B. A modern economic dictionary. - 4th ed., Revised. And add. - M.: INF-RA-M, 2015.

4. Reisberg B.A. State management of economic and social processes. - M., INFRA-M, 2015.

5. Muravyova V.Yu. Problems of development of the national economy. M .: Economics, No. 3, 2014.

О

R 1

V

a

2 a

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.