DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-2-198-216
УДК 37.047+377.5+378 ББК 74.200.536+74.47+74.48
O.Yu. Chekmeneva
(Ministry of Education and Science of Chelyabinsk Region, Chelyabinsk, Russia)
ACTUALIZATION OF THE PROBLEM OF THE VOCATIONAL GUIDANCE AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PHENOMENON
The article presents the concept of professional orientation of youth as socio-psychological phenomenon. The author formulates the contradictions that updates and encourage us to explore this issue. The updated conceptual framework - presented definitions of the concepts of vocational guidance and vocational orientation, the structure of these concepts. Analyzed are the regulatory determinants of vocational orientation work in the Russian Federation. The need to find new ways of organization of career guidance in the region is characterized in this article. The article presents a brief analysis of the international movement WorldSkills (WS) as one of the forms of increase ofprestige of working professions and the development of vocational training on the basis of harmonization of best practices and professional standards worldwide. In this article the author presents the experience of the organization of vocational guidance in the region on the basis of the idea of international movement WS.
Keywords: professional orientation, professional intentions, the system of vocational guidance, regulatory determinants of vocational guidance, social and psychological aspects of vocational guidance.
О.Ю. Чекменева
(Министерство образования и науки Челябинской области, г. Челябинск, Россия)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
Рассмотрен концепт профессиональной ориентации молодежи как социально-психологического явления. Сформулированы противоречия, актуализирующие и побуждающие исследовать данную проблему. Актуализирован понятийный аппарат - представлены дефиниции понятий профессиональной ориентации и системы профессиональной ориентации, рассмотрена структура данных понятий. Проанализированы нормативные детерминанты профессионально ориентационной работы в Российской Федерации. Охарактеризована необходимость поиска новых путей организации профориента-ционной работы в регионе. Дан краткий анализ международного движения WorldSkills (WS) как одной из форм повышения престижа рабочих профессий и развития профес-> сионального образования на основе гармонизации лучших практик и профессиональных ё стандартов во всем мире. Представлен опыт организации профориентационной работы в регионе на основе идеи международного движения WSI. о Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональные намерения, си-^ стема профессиональной ориентации, нормативные детерминанты профессиональной о ориентации, социально-психологические аспекты профессиональной ориентации.
The range of problems connected with career guidance of the population of the country, including the youth, has been discussed in the Russian scientific disputes over many decades. This problem was discussed during the Soviet period of social and economic development of the country with its state-planned economy. It remains topical under current conditions as well. As of today, there is a significant number of both theoretical and empirical research accumulated in terms of this problem. Among these works are those made by philosophers, social scientists, psychologists and other specialists (S.V, Barkovskaya, S.Ya. Batyshev, M.Galishynkova, N.N. Zak-harov, E.F. Zeer, N.I. Kalugin, E.A. Kli-mov, O.A. Kolesnikova, N.A. Krymova, A.P.Menyshikov,A.A.Petrusevich,E.Yu.Pry-azhnikova, A.D. Sazonov, S.N. Chistyakova, P.G. Shchedrovitskiy, and others).
Needless to say that works made by specified and other authors have a paramount importance for research of the career guidance problem as a scientific phenomenon and the real practice as well. However, it should be mentioned that Russian scientists did not conduct the systematic research in this area. A system of ideas of education prestige value was seriously deviated, reappraisal of moral values was made, and the prestige value of blue-collar jobs decreased. One can also point out that in our country markets of professional services and markets of human resources are virtually not connected with each other . That's why, work in the career guidance area as a tool allowing one to balance HR needs of the society, its economic area and personal needs in the occupational identification, shall be regarded as a component of the social, HR policy of the country as well as a social and psychological phenomenon.
The legal basis of the activity in the part of career guidance organization in the Russian Federation is defined by a number of regulatory acts of the international, federal, institutional, regional levels, including:
Law of the Russian Federation "On Employment of Population in the Russian
Federation" (April 19, 1991, No. 1032-1) within the scope of which the right of citizens to get consultations and career guidance is confirmed [5].
Decree of the Ministry of Labour and Social Development of the Russian Federation (September 27, 1996, No. 1) applicable to the educational system and defining scope of functions of different types of educational institutions in the population career guidance area establishing that "career guidance is one of the main tasks of educational institutions of all types, is included in the scope of responsibilities of their academic staff, psychological services, education management bodies" [10].
Federal Law of the Russian Federation "On Education in the Russian Federation" (December 21, 2012, No. 273) assigning the career guidance function to the educational organizations [17].
Order of the Ministry of Labour and Social Security of the Russian Federation of August 23, 2013, No. 380н "On the Approval of the Federal State Standard of the Public Service of the Organization of Citizen Career Guidance for the Purpose of Choosing the Career Field (Occupation), Employment, Professional Training and Obtaining of the Additional Professional Education" [11].
Besides, there are regional documents. For example, the Resolution of Collegium of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk region of May 28, 2013 "On the Concept of Career Guidance Work Conducted by Educational Organizations of the Chelyabinsk Region" in compliance with which the Order of the Ministry approved the concept of career guidance work conducted by educational organizations of the Chelyabinsk region for 2013-2015, and a Methodical union of heads of the centers (branches) providing career guidance in the regional government professional educational organizations subordinate to the Ministry was created. The tasks of this Methodical union include search for, approbation and introduction of new approaches to the contents and forms of organizations of a continuous career
<D
E о
го о ст о сл го
тз ф
ó о о
(Л
го
го тз Ъ сл
го с о
+J
го о
о >
о Е
.а о
<u
го
N
о <
го
>
<u с <u Е
<u .с О
>-О
guidance work in the regional education system as well as organization of preparation of the Action plan in career guidance, etc.
Analysis of the aforementioned documents allows making a conclusion that Russia has a certain established legal framework of career guidance. However, this framework significantly differs from the international one because it is not included in the social policy and is only a part of government or a regional policy in the area of the labour market regulation. Besides, it should be mentioned that powers on career guidance conduct are fully transferred to the regional level and are not represented at the nation-wide level. Moreover, the legal framework does not define the relationships between agencies which moved general and professional education system out of the scope of laws that lay down government guaranties on the career guidance service provision to citizens.
Study of the scientific literature and regulatory sources as well as the state of organization of career guidance work in general and professional education system under modern conditions of public development allows one to identify a range of controversial issues that need to be resolved:
a) at the social and economic level: there is a controversy between the actually existing society needs in a balanced HR structure and personal professional ambitions of the youth inappropriate to this structure. Therefore, a career guidance system shall, by its nature, significantly influence a reasonable distribution of labour resources, way of living choice made by the youth, adaptation of the youth to the chosen occupation:
b) at the regulatory level: there is a controversy between organization of cooperation and coordination of the activity of entities involved into the youth career guidance (ministries, agencies, etc.) as it pertains to regulatory support of this work and disaccord with the actual practice;
c) at the social andpsychological level: there is a controversy between the necessity to create conditions for a professional identification of an individual on the basis of his/her aptitudes, abilities, interests, needs and accidental choice of professional education by the youth;
d) at the organization and methodical level: there is a controversy between the society's need to efficiently organize career guidance work and rather out-of-date forms and methods of its organization;
e) at the educational and organization level: there is a controversy between the necessity to train employees (responsible for career guidance work) of educational institutions to conduct career guidance and insufficient financial and organization support (on the government part) of the appropriate training.
The author of the article believes that resolution of these controversial issues will enable one to solve youth career guidance issues in a more efficient way.
The purpose of this article is to specify the content and the structure of notions "career guidance", "career guidance system", present the experience of organization of career guidance work in the region on the basis of the idea of the international movement WorldSkills (WS) .
Study of the problem of career guidance, primarily, requires the specification of the notion "career guidance" itself.
The foreign literature does not have a literal term "career guidance" but has a term "career development". Career Development present a wide focus area including specialized centers with well-trained specialists having powerful information and methodical resources [10].
The national scientific literature has many definitions for this notion. At the same time, every author who makes a definition uses one or another methodological basis for its development. For example, E.F. Zeer offers several definitions of the career guidance concept [6]:
1) it is a system of scientifically valid psychological, pedagogical and medical
measures aimed at the preparation of the youth for choice of the occupation with the account of individual and psychological peculiarities of a personality and the needs of the society (system approach);
2) it is a scientifically valid distribution of people into different professional areas related to the society needs in different occupations and individual abilities to perform appropriate activity types (organization and activity approach);
3) combination of pedagogical and psychological measures and a set of various information directed at decision making in terms of acquisition of one or another occupation (speciality) by optants as well as choice of the pathway of the further professional education (cognitive approach) optimum for achievement of this aim.
From the semantic point of view, such definitions are mostly directed at characteristics of the external (factual) part of career guidance as a phenomenon. The factual part of career guidance can be traced in the definitions proposed by other authors. For example, A.D. Sazonov, N.I. Kalugin, A.P. Menshikov define career guidance as the activity on preparation of the youth for choosing an occupation, in its turn, social and career guidance is characterized as preparation of the youth to the choice of occupation and the place in the society [16].
The perceived nature of career guidance can be traced to some extent in the definitions proposed by N.S. Pryazhnikov and a number of other authors. In his book "Methods for Activation of Professional and Personal Self-Determination" Pryazhnikov N.S. regards career guidance as a set of psychological and pedagogical measures aimed at optimization of the youth employment process in accordance with desires, aptitudes and developed abilities and with the account of the necessity in specialists demanded by the national economy and the society in general [14].
M.Ya. Sonin, defining the career guidance nature, includes the following components into this phenomenon: development of socially significant reasoning for occupation
choice by a teenager; familiarization of students (and other individuals seeking employment) with the contents and work conditions of people employed in different occupation areas; study of the state of health, professional interests, aptitudes and abilities of those seeking employment; consultations on the issues related to the continuation of education, choice of the occupation, employment. Such definition of career guidance allows one to understand that this is quite a wide and versatile phenomenon [Quote: 7].
From the perspective of the management theory, the career guidance process is considered as a part of a more general process of the youth social guidance. Consequently, the choice of occupation is also characterized as a personal striving to occupy a certain place in the social structure of the society, in the social group, The career guidance process stipulates a comprehensive approach to the optant as an individual, a personality, etc. If career guidance is considered as a system of government measures, in this situation its main purpose is to resolve tasks related to the rational use of human resources.
Very often career guidance is specified in the scientific literature with the help of terms "occupation choice" or "guidance on the occupation" and is defined as a system of measures aimed at assistance in the speciality choice for the youth. It also should be mentioned that notion of career guidance is defined by a range of corresponding terms. Such terms are the following: occupation, optant and optation, professional self-determination, evolvement and development, professional direction and suitability, job profile diagram, etc. Besides, according to many authors, the structure of the career guidance notion includes also agents engaged for organizing of career guidance work. In practice, the career guidance system in the Russian Federation includes joint events organized by educational institutions, employment services, organizations, etc. or the established network of bodies and organizations occupied with career guidance.
ф E о
го о сл о сл го
тз ф
о о о
(Л
го
го тз
ъ
сл
"го с
о +-<
го о
о >
о Е
.а
о ф
го
n
о <
го
>
<u с <u Е
<u .с О
>-О
Summing up, we can say that career guidance is a generalized notion of one of the components of a general human culture reflected in the form of the public care of professional evolvement of the younger generation, support and development of natural aptitudes. It is a method of implementation of a set of special measures to facilitate a human in his/her professional self-determination and the choice of the optimum occupation type with the account of its needs and possibilities and the social and economic situation at the labour market.
Regarding the career guidance nature as a wholistic and integral system of measures, it is necessary to take into account that career guidance pursues its purposes. Among these purposes one can identify achievement of balance between professional interests of a person and his/her psychophisiological peculiarities, forecasting of career success in some area of the labour activity and assurance of social guaranties in the area of a free choice of an occupation. Besides, it has its own tasks (shaping and development of professional expertize, assurance of a psychologically competent guidance of a personal professional way) and objects (family, self-determined personality, state, etc.).
In this work we will assume that career guidance is a system of scientifically proved psychological and pedagogical and medical measures aimed at the preparation of the youth for the occupation choice with the account of individual and psychological personal peculiarities and the needs of the society. This is the tool of social policy implementation in the area of population employment and education.
Considering career guidance as a system, let us specify the notion of "system". We agree with E.A. Gnatyshina that while studying any complex phenomenon, the system approach shall be considered as a general scientific basis of the research concept. At this, the system is understood by this researcher as a unity of consistently linked elements, subjects, phenomena as well as knowledge on the nature and the society [3].
That is why, before stating of a general definition for the career guidance system, it is necessary yo consider a number of initial provisions:
1. Career guidance represents an activity type that includes objectives, tasks, principles, forms, methods, efficiency criteria, levels, directions, aspects and other system and structure forming elements.
2. The career guidance system of the youth is a subsystem of the general system of labour and professional training.
3. The career guidance system is a part of a general system of social guidance of the personality in the established structure of productive powers and labour relations.
4. Career guidance is related to social systems which function in the society and involves different problems, including those connected with the human factor of public production; thus, career guidance can ipso facto be considered a public problem. It can be referred as a public problem for the other reason either. The efforts of the one ministry (Ministry of Education) only or the scientific area (e.g., pedagogics) are not enough to resolve career guidance problems. To make the career guidance efficient, it is necessary to coordinate the activity of a number (or even most) of ministries and agencies as well as scientists belonging to different specialities.
5. Career guidance efficiency is influenced by many different factual and perceived factors. This system is difficult to organize and manage.
The aforementioned characteristics allow one to call the career guidance system complex. The afore stated five initial provisions and the analysis of ideas on the notion "system" proposed by different authors (V.G. Afanasyev, I.V. Blauberg, E.A. Gnatyshina, A.D. Sazonov, and others) can lead us to the statement of the definition for the youth career guidance system. The career guidance system is an organized and manageable activity of various government, public and educational organizations,
enterprises and institutions as well as a family directed at improvement ofthe process of professional and social self-determination of the oncoming generation for the purposes of a personality and the society.
The notion "system" presumes that its structural elements are focused on the common purpose - preparation of the youth to the well-grounded choice of the occupation satisfying both personal interests and public needs.
The priority tasks of the career guidance work with the youth are: - study of career guidance theory including: study of its objects, principles, forms, methods, directions, efficiency criteria; - study of methods to plan career guidance work; - assessment of the activity on solving problems connected with a social and professional adaptation of the youth.
Basing upon the identified objectives and tasks, the career guidance system shall include the activity on the following directions:
a) professional instruction including professional information, propaganda and agitation. Professional instruction lets the youth to shape reasoned professional intentions underlaid by their consciousness of social and economic needs and their psychophysiological abilities;
b) preliminary professional diagnostics aimed at identification of interest towards the occupation and abilities to do it, systems of values, interests, needs, aptitudes, abilities, professional direction and intentions, motives of the occupation choice;
c) at the optation stage - inclusion of the youth into the active labour, production and creative activity allowing one to strengthen professional motives and become determined in terms of the future professional area choice and, correspondingly, choice of the educational organization for professional education obtaining as well as to identify aptitudes as the basis for the professional and creative activity.
At each stage of the public development, the government career guidance system resolves specific tasks. For example, in the 1930s tasks that were laid down had a primary focus on blue-collar, engineering and military jobs guidance of the youth; since the mid-1950s the guadance was focused on blue-collar jobs; in 1980s - on agricultural occupations, pedagogical, military, engineering occupations, blue-collar jobs of the main and additional production and service work.
Unfortunately, in the modern Russian conditions a well-planned HR policy is absent whereas hundreds of thousands of the young adults obtain occupations that have not been demanded at the market for a long time already. According to different sources, more than 50% of graduates of secondary and higher professional education do not work in the speciality they obtained.
Such fact can be interpreted in different ways. On the one hand, availability of a significant number of graduates that are not demanded at the labour market can demonstrate their poor qualification. On the second hand, the problem can be explained by the absence of balance at the labour market. On the third hand, it can be suggested that many entrants make an unconscious occupation choice. The latter make it actual to improve career guidance for teenagers and the youth . Let us agree with the researchers of this problem -G.A. Gertsog, E.A. Gnatyshina, N.A. Pak-htusova that nowadays a significance of the professional self-identification of the youth before entering a professional education institution is greatly increasing. According to the aforementioned authors, today a significance of a psychological and pedagogical guidance of the youth before their entrance to the world of occupations and the professionalization of the future specialist is increasing [2]. This is due to the fact that globalization has increased competition not only within the global labour market but also at local markets. It indeed needs renewal of career guidance methods and approaches to its implementation.
<d
E о
го о
CT
о сл го
тз ф
о о о
(Л
го
го тз
ъ
сл
я с о
+J
я о
о >
о Е üi .а
о ф
я
N
Recently, the career guidance discourse has been closely linked with the activity of the non-commercial international movement WorldSkills (WS) which has the general objectives of blue-collar job prestige value enhancementanddevelopmentofprofessional education on the basis of harmonization of the best practices and professional standards all over the world. Implementation of these ideas is performed through organization and conduct of professional skill competitions on the different levels - international, state, regional, or other levels. Now 57 countries are members of WS. It shall be mentioned that the story of WS creation starts in 1946. In the Western Europe and, in particular, in Spain there was a great need in the qualified labour force at that time. That is why a necessity occurred to convince the youth, teachers and prospective employees that their future depends on the system of HR efficient training.
Starting from 2011, the international movement WorldSkills with the support of the "Agency for Strategic Initiatives" also started in Russia. Today this movement is quickly becoming more and more popular. The Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk region supporting WorldSkills (WS) ideas conducts significant work in terms of renewal of forms and methods of career guidance in the region.
The key tools for WS ideas' implementation are professional skill
competitions. In the Chelyabinsk region professional skill competitions have been fostered during the whole decades. A particular significance to them was given in the professional education system. However, their conduct was focused on the strenghening and development of professional skills at the stage of professional education to obtain the chosen speciality. At the very same stage this form also was seldom used (only for pre-profile training in the training centers).
Today the idea of WorldSkills (WS) (conducting professional skill competitions) should be fleshed out with the new contents. The main tasks for implementation of this idea should be: to enhance of the prestige value of blue-collar jobs, to encourage the youth for obtaining of prestigious blue-collar jobs based upon a high-technological activity; to develop professional HR of the global level in the region. To do this, first and foremost, it is essential to train leaders, tutors and teachers of educational institutions for conduct of career guidance work as an important element of the system of the social and government HR policy. At the present stage we are developing training programmes and advance training programmes for HR capable of organizing youth career guidance work with renewed contents. We have developed conceptual frameworks of these programmes (see: table).
Table. Conceptual frameworks of the training programme for career guidance work subjects
CO >
<d с
<u E
<u
О
О
Concept elements Contents of concept elements
Objectives Development and verification of the system of career guidance work in the region including HR training for the organization and conduct of this work as well as organization of professional skill competitions among the youth and teenagers at the stage of optation (before enrollment to an educational institution)
Regulatory determinants 1. Law of the Russian Federation "On Employment of Population in the Russian Federation" (April 19, 1991, No. 1032-1). 2. Provision on the Career Guidance and Psychological Support of the Population in the Russian Federation. (Resolution of the Ministry of Labour and Social development of the Russian Federation of September 27, 1996).
Concept elements Contents of concept elements
3. Order of the Ministry of Labour and Social Development of the Russian Federation "On the Approval of the Federal State Standard of the Public Service of the Organization of Citizen Career Guidance for the Purpose of Choosing the Career Field (Occupation), Employment, Professional Training and Obtaining of the Additional Professional Education" (August 23, 2013, No. 380h). 4. Federal Law of the Russian Federation "On Education in the Russian Federation" (December 21, 2012, No. 273)
Approaches as the basis of programme designing a) system and activity; b) axiological; c) person oriented
Programme content directions a) instruction ("study of career guidance theory including: consideration of its objects, principles, forms, methods, directions, efficiency criteria, diagnostics); b) designing (arrangement) (study of career guidance planning methods, arrangement of events, including professional skill competitions, etc.); c) experience exchange (conduct of career guidance events including professional skill competitions, inventive and rationalization activity^
Monitoring 1. Diagnostic events related to the study of professional interests, needs, ambitions of the youth as well as the individual peculiarities and aptitudes. 2. Regional labour market monitoring
One can make the following conclusions
from the above:
1) Career guidance work efficiency greatly depends on the joint activity of the public authorities, institutions and organizations of different types and kinds forming the career guidance system.
2) Career guidance shall be systematic. A comprehensive system of career guidance is a special function of the social institute, it is integrated into the total of public relationships and is in the system efficient relationships with a human, the society and the government.
3) Career guidance work shall be appropriate to the tasks of HR provision in the region.
4) Career guidance as a social and psychological and economic event can positively influence the labour motivation of the youth, enhance the prestige value of qualified work, decrease aloofness from one's labour activity, encourage a fuller personal fulfillment of the younger
generation which will ensure a new quality of human capital assets capable of modernization of the economics and the society and improving living standards of Russian people.
5) A continuing development of WS shows that traditional occupations together with innovation technologies have a significant impact on economic and social welfare of nations all over the world.
6) Specially developed programmes for staff training, including management of educational institutions, to conduct career guidance work will enable one to implement ideas of WorldSkills (WS) in the region in a more efficient way.
References:
1. Vybornova V.V., Dunaeva E.A. Actualization of the problems of youth professional identity // Sotsiologicheskie issledovania. 2006. №7. P. 22-25. [in Russian]
2. Georg G.A., Gnatyshina E.A., Pakhtu-sova N.A. Professional identity and
<u E о
го о
CT
о
CT
го тз <u ü
о о о
(Л
го
го тз
ъ
CT
"rö с о
го о
о >
о Е
.а о
<u
го
n
го
>
ф
с ф
Е
<u
-С
О
>-о
employment of graduates from pedagogical majors // Problemy podgotovki bakalavrov p-rofessionalnogo obuchenia. Chelyabinsk, izd-vo Chelyab. Gos. Ped. Un-ta, 2014. P. 5-33. [in Russian]
3. Gnatyshina E.A. Competence focused management of vocational teachers training. SPb.: OOO "Knizhnyi dom", 2008. [in Russian]
4. Grinshpun S.S. Experience of creating a state career guidance service in France 3 // Pedagogika. 2004. №7. P. 85-91. [in Russian]
5. Law of RF "On employment of population in the Russian Federation" (19.04.1991. №1032-1).
6. Zeer E.F. Psychology of professions. M.: Akademicheskii proekt., 2006. [in Russian]
7. Lukin N.N. Cultural historical creative work and vocational education (social and philosophical analysis). Krasnoyarsk: KGAU, 2004. [in Russian]
8. Mitina N.A., Nurzhanova T.T. System of youth professional identity to educational programs // Molodoi uchenyi. 2014. №4. P. 1037-1040. [in Russian]
9. Basics of career guidance. By Mordovs-kaya A.B., Panina S.V., Makarenko T. A. M.: izd-vo Urait, 2011. [in Russian]
10. Statutes of career guidance and psychological support of population in the Russian Federation. Act of the Ministry of Labor and Social Development o f the Russian Federation, №1 of 27.09.1996. [in Russian]
11. Order ofthe Ministry ofLabor and Social Development o f the Russian Federation, №380n of 23.08.2013. "On approval of the state standard of state service on organization of career guidance of citizens with the purpose of choosing a sphere of activities (profession), employment, professional training and having further professional education". 2013 // Rossiskaia gazeta. Federalnyi vypusk. №6231 (255). [in Russian]
12. Revyakina V.I., Osetrin K.E. Career guidance of school students: experiences of the past and problems of the present. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. №5 (158). C. 244-248. [in Russian]
13. Antipiev AG., Zakharov N.N. Youth career guidance in the contemporary Russian society: condition and ways of development // Vestnik Prikamskogo sotsialnogo institute. Gumanitarnoie obozrenie. 2012. №2(5). P. 20-25. [in Russian]
14. Priazhnikov N.S. Methods of activizing professional and personal identity. M.: NPO "Modek", 2002. [in Rissian]
15. Ptriazhnikov E.Yu., Priazhnikov N.S. Career guidance. M.: Akademia, VPO. 2008. [in Russian]
16. Sazonov A.D., Kalugin N.I., Menshikov A.P. Youth career guidance. M.: Vysshaia shkola, 2009. [in Russian]
17. Federal law of the Russian Federation "On education in the Russian Federation". (ot 21.12.2012. №273), [in Russian]
Проблематика, связанная с профессиональной ориентацией населения страны и, в том числе, молодежи, в российской научной полемике и практике дискутируется на протяжении множества десятков лет. Эта проблема обсуждалась в советский период общественно-экономического развития страны с ее плановой формой хозяйствования. Она остается актуальной и в современных условиях. Сегодня накоплено значительное число как теоретических работ, так и эмпирических исследований по данной проблематике. Среди них работы философов, социологов, психологов, педагогов и других специалистов (С.В. Барковская, С.Я. Батышев, М. Галишынкова, Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер, Н.И.Калугин, Е.А. Климов, О.А. Колесникова, Н.А. Крымо-ва, А.П. Меньшиков, А.А. Петрусевич, Е.Ю. Пряжникова, А.Д. Сазонов, С.Н. Чистякова, П.Г. Щедровицкий и др.).
Несомненно, работы указанных и других авторов имеют непреходящее значение для исследования проблемы профессиональной ориентации как научного феномена и реальной практики. Однако следует заметить, что системные исследования в этой области российскими учеными не проводились. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизился престиж рабочих специальностей. Также можно отметить, что в нашей стране рынки профессиональных и кадровых услуг являются практически не связанными. Поэтому, профориентационная работа как инструмент, позволяющий сбалансировать кадровые потребности общества, его экономической сферы и потребности личности в профессиональной идентификации должна рассматриваться как элемент социальной, кадровой политики страны, а также как социально-психологическое явление.
Правовую основу деятельности в части организации профориентационной работы в Российской Федерации опреде-
ляет ряд нормативных актов международного, федерального, ведомственного, регионального уровней, в том числе:
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (19.04.1991 г. №1032-1) в рамках действия которого за гражданами закрепляется право на консультацию и профессиональную ориентацию [5];
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации (27.09.1996 г. №1), которое, применительно к образовательной системе, определяет компетенции различных типов образовательных учреждений в области профессиональной ориентации населения, установив, что «профессиональная ориентация является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов, психологических служб, органов управления образованием» [10];
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 21.12.2012 г. №273), в соответствии с которым функция профессиональной ориентации закрепляется за образовательными организациями [17];
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2013 г. №380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования» [11].
Кроме этого, имеются региональные документы. Например, Решение Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 28 мая 2013 года «О Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области», в соответствии с которым приказом Министерства утверждена Концепция профориентационной работы образовательных организаций Челябинской
ф Е о
го о
CT
о
CT
го
тз ф
о о о
(Л
го
го тз
ъ
CT
"rö с о
го о
о >
о Е üi .а
о ф
го
n
о <
области на 2013-2015 годы, создано методическое объединение руководителей центров (отделений), осуществляющих профориентационную работу в областных государственных профессиональных образовательных организациях, подведомственных Министерству. Задачами работы Методического объединения являются поиск, апробация и внедрение новых подходов к содержанию и формам организации непрерывной профориента-ционной работы в региональной системе образования, а также организация подготовки плана мероприятий по профессиональной ориентации и др.
Анализ выше представленных документов позволяет сделать вывод о том, что в России сложилась определенная нормативно-правовая база профориен-тационной работы. Однако, она значительно отличается от международной, и прежде всего тем, что она не является составной частью социальной политики, а лишь частью государственной или региональной политики в области регулирования рынка труда. Наряду с этим, следует отметить, что полномочия по проведению профориентационной работы полностью передаются на региональный уровень и не представлены на общенациональном уровне. Также законодательной базой не закреплены отношения между ведомствами, что вывело систему общего и профессионального образования из сферы действия законов, устанавливающих государственные гарантии предоставления услуг по профориентации гражданам.
Изучение научной литературы и нормативных источников, а также состояния организации профориентационной работы в системе общего и профессионального образования в современных условиях общественного развития позволяет вы-5 делить ряд противоречий, требующих § разрешения:
Л а) на социально-экономическом уровне: ¡5 между объективно существующи-
^ ми потребностями общества в сба-
о лансированной структуре кадров и
неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. Отсюда, по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии;
б) на нормативном уровне: между необходимостью в организации сотрудничества и координации деятельности субъектов, причастных к профориентации молодежи (министерств, ведомств и т.д.) в части, касающейся нормативно-правового обеспечения этой работы и рассогласованностью данной деятельности в реальной практике;
в) на социально-психологическом уровне: между необходимостью создания условий для профессиональной идентификации индивида на основе задатков, способностей, интересов, потребностей и стихийно складывающимся выбором молодежи профессионального образования;
г) на организационно-методическом уровне: между потребностью общества в эффективной организации профориентационной работы и достаточно устаревшими формами и методами ее организации;
д) на образовательно-организационном уровне: между необходимостью подготовки работников (ответственных за профориентационную работу) образовательных организаций к осуществлению профориентационной работы и недостаточной финансовой и организационной поддержкой (со стороны государства) соответствующей подготовки.
Разрешение данных противоречий позволит, на взгляд автора, более продуктивно решать вопросы профориента-ционной работы среди молодежи.
Целью данной статьи является уточнение содержания и структуры понятий «профессиональная ориентация», «си-
стема профессиональной ориентации», представление опыта организации про-фориентационной работы в регионе на основе идеи международного движения WorldSkills (WS) .
Исследование проблемы профессиональной ориентации, в первую очередь, требует уточнения непосредственно самого понятия «профессиональная ориентация».
В зарубежной литературе термина «профессиональная ориентация» в буквальном смысле слова не существует, а есть термин «развитие карьеры - career development». Career Development представляет собой обширную сферу деятельности, включающую специализированные центры с хорошо подготовленными специалистами, имеющими в своем распоряжении мощные информационные и методические ресурсы [10].
В отечественной научной литературе существует множество определений данного понятия. При этом каждый автор, конструируя определение, использует ту или иную методологическую основу его построения. Например, Э.Ф. Зеер предлагает несколько дефиниций концепта профессиональной ориентации [6]:
а) это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества (системный подход);
б) это научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивидов к соответствующим видам деятельности (организационно-дея-тельностный подход);
в) совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии
(специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования (когнитивный подход).
С семантической точки зрения данные определения в большей степени направлены на характеристику внешней (объективной) стороны профориентации как явления. Объективная сторона профориентации просматривается в дефинициях и других авторов. Например, А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньшиков определяют профессиональную ориентацию как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, в свою очередь социально-профессиональную ориентацию характеризуют как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе [16].
Субъективная же сущность профориентации в некоторой степени просматривается в определениях, предложенных Н.С. Пряжниковым и рядом других авторов. Пряжников Н.С. В книге «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения» под профессиональной ориентацией понимает комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом [14].
М.Я. Сонин, определяя сущность профессиональной ориентации, включает в нее следующие компоненты: формирование у подростка общественно значимых мотивов выбора профессии; ознакомление на практике учащихся (и других трудоустраивающихся лиц) с содержанием и условиями труда работников различных профессий; изучение состояния здоровья, профессиональных интересов, склонностей и способностей трудоустраивающихся; консультации по вопросам, связанным с продолжением образования, выбором профессии, трудоустройством. Такое
ф Е о
го о
CT
о сл го
тз ф
СР
о о о
(Л
го
го тз
ъ
"то с
о +-<
го о
о >
о Е üi .а о
ü ф
го
n
определение сущности профориентации дает понять, что оно весьма обширно и многогранно [Цит.: 7].
С позиции теории управления, процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно, и выбор профессии характеризуется как стремление личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе. В процессе профориентации предусматривается комплексный подход к оптанту как к индивиду, личности и т.п. Если профориентацию рассматривать как систему государственных мер, то в этом случае, ее основная цель заключается в решении задач, связанных с рациональным использованием кадров.
Нередко на страницах научной литературы профессиональная ориентация обозначается терминами «выбор профессии» или «ориентация на профессию» и определяется как система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Также следует заметить, что понятие профессиональной ориентации определяется кругом сопутствующих понятий. Таковыми являются: профессия, оптант и оптация, профессиональное самоопределение, становление и развитие, профессиональная направленность и пригодность, профес-сиограмма и др. Кроме того, в структуру понятия профориентации многие авторы включают агентов, ангажированных организовывать профориентационную работу. На практике система профориентации в РФ включает в себя совместные мероприятия учебных заведений, служб занятости, организаций и т.п. или сложившуюся сеть органов и организаций, занимающихся профориентацией.
Подводя итоги в части определения 5 значимости проблемы и обозначая сущность понятия, следует отметить, что профессиональная ориентация - это ¡5 обобщенное понятие одного из компо-^ нентов общечеловеческой культуры, о проявляющейся в форме заботы обще-
ства о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований. Это способ проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей и социально-экономической ситуации на рынке труда.
Рассматривая сущность профессиональной ориентации как целостную и неделимую систему мер, необходимо иметь ввиду, что профориентация имеет свои цели. Среди них можно выделить такие, как достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека и его психофизиологическими особенностями, прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности и обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии. Кроме того, она имеет свои задачи (формирование и развитие профессиоведческой компетенции, обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека) и объекты (семья, самоопределяющаяся личность, государство и т.д.).
В данной работе мы будем исходить из того, что профессиональная ориентация - это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества. Это инструмент реализации социальной политики государства в области занятости и образования населения.
Рассматривая профориентацию как систему, уточним понятие системы. Согласимся с Е.А. Гнатышиной в том, что системный подход при изучении любого сложного явления должен рассматриваться как общенаучная основа концепции исследования. При этом система ею понимается как единство закономерно связанных между собой элементов, пред-
метов, явлений, а также знаний о природе и обществе [3].
Поэтому прежде, чем сформулировать общее определение системы профориентации, необходимо рассмотреть ряд исходных положений:
1) профориентация представляет собой деятельность, включающую целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии эффективности, уровни, направления, аспекты и другие системо- и структурообразующие элементы;
2) система профориентации молодежи является подсистемой общей системы трудовой и профессиональной подготовки;
3) система профессиональной ориентации - это часть общей системы социальной ориентации личности в сложившейся структуре производительных сил и производственных отношений;
4) профориентация относится к социальным системам, которые функционируют в обществе, она затрагивает различные проблемы, и в том числе, связанные с развитием человеческого фактора общественного производства; уже по одной только этой причине профориентацию можно считать общественной проблемой. Она может быть названа так и по другой причине: для решения проблем профориентации недостаточно усилий одного министерства (Министерства образования) или одной науки (например, педагогики); для того, чтобы система профориентации стала эффективной, необходима скоординированная деятельность ряда (если не большинства) министерств и ведомств, а также ученых различных специальностей;
5) на эффективность профориентации влияет множество различных объективных и субъективных факторов; эта система трудно поддается организации и управлению. Вышеозначенные характеристики
позволяют назвать систему профори-
ентации сложной. Из сформулированных выше пяти исходных положений и анализа представлений о понятии «система», предложенных различными авторами (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Е.А. Гнатышина, А.Д. Сазонов и др.) следует определение системы профориентации молодежи. Система профориентации - это организованная, управляемая деятельность различных государственных, общественных и образовательных организаций, предприятий и учреждений, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения подрастающего поколения в интересах личности и общества.
Понятие системы предполагает, что ее структурные элементы ориентированы на общую цель - подготовка молодежи к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.
Приоритетными задачами системы профориентационной работы с молодежью являются: 1) изучение теории профориентации, включающей: рассмотрение ее объектов, принципов, форм, методов, направлений, критериев эффективности; 2) изучение способов планирования профориентационной работы; 3) оценка деятельности по решению проблем, связанных с социально-профессиональной адаптацией молодежи.
Исходя из выделенных целей и задач, система профориентационной работы должна включать деятельность по следующим направлениям:
а) профессиональное просвещение, включающее профинформирование, проф-пропаганду и профагитацию на профессию. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей;
б) предварительная профессиональная диагностика, направленная на вы-
ф Е о
го о сл о сл го
тз ф
о о о
(Л
го
го тз
ъ
сл
"го с
о +-<
го о
о >
о
Е .ф
.а
о ф
го
n
о
<с
явление интереса к профессии и способностей, ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии; в) включение молодежи на этапе оптации в активную трудовую, производственную и творческую деятельность, позволяющее закрепить профессиональные мотивы и самоопределиться в выборе сферы дальнейшей профессиональной деятельности и, соответственно, в выборе образовательной организации для получения профессионального образования, а также выявить задатки как основу для профессионально-творческой деятельности.
На каждом этапе общественного развития государственная система профориентации решает определенные задачи. Например, в 30-ые годы ставились задачи преимущественной ориентации молодежи на рабочие, инженерные и военные профессии; с середины 50-х - на рабочие профессии; в 80-х годах - на профессии сельскохозяйственного производства, педагогические, военные, инженерные, рабочие профессии основных и вспомогательных производств и на профессии обслуживающего труда.
В современных условиях российской действительности, по-нашему мнению, четко продуманная кадровая политика отсутствует, при этом сотни тысяч молодых людей приобретают профессии, которые уже давно на рынке не востребованы. По разным источникам более 50% выпускников организаций среднего профессионального образования и высшего образования не работают по специальностям, на которые обучались.
Данный факт можно интерпрети-5 ровать с нескольких сторон. С одной стороны, наличие значительного числа Л невостребованных на рынке труда вы-¡5 пускников может свидетельствовать об ^ их слабой профессиональной подготов-о ке, с другой, проблему можно объяснить
несбалансированностью самого рынка труда, с третьей стороны, можно предположить, что многие абитуриенты делают неосознанный выбор профессии. Именно последний фактор актуализирует необходимость совершенствования профессиональной ориентации подростков и молодежи. Согласимся с исследователями данной проблемы Г.А. Герцог, Е.А. Гнатышиной, Н.А. Пахтусовой в том, что в современном мире возрастает значимость профессионального самоопределения молодежи до поступления в организацию профессионального образования. Сегодня, по мнению указанных выше авторов, возрастает значимость психолого-педагогического сопровождения молодежи до вхождения в мир профессий и профессионализации будущего специалиста [2]. Ибо, в условиях глобализации усилилась конкурентная борьба не только на мировом рынке труда, но и на локальных рынках. Это объективно требует обновления методов профориен-тационной работы и подходов к ее осуществлению.
В последнее время дискурс проблемы профессиональной ориентации молодежи тесно связывается с деятельностью некоммерческого международного движения WorldSkills (WS), генеральными целями которого являются повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования на основе гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире. Реализация данных идей осуществляется посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства на различных уровнях - международном, государственном, региональном и иных уровнях. В настоящее время в состав WS входят 57 стран. Следует отметить, что история создания WS берет начало в 1946 году. В западной Европе и, в частности, в Испании в данный период в экономике ощущалась огромная потребность в квалифицированных рабочих кадрах. Поэтому возникла необходимость убедить молодежь, учителей и потенци-
альных работодателей, что их будущее зависит от системы эффективной подготовки кадров.
В России, начиная с 2011 г. при поддержке «Агентства стратегических инициатив» также стартовало международное движение WorldSkills. Сегодня это движение активно набирает популярность. Министерство образования и науки Челябинской области, поддерживая идеи WorldSkills (WS), проводит значительную работу по обновлению форм и методов профориентационной работы в регионе.
Главным инструментом реализации идей WS являются конкурсы профессионального мастерства, которые в Челябинской области культивируются на протяжении многих десятков лет. Особое значение им придавалось в системе профессионального образования. Однако их проведение было ориентировано на закрепление и развитие профессиональных навыков и способностей (skills) на этапе профессионального обучения по уже избранной профессии. На этапе же профориентации данная форма использовалась очень редко и только в условиях
предпрофильной подготовки в учебно-курсовых комбинатах.
Сегодня идея WorldSkills (WS) (проведение конкурсов профессионального мастерства) должна быть наполнена новым содержанием. Основными задачами реализации данной идеи должны являться: повышение престижа рабочих профессий, мотивация молодежи на получение престижных рабочих профессий, основанных на высокотехнологичной деятельности; развитие в регионе профессиональных кадров мирового уровня. И в этом смысле, в первую очередь, необходима подготовка руководителей, тьюторов и педагогов образовательных организаций к осуществлению профориентационной работы как важного элемента системы социальной и государственной кадровой политики. На данном этапе нами разрабатываются программы подготовки и повышения квалификации кадров, способных организовывать профориентационную работу молодежи с обновленным ее содержанием. Нами разработаны концептуальные основы данных программ (таблица).
Таблица. Концептуальные основы программы обучения субъектов профориентационной работы
ф Е о
с ф
-С CP
m
о ст о
CT
го
тз ф
CP
о о о
(Л
го
го тз Ъ
CT
"rö с о
го о
о >
о Е üi .а о
ü ф
го
n
о <
Элементы концепции Содержание элементов концепции
Цели Разработка и верификация системы профориентационной работы в регионе, включающей подготовку кадров для организации и проведения данной работы, а также организацию конкурсов профмастерства среди молодежи и подростков на этапе оптации (до поступления в образовательную организацию)
Нормативные детерминанты 1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (19.04.1991 г. № 1032-1). 2. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. (Постановление Министерства труда и социального развития РФ №1 от 27.09.1996 г.). 3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального
Элементы концепции Содержание элементов концепции
обучения и получения дополнительного профессионального образования» (23.08.2013 г. № 380н) 4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 21.12.2012 г. № 273)
Подходы как основа проектирования программ а) системно-деятельностный б) аксиологический в) личностно ориентированный
Направления содержания программы а) просвещение (изучение теории профориентации, включающую в себя: рассмотрение ее объектов, принципов, форм, методов, направлений, критериев эффективности, диагностику); б) проектирование (изучение способов планирования профориента-ционной работы, проектирование мероприятий, в том числе конкурсов профессионального мастерства и др.); в) обмен опытом (непосредственное проведение профориентацион-ных мероприятий, включая конкурсы профмастерства, изобретательскую, рационализаторскую деятельность)
Мониторинговая деятельность 1. Диагностические мероприятия, связанные с изучением профессиональных интересов, потребностей, притязаний молодежи, а также ее индивидуальных особенностей, задатков. 2. Мониторирование регионального рынка труда
го
>
ф
с ф
Е ф
-С
О
>-О
Обобщая изложенные позиции, сделаем основные выводы:
1) эффективность профориентацион-ной работы в значительной степени зависит от совместной деятельности органов государственной власти, учреждений и организаций различного типа и вида, формирующих систему профориентации;
2) профориентация должна носить системный характер; комплексная система профессиональной ориентации является особой функцией социального института общества, она интегрируется как совокупность общественных отношений и находится в системно-эффективных отношениях с человеком, обществом и государством;
3) профориентационная работа должна соотноситься с задачами обеспечения кадровой политики в регионе;
4) профориентация как социально-психологическое, экономическое явление способна позитивно влиять на трудовую мотивацию молодежи, повысить престиж квалифицированного труда, снизить отчужденность от своей тру-
довой деятельности, помочь более полному раскрытию социального потенциала подрастающего поколения, что обеспечит новое качество человеческого капитала, способного осуществить модернизацию экономики и общества, повысить качество жизни россиян;
5) продолжающий рост WS свидетельствует о том, что традиционные профессии в сочетании с инновационными технологиями вносят существенно важный вклад в экономическое и социальное благосостояние народов во всем мире;
6) специально разработанные программы обучения персонала, в том числе, руководителей образовательных организаций для проведения профо-риентационной работы позволят более эффективно реализовывать идеи WorldSkills (WS) в регионе.
Библиографический список:
1. Выборнова В.В., Дунаева Е.А. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2006. №7. С. 22-25.
2. Герцог Г.А., Гнатышина Е.А., Пахтусова Н.А. Профессиональное самоопределение и трудоустройство выпускников педагогических специальностей вузов // Проблемы подготовки бакалавров профессионального обучения: сборник научных трудов / под ред. Е.А. Гатышиной, Н.В. Ува-риной, В.А. Белевитина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. -С. 5-33.
3. Гнатышина Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: монография. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. - 424 с.
4. Гриншпун С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции // Педагогика. 2004. №7. С. 85-91.
5. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (19.04. №1032-1).
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2006. - 336 с.
7. Лукин Н.Н. Культурно-историческое творчество и профессиональное образование (социально-философский анализ): научно-метод. пособие. -Красноярск: КГАУ, 2004. - 62 с.
8. Митина Н.А., Нуржанова Т.Т. Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности // Молодой ученый. 2014. №4. С. 1037-1040.
9. Основы профориентологии: учеб. пособие для бакалавров /А.В. Мордовская, С.В. Панина, Т.А. Макаренко. -М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 235 с.
10. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в российской Федерации / Постановление Министерства труда и социального развития РФ №1 от 27.09.1996 г.
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2013 г. № 380н «Об утверждении федерального го-
сударственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования». 2013 г. // Российская газета - Федеральный выпуск №6231 (255).
12. Профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего /
B.И.Ревякина, К.Е.Осетрин // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. №5 (158).
C. 244-248.
13. Профориентация молодёжи в современном российском обществе: состояние и пути развития / Антипьев А.Г., Захаров Н.Н. // Вестник Прикамского социального института. Гуманитарное обозрение. 2012. №2(5). С. 20-25.
14. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: НПО «Модэк», 2002. - 392 с.
15. Пряжников Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М.: Академия. ВПО, 2008. - 496 с.
16. Сазонов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П. Профессиональная ориентация молодежи. - М.: Высшая школа, 2009. - 272 с.
17. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 21.12.2012 г. №273)
Поступила 18.05.16
ф Е о
го о сл о сл го
тз ф
о о о
(Л
го
го тз
ъ
сл
"го с
о +-<
го о
о >
о
Е .ф
.а
о ф
го
n
о <
About the author:
Chekmeneva Oksana Yurievna, Head, Department of the Ministry of Education and Science of Chelyabinsk Region (Russia, Chelyabinsk, Revolution Square, 4)
For citation: Chekmeneva O.Yu. Actualization of the problem of the vocational guidance as a socio-pedagogical phenomenon // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. No. 2. Р. 198-216. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-198-216
Об авторе:
Чекменева Оксана Юрьевна, начальник отдела Министерства образования и науки Челябинской области (Россия, г. Челябинск, Площадь Революции, д. 4)
Для цитирования: Чекменева О.Ю. Актуализация проблемы профессиональной ориентации как социально-педагогического явления // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2. С. 198-216. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-198-216
го
>
ф
с ф
Е ф
-С
О
>-О