Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Ключевые слова
культурное наследие / социокультурное развитие / ресурсность культурного наследия / международное культурное сотрудничество / культурная дипломатия / Россия / cultural heritage / sociocultural development / resource capacity of cultural heritage / international cultural cooperation / cultural diplomacy / Russia

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кокорина Екатерина Георгиевна

Статья посвящена выявлению ключевых аспектов актуализации проблем культурного наследия в контексте международного культурного сотрудничества. Сегодня культурное наследие рассматривается как социальный опыт, как материальная или духовная ценность, сохраняющая особое значение в государственном или общемировом масштабе. Культурное наследие приобрело значение социокультурного, экономического, политического ресурса для конструирования и консолидации социума, его обновления и дальнейшего развития. Эффективное использование духовного потенциала отечественного культурного наследия способно оказать значительное влияние на формирование положительного имиджа России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Кокорина Екатерина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the key aspects of updating the problems of cultural heritage in the context of international cultural cooperation. Today, cultural heritage is viewed as a social experience, as a material or spiritual value that retains special significance on a national or global scale. Cultural heritage has acquired the importance of a sociocultural, economic, political resource for the construction and consolidation of society, its renewal and further development. Effective use of the spiritual potential of the domestic cultural heritage can have a significant impact on the formation of a positive image of Russia.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

5. Мелодинский, Д.Л. Ритм в архитектурной композиции: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Архитектура» / Д.Л. Мелодинский. - Изд. 3-е. - Москва: URSS, 2017. - 234 с.

6. Певит, Дж. Мода в эпоху тревоги / Дж. Певит, Л.А. Алябьева // Шаги/Steps. -2021,- №4,- Т. 7. - С. 300-309

7. Попова, Л.В. Художественный образ в понимании С. Эйзенштейна и П. Флоренского / Л.В. Попова // Вестник славянских культур. - 2017,- №1. - Т.43. -С. 242-250

8. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П.А. Флоренский. - М.: Прогресс, 1993. - 324 с.

9. Хренов, Н.А. Образы Великого разрыва : кино в контексте смены культурных циклов / Н.А. Хренов. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 535 с.

10. Шереметева, А.С. Язык кино: С. Эйзенштейн и Р. Барт / А.С. Шереметева // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2018. - № 1. - С. 95-98

11. Эйзенштейн, С.М. Монтаж / С.М. Эйзенштейн. - Москва: ВГИК, 2000. - 588 с.

12. Эйзенштейн, С.М. Психологические вопросы искусства / С.М. Эйзенштейн; ред.-состав. д. фил. наук Е.Я. Басин. - М.: СМЫСЛ, 2002. - 260 с.

13. Architecture and Film. - Текст: электронный // International Architecture Firm. -RMJM: сайт. - URL: https://rmjm.com/architecture-and-film/ (дата обращения: 15.09.2023)

УДК 008:351.85+327.82

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена выявлению ключевых аспектов актуализации проблем культурного наследия в контексте международного культурного сотрудничества. Сегодня культурное наследие рассматривается как социальный опыт, как материальная или духовная ценность, сохраняющая особое значение в государственном или общемировом масштабе. Культурное наследие приобрело значение социокультурного, экономического, политического ресурса для конструирования и консолидации социума, его обновления и дальнейшего развития. Эффективное использование духовного потенциала отечественного культурного наследия способно оказать значительное влияние на формирование положительного имиджа России.

Ключевые слова: культурное наследие, социокультурное развитие, ресурсность культурного наследия, международное культурное сотрудничество, культурная дипломатия, Россия.

Annotation. The article is devoted to the key aspects of updating the problems of cultural heritage in the context of international cultural cooperation. Today, cultural heritage is viewed as a social experience, as a material or spiritual value that retains special significance on a national or global scale. Cultural heritage has acquired the importance of a sociocultural, economic, political resource for the construction and consolidation of society, its renewal and further development. Effective use of the spiritual potential of the domestic cultural heritage can have a significant impact on the formation of a positive image of Russia.

Key words: cultural heritage, sociocultural development, resource capacity of cultural heritage, international cultural cooperation, cultural diplomacy, Russia.

Постановка проблемы. Вопрос международного культурного сотрудничества по разным направлениям на сегодняшний день не только сохраняют свою актуальность в условиях глобализационных процессов, но и обретают новое проблемное звучание, когда мы являемся свидетелями столкновений на мировой геополитической арене полярных сил и взаимоисключающих интересов.

Культура в самом широком ее понимании - это многоаспектная, разносторонняя категория, которая характеризует специфическую форму жизни социума. И в условиях глобализации мирный диалог (и полилог) разных культур остается одной из самых важных проблем в общечеловеческом пространстве. Именно культура всегда была и является на данный момент, и останется в будущем самым важным проводником интересов различного характера: национальных или транснациональных, политических и экономических, одним из факторов соперничества межнационального и даже межцивилизационного, что может проявляться в том числе и в деструктивных формах.

Культуру уже давно не рассматривают как «частное собрание» знаний или артефактов, произведений искусства, которые производятся, аккумулируются и сохраняются представителями элит: творческой, интеллектуальной, финансовой, политической и пр. Завершился этап истории, когда культура в таком понимании либо «накапливалась» для личного использования, либо транслировалась массам, либо предлагалась в качестве идеальных образцов тем народам, которые, по мнению представителей наций с богатым прошлым, были лишены возможности самостоятельно их производить в силу разных обстоятельств: «Культура не ограничивается доступом к произведениям искусства и гуманитарным наукам, а является одновременно приобретением знаний, потребностью уклада жизни, необходимостью общения» [3, С. 163].

В современном нам нестабильном мире, когда русская культура за рубежом подвергается нападкам, отменяются выступления отечественных исполнителей и творческих коллективов, остро встают вопросы актуализации культурного наследия, которое все чаще рассматривается, в том числе как ресурс конструирования и консолидации общества, его обновления и дальнейшего развития. Необходимо не просто сохранять отечественное культурное наследие и активно включать в социокультурную реальность, но и использовать его положительный заряд, способный оказать значительное влияние на формирование положительного имиджа нашего государства. Подтверждение этому находим в словах президента Италии С. Маттареллы, произнесенные им в декабре 2022 г. после посещения оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского: «Великая культура России является частью европейской и элементом, который нельзя отменить» [15].

С этой точки зрения отечественное культурное наследие обладает мощным духовным потенциалом и в своих эталонных проявлениях должно быть популяризовано за рубежом в ходе международного культурного взаимодействие России с другими государствами в контексте продвижения русской культуры как «мягкой силы» в период цивилизационных расколов.

Цель данной работы - выявление ключевых аспектов актуализации проблем культурного наследия в контексте международного культурного сотрудничества, для чего были поставлены следующие задачи: рассмотреть культурное наследие как ресурс социокультурного развития; обозначить роль культурного наследия в современном обществе; определить факторы актуализации проблем культурного наследия в контексте современных вызовов в сфере международного культурного сотрудничества Российской Федерации.

Изложение основного материала. В настоящее время общество стремительно развивается во всех сферах жизни: духовной, политической, экономической и т. д. Именно поэтому сегодня так важна высокая степень приобщения к культуре, ее традициям, а также их сохранение, популяризация и воспроизводство. Сегодня меняются представления о культурном наследии: «<...> Важно отметить, что в современную эпоху кардинально меняется образ наследия. <...> В наше время оно рассматривается как движущая сила общественного развития, как серьезный социально-политический фактор обновления, как важный экономический ресурс, как стимулятор непрерывного изменения повседневной жизни людей» [6, С. 11].

С одной стороны, сохраняется такое содержание понятия, куда входят традиции, обычаи, артефакты прошлого, подлежащие охране, а с другой стороны, культурное наследие приобрело значение социокультурного, экономического, политического ресурса для перманентной трансформации повседневности: культурное наследие «из некой пассивной оболочки культуры» [7, С. 82] стало способом конструирования и консолидации социума, его обновления и дальнейшего развития.

Изучение вопросов, связанных с проблематикой культурного наследия, в свою очередь, детерминирует необходимость рассмотрения новых аспектов, проявляющихся в современном мире. Речь идет о глобализационных процессах, в результате которых мы сталкиваемся с такими явлениями, как воспроизводство и трансляция.

Современному человеку необходимо не просто сохранять культурное наследие, но и активно включать его в свою социокультурную реальность: в процессе сохранения старого, мы стремимся открыть для себя что-то новое. Более того, по словам Э. Тоффлера, «ритуал в обществе обеспечивает фон непрерывности в повседневной жизни, служит интеграции обществ и смягчает фрагментирующее воздействие сверхиндустриализма» [2, С. 288].

Опыт, переходящий от предыдущего поколения к новому, делает возможным дальнейшее развитие общества. Сегодня смысл культурного наследия «сводится не только к удовлетворению культурных и эстетических потребностей общества, стремлению сохранить культурные ценности для будущих поколений, а трактуется более широко: как стратегический ресурс социально-экономического развития, важная составляющая улучшения качества жизни человека и системы общественного устройства в целом» [13, С. 9].

Консолидация общества также важна для его развития особенно в транзитивные культурно-исторические периоды. Как справедливо отмечает И. Меркулов, внимание к накопленным в истории знаниям «значительно возрастала в эпохи мировоззренческих кризисов, периодически возникавших в "смежных" областях духовной культуры» [12,С.9].

Явления культурного наследия способны объединить общество с единым стремлением и образом мышления: «Культурное наследие является для локальных сообществ своеобразным фильтром в формировании социального капитала, через который воспринимаются изменения в мире» [14, С. 113]. Это, в свою очередь, ведет к формированию определенной тенденции трансляции культурного наследия, его популяризации.

Международное культурное сотрудничество, понимаемое как деятельность, в рамках которой реализуются «связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма» [4, С. 129], способствует реализации культурной политики разных государств в целях духовного обновления и гуманизации всемирного сообщества. Т. Балматова, опираясь на самые актуальные события нашего времени, справедливо указывает: «Вопросы международных отношений и культурного наследия плотно переплетены. На протяжении последних лет прогрессирует исторический ревизионизм, следствием которого явились акты вандализма во многих странах обеих Америк и Европы. Процветает незаконная торговля предметами искусства и древности. Объекты мирового культурного наследия становятся жертвами международных вооруженных конфликтов (Пальмира). Заложниками политических противоборств становятся музейные коллекции, удерживаемые за границей (коллекция скифского золота). Эти и множество подобных проблем делают актуальными исследования роли культурного наследия в современной мировой политике» [1,С. 226].

На сегодняшний день сложно переоценить вклад культуры в пространство международного поля политики. Главенствующую роль в диалоге цивилизаций продолжает занимать культурная дипломатия, как фактор поддержания устойчивых мирных практик: «Культурная дипломатия, как одна из форм осуществления внешнеполитической деятельности, является одним из приоритетов усиления собственного влияния вовне, тем более на фоне общего кризиса геополитического каркаса и модели традиционных международных отношений» [16, С. 34].

В нормативных и академических документах культурная дипломатия трактуется как «государственная политика, направленная в рамках внешней политики на экспорт репрезентативных данных национальной культуры и на взаимодействие с другими странами в этой же культурной сфере» [16, С. 31]. Определяющим фактором в этом является применение методов культурной дипломатии в демонстрации накопленного ею материального и духовного культурного наследия. Как отмечает К. Табаринцева-Романова, «современная система культурной дипломатии является самостоятельной и выходит за рамки только публичной дипломатии и внешней культурной политики. Она естественно связана с культурным наследием стран, с их непрерывным культурным развитием, а также с их историческим прошлым, используя их как ресурсы для построения положительного внешнеполитического имиджа и увеличения престижа государства» [16, С. 32].

Общественный институт международного культурного сотрудничества, коим является культурная дипломатия, располагает необходимым арсеналом возможностей популяризации национальных культурных ценностей в других странах. Методы, применяемые культурной дипломатией, имеют вид регулярно проводимых мероприятий в различных странах, при которых возможно максимально приобщить и ознакомить иностранцев с культурным наследием своей страны, - это всемирные выставки, форумы, фестивали: «Культурная дипломатия на практике включает в себя все модели, которые практиковались на протяжении всей истории отдельными лицами, общинами, государствами или институциональными акторами для того, чтобы облегчить и улучшить отношения и сотрудничество между несхожими культурами» [16, С. 30].

Дипломатическая деятельность, ведущаяся на различных мировых аренах, применяет культурную дипломатию, выделяя входящий в ее состав компонент культуры как таковой, при этом используя ее в целях взаимопонимания во внешней политике, как государства, так и страны в целом в качестве пропаганды культурного наследия ее народов: «От применения культурной дипломатии как одного из инструментов "мягкой силы" в политическом процессе через переосмысление истории и культурного наследия к восприятию последнего как механизма для осуществления политического давления» [1,С. 227].

Перед культурной дипломатией как институтом международного культурного сотрудничества стоит задача с помощью мягкой силы, способствовать взаимопониманию посредством обмена художественным инструментарием, информацией, и другими аспектами культуры среди стран и их народов. Целью культурной дипломатии является развитие представления и принятия национальных идеалов и учреждений для людей иностранного государства, чтобы впоследствии выстроить экономическое и политическое содействие: «Придание приоритетного значения сохранению культурного наследия и межкультурной коммуникации в международной повестке открывает широкие возможности для решения других вопросов» [1,С. 227]. Также возможности влияния культурной дипломатии распространяются на действия в решении вопросов касающихся национальной безопасности.

Универсальность языка культуры отмечается в его доступности, и потому именно благодаря ему становится возможен диалог национальных культур и цивилизаций. Однако следует отметить, что возможности такого диалога могут быть использованы не только в упрочнение межгосударственных двусторонних отношений, но также и в глобальных масштабах политического, экономического и культурного сближения.

В конечном счете, цель культурной дипломатии, в частности, и международного культурного сотрудничества, в общем, состоит в том, чтобы влиять на иностранную аудиторию и использовать то влияние, которое создано за длительный срок как своего рода запас доброй воли, чтобы завоевать поддержку для политики. Обычно культурная дипломатия более сосредоточена на долгосрочной перспективе и менее - определенных вопросах политики.

Двусторонние культурные связи формируются, в том числе подписанием программ перспективного международного сотрудничества, которые на современном этапе носят рекомендательный характер в системе договорной политики.

Внешнеполитическая арена обладает важной ролью в установлении дипломатических отношений между странами. Именно исходя из этого, следует осознавать, что

продвижение стратегий Российской Федерации в области культуры занимает особо значимое место. То положение, которое на данный момент занимает наше государство во всемирном пространстве, формируется не только на основании его военно-политического веса и экономических мощностей и ресурсов. Во многом оно определяется и популяризацией его культурного наследия за рубежом: «Взаимовыгодное международное культурно-гуманитарное сотрудничество способно вносить существенный вклад в достижение основополагающих целей и повышение эффективности внешней политики России» [9, С. 163].

Учитывая сложные процессы глобализации и интенсификацию негативных тенденций для раскола мирового сообщества на основании цивилизационных факторов, Российской Федерации необходимо максимально всесторонне и эффективно использовать огромный духовный потенциал и положительный заряд отечественного культурного наследия, которые способны оказать значительное влияние на определение ее выгодных позиций на мировой арене, а также на формирование положительного имиджа нашего государства, так как «значимым субъектом культурной политики является государство, выступающее гарантом сохранения стабильности культурного развития, сохранения самобытности культуры и ее трансляции последующим поколениям» [5, С. 4].

В данный момент, который можно охарактеризовать как кризисный и переломный, в частности, в контексте громко звучащих лозунгов и пропагандистских проектов, направленных на «сдерживание» действий Российской Федерации, политика в сфере международного культурного сотрудничества «способна работать на укрепление международного авторитета страны, служить убедительным свидетельством возрождения Российской Федерации в качестве свободного и демократического государства» [8, С. 147].

В том числе, как замечает М. Логинова, «постановка проблемы культурного наследия во главу угла современной культурной политики определяет базис для стратегического ее развития, дает возможности для формирования идентичности в кризисных условиях» [10, С. 74]. Необходимой, в данном случае, выглядит активизация продвижения и популяризации за рубежом национального классического русского искусства, этнических художественных традиций народов, проживающих на территории Российской Федерации. Как пишет С. Мамонтов, реальные эффективные механизмы культурного воздействия в рамках международной деятельности Российской Федерации должны работать в сфере международного теле- и радиовещания, обеспечивая «информационное присутствие России и создание ее позитивного образа на территории других государств, в первую очередь тех, где существенную часть населения составляют русскоязычные диаспоры» [11, С. 156].

Тщательно спланированная и грамотно выстроенная политика в области международного культурного сотрудничества позволит сформировать за границей максимально объективное, полное и благоприятное представление о Российской Федерации как о государстве, в котором существует бережное и ответственное отношение к богатству и многообразию отечественных культурно-исторических традиций.

Выводы. В результате выявления ключевых аспектов актуализации проблем культурного наследия в контексте международного культурного сотрудничества нами были сделаны следующие выводы.

Рассмотрено культурное наследие как ресурс социокультурного развития.

Установлено, что в своем развитии концепт культурного наследия (материального и нематериального) прошло долгий и сложный путь, в ходе которого сформировались сущностные характеристики анализируемого понятия.

Сегодня культурное наследие рассматривается как социальный опыт, как материальная или духовная ценность, созданная на более ранних этапах культурного развития и до сих пор сохраняющая особое значение в государственном или общемировом масштабе.

Преобразование концепта культурного наследия в процессе социокультурной трансформации также меняет его символическое значение и обнаруживает его новые особенности.

Обозначена роль культурного наследия в современном обществе.

Определено, что явления культурного наследия способны объединить общество с единым стремлением и образом мышления, интерпретация культурного наследия напрямую зависит от ощущения причастности человека в частности и общества в целом к культурному наследию.

Человек в своей социальной деятельности в социуме и в роли творца культурного наследия, и в роли воспринимающего его. Поэтому с позиций культурологии рассмотрение развития современного социума невозможно без анализа роли культурного наследия в этом процессе.

Сделан вывод о том, что культурное наследие, рассматриваемое как опыт, переходящий от предыдущего поколения к новому, в то же время приобрело значение социокультурного, экономического, политического ресурса для конструирования и консолидации социума, его обновления и дальнейшего развития.

Определены факторы актуализации проблем культурного наследия в контексте современных вызовов в сфере международного культурного сотрудничества Российской Федерации. Выявлено, что международное культурное сотрудничество способствует реализации внешней культурной политики государств в целях духовного обновления и гуманизации всемирного сообщества.

Культурная дипломатия как институт международного культурного сотрудничества располагает необходимым арсеналом возможностей популяризации национальных культурных ценностей в других странах. Успешное международное культурное сотрудничество способно содействовать реализации интересов России в вопросах увеличения количества сторонников и понижать градус антироссийских тенденций и настроений, особенно ярко проявляющихся в последние годы.

Сделан вывод, что, учитывая интенсификацию негативных тенденций раскола мирового сообщества на основании цивилизационных факторов, Российская Федерация способна максимально эффективно использовать духовный потенциал отечественного культурного наследия, оказывая значительное влияние на формирование положительного имиджа нашего государства.

В заключение мы делаем общий вывод о том, что успешные мероприятия в направлении международного культурного сотрудничества будут содействовать реализации интересов России в вопросах увеличения количества сторонников и иностранных партнеров страны, препятствовать созданию новых «демаркационных» границ и нейтрализуют антироссийские тенденции и настроения, особенно ярко проявляющиеся в последние годы, как в сфере политики, так и идеологии.

Список литературы:

1. Балматова, Т.М. Роль культурного наследия в современной мировой политике / Т.М. Балматова // Вестник МГИМО-Университета. - 2022. - № 15 (1). - С. 226-234

2. Белугина, Г.К. Проблема актуализации нематериального культурного наследия / Г.К.Белугина // Ярославский педагогический вестник - 2011. - №2 -Том I (Гуманитарные науки). - С. 287-290

3. Головина, Г.В. Международное культурное сотрудничество: аспекты социально-культурного и правового регулирования / Г.В. Головина, И.А. Савина // Вестник АГУ. -2014. - Вып. 4 (148). - С. 162-169

4. Головлева, Е.Л. Основы межкультурной коммуникации / Головлева Е.Л. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011,-354 с.

5. Горелова, Ю.Р. Актуализация культурного наследия как значимая задача культурной политики / Ю.Р. Горелова. - Текст: электронный // Журнал Института Наследия: сайт. - 2016. - №4(7). - С.1-7. - URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/104.html (датаобращения: 09.09.2023)

6. Горлова, И.И. О трактовке понятия «культурное наследие» в современной гуманитаристике: теоретико-методологические подходы / И.И. Горлова, А.Л. Зорин // Культурное наследие России. - 2020. - №3. - С.3-13. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-traktovke-ponyatiya-kulturnoe-nasledie-vsovremennoy-gumanitaristike-teoretiko-metodologicheskie-podhody (дата обращения: 09.09.2023)

7. Замятин, Д.Н. Образ наследия в культуре. Методологические подходы к изучению понятия наследия / Д.Н. Замятин // Социологические исследования. - Социология культуры, 2010. -№ 2 (310). - С. 75-82

8. Золкин, А.Л. Культурология: учеб. пособие для вузов / А.Л. Золкин; под ред. проф. Н.В. Михайловой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 335 с.

9. Кочетков, В.В. Психология межкультурных различий / В.В. Кочетков. - М.: Пер Сэ, 2011,- 275 с.

10. Логинова, М.В. Актуализация культурного наследия в контексте задач современной культурной политики / М.В. Логинова // Сфера культуры. - 2021. - № 4 (6). - С. 73-79

11. Мамонтов,С.П. Основы культурологии / С.П. Мамонтов. - М.: Дело, 2011.-328 с.

12. Меркулов, И.П. Когнитивные способности / И.П. Меркулов; Рос. акад. Наук; Ин-т философии; Гос. ун-т гуманитарных наук. - М.: Ин-т философии РАН, 2005. - 179 с.

13. Музычук, В.Ю. Сохранение культурного наследия в контексте социально-экономического развития России / В.Ю. Музычук // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2017. -№ 2,- С. 8-31

14. Набиева, У.Н. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития / У.Н. Набиева, А.Р. Русидзе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. - 2010. - № 2. - С. 112-116.Президент Италии заявил, что великую русскую культуру не отменить. - Текст: электронный // Новости в России и мире - ТАСС: сайт. - 8 декабря 2022. - URL: https://tass.ru/kultura/16535013 (датаобращения: 09.09.2023)

15. Табаринцева-Романова,К.М. «Новые» виды дипломатии XXI в.: культурная дипломатия в современном международном дискурсе / K.M. Табаринцева-Романова // Научный журнал «Дискурс-Пи». - 2019. -№3 (36). - С. 26-37

УДК 008:159.964+141.33

ВИЗУАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ АРХЕТИПОВ КАК

ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА НА ПРИМЕРЕ КОЛОДЫ TAPO А. УЭЙТА - П. КОЛМАН-СМИТ

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Яковлева Ангелина Романовна, студентка 3 курса направления подготовки «Культурология» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена выявлению специфики визуальных репрезентаций культурных архетипов как отражения образно-символической системы культурно-исторического периода на примере колоды таро А. Уэйта - П. Колман-Смит начала XX в. Развитие иконографии карт А. Уэйта - П. Колман-Смит исследуется при анализе символики и архетипов, происходящих из коллективного бессознательного. Несмотря на то, что авторы колоды использовали в некоторой степени иконографию карт эпохи Возрождения, а также художественных стилей последующих эпох, колода А. Уэйта -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.