Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / трудовая активность / внеурочная деятельность / представления младших школьников / современный школьник / junior high school student / work activity / extracurricular activities / representations of junior high school students / modern schoolboy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аллагулов Артур Минехатович, Сармутдинова Галия Бирикетовна

Нами теоретически исследован потенциал предметной подготовки будущих учителей для трудового воспитания младшего школьника. Отмечено, что трудовые навыки, которые приобретаются в учебной и внеурочной деятельности школьников являются одним из важнейших факторов в формировании активности. В совокупности с другими проявлениями общественной активности мы отмечаем и такое важное проявление, как коллективизм, хотя самостоятельно его не выделяем. Проведена предварительная апробация разработанной нами методики выяснения уровня представления педагогической деятельности в области трудового воспитания младшего школьника. Исходя из того, что данное определение школьникам знакомо, мы решили установить, какой смысл они вкладывают в понятие общественная активность, какие знания об общественной активности их характеризуют. В зависимости от количества названных проявлений учащимися знания были условно распределены по уровням: I–полные знания основных проявлений трудовой активности нет; 2 неполные знания проявлений трудовой активности– 2 чел.; 3 – фрагментарные знания – 13 чел.; знания о данном феномене не обнаружены–13 чел. Полученный материал позволил нам классифицировать представления педагогической деятельности в области трудового воспитания младшего школьника с точки зрения ее идейной, нравственной и деятельной сущности. Естественно, что сочинение дало материал богаче, чем анкета, так как перед глазами учеников была разносторонняя, интересная деятельность конкретного человека. Ученикам легче было уловить и выделить характерные для труженика проявления, о которых говорить вообще школьники трудно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аллагулов Артур Минехатович, Сармутдинова Галия Бирикетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING THE POTENTIAL OF SUBJECT TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR THE LABOR EDUCATION OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

We have theoretically studied the potential of subject training of future teachers for the labor education of primary schoolchildren. It is noted that the labor skills that are acquired in educational and extracurricular activities of schoolchildren are one of the most important factors in the formation of activity. Together with other manifestations of social activity, we note such an important manifestation as collectivism, although we do not single it out ourselves. A preliminary testing of the methodology we developed for determining the level of presentation of pedagogical activity in the field of labor education of primary schoolchildren was carried out. Based on the fact that this definition is familiar to schoolchildren, we decided to establish what meaning they attach to the concept of social activity, what knowledge about social activity characterizes them. Depending on the number of manifestations named by students, knowledge was conditionally distributed into levels: I–complete knowledge of the main manifestations of labor activity, no; 2 incomplete knowledge of manifestations of labor activity – 2 people; 3 – fragmentary knowledge – 13 people; knowledge about this phenomenon was not found–13 people. The obtained material allowed us to classify the ideas of pedagogical activity in the field of labor education of primary schoolchildren from the point of view of its ideological, moral and active essence. Naturally, the essay provided richer material than the questionnaire, since the students saw the diverse, interesting activities of a particular person. It was easier for the students to grasp and identify manifestations characteristic of a worker, which are generally difficult for schoolchildren to talk about.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-6

УДК 378

Аллагулов А.М., Сармутдинова Г.Б.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия E-mail: art_hist@bk.ru; galia_biriketovna@mail.ru

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Нами теоретически исследован потенциал предметной подготовки будущих учителей для трудового воспитания младшего школьника. Отмечено, что трудовые навыки, которые приобретаются в учебной и внеурочной деятельности школьников являются одним из важнейших факторов в формировании активности. В совокупности с другими проявлениями общественной активности мы отмечаем и такое важное проявление, как коллективизм, хотя самостоятельно его не выделяем. Проведена предварительная апробация разработанной нами методики выяснения уровня представления педагогической деятельности в области трудового воспитания младшего школьника. Исходя из того, что данное определение школьникам знакомо, мы решили установить, какой смысл они вкладывают в понятие общественная активность, какие знания об общественной активности их характеризуют. В зависимости от количества названных проявлений учащимися знания были условно распределены по уровням: I-полные знания основных проявлений трудовой активности нет; 2 неполные знания проявлений трудовой активности- 2 чел.; 3 - фрагментарные знания - 13 чел.; знания о данном феномене не обнаружены-13 чел. Полученный материал позволил нам классифицировать представления педагогической деятельности в области трудового воспитания младшего школьника с точки зрения ее идейной, нравственной и деятельной сущности. Естественно, что сочинение дало материал богаче, чем анкета, так как перед глазами учеников была разносторонняя, интересная деятельность конкретного человека. Ученикам легче было уловить и выделить характерные для труженика проявления, о которых говорить вообще школьники трудно.

Ключевые слова: младший школьник, трудовая активность, внеурочная деятельность, представления младших школьников, современный школьник.

Allagulov A.M., Sarmutdinova G.B.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: art_hist@bk.ru; galia_biriketovna@mail.ru

UPDATING THE POTENTIAL OF SUBJECT TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR THE LABOR EDUCATION OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

We have theoretically studied the potential of subject training of future teachers for the labor education of primary schoolchildren. It is noted that the labor skills that are acquired in educational and extracurricular activities of schoolchildren are one of the most important factors in the formation of activity. Together with other manifestations of social activity, we note such an important manifestation as collectivism, although we do not single it out ourselves. A preliminary testing of the methodology we developed for determining the level of presentation of pedagogical activity in the field of labor education of primary schoolchildren was carried out. Based on the fact that this definition is familiar to schoolchildren, we decided to establish what meaning they attach to the concept of social activity, what knowledge about social activity characterizes them. Depending on the number of manifestations named by students, knowledge was conditionally distributed into levels: I-complete knowledge of the main manifestations of labor activity, no; 2 incomplete knowledge of manifestations of labor activity - 2 people; 3 - fragmentary knowledge - 13 people; knowledge about this phenomenon was not found-13 people. The obtained material allowed us to classify the ideas of pedagogical activity in the field of labor education of primary schoolchildren from the point of view of its ideological, moral and active essence. Naturally, the essay provided richer material than the questionnaire, since the students saw the diverse, interesting activities of a particular person. It was easier for the students to grasp and identify manifestations characteristic of a worker, which are generally difficult for schoolchildren to talk about.

Key words: junior high school student, work activity, extracurricular activities, representations of junior high school

students, modern schoolboy.

Одним из важнейших факторов в актуализации воспитательного потенциала предметной подготовки будущих учителей в целях расширения представления педагогической деятельности в области трудового воспитания младшего школьника являются трудовая активность. Которая приобретается в учебной и внеурочной деятельности школьников. Трудовое вос-

питание имеет большое влияние на младших школьников, так как они обращают учащихся к себе, помогают увидеть общественные цели своей деятельности, свое поведение, влияют, на взаимоотношения с товарищами.

Нравственная сущность трудового воспитания выражает отношения человека к человеку, к коллективу, сверстникам, проявляется

в готовности прийти на помощь товарищу в учебе, труде, общественных делах, в самокритичной оценке своих поступков с позиции идейно-нравственных знаний. В сочетании с выше названными проявлениями общественной активности нравственную сущность отражают и такие проявления, как требовательность к себе и другим, проявление самостоятельности при выполнении общественных поручений, ответственность за себя и коллектив [1].

В данной статье представлены материалы изучения уровня представления педагогической деятельности в области трудового воспитания младшего школьника.

До проведения эксперимента нами изучалась психолого-педагогическая литература по данному вопросу. Среди многочисленных проявлений трудовой активности, которые выделяются отдельными исследователями данной проблемы (Т.К. Ахаян, Е.В. Бондарев-ская, А.В. Зосимовский, Ю.П. Сокольников, Н.М. Тен, 3.М. Шилина и др.) [10]

Наиболее информативными проявлениями в определении уровня представлений педагогической деятельности в области трудового воспитания младшего школьника мы считаем: понимание школьниками общественной значимости выполняемого дела, сочетание личных и общественных интересов при выполнении общественных поручений, готовность прийти на помощь товарищам в учебе, труде, общественных делах, проявление инициативы и творчества при обсуждении и выполнении общественно полезного дела, стремление овладеть необходимыми для выполнения общественного дела умениями [8]. Мы также не можем не учитывать и такие проявления, как ответственность за себя и коллектив, требовательность к себе и другим, проявление самостоятельности при выполнении общественных поручений, самокритичность в оценке своих поступков с позиций исполнительность при выполнении общественно полезного дела.

В совокупности с другими проявлениями общественной активности мы отмечаем и такое важное проявление, как коллективизм, хотя самостоятельно его не выделяем. Назовем проявления, составляющие такое сложное интегральное качество, как общественная активность.

Выделенный выше ряд информативных проявлений минимален, но он, на наш взгляд,

выражает суть понятия общественной активности. В нем объединены основные проявления, прослеживается идейная, нравственная и деятельная сущими этого сложного интегрального качества личности [3].

Данный перечень признаков доступен пониманию младших школьников, следовательно, он может быть показателем при анализе содержательной стороны исследуемого нами явления.

Среди названных проявлений можно условно выделить те, которые отражают идейную сущность общественной активности, это понимание общественной значимости выполняемого дела, сочетание личных и общественных интересов при выполнении общественных поручений.

В соответствии с задачами исследования нам предстояло выяснить уровень представлений педагогической деятельности в области трудового воспитания младшего школьника.

В данной статье представлен материал предварительной апробации разработанной нами методики выяснения уровня представлений педагогической деятельности в области трудового воспитания младшего школьника. Апробация проводилась в лицей №7 города Оренбурга.

Учащимся была предложена анкета и сочинение на тему: «Почему Тимура мы называем тружеником»? Полагая, что дать определение труженика для шестиклассников трудно, мы решили подвести учащихся к нему через характеристику труженика как носителя этого интегрального качества. О трудовой активности подростки часто говорят в общении с товарищами по отряду, пионерским вожатым, классным руководителем. При подготовке к вступлению в пионеры и в рядах юных ленинцев они неоднократно слышат о том, что звание пионера требует от них трудовой активности в общественных делах на благо Родины. Исходя из того, что данное определение школьникам знакомо, мы решили установить, какой смысл они вкладывают в понятие общественная активность, какие знания об общественной активности их характеризуют. По методике исследования учащиеся могли дать развернутый ответ на вопрос о трудовой активности или перечислить характерные для него проявления. Работа была проведена в 4-ом классе. В ней приняло участие 28 человек.

Проанализировав полученный материал опроса и данные сочинений учащихся, мы

смогли выявить наличие знаний школьников экспериментального класса о трудовой активности. Выяснилось, что не все проявления в равной мере известны младшим школьникам. Знания учащихся по одним из них достаточно выражены, по другим западают, что наглядно отражено в таблице [9].

На основании полученного материала мы можем говорить о том, что учащиеся находят в трудовой активности самые различные проявления. Шестиклассники пишут о том, что труженик «это тот, кто выполняет порученные ему дела, задания», «тот, кто выполняет общественные поручения», «кто никогда не отказывается ни от какой работы», «кто участвует во всех делах отряда, дружины».

На уровне понимания шестиклассника трудовая активность выступает прежде всего как исполнительность.

Об ответственности за себя и коллектив в общественных делах в опросе имеет место небольшое количество упоминаний школьников. Только 5 из 28 указывают на данное проявление. Учащиеся считают, что труженик - это тот, «кто ведет за собой товарищей», «кто выполняет все поручения». Четыре раза названо такое проявление трудовой активности, как готовность прийти на помощь товарищу, а сочетание личных и общественных интересов при выполнении поручений отмечено только 3 раза. О таких проявлениях, как понимание общественной значимости выполняемого дела, требовательности к себе и другим, доведении дела до конца, самостоятельности в выполнении трудовых дел учащиеся осведомлены менее всего. Совсем не названы такие проявления общественной активности, как самокритичность, инициатива и творчество.

Мы можем предположить, что выделение разных проявлений общественной активности связано с личным нравственным опытом подростков. Учащиеся, у которых сложился опыт взаимопомощи, сотрудничества, называют такие проявления, как сочетание личного и общественного, ответственность за себя и коллектив, готовность прийти на помощь. Учащиеся с меньшим опытом участия в общественных делах затрудняются в выборе подобных проявлений.

Развернутую картину представлений младших школьников о трудовом воспитании дает анализ сочинений. В данной ситуации перед

школьниками был конкретный герой и поэтому они смогли назвать большее количество проявлений общественной активности, нежели при ответе на вопрос анкеты. В первом случае мы имели 54, а во втором - 84 указания на различные проявления общественной активности. Изменилось не только их общее количество, но и произошло количественное перераспределение (таблица 1).

Больше всего в сочинениях указано на проявление готовности прийти на помощь. Учащиеся отмечают помощь Тимура старшим и младшим, ценят его за то, что он «поймал пожилым людям», «помог девочке Жене донести тяжелые сумки». Школьники пишут: «Тимур всем помогал», «помогал слабым», «всегда выручал из беды».

В сочинениях называется такой важный показатель, как требовательность к себе и другим. Ученики рассказывают о борьбе Тимура со всем тем, что мешает в жизни, о его требовательности к себе и своим товарищам: «Тимур борется с мусором», «сам никогда не лезет в чужие сады», «всегда выполняет общественные поручения», читаем мы в сочинениях школьников.

Исполнительность - показатель трудовой активности - отмечена в 13 сочинениях. Учащиеся рассказывают о том, что «Тимур сам выполнял полезные дела», «он не только давал поручения, но сам выполнял их», «выполнял любые дела».

В девяти сочинениях школьников имеются указания на такие проявления, как сочетание личных и общественных интересов у Тимура: «он любил все делать для людей», «старался не для себя, а тля друзей», «любил помогать тем, кому нужна помощь», «думал не о себе, а заботился о людях».

В 8 сочинениях школьники пишут о том, что Тимур любое дело доводил до конца. Например, «Тимур помог Жене», «поймал кто сорит в помещении», «создал команду по уборке территории», «нашел старушке козу».

Проявления ответственности за себя и коллектив названы в семи сочинениях. Шестиклассники приводят такие примеры: «Тимур руководил командой», «организовал ребят на хорошие дела» и др. На проявление инициативы и творчества так же, как и в сочинениях, совсем немного обращено внимания учащихся. «Тимур говорил товарищам придуманные

Таблица 1 - Представления педагогической деятельности в области трудового воспитания младшего

школьника

—■—_____ Количество указаний в Проявления ——___ общественной активности ——_____ анкете сочинении

Понимание общественной значимости выполняемого дела 1 1

Сочетание личного и общественного 3 9

Ответственность за себя и коллектив 5 7

Требовательность к себе и другим 1 14

Готовность прийти на помощь 4 25

Доведение дела до конца 1 8

Проявление инициативы и творчества - 4

Самостоятельность 1 3

Самокритичность - -

Стремление овладеть необходимыми умениями -

Исполнительность 38 13

Всего: 54 84

идеи», «всегда находил решение», «каждый день у него были новые дела», «он мог заинтересовать друзей», «всегда вносил предложения о помощи людям».

Естественно, что сочинение дало материал богаче, чем анкета, так как перед глазами учеников была разносторонняя, интересная деятельность конкретного человека. Ученикам легче было уловить и выделить характерные для труженика проявления, о которых говорить вообще шестиклассникам трудно. Дети проявили умение выделить ведущие, доминирующие поступки Тимура, определяющие его трудовую активность.

Анализ полученного материала позволил нам классифицировать представления педагогической деятельности в области трудового вос-

питания младшего школьника с точки зрения ее идейной, нравственной и деятельной сущности.

Эти количественные данные говорят о том, что школьники экспериментального класса имеют недостаточные знания о трудовой активности. Естественно, что вовлечение учащихся в трудовую деятельность и последовательное сообщение им идейно-нравственных знаний, будет содействовать формированию убеждений, необходимых для воспитания трудовой активности.

Задача дальнейшей работы с учащимися состоит в том, чтобы: разъяснять им идейную сущность данного качества личности, цели трудовой деятельности и значение участия каждого в этой деятельности.

16.08.2023

Статья опубликуется в рамках научного исследования по проекту «Разработка механизмов реализации воспитательного потенциала предметной подготовки будущих учителей», реализуемого при финансовой поддержки Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение №073-03-2023-017/3 от «19» июня 2023 г.).

Список литературы:

1. Аллагулов А.М. К вопросу воспитания современной молодежи в российской Федерации // Вестник ОГУ 2017. №10 (210). С.4-8.

2. Аллагулов А. М., Абулкаирова Г.Б. Актуальность трудового воспитания младшего школьника в современной начальной школе // Современные проблемы науки и образования. - 2020. №1.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29479

3. Абулкаирова Г.Б. Трудовое воспитание советских школьников в 1917-1941 гг./ Г.Б. Абулкаирова, А.М. Аллагулов // Социально-педагогический подход в образовании: воплощение наследия А.С. Макаренко в современных социальных проектах: сборник научных трудов Всероссийской с международным участием конференции. Екатеринбург: 2019. С12-17.

4. Виноградова Н. Ф. Современная начальная школа: дифференциация обучения / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. - 2021. Т. 9. №2. С. 3-8.

5. Рындак В.Г. От знаниевой к рефлексивно-креативной модели обучения / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Е.В. Бугакова, И.Ф. Зульфугарова, Е.Г. Каменева, Е.В. Конькина и др.: учеб.-метод. пособие. Оренбург: Изд-во ОГПУ 2019. 196 с.

6. Сармутдинова Г.Б. Теория и практика трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности / Г.Б. Сар-мутдинова // Вестник самарского Государственного технического Университета. серия «Психолого-педагогические науки». 2022. Т. 19. №4. С. 5-16. URL: https://doi.Org/10.17673/vsgtu-pps.2022.4

7. Толмачева А. А. Современное педагогическое образование / А. А. Толмачева. 2020. №4. С. 131.

8. Фархшатова И. А. Воспитание ученического коллектива: результаты исследования // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. №2. С.2.

9. Шафигулина Д.И. Познавательное развитие младших школьников во внеурочной деятельности // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: href=»https://scienceforum.ru/2020/ article/2018022872»>https://scienceforum.ru/2020/article/2018022872.

10. Barber A. T., Klauda S. L.How Reading Motivation and Engagement Enable Reading Achievement: Policy Implications[Text] / A. T. Barber, S. L.Klauda// Policy Insights from the Behavioral and BrainSciences- 2020. 7(1)- pp. 27-34

11. Brian Butterworth, Sashank Varma, Diana Laurillard Dyscalculia: From Brain to Education / Science. 2011. Р. 127-139.

12. Depesova J. Search of Modern Teaching Methods - Humanoid Nao Robot, as Help in the Realization of it Subjects / / J. Depesova, H. Noga, P. Migo / TEM Journal. 2018. Volume 7, Issue 2. Pp. 250-254.

13. Konovalova S.A., Kashina, N.I., Tagiltseva N.G., Ward S.V., Valeeva E.M., Mokrousov S.I. Application of smart-education technologies in the institutions of the russian system of additional education of children [Text] // Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2019. - Т. 99. - С. 204-213.

14. López A. Helping and Collaborating as Cultural Practices / A. López, B. Najafi, B. Rogoff & R.M. Arauz // The Oxford handbook of culture and psychology / In J. Valsiner (Ed.). - New York: Oxford University Press; Madureira, A. F., 2012. P. 32-45.

15. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1155 of October 17, 2013 as amended on 21.01 2019. [Electronic resource] / Access mode:https://docs.cntd.ru/document/499057887 / (date of access to the resource 9.10.2021) Ushakov D. N. Spelling dictionary [Text]: / D. N. Ushakov, S. E. Kryuchkov; 64th ed., reprint. and additional - Moscow: Publishing house «AZ», 2016- - 599 -600s.

16. Principles for Building Resilience: Sustaining Ecosystem Services in Social-Ecological Systems / Edited by Rei-nette Biggs, Maja Schlüter, and Michael L. Schoon. - Cambridge and New York: Cambridge University Press, 2015. - 290 p. - Text: direct.

17. Тарасова Е. С. The essence of the concept of «professional competence of teachers of preschool educational organizations» in pedagogy / Е. С. Тарасова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2022. №4 (399). С. 377-379. URL: https://moluch.ru/ archive/399/88408/.

References:

1. Allagulov, A.M. (2017) On the issue of educating modern youth in the Russian Federation. Bulletin of OSU, No. 10 (210), pp. 4-8.

2. Allagulov, A.M. and Abulkairova, G.B. (2020) Relevance of labor education of junior schoolchildren in modern primary school. Modern problems of science and education. No. 1.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29479

3. Abulkairova, G.B. and Allagulov, A.M. (2019) Labor education of Soviet schoolchildren in 1917-1941. Social-pedagogical approach in education: embodiment of the legacy ofA.S. Makarenko in modern social projects: a collection of scientific papers of the All-Russian conference with international participation. Ekaterinburg, pp. 12-17.

4. Vinogradova, N.F. (2021) Modern primary school: differentiation of education. Primary education, vol. 9, No. 2, pp. 3-8.

5. Ryndak, V.G., Allagulov, A.M., Bugakova, E.V., Zulfugarova, I.F., Kameneva, E.G. and Konkina, E.V. et al. (2019) From knowledge to reflective-creative model of teaching: educational method. allowance. Orenburg: OGPU Publishing House, 196 p.

6. Sarmutdinova, G.B. (2022) Theory and practice of labor education ofjunior schoolchildren in extracurricular activities. Bulletin of the Samara State Technical University. series «Psychological and Pedagogical Sciences», vol. 19, No. 4, pp. 5-16. URL: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.4

7. Tolmacheva, A.A. (2020) Modern pedagogical education. No. 4, p. 131.

8. Farkhshatova, I.A. (2016) Education of the student body: research results. World of Science. Pedagogy and psychology, No. 2, p. 2.

9. Shafigulina, D.I. (2020) Cognitive development ofjunior schoolchildren in extracurricular activities. Materials of the XII International Student Scientific Conference «Student Scientific Forum». URL: href=»https://scienceforum.ru/2020/article/2018022872»>https://scienceforum. ru/2020/ article/2018022872.

10. Barber, A.T. and Klauda, S.L. (2020) How Reading Motivation and Engagement Enable Reading Achievement: Policy Implications. Policy Insights from the Behavioral and BrainSciences, 7(1), pp. 27-34

11. Brian Butterworth, Sashank Varma and Diana Laurillard Dyscalculia (2011) From Brain to Education. Science, pp. 127-139.

12. Depesova, J., Noga, H. and Migo, P. (2018) Search of Modern Teaching Methods - Humanoid Nao Robot, as Help in the Realization of it Subjects. TEM Journal, Volume 7, Issue 2, Pp. 250-254.

13. Konovalova, S.A., Kashina, N.I., Tagiltseva, N.G., Ward, S.V., Valeeva, E.M. and Mokrousov, S.I. (2019) Application of smart-education technologies in the institutions of the Russian system of additional education of children. Smart Innovation, Systems and Technologies, vol. 99, pp. 204-213.

14. López, A., Najafi, B., Rogoff, B. and Arauz, R.M. (2012) Helping and Collaborating as Cultural Practices. In J. Valsiner (Ed.) The Oxford handbook of culture and psychology. New York: Oxford University Press; Madureira, A. F., pp. 32-45.

15. Order ofthe Ministry of Education and Science ofthe Russian Federation No. 1155 of October 17, 2013 as amended on 01/21/2019. Available at: https://docs.cntd.ru/document/499057887 / (date of access to the resource 10/9/2021); Ushakov, D.N. and Kryuchkov, S.E. (2016) Spelling dictionary; 64th ed., reprint. and additional. Moscow: Publishing house «AZ», pp. 599-600.

16. Edited by Rei-nette Biggs, Maja Schlüter, and Michael L. (2015) Schoon Principles for Building Resilience: Sustaining Ecosystem Services in Social-Ecological Systems. Cambridge and New York: Cambridge University Press, 290 p.

17. Tarasova, E.S. (2022) The essence ofthe concept of «professional competence ofteachers of preschool educational organizations» in pedagogy. Young scientist, No. 4 (399), pp. 377-379. URL: https://moluch.ru/archive/399/88408/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах: Аллагулов Артур Минехатович, заведующий кафедрой педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор

E-mail: art_hist@bk.ru Сармутдинова Галия Бирикетовна, ассистент кафедры педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета

E-mail: galia_biriketovna@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.