Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ПРОШЛОГО РАДИ БУДУЩЕГО'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ПРОШЛОГО РАДИ БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое наследие великих педагогов / воспитание детей / подготовка педагогических кадров / профессиональная ориентация / педагогические взгляды Татищева / Макаренко / Ушинского / pedagogical heritage of great teachers / upbringing of children / training of teaching staff / professional orientation / pedagogical views of Tatishchev / Makarenko / Ushinsky

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Галина Александровна

Статья актуализирует проблемы изучения, осмысления и применения в новом социально-педагогическом аспекте педагогических идей прошлого, не потерявших свою значимость и сегодня. Подчеркивается низкая осведомленность педагогов школ, равно и как выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования, с прогрессивными идеями российских ученых-педагогов прошлого. Предлагаются некоторые пути активизации внимания участников образовательных отношений к творчеству великих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article actualizes the problems of studying, comprehending and applying pedagogical ideas of the past in a new socio-pedagogical aspect, which have not lost their significance today. The low awareness of school teachers, as well as graduates of organizations of higher and secondary vocational education, with the progressive ideas of Russian scientists and teachers of the past is emphasized. Some ways of activating the attention of participants in educational relations to the work of great teachers are proposed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ПРОШЛОГО РАДИ БУДУЩЕГО»

18. Тарских, С.Д. Педагогическая коррекция нарушений общения слабовидящих детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми в процессе подготовки к школьному обучению: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Тарских Светлана Дмитриевна. - Екатеринбург, 2004. - 22 с.

19. Чиркова, Т.И. Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях / Т.И. Чиркова // Дошкольное воспитание. - 1991.-№ 9.-С. 58-61

20. Шевцова, Т.А. Модель формирования педагогической готовности родителей дошкольников к участию в инклюзивном образовательном процессе школы / Т.А. Шевцова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2023. - Т. 8. -Выпуск 7.-С. 681-691

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Романова Галина Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ПРОШЛОГО РАДИ БУДУЩЕГО

Аннотация. Статья актуализирует проблемы изучения, осмысления и применения в новом социально-педагогическом аспекте педагогических идей прошлого, не потерявших свою значимость и сегодня. Подчеркивается низкая осведомленность педагогов школ, равно и как выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования, с прогрессивными идеями российских ученых-педагогов прошлого. Предлагаются некоторые пути активизации внимания участников образовательных отношений к творчеству великих педагогов.

Ключевые слова: педагогическое наследие великих педагогов; воспитание детей; подготовка педагогических кадров; профессиональная ориентация; педагогические взгляды Татищева, Макаренко, Ушинского.

Annotation. The article actualizes the problème of studying, comprehending and applying pedagogical ideas of the past in a new socio-pedagogical aspect, which have not lost their significance today. The low awareness of school teachers, as well as graduates of organizations of higher and secondary vocational éducation, with the progressive ideas of Russian scientists and teachers of the past is emphasized. Some ways of activating the attention of participants in educational relations to the work of great teachers are proposed.

Key words: pedagogical héritage of great teachers; upbringing of children; training of teaching staff; professional orientation; pedagogical views of Tatishchev, Makarenko, Ushinsky.

Введение. В Год педагога и наставника, это вполне понятно, чаще обращаемся к творчеству известных педагогов не только настоящего, но и прошлого. Однако, почему великое педагогическое наследие великих педагогов становится актуальным только в этот год? Дань традиции? Или стереотипа - вспоминаем в дни юбилеев, знаменательных дат?

Парадоксально, но, например, конференция, посвященная юбилею К.Д. Ушинского в одном из весьма уважаемых учреждений г. Москвы состоялась 13 марта 2023 г., т.е. в день рождения А.С. Макаренко, но о нем, о его педагогических идеях в этот день - ни слова? Почему?

Сегодня мы хотим остановить внимание уважаемого читателя, причем, как занятого профессионально в педагогической сфере, так и нет, на трех аспектах проблем образования, которые актуальны всегда и которые широко проработаны в трудах российских педагогов и общественных деятелей в разные отрезки времени. Это воспитание детей, требующих, в том числе, особой педагогической поддержки, подготовка педагогических кадров и профессиональная ориентация. В попытке решать данные проблемы мы предлагаем обратиться к наследию В.Н. Татищева, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко.

Изложение основного материала статьи. На уровне слогана сегодня звучат такие словосочетания, как «время первых», «движение первых» и т.п. Но ведь и они когда-то были первыми, например, Шацкий С.Т. с его первой педагогической лабораторией, опытной станцией. Отметим также, что если имена Макаренко и Ушинского все-таки знакомы педагогам сегодняшней школы, то о Шацком и, тем более, о Татищеве (именно о его вкладе в профессиональную подготовку), многим из них вообще ничего неизвестно. В попытке решить проблемы современного образования нет ли необходимости не «открывать заново велосипед», объявляя прошлое - прошлым, устаревшим, неактуальным...?

А что такое - современное? Когда оно начинается и кончается - это современное? Трактовать сущность данной дефиниции можно с точки зрения теорий модернизации или рассматривать как «определенную историческую ситуацию» [1, С. 78]. В первом случае «постулатом» современности будет представление о том, что современное лучше несовременного, настоящее лучше прошлого. Во втором случае современность связывается с наличием (возникновением) новых ценностей, сменяющих ценности старые, т.е. несовременные. Насколько проблемы воспитания детей устарели? Или проблема профессионального самоопределения молодежи уже решена? И нет затруднений в обеспечении качества подготовки педагогических кадров? На наш взгляд, современное - это есть эффективное сегодня в решении насущных вопросов, педагогических задач. И тогда опыт педагогов прошлых поколений, проверенный практикой жизни в непростые для страны времена, становится именно современным.

Мы провели пилотное исследование по данной проблеме в нескольких подмосковных общеобразовательных школах. Представим результаты экспресс-опроса 147 человек в Таблице.

Таблица

Результаты пилотного исследования осведомленности педагогов подмосковных общеобразовательных школ о педагогическом наследии В.Н. Татищева, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, A.C. Макаренко (в %)

Основные идеи

Ушинского К.Д. Татищева В.Н. Шацкого С.Т. Макаренко A.C.

Знакомо ли Вам имя российского деятеля, ученого 83 0 15 100

Знакомы ли Вы с основными педагогическими идеями 3 0 0 52

Если да, то применяете ли Вы в своей практической деятельности эти идеи? 0 0 0 52

В работе с родителями 0 0 0 12

В работе с детьми 0 0 0 52

В работе с педагогами 0 0 0 35

Вполне очевидно, что данные результаты не требуют комментариев. Знаем хотя бы A.C. Макаренко.

Перед нами Василий Никитич Татищев - не только создатель но и, в последствии, начальник крупнейших уральских заводов. Это талантливый ученый, государственный деятель, который глубоко интересовался проблемами образования детей, в том числе детей горнорабочих. В 1721 году он открыл две начальные школы при заводах, затем школы для обучения горному делу, латинские и немецкие в Екатеринбурге. Считал, что в школах должны не только учить, но и воспитывать. Татищев разработал Инструкцию для учителей и сам руководил их отбором: учитель должен быть добрым и честным жителем, должен быть образцом для учеников, добропорядочным, внимательным и доброжелательным [6; 10]. Особое внимание он уделял организации учебного процесса, методике обучения, учебным программам, дифференцировал их по возрасту; приоритет отдавал осмысленному пересказу своими словами, отмечал необходимость постепенного увеличения нагрузки, в зависимости от способностей.

На наш взгляд, особого внимания сегодня заслуживает то, как Татищев решал проблему подготовки профессиональных кадров. Он создал (впервые!) систему профильного многоступенчатого непрерывного профессионального образования. В его школах чтение и письмо входило в начальное образование, а потом, в зависимости от особенностей профиля, начиналось обучение арифметике, геометрии, горному делу. Таким образом, профессиональное образование базировалось на общеобразовательных предметах, этого в России еще не было. В школах Татищева (18 век!) обучение было модульным, где каждая дисциплина-модуль изучалась последовательно в определенном порядке, который он обосновал сам. Была обязательной производственная практика в цехах завода и выпускники принимались на оплачиваемые штатные рабочие места, что, несомненно, было весьма значимым для их мотивации по усвоению теории и профессионального опыта. Подобную идею затем мы найдем у К.Д. Ушинского, который огромное значение придавал именно практике будущих педагогов!

Обратимся к педагогическому наследию этого великого педагога-ученого и сквозь призму его педагогических идей постараемся увидеть, каким должен быть (стать!) современный учитель. Научный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» [9] признан в России как первый учебник по педагогике. Основные требования к профессионализму учителя Ушинский излагает в статье «О пользе педагогической литературы» [7]. «Проект учительской семинарии» [8] также содержит весьма интересные и полезные сегодня, на наш взгляд, идеи о подготовке учителя.

В работах ученого значимым является способность учителя актуализировать воспитывающий потенциал своего предмета (очень современная идея-находка! Например, подобное мы находим сегодня при разработке одного из модулей рабочей программы воспитания). Специальная педагогическая, методическая подготовка необходима не только для работы над развитием познавательной сферы учеников, она должна обеспечить грамотное целеполагание в вопросах воспитания детей разных возрастных категорий, помочь учителю руководить воспитанием каждого ребенка. И одной теории, по мнению Ушинского, здесь недостаточно - нужна практика, в процессе которой приобретается то особое, что невозможно получить, осваивая только теорию. И такая педагогическая практика для семинаристов впервые была им организована [8]. Педагогика должна стать практико-ориентированной, обучение будущих педагогов - это только основа для их дальнейшего профессионального развития и саморазвития.

Содержание программ педагогической подготовки должно следовать четко поставленной цели [3; 4]. По мнению К.Д. Ушинского, и с этим нельзя не согласиться и сегодня, эти цели, направленные на грамотное обучение, воспитание и развитие детей, могут быть выстроены только в контексте объединения педагогики с физиологией и психологией, знания психологии должны носить прикладной характер, чтобы учитель мог сделать правильные педагогические выводы.

А отсюда и требования к педагогу, не только и не столько как к учителю, а как к воспитателю, который, прежде всего, воспитан сам и непрерывно работает над своим профессионально-личностным ростом. Еще раз подчеркнем обращение ученого-педагога к природе ребенка: не отдавать приоритет дидактике, а в соответствии с возрастом уделять больше внимания детским играм, сказкам, театрализации, развивая чувственную сферу ребенка [9]. И педагога надо этому учить. А теперь обратимся к современной действительности.

Вспомним тезис Ушинского о практико-ориентированной педагогике. Знания, получаемые в вузе - основа практических навыков, приобретаемых в непосредственной деятельности в школе. Однако практика для студентов становится все более формальной: бюрократическая машина, работающая на результаты мониторинга и не дающая работать педагогам над достижением цели образовательной, не позволяет уделить должного внимания студентам-практикантам. Мотивация к совместной работе наставника и студента падает.

Обратимся к оцениванию уровня готовности выпускника к ведению трудовой деятельности. Намеренно опускаем слово «профессиональной». Образование сейчас просто высшее, не профессиональное. Что оценивать? Знание теории? А кто и как проверит практическую подготовку педагога к ведению профессиональной деятельности? Ответ очевиден - проверит школа, дети, родители. На ошибках учатся. Тестовый бум (позвольте уж так выразиться) как и сто лет тому назад захватил современную педагогику, современное образование. Тест как инструмент весьма удобен: проверим быстро, автоматически, т.к. проверяет машина, а проверяющему вовсе и не обязательно владеть тем, что он должен проверить у выпускника или студента...

В данной статье мы не ставили своей задачей рассмотрение основных идей педагогической системы К.Д. Ушинского, A.C. Макаренко и др. Для этого, вероятно, есть иное место и время. Или нет. Отмечая весомый вклад ученого в развитие педагогической мысли, тем не менее приходится признать, что времени на изучение его системы в вузах просто нет. Как, когда студенты (да и преподавателям это не помешает!) будут не просто знакомиться с идеями К.Д. Ушинского, а всесторонне, глубоко прорабатывать их. Остается только уповать на мотивацию к самообразованию.

Позволим себе предложить несколько идей в русле приобщения как студентов, так и иных участников образовательных отношений к творчеству великих педагогов прошлого и настоящего.

В тематике научных конференций, педагогических чтений, научно-практических семинаров и круглых столов должны найти преломление идеи прошлого в решении проблем сегодняшнего. Важен именно концептуально-прикладной аспект, но не реферирование в выступлениях важнейших научных работ и не пересказ тезисов известных трудов ученых. Какая польза от подробных фактах их биографии? От перечислении того, как хорош его опыт. Дайте ссылку, мы ознакомимся. А вот какие трудности при использовании этого опыта, какие проблемы и как он - этот опыт - помог решить конкретно именно в современной школе - думается, это будет интересно. Равно и как рекомендации по использованию.

Дисциплины по выбору должны углублять и расширять не только предметно-профильный сегмент учебного плана, как это бывает чаще всего, но и отражать социально-воспитательную компоненту, иллюстрирующую возможность применения исторического педагогического опыта в решении актуальных проблем образования.

В курсовых и выпускных работах студентов должна звучать прикладная направленность не только в контексте общеобразовательного предмета, но и на уровне деятельности выпускника как будущего классного руководителя, наставника, педагога-воспитателя. Работы по методике должны включать анализ опыта прошлых поколений и рассмотрение его возможностей в решении образовательных задач в настоящее время. И в этом опыт классиков отечественной педагогической мысли неоценим.

Вузы практически отказались от курса «История педагогики» (названия могут быть иные, но суть та же). Более часто в учебных планах встречаются «Современные педагогические технологии», «Инновационные педагогические технологии». Вспомним, что первый сегмент любой технологии - концептуальный. То есть, технология - это не только практика, это практика, которая опирается на теорию. Это не только «делание», но и глубокое осмысление того, почему именно так надо делать. А с теорией педагогики в вузе весьма и весьма непросто...

Считаем, что содержание программы по педагогике, входящей в базовую часть учебного плана по профилю «Педагогическое образование», должно включать необходимый и достаточный материал по истории педагогической мысли, дабы обеспечить системность освоения и анализа педагогической теории и практики, осмысления возможностей применения в современной школе.

Важна системная работа над повышением педагогической культуры учителей, родительского сообщества на основе изучения опыта великих педагогов. Именно система работы с педагогами и родителями, тщательно спланированная, отражающая потребности конкретной школы. Формы работы могут включать не только педагогические советы, но и мастер-классы, педагогические чтения, педагогические (родительские) лектории, диспуты, консультации, круглые столы, социальные проекты и т.п. Возможно, это покажется скучным, не интересным, не современным... Однако идеи A.C. Макаренко признаны европейскими странами, а что мы знаем о нем?

Весьма значима в контексте рассматриваемой проблемы диссеминация опыта школ в использовании педагогического наследия прошлого, привлечение представителей различных организаций и ведомств к сотрудничеству в решении социально-образовательных задач, в развитии духовно-нравственной культуры и гражданско-правовой ответственности молодежи.

Выводы. Что же заставляет нас вновь и вновь обращаться к творчеству великих педагогов? Педагогические находки A.C. Макаренко, К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого и многих других ученых-педагогов приобретают новое звучание в настоящее время [2; 5]. Развитие личности, и в первую очередь, ее духовно-нравственной сферы связывается с построением ее собственной иерархии ценностей - целей, формируемых под воздействием культурных традиций, индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания в семье, школе, в общении со сверстниками, самовоспитания [3; 4]. Актуальность этих идей бесспорна.

Вероятно, недостаточно принимать к сведению чьи-то научные измышления. Возможно, каждый из нас должен (хочет) сам для себя открывать «своего» Макаренко (Ушинского, Толстого, Сухомлинского...) находя в их работах то, что необходимо именно сегодня и именно ему.

Литература:

1. Алферов, A.A. Несколько слов о том, что есть «современность» / A.A. Алферов. - TERRA ECONOMICUS. - 2011. -Т.9.-№3.-С. 78-83

2. Макаренко, A.C. Книга для родителей; Лекции о воспитании детей / A.C. Макаренко. - М.: Правда, 1985. - 448 с.

3. Нечаев, М.П. Директор школы в воспитательном процессе. Монография / М.П. Нечаев, Г.А. Романова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. - 304 с.

4. Общество и образование в современной России: социокультурный контекст // Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры / под ред. Скударёвой Г.Н., Романовой Г.А. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2015.-400 с.

5. Романова, Г.А. Профилактика девиантного поведения: опыт Макаренко и современность / Г.А. Романова // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. - 2015. -Т. 1.-№ 1-1 (2015). - С. 14-15

6. Сергеев, Г.В. В.Н. Татищев - основоположник регионально-отраслевой модели студенческого профессионально-технического образования / Г.В. Сергеев // Материалы международной научной конференции 2004 года «Исторические судьбы России в научном наследии В.Н. Татищева». - Астрахань, 2004. - С. 111.

7. Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений. - М.: Издательство Академии пед. наук, 1948. - Т. 2,- С. 15-42

8. Ушинский, К.Д. Проект учительской семинарии / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений. - М.: Издательство Академии пед. наук, 1948. - Т. 2,- С. 515-554

9. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии // К.Д. Ушинский. - М.: Фаир-Пресс, 2004. - 574 с.

10. Юхт, А.И. Татищев и развитие и просвещения / А.И. Юхт // Вестник АН СССР, 1987. - № 6,- С. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.