Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HISTORICAL-PEDAGOGICAL TRAINING / PRACTICE-ORIENTED ORGANIZATION OF THE PROCESS OF HISTORICAL-PEDAGOGICAL TRAINING / SPHERES OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Александровна

В данной статье раскрывается необходимость историко-педагогической подготовки при формировании профессиональной готовности педагогов. Показана практико-ориентированная организация данного процесса. Выявлены и обоснованы дидактические единицы способствующие успешной организации осуществления целей и задач практик (перечисленных в учебном плане подготовки бакалавров психолого-педагогического образования). Раскрываютсяпримерыреализациидидактическихединиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED ORGANIZATION OF THE PROCESS OF HISTORICAL-PEDAGOGICAL TRAINING OF TEACHERS AS A CONDITION OF THEIR PROFESSIONAL READINESS TO SOCIAL-PEDAGOGIC ACTIVITY

In this article demonstrates the necessity of historical-pedagogical training at the formation of professional readiness of teachers. It shown the practice-oriented organization of this process. It indentified and substantiated the teaching units contributing to a successful organization of the achievement of aims and trainings tasks (named in the curriculum of bachelors within psychological-pedagogical education). It discloses the examples of realization of didactical units.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

структуру личности и ее компоненты: когнитивную, операционально-деятельностную, ценностно-мотивационную, что предполагает включенность в данный процесс студента с точки зрения его саморазвития, творчески активной позиции.

Таким образом, самоуправление процессом освоения компетенций возможно при вовлеченности студентов в эту деятельность, научно-методологическом сопровождении данного процесса, субъект-субъектном педагогическом взаимодействии, создании инновационного социально-образовательного пространства, использовании проектных технологий с участием студентов, оценочных процедур и инструментария, применении портфолио, эффективном сочетании теоретической и практической компонент, практики. Эмоциональная и интеллектуальная насыщенность социокультурных мероприятий позволяет создать атмосферу «диалогического взаимодействия» субъектов социально-образовательного процесса, когда продуцируются новые идеи, открываются перспективы наращивания личностного «Я», в становлении и развитии которого участвует сам студент.

Литература и источники.

1. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса//Профессиональное образование и личность специалиста. М., 2002. С.14-32.

2. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика /под ред.В.С.Леднева, Д.Н.Никандрова, М.В.Рыжакова. М.: Изд-во МПИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭН», 2002.

C.59-60.

3. Карев Б.А., Дворянкина Е.К. Условия развития духовно-нравственного потенциала студентов в системе обучения ВУЗа// Право и практика. 2013. №3. С. 76-81.

4. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань: Изд-во КШГУ, 1987. 290с.

5. Реализация компетентностного подхода в процессе гуманитарной подготовки студентов УСПО: учебно-методическое пособие /под научной ред. действительного члена РАО, д.п.н., профессора Г.В.Мухаметзяновой. Казань: Изд-во «Печать-Сервис-XXI век», C.33-40.

6. Бобиенко О.М., Сафина З.Н. Компетентностно- ориентированный подход в образовании взрослых: Учебное пособие для преподавателей. -Казань: Издательский центр Академии управления «ТИСБИ», 2004. 104с.

References and Sources

1. Bajdenko V.I., Oskarsson B. Bazovye navyki (klyuchevye kompetencii) kak integriruyushchij faktor obrazovatel'nogo processa//Professional'noe obrazovanie i lichnost' specialista. M., 2002. S.14-32.

2. Gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty v sisteme obshchego obrazovaniya. Teoriya i praktika /pod red.V.S.Ledneva,

D.N.Nikandrova, M.V.Ryzhakova. M.: Izd-vo MPI; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEHN», 2002. S.59-60.

3. Karev B.A., Dvoryankina E.K. Usloviya razvitiya duhovno-nravstvennogo potenciala studentov v sisteme obucheniya VUZa// Pravo i praktika. 2013. №3. S. 76-81.

4. Psihologicheskie i psihofiziologicheskie osobennosti studentov / Pod red. N.M. Pejsahova. Kazan': Izd-vo KSHGU, 1987. 290s.

5. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda v processe gumanitarnoj podgotovki studentov USPO: uchebno-metodicheskoe posobie /pod nauchnoj red. dejstvitel'nogo chlena RAO, d.p.n., professora G.V.Muhametzyanovoj. Kazan': Izd-vo «Pechat'-Servis-XXI vek», C.33-40.

6. Bobienko O.M., Safina Z.N. Kompetentnostno- orientirovannyj podhod v obrazovanii vzroslyh: Uchebnoe posobie dlya prepodavatelej. -Kazan': Izdatel'skij centr Akademii upravleniya «TISBI», 2004. 104s.

САФИНА ЗУЛЬФИЯ НУРМУХАМЕТОВНА - доктор педагогических наук, профессор, кафедра сервиса и туризма, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

SAFINA, ZULFIYA N. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of service and tourism? Volga state Academy of physical culture, sports and tourism (zifti@yandex.ru).

УДК 378:371.14

ИВАНОВА Е.А.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: историко-педагогическая подготовка, практико-ориентированная организация процесса историко-педагогической подготовки, сферы профессиональной деятельности.

В данной статье раскрывается необходимость историко-педагогической подготовки при формировании профессиональной готовности педагогов. Показана практико-ориентированная организация данного процесса.

Выявлены и обоснованы дидактические единицы способствующие успешной организации осуществления целей и задач практик (перечисленных в учебном плане подготовки бакалавров психолого-педагогического образования). Раскрываются примеры реализации дидактических единиц.

IVANOVA, E.A.

PRACTICE-ORIENTED ORGANIZATION OF THE PROCESS OF HISTORICAL-PEDAGOGICAL TRAINING OF TEACHERS AS A CONDITION OF THEIR PROFESSIONAL READINESS TO SOCIAL-

PEDAGOGIC ACTIVITY

Keywords: historical-pedagogical training, practice-oriented organization of the process of historical-pedagogical training, spheres of professional activity

In this article demonstrates the necessity of historical-pedagogical training at the formation of professional readiness of teachers. It shown the practice-oriented organization of this process. It indentified and substantiated the teaching units contributing to a successful organization of the achievement of aims and trainings tasks (named in the curriculum of bachelors within psychological-pedagogical education). It discloses the examples of realization of didactical units.

Перманентно происходящие изменения в системе профессионального образования, предъявление все более высоких требований к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры, провозглашение обязательности подготовки профессионально компетентного, высококвалифицированного, готового к исполнению профессиональных задач, стоящих перед ним, конкурентоспособного на рынке труда специалиста приводит к необходимости более глубокого изучения общепрофессиональных дисциплин, в частности историко-педагогического содержания.

Историко-педагогическая подготовка способствует профессиональному развитию будущего педагога путем накопления ценностно-смыслового опыта решения учебно-профессиональных задач, формирования мировоззрения, развития педагогического мышления, способствует присвоению накопленного историко-педагогического опыта в качестве профессионально и личностно значимого.

Овладение историко-педагогическими знаниями обуславливается также и федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Так, например, ФГОС ВО направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование [1] требует освоение компетенций: способность анализировать основные закономерности и этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); способность работать в коллективе, с уважением воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); готовность использовать знание разнообразных теорий воспитания, обучения и развития, основных образовательных программ для обучающихся разных возрастов: дошкольного, младшего школьного и подросткового (ОПК-4) и др.

Все вышеизложенное, позволило сформулировать следующее условие формирования профессиональной готовности педагогов: практико-ориентированная организация процесса историко-педагогической подготовки.

Практическая подготовка студентов осуществляется в рамках учебной практики (получение первичных профессиональных умений и навыков), производственной практики (получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности), производственной практики (педагогической практики), преддипломной практики. Они позволяют студентам перенять опыт у специалистов - педагогов-психологов, социальных педагогов и т.д. .

Педагогическая практика подразумевает знание идей коллективистского воспитания с использованием связи школьного коллектива с окружающим миром, общественно значимого труда и др.

Производственная практика предполагает опору на существующие историко-педагогические факты по клубной работе, на опыт по организации государством и обществом социально-педагогической деятельности и т.д. (таблица 1) [2].

Таблица 1

Практико-ориентированная организация процесса историко-педагогической

подготовки педагогов

Виды практик Цель и задачи практик Историко-педагогичес кие дисциплины Дидактические единицы

1 2 3 4

Производст венная практика (практика по получению профессион альных умений и Формирование и развитие компетенций в сфере воспитательной работы с разными категориями детей и подростков в условиях оздоровительного летнего лагеря История педагогики и образования Скаутизм и пионерское движение (О.И. Пантюхов, Г.А. Захарченко, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, М.В. Крупенина, В.А. Зорин, С.М. Риверс и др.). Вопросы физического развития и гигиены (П.Ф. Лесгафт). Принцип природосообразности (Демокрит, Платон, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский и др.) и др.

опыта профессион альной деятельност и) История психологии Формирование личности через ощущения (Э. Кондильяк). Основные проблемы детского развития в психологии. Изучение роли коллектива в развитии ребенка (Л.С. Выготский). Роль игры в развитии ребенка (Д.Б. Эльконин)

Этнопсихол огия и этнопедагог ика Фольклор, народная игра, природа как средства воспитания (Г.Н. Волоков) и др.

Производст венная практика (педагогиче ская практика) Формирование у студентов умений проектировать педагогическую работу с детьми и подростками в образовательном учреждении; навыков профессионально-этического взаимодействия педагога школы с родителями (лицами их заменяющими) ребенка; создание условий для совершенствования История педагогики и образования Роль педагога в развитии личности ребенка (Ф. Дистервег, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков и др.). Управление обучением и воспитанием (И. Гербарт, Ф. Дистервег, Н.А. Корф, И.Н. Ульянов и др.). Уважение личности ребенка (М. Монтессори, Я. Корчак, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.). Идеи трудовой школы, гражданского воспитания, самоуправления и самоконтроля учащихся, воспитания социальной активности (Д. Дьюи, У. Килпатрик, Х. Паркхерст, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, С. Френе, Я. Корчак, Г. Кершенштайнер, В. Лай, С.И. Гессен, Р. Штайнер и др.).

коммуникативных, организаторских, диагностических, проектировочных, аналитических умений и профессионально значимых личностных История психологии Метод сократической беседы. Ведущая роль педагога, родителей в формировании личности (Д. Локк). Механизм переработки знаний (Аристотель, Д. Гартли). Программа формирования оптимального социального поведения (бихевиоризм). Структура учебной деятельности (Д.Б. Эльконин) и др.

качеств Этнопсихол огия и этнопедагог ика Культура этноса в современной образовательной среде. Принципы межэтнической коммуникации: исторический аспект и др.

Производст Формирование у История Этические принципы стоиков и киников.

венная практика (практика по

получению

профессион

альных

умений и

опыта

профессион

альной

деятельност

и)

студентов собственного представления о

системе социальной защиты населения в РФ, формирование своего видения путей решения социальных проблем

педагогики и

образования

История психологии

Этнопсихол огия и

этнопедагог ика

Государственная политика защиты детей и социальное воспитание в истории России. Организация досуговой деятельности детей и молодежи, клубная работа (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий и др.). Опыт социального воспитания личности в коллективе (В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко). Педагогика среды (С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина и др.)_

Теория группового развития (У. Бенниса и Г. Шепарда). Коллективная рефлексология (В.М.Бехтерев), периодизация

психосексуального развития (З. Фрейд). Преодоление агрессивного поведения подростков (бихевиоризм). Понятия компенсации и стиля жизни (А. Адлер) и др.

Опыт решения проблемы социального сиротства в традициях различных народов

Преддиплом ная

практика

Овладение профессиональными функциями педагога, интеграция

приобретенных знаний и практики работы, отработка функциональных навыков специалиста педагогики, становление психолого-педагогической компетентности

История

педагогики

и

образования

Педагогика ненасилия (Н.К. Рерих, Л.Н. Толстой, М. Монтессори, К.Н. Вентцель). Идеи коммунарского движения (И.П. Иванов, В.А. Караковский и др.). Педагогика сотрудничества

(М.П. Щетинин, Т.И. Гончарова, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили и др.). Принцип гуманизма (Т. Мор и другие гуманисты, Я. Корчак, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.). Деятельность детских домов и других учреждений (В.Ф. Одоевский и др.), идея комплексного сопровождения ребенка (педология)

История психологии

Теория социального научения (Д.Г. Мид, Г. Салливан). Представления о связи ребенка и социума (А. Адлер). Физиологическая составляющая детского развития. Роль мотивации в развитии личности ребенка (Л.И. Божович) и др._

Этнопсихол огия и

этнопедагог ика

Этические, религиозные основы народной педагогики. Этнические аспекты

педагогической культуры

Практико-ориентированная организация изучения историко-педагогических знаний обеспечивается, во-первых, отбором содержания, при котором мы ориентируемся на возможность реализации этих знаний на практике. В нашей деятельности он воплощается в жизнь следующим образом. Преподаватель создает условия для понимания студентами того, как они могут применить историко-педагогические знания на практике (например, при изучении опыта М. Монтессори проводится параллель с современными детскими садами, работающими по ее методике). Во-вторых, используются такие формы практических занятий, на которых студенты разрабатывают проекты по реализации своих знаний и изученного опыта в работе с разными категориями клиентов в различных социокультурных условиях.

В рамках изучения дисциплины «История педагогики и образования» нами были предложены следующие темы таких занятий: «А.С. Макаренко. Опыт эмпирического моделирования социально-педагогической деятельности»; «Зарубежная педагогика и школа во второй половине ХХ в.». В последней теме студентам было предложено раскрыть те идеи западных ученых, которые они могли трансформировать для реализации в собственной педагогической деятельности [2]. Так как опора на данный принцип при отборе содержания обеспечивает его связь с жизнью и производственной практикой, то большое внимание нами уделяется соотнесению содержания процесса изучения историко-педагогических знаний и форм учебно-воспитательной работы с регулярными изменениями в экономике, культуре и общественной жизни страны и за ее рубежами. Это соотнесение можно проследить, например, в таких темах, как «Развитие школы и педагогики после Октябрьской революции», «Экспериментальные школы на рубеже XIX - XX веков» и др.

Практико-ориентированная организация историко-педагогической подготовки обеспечивает не только успешное овладение историко-педагогическим материалом, но и комплектует «методическую копилку» будущего педагога-психолога. Опора на историко-педагогический опыт позволяет, например, педагогу-психологу разрабатывать и организовывать внеклассные мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание детей, на изучение национальной культуры, фольклора, приобщение учащихся к народной педагогике, народным преданиям и верования, традициям, обычаям, обрядам. Для разработки сценариев внеклассных мероприятий педагогу потребуется актуализация знаний по таким темам, как: «Воспитание у восточных славян» - учебный курс «История педагогики и образования»; «Традиции, искусство, пример-идеал как факторы народной педагогики», «Игра, слово и общение как факторы народного воспитания», «Влияние традиционных праздников на процесс социализации детей» - дисциплина «Этнопсихология и этнопедагогика» [2].

Одной из сфер деятельности, где педагог-психолог призван к решению своих профессиональных задач, является детский дом. Нами была предложена студентам тема подготовки проекта «Применение педагогического опыта 20-30-х годов в современной профессиональной деятельности психолога-педагога». Основная функция педагога-психолога в данном учреждении - осуществление социального воспитания, для чего он может использовать накопленный в работе по данному направлению историко-педагогический опыт 20-30-х годов.

Педагогические функции социального воспитания: образовательные - направлены на получение воспитанниками определенных знаний в сфере экономики, политике, права, нравственности, психологии, а также знания бытовых, гигиенических вопросов и по ведению здорового образа жизни, то есть формирование у них компетенций во всех общественных сферах (Д. Беллерс, Ж.-Ж. Руссо, И. Гербарт, Ф. Дистервег, В.Н. Татищев, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Н.А. Семашко и др.); воспитательные - предполагающие духовно-нравственное и гражданское воспитание, формирование духовно-нравственных ориентиров (Конфуций, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, В.А. Жуковский, Ж. Кондорсе, Г. Кершенштайнер, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Ф. Дистервег и др.); развивающие -предполагающие развитие и сформированность умения устанавливать контакты, бесконфликтное общение, организовывать практические дела и мероприятия. Развитие социально активной личности, ее гражданское становление, помощь в развитии имеющегося у ребенка потенциала (И. Кант, Г. Спенсер, П. Наторп, У. Килпатрик, Х. Паркхерст, Г. Петерсен, С. Редди, А. Нейл, Б. Рассел, В. Лай, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина и др.) [2].

Во время практик студенты при работе с воспитанниками обращали внимание на то, какая реакция на те или иные методы воспитания происходит у них. Также акцентировали внимание на то, чтобы дети принимали активную позицию, то есть помогали разрабатывать различные мероприятия, вносили предложения по улучшению деятельности воспитателей и т.п. Таким образом, воспитанники получили определенные знания, у них были сформированы социоориентированные умения и в целом овладели определенными духовно-нравственными ценностями.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что в своей деятельности по осуществлению воспитания будущими педагогами-психологами в процессе историко-педагогической подготовки эффективно использовать следующие мероприятия:

Развитие самодеятельности воспитанников детского дома через организацию самоуправления. Именно детское самоуправление в интернатном воспитательном учреждении обеспечивает:

- необходимые для социализации и личностного роста детей условия жизни (большой опыт по развитию данного аспекта может дать деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны);

- создание условий для самореализации каждого ребенка в деятельности детского коллектива (о возможности и реальности этого говорили С.Т. Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, И.П. Иванов, Д. Дьюи и др.);

- формирование эмоционального комфорта в детском доме, благоприятного для личностного развития каждого ребенка (важность и необходимость этого обосновывали Ф. Прокопович, В.Ф. Одоевский, В.Я. Стоюнин, М. Монтессори, О. Декроли и др.);

- изменение стиля взаимоотношений воспитателей с воспитанниками: переход на личностно-ориентированную модель общения (огромный вклад в развитие названного положения внесли В.Ф. Одоевский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, Я. Корчак, Э. Кей, М. Монтессори, Г. Олпорт, Р. Мэй, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) [2].

Организация трудового воспитания (работа воспитанников в кружках, помощь пенсионерам-ветеранам): акция «Мы тимуровцы» (идеи С.Т. Шацкого).

В условиях детского дома воспитанники должны получить социоориентированное воспитание, которое поможет им в их будущей самостоятельной жизни. Поэтому остановимся на развитии возможностей воспитанников, включающих их знания, способности, образцы поведения, ценности конструктивно значимые для общества. К ним можно отнести умение строить гармоничные отношения между учащимися и социальной средой. Умение социального взаимодействия, приобретенное в детском доме, поможет ребенку в его будущей взрослой жизни. Реальное включение детей в многообразную жизнь детского дома, как показывает опыт 20 - 30-х годов, способствует воспроизводству социально-культурных образцов и норм общественной жизни, а также и их совершенствованию. Идея создания детского самоуправления принадлежит А.С. Макаренко. Особое место вопросу самоуправления в воспитательных учреждениях в процессе историко-педагогической подготовки психологов-педагогов уделяется в теме «А.С. Макаренко. Опыт практического моделирования социально-педагогической деятельности» курса «История педагогики и образования».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, педагог может опираться на опыт и идеи таких педагогов, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, П.П. Блонский и др., полученные в ходе изучения таких тем по дисциплине «История педагогики и образования», как «Проблема социальной среды в педагогической теории и практической деятельности С.Т. Шацкого», «А.С. Макаренко. Опыт эмпирического моделирования социально-педагогической деятельности», «Опыт В.Н. Сорока-Росинского по воспитанию социально активной личности в коллективе».

Большую роль играет педагог-психолог в детском образовательном учреждении. Основной целью данного специалиста в дошкольном учреждении является способствование успешной социализации ребенка. Для организации собственной деятельности в дошкольном общеобразовательном учреждении психолог-педагог может опираться на опыт и идеи таких ученых и педагогов, как Ф. Фребель, М. Монтессори, Н.К. Крупская, А.М. Горький [3, 4, 5] и других, внесших вклад в развитие теории и методики дошкольного образования.

В рамках работы по направлению «Просвещение родителей и педагогов» студенты -практиканты использовали следующие формы работы: лекции, беседы, индивидуальные и групповые консультации. Например, для подготовки лекции педагогам «Значимость сензитивного периода развития» они опирались на теорию М. Монтессори, которая отмечала, что никогда более ребенку не удаётся так полноценно, радостно и быстро научиться чему-либо, кроме как в надлежащий сензитивный период. Темы лекций и бесед с родителями были

следующие: «Ребенок и его потребности», «Наказывать или нет?», «Успешный ребенок», «Поговорим о порядке» и т.д.

Кроме названных выше сфер деятельности, распространенной является работа педагога-психолога с семьей, которая многоаспектна и имеет свою специфику. Основой для выстраивания собственной педагогической позиции в работе по данным направлениям могут стать историко-педагогические знания. Например, знание теории семейного воспитания П.Ф. Лесгафта. Знание педагогических взглядов на вопросы семейного воспитания и проблем семьи П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, В.П. Острогорского и др., на взаимодействие школы и семьи в осуществлении семейного воспитания А.С. Макаренко.

Еще одной из сфер профессиональной деятельности педагога-психолога являются службы культурного досуга (дома культуры, подростковые клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, игровые площадки и др.). Наиболее распространенной сферой являются клубы. Одним из приоритетных направлений в клубной деятельности выступает гражданско-патриотическое воспитание. Изучение и обобщение исторических событий, историко-педагогического опыта позволяют педагогу-психологу разработать основные направления, формы, приемы, способы воспитательной работы в патриотическом клубе.

Планирование и реализация работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания является одной из задач специалиста в области психолого-педагогической деятельности. «Незнание прошлого, - как отмечал французский историк М. Блок, - не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем» [6]. Следовательно, реализация этой задачи на этапе проектирования будет более успешной при опоре на историко-педагогические знания.

Таким образом, историческое знание способствует развитию таких значимых профессиональных качеств педагога-психолога, как высокий уровень образованности и общей культуры, компетентность в области социальных проблем в их исторической ретроспективе, ответственность, основательность и высокая нравственность. Ценностно-смысловой опыт, приобретенный в ходе изучения историко-педагогического материала, позволяет педагогу выступать субъектом собственной деятельности. Применение историко-педагогических знаний в педагогической практике позволяет ему более качественно строить и осуществлять свою работу.

Мы ориентировали организацию процесса изучения историко-педагогического материала на формирование у студентов знаний, умений и поведения в их единстве. Данное педагогическое условие может быть реализовано при изучении любой темы. Хотелось бы отметить, что возможности его применения на лекционных занятиях невелики, т.к. лекции не требуют от студентов большой активности, однако практикоориентированность весьма эффективна на практических занятиях, когда преподаватель использует разнообразные активные организационные формы (тематические викторины, брейн-ринг и т.п.).

Подводя итог, можно отметить: для успешного осуществления процесса историко-педагогической подготовки педагогов-психологов необходимо ориентировать его на формирование у студентов знаний, умений и поведения в их единстве с опорой на историко-педагогический материал, что реализуемо при изучении любой темы.

Литература и источники

1. Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/71309970/#text#ixzz4z4eqFyLv (дата обращения 21.11.2017)

2. Иванова Е. А. Формирование профессиональной готовности социальных педагогов в процессе изучения историко-педагогических знаний: дис... канд. пед. наук. Чита, 2012. 186 с.

3. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. [Электронный ресурс] // URL: http://kinder-garten.narod.ru/Montessori2.html (дата обращения 21.11.2017)

4. Монтессори, М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. М.: Карапуз, 2009. 187 с.

5. Амфитеатров, А.В. Жизнь человека неудобного для себя и для многих. В 2-х тт. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

6. Константинов, Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н Медынский, М.Ф. Шабаева. 5-е изд. М.: Просвещение, 1982. 447 с.

References and Sources

1. Sistema GARANT: [EHlektronnyj resurs] // URL: http://base.garant.ru/71309970/#text#ixzz4z4eqFyLv (data obrashcheniya 21.11.2017)

2. Ivanova E. A. Formirovanie professional'noj gotovnosti social'nyh pedagogov v processe izucheniya istoriko-pedagogicheskih znanij: dis... kand. ped. nauk. CHita, 2012. 186 s.

3. Montessori M. Dom rebenka: Metod nauchnoj pedagogiki. [EHlektronnyj resurs] // URL: http://kinder-garten.narod.ru/Montessori2.html (data obrashcheniya 21.11.2017)

4. Montessori, M. Samovospitanie i samoobuchenie v nachal'noj shkole. M.: Karapuz, 2009. 187 s.

5. Amfiteatrov, A.V. ZHizn' cheloveka neudobnogo dlya sebya i dlya mnogih. V 2-h tt. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2004.

6. Konstantinov, N.A. Istoriya pedagogiki: Uchebnik dlya studentov ped. in-tov / N.A. Konstantinov, E.N Medynskij, M.F. SHabaeva. 5-e izd. M.: Prosveshchenie, 1982. 447 s.

ИВАНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент Амурского государственного университета.

IVANOVA, ELENA A. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Amur State University (2009_irbis@mail.ru)

УДК 37.013.73

РОЩУПКИН В.Г. РОЛЬ КРОСС-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Ключевые слова: культура, кросс-культурный потенциал, культурный потенциал, понимание, смысл, ценность.

В статье исследуется проблема содержания кросс-культурного потенциала человека, как части культурного потенциала. Обосновывается значимость понимания как основополагающей, интегративной характеристики кросс-культурного потенциала субъекта культуры, анализируется роль кросс-культурного потенциала в развитии современного общества. Показано, что способность человека принимать содержание и формы культуры другого народа позволяет участвовать в совместной культурной деятельности, обогащающей и развивающей его. Ведущее значение здесь имеет становление позитивного отношения к иной культуре, к межкультурным различиям. Однако для понимания и принятия других надо уважать собственную культуру, быть уверенным в ее ценном и позитивном значении.

ROSHCHUPKIN, V.G.

ROLE OF CROSS-CULTURAL POTENTIAL OF THE SUBJECT IN THE DEVELOPMENT OF THE MODERN SOCIETY

Keywords: Culture, cross-cultural potential, cultural potential, understanding, meaning, value.

In the article researched the problem of the content of the cross-cultural potential of a person as part of the cultural potential. It substantiated the significance of understanding as a basic, integrative characteristic of the cross-cultural potential of the subject of culture, analyzed the role of cross-cultural potential in the development of modern society. It is shown that a person's ability to accept the content and forms of culture of another people allows participating in a joint cultural activity that enriches and develops it. Leading importance here is the emergence of a positive attitude to a different culture, to intercultural differences. However, for understanding and accepting others, it necessary the respect own culture, be sure in its valuable and positive meaning.

Современные тенденции развития общества, характеризующиеся, в том числе, процессами глобализации, информатизации жизни человека, предполагают соответствующие изменения и в его «картине мира», отношении к себе и другим. Сегодня восприятие мира невозможно без понимания представителей иных культур, их взглядов и обычаев. Часто этому препятствуют психосоциалные предрассудки, характерные для представителей той или иной нации. Но лишь преодоление их является условием достижения поистине глобального мира. Было время, когда внутриплеменное единство было необходимо для выживания человека как вида. Но в современном обществе, располагающим средствами массового уничтожения, узкогрупповая солидарность с ее тенденцией отрицания полноценности других народов представляет серьезную угрозу человечеству. В настоящее время жизненно необходимым становится признание существования социальных систем, основанных на иных ценностях и принципах. Важно прийти к пониманию носителей других культур, а не оценивать их поведение в рамках собственной социальной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.