Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СМЫСЛОВ В АНТРОПОМОРФНОЙ И АРТЕФАКТНОЙ МЕТАФОРАХ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВА'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СМЫСЛОВ В АНТРОПОМОРФНОЙ И АРТЕФАКТНОЙ МЕТАФОРАХ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метафора / метафорическая модель / эмоционально-оценочная функция метафоры / metaphor / metaphorical model / evaluative metaphor function

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М. И. Абдыжапарова, Т. В. Федосова, Т. Ю. Сомикова

Исследование посвящено анализу оценочного компонента антропоморфных и артефактных метафор в поэтических текстах современного российского поэта Владимира Андреева, отражающих характер взаимодействия человека с окружающей действительностью. В ходе анализа выявлены способы репрезентации различных явлений в авторской картине мира с позиций современных когнитивных исследований, а также изучены доминантные метафоры и метафорические модели, характерные для его творчества, и определены их функции. В ходе анализа сделаны следующие выводы: В. Андреев одушевляет и превозносит природу, оценивая ее исключительно положительно, а объекты технического прогресса, такие как компьютер, порицает и подчеркивает их враждебность через обращение к негативнооценочным средствам выразительности. Также с помощью метафор поэт раскрывает свое отношение к самому себе, к родине, к свободе и переменам в обществе, что характерно для авторов, пишущих верлибром, поскольку в их произведениях поднимаются общественно значимые темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This research is an analysis of the evaluative component of anthropomorphic and artifactual metaphors in the poetic texts of modern poet Vladimir Andreev, which reflect the nature of a human interaction with the world around. The analysis allows us to reveal the ways of representing various phenomena in the author's worldview from the standpoint of modern cognitive research, as well as to study the dominant metaphors and metaphorical schemes characteristic of his texts and determine their role and function. The analysis resulted in the following conclusions: V. Andreev personifies and extols nature, expressing a positive evaluative meaning, and condemns objects of technical progress, such as the computer, and emphasizes their hostility, expressing a negative evaluative meaning. Also, with the help of metaphors, the poet reveals his attitude towards himself, towards his homeland, towards freedom and changes in society, which is typical of the authors writing in free verse, since their poems often raise publicly significant topics.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СМЫСЛОВ В АНТРОПОМОРФНОЙ И АРТЕФАКТНОЙ МЕТАФОРАХ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВА»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СМЫСЛОВ В АНТРОПОМОРФНОЙ И АРТЕФАКТНОЙ МЕТАФОРАХ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВА

М. И. Абдыжапарова, Т. В. Федосова, Т. Ю. Сомикова

Ключевые слова: метафора, метафорическая модель, эмоционально-оценочная функция метафоры.

Key words: metaphor, metaphorical model, evaluative metaphor function.

DOI 10.14258/filichel(2024)2-12

Метафора как механизм образного переосмысления одного явления посредством другого является ведущим стилистическим приемом и ключевым способом рассуждения, категоризации и оценки мира, позволяющим объяснить абстрактные явления, а также раскрыть сущность описываемого понятия и выразить оценку. Метафоричность — главное свойство, отличающее художественное произведение, в частности поэтический текст, которое играет ключевую роль в создании образности в тексте.

Главная функция метафоры заключается в раскрытии глубинных смыслов в тексте. Функции метафор варьируются в разных типах текста: в научном — уточняющая и конкретизирующая [Алексеев, 2002; Баранов, 1992], в поэтическом тексте — оценивающая и характеризующая [Арутюнова, 1990]. Метафоры во всех типах текста выполняют эстетическую функцию, а также выражают авторскую оценку предметов, явлений, ситуаций. Поскольку понятийная сфера человеческого мышления неразрывно связана с выражением оценочных смыслов, метафора служит инструментом и механизмом выражения данных смыслов. Писатели и поэты прибегают к метафорам, чтобы с их помощью отразить свое видение мира и дать свою оценку происходящим вокруг событиям и процессам.

Вслед за А. П. Чудиновым мы опираемся на структурную классификацию метафор и рассмотрим антропоморфную и артефактную мета-

форы [Чудинов, 2004, с. 94] в их корреляции с основными тематическими направлениями творчества В. Андреева (2013), а также их роль в раскрытии аксиологического аспекта творчества поэта. Таким образом, целью данной статьи является выявление авторских оценочных смыслов в метафорах путем анализа поэтической макросистемы В. Андреева. Научная новизна работы обусловлена раскрытием оценочного компонента, актуализированного в авторских метафорах, отражающего своеобразие авторского мировоззрения, а также заключается в выявлении метафорических моделей в поэтической микросистеме (цикле стихов) автора.

Владимир Петрович Андреев — современный поэт, который относится к сибирским и уральским поэтам, чьи произведения написаны верлибром, представляющим форму вольного стиха, которая сочетает стих и прозу. Данный способ стихосложения был характерен для поэзии У. Уитмана, А. Блока, А. Фета. Таким же стилем сегодня пишут А. Клю-чанский (Омск), М. Вагатова (Ханты-Мансийск), Е. Касимов (Екатеринбург), В. Балабан (Челябинск). Главной особенностью свободного стиха является намеренный отказ от рифмы, слогового метра, изотонии, изо-силлабизма и регулярной строфики. В данном типе стиха главная роль принадлежит звучанию, которое близко к естественной речи, что осуществляется с помощью употребления многосложных слов, разговорных оборотов или, наоборот, книжных клише и штампов [Казарин, 2012; Па-толятов, 2019, с. 317].

Верлибр является проявлением альтернативного поэтического дискурса с элементами автономной (то есть независимой от основных систем стихосложения) структуры [Ковалев, 2013, с. 17] и часто основывается на опыте англо-американского верлибра [Пустогаров, 2015, с. 142]. Поскольку в поэтическом тексте любые языковые элементы речевого уровня могут возводиться в ранг значимых и приобретать семантический характер, получая дополнительные значения [Лотман, 1996, с. 65], в свободном стихе авторы создают глубокие образы, наполненные новыми смыслами. В современном свободном стихе индивидуальные различия творческих манер разных авторов выглядят значительно заметнее, чем в стихе традиционном [Орлицкий, 1996, с. 330].

В произведениях В. Андреева философски осмыслены многие концепты языковой картины мира российского человека: ЛЮБОВЬ, РОДИНА, ПРИРОДА, ВЛАСТЬ, САМОСОЗНАНИЕ НАРОДА. Автор критически осмысливает политические, этнические и культурные процессы в стране. Так, осмысливая цифровизацию, он говорит о том, что цифровой мир подавляет человека и чужд его жизненной позиции.

Метафора сегодня считается ключевым тропом, характерным для поэтического текста, создающим образное сравнение [Блэк, 1990]. Постоянным признаком поэтического языка является его эстетическая или поэтическая функция. Метафора, выполняя эмоционально-оценочную функцию, представляет собой средство воздействия на адресата, а также основополагающий источник оценочности. Исследование глубинных смыслов, заложенных в метафоричности художественных текстов, предполагает декодирование метафор.

Метафорическое моделирование как один из наиболее верных способов восстановления процессов концептуализации и категоризации, было предложено Дж. Лакоффом и М. Джонсоном [Lakoff G., Johnson M.]. При моделировании происходят следующие процессы:

1. По мере того как автор интуитивно ищет образ, происходит логический процесс адаптации к представлению модели объекта. В итоге появляется метафорическая модель, которую можно объяснить.

2. Признаки, на которые указывает автор при образовании метафор, имеют большое значение, но лишь ассоциативные связи помогают «нарисовать» исходный образ предмета / объекта.

Рассмотрим оценочные смыслы и метафорические модели, которые были заложены В. Андреевым в цикл верлибров «Менситовские дубы»1.

Метафора, выполняя эмоционально-оценочную функцию, является средством воздействия на адресата, а также основополагающим источником оценочности, поскольку в ее основе лежит сопоставление. Рассмотрим метафоры, метафорические схемы, на которых они базируются, и оценочные смыслы, встречающиеся в произведениях В. Андреева. В его произведениях встречаются все типы метафор (натуроморфная, социоморфная, антропоморфная и артефактная), но в данной статье исследуются антропоморфная и артефактная метафоры.

Антропоморфная метафора широко используется автором в сборнике «Менситовские дубы» (более 50 метафор данного типа). Такие абстрактные понятия, как правда и ложь, в произведениях автора сравниваются с частями тела человека, а именно частями головы: «затылок правды» (с. 7) (правда воспринимается как человек, который отвернулся и виден лишь затылок). В стихотворении «Наш путь» правда представлена как «крутолобая» (синоним слова «округлая») (с. 8). Вероятнее всего, автор хочет показать, что ложь обтекаема в сравнении с «прямотой» правды. По мнению автора, она сильная, так как бросается в глаза.

Здесь и далее ссылки на страницы даны по изданию: Андреев В. П. Менситовские дубы: Избранное. Екатеринбург, 2013.

Автор использует метафорические модели ПРАВДА — ЭТО ЧЕЛОВЕК, ЛОЖЬ — ЭТО ЧЕЛОВЕК.

Проанализируем ключевые метафоры из стихотворений «Язык детства», «Эра нулей», «Бунт высокомерного компьютера» (Владимир Андреев. Менситовские дубы: Избранное. 2013), в которых автор выражает отношение к природе и техническому изобретению человека. Поэт считает, что природа и природные явления идут на контакт с человеком, понимают его, имеют силу. Например, солнце «также нежно, как мама, и мы с ним тихо шептались», «огурцы играли ... в прятки», «огурцы ... выходили навстречу», «цветы были удивительно приветливы» (с. 12). Данные метафоры представлены автором в стихотворении «Язык детства».

В стихотворении «Эра нулей» (с. 22) автор обращается к солнцу с приветствием: «Здравствуй, Солнце.», его сила «держит под контролем свое беспокойное стадо», оно «понимающе кивает головой». По мнению автора, к солнцу можно обратиться как к личности, и оно в ответ поймет человека.

Следующие случаи употребления метафор также указывают на то, что природа для Андреева одухотворена и он воспринимает ее как личность. Например:

1. «Идет по делам куда-то неспешно толстая с одышкою луна»; «Тишина по уставу сторожит и лунный свет и себя» (Бессонница. С. 41);

2. Простор «.встречает тебя как блудного сына» (Священный простор. С. 44);

3. Данная метафора используется и в отношении деревьев и времен года: «Белая сирень, словно бабушка, сердце успокаивает мое» (с. 52); автор с сожалением пишет о том, что люди, ссылаясь на хворь, не желают «.полюбоваться модной одеждой неприступных деревьев» (Каприз. С. 55); В стихотворении «Осеннее» он пишет, что «...у осени скверный характер» (с. 30). Отдельное произведение он посвятил августу, когда на деревьях «.возмужала кора,листья отпраздновали зрелость» (с. 68);

4. Автор посвящает листьям целое стихотворение, в котором использует антропоморфную метафору, и наделяет их человеческими качествами; листья могут испытывать одиночество: «Что касается одиноких листьев» (с. 75), они подвержены предательству: «Они не проклинают своих веток, предавших их» (с. 75). Деревья, которые взращивают молодые побеги листьев, он сравнивает с человеческой способностью рождать и вынашивать потомство: «где, как в чреве матери, толкается новый липкий листок» (там же).

В результате анализа данных примеров выявляется следующая метафорическая модель, используемая В. Андреевым: ПРИРОДА (РА-

СТЕНИЯ, ЦВЕТЫ, ДЕРЕВЬЯ, ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ) — ЭТО ЧЕЛОВЕК.

В стихотворениях «Веники», «В родной избе» автор пишет о родных местах, о своем доме. Родная деревня воспринимается им как пространство, которое охраняют ангелы, поэтому «дурные мысли и дурная кровь не живут» в нем (с. 17). Автор воспринимает небо родной деревни как человека, который «отдыхает от облаков» (с. 18). Описывая жизнь в родной деревне, он рассказывает о том прекрасном времени как о райском, где они «жили в обнимку с полями,рекой, землей...» (с. 32). Таким образом, родина для него — это райский уголок, где можно отдохнуть, где нет никаких бед и никакого зла. Также автор сравнивает сердце поэта с зеркалом (с. 7).

Андреев «очеловечивает» и свою родную реку Волгу. Для иллюстрации можно привести пример отрывка из стихотворения «Волга».

«.О, колдовская вода бессмертной родины!

Ты и мать, и любимая.

На чужбине ты напоминаешь о себе

слезами тоски,

при встрече ласкаешь слезами любви.

... сколько раз утешала меня, развевала мои горести...

Ты угощала меня самой вкусной рыбой,

подарила в половодье лес для новой избы» (с. 66).

Метафорические модели в стихотворениях на данную тему представлены следующими элементами: РОДИНА (РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ) — ЭТО ЧЕЛОВЕК, РОДНАЯ РЕКА — ЭТО ЧЕЛОВЕК.

Посредством антропоморфной метафоры автором «очеловечиваются» следующие объекты: дом, огонь, животные. Например: «...родительский дом сам напросился на дрова и вынужден греть чужую избу», «... выбритый огонь бросает в прожорливую пропасть детские сны.», огонь «.словно старый поэт»; «А на реке веснами ... будут плакать лягушки от неразделенной любви,... в чьем-то доме будет сердиться муха на чисто вымытое окно; белые вьюги... будут петь и петь о любви» (Зола. С. 52).

Концепт РОДИНА встречается в стихотворениях «Предостережение» и «Думы о родной деревне». Автор любит свою родину и негативно относится к тем, кто равнодушен к ней, не заботится о ее будущем благополучии и не печется о настоящем. Он сравнивает их с наркоманами: «Зачем им беспокоиться об очередной перезагрузке родины, если по венам течет героин равнодушия?!» (с. 64). Людей, которые, не возмущаясь, продают и отдают родину, он называет «покорными дворняжками» (с. 64).

Часто автором используется прием, когда в одном произведении один и тот же объект описан двумя типами метафор. Благодаря антропоморфной метафоре действительность предстает через ассоциации с человеком (его телом, внутренним миром, качествами). Артефактная метафора дает возможность рассматривать объекты действительности через предметы и вещи, созданные руками человека. Например, сердце поэта описано с помощью антропоморфной и артефактной метафор. Сердце поэта «говорит всем и каждому», «люди не нуждаются в волшебном зеркале — сердце поэта» (с. 7). В первом случае сердце поэта сравнивается с человеком, который что-то говорит (антропоморфная метафора), а во втором примере оно сравнивается с таким предметом, как «зеркало».

В произведении «Мой язык» можно проследить и отношение автора к своему собственному языку. Он — знамя, его песни, навеянные природой, передают и радость, и печаль, в нем живут эмоции народа, а он живет в хрустальном перезвоне звезд (с. 82). Концепт ЯЗЫК также описан автором с помощью двух вышеупомянутых метафор.

Когда автор пишет о компьютере, он не только выражает негативное отношение к этому предмету, но также и компьютер, по его мнению, недружелюбен по отношению к человеку. В стихотворении создано напряженное настроение: невидимый ум компьютера «заигрывает, пригласил на беседу, обзывает бедняком, не подает руки» (с. 14, 15), «знаком, но другом не назовешь» (с. 15). В данном контексте реализуется метафорическая модель КОМПЬЮТЕР — ЭТО ЧЕЛОВЕК.

В. Андреев также описывает восприятие себя самого в настоящий момент и во временной перспективе. Писатель выражает надежду на то, что его стихи когда-то будут читать потомки. В стихотворении «Упражнения для лица» он пишет, что его «лицо — ...загадочное письмо потомкам», оно «.как надежно горящий факел» (с. 56). Он говорит о том, что в нем живет душа безымянного солдата и потому он является «желанным подарком справедливых небес» (с. 73), так как носит в себе память и печаль по тому подвигу, который был совершен солдатами. В стихотворении «О смысле вещей» он пишет: я — «путаная диаграмма» (с. 80), я — «изрешеченная мишень» (с. 80), «я — камешек без названья» (с. 82).

Антропоморфная и артефактная метафоры выполняют основную функцию — эмоционально-оценочную, выражая авторское мнение относительно различных понятий, «опредмечивание» абстрактных понятий с экспланаторной целью.

Исследовав языковой материал, представленный в творчестве Владимира Андреева, можно сделать следующие выводы.

В поэтической макросистеме В. Андреева широко используется метафора как средство оценки действительности. Использование антропоморфной и артефактной метафор зависит от контекста, определяется коммуникативной целью автора. Метафорические модели образуются в результате взаимодействия концептов ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК, АБСТРАКТНОЕ ПОНЯТИЕ (ПРАВДА, ЛОЖЬ, РОДИНА) и ЧЕЛОВЕК, а также ПОЭТ и АРТЕФАКТ.

В результате анализа языкового материала поэтической макросистемы В. Андреева можно выделить основные метафорические модели, используемые автором: ПРАВДА — ЭТО ЧЕЛОВЕК, ЛОЖЬ — ЭТО ЧЕЛОВЕК (затылок правды, профиль лжи, крутолобая ложь), РОДИНА — ЭТО ЧЕЛОВЕК (родина и мать, и любимая, встречает слезами любви), ДУША — ЭТО ЧЕЛОВЕК (ходит душа в стороне знакомой), ПРИРОДА — ЭТО ЧЕЛОВЕК (луна идет по делам, лягушки плачут, вьюги поют о любви, у осени скверный характер), СОВЕСТЬ — ЭТО ЧЕЛОВЕК.

Оценка автором технического прогресса выражается посредством метафорической модели КОМПЬЮТЕР — ЭТО ЧЕЛОВЕК.

Один и тот же концепт может быть представлен в произведениях В. Андреева разными типами метафор. Например, СЕРДЦЕ ПОЭТА — ЭТО ЧЕЛОВЕК (оно «говорит» нелицеприятные слова), СЕРДЦЕ ПОЭТА — ЭТО АРТЕФАКТ (оно, как зеркало, отражает все человеческие недостатки).

Артефактные метафоры образуются с помощью ряда моделей: ЯЗЫК — ЭТО ЗНАМЯ, ПОЭТ — ЭТО ПИСЬМО, ПОЭТ — ЭТО ДИАГРАММА, ПОЭТ — ЭТО МИШЕНЬ, ПОЭТ — ЭТО ПОДАРОК, ПОЭТ — ЭТО КАМЕНЬ.

Библиографический список

Алексеев К. И. Метафора в научном дискурсе // Психологические исследования дискурса. М., 2002.

Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990.

Баранов Г. С. Научная метафора: модельно-семиотический подход // Современные лингвофилософские концепции и метафоры. Кемерово, 1992.

Блэк М. Теория метафоры. М., 1990.

Каргаполов Е. П., Абдыжапарова М. И. Свободный стих в произведениях А. Ключанского, Н. Александровой // Столыпинский вестник. 2023 № 6. URL: https://stolypin-vestnik.ru/stolypinskij-vestnik-6-2023

Казарин Ю. Культура поэзии: непобедительный верлибр // Урал. 2012. № 11. URL: http://uraljournal.ru/work-2012-11-913

Ковалев П. А. Русский верлибр XX века и проблемы его изучения // Уральский филологический вестник. 2013 № 2. URL: https://kpfu.ru/staff_ files/F2001089788/uralskij.vestnik.pdf

Лотман М. Ю. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.

Орлицкий Ю. Б. Стихотворные идиостили мастеров русского верлибра // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. 2022 № 1. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48555730_94284036.pdf

Патолятов Д. А. Метроритмическая организация верлибра и его периферия на примере поэзии Игоря Холина // Преподаватель XXI века. 2019. № 3-2. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41121615_77741372.pdf

Пустогаров А. Украинский верлибр как ключ к переводам на русский верлибра английского и американского // Вестник МГЛУ. 2015. № 11 (722). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39244337_76863839.pdf

Чудинов А. П. Когнитивно-дискурсивное исследование политической метафоры // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов, 2004. № 1 (001).

Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By, Chicago: University of Chicago Press, 2003.

Источник

Андреев В. П. Менситовские дубы: Избранное. Екатеринбург, 2013.

References

Alekseev K. I. Metafora v nauchnom diskurse. [Metaphor in the Scientific Discourse]. In: Psihologicheskie issledovanija diskursa. [Philosophical Research of Discourse]. Moscow, 2002.

Arutjunova N. D. Metafora i diskurs. [Metaphor and Discourse]. In: Teorija metafory. [Theory of Metaphor]. Moscow, 1990

Baranov G. S. Nauchnaja metafora: model'no-semioticheskijpodhod. [Scientific Metaphor: Model and Semiotic Approach]. In: Sovremennye lingvofilosofskie koncepcii i metafory. [Modern Linguistic and Philosophical Concepts and Metaphors]. Kemerovo, 1992.

Kargapolov E. P., Abdyzhaparova M. I. Svobodnyj stih v proizvedenijah A. Kljuchanskogo, N. Aleksandrovoj. [A Free Poem in the Works by A. Kluchansky and N. Alexandrova]. In: Stolypinskij vestnik. [Stolypin Bulletin]. 2023. No. 6. URL: https://stolypin-vestnik.ru/stolypinskij-vestnik-6-2023

Kazarin Yu. Kul'tura poezii: nepobeditelnyj verlibr. [Poetry Culture: Unconquerable Free Verse]. In: Ural [Ural]. 2012. No. 11. URL: http://uraljournal. ru/work-2012-11-913

Kovalev P. A. Russkij verlibrXXveka iproblemy ego izucheniya. [Russian Free Verse ofthe 20th Century and the Problems of Its Study]. In: Ural'skij filologicheskij

vestnik. [Ural Philological Bulletin]. 2013. No. 2. URL: https://kpfu.ru/staff_files/ F2001089788/uralskij.vestnik.pdf

Lotman M. Yu. Opoetah ipoezii. [On Poets and Poetry]. St. Petersburg, 1996. Orlickij Yu. B. Stihotvornye idiostili masterov russkogo verlibra. [Poetic Individual Styles of Masters of Russian Free Verse]. In: Trudy instituta russkogo yazyka im. V. V. Vinogradova. [Works of the Institute of the Russian Language Named after V. Vinogradov]. 2022. No. 1. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_48555730_94284036.pdf

Patolyatov D. A. Metro-ritmicheskaya organizaciya verlibra i egoperiferiya na primere poezii Igorya Holina. [Metric and Rythmic Organization of Free Verse and Its Periphery Using the Case Study of Igor Kholin's Poetrry]. In: Prepodavatel' XXIvek. [Instructor of the 21st Century]. 2019. No. 3-2. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_41121615_77741372.pdf

Pustogarov A. Ukrainskij verlibr kak klyuch k perevodam na russkij verlibra anglijskogo i amerikanskogo. [Ukranian Free Verse as a Key to Translation into Russian of Free Verse of English and American]. In: Vestnik Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. [Bulletin of Moscow State Pedagogical University]. 2015. No. 11. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_39244337_76863839.pdf

Chudinov A. P. Kognitivno-diskursivnoe issledovanie politicheskoj metafory. [Cognitive and Discoursive Study of the Political Mataphor]. et® Voprosy kognitivnoj lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics]. Tambov, 2004. No. 1 (001).

Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 2003.

Source

Andreev V. P. Mensitovskie duby: Izbrannoe. [Mensitovsky Oaks: Selected Works]. Ekaterinburg, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.