Научная статья на тему 'МЕТАФОРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СТИХОТВОРЕНИЯХ В ПРОЗЕ: ОБРАЗЫ ГОРОДА И МИРА'

МЕТАФОРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СТИХОТВОРЕНИЯХ В ПРОЗЕ: ОБРАЗЫ ГОРОДА И МИРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
65
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗАИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА / СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ / ТРОП / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вилкова Александра Викторовна

В статье рассматривается фрагмент картины мира современного человека, воссозданный в метафорах в жанре стихотворений в прозе авторов рубежа XX-XXI вв. Жанр стихотворений в прозе, или лирических прозаических миниатюр, живёт в современной поэзии, о чём свидетельствуют антологии Ю. Б. Орлицкого и Д. Кузьмина. Метафора же, являясь одним из признаков жанра, вместе с тем рассматривается в современной лингвистике как когнитивный инструмент, формирующий русскую языковую картину мира. Современный человек, живущий в городе, пытается осознать своё место в мире, понять себя и выстроить взаимоотношения с окружающими явлениями. Это стремление лежит в основе механизма рождения метафор, а желание запечатлеть момент жизни, осмыслить его реализуется в жанре стихотворений в прозе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORS IN MODERN PROSE POEMS: IMAGES OF THE CITY AND THE WORLD

The article examines a fragment of the picture of the world of modern man, recreated in metaphors in the genre of poems in prose by authors of the turn of the XX-XXI centuries. The genre of poems in prose, or lyrical prose miniatures, lives in modern poetry, as evidenced by the anthologies of Y. B. Orlitsky and D. Kuzmin. Metaphor, being one of the signs of the genre, is at the same time considered in modern linguistics as a cognitive tool that forms the Russian language picture of the world. A modern person living in a city is trying to realize his place in the world, understand himself and build relationships with surrounding phenomena. This aspiration is the basis of the mechanism of the birth of metaphors, and the desire to capture the moment of life, to comprehend it is realized in the genre of poems in prose.

Текст научной работы на тему «МЕТАФОРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СТИХОТВОРЕНИЯХ В ПРОЗЕ: ОБРАЗЫ ГОРОДА И МИРА»

Метафоры в современных стихотворениях в прозе: образы города и мира

Вилкова Александра Викторовна,

аспирант, кафедра русского языка и методики преподавания филологических дисциплин, Московский городской педагогический университет E-mail: vilkovaalex@mail.ru

В статье рассматривается фрагмент картины мира современного человека, воссозданный в метафорах в жанре стихотворений в прозе авторов рубежа XX-XXI вв. Жанр стихотворений в прозе, или лирических прозаических миниатюр, живёт в современной поэзии, о чём свидетельствуют антологии Ю.Б. Ор-лицкого и Д. Кузьмина. Метафора же, являясь одним из признаков жанра, вместе с тем рассматривается в современной лингвистике как когнитивный инструмент, формирующий русскую языковую картину мира. Современный человек, живущий в городе, пытается осознать своё место в мире, понять себя и выстроить взаимоотношения с окружающими явлениями. Это стремление лежит в основе механизма рождения метафор, а желание запечатлеть момент жизни, осмыслить его реализуется в жанре стихотворений в прозе.

Ключевые слова: метафора, лирическая прозаическая миниатюра, стихотворение в прозе, троп, языковая картина мира.

о с

CJ со

Языковая картина мира современного человека отражается в метафорах, присущих стихотворениям в прозе как жанру. Метафора - когнитивный инструмент, формирующий русскую языковую картину мира, о чём пишут в своих исследованиях такие учёные, как А.П. Чудинов [7] и З.И. Резанова [5]. Материалом для анализа в данной статье являются миниатюры Л. Костюкова, Б. Колымагина, К. Кобрина, Г. Ермошиной, А. Крестовиковского, Г. Сапгира, С. Щёкина, Ю. Цаплина, А. Урицкого, М. Зятина, К. Королевой, И. Кецельмана, Е. Воробьевой, С. Круглова и др., собранные в антологиях Ю.Б. Орлицкого [4] и Д. Кузьмина [2]. Метафоры, присущие русскому мировидению, реализуются на современном этапе в специфических образах города,природы, стихий. Человек старается определить своё место в мире, стремится понять себя и окружающую реальность, сопоставляя конкретные предметы и абстрактные понятия, находя или создавая сходства между ними. Так рождается метафора.

Метафора понимается нами как «троп или механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений, для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо для наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении» [1]. Метафора образуется на базе структурно-семантических компонентов (объекта сравнения, образа сравнения, признака сравнения) и подразумевает рождение нового взгляда на предмет или нового восприятия образа, мотивированного значениями первичных компонентов. Метафора рассматривается как инструмент познания внутреннего мира человека, который, в свою очередь, включает обработку и переосмысление явлений мира окружающего (пространственно-временных понятий, природных явлений, стихий).

Рассуждая о времени как о понятии, человек опирается на привычный опыт, что отражено в метафорическом описании времени в зеркале предметов, обладающих физическими характеристиками. Понятия веса, нахождения в пространстве, плотности лежат в основе формирования сходства. Время и его части в миниатюрах могут описываться через характеристики жидкости: «движется по грудь во времени...»; «будущее снова просторно и мутно...» (Л. Костюков); «Утро столь плотное и сырое...» (Б. Колымагин); «Капают ли минуты, набухая дрожащими овалами...» (К. Кобрин).

Изменения во времени осмысляются через пространственные характеристики; «Поезд - изнанка времени...» (Г. Ермошина); «Клоунада жиз-

ни развертывается в пространстве...» (А. Кресто-виковский); «Ночь вступила в день - отодвинула утро...» (Г. Сапгир); «Вечер вытеснил день с моста в реку...» (С. Щёкин). Представление о времени как о вращении находит отражения в метафоре движения по спирали: «Жизнь началась, и кружится, и нет ей конца» (Ю. Цаплин).

Отрезки времени могут осмысляться как одушевлённые: «Эта ночь родилась в старом пыльном чулане...» (А. Урицкий); «неделя приходила с балкона: воскресенье, понедельник; над моей кроватью была среда...» (М. Зятин); «Наваливался сутулый вечер...» (К. Королева). Антропоморфные признаки, присущие временным метафорам, иллюстрируют способ мировосприятия человека, способствующий упорядочиванию и объяснению окружающего мира. Мы видим, что в метафорах способом осмысления времени становится описание его как:

A) жидкости (языковая метафора «время - вода» получает новое прочтение в современных миниатюрах): время может набухать, быть сырым, капать, заполнять какое-либо помещение «по грудь»;

Б) через характеристики пространства: развёртывается, отодвигает, вытесняет, кружится, приходит, находится над кроватью или в чулане;

B) через олицетворение и персонификацию: рождается, получает характеристики внешнего облика человека.

Как время, так и пространство находят отражение в когнитивных ориентационных метафорах. Стихотворения в прозе содержат отражение мировосприятия современного человека - городского жителя. Пространство жизни - город - осмысляется чаще всего как дом или как стихия. Урбанистические метафоры могут включать персонификацию городского пространства («Сытый город ворчал сонно и безразлично и кололся усиками снежинок.»; «город зажмурил огни...» (Ю. Цаплин)) и частей города: «автобус.дорогу свою -поет» (Ю. Цаплин); «Сквозь эту неприятную улыбку [города] проглядывает неожиданная и абсолютная голубая даль» (Л. Костюков). Концепт «дом» эксплицируется в метафорических выражениях, связанных с жизнью человека. «Дом» как ближайшее пространство жизни - важный культурный концепт - в современных стихотворениях в прозе нередко получает репрезентацию городского дома или квартиры, наделяется частями тела, чувствами, действиями, свойственными человеку. «Дома стоя прощаются с солнцем»; «И глаз не прикрывают...» (И. Кецельман); «Старый дом умирал...» (Е. Воробьева).

Город и его атрибуты изображаются в некоторых случаях как враждебная и неуправляемая стихия: «лютый океан машин обдаст выхлопным прибоем ее стены...» (Б. Колымагин); «В плотном потоке, хлынувшем в метро, перемалывающем в хруст...» (С. Круглов). Человек чувствует себя обезличенным в пространстве города, может потерять свою индивидуальность, слившись с толпой:

«Порой он теряет себя в толпе, равнодушно бредущей по переходу в метро» (Л. Костюков). Толпа осмысляется как поток. Человек в городе может быть изображён как часть механизма, пример чего встречаем в миниатюре Ю. Цаплина: «Ревели магнитофоны и лязгала человеческая речь.». Человеческая речь лязгает - человек приобретает характеристики механизма, теряет свою индивидуальность; город же, наоборот, наделяется чертами человека.

Как городское пространство, так и мир природы и стихий мыслится как живой. В метафорах отражается представление о взаимодействии человека и внешнего мира. Метафоры-олицетворения природы связаны с таким явлением, как психологический параллелизм, который определяется как сопоставление или проведение аналогии событий человеческой жизни и эмоциональных состояний человека с состояниями и явлениями природы [3]. Наделяя духовный мир переживаний свойствами внешнего мира, человек в то же самое время видит в природе отражение своих качеств и того, что свойственно другим людям. Как и мир рукотворный, стихия наделяется свойствами, присущими человеческой личности. Природа видится как одушевлённое существо; природные состояния отождествляются с физиологическими и психологическими состояниями человека. К семантическому полю «природа» относятся небесные светила, погодные явления,стихии.

Метафоры, имеющие объектом сравнения небесные светила, нередко являют собой переосмысление стёртых метафор за счёт реализации их в одном ряду с авторскими. «Небо дышит, солнышко греет, дождь идет...» (Е. Воробьёва) - языковые метафоры «дождь идёт», «солнышко греет» оживают в контексте авторской «небо дышит». Как время и город, природное окружение наделяется частями тела («Синеглазое небо глядит с высоты...» (И. Бурдонов)) и чувствами («печально глядит восковая луна» (А. Крестовиковский)); «Луна присела на край обрыва...» (С. Заготова); «Мстительная улыбка солнца...» (А. Дашевский). В стихотворениях в прозе персонифицируются небо и небесные светила. С одной стороны, они наделяются способностью действовать, как люди (глядеть, улыбаться), имеют характер и подвержены изменению настроения (печально смотрит, мстительно улыбается). Вероятно, человек при взгляде на небо видит отражение своего внутреннего состояния и, перенося его на окружающий мир, создаёт метафоры.

В.Н. Топоров говорит об архетипе воды, ее ди-хотомичности: с одной стороны, вода рождает жизнь, с другой - может погубить ее. «Океан выступает как стихия и заполняемое ею пространство, а также в различных олицетворённых формах (в облике божественных персонажей и связанных с хаосом чудовищ) и как некий абстрактный умозрительный принцип» [6]. Метафоризация становится способом выражения субъективного мировосприятия. Изображения стихий способ-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ствуют реконструкции фрагмента картины мира современного человека.

Вода, огонь как постоянные спутники жизни, наряду с пространством и временем жизни, становятся частыми объектами сравнения в современных метафорах. Как и рассмотренные ранее категории, стихии персонифицируются, наделяясь настроением и характером. Стихии могут восприниматься как дружественно настроенные («Доброю и спокойной кажется речка. Волосы голубые солнечной лентой украшены...» (С. Заготова)), так и враждебные («море, купающее сгущенный пастельный закат, - самый большой обманщик» (Д. Симонова); «Упорных, оставшихся в пляске, вбок относило все дальше косым океанским дыханьем...» (А. Алёхин)). Как и ветер, вода - «материал», из которого во все времена воображение создавало метафоры; можно предположить, что бесформенность воды способствовала полёту фантазии. Страх перед разбушевавшейся стихией не подвергается сомнению и ведёт к осознанию своей беспомощности, что отражено в метафорическом мировидении человека как более слабого существа. Огонь изображается двойственно. С одной стороны, как стихия, несущая угрозу человеку: «Дышит, полыхает прямо в лицо». «Языки пляшут, кривляются, хохочут. я надкушу, надкушу» (Ю. Стениловская); С другой, как созидательная сила: «Огонь говорит нам, что есть на свете то, ради чего стоит ездить на велосипеде и писать стихи» (Р. Воронежский).

В основе метафорического переноса в описаниях природных явлений лежит осознание беззащитности перед силами природы, с одной стороны, и осмысление себя их частью - с другой. Так, в миниатюрах ветер персонифицируется, взаимодействует с человеком: «Всё одно, всё бело, только ветер играет...» (Л. Юсупова); «Захохотали за спиной, ветер унес смех...» (Ю. Цаплин); «Ветер начинает стихать. Он наелся... слизывает остатки плоти, памяти...» (Ю. Стениловская). Особенностью метафорики XXI века становится «наделение» ветра (как и других явлений) различными частями тела: «Ветер оторвал свою голову и, положив в пустой кувшин, зарыл за дорогой» (С. Криницын). Всё в природе наделено жизнью. Когнитивные метафоры данного вида лежат в основе психологического параллелизма. Небо и небесные светила имеют настроение. В основе метафорического переноса глаголы (глагольные формы) и прилагательные. Образы воды, ветра и огня двойственны. Во-первых, они относятся к сразу к материальному и нематериальному миру (у речки «волосы голубые», море, «купающее сгущенный пастельный закат»; ветер «слизывает остатки плоти, памяти»). Во-вторых, данные явле-о ния могут взаимодействовать с человеком, а мо-£ гут стать угрозой, погубить жизнь, играя («язы-Я ки пляшут, кривляются, хохочут»; «ветер играет»; ~ «море - самый большой обманщик»; «мститель-2 ная улыбка солнца» и др.).

Выводы. Окружающий мир в метафорическом отражении стихотворений в прозе осознаётся состоящим из живых существ. Человек ощущает себя частью этого мира, но осознаёт свою беспомощность перед временем, пространством и стихиями. Метафоры, имеющие объектом сравнения город, время, стихии, отражают представления современного человека об окружающем мире как о субъекте, принимающем участие в его жизни. Признаком сравнения становится персонификация и олицетворение, наделение природных явлений и абстрактных категорий частями тела (вечер сутулый, ветер отрывает голову, огонь надкусывает, солнце способно мстительно улыбаться, луна -печально глядеть, город зажмуривает окна-огни и др.). Метафоры окружающего мира реже имеют положительную коннотацию (автобус поёт дорогу, солнышко греет, речка кажется доброй и спокойной, а огонь мотивирует писать стихи). В рассмотренных стихотворениях в прозе окружающие явления в большинстве случаев воспринимаются как угроза, метафоры имеют отрицательную коннотацию (время съедает дома (ряд изъеденных временем домов), город имеет неприятную полуразрушенную улыбку, лютый океан машин может обдать выхлопным прибоем, поток в метро перемалывает в хруст людей, огонь хохочет над человеком, обещая его поглотить, ветер слизывает остатки плоти и др.). Человек ощущает опасность раствориться в окружающем мире («порой он теряет себя в толпе»), потерять свою индивидуальность. Особенностью урбанистических метафор становится наделение города и его атрибутов частями человеческого тела и изображение города как враждебной стихии, стирающей личность человека.

Литература

1. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: Сб. / Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. М., 1990. С. 5-32.

2. Кузьмин Д. Современная малая проза. В сторону антологии [Электронный ресурс] // Антология vavilon.ru. - 2004. - URL: http://www. vavilon.ru/shortprose/.

3. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры: терминологический словарь-справочник. М.: УРСС, 2004. 247 с.

4. Орлицкий Ю. Верлибры и иное. Книга стихотворений / Серия «Русский Гулливер». - М.: Центр современной литературы, 2009. - 156 с.

5. Резанова З.И. Концептуальные метафорические модели «человек - это мир» и «мир это человек»: К проблеме обратимости (на материале сибирских русских народных говоров) // Актуальные проблемы русистики. Вып. 3: Языковые аспекты регионального существования человека. Томск: ТГУ, 2006. С. 287-295.

6. Топоров В.Н. Океан мировой // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2. - С. 581582.

7. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры / А.П. Чудинов. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. - 238 с.

METAPHORS IN MODERN PROSE POEMS: IMAGES OF THE CITY AND THE WORLD

Vilkova A.V.

Moscow City Pedagogical University

The article examines a fragment of the picture of the world of modern man, recreated in metaphors in the genre of poems in prose by authors of the turn of the XX-XXI centuries. The genre of poems in prose, or lyrical prose miniatures, lives in modern poetry, as evidenced by the anthologies of Y.B. Orlitsky and D. Kuzmin. Metaphor, being one of the signs of the genre, is at the same time considered in modern linguistics as a cognitive tool that forms the Russian language picture of the world. A modern person living in a city is trying to realize his place in the world, understand himself and build relationships with surrounding phenomena. This aspiration is the basis of the mechanism of the birth of metaphors, and the desire to capture the moment of life, to comprehend it is realized in the genre of poems in prose.

Keywords: metaphor, lyrical prose miniature, prose poem, trope,

linguistic picture of the world.

References

1. Arutyunova N.D. Metaphor and discourse // Theory of metaphor: Sat. / Common ed. N.D. Arutyunova and M.A. Zhurin-skaya. M., 1990. S. 5-32.

2. Kuzmin D. Modern small prose. Towards an anthology [Electronic resource] // Anthology vavilon.ru. - 2004. - URL: http:// www.vavilon.ru/shortprose/.

3. Moskvin V.P. Expressive means of modern Russian speech: tropes and figures: a terminological dictionary-reference book. M.: URSS, 2004. 247 p.

4. Orlitsky Yu. Verlibra and others. Book of poems / Series "Russian Gulliver". - M .: Center for Modern Literature, 2009. -156 p.

5. Rezanova Z.I. Conceptual metaphorical models "man is the world" and "the world is a man": On the problem of reversibility (on the material of Siberian Russian folk dialects) // Actual problems of Russian studies. Issue. 3: Language aspects of human regional existence. Tomsk: TGU, 2006, pp. 287-295.

6. Toporov V. N. World Ocean // Myths of the peoples of the world: Encyclopedia. M., 1980. - T. 2. - S.581-582.

7. Chudinov A.P. Russia in the Metaphorical Mirror: A Cognitive Study of Political Metaphor / A.P. Chudinov. - Yekaterinburg: Ural. state ped. un-t, 2001. - 238 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.