Научная статья на тему 'Актуализация креативности как компонента самоактуализации у студентов педагогического вуза'

Актуализация креативности как компонента самоактуализации у студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колпакова А. Н.

Представлены результаты исследования проблемы формирования целостной творческой личности студента в педагогическом вузе. Определены возможности студентов-гуманитариев в реализации креативности как одной из составляющих элементов самоактуализации в процессе учебно-профессиональной деятельности. Рассмотрено отношение к проявлению креативности в процессе обучения как студентов, так и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация креативности как компонента самоактуализации у студентов педагогического вуза»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 88.4

А.Н.Колпакова

АКТУАЛИЗАЦИЯ КРЕАТИВНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

The article presents the results of inverstigation into the problem of development of creative personality among the students of pedagogical specialties. We have defined the opportunities of students of the humanities to realize their creative potential as one of the elements of self-actualization in the process of professional activity. The attitude of students and faculty to manifestations of creativity in the learning process is also discussed.

Проблема психолого-педагогических оснований подготовки будущего педагога а вузе рассматривалась многими авторами (М.В.Зюзько, С.Г.Вершловским, С.П.Ивановой и др.). При всех различиях в подходах во главу угла ставится рассмотрение формирования целостной личности будущего педагога, способной к такому построению педагогической деятельности, при которой у учащихся развиваются психические компоненты ориентировки и регуляции деятельности, позволяющие ему по мере взросления действовать все более сознательно, творчески, самостоятельно [1].

С одной стороны, подготовка педагогов основывается на получение знаний, умений и навыков по предметам в рамках образовательного стандарта, а с другой, — общественная ситуация требует, чтобы каждый человек стремился к самореализации и творчеству. Разрешение данного противоречия возможно в том случае, если при сохранении необходимого содержания образовательного процесса формы и методы обучения и подготовки специалистов будут способствовать развитию креативной и самоактуализи-рующейся личности.

В нашем исследовании мы рассматривали желание и возможности студентов-гуманитариев в реализации креативности как одной из составляющих элементов самоактуализации в целом в процессе учебно-профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 211 человек. Из них 188 — студенты-гуманитарии трех факультетов НовГУ (психолого-педагогического (ППФ), исторического (ИФ) и факультета педагогики и психологии развития ребенка (ФППРР)) и 23 — преподаватели, работающие с данными студентами. Была проведена серия интервью со студентами и преподавателями.

В интервью с преподавателями мы попытались определить стремление стимулировать самоактуализацию и творческие способности студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности. Анализ показал, что 45% респондентов считают такой подход в преподавании основным; 18% стремятся к созданию творческой атмосферы на занятиях, но считают, что первоначально должен быть достигнут высокий уро-

вень понимания изучаемого материала; 18% преподавателей также отвечают утвердительно и уточняют, что «само содержание дисциплины предполагает творческий подход»; 22,5% преподавателей ответили отрицательно, мотивируя это тем, что «существует временной барьер, и объем необходимого для изучения материала не позволяет им отступать от заданного направления», а также тем, что сами студенты не обладают тем запасом знаний, который позволил бы им высказывать свое мнение по проблеме или подходить к предлагаемым задачам с большей заинтересованностью.

Преподаватели последней группы высказывали следующие причины отсутствия творческой атмосферы на занятиях: «слабые» студенты; отсутствие мотивации учения; отсутствие понимания необходимости подготовки к данному предмету; отсутствие желания делать что-то самостоятельно, творчески; отсутствие инициативы; отсутствие необходимых знаний.

Опираясь на ответы большей части преподавателей, мы можем сделать вывод, что у студентов трех исследуемых факультетов есть возможности для развития своих творческих способностей, а также можем выделить три группы преподавателей по самооценке собственной деятельности по созданию творческой атмосферы на занятиях. Это педагоги с высокой самооценкой, ситуативной и низкой.

1. Представители первой группы стараются максимально стимулировать самоакутализацию и креативность студентов. Как правило, они давали такие ответы: «стараюсь делать это всегда», «всегда есть желание работать в атмосфере свободы творчества», «все мои задания предполагают большую аналитическую творческую работу» и т. д.

2. Представители второй группы стремятся к стимулированию студентов только при условии наличия возможностей и ярко выраженной настойчивости со стороны студентов (например: «Я поощряю их желание творчества, но в данной группе творческой атмосферы нет») или через содержание учебного предмета.

3. Для преподавателей третьей группы характерны такие ответы, как: «для этого мало времени»,

«рамки учебного курса не предполагают творческих заданий», «студенты сами не способны к этому».

Можно было бы предполагать, что преподаватели разных факультетов по-разному относятся к стремлению студентов к самореализации и творчеству в процессе учебной деятельности. Однако однофакторный дисперсионный анализ ответов интервью показал отсутствие значимых различий между преподавателями факультетов. Так, показатель стандартных отклонений составил для преподавателей ППФ

— 0,73, ИФ — 1, ФППРР — 0,69.

Таким образом, студенты разных факультетов находятся практически в равных условиях в плане стимулирования их креативности преподавателями. В то же время и у преподавателей есть все возможности для работы со студентами в этом направлении, учитывая настроенность большинства студентов на творческий подход в обучении. Студенты всех трех факультетов подтверждают необходимость творческого самовыражения. Сравнение результатов с помощью критерия Фишера не показало значимых различий между ними. Отсутствие различий между студентами трех факультетов наблюдается и в результатах, полученных с помощью тест-опросника Уортмана, которые показывают, что более 40% студентов на каждом факультете имеют средний и сниженный уровень креативности. Содержание вопросов данного опросника не позволяют осознанно выбрать социально приемлемый ответ. Студенты преимущественно осознают собственные побуждения к творческой деятельности, однако несформированность навыков данного поведения не позволяет им в полной мере проявлять свою креативность.

Анализ результатов наблюдений за сформиро-ванностью у студентов компонентов субъекта творческой деятельности проводился с помощью невклю-ченного наблюдения с фиксацией результатов в «дневнике». Результаты показали, что потребность в творческой деятельности у студентов всех трех факультетов в основном высокая (56% студентов ППФ, 44% — ИФ и 53% — ФППРР), а личностные качества, обуславливающие формирование компонентов субъекта творческой деятельности (сознание необходимости доведения дела до конца, владение средствами деятельности, ориентировка в межличностных отношениях), не сформированы.

С помощью корреляционного анализа мы рассмотрели связь между степенью самоактуализации личности и различными творческими характеристиками. В результате были обнаружены значимые корреляционные связи между такими показателями, как шкала самоактуализации (тест САМОАЛ) и шкала креативности теста САМОАЛ (0,57); шкала самоактуализации (САМОАЛ) и показатели креативности по тесту Уортмана (-0,5); шкала креативности по САМОАЛ и показатели креативности по тесту Уорт-мана (-0,41), а также показателями наблюдения, свидетельствующими о сформированности у студентов потребности в творческой деятельности. Так, потребность в творческой деятельности коррелирует и с показателями креативности и с показателями самоактуализации (0,3; 0,2; -0,39), а предвосхищение буду-

щего оригинального результата имеет обратную связь с показателями креативности по тесту Уортмана. Таким образом, мы показали, что творчество является предпосылкой самоактуализации, одно без другого невозможно.

Особое внимание хочется обратить на тот факт, что самоактуализация связана не со всеми компонентами структуры творческой деятельности, а лишь с мотивационным компонентом — с потребностью в творческой деятельности. Возможно, это говорит о том, что студенты пока идеализированно, недостаточно ясно понимают пути самореализации. Им кажется, что для достижения успеха достаточно желания. В меньшей мере для успеха, по их мнению, важны доведение дела до конца, владение средствами деятельности, ориентировка в межличностных отношениях и предвосхищение будущего результата деятельности. Все это доказывает необходимость специальной работы со студентами по развитию у них всех компонентов субъекта творческой деятельности.

С помощью однофакторного дисперсионного анализа мы обнаружили, что при изменении уровня потребности в творческой деятельности меняется уровень самоактуализации в целом. Было подтверждено наличие тесной связи между креативностью и потребностью в творческой деятельности, а также между креативностью и предвосхищением оригинального результата.

Как же видят тот же процесс студенты, каким образом преподаватели реагируют (с точки зрения студентов) на неформальный подход к устным и письменным заданиям, поощряют ли они оригинальные решения заданных проблем студентами?

«Поддерживают» — такой ответ дали 58% студентов ИФ и 41% — ФППРР.

25% студентов ФППРР отметили, что преподаватели в основном выслушивают их, но не стимулируют к проявлению самостоятельности и активности.

52% студентов ППФ говорили во время интервью, что только некоторые преподаватели поощряют оригинальность ответов. С такой оценкой реакции преподавателей на самостоятельный подход к поиску решений рассматриваемых учебных проблем согласны 4,3% студентов-историков.

27% студентов ИФ считают, что стремление к творчеству, отступления от темы и обращение к тем вопросам, которые им интересны, а также проявление инициативы на занятиях поощряется редко. Так же ответили 16% студентов ФППРР и 8,6% — ППФ.

«Чаще игнорируют, чем поощряют» — считают 10% опрошенных.

Таким образом, наше исследование показало, что обстановка на рассматриваемых факультетах в целом благоприятна для проявления творчества студентами и раскрытия себя как творческой личности, но настораживает заметная разница в представлениях преподавателей и студентов о создании творческой атмосферы на занятиях. Можно предположить, что у преподавателей и студентов разные представления о критериях креативности, разные степени социальной свободы в ответах. Преподаватели имеют более жесткие рамки проявления личностных качеств или в какой-то степени завышают собственный уровень пре-

подавания. А студенты относятся к проявлениям творчества на занятиях более критично, в меньшей степени ориентированы на социальную одобряемость в ответах, более независимы в своих проявлениях.

И все же можно резюмировать, что большинство опрошенных студентов и преподавателей глубоко уверены в том, что чем проще, однообразнее деятельность, чем меньше возможности для проявления активности, тем в меньшей степени оказывается развитой личность. Решением может стать смена системы обучения в целом, которая позволяет перевести способности каждого человека из «зоны ближайшего развития» в актуальную способность [2] и способствовать их реализации, а также разработка форм и методов взаимодействия преподавателей и студентов в логике личностно-образующих циклов [3], раскрывающих весь набор проявлений компонентов субъекта творческой деятельности у студентов.

В качестве варианта решения данной проблемы

— становления целостной творческой личности будущего педагога и обеспечения в образовательном процессе реальных оснований развертывания деятельности, обеспечивающей сочетание индивидуальных смысловых образований личности и профессиональных смыслов, нами была разработана и апробирована (в качестве психолого-педагогического эксперимента) программа, выстроенная в логике личностнообразующих (творческих) циклов [4] «Основы педагогического мастерства» на материале дисциплины «Педагогическое мастерство». Ее цель — формирование качеств субъекта творческой деятельности, креативности и самоактуализации студентов. Программа имеет форму взаимосвязанных (творческих) циклов, соответствующих основным этапам творческого процесса — осознание проблемы, поиск разрешения проблемы, проверка решения и самоактуализация. Содержание программы включает в себя следующие блоки.

1. Осознание проблемы (подготовка с последующим сосредоточением на проблеме). Основная цель данного блока — погружение в дисциплину с опорой на личностную заинтересованность. На данном этапе формируются следующие качества субъекта творческой деятельности: 1) потребность в творчестве, т.е. желание самостоятельно осуществлять творческую деятельность, направленную на получение заранее представляемого результата, который является в определенной степени значимым как для самого человека, так и для окружающих его людей; он реализует творческую деятельность не случайно, а как осознанную потребность; 2) предвосхищение результата деятельности — признак, характеризующий способность субъекта к представлению будущего

оригинального результата в виде гипотез, идей или замыслов.

2. Поиск разрешения проблемы. Цель блока — теоретическое и практическое знакомство с новыми средствами деятельности, а также формирование сознания необходимости достижения результата, что является одной из составляющих творческого разрешения поставленных задач. Работа на данном этапе неразрывно связана с формированием волевой саморегуляции, т.е. признака, характеризующего понимание субъектом необходимости в доведении начатого дела до конца.

3. Проверка решения. Цель — овладение внешними и внутренними средствами деятельности, дающее толчок для повышения самооценки и самосознания. В частности, владение внешними и внутренними средствами деятельности характеризует наличие у человека знаний и умений, обеспечивающих успешность и эффективность творчества, а ориентировка в межличностных отношениях позволяет субъекту осознавать уровень и характер его отношений с другими людьми в прошлом, настоящем и будущем. Данный этап развивает понимание места своей деятельности среди других.

4. Самоактуализация. Цель данного этапа программы — означивание результата творческой деятельности с осознанием необходимости проведения последующей научной деятельности и инициирование будущих проектов. Данный этап стимулирует зону перспективного развития с опорой на зону ближайшего развития (проекция на будущее: свое место в жизни, профессия, планирование, возможности, способности). Данный этап является конечным в завершении личностно-образующего творческого цикла данной программы.

Реализация данной модели показала, что обучение студентов, построенное в вышеуказанной парадигме, способствует самоактуализации студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности и развитию у них креативности. Причем разработанная нами программа наиболее эффективна для студентов, имеющих сниженные показатели по уровню самооценки, самоактуализации и креативности.

1. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1984. 161 с.

2. Богоявленская Д.Б. // Вестник Рос. гуманит. науч. фонда. 1998. №3. С.166-172.

3. Тютюнник В.И. // Ежегодник Рос. психолог. о-ва. М., 1995. Т.1. Вып.2. С.214-218.

4. Тютюнник В.И. // Вестник НовГУ. Сер.: Педагогика. Психология. Социология. 1997. №6. С.89-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.