Научная статья на тему 'АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
30
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акцизы / система налогообложения / твёрдая ставка / адвалорная ставка / комбинированная ставка / налоговая политика / налоговые доходы / норматив распределения акцизных доходов / федеральный бюджет / консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации / excises / taxation system / fixed rate / ad valorem rate / combined rate / tax policy / tax revenues / normative distribution of excise revenues / federal budget / consolidated budget of constituent entities of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Галина Николаевна

Цель. Провести сравнительный анализ между акцизным налогообложением в России и за рубежом, а также выявить факторы снижения поступлений по акцизам в консолидированный бюджет Российской Федерации. Процедура и методы. Рассмотрено акцизное налогообложение в России и за рубежом. Показана динамика налоговых доходов по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом субъектов Российской Федерации за периоды 2017– 2022 гг. В статье использованы следующие методы исследования: теоретический метод, классификация, сравнительный анализ. Результаты. Показана роль акцизного налогообложения в экономике, как повышение ставок по некоторым подакцизным товарам, что влияет на поведение потребителей и производителей. Выявлены факторы снижения поступлений по акцизам в консолидированный бюджет Российской Федерации, особенно в федеральный бюджет в разные налоговые периоды. Теоретическая и/или практическая значимость. Дано понятие акциза и основные теоретические аспекты. Исследовано акцизное налогообложение в Нидерландах, США, Китае в сравнении с политикой акцизного налогообложения в России. Даны нормативы распределения налоговых доходов от акцизов между федеральным бюджетом, и бюджетами субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.18384/2949-5024-2023-4-86-104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXCISE TAXATION IN RUSSIA AND ABROAD

Aim. Carry out a comparative analysis between excise taxation in Russia and abroad, as well as identify factors for reducing excise revenues to the consolidated budget of the Russian Federation. Methodology. Excise taxation in Russia and abroad is considered. The dynamics of tax revenues from excises on excisable goods (products) produced on the territory of the Russian Federation between the federal budget and the consolidated budget of the constituent entities of the Russian Federation for the periods of 2017–2022 yr. is shown. The article uses the following research methods: theoretical method, classification, comparative analysis. Results. The role of excise taxation in the economy is shown, how the increase in rates for some excisable goods affects the behavior of consumers and producers. The factors of decrease in revenues from excise taxes to the consolidated budget of the Russian Federation, especially to the federal budget in different tax periods, have been identified. Research implications. The concept of excise tax and the main theoretical aspects are given. The excise taxation in the Netherlands, the USA, China has been studied in comparison with the excise taxation policy in Russia. The norms for the distribution of tax revenues from excises between the federal budget and the budgets of the constituent entities of the Russian Federation are given.

Текст научной работы на тему «АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

УДК 336.221

DOI: 10.18384/2949-5024-2023-4-86-104

АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Семенова Г. Н.

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, Российская Федерация; Государственный университет просвещения

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Цель. Провести сравнительный анализ между акцизным налогообложением в России и за рубежом, а также выявить факторы снижения поступлений по акцизам в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Процедура и методы. Рассмотрено акцизное налогообложение в России и за рубежом. Показана динамика налоговых доходов по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом субъектов Российской Федерации за периоды 2017— 2022 гг. В статье использованы следующие методы исследования: теоретический метод, классификация, сравнительный анализ.

Результаты. Показана роль акцизного налогообложения в экономике, как повышение ставок по некоторым подакцизным товарам, что влияет на поведение потребителей и производителей. Выявлены факторы снижения поступлений по акцизам в консолидированный бюджет Российской Федерации, особенно в федеральный бюджет в разные налоговые периоды.

Теоретическая и/или практическая значимость. Дано понятие акциза и основные теоретические аспекты. Исследовано акцизное налогообложение в Нидерландах, США, Китае в сравнении с политикой акцизного налогообложения в России. Даны нормативы распределения налоговых доходов от акцизов между федеральным бюджетом, и бюджетами субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: акцизы, система налогообложения, твёрдая ставка, адвалорная ставка, комбинированная ставка, налоговая политика, налоговые доходы, норматив распределения акцизных доходов, федеральный бюджет, консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации

EXCISE TAXATION IN RUSSIA AND ABROAD

G. Semenova

Plekhanov Russian University of Economics

per. Stremyanniy 36, Moscow 117997, Russian Federation;

Moscow Region State University

ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation Abstract

Aim. Carry out a comparative analysis between excise taxation in Russia and abroad, as well as identify factors for reducing excise revenues to the consolidated budget of the Russian Federation.

© CC BY Семенова Г. Н., 2023.

ISSN 2949-5040

Methodology. Excise taxation in Russia and abroad is considered. The dynamics of tax revenues from excises on excisable goods (products) produced on the territory of the Russian Federation between the federal budget and the consolidated budget of the constituent entities of the Russian Federation for the periods of 2017-2022 yr. is shown. The article uses the following research methods: theoretical method, classification, comparative analysis.

Results. The role of excise taxation in the economy is shown, how the increase in rates for some excisable goods affects the behavior of consumers and producers. The factors of decrease in revenues from excise taxes to the consolidated budget of the Russian Federation, especially to the federal budget in different tax periods, have been identified.

Research implications. The concept of excise tax and the main theoretical aspects are given. The excise taxation in the Netherlands, the USA, China has been studied in comparison with the excise taxation policy in Russia. The norms for the distribution of tax revenues from excises between the federal budget and the budgets of the constituent entities of the Russian Federation are given. Keywords: excises, taxation system, fixed rate, ad valorem rate, combined rate, tax policy, tax revenues, normative distribution of excise revenues, federal budget, consolidated budget of constituent entities of the Russian Federation

Введение

Акцизные налоги существуют на протяжении веков, причём некоторые из самых ранних известных примеров акцизного налогообложения восходят к Древнему Египту. Таким образом, самый ранний зарегистрированный акцизный налог был введён в Египте в 3000 г. до н. э. Цель акцизного налога, как и в настоящее время, состоит в том, чтобы увеличить доходы государства, одновременно препятствуя использованию определённых продуктов или услуг (например, табачная и алкогольная продукция, пиво), которые вредят здоровью человека.

В Средние века европейские государства начали вводить налоги на такие товары, как алкоголь и табак. Эти налоги были призваны увеличить доходы, а также контролировать потребление. В Соединённых Штатах первые акцизные налоги были введены англичанами в колониальные времена и использовались для финансирования военных действий против Франции. В конце XIX в. акцизы становились всё более популярными в Европе и Северной Америке. Правительства ввели налоги на различные товары и услуги, включая табак, алкоголь, бензин, сахар, кофе, чай, соль и автомобили. Доходы, полученные от этих налогов, использовались для финансирования государственных программ и услуг, таких как инфраструктурные проекты и программы социального обеспечения.

В начале XX в. Первая мировая война привела к значительному увеличению акцизов по всему миру. Правительствами использовались эти налоги для финансирования своих военных усилий. После окончания Второй мировой войны в 1945 г. многие страны продолжали вводить акцизные налоги для финансирования различных государственных программ.

Сегодня акцизы по-прежнему широко используются во всём мире. Во многих странах они являются важным источником доходов для любого государства и применяются для финансирования государственных услуг, таких как здравоохранение, образование и инфраструктурные проекты. Однако некоторые эксперты утверждают, что акцизные налоги могут быть регрессивными и непропорционально обременять домохозяйства с низким доходом.

Акцизное налогообложение - это форма косвенного налогообложения, которая взимается при производстве и продаже производителем определённых това-

ров и услуг. В странах мира акцизы взимаются с широкого спектра товаров, включая алкоголь, сигареты, бензин и автомобили.

При введении акцизного налога на товары государство может преследовать следующие цели:

- увеличение доходов от государственных программ и услуг; сокращение потребления определённых товаров или услуг, которые считаются нездоровыми или вредными для здоровья;

- побуждение людей к приобретению товаров и услуг местного производства;

защита местной промышленности от зарубежной конкуренции;

- препятствование использованию продуктов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- помощь в финансировании проектов общественной инфраструктуры, таких как дороги, мосты и т. д.;

- компенсация расходов, связанных с предоставлением государственных услуг, таких как здравоохранение и образование.

Кроме того, когда правовая база устаревает, государство проводит реформы, в процессе которых рассматривает пути повышения эффективности системы акцизного налогообложения.

В большинстве стран мира акцизные сборы взимаются как федеральными, так и местными органами власти. В некоторых странах федеральное правительство несёт ответственность за установление ставок и сбор налогов, в то время как в других местные органы власти могут иметь больший контроль над установлением ставок и сбором налогов. Ставка акцизного налога варьируется в зависимости от продукта и может быть от 10% до 50% [8, с. 668].

Понятие и особенности акцизной системы налогообложения

Акцизный налог - это налог на определённый круг товаров, производимых или потребляемых внутри страны. Цель акцизного налога - защита общественного здоровья и безопасности, а также генерирование доходов для государственного бюджета.

Теоретическая основа акцизного налогообложения заключается в нескольких принципах:

1. Принцип и визуализация социальных затрат: акцизный налог служит для визуализации социальных затрат, связанных с производством или потреблением определённых товаров. Например, акцизный налог на табак включает социальные затраты, связанные с лечением болезней, вызванных курением.

2. Принцип общественной безопасности: акцизный налог может быть использован в качестве инструмента контроля над определёнными товарными рынками, такими как технические спирты, пиротехнические изделия, фейерверки и т. д. Налог может помочь регулировать использование этих товаров, что повышает общественную безопасность.

3. Принцип социальной справедливости: при налогообложении акцизом в т. ч. учитываются социальные аспекты. Так, акцизный налог на крепкий алкоголь намного выше, чем на пиво и вино, поскольку этот вид алкоголя считается более опасным для здоровья человека.

vssy

ISSN 2949-5040

Положительные стороны акцизной системы налогообложения:

1. Источник доходов для государства. Акцизы на алкоголь, табак, бензин и дизельное топливо, газ являются, в основном, главным источником доходов для любого государства.

2. Регулирование рынка. Акцизная система позволяет государству контролировать производство и потребление опасных и вредных для здоровья товаров. Установление высоких акцизов на алкоголь и табак помогает ограничить их потребление и смягчить отрицательное влияние на здоровье людей.

3. Повышение качества товаров. Установление стандартов для производителей и продавцов товаров, на которые устанавливается акциз, обязывает их соблюдать определённые критерии качества своих продуктов. Например, на такие виды подакцизных товаров, как алкогольная и табачная продукция, дополнительно наклеивается подакцизная марка, которая включается в цену данного товара. Это обеспечивает качество продукции, и если человек отравился, то по штрих-коду, указанному в этой марке можно определить производителя данной продукции. Соответственно, производителя можно оштрафовать на большие деньги, в худшем случае отобрать лицензию на изготовление подакцизного товара.

Минусы акцизной системы налогообложения:

1. Негативное влияние на экономику. Высокие акцизные ставки могут привести к увеличению стоимости товаров, что может снизить покупательскую способность граждан и негативно отразиться на экономике в целом. Акцизы также снижают конкурентоспособность производителей, что может привести к их банкротству.

2. Проблемы с контрабандой. Высокая стоимость товаров, на которые устанавливаются акцизы, приводит к возникновению рынка контрабанды. Недостаточный контроль со стороны государства осложняет борьбу с контрабандой, что ухудшает положение производителей и государства.

3. Неравномерное распределение доходов. Высокие акцизы приводят к тому, что часть средств переплачивают бедные слои населения, увеличивая социальное неравенство и ухудшая их экономическое положение.

4. Дифференциация налогов. Разные виды товаров облагаются налоговым бременем по-разному. Так, высокие налоги на алкоголь и табак не уравнивают налоговых нагрузок для всех участников рынка, что приводит к конкурентным искажениям.

В целом, акцизная система налогообложения имеет как свои плюсы, так и минусы. Несмотря на некоторые негативные последствия для экономики и бизнеса, она является необходимой мерой для контроля над производством и потреблением опасных и вредных для здоровья и окружающей среды товаров [2, с. 54]. Однако для достижения баланса между доходами для государства и защитой экономики необходимо внедрять современные методы налогообложения, учитывая естественный ход экономики.

Возникновение акцизного налогообложения в России

Акцизное налогообложение в России восходит к концу XV в., когда Иван III ввёл налог на вино и другие алкогольные напитки. К концу XVI в. были введены акцизы на пиво, крепкие спиртные напитки, табак и другие предметы роскоши. Эти налоги в первую очередь использовались для финансирования военной и другой государственной деятельности, но со временем они были использованы для регулирования потребления и защиты общественного здоровья.

В XVII в. Пётр I ввёл новую систему акцизного налогообложения, основанную на продаже товаров. Эта система получила дальнейшее развитие при Екатерине II,

которая ввела акцизы на соль, сахар, кофе, чай, шоколад и другие товары. Она также внедрила систему регистрации платежей по акцизному налогу.

В XIX в. Александр I ввёл новую систему акцизного налогообложения, основанную на измерениях веса и объёма. Он также провёл реформу, в результате которой изменил структуру акцизного налогообложения, сократив количество облагаемых товаров и увеличив ставку налога на определённые товары. Эта система получила дальнейшее развитие при Николае II, который установил ряд специальных акцизов на определённые товары, такие как сигареты и спички.

Во времена СССР государство продолжило использовать ту же систему акцизного налогообложения вплоть до своего распада в 1991 г. После этого в России была принята новая система акцизного налогообложения, которая действует до сих пор. Эта система основана на налоге на добавленную стоимость (НДС) и включает налоги на алкоголь, табак, топливо, автомобили, мотоциклы, спиртосодержащую продукцию, пиво и др. Текущая ставка акцизного налогообложения варьируется в зависимости от вида подакцизного товара, облагаемого налогом.

На сегодняшний день акцизы взимаются с различных товаров и услуг в России. К ним относятся налоги на спиртосодержащую продукцию, алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, автомобильный бензин, дизельное топливо, автомобили легковые и мотоциклы, нефтяное сырьё, природный газ, сжиженный углеводородный газ (СУГ), сталь жидкую и др.

Сегодня алкогольная и спиртосодержащая продукция является в России основным подакцизным товаром, что означает необходимость уплаты акцизного сбора при реализации её на территории Российской Федерации или импорте товара в зарубежные страны [3, с. 82].

Существуют три вида ставок в зависимости от подакцизного товара:

1. Твёрдая ставка акциза - это ставка, в абсолютной сумме к физической характеристике объекта (в рублях и копейках) на единицу измерения, т. е. это фиксированная сумма денег, которую необходимо заплатить при покупке определённого товара.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твёрдые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы по следующей формуле:

А = НБ х Нст,

где А - сумма акциза, в руб.;

НБ - налоговая база в натуральном выражении;

Нст - налоговая ставка, в руб.

Например, завод шампанских вин «Радуга» в марте 2023 г. реализовал 100 000 литров вин шампанских. Ставка акциза по винам шампанским установлена 45 руб. за 1 л. Сумма акциза равна:

100 000 литр. х 45 руб./литр = 4 500 000 руб.

2. Адвалорная ставка акциза - это процент от общей стоимости товара. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, определяется по следующей формуле:

А = (НБ х Нст): 100%,

где А - сумма акциза, в руб.;

НБ - налоговая база в стоимостном выражении;

Нст - налоговая ставка, в %.

V9V

ISSN 2949-5040

Например, если адвалорная ставка акциза на алкоголь составляет 20%, а бутылка вина стоит 500 руб., размер налога составит 100 руб.

3. Комбинированная ставка акциза состоит из двух вышеперечисленных ставок: из твёрдой (специфической) и адвалорной (в процентах) ставок.

Например, твёрдая и адвалорная ставки могут использоваться в соотношении 8:16. Это означает, что на каждый подакцизный товар начисляется фиксированный налог в размере 8 единиц валюты, а затем ещё 16% от общей стоимости товаров.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в т. ч. ввозимым на территорию РФ), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, определяется по следующей формуле:

А = (Ст.тв.спец. х V) + (РЦтах х Ст.адв.),

где А - сумма акциза, в руб.;

Ст.тв.спец. - твёрдая (специфическая) налоговая ставка, в руб.;

V - объём реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении, в штуках;

РЦтах - процентная доля максимальной розничной цены товаров, в руб.;

Ст.адв. - адвалорная налоговая ставка, в %.

Например, с 1 января по 28 февраля 2023 г. комбинированная налоговая ставка на сигареты и папиросы установлена в размере 2 552 руб. за 1 000 штук + 16,0% расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 467 руб. за 1 000 штук, а с 1 марта по 31 декабря 2023 г. - 2 603 руб. за 1 000 штук + 16,0% расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 536 руб. за 1 000 штук1. С увеличением ставки акцизов увеличивается и стоимость этих товаров [11, с. 262].

В зависимости от страны и типа товаров, ставки акцизов могут быть различными и определяться по разным критериям. Однако, твёрдые, адвалорные и комбинированные ставки являются основными видами и часто используются в практике взимания такого вида налога.

Акцизы в России оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику. С одной стороны, они приносят доход государственному бюджету, который может быть использован для государственных расходов или инвестиций в инфраструктурные проекты. С другой стороны, они могут привести к повышению цен для потребителей, что может снизить спрос на определённые товары и услуги. Кроме того, они могут препятствовать инвестициям в определённые отрасли, если налагают слишком высокую нагрузку на предприятия.

Существует несколько потенциальных реформ, которые можно было бы провести для повышения эффективности российской системы акцизного налогообложения. Одним из вариантов могло бы быть снижение ставок на определённые товары и услуги при одновременном повышении ставок на другие, чтобы лучше ориентироваться на конкретные виды потребления. Другим вариантом было бы упростить структуру налогов за счёт сокращения количества различных ставок, применяемых к различным товарам и услугам.

Акцизное налогообложение в Нидерландах

Акцизное налогообложение в Нидерландах восходит к Средневековью, когда правительство Нидерландов впервые ввело акцизные сборы как способ увеличения доходов. Самые ранние известные акцизы были введены на алкогольные на-

1 П. 1 ст. 193 НК РФ.

ISSN 2949-5040

питки и табачные изделия. В XVI в. акцизы также взимались с таких товаров, как соль, сахар, кофе, чай и мыло.

В XVII в. акцизы были распространены на широкий ассортимент товаров, включая предметы роскоши, такие как ювелирные изделия, мебель и одежда. В этот период акцизные налоги использовались для финансирования войн и другой государственной деятельности. Во время наполеоновских войн (1803-1815 гг.) акцизные налоги использовались для финансирования военных действий Нидерландов и проектов общественных работ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1815 г. после окончания наполеоновских войн правительство Нидерландов установило единую систему налогообложения, которая включала как прямые налоги (такие как подоходный налог), так и косвенные налоги (такие как акцизы). Эта система была разработана для обеспечения того, чтобы все граждане платили свою справедливую долю налогов.

В XIX в. акцизы становились всё более популярными в качестве источника дохода для голландского Правительства. В 1883 г. голландское Правительство ввело акцизный налог на пиво, за которым последовали акцизный налог на вино в 1895 г. и акцизный налог на крепкие напитки в 1901 г. В дополнение к этим налогам Правительство Нидерландов также ввело налоги на табачные изделия и бензин.

Сегодня акцизы по-прежнему являются важным источником доходов для Правительства Нидерландов. Акцизы взимаются с различных товаров и услуг, включая алкоголь, табачные изделия, бензин, минеральные масла и выбросы СО2. В дополнение к увеличению доходов Правительство Нидерландов эти налоги также используются для того, чтобы препятствовать определённому поведению, такому как курение и употребление алкоголя. В Нидерландах акцизные сборы взимаются налоговым и таможенным управлением Нидерландов (Ве^И^Шеш^.

Целью акцизного налогообложения в Нидерландах являются получение доходов для правительства, а также сдерживание нездоровой или иной нежелательной деятельности. Акцизы выше обычных налогов с продаж, они влияют на цены на определённые товары и услуги.

Если говорить о товарах, которые подлежат акцизному налогообложению, то алкогольные напитки облагаются акцизным налогом в размере 1,20 евро за литр чистого спирта. Табачные изделия облагаются акцизным налогом в размере 0,40 евро за сигарету или 4,00 евро за сигару. Топливо облагается акцизным налогом в размере 0,50 евро за литр для дизельного топлива и 0,62 евро за литр для бензина. Азартные игры облагаются акцизным налогом в размере 29%.

В дополнение к этим конкретным статьям существуют также некоторые общие правила налогообложения акцизов в Нидерландах. Например, любые товары, которые ввозятся в страну, облагаются импортной пошлиной в размере 2,7%. Кроме того, любые товары, произведённые в Нидерландах, но экспортируемые за пределы страны, могут иметь право на возврат любых применимых акцизных налогов.

В целом, акцизное налогообложение является важным источником доходов для правительства Нидерландов и помогает препятствовать нездоровой или иным образом нежелательной деятельности. Понимая, как действуют акцизные налоги в Нидерландах, предприятия могут лучше планировать свои финансы и обеспечивать соблюдение соответствующих нормативных актов.

При сравнении политики акцизного налогообложения можно заметить, что в России акцизы взимаются с алкоголя, табака, моторного топлива и некоторых других товаров. Алкогольная продукция с объёмной долей свыше 9% содержащейся в ней безводного этилового спирта облагается твёрдым налогом в размере 613 ру-

ISSN 2949-5040

блей за 1 литр безводного этилового спирта, также и на табак действует фиксированная ставка в размере:

- с 1 января по 28 февраля 2023 г. - 7 839 руб. за 1 кг;

- с 1 марта по 31 декабря 2023 г. - 8 669 руб. за 1 кг.

Автомобильный бензин также рассчитывается по твёрдой ставке - 14 345 руб. за 1 тонну. Азартные игры в России не облагаются акцизным налогом.

В Нидерландах акцизные сборы в основном взимаются с алкоголя, табака и энергетических продуктов. Алкоголь облагается адвалорным налогом в размере 40% плюс специальный налог, основанный на крепости спирта продукта. Табачные изделия облагаются фиксированной ставкой в размере 27%. Моторное топливо облагается налогом по ставке 0,54 евро за литр. Другие энергоносители, такие как природный газ и электроэнергия, также облагаются акцизными налогами [11, с. 250].

Очевидно, что в России акцизы на все виды товаров ниже, чем в Нидерландах. Это может быть связано с тем, что средние доходы в России также ниже, чем в Нидерландах, что затрудняет перенос более высоких налогов населением. С другой стороны, в Нидерландах установлены более высокие налоги, чтобы препятствовать потреблению определённых товаров, таких как алкоголь и табак.

Акцизное налогообложение в США

Акцизные налоги были частью американской налоговой системы с самых ранних дней существования страны. Первые акцизные сборы были введены в 1791 г. в рамках финансового плана Александра Гамильтона, призванного помочь погасить государственный долг. Эти налоги, которые были введены на дистиллированные спиртные напитки, автомобили, рафинированный сахар, нюхательный табак и другие товары, были задуманы как временная мера.

В 1817 г. Конгресс принял Закон о доходах 1817 г., который ввел различные акцизные сборы на такие товары, как табак, алкоголь и огнестрельное оружие. Этот закон был разработан для увеличения доходов Федерального Правительства и должен был стать постоянным элементом налоговой системы.

Гражданская война ещё больше увеличила количество акцизных сборов в Соединённых Штатах. Чтобы финансировать военные действия, Конгресс принял Закон о доходах 1861 г., который ввёл дополнительные акцизы на такие товары, как алкоголь, табак, игральные карты и некоторые импортные товары.

К 1894 г. акцизы стали важным источником доходов Федерального Правительства. В том же году Конгресс принял Закон о тарифах Уилсона-Гормана, который ввёл ряд акцизных сборов на такие товары, как промышленные товары и телефонные услуги. Закон также впервые ввёл подоходный налог.

На протяжении всего XX в. акцизы оставались важным источником доходов Федерального Правительства. В дополнение к взиманию налогов на такие товары, как бензин и сигареты, Конгресс также ввёл акцизы на предметы роскоши, такие как ювелирные изделия и меха.

Сегодня акцизы по-прежнему являются важным источником доходов как для Правительств штатов, так и для федеральных органов власти. В США акцизные налоги взимаются на федеральном уровне, но в некоторых штатах также существуют свои собственные акцизные сборы, которые взимаются Правительствами штатов. Ставка акцизного налога варьируется в зависимости от вида товара, облагаемого налогом. Например, алкоголь и табачные изделия облагаются налогом по гораздо более высокой ставке, чем бензин или другие предметы роскоши.

ISSN 2949-5040

Федеральное Правительство использует акцизные налоги для финансирования различных программ, например, социального обеспечения. Деньги, собранные от этих налогов, также помогают оплачивать расходы на оборону, инфраструктурные проекты и другие правительственные операции [5, с. 27]. В дополнение к этим видам применения акцизные налоги могут использоваться для пресечения определённых видов деятельности или поведения, которые считаются вредными для общества или окружающей среды.

В последние годы Федеральное Правительство повысило акцизы на определённые продукты в попытке сократить потребление и получить дополнительный доход. Например, в 2020 г. Федеральное Правительство повысило ставку налога на сигареты с 1,00 доллара за пачку до 1,01 доллара за пачку, чтобы воспрепятствовать курению и получить дополнительный доход.

В США акцизы на дизельное топливо рассматриваются в качестве платежа за пользование автомобильными дорогами, поэтому ставки на него выше, чем на бензин [7, с. 113]. В России же, наоборот, на автомобильный бензин ставка акциза в размере 14 736 руб. за тонну, а за дизельное топливо - 9 938 руб. за тонну. Но ежегодно ставка акцизов на дизельное топливо и автомобильный бензин увеличивается в среднем на 4%. Понятно, что увеличение ставок акциза может снизить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке [12, с. 394]. Ведь Россия является экспортёром алкогольной продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья, данная продукция пользуется спросом у иностранных покупателей.

Акцизные налоги могут быть эффективным способом увеличить доходы и препятствовать определённым видам деятельности или поведения, которые считаются вредными для общества или окружающей среды. Однако они также могут рассматриваться как форма «скрытого налогообложения», которая непропорционально сильно затрагивает лиц с низким доходом, которые могут быть не в состоянии позволить себе дополнительные расходы, связанные с этими налогами [6, с. 34].

При сравнении акцизного налогообложения в России и США следует отметить несколько ключевых различий. Во-первых, ставка акцизного налога значительно различается. В то время как в России ставка акцизного налога на сигареты в настоящее время составляет 2 603 руб. за 1 000 штук + 16,0% расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, в США она намного ниже и составляет около 15%.

Во-вторых, виды продуктов, облагаемых акцизным налогообложением, также сильно различаются в разных странах. В России, например, алкоголь и табачные изделия облагаются высокими налогами, в то время как топливо облагается гораздо более низкой ставкой. Напротив, в США топливо облагается высокими налогами, в то время как алкоголь и табачные изделия облагаются гораздо более низкими ставками.

Акцизное налогообложение в Китае

Акцизное налогообложение имеет долгую историю в Китае, восходящую к ранним династиям. Во времена династии Цинь (221-206 гг. до н. э.) Правительство собирало налоги на различные товары, такие как соль, вино, чай и шёлк. Эти налоги использовались для финансирования проектов общественных работ и военных расходов.

Во времена династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) Правительство ввело акцизные сборы на такие товары, как табак, алкоголь и хлопчатобумажные ткани.

ISSN 2949-5040

Размер налога варьировался в зависимости от качества продукта. Эта система была ещё более усовершенствована во времена династии Тан (618-907 гг. н. э.), когда налоги взимались с более специфических товаров, таких как бумага и фарфор.

Во времена династии Мин (1368-1644 гг. н. э.) акцизные сборы были введены на широкий ассортимент товаров, включая книги, лекарства и предметы роскоши. Династия Цин (1644-1911 гг. н. э.) расширила эту систему ещё больше, введя новые налоги на такие товары, как сахар, уголь и железная руда.

В наше время акцизы по-прежнему широко используются в Китае. Китайское Правительство взимает налоги с таких товаров, как сигареты, автомобили и топливо, чтобы получать доход от проектов общественных работ и социальных программ. Кроме того, местные органы власти могут также вводить свои собственные налоги на определённые товары или услуги. Таким образом, акцизное налогообложение является важным источником доходов для китайского Правительства и на сегодняшний день. Ставка акцизного налога варьируется в зависимости от вида облагаемого налогом продукта и его классификации.

В последние годы китайское Правительство осуществило ряд реформ в своей системе акцизного налогообложения с целью повышения эффективности и снижения затрат. Эти реформы включают принятие единой ставки НДС для всех товаров, облагаемых акцизным налогом, внедрение онлайн-системы подачи деклараций по акцизному налогу и введение специальных ставок для определённых отраслей промышленности, таких как производство табака и алкогольных напитков. Кроме того, китайское Правительство также осуществило ряд реформ, направленных на поощрение соблюдения правил и подзаконных актов в области акцизного налогообложения.

Китайское Правительство также расширило сферу акцизного налогообложения, распространив его на дополнительные категории товаров, таких, как предметы роскоши, автомобили и услуги второстепенного характера. Это часть усилий Правительства по расширению своей доходной базы и обеспечению того, чтобы все граждане вносили свою справедливую долю в финансирование государственных услуг.

Несмотря на эти меры, в системе акцизного налогообложения Китая по-прежнему имеются некоторые проблемы. Например, по-прежнему отсутствует ясность в отношении некоторых аспектов системы, таких как порядок классификации определённых товаров для целей налогообложения. Кроме того, поступали сообщения о коррупции и злоупотреблении властью со стороны местных чиновников, когда речь заходит о сборе налогов с предприятий.

Однако в целом система акцизного налогообложения Китая оказалась эффективной в плане увеличения значительных доходов Правительства при одновременном снижении нагрузки на бизнес. Это позволило Китаю финансировать ключевые государственные услуги и инвестировать в инфраструктурные проекты, которые помогли стимулировать экономический рост.

В Китае акцизы рассчитываются исходя из цены проданного продукта. Акцизы в Китае варьируются в пределах 0-45%, опять же, в зависимости от типа продукта и региона. Например, в некоторых регионах алкоголь облагается налогом в размере 45%, в то время как сигареты облагаются налогом в размере 25%. Топливо также облагается акцизным налогом в размере от 3 до 15% в зависимости от вида топлива. Деятельность по азартным играм в Китае, как правило, не облагается акцизным налогом.

При сравнении политики акцизного налогообложения можно заметить, что в России акцизы рассчитываются, исходя из количества проданного продукта, а не

из его цены. Акцизы в России варьируются от 0 до 50% в зависимости от вида продукта и региона, где он продаётся. Например, в 2024 г. акциз на пиво в зависимости от содержания объёмной доли этилового спирта облагается налогом в размере от 0 руб. до 49 руб. за 1 литр, в то время как сигареты облагаются комбинированным налогом в размере 2 707 руб. за 1 000 штук + 16,0% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 678 руб. за 1 000 штук. Акцизы также применяются к дизельному топливу и облагаются по ставке 10 336 руб. за 1 тонну.

В целом, обе страны придерживаются схожей политики акцизного налогообложения, когда речь заходит об определённых товарах, таких как алкоголь и табак. Однако существуют некоторые различия с точки зрения того, как рассчитывается налог и какие продукты им облагаются [1, с. 341]. В России акцизы основаны на количестве произведённого подакцизного товара, в то время как в Китае они основаны на цене.

Анализ налоговых поступлений по акцизам в бюджетную систему Российской Федерации

Акцизы - это федеральный налог, относящийся к разряду регулирующих налогов [4, с. 22]. Перечень подакцизных товаров Налоговым кодексом Российской Федерации периодически пересматривается и меняется1. Например, с 1 января 2022 г. ввели акциз на этан и с 1 июля 2023 г. - на сахаросодержащие напитки, но акциз на электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака с 1 января 2023 г. отменили. Сегодня у нас нет акцизов на меха, ювелирные изделия, так как они не пользуются большим спросом у нашего населения, как было в советские времена 1970-1980 гг.

В России в значительных объёмах употребляются алкогольная и табачная продукция, пиво [5, с. 23].

По некоторым подакцизным товарам налог полностью (100%) зачисляется в доход федерального бюджета Российской Федерации. Но есть соответствующие виды подакцизных товаров, налог от которых полностью (100%) зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации, а есть виды подакцизных товаров, ставки которых распределяются в определённых пропорциях между федеральным бюджетом Российской Федерации и бюджетами субъектов Российской Федерации (см. табл. 1). Например, акцизы в Швеции полностью поступают в государственный бюджет и составляют значительную часть доходов страны около 82 млрд крон в год, приблизительно 55-60 млрд крон из этой суммы обеспечивается акцизом на электроэнергию, включая бензин [13, с. 162]. В России акциз на электроэнергию не установлен, но установлен акциз на автомобильный бензин и распределяются 12% дохода в федеральный бюджет и 88% в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (табл. 1).

Динамика налоговых доходов по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в консолидированный бюджет Российской Федерации за периоды 2017-2022 гг. отражена на рис. 1.

1 П. 1 ст. 194 НК РФ.

ISSN 2949-5040

Таблица 1 / Table 1

Нормативы распределения налоговых доходов от акцизов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации / Standards for the distribution of tax revenues from excises between the federal budget and the budgets of the constituent entities of the Russian Federation

Вид подакцизного товара Норматив распределения налоговых доходов в федеральный бюджет, %' Норматив распределения налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации, %2

1 2 3

Акциз на спирт этиловый из пищевого или непищевого сырья — 100

Акциз на спиртосодержащую продукцию — 100

Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята 20 80

Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята — 100

Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно — 100

Акциз на виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло — 100

Акциз на табачную продукцию 100 —

Акциз на автомобили легковые и мотоциклы 100 —

Акциз на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ 12 88

Акциз на средние дистилляты, производимые на территории РФ 50 50

Акциз по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ 100 —

Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку 100 —

Акциз на темное судовое топливо, производимое на территории РФ 100 —

1 Ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Налоговые доходы федерального бюджета» // Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 18.03.2023).

2 Ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» // Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 18.03.2023).

ISSN 2949-5040

Рис. 1 / Fig. 1. Динамиканалоговых доходовпо подакцизнымтоварам(продукции), производимым на территорииРоссийскойФедерации,вконсолидированныйбюджетРоссийскойФедерации за периоды 2017-2022гг.,млрдруб./ Dynamics of tax revenues from excisable goods (products) produced in the territory of the Russian Federation to the consolidated budget of the Russian Federation for the periods of 2017-2022, billion rubles

Источник: составлено авторомнабазеаналитическихданных ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 10.04.2023).

Проанализируем динамику налоговых доходов по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым натерритории РоссийскойФедерации, между федеральнымбюджетом и консолидированным бюджетом субъектов Российской Федерациизапериоды2017-2022 гг.(рис. 2).

Рис. 2 / Fig. 2. Динамика налоговыхдоходовпоподакцизнымтоварам(продукции),производимым на территории РоссийскойФедерациимеждуфедеральным бюджетомиконсолидированным бюджетом субъектов Российской Федерациизапериоды2017-2022 гг., млрдруб. / Dynamics of tax revenues on excisable goods (products) produced on the territory of the Russian Federation between the federal budget and the consolidated budget of the constituent entities of the Russian Federation for the periods 2017-2022, billion rubles

Источник: составлено автором на базе аналитических данных ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 10.04.2023).

ISSN 2949-5040

Конечно же, в основном, налоговая политика строится на увеличении доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации, не только от акцизов, но и других налогов [9, с. 19].

В 2017 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налоговых доходов по акцизным товарам (продукции) - 1 521 млрд руб. (рис. 1), в том числе в федеральный бюджет - 910 млрд руб., в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации - 611 млрд руб. (рис. 2). Рост поступлений акцизов в соотношении с 2016 г. - 227 млрд руб.

Рост поступлений был обеспечен за счёт:

- контрольных мероприятий налоговыми органами, проводимыми в 2016 г. по легализации алкогольной отрасли. В связи с выездными налоговыми проверками увеличился объём реализации на 11% алкогольной продукции, и в результате консолидированный бюджет Российской Федерации дополнительно получил 19 млрд руб.;

- законодательно была произведена индексация акцизных ставок по основным видам подакцизных товаров (продукции), в результате дополнительно поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации 200 млрд руб., в том числе от: табака - 106 млрд руб., нефтепродуктов - 82 млрд руб., алкогольной продукции - 7 млрд руб., вина - 5 млрд руб.;

- значительно повлияло изменение экономических факторов, т. е. за счёт увеличения ставок акцизов на вышеуказанные товары, увеличились цены на эти товары и в результате дополнительно бюджет получил ещё 10 млрд руб.

В 2018 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налоговых доходов по акцизным товарам (продукции) 1 493 млрд руб., это меньше по сравнению с 2017 г. на 28 млрд руб. (98,2%) (рис. 1). Динамика налоговых поступлений по подакцизным товарам (продукции) за 2018 г. между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом субъектов Российской Федерации составила: в федеральный бюджет - 861 млрд руб., в консолидированный бюджет субъектов РФ - 632 млрд руб. (рис. 2).

На снижение налоговых поступлений по акцизам в 2018 г. повлияли следующие факторы:

- изменение налогового законодательства в части акцизных ставок, в результате чего недопоступило по акцизам на нефтепродукты 21,2 млрд руб.;

- законодательно увеличились ставки по акцизам на алкогольную продукцию, в результате цена данной продукции увеличилась, но снизился объём реализации и в бюджетную систему Российской Федерации недопоступило около 6,0 млрд руб.

В 2019 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налоговых доходов по подакцизным товарам (продукции) 1 277 млрд руб., что меньше по сравнению с 2018 г. на 216 млрд руб. (85,5%) (рис. 1). Динамика налоговых поступлений по подакцизным товарам (продукции) за 2019 г. между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом субъектов Российской Федерации составила: в федеральный бюджет - 522 млрд руб., в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации - 755 млрд руб. (рис. 2).

На снижение динамики поступлений по акцизам в 2019 г. повлиял следующий фактор: законодательно увеличились ставки акцизов на табачную продукцию в пределах 10%, в результате чего уменьшился объём реализации с подорожанием табачной продукции. Доходы по акцизу от табачной продукции поступили в консолидированный бюджет Российской Федерации меньше на 117,5 млрд руб. по сравнению с 2018 г.

В 2020 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налоговых доходов по подакцизным товарам (продукции) 1 833 млрд руб., это больше

по сравнению с 2019 г. на 556 млрд руб. (143,5%) (рис. 1). Положительная динамика поступлений налоговых доходов по подакцизным товарам (продукции) за 2020 г. между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом субъектов Российской Федерации составила: в федеральный бюджет - 1 035 млрд руб., в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации - 798 млрд руб. (рис. 2). Хотя в условиях пандемии СОУГО-19 в 2020 г. увеличилась реализация табачной продукции, пива и алкогольной продукции. За счёт этого увеличились и налоговые доходы по акцизам, так как многие физические лица работали дома дистанционно, и, по возможности, употребляли этот вид продукции, что ранее на работе было не допустимо [10, с. 128].

На положительную динамику в 2020 г. повлияли следующие факторы:

- увеличение ставок по акцизам на табачную продукцию, в результате доходы увеличились на 96 млрд руб., курильщикам ничего не оставалось делать, как покупать по ценам, предлагаемыми производителями;

- увеличение ставок по акцизам на нефтепродукты, в связи с чем доходы увеличились на 240 млрд руб.

В 2021 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налоговых доходов по подакцизным товарам (продукции) 675 млрд руб., что значительно меньше по сравнению с 2020 г. на 1 158 млрд руб. (36,8%) (рис. 1). Динамика поступлений налоговых доходов по подакцизным товарам (продукции) за 2021 г. между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом субъектов Российской Федерации составила: в федеральный бюджет - «минус» 275 млрд руб., в консолидированный бюджет субъектов РФ - «плюс» 950 млрд руб. (рис. 2).

В основном снижение поступлений произошло за счёт возмещения акциза на нефтяное сырьё, направленное на переработку, возврат поступлений из консолидированного бюджета Российской Федерации составило 270 млрд руб.

За 10 месяцев 2022 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налоговых доходов по подакцизным товарам (продукции) «минус» 953 млрд руб., по сравнению с 2021 г. значительно меньше на 1 528 млрд руб. (рис. 1).

Динамика поступлений налоговых доходов по акцизам по подакцизным товарам (продукции) за 10 месяцев 2022 г. между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом субъектов Российской Федерации составила: в федеральный бюджет - «минус» 1576 млрд руб., в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации - «плюс» 623 млрд руб. (рис. 2).

В основном на отрицательную динамику поступлений по подакцизным товарам (продукции) повлияли ряд факторов:

- за счёт изменения цены реализации автомобильного бензина и дизельного топлива на роттердамском рынке по акцизам на нефтяное сырьё, направленное на переработку, поступило меньше на 1 490 млрд руб.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изменение налогового законодательства по акцизам в результате введения с 1 января 2022 г. «возвратных» акцизов на этан и сжиженный углеводородный газ (СУГ), за счёт этого поступления уменьшились на 14,4 млрд руб.

Ежегодно Правительство РФ пересматривает налоговые ставки по подакцизным товарам конечно же, в сторону их увеличения. Это влияет на то, какая будет цена для потребителя при приобретении какого-либо подакцизного товара (продукции).

Например, в 2023 г. с 1 января увеличились ставки практически по всем видам подакцизных товаров (продукции), за исключением акциза по авиационному керосину (ставка на 2023-2025 гг. - 2 800 за 1 тонну), а по подакцизным товарам, как,

V4100y

ISSN 2949-5040

например, сигареты, папиросы, табак, ставки увеличились ещё и второй раз с 1 марта 2023 г.

Например, предприятие произвело в феврале и марте 2023 г. табака по 1 000 кг, ставка на этот вид подакцизного товара: на 1 января 2023 г. - 7 839 руб. за 1 кг, а с 1 марта 2023 г. - 8 669 руб. за кг.

Предприятию придётся заплатить акциз:

- в феврале: 1 000 руб. х 7 839 руб. за кг = 7 839 000 руб.

- в марте: 1 000 руб. х 8 669 руб. за кг = 8 669 000 руб.

Из примера видно, что в марте предприятие уплатит налог больше на 830 000 руб. Акциз уплачивается предприятием при отгрузке товара в торговую сеть, и не зависит от того получило ли это предприятие деньги от реализации или нет, всё равно оно обязано перечислить налог в бюджет. Но здесь ещё на цену влияет другой косвенный налог как налог на добавленную стоимость (НДС). Ведь на произведённую производителем подакцизную продукцию, т. е. на её цену, сначала начисляется акциз, который включается в эту цену, а затем на цену с акцизом начисляется ещё 20% НДС, что говорит о прямом двойном налогообложении [11, с. 270].

Все поступления от акцизных налогов государство использует для различных нужд. Эти поступления идут на развитие экономики, поддержку социальных программ и на проведение инфраструктурных проектов в стране.

Заключение

Следует отметить, что акцизное налогообложение является важным источником доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, но оно также оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику. Потенциальные реформы могли бы помочь повысить эффективность системы путём снижения ставок на некоторые виды подакцизных товаров при одновременном повышении их для других. В конечном счёте любая реформа должна сбалансировать потребность в доходах с соображениями справедливости и эффективности, чтобы гарантировать, что все граждане получат выгоду от более справедливой системы налогообложения.

В заключение отметим, что очевидно, существуют значимые различия между налогообложением акцизов в России и за рубежом. Ставки налога значительно варьируются от страны к стране, как и виды подакцизных товаров, которые подлежат налогообложению. Кроме того, эти налоги могут оказать значительное влияние как на потребителей, так и на мировую торговлю: высокие ставки приводят к росту цен для потребителей, а также создают неравные условия игры между различными странами или регионами, когда речь заходит о международной торговле. Поэтому важно, чтобы законодатели учитывали потенциальные решения, такие как сниженные ставки или льготы для определённых подакцизных товаров, чтобы уменьшить негативные последствия этих налогов, сохраняя при этом достаточные доходы для соответствующих бюджетов Российской Федерации.

Статья поступила в редакцию 05.09.2023.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баснукаев М. Ш. Акцизы и направление совершенствования акцизного налогообложения // Экономика и предпринимательство. 2021. № 1 (126). С. 339-343.

2. Брянцева Л. В., Еловацкая Т. А. Акцизы и их влияние на рост цен основных групп подакцизных товаров // Технологии и товароведение сельскохозяйственной продукции. 2020. № 1 (14). С. 52-57.

3. Дмитриев А. Д. Акцизы по алкогольной и спиртосодержащей продукции, проблемы исчисления и направления совершенствования // Актуальные проблемы налоговой политики: сборник статей XII Международной научно-практической конференции молодых налоговедов. М.: Перо, 2020. С. 81-86.

4. Карпов Е. К. Акцизы, общая характеристика и роль в формировании федерального бюджета // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2022. № 2 (27). С. 19-28.

5. Кириллова Е. В. Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию: фискальная значимость, проблемы взимания и пути их решения // Налоги и налогообложение. 2020. № 3. С. 17-33.

6. Львова М. В., Зотиков Н. З., Арланова О. И. Акцизы, и их роль в доходах бюджетов // Вестник евразийской науки (электронный журнал). 2019. Т. 11. № 2. URL: https://esj. today/PDF/03ECVN219.pdf (дата обращения: 10.04.2023).

7. Мошкина М. А. Акцизы в зарубежных странах // Наука в исследованиях молодежи - 2020: материалы студенческой научной конференции: в 2 ч. / под общ. ред. И. Н. Миколайчика. Курган: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т. С. Мальцева, 2020. С. 112-113.

8. Семенова Г. Н. Влияние налогообложения на развитие бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2020. № 3 (116). С. 667-671.

9. Семенова Г. Н. Налоговая политика увеличения бюджетных доходов и создания стимулов инновационной активности // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2012. № 11 (53). С. 18-21.

10. Семенова Г. Н. Оценка тенденций развития бизнеса в России в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2021. № 3. С. 122-137.

11. Семенова Г. Н. Федеральные налоги и сборы: учебник. М.: КНОРУС, 2022. 500 с.

12. Умерова С. Р. Акцизы в Российской Федерации: за и против // Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее: сборник научных статей 5-й Всероссийской научной конференции, 20-21 октября 2022 г.: в 4 т. Т. 1. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2022. С. 392-394.

13. Фадюшина П. С. Зарубежный опыт: акцизы в Швеции // Наука в исследованиях молодежи - 2020: материалы студенческой научной конференции: в 2 ч. / под общ. ред. И. Н. Миколайчика. Курган: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т. С. Мальцева, 2020. С. 161-162.

1. Basnukaev M. Sh. [Excises and the direction of improving excise taxation]. In: Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship], 2021, no. 1 (126), pp. 339-343.

2. Bryantseva L. V., Elovatskaya T. A. [Excises and their influence on the price growth of the main groups of excisable goods]. In: Tekhnologii i tovarovedenie selskokhoziaistvennoi produktsii [Technologies and Commodity Research of Agricultural Products], 2020, no. 1 (14), pp. 52-57.

3. Dmitriev A. D. [Excises on alcoholic and alcohol-containing products, problems of calculation and directions of improvement]. In: Aktualnye problemy nalogovoi politiki: sbornik statei XII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh nalogovedov [Actual problems of tax policy. collection of articles of the XII International scientific and practical conference of young tax specialists]. Moscow, Pero Publ. 2020, pp. 81-86.

4. Fadyushina P. S. [Foreign experience: excises in Sweden]. In: Nauka v issledovaniiakh molodezhi - 2020: materialy studencheskoi nauchnoi konferentsii [Science in Youth Research -2020: materials of the student scientific conference. Kurgan, Kurgan State Agricultural Academy named after T. S. Maltsev Publ., 2020, pp. 161-162.

REFERENCES

5. Karpov E. K. [Excises, general characteristics and role in the formation of the federal budget]. In: Vestnik Dimitrovgradskogo inzhenerno-tekhnologicheskogo instituta [Bulletin of the Dimitrovgrad Engineering and Technology Institute], 2022, no. 2 (27), pp. 19-28.

6. Kirillova E. V. [Excise taxes on alcoholic and alcohol-containing products: fiscal significance, problems of collection and ways to solve them]. In: Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation], 2020, no. 3, pp. 17-33.

7. Lvova M. V., Zotikov N. Z., Arlanova O. I. [Excises and their role in budget revenues]. In: Vestnik evraziiskoi nauki (e-journal) [Bulletin of Eurasian Science: electronic scientific journal], 2019, vol. 11, no. 2. Available at: https://esj.today/PDF/03ECVN219.pdf (accessed: 10.04.2023).

8. Moshkina M. A. [Excises in foreign countries]. In: Nauka v issledovaniiakh molodezhi - 2020: materialy studencheskoi nauchnoi konferentsii [Science in youth research - 2020: materials of the student scientific conference]: Kurgan, Kurgan State Agricultural Academy named after T. S. Maltsev Publ., 2020, pp. 112-113.

9. Semenova G. N. [Assessment of business development trends in Russia in the context of the COVID-19 pandemic]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia: Ekonomika [Bulletin of the Moscow State Regional University. Seria Economics], 2021, no. 3, pp. 122-137.

10. Semenova G. N. [The impact of taxation on business development]. In: Ekonomika i predprini-matelstvo [Economics and Entrepreneurship], 2020, no. 3 (116), pp. 667-671.

11. Semenova G. N. [Tax policy of increasing budget revenues and creating incentives for innovation activity]. In: Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V Plekhanova [Bulletin of the Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov], 2012, no. 11 (53), pp. 18-21.

12. Semenova G. N. Federalnye nalogi i sbory: uchebnik [Federal taxes and fees: textbook]. Moscow, KNORUS Publ., 2022. 500 p.

13. Umerova S. R. [Excise taxes in the Russian Federation: pros and cons]. In: Problemy i per-spektivy razvitiia Rossii: Molodezhnyi vzgliad v budushchee: sbornik nauchnykh statei 5-i Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii, 20-21 oktiabria 2022 g. T. 1. [Problems and prospects of development of Russia: Youth outlook into the future: collection of scientific articles of the 5th All-Russian Scientific Conference, October 20-21, 2022. Vol. 1] Kursk, Southwest State University Publ., 2022, pp. 392-394.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Семенова Галина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доцент кафедры экономики и предпринимательства Государственного университета просвещения; e-mail: Sg6457@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Galina N. Semenova - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Department of State and Municipal Finance, Plekhanov Russian University of Economics, Assoc. Prof., Department of Economics and Entrepreneurship, University of Education; e-mail: Sg6457@mail.ru

Viosy

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Семенова Г. Н. Акцизное налогообложение в России и за рубежом // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Экономика. 2023. № 4. С. 86-104. DOI: 10.18384/2949-5024-2023-4-86-104

FOR CITATION

Semenova G. N. Small business in the Russian economy: criteria for the application of special tax regimes. In: Bulletin of State University of Education. Series: Economics, 2023, no. 4, рp. 86-104. DOI: 10.18384/2949-5024-2023-4-86-104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.