Научная статья на тему 'Активные методы обучения в вузе: содержание и особенности внедрения'

Активные методы обучения в вузе: содержание и особенности внедрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2887
1317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» / PEDAGOGIC INNOVATIONS / INTERACTIVE TECHNOLOGIES OF TEACHING / ACTIVE TEACHING METHODS / PEDAGOGIC CRITICAL THINKING DEVELOPMENT THROUGH READING AND WRITING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окань Галина Ивановна

В статье обосновывается необходимость внедрения активных методов обучения в высшем образовательном учреждении, раскрываются понятия «педагогические инновации», «активные методы обучения». Акцентируется внимание на необходимости применения в профессиональной подготовке студентов инновационной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Называются субъективные и объективные факторы, препятствующие использованию активных методов обучения в образовательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active Teaching Methods in a Higher Educational Institution: Essence and Introduction Peculiarities

The article substantiates the necessity to introduce active teaching methods in a higher educational establishment, defining the notions of pedagogic innovations, and active teaching methods. The author concentrates their attention on the need to use the innovative Critical Thinking Development through Reading and Writing technology in students' professional preparation, and names subjective and objective factors impeding the introduction of active teaching methods within a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения в вузе: содержание и особенности внедрения»

УДК 378.147

Активные методы обучения в вузе: содержание и особенности внедрения

Г. И. Окань

В статье обосновывается необходимость внедрения активных методов обучения в высшем образовательном учреждении, раскрываются понятия «педагогические инновации», «активные методы обучения». Акцентируется внимание на необходимости применения в профессиональной подготовке студентов инновационной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Называются субъективные и объективные факторы, препятствующие использованию активных методов обучения в образовательном пространстве вуза.

Ключевые слова: педагогические инновации, интерактивные технологии обучения, активные методы обучения, педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Для подготовки специалистов, способных адаптироваться к условиям современного бурно развивающегося общества, необходимо активное внедрение широкого спектра педагогических инноваций в образовательную вузовскую систему. Появление задачи введения новых методов в процесс обучения обусловлено следующими причинами:

— развитием наук, в том числе их прикладных аспектов, охватывающих различные стороны социальной жизни, вследствие чего основными навыками, неотъемлемыми атрибутами профессиональной деятельности выпускников вузов становятся разработка гипотез, нахождение оптимальных и при этом нетривиальных решений, проектирование, моделирование;

— формированием современного конкурентного рынка труда, мотивирующего выпускников на осознанный выбор будущей профессиональной специализации уже во время обучения в вузе и на закрепле -ние необходимых компетенций в учебной, производственной, преддипломной практиках;

— динамичным совершенствованием социальной сферы, сферы услуг, диктующим необходимость постоянного освоения новых приемов, способов, технологий, форм разнообразной деятельности, нахождения эффективных методов решения проблем.

Ориентируясь на происходящие изменения, современная система образования должна перейти в особый инновационный режим развития, в котором, как указывают ряд исследователей, необходимо сохранить лучшие традиции российского образования и одновременно учесть тенденции развития систем подготовки специалистов в других странах, соотнести отечественный опыт с мировыми нормами и стандартами.

Существует несколько определений понятия «педагогические инновации», в частности, под ним подразумевается нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом [3, с. 121]. В разработку инновационных технологий в сфере образования существенный вклад внесли талантливые ученые и педагоги. Среди них И. П. Подласый, В. Д. Симоненко, В. В. Шапкин, В. И. Андреев, В. А. Сластенин и др.

К инновационным методикам обучения относятся интерактивные и компьютерные технологии. Интерактивные технологии обучения включают лекции (научные, социальные, профессиональные, интегративные и др.) и семинары (диспуты, учебные дискуссии, технологии проектного обучения и др.). Компьютерные технологии обучения предполагают сбор, переработку, хранение и передачу информации от обучающего обучаемому и наоборот.

Наряду с использованием различных инновационных технологий необходимо создание условий для мотивации саморазвития, что подразумевает переход от осуществления собственно процесса обучения к комплексному обеспечению необходимыми возможностями студента как развивающейся личности. В результате обучающийся становится

не просто субъектом образования, а человеком, способным раскрыть свой внутренний потенциал в процессе овладения специальностью.

Одним из способов решения поставленной задачи является использование активных методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся, строящихся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризующихся высоким уровнем активности учащихся. Именно такая педагогическая деятельность на сегодняшний день признается «наилучшей практикой обучения» [1, с. 4]. К числу приемов обучения, отвечающих перечисленным требованиям, относятся эвристическое обучение, мозговой штурм, проблемное обучение, дебаты, перекрестная дискуссия, проектный метод, дерево решений, ролевые игры, деловая игра, деловая корзина, форум, обсуждение вполголоса, учебная стратегия «Бортовой журнал», стратегия «обучение сообща» и т. д.

Широкой популярностью для организации активного обучения в мировой образовательной практике пользуется педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», разработанная в середине 90-х годов. Ее авторы — американские преподаватели Дженни Д. Стилл, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер.

Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют критическое мышление как «разумное, рефлексивное мышление», которое позволяет объективно рассуждать, логично поступать в соответствии со здравым смыслом, дает возможность посмотреть на вещи с разных точек зрения и отказаться от собственных предубеждений, прийти к новым возможностям решения проблем. Американский педагог и волонтер программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Д. Клустер выделяет пять основных пунктов в характеристике критического мышления: «Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное <...> критическим мышление может быть только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. <...> Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. <...> В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. <...> В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. <...> И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление соци-

альное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими» [2, с. 37]. Действительно, сложно оспаривать важность и необходимость знания фактов, законов, исторических дат и событий, но не менее важным становится умение осмысленно работать с информацией, выделять основные идеи, видеть связь между ними, отбирать необходимую и отвергать неверную информацию, т. е. анализировать и оценивать ее. Именно такой подход позволяет подготовить студентов к выполнению в будущем практической деятельности в условиях стремительно меняющегося мира.

В соответствии с задачами, рассматриваемая методика включает три стадии: «Вызов» — «Осмысление» — «Размышление». Они являются технологической основой, базовой моделью, позволяющей студентам самостоятельно определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять над тем, что они узнали.

Технологию развития критического мышления можно считать уникальной и интегрирующей, так как в ней обобщены наработки многих инновационных методик, что позволяет развивать мышление, формировать коммуникативные способности, вырабатывать умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в технологию, каждый преподаватель может выбрать те, которые, с его точки зрения, целесообразны в конкретной педагогической ситуации. То есть каждый преподаватель посредством данной технологии может совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Несмотря на большое количество сторонников применения инновационных технологий, в частности «Развития критического мышления через чтение и письмо», в мире в целом и в России в частности, существуют препятствия для их более активного внедрения в практику. Вслед за Р. Л. Кричевским мы выделяем следующие причины сопротивления методическим нововведениям:

— экономические: боязнь безработицы, сокращения продолжительности рабочего дня и, как следствие, заработка, интенсификации труда и редуцирование прогрессивной его оплаты;

— личностные: восприятие критики привычных методов работы как личной обиды, нежелание тратить силы на переобучение, страх перед неопределенностью, непонимание сути и последствий нововведения, утрата творческой составляющей педагогического труда;

— социальные: стремление сохранить привычные социальные связи, свой статус, боязнь изменений функциональных обязанностей и понижения степени удовлетворения от выполненной работы, недовольство незначительностью своей роли при внедрении инноваций.

Несмотря на субъективные и объективные факторы, препятствующие нововведениям в сфере образования, именно в рамках реализации активных методов обучения в вузе создаются условия для развития личности, осуществляется ее право на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, право на свободу саморазвития. Инновационные технологии обучения обеспечивают возможности реализации личностно ориентированной парадигмы образования, так как они способствуют координации проблем гуманизации и гуманитаризации вузовского образования с новыми государственными образовательными стандартами.

Таким образом, освоение педагогических инноваций является важной задачей педагогических коллективов в высших учебных заведениях. Постановка эвристических, творческих целей в процессе обучения требует серьезной перестройки всей системы подготовки специалистов. Необходимо внедрение новых методов преподавания, корректирование содержания обучения, перераспределение учебного времени за счет перенесения акцента с репродуктивной деятельности на продуктивную, самостоятельную работу студентов. Следует также обратить внимание на переподготовку преподавателей и необходимые изменения в содержании их индивидуальных планов.

Литература

1. Грудзинская Е. Ю. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии» / Е. Ю. Грудзинская, В. В. Марико // Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2007. 182 с.

2. Клустер Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001. № 4. С. 36—40.

3. Хасия Т. В. Педагогические инновационные технологии в вузе / Т. В. Хасия // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы

международной заочной научной конференции (г. Уфа, июнь 2011 г.) / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. Уфа: Лето, 2011. С. 120—122.

© Окань Г. И., 2012

Active Teaching Methods in a Higher Educational Institution: Essence and Introduction Peculiarities

G. Okan

The article substantiates the necessity to introduce active teaching methods in a higher educational establishment, defining the notions of pedagogic innovations, and active teaching methods. The author concentrates their attention on the need to use the innovative Critical Thinking Development through Reading and Writing technology in students' professional preparation, and names subjective and objective factors impeding the introduction of active teaching methods within a higher educational institution.

Key words: pedagogic innovations, interactive technologies of teaching, active teaching methods, pedagogic Critical thinking development through reading and writing technology.

Окань Г. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и социальной работы, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия» (Нижний Тагил), galokan@rambler.ru

Okan, G., PhD in Education, associate professor, Management and Social Work Department, Nizhniy Tagil State Socio-Pedagogical Academy (Nizhniy Tagil), galokan@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.