Научная статья на тему 'Интерактивные методы как механизм развития потенциала педагогических ресурсов'

Интерактивные методы как механизм развития потенциала педагогических ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / ГОТОВНОСТЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHANGES / TEACHER'S COMPETENCE / WILLINGNESS TO CHANGE / PEDAGOGICAL POTENTIAL / INTERACTIVE TEACHING METHODS / TEACHING RESOURCES / COGNITIVE AND COMMUNICATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва Марина Анатольевна

Ряд изменений в образовании несет изменения в подходах к развитию всех компонентов этой системы, в частности к развитию педагогического потенциала. Самым эффективным методом обучения и развития являются интерактивные методы, которые побуждают педагога развивать все потенциальные ресурсы. В статье обосновывается необходимость внедрения активных методов обучения в высшем образовательном учреждении, раскрываются понятия «педагогические инновации», «активные методы обучения». В общем виде интерактивные методы обучения это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. Называются субъективные и объективные факторы, препятствующие использованию активных методов обучения в образовательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьёва Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interactive methods as a mechanism for capacity building of teaching resources

The most effective methods of learning and development are interactive methods that encourage teachers to develop all potential resources. The article substantiates the necessity to introduce active teaching methods in a higher educational establishment, defines the notions of pedagogic innovations and active teaching methods. In general, interactive method of teaching is a special form of organization of cognitive and communicative activity in which all participants are involved in the process of education, they are able to understand and reflect on what they know and think. The principal difference between interactive and classic exercises is that in the course of work with them the emphasis is not on the revision of the previous information, but on the introduction of the new facts. The article enumerates subjective and objective factors impeding the introduction of active teaching methods in a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы как механизм развития потенциала педагогических ресурсов»

ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147:371.124

ББК Ч448.980.268.47 ГСНТИ 14.15.07 Код ВАК 13.00.01

Воробьёва Марина Анатольевна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра акмеологии и менеджмента Института менеджмента и права, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: vorobyeva_marina@mail.ru.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: изменения; компетенции педагога; готовность к изменениям; педагогический потенциал; интерактивные методы обучения; педагогические ресурсы; познавательная и коммуникативная деятельность.

АННОТАЦИЯ. Ряд изменений в образовании несет изменения в подходах к развитию всех компонентов этой системы, в частности к развитию педагогического потенциала. Самым эффективным методом обучения и развития являются интерактивные методы, которые побуждают педагога развивать все потенциальные ресурсы. В статье обосновывается необходимость внедрения активных методов обучения в высшем образовательном учреждении, раскрываются понятия «педагогические инновации», «активные методы обучения». В общем виде интерактивные методы обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. Называются субъективные и объективные факторы, препятствующие использованию активных методов обучения в образовательном пространстве вуза.

Vorobyova Marina Anatolevna,

Candidate of Psychology, Associate Professor at the Department of Akmeology and Management, Ural State Pedagogical Unive r-sity, Ekaterinburg, Russia.

THE INTERACTIVE METHODS AS A MECHANISM FOR CAPACITY BUILDING OF TEACHING RESOURCES

KEY WORDS: changes, teacher's competence, willingness to change, pedagogical potential, interactive teaching methods, teaching resources, cognitive and communicative activities.

ABSTRACT. A number of changes in education lead to the changes in the approaches to the development of all components of the system, particularly in the development of educational potential. The most effective methods of learning and development are interactive methods that encourage teachers to develop all potential resources. The article substantiates the necessity to introduce active teaching methods in a higher educational establishment, defines the notions of pedagogic innovations and active teaching methods. In general, interactive method of teaching is a special form of organization of cognitive and communicative activity in which all participants are involved in the process of education, they are able to understand and reflect on what they know and think. The principal difference between interactive and classic exercises is that in the course of work with them the emphasis is not on the revision of the previous information, but on the introduction of the new facts. The article enumerates subjective and objective factors impeding the introduction of active teaching methods in a higher educational institution.

В

настоящее время в России происходит ряд изменений, которые направлены на повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности педагогов разного уровня учебных заведений на рынке труда, усиление практической направленности профессионального образования. Эти изменения отражаются в сознании педагогов и дают разный аспект результатов их деятельности. Представляя собой непрерывный поток изменений, современная педагогическая деятельность выдвигает вполне определенные требования к личности педагогов: быть способным к из-

менениям и в деятельности, и в своей личности, поскольку перед педагогическим коллективом поставлена задача создания условий для развития и перехода к новому качеству образования, удовлетворяющего потребностям личности, общества и государства [2].

Трансформация законов и требований к педагогам предполагает проявления у них не только определенной базовой либо вариативной программами объема знаний, а проявление и использование в деятельности начальных компетенций (ключевых и специальных). Одной из главных компе-

© Воробьёва М. А., 2015

тенций педагога является, прежде всего, активность самого педагога, обращенная к будущему, созидающая и видоизменяющая свое настоящее, появляется интерес к людям, способным решать различные проблемы, возникающие в той или иной ситуации осуществления профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, требует профессионального и личного самоопределения каждого педагога и системы в целом.

Базовыми источниками профессионального самоопределения педагогов в инновационных процессах являются теоретическая и практическая готовность к реализации инновационного потенциала своего личностного и профессионального развития. Во главе всего и центральной фигурой инновационного процесса становится педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями воспитуемого и собственными ресурсами развития. Однако не все педагоги готовы к изменениям, оцениванию позитивных инноваций, разработке инновационных технологий и работе над собой [9].

Если обратиться к определению педагогического потенциала, то можно определить его как «средства, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, использованы для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи». Следовательно, если педагог поставит себе цель, то активируется и его потенциал. Самым эффективным мобили-затором на сегодняшний день являются интерактивные методы обучения. Эти методы являются альтернативой традиционным, сохраняют конечную цель и основное содержание образовательного процесса и основаны на взаимопонимании и взаимодействии, что согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30 % информации, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре - до 90 %). Основными особенностями интерактивного обучения являются: проблемная ситуация, взаимообучение и взаимосвязь всех участников, непосредственность и креативность, умение принимать решения и гибкость мышления. По данным исследований [1, 10, 11, 15], в условиях проблемности содержания деятельности творческого характера и состязательности выполнения работы происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности. Немаловажным фактом использования интерактивного

обучения для развития инновационного потенциала является создание атмосферы психологического комфорта для разных групп педагогов (по степени готовности к инновационной работе): «новаторы», «передовики», «золотая середина», «умеренные». И. А. Зимняя называет это «психологическим контактом, связанным с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу сторон взаимодействия» [1].

Понятие «интеракция» (от англ. Interaction — взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического инте-ракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. В психологии интеракция - это процесс взаимодействия, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком).

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Следовательно, «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие людям взаимодействовать между собой», а «интерактивное обучение» рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся [2].

По словам В. С. Безрукова, на занятиях, где используются эти технологии, слушатели чувствуют себя уверенно, свободно выражают свои мысли и спокойно воспринимают замечания, а педагог раскрывает свой потенциал, вместе они являются активными участниками учебного процесса. В атмосфере доверия и взаимопомощи легко делать открытия, осознавать важность полученных знаний [4].

Работа интерактивными методами начинается со сплочения групп или команд, которые могут быть постоянными или меняться. Затем диалогичные формы общения (или в диадах, триадах) помогают выработать навыки сотрудничества в микрогруппах, в ситуациях камерного общения, в свою очередь, это камерное общение сменяется дискуссией. В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения педагогов. Одно из самых трудных правил поведения для них заключается в том, что следует различать личность коллеги и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы. Ярким тому подтверждением может служить проведение дебатов, когда участнику предопределена определенная роль, и он наделен одной из

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 9

21

позиций («за» или «против»). Или другой, более острый случай: роль закономерно предполагает критику, но критику обоснованную, конструктивную. При этом и сам «критик», и его оппонент должны чувствовать границы ситуации и не переносить конфликтную ситуацию за рамки семинара в межличностный план. Наряду с тем, что преподаватель должен сам освоить различные методы обучения, он должен еще постараться создать обстановку, благоприятствующую интерактивному обучению [5].

Существуют множество технологий интерактивных методов, а также диалоговую деятельность можно проводить различными формами: «Займи позицию (шкала мнений)», «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель». Наиболее распространенными техниками развернутой дискуссии являются «Аквариум», «Большой круг», «Круглый стол», «Заседание экспертной группы», «Форум» [12, 7].

Когда подводятся итоги работы, видно, насколько решена поставленная задача. Самооценка и внешняя оценка проявляется в рефлексии деятельности педагогов. Здесь на первый план выступают пережитые эмоции, чувства и ощущения работы в группах. Не всегда получается у педагогов высказать те эмоции и чувства, необходимый опыт, который послужит развитию педагогического потенциала (как новый опыт - умение высказать свою точку зрения так, чтобы коллеги поняли, и адекватно выразить отношение к происходящему) [3]. При организации интерактивного обучения необходимо учитывать следующие положения:

- нахождение проблемной формулировки;

- организация пространства, располагающего к диалогу;

- мотивационная готовность педагогов к совместным усилиям в процессе познания;

- создание специальных ситуаций, побуждающих педагогов к интеграции усилий для решения поставленной задачи;

- выработка и принятие правил сотрудничества;

- использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т. д.;

- оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;

- развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.

Все эти положения послужат для развития педагогического ресурса:

> положительный психологический климат в коллективе;

> заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

> удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;

> качественно организованная система развития инновационного потенциала педагогических кадров;

> развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии [5].

Для развития педагогического потенциала необходимо учитывать следующие факторы:

> перспективность - престижность освоения новой педагогической технологии, акцентирование внимания на творческом характере работы, возможности профессионального роста и самосовершенствования;

> защищенность - создание комфортного социально-психологического климата, установление благоприятных отношений в сферах педагог - обучающийся, педагог - педагог, педагог - руководитель;

> коллективизм - взаимоинформирование педагогов, участие каждого в планировании работы и реализации в принятии решений;

> саморазвитие и карьерное продвижение — предоставление педагогам условий для интеллектуального, эмоционального и профессионального роста;

> самореализация - предоставление возможности для реализации творческих замыслов, проявления своих способностей к разработке инновационных идей [6].

Двухстороннее обучение наиболее эффективно, если оно учитывает реальную ситуацию - подачи материала в творческой форме со стороны педагога и получение знаний в активной форме у студента. Содержание методов должно включать и анализ обстоятельств, препятствующих применению изученного материала, практику на реальных задачах и в выработке решений. В результате приобретаются навыки, необходимые для дальнейшей эффективной работы над аналогичными проблемами [8].

Помимо позитивных мнений по внедрению в деятельность педагога интерактивных методов, существует критика, которая в академической среде включает в себя утверждения, что они требуют слишком много времени, что преподавателям легче читать лекции, чем вести интерактивную деятельность, что сами студенты могут не захотеть обучаться таким образом. И все же интерактивные упражнения могут быть вставлены в занятия длительностью даже в один час и, при наличии опыта, стать удобными для преподавателей [13].

Интерактивное обучение и сами методы способствуют не только приобретению профессиональных знаний для студентов,

но и развитию необходимых сегодня способностей и качеств, инициативы, гибкости и критичности мышления. Они способствуют формированию у студентов самостоятельности, готовности к действию, ответственности, решительности, креативности, а у педагога появляется желание донести накопленный материал не в сухом виде, а в проявлении творчества и новизны; в совме-

стной работе осуществляется намеченная цель [14, 15].

Таким образом, с использованием в педагогической практике и профессиональной деятельности методов интерактивного обучения будет возможным развить педагогический потенциал и выявить многогранные ресурсы педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова И. Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. М. : Гардарика, 2008.

2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

3. Бадмаев Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М. : ГЕОТАР Медиа, 2007.

4. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. М. : Мысль, 2009.

5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. М: Велби, 2007.

6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М. : Академический проект, 2007.

7. Грудзинская Е. Ю., Марико В. В. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». Нижний Новгород : Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2007.

8. Малахова О. Ю. Рефлексивно-образовательная среда вуза как педагогический феномен // Вестник ОГУ. 2006. № 6. С. 85-86.

9. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов. Кр. 1: Общие основы. Процесс обучения М. : ВЛАДОС, 1999.

10. Материалы с сайта URL: eurokid.com.ua.

11. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М. : НИИ школьных технологий, 2005.

12. Стрельникова Т. Д. Возможности современных технологий на уроках географии / / География в школе. № 8. 2013, C. 45-52.

13. Стрельникова Т. Д., Некрасова Е. А., Пучнина А. А., Иванова Н. В. Внтерактивные методы обучения в вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 1 С. 47-49.

14. Клустер Д. Что такое критическое мышление / / Перемена: международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001. № С. 36-40.

15. Хасия Т. В. Педагогические инновационные технологии в вузе / / Актуальные вопросы современной педагогики: материалы международной заочной научной конференции (г. Уфа, июнь 2011 г.) / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. Уфа, 2011. С. 120-122.

LITERATURE

1. Abramova I. G. Aktivnye metody obucheniya v sisteme vysshego obrazovaniya. M. : Gardarika, 2008.

2. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar'. M., 2002.

3. Badmaev B. Ts. Psikhologiya i metodika uskorennogo obucheniya. M. : GEOTAR Media, 2007.

4. Bezrukova V. S. Pedagogika. Proektivnaya pedagogika. M. : Mysl', 2009.

5. Verbitskiy A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole. M: Velbi, 2007.

6. Davydov V. V. Problemy razvivayushchego obucheniya. M. : Akademicheskiy proekt, 2007.

7. Grudzinskaya E. Yu., Mariko V. V. Aktivnye metody obucheniya v vysshey shkole. Uchebno-metodicheskie materialy po programme povysheniya kvalifikatsii «Sovremennye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii». Nizhniy Novgorod : Nizhegorodskiy gosudarstvennyy universitet im. N. I. Lobachevskogo, 2007.

8. Malakhova O. Yu. Refleksivno-obrazovatel'naya sreda vuza kak pedagogicheskiy fenomen // Vestnik OGU. 2006. № 6. S. 85-86.

9. Podlasyy I. P. Pedagogika. Novyy kurs : uchebnik dlya stud. ped. vuzov. Kr. 1: Obshchie osnovy. Protsess obucheniya M. : VLADOS, 1999.

10. Materialy s sayta URL: eurokid.com.ua.

11. Selevko G. K. Pedagogicheskie tekhnologii na osnove aktivizatsii, intensifikatsii i effektiv-nogo upravleniya UVP. M. : NII shkol'nykh tekhnologiy, 2005.

12. Strel'nikova T. D. Vozmozhnosti sovremennykh tekhnologiy na urokakh geografii / / Geografiya v shkole. № 8. 2013, C. 45-52.

13. Strel'nikova T. D., Nekrasova E. A., Puchnina A. A., Ivanova N. V. Bnteraktivnye metody obuche-niya v vuze / / Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. 2014. № 1 S. 47-49.

14. Kluster D. Chto takoe kriticheskoe myshlenie // Peremena: mezhdunarodnyy zhurnal o razvitii myshleniya cherez chtenie i pis'mo. 2001. № S. 36-40.

15. Khasiya T. V. Pedagogicheskie innovatsionnye tekhnologii v vuze / / Aktual'nye voprosy sovremennoy pedagogiki: materialy mezhdunarodnoy zaochnoy nauchnoy konferentsii (g. Ufa, iyun' 2011 g.) / pod obshch. red. G. D. Akhmetovoy. Ufa, 2011. S. 120-122.

Статью рекомендует д-р пед. наук, профессор С. Л. Фоменко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.