Научная статья на тему 'Инновационные педагогические технологии в образовательной области «Искусство»'

Инновационные педагогические технологии в образовательной области «Искусство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1799
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / COMPETENCE-BASED APPROACH / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING / ACTIVE LEARNING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Е. А.

В статье поднимается вопрос о необходимости компетентностного подхода к обучению, об использовании передовых педагогических технологий, которые способствуют развитию критического мышления и формированию навыков непрерывного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL AREA «ART»

The article raises the question of the need for competence-based approach to learning, the use of advanced teaching technologies that contribute to the development of critical thinking and the development of skills of lifelong learning.

Текст научной работы на тему «Инновационные педагогические технологии в образовательной области «Искусство»»

УДК 37.022

ГРНТИ 14.25.07

Код ВАК 13.00.02

Е. А. Филиппова

Екатеринбург, Россия

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентностный подход, инновационные педагогические технологии, развитие критического мышления, активные методы обучения.

АННОТАЦИЯ: В статье поднимается вопрос о необходимости компетентностного подхода к обучению, об использовании передовых педагогических технологий, которые способствуют развитию критического мышления и формированию навыков непрерывного обучения.

E. A. Filippova

Yekaterinburg, Russia

INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL AREA «ART»

KEYWORDS: competence-based approach, innovative educational technology, the development of critical thinking, active learning methods.

ABSTRACT: The article raises the question of the need for competence-based approach to learning, the use of advanced teaching technologies that contribute to the development of critical thinking and the development of skills of lifelong learning.

Вряд ли сегодня найдется человек, который бы стал спорить о том, что современное общество стремительно меняется. Настолько стремительно, что мы подчас оказываемся совершенно беспомощными перед потоком информации. Происходит стремительный рост темпов внедрения технических разработок, мы вынуждены осваивать новые средства, обеспечивающие нашу жизнедеятельность. Меняются требования рынка труда - главной характеристикой потенциального работника становится мобильность -географическая, академическая, профессиональная и др. Современный молодой человек должен не столько уметь что-нибудь делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание.

Образование крайне устойчивая и консервативная по своей сути структура. Но сегодняшняя ситуация заставляет педагогов и ученых искать новые пути развития. Задача ОУ сегодня состоит в подготовке ребенка к реальной жизни через освоение им норм актуальной культуры,

опыта предшествующих поколений и способов адаптации к изменяющимся социально - политическим и экономическим условиям жизни. Все эти составляющие находят отражение в приоритетных направлениях развития современной школы.

Как отмечает С. П. Калита, «новой единицей образованности человека начинает выступать компетентность, при этом акцент делается не на сумме знаний, умений и навыков, а умении эффективно действовать в разных проблемных ситуациях и находить адекватные решения» [5].

Компетентностный подход к образованию является основой стандартов нового поколения, в настоящее время данный подход можно определить как своеобразный рычаг модернизации системы образования в России. По мнению Т. И. Тюляевой, «появление компетентностного подхода - это закономерность развития системы образования, которая обусловлена развивающимися потребно-

стями общества. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования» [12].

Как практикующий учитель, автор работы непосредственно сталкивается со многими проблемами современной школы: низкая активность познавательной деятельности учащихся, недостаточный уровень развития устной монологической речи, неумение работать в группе, отсутствие навыков диалогичного способа общения, неумение аргументировать свою точку зрения, слабые навыки работы с информацией, низкий уровень адаптивности знаний, неустойчивость полученных знаний.

Актуальность данной темы автор видит в том, что при всем многообразии разработок и исследований в области инновационных технологий в образовании, очень слабо разработана тема применения данных технологий в предметах, связанных с изучением искусства.

Образование и инновации... Речь идет об инновациях в образовании как о средстве или способе развития образования? Именно в образовании сосредоточен мощный потенциал соединения интеллектуального содержания и соответствующей организационной формы как целостного процесса. Следует отдать должное тому, что как образование, так и инновация сами по себе давно и успешно выступают в качестве предмета социальнофилософского и социологического исследования. При этом следует различать инновации в образовании и инновационное образование как способ организации педагогического процесса [7].

Отдельные авторы, исследующие инновационные явления в сфере образования, достаточно справедливо утверждают, что «...сама концепция перманентности образования подразумевает перманентность преобразований» [1], и рассматривают

инновацию, как органическую часть повседневной работы, то есть как непрерывный процесс. По мнению М. В. Кларина, инновации - это не просто создание новшеств, но и такие перемены, которые носят существенный характер и сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Вопросы педагогической инноватики исследуются в Институте педагогических инноваций РАО, в научной школе А. В. Хуторского [14].

Традиционно педагогические инновации рассматриваются в русле внедрения новых технологий. Педагогическая технология - это организация педагогического процесса в соответствии Современной школе предлагается достаточно большое количество технологий, которые помогают педагогам решать различные педагогические задачи. Так, в работе Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии» описано свыше пятидесяти педагогических технологий [12], а работа М. В. Кларина «Инновации в мировой педагогике» предлагает описание не менее двадцати [7] с конкретной педагогической парадигмой.

Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждой технологии, понимание ее достоинств и недостатков. Необходимо помнить и о том, что развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только при надлежащей активизации мышления учащихся. В нашей работе нас будут интересовать педагогические технологии, которые включают в себя активные методы обучения.

Первые признаки активных методов обучения появились еще в эпоху Возрождения. Отказ от передачи готовых знаний и переход к их самостоятельному приобретению, путем наблюдений, эксперимента, дискуссий предлагали великие гуманисты Ф. Рабле, М. Монтень, Ф. Бэкон. В дальнейшем теорию активных

методов обучения развивали

Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци,

Ф. А. Дистервег, Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Капте-рев. Они предложили новую формулу образования: «от репродуцирования образцов деятельности - к самостоятельному добыванию знаний». Их последователи -П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, М. М. Рубинштейн и др. продолжили переход от пассивных методов обучения к активным, предложив исследовательский, практический, лабораторный, эвристический, логический методы активного обучения.

Потребность в активных методах обучения актуализировалась тогда, когда появился термин «непрерывное образование», объясняющий «потерю знаний». По данным социологов, выпускники вузов теряют ежегодно 5% знаний, а через 15 лет теряется 75% знаний, и только 39% молодых людей умеют находить нужную информацию, упорядочивать ее и правильно истолковывать. Поэтому появилась потребность в непрерывном образовании, повышении квалификации и активных методах обучения, иллюстрирующих бесконечную борьбу по линии: «традиции - инновации». К числу таких инноваций можно отнести сегодня переход от информационной лекции к проблемной, визуализированной, парной (два преподавателя разных предметов ведут одну тему), лекции с запланированными ошибками, лекции - пресс- конференции и т. д.

Чем активнее протекают у ученика познавательные процессы, тем выше эффективность его обучения. Таким требованиям в полной мере отвечает технология развития критического мышления, ведь в этой технологии заложены методы, активизирующие мышление.

Понятие «критическое мышление» появилось гораздо раньше понятия «Технология развития критического мышления». Применительно к педагогике, о формировании критического мышления говорил Д. Дьюи. Термин «критическое мышление» связывают с трудами

К. Поппера, который ввел понятие «критический рационализм». Всякая деятельность по Попперу предполагает наличие критической рефлексии, осознание собственной деятельности, возможностей, последствий, она лежит в основе нашего мировоззрения, в основе нашего «я» (критическое необязательно негативное), критика толерантна, конструктивна.

В основе технологии развития критического мышления лежат проверенные временем образовательные традиции. Это, в первую очередь, традиции Ж. Пиаже и Л. С. Выготского. Рассматривая основные категории дидактики: обучение и развитие, и споря об их приоритетности, они пришли к одному выводу: мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. Это естественный процесс генезиса мышления, высшей психической функции. Если же учитель дает ученику готовое задание о предмете и требует от него воспроизводства в виде ответной реакции, то он нарушает у ребенка его естественную тягу к собственной исследовательской и познавательной деятельности. Таким образом, речь идет о «конструировании» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Фактически, это ключевой тезис всей технологии. Он действительно является концептуальным и определяющим все дальнейшее понимание и изложение.

В своей книге Дайана Халперн пишет: «Хотя способность критически мыслить была важна во все времена, тем, кто будет жить в XXI веке, без нее просто не обойтись. Поскольку каждому гражданину требуется принимать огромное количество важных решений, представляется естественным, чтобы общество побеспокоилось о том, каким образом эти решения принимаются» [13]. Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентиро-

ваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию.

Хотя специалисты по психологии и смежным с ней наукам предложили несколько определений термина критическое мышление, все эти определения довольно близки по смыслу. Вот одно из самых простых, передающее суть идеи: критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Другие определения дополнительно указывают, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений (Simon & Kaplan, 1989), создание согласованных между собой логических моделей (Stahl & Stahl, 1991) и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение (Moore & Parker, 1994). Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи.

Критическое мышление проявляется в двух формах. Если оно натренировано отвечать интересам специфического индивидуума или группы, исключая других уместных людей и группы, это софистический или слабый смысл критического мышления, если натренировано... принимать во внимание интересы разнообразных людей или групп, это - справедливый или сильный смысл критического мышления [10]. Кратко и формально говоря, критическое мышление - это мышление, приводящее к объективной истине.

Критическое мышление носит рефлексивный характер и имеет отношение к общению, к психологии личности. Оно связано не только с познавательной (когнитивной), но и с мотивационной сферой, с самосознанием.

В чем же необходимость развития навыков критического мышления? Мно-

гим из тех, кто сейчас еще молод, придется заниматься такой работой, которую пока сложно себе представить, и иметь дело с такими технологиями, которые и не снились научным фантастам. Поэтому перед педагогами встают следующие задачи: 1) учить мыслить в условиях быстро меняющегося мира; 2) учить умению быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить необходимое; 3) научить осмысливать и применять полученную информацию. Другими словами, образование ставит перед собой задачу воспитания критически мыслящего человека, думающего, анализирующего, умеющего увидеть проблему и найти рациональные пути ее решения.

Остановимся на технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее - РКМЧП), авторы которой - американские педагоги К. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл - разработали ее для модернизации образования в Словакии, а затем она была модифицирована для стран Восточной и Западной Европы. Технологией называют ее базовую модель с трехфазной структурой урока с целым набором приемов и форм работы. Это новый подход потому, что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении, в котором важна не столько технологичность процесса, сколько характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин.

Технология РКМЧП стала известна в России с 1997 года. Санкт-Петербургская региональная группа в течение нескольких лет реализации значительно обогатила проект новыми идеями, что способствовало его внедрению в работу ряда школ городов России, которые проявили интерес к данной инновации и сделали многое для того, чтобы современная образовательная технология вошла в методический арсенал педагогов. В настоящее время выпущено несколько методических пособий по данной теме [4]. Интерес к данной технологии отра-

жает перемены, связанные с демократизацией и гуманизацией образования, необходимостью воспитать личность, способную сотрудничать с другими, делать самостоятельный и ответственный выбор, рефлексивно оценивать полученные результаты, извлекая уроки из опыта.

Почему автор данного исследования выбрал в качестве предмета исследования технологию РКМЧП? Причин несколько. Во-первых, технология очень хорошо вписывается в технологию художественной драматургии (Л. М. Предте-ченская), которая является основополагающей в преподавании предметов образовательной области «Искусство» (в частности МХК). Во-вторых, технология обладает огромным количеством разнообразных приемов, которые легко варьируются и используются на разных стадиях урока в зависимости от содержания урока. В-третьих, технология позволяет разнообразить форму урока, тем самым, поддерживая интерес учащихся, активизируя учебный процесс и повышая самостоятельность учеников. В-четвертых, технология позволяет учитывать возрастные особенности и индивидуальные способности учащихся, которые выполняют дифференцированные задания. А самое главное, технология «не привязана» к определенной предметной области, ее можно использовать при изучении широкого комплекса предметов.

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений - это как раз те требования, которые предъявляет современное общество к образованию. Ключевой тезис технологии РКМЧП - «конструирование» собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности.

Основа технологии - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление,

рефлексия. Технология развития критического мышления представляет собой

целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Она представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе предложены авторами проекта Ч. Темплом, К. Мередитом, Д. Стилл. Это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала. Хочется напомнить, что важным условием является применение данных приемов в контексте трехфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.

Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. На стадии ВЫЗОВА с помощью различных приемов (индивидуальная, парная, групповая «мозговая атака»; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т. д.) учитель помогает учащимся осознать свои предыдущие знания по теме, определить их уровень (знаю, не знаю, думаю, что знаю, но сомневаюсь и др.) и рассказать своими словами о том, что они знают или думают, что знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они смогут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно подходить к пониманию новой информации.

Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии

идет непосредственная работа с информацией. Приемы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. На стадии осмысления ученик учится отслеживать свое понимание, не игнорировать пробелы, прогнозировать возможное развитие событий, «обучать» своих товарищей. Эта стадия предполагает ответственность в получении знаний и, как следствие, их качество.

Третья стадия (фаза) - _рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. На стадии «рефлексия» учащиеся «делают» знания своими, закрепляя новые знания, перестраивая свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Эта стадия может реализовываться с помощью заполнения таблицы, составления кластеров, написания синквейнов, групповой дискуссии, написания эссе и т. д. Живой обмен идеями между учащимися дает возможность расширить словарный запас, познакомиться с различными точками зрения, учит умению внимательно слушать товарищей, и аргументировано защищать свое мнение. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками процесса обучения. Они учатся на двух уровнях, знакомясь, с одной стороны, с предметным содержанием, а с другой, приобщаются к самому процессу его изучения.

Предлагаемая система представляет собой плод совместных исследований педагогов и психологов во всем мире. Данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания, некоторые элементы «Критического мышления» хорошо знакомы российским педагогам, но, в целом, данная разработка является новой для нашей школы.

Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов - осмысление - рефлексия и предлагает набор приемов и стратегий: приемы по развитию навыков составле-

ния вопросов («Тонкие и толстые вопросы», «Ромашка Блума»); визуальные формы организации изучения материала (кластеры, «Дерево предсказаний», «Фишбоун» и др.); приемы по развитию навыков прогнозирования («верные» и «неверные» утверждения); приемы по развитию навыков решения проблем (мозговой штурм «Ассоциации», «ИДЕАЛ», «Карусель»); приемы по развитию навыков ведения дискуссии (перекрестная дискуссия, «Шесть шляп мышления», «Аквариум»); приемы по развитию навыков представления своего мнения и учета иного мнения (дискуссия, синквейн, свободное письмо - РАФТ, эссе).

Какова же роль учителя в РКМЧП? Учитель направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы, подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Противники технологического подхода к уроку говорят о том, что структура подобного урока, приемы, организация работы в классе, группе «уводят» учащихся от содержания. Чтобы избежать подобных ошибок и сохранить целостность урока, как в содержательном, так и в технологическом плане, существуют рекомендации по работе с различными приемами, но нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий. Главное, что ни одна технология не должна заменять главную цель уроков искусства - само Искусство! Все технологии являются лишь способом активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их способности работать с информацией и совершенствовать универсальные учебные навыки, о которых говорят нам современные стандарты образования.

Образование ставит перед педагогами новые задачи. Готовы ли мы прин-

ципиально пересмотреть наши методы сии. Инновации позволяют сделать нашу

обучения? Готовы ли мы к XXI веку? Хо- работу еще более сложной, но не менее

тим ли мы узнавать новые концепции и захватывающей, не менее важной и не

идеи? Это серьезные вызовы для профес- менее полезной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ангеловски К. Учителя и инновации. М.. 1991.

2. Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки. URL:

http://evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html

3. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. - Ростов-на-Дону: НМД «Логос», 1999.

4. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2011.

5. Калита С. П. Трансляция социального опыта в образовательном процессе на фоне культурологической компетенции //Alma mater (Вестник высшей школы). 2009. № 1. С. 45-49.

6. Карпова Ю.А. Инновации, интеллект, образование. - М.. 1998.

7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках : пособие к спецкурсу для пед. вузов / М. В. Кларин. - М.: Арена, 1994.

8. Клустер, Д. Что такое критическое мышление?/Д. Клустер//Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: ЦГЛ, 2005. - С. 5-13.

9. Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р.. Творческое и критическое мышление. URL: http://nkozlov.ru/library/samorazvit/d4031/

10. Поль Р. У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире. 1990. [Paul, Richard W. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World.Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990]. URL: http://www.evolkov.net/critic.think/ Paul.R/ PauLR.CriticaLthinking.04.html

11. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

12. Тюляева Т. И. Компетентностный подход и современные технологии обучения //Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. - М., 2007.

13. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000.

14. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.