^ Образование в сфере культуры
КТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
М. Г. Гагач
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются инновационные педагогические технологии, которые могут быть использованы в процессе подготовки студентов по специальности «Организация работы с молодежью», и даются методические рекомендации по использованию метода ситуационного анализа. Ключевые слова: интенсивные технологии обучения, кейс-стади метод, игровые интерактивные технологии, социально-психологические и управленческие тренинги.
The article deals with innovative teaching techniques that can be used in the preparation of students in the specialty "Оrganization of work with youth" and provides guidance on the use of the method of situational analysis.
Key words: intensive technology training, case study method, play interactive technology, socio psychological and managerial training.
Современная вузовская подготовка предполагает не только получение студентами знаний и формирование профессиональных умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности в процессе активной познавательной деятельности. Применение на практике проблемного и развивающего обучения привело к появлению так называемых активных методов, сочетающих в себе средства и формы обучения, которые стимулируют познавательную активность и создают условия для творчества и сотрудничества преподавателя и студентов.
Систематическая разработка теории активного обучения началась в 1970-х годах в работах М.М. Бирштейн, А.М. Смолкина, А.А. Вербицкого, С.Р. Гидрович, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернер и других. Значительный вклад в разработку этой проблемы внес А.М. Матюшкин. Он обосновал необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы в вузах и ввел понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущ-1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль
ность процессов совместной деятельности преподавателя и студентов. Конечно, потребовалась определённая адаптация теории активного обучения к вузовскому дидактическому процессу, и на сегодняшний день активные методы играют ведущую роль среди инновационных технологий обучения (5).
Существует множество классификаций современных педагогических технологий. Одну из них предлагает профессор РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук А.П. Панфилова. Активные лекции, семинары, различные виды ситуационного анализа, мозгового штурма, техники генерирования идей, мастер-классы и творческие мастерские она относит к группе интенсивных технологий обучения, а все виды тренингов, ролевых и деловых игр — к игровым интерактивным технологиям (3). Опираясь на эту классификацию, мы рассмотрим методы, которые являются оптимальными для обучения специалистов по работе с молодежью.
Одним из эффективных методов активизации учебного процесса можно назвать -август 2012 149-152 149
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^
метод ситуационного анализа, или так называемый кейс-стади метод, который был разработан в 1930-е годы в Гарвардской школе бизнеса (США) и с успехом применяется за рубежом при обучении экономическим и управленческим дисциплинам. Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, которая содержит практическую проблему, не имеющую однозначных решений. Именно работа в группе позволяет студентам приобретать умения и навыки решения сложных задач и формирует у них готовность к действию.
Метод ситуационного анализа появился ещё в глубокой древности. Сократ первым стал использовать полемику с целью обучения. В своих рассуждениях он противопоставил спору диалог, хотя именно ему, как утверждают, принадлежит высказывание: «В споре рождается истина». С тех пор в педагогической практике накоплен большой опыт ситуативного обучения.
Поскольку особенностью гуманитарных дисциплин является отсутствие жесткой обусловленности и многовариантность реализации жизненных ситуаций, применение кейс-стади метода доступно при обучении таким дисциплинам, как философия, политология, социология, психология, культурология, история. При изучении таких дисциплин, как «Правовые основы работы с молодежью», «Молодая семья — объект молодежной политики», наиболее важными направлениями разработки кейсов могут служить такие проблемы, как формирование правовой культуры современной молодежи, механизм реализации законов по правам человека в обществе, правовые аспекты трудоустройства молодежи, социальная защита молодых семей.
Источниками кейсов может служить учебная, художественная литература, публицистика, новейшие материалы, представленные средствами массовой информации, статистические данные, научные статьи, монографии. В обучающей практике используются стандартные, критические и экстремальные ситуации. На примере акции с участием группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя можно провести несколько практических
занятий по предмету «Социология молодежи» с применением метода анализа инцидентов, например: «Причины и следствия молодежного экстремизма» или «Социальные девиации в молодежной среде». Целью таких занятий будет получить основную и специфическую информацию о нормах поведения, принятых в обществе, ценностных ориента-циях современной молодежи, определить, к какому типу социальных девиаций относится поведение участников этой группы, и выработать меры предупреждения такого рода выступлений, которые приемлемы с точки зрения наших студентов.
Для организации занятия необходимо разделить группу студентов из 10—12 человек на 3 подгруппы. На выполнение задания отводится 1,5 — 3 часа.
1. Подготовительный этап: участникам раздаются тексты, которые содержат интервью представителя официальной власти, информационного отдела Московской Патриархии и известного музыкального критика, который отстаивает противоположную точку зрения. Оптимальным вариантом является подготовка материала к кейсу в ходе самостоятельной работы студентов. А. М. Долгоруков также предлагает учащимся выписать из учебной литературы ключевые идеи, теоретические концепции и подходы, которые им предстоит использовать при анализе кейсов (2, с. 26).
2. Организация обсуждения кейса: преподаватель готовит 4—5 вопросов, которые помогают выявить специфические признаки проблемы, её истоки, причинно-следственные связи и свойства, развивают способность рассматривать проблему с разных точек зрения и в разных аспектах. Обсуждение нужно сконцентрировать вокруг трех позиций:
• проблемы, которые содержаться в кейсе;
• альтернативы, направленные на решение этих проблем;
• рекомендации относительно деятельности в данной ситуации.
Обсуждение может проходить традиционным методом открытой дискуссии, либо с помощью индивидуального или группового опроса, что облегчает подведение итогов.
Известный метод мозгового штурма является эффективным средством для развития творческой активности студентов. Одной из его разновидностей считается брэйнрайтинг, во время которого основные идеи записываются и передаются соседу в группе, при этом нужно зафиксировать наибольшее количество предложений, не критикуя чужие высказывания. Также записываются результаты обсуждения в группе для последующей совместной дискуссии (3, с. 72).
3. Подведение итогов обсуждения может быть в виде устной презентации, письменного отчёта или эссе, причём промежуточная презентация является групповой, а конечная — индивидуальной, что позволяет использовать кейс-стади метод не только в процессе обучения, но и для итогового контроля знаний. Некоторые авторы считают, что пятибалльная система мало подходит для работы с кейсами и лучше всего использовать 100-балльную систему оценки знаний (2, с. 29).
Если классическая методика преподавания позволяет точнее оценить теоретические знания, то интерактивная требует оценивания правильного построения выступления, аргументированности, владения категориальным аппаратом, стремления выявлять содержание понятий, умения студентов логически мыслить, принимать решения, предлагать альтернативы, которые ранее оставались без внимания. Немаловажным фактором является принятие активного участия в дискуссии и подготовке итогового отчета по обсуждаемой проблеме.
Роль преподавателя при использовании кейс-методов существенно отличается от традиционной. Ключевым моментом является возникновение идеи по его созданию, которая бы органично сочеталась с имеющимся учебным планом, и разработка вопросов, способствующих наиболее полному усвоению материала. Во время занятия преподаватель выступает со вступительным и заключительным словом, организовывает подгруппы, поддерживает деловой настрой в аудитории, ограничивает влияние лидеров и оценивает индивидуальный вклад студентов в анализ ситуации. Конечно же, трудно занимать нейтральную позицию и удержи-
^ Образование в сфере культуры
ваться от комментариев по поводу правильного ответа, но ни в коем случае нельзя предлагать свои варианты решения до подведения итогов дискуссии.
Как показывает практика, использование кейс-стади метода позволяет синхронизировать учебный материал, содержащийся в учебниках, с актуальными событиями, происходящими в обществе, что особенно целесообразно при преподавании дисциплин образовательного цикла по специальности «Организация работы с молодежью».
В специальной литературе можно найти много методических рекомендаций по эффективному использованию методов активного обучения. Однако все авторы единодушны в том, что использование следующей группы методов — игровых интерактивных технологий — имеет множество преимуществ. Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующими ей результатами, которые могут быть обоснованны и характеризуются учебно-познавательной направленностью (4, с. 214). Как отмечает К. Фопель, основное отличие интерактивных игр от традиционных методов обучения состоит в том, что они не только обращаются к интеллекту его участников, но «затрагивают личность обучающегося целиком — его мысли, чувства, знания, интерес и стремление к игре» (1, с. 27). Главный обучающий потенциал игры заключается в непосредственном опыте, освоенном участниками, поэтому полученные в играх знания и умения органично вписываются в структуру личности и легко актуализируются в разных видах деятельности.
Поскольку применение ролевых и деловых игр широко изучено в научной литературе, обратимся к тренингу как самой распространенной на сегодняшний день технологии игрового обучения. Его основная цель — формирование межличностной составляющей будущей профессиональной деятельности путем развития психодинамических
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^
свойств человека, формирования его эмоций и интеллекта. На тренинге реализуются задачи создания индивидуального стиля коммуникации и манер поведения с целью практического применения моделей профессионального взаимодействия. Создание особой учебно-экспериментальной обстановки обеспечивает взаимодействие индивидуальных и групповых психологических процессов в группе, что было отмечено ещё в исследованиях групповой психотерапии К. Роджерса и в работах К. Левина, посвящённых теории поля и групповой динамике.
В практике профессиональной подготовки используются разные виды тренингов. Одни относятся к группе социально-психологических (личностного роста, эффективной самопрезентации, выработки стрес-соустойчивости, креативности), другие — к группе управленческих (командообразова-ния, коллективного принятия решений, организационного развития, управленческих умений). Учитывая особенности социально-психологического развития в юности и своеобразие педагогических задач, направленных на профессиональное становление будущих специалистов по работе с молодежью, из всего многообразия тренингов выделим наиболее оптимальные для работы с этой группой студентов:
• тренинг коммуникативности помогает формировать навыки вербального и невербального общения, развивает умения адекватно выражать свои чувства и понимать других людей, конструктивно решать конфликты;
• тренинг уверенного поведения позво-
ляет повысить статус личности учащегося в коллективе, противостоять манипуляциям в общении и чужому влиянию, успешнее достигать своей цели;
• тренинг лидерства направлен на решение следующих задач: формирование представлений о лидерстве на основе собственного опыта работы в команде, знакомство с методами оценки лидерского потенциала, активизация мотивации к саморазвитию лидерских качеств;
• тренинг развития групповой сплоченности помогает создать доверительную атмосферу для общения в группе, развивает эмпа-тию участников тренинга по отношению друг к другу, формирует партнерские взаимоотношения в команде.
Надо отметить, что применение элементов тренингов в процессе обучения в вузе имеет как свои преимущества, так и недостатки и требует специальной подготовки. В целом использование активных методов обучения в педагогическом процессе создаёт мотивацию для дальнейшего саморазвития учащихся и благоприятный социально-психологический климат в студенческом коллективе. Активные методы развивают базовые способности, свойственные типу профессий «человек — человек», формируют основные общекультурные и профессиональные компетенции, отражённые в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, что является конечной целью успешной профессиональной подготовки специалистов по работе с молодёжью.
Примечания
1. Грецов, А. Г. Психологические тренинги с подростками / А.Г. Грецов. — СПб.: Питер, 2008. — 368 с.: ил.
2. Кейс-метод и технология портфолио в профессиональном образовании: методические рекомендации / авт.-сост. Н.В. Павельева. — Кемерово, 2007. — 80 с.
3. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: [учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования] / А.П. Панфилова. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2011. — 192 с.
4. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — Т.1. — 816 с.
5. Чурилова, Г. А. Деловые и ролевые игры в процессе оптимизации современных технологий высшего образования / Г.А. Чурилова, Д.А. Ермин; под ред. проф. Ю.В. Манько. — СПб.: СПГУТД, 2010. — 111 с.