Научная статья на тему 'АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активный метод обучения / студент / преподаватель / вуз / профессиональное мышление / профессиональная подготовка / active learning method / student / teacher / university / professional thinking / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гичибекова Ражабат Магомедкамильевна, Салахбеков Анварбек Пайзуллаевич, Ибрагимова Зарема Николаевна

В статье рассматриваются подходы к профессиональному мышлению, для которого осуществляется разработка и внедрение активных методов обучения. Аргументируется отсутствие педагогической проблемы при разработке активных методов обучения студентов и важности такого препятствующего фактора, как назначение профессионального мышления. В статье предложены компоненты профессионального мышления студентов, которые возможно развить при помощи активных методов обучения и при условии равнозначного уделения внимания каждому компоненту рассматриваемого мышления. Приведена дополнительная аргументация в пользу клипового мышления как инструмента выполнения будущим специалистом профессиональных обязанностей в условиях многозадачности, а также в пользу необходимости ориентации преподавателя на группу компонентов в целях оптимального подбора активных методов обучения и более качественной подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гичибекова Ражабат Магомедкамильевна, Салахбеков Анварбек Пайзуллаевич, Ибрагимова Зарема Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses approaches to professional thinking, for which active learning methods are being developed and implemented. The author argues for the absence of a pedagogical problem in the development of active methods of teaching students and the importance of such an obstacle factor as the appointment of professional thinking. The article proposes components of students' professional thinking that can be developed using active teaching methods and provided that equal attention is paid to each component of the considered thinking. An additional argument is given in favor of clip thinking as a tool for a future specialist to fulfill professional duties in a multitasking environment, as well as in favor of the need for a teacher to focus on a group of components in order to optimally select active teaching methods and better prepare students.

Текст научной работы на тему «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

Педагогика

УДК 378

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории социальной работы Гичибекова Ражабат Магомедкамильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики ее преподавания Салахбеков Анварбек Пайзуллаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик начального образования Ибрагимова Зарема Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к профессиональному мышлению, для которого осуществляется разработка и внедрение активных методов обучения. Аргументируется отсутствие педагогической проблемы при разработке активных методов обучения студентов и важности такого препятствующего фактора, как назначение профессионального мышления. В статье предложены компоненты профессионального мышления студентов, которые возможно развить при помощи активных методов обучения и при условии равнозначного уделения внимания каждому компоненту рассматриваемого мышления. Приведена дополнительная аргументация в пользу клипового мышления как инструмента выполнения будущим специалистом профессиональных обязанностей в условиях многозадачности, а также в пользу необходимости ориентации преподавателя на группу компонентов в целях оптимального подбора активных методов обучения и более качественной подготовки студентов.

Ключевые слова: активный метод обучения, студент, преподаватель, вуз, профессиональное мышление, профессиональная подготовка.

Annotation. The article discusses approaches to professional thinking, for which active learning methods are being developed and implemented. The author argues for the absence of a pedagogical problem in the development of active methods of teaching students and the importance of such an obstacle factor as the appointment of professional thinking. The article proposes components of students' professional thinking that can be developed using active teaching methods and provided that equal attention is paid to each component of the considered thinking. An additional argument is given in favor of clip thinking as a tool for a future specialist to fulfill professional duties in a multitasking environment, as well as in favor of the need for a teacher to focus on a group of components in order to optimally select active teaching methods and better prepare students.

Key words: active learning method, student, teacher, university, professional thinking, professional training.

Введение. В настоящее время активным методом обучения уделено достаточно много внимания по причине развития информационных и педагогических технологий. Соответственно, процесс разработки активных методов обучения не является педагогической проблемой в настоящее время в системе высшей школы. Однако при наличии множества педагогических инструментов возникает сложность, связанная с формированием рационального подхода для развития профессионального мышления студентов.

Вели преподаватель вуза будет понимать, какое профессиональное мышление необходимо развить в будущем специалисте, то упростится задача по подбору активных методов обучения, получивших широкое распространение в системе образования. Под активными методами обучения понимаются такие методы, которые отличаются нестандартным подходом и позволяют изменить восприятие студента содержательной части профессиональной подготовки.

Изложение основного материала статьи. Основная задача российских вузов состоит в качественной подготовке будущих специалистов, и для указанной цели предусмотрены все образовательные инструменты. Каждый педагог внедряет свои способы и подходы к педагогической деятельности. Чем активнее внедряются в повседневную жизнь технологии, тем более интенсивнее преподаватели вузов вносят изменения в образовательный процесс. Вместе с тем активные методы обучения стали проявляться не только в информационных технологиях, но также педагогических, которые направлены на развитие мышления.

Вели внедрение и разработка активных методов обучения для современного преподавателя не подразумевает никаких существенных сложностей, то отдельной педагогической проблемой все еще остается результат, который получают преподаватели при внедрении активных форм обучения в процессе профессиональной подготовки студентов. К примеру, Г.И. Окань объединяет профессиональную подготовку с развитием креативного мышления [7, С. 268]. В качестве аргументации автор рассматриваемой научной публикации привела способность студента критически мыслить. Соответственно, педагогические технологии, выступающие проявлением активных методов обучения, должны содержать в себе признаки педагогических инноваций. Вывод Г.А. Окань несколько спорный, так как при комбинировании классических педагогических технологий в настоящее время все еще возможно развить в студентах креативное мышление, способное помочь его профессиональному становлению. Педагогические инновации Г.А. Окань рассматривает в рамках письменной и устной коммуникациях, выступающими основными формами обучения студентов.

В учебном пособии Б.З. Зельдович и Н.Н. Сперанской предлагаются разнообразные методы обучения, начиная от разработки предпринимательских идей и завершая написанием бизнес-сказок [4, С. 16]. Авторы пособия ориентируются на формирование профессионального мышления с точки зрения развития в студентах креативных подходов к решению задач. Как можно заметить, Г.А. Окань предлагает развить мышление для рационализации оценочных суждений студента как будущего специалиста, а Б.З. Зельдович и Н.Н. Сперанская считают, что креативное мышление должно быть полезно для выполнения профессиональных задач нестандартными способами. В данном случае формируются признаки дезориентации для преподавателей вуза, так как их собственные активные методы обучения должны преследовать прозрачную цель.

В работе Т.А. Алтуховой и С.В. Алтухова предлагается решение для педагога в качестве ориентации на компетентностный подход [1, С. 6]. Однако предусматриваемое решение носит обобщенный характер ввиду того, что преподаватель вуза неизбежно ориентируется на профессиональные компетенции, согласно образовательным стандартам, что в результате не облегчает задачу, в каком направлении развивать профессиональное мышление студентов.

Ранее, еще в 2015 году, педагоги Л.Л. Надреева, Р.Е. Моисеев и А.В. Зверев предложили ориентироваться на

формировании Геап-мышление при помощи активных методов обучения [6, С. 558]. В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ЧГПУ) подобное мышление развивается в рамках таких образовательных проектов, как Эковерситет, вокршоп, интеллектуальная игра «Хаар-Зер» и др.

Сущность 1еап-мышления состоит в бережливом отношении к профессиональной деятельности. В ФГБОУ ВО ЧГПУ рассматриваемые методы обучения оказались полезны и продуктивны. К примеру, интеллектуальная игра «Хаар-Зер» помогает студентам репродуцировать восприятие чеченских традиций, что особенно актуально для будущих педагогов.

Некоторые представители педагогического сообщества склонны избегать необходимости целевого применения активных методов обучения и ориентироваться на раскрытие потенциала познавательной компетенции среди студентов. К таким сторонникам можно отнести Б.Н. Висторобскую, Н.С. Гришкову и А.Н. Агаеву, которые считают, что таким образом будущий специалист самостоятельно совершенствует умения и навыки [3, С. 94]. Однако опасность состоит в том, что ориентация активных методов обучения на познавательную компетенцию в результате сформирует теоретическое мышление, которое невозможно будет адаптировать под профессиональные задачи, к примеру, при осуществлении педагогической деятельности.

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ) подобную педагогическую задачу решают при помощи таких мероприятий, как неделя науки. С одной стороны, активно совершенствуется познавательная компетенция среди студентов как будущих специалистов, однако с другой стороны, в рамках недели науки студенты представляют результаты проектной деятельности, которые в будущем может быть приобщена как инновационное решение в профессиональной деятельности.

Бели рассматривать активные методы обучения как способ развития ресурсного мышления, как в свое время предложили М.М. Кашапов и И.С. Винокурова, то в данном случае позитивным моментом является развитие в студенте когнитивных ресурсов [5, С. 31]. Указанный взгляд заслуживает внимания, так как до сих пор в педагогике не раскрыто понятие, к примеру, кластерных когнитивных ресурсов, которые в общности отвечают за способность студента обработать нестандартную информацию или в значительных ее количествах [8, С. 267].

Как показывает опыт проведения общественных мероприятий на социальном факультете Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (ФГБОУ ВО ДГПУ им. Р. Гамзатова), развитие когнитивных ресурсов может привести к раскрытию в студентах дополнительных навыков, например, ораторских способностей. Современные мероприятия в университете могут развить лишь часть дополнительных навыков, потенциально полезных для профессиональной деятельности. Однако необходимо предпринять ряд мер, способных помочь преподавателям внедрить в учебный процесс механизмы развития когнитивных ресурсов, что в целом полезно не только для ФГБОУ ВО ДГПУ им. Р.Гамзатова, но также для других университетов.

Положительным аспектом выступает для ФГБОУ ВО ДГПУ им. Р. Гамзатова поэтапная реализация когнитивного потенциала в будущих специалистах при помощи важных умений и навыков. С высокой вероятностью механизмы развития когнитивных ресурсов могут разработать преподаватели ФГБОУ ВО ДГПУ им. Р. Гамзатова для последующего распространения положительного опыта среди других образовательных организаций.

Разработка системы активных методов обучения для объединения усилий по развитию Геап-мышления и когнитивных ресурсов сегодня могло бы стать способом решения такой педагогической проблемы при подготовке будущих специалистов, как клиповое мышление. Для решения обозначенной проблемы реализация активных методов обучения может быть осуществлена за счет уточнения параметров Геап-мышления посредством развития аналитических способностей, на которые также могут быть направлены когнитивные ресурсы.

Как утверждает Т.В. Ашихмина, развитие аналитических способностей устранит деструктивное распространение признаков клипового мышления среди студентов [2, С. 706]. Однако это возможно лишь в том случае, если активные методы обучения будут подразумевать развитие работы мозга и раскрытие психологических способностей будущих специалистов в соответствии с возрастной спецификой. Следует отметить, что большинство педагогических условий для развития аналитических способностей создано в ФГБОУ ВО ДГУ в рамках поддержки научных исследований студентов.

Однако остается спорным вопрос, необходимо ли при помощи активных методов обучения бороться с клиповым мышлением среди студентов, как будущих специалистов. Преимущество клипового мышления состоит в способности человека к фильтрации значительного объема поступающей информации. С наличием развитого клипого мышления человек может функционировать в условиях многозадачности.

Таким образом, в табл.1 представлены компоненты профессионального мышления, которое среди студентов развивают активные методы обучения.

Таблица 1

Компоненты профессионального мышления, формируемые среди студентов при помощи активных методов

обучения

№ Компонент профессионального мышления Назначение компонента мышления в профессиональной деятельности

1 критическое способствует рациональному оценочному суждению при осуществлении качественной профессиональной деятельности

2 креативное позволяет принимать нестандартные решения, в том числе для сложных задач

3 когнитивное помогает освоить и закрепить важную профессиональную информацию в качестве дополнения к имеющейся базе знаний и навыков

4 клиповое позволяет функционировать в профессиональной деятельности в условиях многозадачности и решить несколько вопросов при необходимости экономии времени

5 аналитическое способствует принятию сложных решений на основе анализа имеющейся информации и обработки множества факторов, влияющих на профессиональную деятельность

Представленная в табл. 1 классификация компонентов профессионального мышления студента при внедрении

активных методов обучения отличается всесторонним подходом и равноценностью всех способов активизации работы мозга студента. Если ориентироваться в педагогической деятельности на представленные компоненты, то будет упрощена педагогическая деятельность в целом. Методы обучения, которые для преподавателя вуза окажутся более подходящими в целях развития какого-либо компонента профессионального мышления, позволят объединить классические педагогические приемы и современные технологии. Таким образом, на фоне равнозначности всех представленных в табл.1 компонентов профессионального мышления студентов каждый преподаватель сможет построить образовательный процесс, исходя из собственных уникальных комбинированных методов, которые в итоге приведут к разработке множества авторских педагогических методик.

В то же время равноценность всех компонентов профессионального мышления указывает на обязательность равного внимания со стороны преподавателя вуза по отношению к реализуемым методам обучения, что подразумевает равное количество учебных часов, практических заданий, личных консультаций, продуманной системы постепенного увеличения сложности нестандартных образовательных мероприятий. При этом в компетентность преподавателя должна входить свобода выбора не только активных методов обучения, но также разработки педагогических технологий.

Если игнорировать какой-либо компонент профессионального мышления при реализации активных методов обучения, то студент может ощутить дефицит профессиональной подготовки за счет недостаточной развитости определенной компетенции, как правило, рефлексивной или когнитивной. В целях обеспечения достаточного внимания всем компонентам профессионального мышления предлагается группировать компоненты профессионального мышления на основе тематической профессиональной подготовки. К примеру, для освоения одной темы преподаватель использует комбинацию активных методов обучения в целях совершенствования критического, когнитивного и клипового мышления. В процессе проведения практического занятия активные методы обучения могут быть направлены на развитие критического, креативного и аналитического компонентов профессионального мышления.

Таким образом, каждый преподаватель может самостоятельно выбрать для себя способы группировки компонентов профессионального мышления и подобрать соответствующий набор образовательных мероприятий или педагогических приемов в рамках того или иного активного метода обучения. Реализация активных методов обучения и равноценное развитие всех обозначенных типов профессионального мышления может привести к следующим результатам:

- сформируется новый профессиональный портрет будущего специалиста;

- будут созданы дополнительные педагогические условия для реализации всестороннего профессионального мышления в университетах;

- будут созданы предпосылки для пересмотра примерных рабочих программ на предмет оптимизации тематической и профессиональной подготовки студентов;

- изменится подход к партнерским организациям и исследуемым отраслям за счет более качественного отбора кейсов для теоретических и практических занятий;

- усилятся образовательные условия, способствующие развитию умения среди студентов создавать собственные проекты и решения профессиональных задач;

- будут разработаны новые учебные материалы для осуществления более качественной подготовки студентов при помощи активных методов обучения;

- в системе образования появится новые направления для разработки множества принципиально иных активных методов обучения;

- комбинация компонентов профессионального мышления позволит обеспечить подготовку студентов для выполнения профессиональных задач различной направленности;

- появятся образовательные кластеры на базе нескольких университетов, воспроизводящие единые методы обучения для развития профессионального мышления по установленным стандартам.

Выводы. Таким образом, педагогическая проблема состоит не в разработки активных методов обучения, а в формировании ориентиров для развития профессионального мышления студентов. Предложенные компоненты могут решить рассматриваемую педагогическую проблему за счет понятности назначения каждого структурного типа мышления, совокупность которых позволит будущим специалистам качественно выполнить профессиональные обязанности. Наличие выбора реализации активных методов обучения для развития профессионального мышления предоставляет преподавателю вуза уникальную возможность группировать предложенные компоненты для достижения ожидаемого профессионального портрета будущего специалиста. Кроме того, предложенные компоненты способствуют появлению множества педагогических инноваций, помогающих менять отношение к активным методам обучения как к инструментам для достижения прозрачной образовательной цели.

Литература:

1. Алтухова, Т.А. Формы и методы обучения, используемые при формировании профессиональных компетенций студентов / Т.А. Алтухова, C.B. Алтухов / Потенциал образования для самореализации и развития талантов у молодежи. -2023. -№ 8.-С. 4-8

2. Ашихмина, Т.В. Методы обучения студентов, обладающих клиповым мышлением / Т.В. Ашихмина // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - № 17. - С. 706-710

3. Висторобская, E.H. Активные методы обучения как действенный инструмент стимулирования познавательной деятельности студентов / E.H. Висторобская, Н.С. Гришкова, А.Н. Агаева // Наука и образование: новое время. - 2015. -№ 6. - С. 94-98

4. Зельдович, Б.З. Активные методы обучения / Б.З. Зельдович, Н.М. Сперанская. - М.: Издательство «Юрайт», 2020.-201 с.

5. Кашапов, М.М. Формирование ресурсности мышления средствами активных методов обучения / М.М. Кашапов, И.С. Винокурова // Ярославский психологический вестник. - 2018. - № 1. - С. 29-37

6. Надреева, Л.Л. Роль активных методов обучения в формировании Ьеап-мышления / Л.Л. Надреева, P.E. Моисеев, A.B. Зверев // Современные проблемы науки и образования. -2015.-№5.-С. 557-557

7. Окань, Г.И. Активные методы обучения в вузе: содержание и особенности внедрения / Г.И. Окань // Научный диалог. - 2012. - № 1,- С. 265-270

8. Серафимович, И.В. Ресурсность компонентов профессионального мышления и ценностные ориентации студентов / И.В. Серафимович, Г.Ю. Базанова // Мир психологии. - 2023. - № 2. - С. 95-103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.