АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - ГЛАВНЫЙ ФАКТОР
РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ Мирзоева С.Д.
Мирзоева Савригул Давлаткадамовна - преподаватель, кафедра специальной педагогики и общего образования, Государственный педагогический университет Таджикистана им. С. Айни,
г. Душанбе, Республика Таджикистан
Аннотация: специальные методы обучения считаются важными в исправлении и устранении дефектов устной речи учащихся с ограниченными возможностями и требуют от учителя сознательного использования активных методов обучения в ходе урока с целью повышения интереса и энтузиазма потребности учиться и освоить материал. Основное внимание следует уделять развитию и совершенствованию речи учащихся, особенно аспектам лексического развития и тонкостям правописания Ключевые слова: обучения, повышения интереса и энтузиазма потребности учиться, развитию.
Активные методы обучения являются одним из наиболее подходящих способов и важнейших условий развития и коррекции учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Школа занимает важное место в жизни общества и играет особую роль в судьбе каждого человека. Школа -самое достойное место, которое должно подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания об обществе и правильных жизненных отношениях. Это особенно актуально при работе с детьми с ограниченными возможностями, у которых мало или вообще нет мотивации к обучению. Необходимо регулярно повышать эффективность методов обучения. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения студентами знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей.
По этой причине в своей работе я использую различные методы активизации учебного процесса и нетрадиционные формы организации занятий. Одной из многих форм является использование и внедрение активных методов обучения в процесс обучения и воспитания школьников для повышения общего уровня учебного процесса и повышения познавательной активности учащихся.
Сутью активного образования является организация учебного процесса, при которой все обучающиеся участвуют в образовательном процессе и имеют возможность понять, что они знают и умеют. Важность познавательной деятельности невозможно переоценить, говорит Г.М. Приобретение знаний требует не только запоминания, но и повторения. Состояние также является результатом успешного использования активных методов обучения, умения работать в команде и общаться друг с другом,
учителем и учеником. Этот метод интересен еще и тем, что при проведении занятий в зависимости от целей и наличия времени можно ограничиться использованием отдельных его элементов (этапов). Например, эти этапы можно классифицировать как:
- ролевые игры;
- групповая работа (малые группы);
- анализ конкретных ситуаций.
Одним из активных методов обучения, который я использую, является метод конкретных ситуаций, который позволяет ученику: оценивать реальную ситуацию, быстро ориентироваться в различных ситуациях, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними взаимоотношения. , влияют на их деятельность.
Спектр возможностей использования интерактивной доски в образовательном процессе очень широк. Целенаправленное использование электронной доски полезно и эффективно для развития сознания учащихся с ограниченными возможностями. Использование презентаций уместно на любом этапе изучения предмета и на любом этапе урока:
- в начале урока, используя вопросы по изучаемой теме, создают проблемную ситуацию;
- при повторении предыдущего материала быстро проверять знания учащихся;
- на этапе объяснения чего-то нового используются изображения и видеоклипы.
- на этапе интеграции можно определить уровень владения темой, при этом на экране будет отображаться не только задание, но и ответ.
Целенаправленное использование компьютера на уроке всесторонне развивает ученика: повышает интерес к учебному процессу, ставит перед ребенком познавательные и творческие задачи, развивает самостоятельность, учит работать с различными источниками информации.
При этом большое значение имеет создание психологически комфортной образовательной среды, в которой ребенок сможет быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где между всеми участниками процесса создаются доверительные отношения, активизируется творческая учебно-познавательная деятельность. Но в то же время использование интерактивной доски в классе должно быть щадящим. Планируя занятие (работу), я тщательно обдумываю цель, место и способ использования ИКТ.
Интерактивная доска — это сенсорный экран, работающий как часть системы, включающей компьютер и проектор. Интерактивная доска - еще один инструмент, который дается для продолжения коррекционной работы по развитию моторики пальцев, восприятия рук и устранению двигательной неустойчивости и неуверенности движений.
Какие возможности ИКТ помогут мне создать комфортные условия на занятиях и достичь высокого уровня усвоения материала? Основу можно определить следующим образом:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, конспекты, схемы, картинки, таблицы и т.п.);
- подготовка презентаций по конкретной теме на основе учебных материалов;
- использование готовых программных продуктов;
- поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассных мероприятиях, самостоятельных занятиях;
- организация мониторинга для отслеживания результатов обучения и обучения;
- создание тестовых работ;
- обобщение методического опыта в электронной форме.
Детям нравятся эти уроки, они очень активные и им все доставляет удовольствие. Такие занятия активизируют познавательный процесс, развивают внимание и память учащихся; воспитывать самостоятельность, что необходимо и полезно для учащихся с ограниченными возможностями.
Процесс обучения становится творческим, а не скучным и монотонным. И эмоциональный фон занятия становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребенка. Использование информационных технологий позволяет уроку быть понятным, содержательным и запоминающимся. Из мнений и соображений можно сделать вывод, что интерактивные формы обучения способствуют созданию доброжелательной и оптимистичной атмосферы, устранению внутренних недостатков и дефектов, развитию самооценки учащихся, выявлению и укреплению положительных качеств у детей, знакомят с различными видами деятельности, основанными на на добровольности и сотрудничестве играет эффективную и полезную роль в развитии и коррекции учащихся с ограниченными возможностями.
В процессе современного преподавания и обучения, с использованием новых методов обучения, развивается интеллектуальный интеллект учащихся с ограниченными возможностями, и в ходе этого процесса он дает возможность учащемуся с энтузиазмом относиться к изучаемому материалу и понимать его. суть вопроса правильно. Важно отметить такой момент, что учащиеся с ограниченными возможностями не проявляют серьезного желания и интереса к учебе, и такая ситуация вызывает вялость и ленивость данной категории учащихся. В этом случае учителю необходимо привлечь учащихся к усвоению и изучению учебного материала, используя умные и веселые методы активного обучения, и постараться добиться таким образом значительного результата. Только ответственный и творческий педагог сможет достичь этой цели.
Специальные методы обучения считаются важными в исправлении и устранении дефектов устной речи учащихся с ограниченными возможностями и требуют от учителя сознательного использования активных методов обучения в ходе урока с целью повышения интереса и энтузиазма потребности учиться и освоить материал. Основное внимание следует уделять развитию и совершенствованию речи учащихся, особенно аспектам
лексического развития и тонкостям правописания. Эта деятельность приведет к желаемому результату не внезапно, а постепенно.
Этапы коррекционной работы не ограничены показателями школы, и необходимо определенное время, чтобы обеспечить у учащихся высокое чувство ответственности, использование новых методов обучения, а при необходимости - выполнение индивидуальной работы за меньшие деньги. Активный ученик Данная статья о том, что слабого ученика невозможно привлечь к полноценной и всесторонней подготовке к активному обучению. Конечно, такая ситуация создает проблемы для учителя, и для их решения он использует новые способы работы и обучения и, в конце концов, добивается успеха.
Список литературы
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ Психологические основы: Учебное пособие М. Владос 2003, 368с. с. 37-38.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М. Сфера, 2005, 64 с.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе А.А. Вербицкий. - М. Велби, 2007, - 58 с.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. -Просвещение, 1973.
5. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 98 с.
6. Рамазонова Р.С Мирзоева С.Д., Салямова Д. Усулхои кор бо кудакони боздории рушди равонй Душанбе ,2020 -189с.
7. Рамазонова Р.С., Мирзоева С.Д. Салохиятнокии хонандагони имконияташон махдуд бо истифода аз усулхои нави таълим дар муассисахои тахсилоти умумй Донишгохи миллии Точикистон №7 Душанбе. 2024, сах 246-251.
8. Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. - М.2005. - 180 с.