АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Маховицкая Н.Е. старший преподаватель Воронежский экономико-правовой институт, 2017
Аннотация: Рассматривается развитие познавательной и творческой деятельности, интуиции, эрудиции, кругозора, смекалки и логического мышления в урочное и внеурочное время, а также привитие студентам интереса к математическим дисциплинам.
Ключевые слова: математика, интерактивные методы, развитие интереса, внеклассная работа.
Невозможно себе представить ни одной сферы деятельности человека, где бы он не касался математики, в жизни, быту, в любой профессии она является неотъемлемой его частью. Чтобы достигнуть высоких прогрессивных результатов, необходимо знание математики, а это напряженный, систематический и упорный труд.
Перед преподавателями стоит важнейшая задача, приоткрыть интересные грани математических дисциплин, познакомить учащихся с новыми возможностями, показать их таинственность и глубину [1-3]. «Интерес - наиболее испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний интеллекта. Интерес -это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества» (К.Э. Изард).
«Умозаключение по аналогии является непременной составляющей творческого мышления, так как этим путём мысль человека выходит за рамки известного, пролагая путь к неизвестному», -говорил П.М.Эрдниев.
Деятельность преподавателя и учащегося дает отличный результат, только если она совместная. Постоянно усовершенствуя свое мастерство, используя новые образовательные и информационные технологии, преподаватель ведет за собой студентов, ведь быть учителем - не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность [4-6].
Преподаватель должен быть в постоянном поиске нового, интересного, познавательного, ведь ему необходимо дать прочные знания материала программы с учетом индивидуальных способностей, возможностей и личных качеств каждого учащегося [7-9].
Сейчас очень важной составляющей процесса обучения, является самостоятельная работа студента, контролируемая преподавателем [10-12]. Благодаря такому виду работы у студентов усиливается мотивация в изучении математических дисциплин, формируется интерес к ним, эффективно усваивается материал, студенты самостоятельно находят варианты решения поставленной перед ними задачи, работают индивидуально и в команде, слушают и оценивают мнение каждого участника. У них формируются профессиональные, практические, жизненные навыки анализировать, аргументировать, вести диалог и отстаивать свою точку зрения.
Ещё Л. Н. Толстой в работе «Общие замечания для учителей» писал о принципиальной значимости, занимательности и психологическом «комфорте» процесса познания: «Для того чтобы ученик учился хорошо нужно, чтобы он учился охотно, чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях...». Нужно полюбить математику и систематически заниматься ею.
На данном этапе перед преподавателями стоят следующие задачи [13-15]:
- подготовка учащихся к полноценной деятельности в условиях информационных технологий;
- повышение творчества студентов, активизация поисковых умений, инициативы, самостоятельности, разнообразие интересов учеников;
- развитие интеллектуальных способностей, ответственности, умение принимать решение и оценивать результаты деятельности;
- развитие творческого потенциала учащихся.
Активные и интерактивные методы обучения - это методы, которые активизируют учебный процесс, побуждают студентов творчески принимать участие в них, взаимодействовать с
преподавателем и друг с другом, вести совместную деятельность [16-17]. Они позволяют развивать мышление студентов, активизировать их мыслительную и практическую деятельность, углубляют и расширяют знания, помогают активно включаться в решение проблем, с их помощью развиваются практические умения и навыки, формируется познавательный интерес. Такие методы обучения эффективны, как на лекциях, так и на внеклассных мероприятиях. Факультативы и заседания математических кружков, олимпиады и турниры, вечера и брейн-ринги, исследовательская работа и проекты, составление кроссвордов, викторин, проведение эстафет, КВН, математических игр - все это способствует формированию познавательного интереса у учащихся к математическим дисциплинам [18-19].
Эффективно применение групповой работы, например, в малой группе, где для студентов созданы хорошие условия, подобраны задания, есть возможность высказаться, обменяться своими мнениями, к которым прислушаются, при необходимости поправят, посоветуют и учтут.
Основные правила работы в группе - это активность, доброжелательность, пунктуальность, выдержка, терпение, уважение к мнению товарищей, заинтересованность.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, ее нужно разнообразить, включая новые формы и методы организации, используя игровую форму занятий, элементы соревнования, которые удовлетворят внутренние запросы студентов, их стремления и мечты, разовьют их творческие способности.
«Мозговой штурм». За короткий промежуток времени студенты по определенной теме, высказывают ряд идей, которые затем обсуждаются и воплощаются в решении заданий, все увлечены работой, стимулируется мыслительная деятельность.
«Идейная карусель». Это последовательное обсуждение предложенных вопросов с последующим принятием коллективного решения. Учащиеся разбиваются на группы 4-5 человек, всем задается один и тот же вопрос, студенты записывают ответы на листочки, которые затем передаются почасовой стрелке соседям по группе. При получении листка с записями, студент должен сделать новую запись, не повторяя те, что уже есть. Работа заканчивается, когда возвращается твой листок. В группах происходит обсуждение ответов и предложений. Происходит обмен результатами наработок групп.
«Круглый стол». Это технология беседы на равных всех участников группы, студенты обмениваются мнениями, рассматривают все предложения с разных сторон, осмысливают, согласовывают, высказывают свою точку зрения, обмениваются информацией, спорят, анализируют, обозначают основные направления решения проблемы.
«Проблемный вопрос». Студентам предлагается проблема, которую они сначала прорабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит коллективное обсуждение проблемы, которое позволяет продемонстрировать тесную связь математики с другими областями знаний.
«Микрофон». Учащиеся передают воображаемый микрофон и высказывают собственное мнение в отношении определенных вопросов или задач, поставленных преподавателем на обсуждение. Использование воображаемого микрофона развивает сообразительность, любознательность, логическое и творческое мышление, культуру речи.
«Две правды, одна ложь». Предлагается каждому учащемуся составить три предложения. Два из них должны быть правдивыми, а одно — нет. При этом ложь должна быть похожа на правду, а правдивые утверждения должны быть несколько странными. Кто больше распознал лживых предположений, считается победителем. Эта игра развивает внимание, логическое мышление, умение высказывать свое мнение.
«Ажурная пилка». Сначала студенты работают в «домашних» группах, задача которых изучить, обсудить предоставленную информацию и освоить ее на уровне, достаточном для обмена этой информацией с другими. Затем они в роли экспертов выступают по вопросу, над которым работали дома, получают информацию от представителей других групп, возвратившись обратно, в свою группу, делятся новыми знаниями и обсуждают их. Метод «Ажурная пилка» учит студентов работать в команде, оказывать помощь, быть толерантными.
Игра «Математический бой». Один из видов групповой работы, здесь соревнуются две команды, которые на время решают математические задачи, затем рассказывают их решение. Другая команда внимательно слушает, ищет ошибки, недостатки, зарабатывая этим своей команде дополнительные баллы. При игре развивается математическая речь, умение выслушать и понять собеседника, вырабатывается командный дух соперничества, формируются дружеские отношения, навыки поведения.
«Подумай! Сообрази!». В конкурсе участвуют капитаны команд, им предлагается список математических терминов, которые необходимо попытаться передать без слов. Команда должна угадать это слово. За верно угаданное слово - 5 баллов.
Задание капитану I команды. Трапеция, неравенство, логарифм, угол, фигура, предел, мел, периметр, студент, диагональ.
Задание капитану II команды. Окружность, площадь, уравнение, график, скобки, интеграл, циркуль, преподаватель, градус, тетрадь.
В процессе выполнения конкурса формируется дружеское отношение, внимание, умение работать командой.
«Математические викторины» повышают познавательный интерес к предмету математики, способствуют воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся. Побуждают каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала. Развивают кругозор учащихся, математическую речь и грамотность. Викторина, проводится в рамках недели математики. В игре принимают участие две команды. Каждая команда выбирает себе название. В игре задействованы еще 6 студентов, которые выступают в роли консультантов. Игра проходит в два этапа: два отборочных тура и финальная игра.
Правила игры:
Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы 2-х отборочных туров и в финальной игре не только правильно ответить, но и сделать большую ставку на свой ответ.
В отборочных турах каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается одна минута, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. На вопрос - аукцион право ответа имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса). На вопрос кот в мешке отвечает та команда, которой отдает это право команда, выбравшая вопрос.
За каждой командой закреплены по 2 консультанта, они ведут подсчет баллов, если команда отвечает правильно - баллы прибавляются, если неправильно - вычитаются.
Математические вечера - наиболее массовая форма внеклассной работы. Они должны в первую очередь заинтересовать студентов математикой, прививать им любовь к ней.
На этих вечерах, математические клубы и кружки, отчитываются, о своей работе, подводят итоги математических олимпиад и конкурсов.
Такая форма работы дает возможность выявить способных по математике студентов, привлечь их в математические кружки и клубы.
Тему обговаривают с советом математического клуба или кружка. Это определяет всю последующую работу.
В процессе подготовки к математическому вечеру воспитывается дисциплинированность, умение подчинять собственные интересы интересам коллектива, чувство коллективизма, обязательства, ответственности за порученное дело.
Важно, поручая студентам какую-то работу по подготовке математического вечера учитывать их способности и интересы.
Поручения лучше распределять по желанию студентов. Это даст им возможность максимально проявить инициативу и фантазию.
Можно организовать вечер вопросов и ответов, вечер-конференцию, вечер отчет кружковцев, вечер математической сообразительности, вечер-итог математической недели в школе, конкурс веселых и находчивых математиков.
Вечер можно посвятить годовщине со дня рождения выдающихся ученых Р.Декарта, Б.Паскаля, Л.Эйлера, Н.И. Лобачевского, Е.Галуа, Л.П. Магницкого, Н.В.Остроградского, П.Л. Чебышева, С.В. Ковалевской, И.М. Виноградова и др.; выдающимся событиям из истории науки, техники и культуры.
Задача вечера, который проводится в первой четверти, - заинтересовать математикой, мобилизовать их на активное овладение программным материалом. В конце года вечер планируют как итог выученного программного материала по математике и отчет о кружковой работе. Каждый вечер можно разбить на два или три отделения. В зависимости от глубины раскрытия темы.
Огромная работа проводится по оформлению зала: 5-6 студентов выпускают газету или математические листки; 2-3 подбирают и оформляют высказывания о математике; 1-2 студента готовят объявление о вечере; (желательно в виде ребуса); 3-4 оформляют коридор и помещение к вечеру; 3-4 организуют уголок интересной математики. Здесь будут занимательные задачи, газеты, стенды: «Знаете ли вы?», «Это нужно помнить», «Известно ли вам, что...?»
Кроме этого оргкомитет поручает подготовить пригласительные, на каждой из которых находится задача.
3 студентов готовят материал для математических танцев, 2 для математических игр, 4-5 готовят фокусы и аттракционы.
Справочное бюро (2 студента и преподаватель) должны консультировать во время вечера.
В состав жюри входят 2-3 преподавателя, 3-4 студента.
В художественной части вечера участвуют 10-20 студентов. 2-3 раза за период подготовки оргкомитет собирается, чтобы послушать отчёты о проделанной работе.
За 10 дней оргкомитет и жюри проводят генеральную репетицию, во время которой хронометрируются все номера.
Продолжительность вечера не должна превышать 2-2,5 часа.
Вход в зал, где проводится вечер, разрешается только с решением задачи помещённой на пригласительном билете. Их выдают за день до вечера. Роль контролёров выполняют лучшие студенты математики. «Контрольные задания» не должны быть сложными.
Программу каждого вечера можно условно разделить на две части. В первой части: вступительное слово, доклад, инсценировки, пьесы, эстрадные номера.
Развлекательная часть - это работа со студентами во время перерывов и специальное отделение в котором демонстрируются фокусы, развлечения, конкурсы, игры, аттракционы, танцы.
Для проведения этой части необходимо соответственно оборудованное помещение. В первом отделении проводятся «слуховые викторины» с демонстрацией рисунков, записей, формул. Можно использовать технические приспособления.
Математические олимпиады стали традицией. Олимпиады целесообразно проводить в два тура. Первый тур с более легким заданием, должен охватить почти всех успевающих студентов. Нужно дать почувствовать студентам, что преподаватели верят в их силы и возможности.
Некоторый, пусть даже незначительный успех на олимпиаде вселит в более слабого студента уверенность в свои силы, а это может привести к более усиленным занятиям и к действительным успехам.
Исправленные работы должны быть возвращены участникам олимпиады. Студенты, получившие оценки «4» и «5», допускаются ко второму туру, более сложному.
Победители второго тура направляются на городские, районные или областные олимпиады.
Внеклассная работа способствует более глубокому овладению знаниями, привитию интереса к математическим дисциплинам, творческому развитию эрудиции учащихся, формированию любознательности и сообразительности, дружеских и доброжелательных отношений в группе.
«Математическая эстафета». Внеклассное мероприятие, которое предоставляет возможность в увлекательной и занимательной форме развивать интеллектуальные способности, воспитывает чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления. Проводится линейка, на которой объявляются правила прохождения эстафеты. Участие принимают 4 команды по 5 человек, выбирают командира и название команды. Получив маршрутные листы, команды проходят станции:
«Попробуй, сосчитай-ка», «Музыкальная», «Конструкторская», «Смекай, считай, отгадывай», «Почемучка».
Таблица 1 - Маршрутный лист.
Название команды № Название станции Кол-во баллов Замечания
1 «Попробуй, сосчитай - ка»
Эрудиты 2 «Музыкальная»
3 «Конструкторская»
4 «Смекай, считай, отгадывай»
5 «Почемучка»
В маршрутных листах на каждой станции командам отмечают заработанные баллы. Пройдя все станции, команды сдают свои маршрутные листы жюри. Команда, которая набрала максимальное количество баллов, объявляется победителем. Вручается переходной вымпел.
Командная работа объединяет, сплачивает, заинтересовывает, требует внимания и поддержки. Студенты считали, конструировали, отвечали на интересные вопросы, обсуждали, предлагали, спорили и переживали.
Можно прийти к выводу: привитие познавательного интереса, развитие творческой самостоятельности, воспитание личности зависит от хорошо организованного и проведенного занятия или мероприятия [20-21]. Активные и интерактивные методы обучения позволяют сформировать у студентов стойкий познавательный интерес к предмету; повышать культуру общения; развивать интеллектуальные и познавательные способности; логически мыслить, творить и фантазировать; уметь наблюдать, экспериментировать, анализировать и обобщать.
Список литературы:
1. Гданский Н.И., Рысин М.Л., Альтиментова Д.Ю. Особенности преподавания программирования в условиях современного рынка труда в IT-технологиях // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. Т. 2. № 5 (120). С. 73-76.
2. Маховицкая Н.Е. Творческая самостоятельная деятельность студентов, направленная на усвоение, закрепление, расширение и углубление знаний по математике // Территория науки. 2016. № 5. С. 10-16.
3. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Теория и практика проектно-исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов. - М.: АПКиППРО, 2011. -167 с.
4. Елбаев Ю.А., Киящук Т.В. К проблеме разработки и использования в вузовском менеджменте профессиональных стандартов работников сферы образования // Образование и наука. 2012. № 9 (98). С. 35-44.
5. Науменко Т.В. Массовая коммуникация и методы ее воздействия на аудиторию // Философия и общество. 2004. № 1 (34). С. 100-118.
6. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Содержание естественнонаучного образования как основа формирования метапредметных результатов. - М.: АПК и ППРО, 2016. -118 с.
7. Альтиментова Д.Ю., Федосов А.Ю. Повышение качества подготовки бакалавров с применением компьютерного тестирования и рациональных способов коррекции знаний // Педагогическая информатика. 2017. № 1. С. 45-53.
8. Елбаев Ю.А., Киящук Т.В. Эмпирическое исследование психологического сопровождения обучения иностранных студентов в российском вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2008. Т. 2. № 2. С. 35-41.
9. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Современная образовательная стратегия: новые социальные ориентиры // В сборнике: Альтернативы экономической политики в условиях замедления экономического роста Сборник статей по материалам научной конференции. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2015. С. 688-691.
10. Altimentova D.Y., Gdansky N.I. Adaptive models of computer training // Contemporary Problems of Social Work. 2015. Т. 1. № 2. С. 73-80.
11. Паршутина Л.А. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2005. - 18 с.
12. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Особенности реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) при подготовке студентов по программам высшего образования // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 1 (6). С. 18-21.
13. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Социальная направленность инновационного развития российской высшей школы // В сборнике: Инновационное развитие экономики России: междисциплинарное взаимодействие Сборник статей по материалам Седьмой международной научной конференции. 2014. С. 461-464.
14. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 36.
15. Паршутина Л.А. Формирование у школьников знаний о биоразнообразии в процессе изучения раздела «растения». - Москва, 2010. - 98 с.
16. Гданский Н.И., Рысин М.Л., Альтиментова Д.Ю., Леванов Д.Н. Адаптивные алгоритмы тестирования знаний информационно-тестирующих приложений на основе стандартных lms-систем // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. Т. 2. № 5 (120). С. 77-81.
17. Елбаев Ю.А., Киящук Т.В., Киящук А.А. Тьюторинг в процессе психологического сопровождения обучения иностранных студентов в российском вузе // Образование и наука. 2010. № 7. С. 129-136.
18. Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Как формировать естественнонаучную грамотность учащихся при изучении химии и биологии // В сборнике: Теоретические и методологические проблемы современного образования Материалы XXVII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2016. С. 31-36.
19. Науменко Т.В. Концептуальный анализ теории массовой коммуникации // Credo new. 2008. № 4. С. 10.
20. Валуйсков Н.В., Бондаренко Л.В., Рокотянская В.В. К вопросу о перспективе совершенствования правовой основы профилактики социальных отклонений в молодежно-подростковой среде в качестве приоритетного направления социальной политики // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 346-349.
21. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Ресурсное обеспечение российского образования в условиях новых вызовов // В книге: Сценарии развития социальной сферы в условиях новых вызовов Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Тезисы докладов и выступлений. Научные редакторы: Егоров Е.В., Ломанов П.Н., Беляева Т.Б.. 2014. С. 108-111.
УДК 372