Научная статья на тему 'Актуальность и уникальность специальности “физика” направления “физико-математическое образование”'

Актуальность и уникальность специальности “физика” направления “физико-математическое образование” Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1059
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛЬНОСТЬ / УНИКАЛЬНОСТЬ / "ФИЗИКА" / ПРОФИЛЬ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ / ВЫПУСКНИК / 550200 / ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА БАКАЛАВРИАТА / КАРТА КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНО ПОДХОДА / КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / RELEVANCE / UNIQUENESS / PHYSICS / PROFILE / TRAINING PHYSICS TEACHER / GRADUATE / 550200 PHYSICS AND MATHEMATICS EDUCATION / THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF THE BACHELOR DEGREE / COMPETENCE CARD / COMPETENT APPROACH / QUALITATIVE TRAINING OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омаралиева З.И., Курбаналиев М.Б., Кадыров К.С.

Рассмотрены основные проблемы о недостаточности знаний учащихся физике и акцент делается на то, что подготовка учителя физики, в отличие от других специальностей требует больших материальных затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main problems of the students' lack of knowledge of physics are considered and the emphasis is placed on the fact that the preparation of a physics teacher, unlike other specialties, requires large material costs.

Текст научной работы на тему «Актуальность и уникальность специальности “физика” направления “физико-математическое образование”»

Омаралиева. З.И., Курбаналиев М.Б. Кадыров К.С.

АКТУАЛЬНОСТЬ И УНИКАЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФИЗИКА" НАПРАВЛЕНИЯ "ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

Ошский государстенный университет

Аннотация: Рассмотрены основные проблемы о недостаточности знаний учащихся физике и акцент делается на то, что подготовка учителя физики, в отличие от других специальностей требует больших материальных затрат.

Ключевые слова: актуальность, уникальность, "Физика", профиль, подготовка учителя физики, выпускник, 550200, физико-математическое образование, основная образовательная программа бакалавриата, карта компетенция, компетентно подхода, качественной подготовки специалистов.

Abstract: The main problems of the students' lack of knowledge of physics are considered and the emphasis is placed on the fact that the preparation of a physics teacher, unlike other specialties, requires large material costs.

Keywords: relevance, uniqueness, physics, profile, training physics teacher, graduate, 550200 Physics and mathematics education, the basic educational program of the bachelor degree, competence card, competent approach, qualitative training of specialists.

Результат работы любого образовательного учреждения оценивается уровнем образования его выпускников. Одним из основных компонентов современного среднего образования является обучение естественно - точным наукам, в том числе физике [1-2]. Мировое сообщество давно признало, что уровень обучения естественно - точным наукам, в том числе обучения физике определяет, не только научно - технический потенциал, а также оборонный потенциал страны. Быстрое развитие информационных технологий, новые социально - экономические условия выдвигают перед школой новые требования.

Как показывают исследования, уровень образования учащихся средних школ не отвечает предъявленным требованиям. В ряду основных причин можно назвать следующие [3-4]: недостаточность числа учителей физики, физика не является предметом, по которому обязательно нужно сдавать выпускные экзамены, резкий упадок интереса населения к инженерно - техническим специальностям, в

силу новых социально - экономических условий, недостаточная материально техническая база школ, не соответствующая организация, иногда полное отсутствие межпредметной (математика, химия) связи. Как показывают результаты общереспубликанского тестирования, учащиеся средних школ недостаточно владеют физическими знаниями. Если учесть что основную часть тестовых заданий по физике составляют физические задачи, то можно утверждать, что учащиеся не справляются с решением физических задач.

В международной тестовой программе для подростков PISA (Program International Student Assessment) проверяют чтение и понимание текста, а также знания по математике и естественным наукам. В этой программе уровень знаний учащихся измеряют в шести уровнях. Например, второй уровень считается точечным, и здесь проверяется умения учеников применять свои знания в простейших ситуациях. Согласно четвертому уровню, учащиеся должны быть способны применять свои знания и умения для получения новых информаций. Следовательно, с сегодняшних учащихся требуется умение самостоятельно мыслить, найти выход из трудных ситуаций, решение сложных задач (в широком понимании этого слова), умение работать с новой информацией. В 2006 году в этой программе участвовали 57 стран, 2009 году 65 стран. И в том, и в другом году Кыргызстан занял последнее место. Этот факт явно свидетельствует о недостаточности знаний учащихся по естественно - точным наукам, в том числе по физике. В последние годы бюджетные места по направлению "физико-математическое образование" частенько остаются свободными, так как многие учашиеся не достигают порогового уровия для сдачи документов в высшие учебные заведения. Этот факт подтверждает вышеуказанную мысль. Результаты предметных олимпиад также подтверждают мысль о том, что учашиеся школ не умеют решать физические задачи, не умеют ставить эксперименты. Чтобы решить эту проблему нужно вести работу в следущих направлениях:

1) устранение недостатков в школьной подготовке физики и повышение уровня знаний по физике;

2) доработка научно-методических основ подготовки учителей физики в высших учебных заведениях.

Подготовка учителя физики, в отличие от других специальностей, требует больших материальных затрат. Для этого, кроме профессорско-преподавательского состава нужны учебные лаборатории, оснащенные современными приборами, учебно-вспомагательный персонал с достаточной квалификацией, доплатит

ведущим лабораторные занятия в подгруппах и так далее. Но в целях экономии средств число лаборантов постоянно сокрашается, не решается ведение лабораторных занятий в подгруппах, устанавливая численность студентов не ниже 25. Это есть опасение. В результате вышеуказанных факторов, есть опасение, что молодые кадры по специальности физика не в полный мире могут овладеть соответствующими профессиональными компетенциями.

Выпускник по направлению "550200 Физико-математическое образование" профиль подготовки «Физика» с присвоением академической степени "бакалавр" в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп. 2.1 и 2.5 настоящего ГОС ВПО, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (таблицы 1-5).

Таблица 1 - Примеры общенаучных компетенций

ОК-1. владеет целостной системой научных знаний об окружающем мире, понимает современные концепции и картины мира, систему мировоззрений, место и роль человека в природе и социуме, способен ориентироваться в ценностях жизни, культуры;

ОК-2. способен планировать и реализовать образовательный процесс в соответствии с потребностями, достижениями учащихся по современным, научно-обоснованным технологиям обучения (под руководством);

ОК-3. способен прогнозировать результаты образования, проводить мониторинг и оценивание учебных достижений с использованием базовых положений математических/ естественных/ социально-гуманитарных наук;

ОК-4. способен /под руководством/ разрабатывать и корректировать план исследования, анализировать и интерпретировать собранные данные, готов к осуществлению прикладной научно-исследовательской деятельности;

ОК-5. способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выборе путей ее достижения;

ОК-6. готов к постоянному развитию и образованию;

Таблица 2 -Примеры инструментальных компетенций

ИК-1 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером;

ИК-2 способен логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь на государственном и официальном языках;

ИК-3 владеет одним из иностранных языков на уровне социального общения;

ИК-4 способен участвовать в организации позитивных и конструктивных межличностных отношений всех субъектов педагогического процесса, способен принимать управленческие решения;

ИК-5 оценивает новую ситуацию и ее последствия, адаптируется к ней;

ИК-6 способен создать условия по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности обучающихся в образовательном процессе;

Таблица 3- Примеры профессиональных компетенций

ПК-1 готов использовать психолого-педагогические компетентности для решения профессиональных задач и способен использовать результаты педагогических исследований в профессиональной деятельности;

ПК-2 владеет способами решения методических проблем (модели, методы, технологии и приемы обучения) и способен применять технологии оценивания качества обучения;

ПК-3 способен формировать оптимальные условия для образовательного процесса в соответствии с принципами личностноориентированного образования и образования для устойчивого развития (здоровый образ жизни, охрана природы и рациональное природопользование, энергоэффективность, культурное многообразие, гендер, инклюзия и др );

ПК-4 владеет способами, техникой, методикой и приёмами социализации обучаемых и способен создавать условия для профессионального самоопределения обучающихся;

ПК-5 умеет самостоятельно выбирать образовательные программы, подбирает к ним дидактические материалы и умеет использовать их после адаптации в учебном процессе на основе педагогической рефлексии;

ПК-6 способен планировать учебные занятия по предмету (предметам) с учётом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

ПК-7 умеет ставить задачи по собственному развитию на основе проведённой профессиональной рефлексии;

ПК-8 способен осуществлять педагогическую деятельность, используя интерактивные формы и методы обучения;

ПК-9 умеет диагностировать уровень развития учащихся в различных областях (умственное, социальное, моральное и т.д.) и, соответственно, проводить профилактическую работу для недопущения различных негативных влияний (насилия, употребления наркотиков и алкоголя и т.д.);

ПК-10 способен участвовать в исследованиях по проблемам развития физико-математического образования;

Таблица 4 - Примеры социально-личностных компетенций

СЛК-1 умеет выстраивать толерантные межличностные и профессиональные отношения на уровне школьного сообщества

СЛК-2 способен следовать этическим и правовым нормам, регулирующим отношения в поликультурном обществе и создавать равные возможности для обучающихся независимо от межкультурных различий;

СЛК-3 способен создать безопасную (психологическую, социальную и физическую) образовательную среду для обучения и развития обучающихся, формирования у обучающихся разного возраста навыков здорового образа жизни, охраны природы, сохранения энергии, рационального природопользования и адаптации к изменению климата;

СЛК-4 умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

СЛК-5 готов к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества и способен занимать активную гражданскую позицию

Таблица 5 - Примеры специальных компетенций

СК-1 знание концептуальных и теоретических основ физики. Эта компетенция указывает на то, что выпускник имеет необходимый уровень знаний по общей и теоретической физике, понимает ее место в общей системе наук и ценностей, знает историю развития физики, имеет представление о современной физической картине мира, умеет использовать эти знания в профессиональной деятельности;

СК-2 владение системой знаний о фундаментальных физических законах и теориях. Данная компетенция говорит о том, что выпускник понимает структуру и содержание научных знаний и умеет применять эти знания для анализа фундаментальных физических законов и теорий. Он умеет анализировать физическую сущность законов и умеет строить содержание физической картины различных явлений и процессов в природе и технике. Кроме того, он владеет методами построения учебного материала на основе обозначенной системы знаний;

СК-3 владение навыками организации и постановки физического эксперимента. Содержание компетенции состоит в том, что выпускник понимает ведущую роль эксперимента в физических исследованиях и в учебном процессе по физике. Он влдаеет методами постановки демонстрационного эксперимента, способами организации фронтальных учебных экспериментов, лабораторных работ и учебных исследовательских экспериментов. При организации экспериментов выпускник способен активно использовать компьютерную технику, интерактивные доски и другую технику;

СК-4 владение методами анализа результатов наблюдений и экспериментов. Компетенция указывает, что выпускник знает методы обработки результатов наблюдений экспериментов, соответствующие требованиям проведения научных и учебных экспериментов на различных учебных ситуациях. Он знает и умеет проводить компьютерную обработку результатов измерений и наблюдений, проводить компьютерное моделирование учебных экспериментов и использует имеющиеся электронные материалы по физике;

СК-5 владение методами и приемами решения физических задач. Выпускник понимает, что решение задач является одной из форм организации мышления, он знает роль и значение решения задач в учебном процессе. Он умеет решать задачи разного вида (количественные и качественные задачи, теоретические и экспериментальные задачи), а также задачи разного уровня сложности в соответствии с требованиями итоговой государственной аттестации в основной школе и единого государственного экзамена в средней школе.

Карта компетенций дает представление о компонентах содержания компетенции и уровнях ее освоения, а также о технологиях ее формирования (лекции, семинары и пр.). Карта компетенций служит основанием для создания паспорта компетенции, который раскрывает сущность содержания компетенции, определяет ее место и значимость в совокупном ожидаемом результате образования выпускника ВУЗа по направлению подготовки 550200 "Физико-математическое образование" (профилю подготовки 550202 "Физика"), описывает ее структуру и определяет общую трудоемкость формирования

компетенции у «среднего» студента университета. Программа формирования компетенции предполагает траекторию формирования компетентного подхода в результате освоения учебных дисциплин по направлению 550200 "Физико-математическое образование" (профилю подготовки 550202 "Физика").

На законодательном, нормативном и формальном уровнях были обозначены критерии, позволяющие определять, измерять и оценивать качество подготовки специалистов в вузах с акцентированием качества образовательных программ. При этом в ближнем круге основной целевой аудиторией в этих документах являются студенты. Большая часть публикаций по адаптации и использованию компетентностного подхода в вузах посвящена развитию профессиональных (специальных) компетенций студентов. Но и в документах международных организаций, и в отечественных законодательных и нормативных актах по проблемам высшего образования отмечается ключевая роль преподавательских кадров в образовательном процессе. Очевидно, что вопрос о необходимых компетенциях профессорско-преподавательского состава вузов, способного обеспечить получение необходимых компетенций студентами, не просто важен, но и крайне актуален [5-6].

Актуальность разработки идеального образа преподавателя может быть подтверждена тем фактом, что, по мнению ряда деканов ОшГУ, до трети преподавателей вуза по своим личностным, гражданским и профессиональным качествам не способны эффективно выполнять ту работу, которая от них требуется для обеспечения качественной подготовки специалистов.

Список литературы

1. Гданский Н.И., Рысин М.Л., Альтиментова Д.Ю. Особенности преподавания программирования в условиях современного рынка труда в 1Т-технологиях // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. Т. 2. № 5 (120). С. 73-76.

2. Паршутина Л.А. Формирование у школьников знаний о биоразнообразии в процессе изучения раздела «растения». - Москва, 2010. - 98 с.

3. Елбаев Ю.А., Киящук Т.В. Эмпирическое исследование психологического сопровождения обучения иностранных студентов в российском вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2008. Т. 2. № 2. С. 3541.

4. Паршутина Л.А. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2005. - 18 с.

5. Паршутина Л.А. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2005. - 168 с.

6. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования // Информатика и образование. 2004. № 11. С. 12.

Смокова Е. Ю.

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, информационные образовательные ресурсы.

Аннотация: В данной работе рассматривается вопрос применения электронных учебников в образовательном процессе, их достоинства и недостатки. Рассмотрены типы электронных учебников и компьютерные программы для их создания.

Keywords: informatization, informational technologies, educational information resources.

Abstract: The paper considers pros and cons of the problem of electronic textbooks use in educational practice. It discusses the major types of electronic textbooks and the software related.

В современном мире система образования в ВУЗах построена таким образом, что количество аудиторных лекций не многим превышает количество часов, выносимых по программе на самостоятельное обучение. Соответственно, все попытки студента подготовиться самостоятельно по той или иной дисциплине сводятся к поискам информации в глобальной сети. В настоящее время все более возрастает роль информационно-социальных технологий, в том числе и в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию студентов и преподавателей [1-2]. Однако порой достоверность полученной таким путем информации оставляет желать лучшего. Оптимальным вариантом решения такой проблемы является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.