Научная статья на тему 'Методическая компетенция как элемент профессиональной подготовки будущего учителя'

Методическая компетенция как элемент профессиональной подготовки будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1755
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПРИЗНАКИ НАЛИЧИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тороев Ы.Т., Син Е.Е.

В данной работе рассматриваются некоторые особенности методической работы учителя в современной школе и необходимость подготовки будущих учителей к изменившимся требованиям. Целью статьи является определение научных основ в формировании и развитии у студентов педагогического направления методической компетенции. В своей работе авторы дают понятие о сущности и содержании методической компетенции. Определяют последовательность формирования методической компетенции. В результате исследования получен вывод, что методическая компетенция имеет сложную и многоаспектную структуру. Статья может заинтересовать вузовских методистов, педагогов, аспирантов исследующих данную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тороев Ы.Т., Син Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая компетенция как элемент профессиональной подготовки будущего учителя»

Рассмотрим общие условия, определяющие инструктивную полезность педагогических сочинений. Прежде всего, это границы физических возможностей учащихся того возраста, на который рассчитано данное произведение. В фактурных и динамических особенностях произведений должны быть учтены маленькие размеры рук и пальцев учащихся, небольшая физическая сила. Необходимо избегать предпосылок к физическому перенапряжению учащегося, чрезмерного утомления отдельных звеньев двигательного аппарата - в самом строении пьесы должна быть предусмотрена возможность переключения и отдыха.

Важная цель музыкально-инструктивной литературы - научить детей владению самыми разнообразными исполнительскими приемами. Однако, предпосылкой успешности обучения в большинстве случаев является сосредоточивание внимания учащегося на выполнении какой-либо определенной задачи или небольшого круга задач. Рациональным оказывается использование на протяжении пьесы или цикла пьес принципа повторности одного и того же приема, а также различных способов его развития, варьирования и усложнения. Крайне нежелательно вторжение моментов, нарушающих общий уровень технической сложности сочинения или даже целого цикла сочинений для детей.

Еще одной важной проблемой, которую не должен обходить современный педагог, является развитие навыков чтения с листа, игры в ансамбле, транспонирования. В учебном репертуаре учащихся музыкальных школ обязательно должны быть произведения, отвечающие этим целям. Такие произведения могут проходиться фрагментарно, без тщательной отработки деталей.

Учителю музыки, как и любому другому педагогу, нужно хорошо понимать, как хрупок детский организм, как важно заботиться о том, чтобы не нанести ущерб здоровью и гармоничному развитию ученика [2, с.4]. Музыка в целом и произведения, которые исполняют учащиеся, влияют на интеллектуальное, духовное и физическое развитие ребенка, поэтому проблема выбора учебного репертуара является основополагающей в процессе обучения детей музыкальному исполнительству.

Список литературы

1. Вопросы фортепианной педагогики. Сборник статей под общ. ред. В. Натансона. Вып. 1. М.: Гос. Муз. Издательство, 1963. - 200 с.

2. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз или я - детский педагог. СПб.: Союз художников, 2002. - 92 с.

УДК: 371.13

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Тороев Ы.Т.,2017 старший преподаватель Баткенский государственный университет Син Е.Е., 2017 доктор педагогических наук, профессор Кыргызская академия образования

Аннотация: в данной работе рассматриваются некоторые особенности методической работы учителя в современной школе и необходимость подготовки будущих учителей к изменившимся требованиям. Целью статьи является определение научных основ в формировании и развитии у студентов педагогического направления методической компетенции. В своей работе авторы дают понятие о сущности и содержании методической компетенции. Определяют последовательность формирования методической компетенции. В результате исследования получен вывод, что методическая компетенция имеет сложную и многоаспектную структуру. Статья может заинтересовать вузовских методистов, педагогов, аспирантов исследующих данную проблему.

Ключевое слова: методическая компетенция, будущий учитель, признаки наличия методической компетенции.

Требования к вузам в подготовке учителей школ из года в год усложняются. Это связано с динамично меняющимся социально-экономическим положением в обществе, массовым совершенствованием образовательных технологий, более развитыми и интеллектуально продвинутыми детьми и т.д. В отличие от прошлых лет от современного учителя требуется не только качественное проведение занятий, но и выполнение педагогических исследований, конструирование собственных технологий обучения, прогнозирование результатов воспитания и обучения [1 -2]. Кроме того, в процессе обучения в вузе, будущий педагог должен в обязательном порядке овладеть рядом профессиональных компетенций [3-4]. Среди них особое место занимает проблема формирования методической компетенции: готовность применять современные методики и технологии, уметь самостоятельно проводить диагностирование учебных достижений школьников по своему предмету, рационально использовать имеющиеся в школе средства обучения, учитывать образовательную среду обучения и т.д.

Методическая компетенция студентов при обучении проявляется в установлении связей курса методики обучения предмету с другими вузовскими дисциплинами, в системном анализе педагогических явлений, в деятельном подходе, в реализации предметных компетенции, в умении профессионально готовить и реализовать методические рекомендации по изучаемому школьному предмету [5-6].

По мнению современных авторов предметом методики обучения является методическая система. Системное представление изучаемых объектов, свойств, взаимосвязей и составляет ключевую профессиональную компетенцию [7-8].

Вместе с тем, в исследованиях некоторых исследованиях отмечается, что большинство современных вузов прилагают немало усилий для улучшения качества подготовки специалистов: обновляются учебные программы, используются новые методы обучения, привлекаются дорогостоящие технические средства. Однако это не позволяет решить поставленную перед вузами задачу в полном объеме [9-10].

Многие авторы едины в мнении о том, что среди профессиональных компетенций умение управлять методической, учебной, научно-исследовательской работой с применением современных технологий является одним из главных [11-12].

В тоже время методическая подготовка будущего педагога является важным компонентом и частью управленческой компетенции [13-14]. В процессе проектирования учебно-методических комплексов они должны быть вариативным, универсальными, иметь полное сопровождение образовательного процесса и постоянную учебно-методическую поддержку обучающимся и педагогам [15-16].

На основании анализа исследований современных психологов и педагогов выделим следующие виды педагогических компетентностей [17-18]:

- специальная и профессиональная компетентность преподаваемой дисциплины;

- методическая компетентность в область способов формирования знаний, умений обучающихся;

- социально-психологическая компетентность в области процессов общения;

- дифференциально-психологические компетентности в области мотивов, способностей обучающихся и др.

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что одни исследователи видят в понятии методической компетенции его содержание, заключенное в требованиях. Например, в учебно-образовательной подготовке выпускников школы, необходимое для успешной деятельности в определенной сфере труда [19-20]. В тоже время немало других исследователей, которые методическую компетенцию педагога связывают с его знанием, умением и способностью осуществлять учебную деятельность. В ряде исследований авторы приходят к выводу, что компетенция педагога - это деятельность и её результат [21-22].

Проведенный анализ учебно-методической работы и опыт педагогов вуза, а также анализ социально-педагогических исследований показал, что наибольшие сложности у молодых педагогов вызывают вопросы дисциплины и порядка на занятиях, методические и технологические аспекты [23-

24]. На наш взгляд, методическая компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности, выраженных в следующих структурных компонентах: в знаниях преподаваемого и смежного с ним предметов, знание методов и умения использовать их в процессе учебного процесса, навыки профессиональной деятельности, наличие ценностных установок и личностных качеств. В тоже время практика работы педагогических вузов показывает, что ведущее место в подготовке педагогических кадров, способных успешно осуществлять профессиональную деятельность является именно методическая компетенция.

Сформированность методической компетенции позволяет студенту правильно использовать ключевые понятия и методы педагогической и методической науки, управлять методическими системами обучения и воспитания, учитывать в своей работе внешние и внутренние ресурсы, планировать и осуществлять педагогический эксперимент. В процессе учебной деятельности студент может отбирать наиболее эффективные подходы введения основных предметных понятий, осуществлять конструирование методических систем обучения, выделять объект и предмет учебной деятельности, устанавливать связи между компонентами учебного процесса и методическими системами. В связи с этим студента педагогического направления можно считать компетентным если он:

1) владеет современными инновационными технологиями обучения предмету и воспитания;

2) умеет интерпретировать и целесообразно использовать основные положения психологической, педагогической и философской наук при формировании методических концепций;

3) владеет научными основами анализа учебников, учебных пособий и других компонентов учебно-методического комплекса;

4) умеет отбирать содержание учебного материала по определенным темам, методически адаптирует их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса и учащихся;

5) умеет правильно определять цели урока и обучения своего предмета;

6) владеет и применяет на своих уроках различные методы обучения и воспитания;

7) понимает и правильно воспринимает структуру педагогической и методической науки и их взаимосвязи;

8) на своих уроках использует деятельный подход и имеет методическую эрудицию;

9) умеет структурировать различные учебно-воспитательные ситуации, проводив анализ этих ситуации и прогнозировать результаты;

10) умеет отбирать различные методы и формы обучения, позволяющих достичь постановленные цели;

11) владеет информационными и интерактивными технологиями обучения, рационально использует их в своей методической работе;

12) владеет методикой обучение предмету при базовом, профильном и дифференцированном обучении учащихся;

13) владеет основными материалами из истории развития своего предмета и использует их в методической деятельности и др.

Формирование методической компетенции у будущих учителей школ, требует особой формы работы вуза. Значительную помощь в формировании методической компетенции может оказать участие студентов в реальных учебных ситуациях в период педагогических практик и стажировок в школах.

Под методической компетенцией также следует понимать учебную и методическую деятельность. Однако в последнее время методическая деятельность учителя сильно изменилась. Если раньше под методической деятельностью понимали: организацию учебно-познавательной и воспитательной процессов на уроке: подготовка, организация и проведения предметных уроков, формирование основных понятий, решение различных упражнений и заданий, организация различных проверочных работ и т.д. То сегодня методическая деятельность претерпела значительные изменения. Методика, которая ранее была частью дидактики, ныне превратилась в самостоятельное научное направление, имеет свою методологию, теорию и содержание. Она стала более методологически обоснованной, аналитико-систематизирующей, научно-практической, нормативно-оценочной и ожидаемо-прогностической. В связи с этим при подготовке педагогов в вузах необходимо знакомить

их с новым содержанием методической деятельности. В успешном овладении этой методической деятельности основа приобретения студентами профессиональной методической компетенции. В процессе обучения студентов нами определена последовательность формирования методической компетенции (рис. 1).

Необходимость в усилении внимания на подготовку студентов к педагогической

деятельности, обусловлено тем, что будущий учитель должен в полной мере овладеть методологией современной методической науки, знать научные способы поиска информаций, вести анализ, осуществлять системную работу при подготовке и проведении уроков. Своевременно адаптироваться к изменениям в ученической и образовательной среде, оценивать и прогнозировать результаты своей деятельности, осуществлять выбор технологии, методики и средств обучения. Владение методическими компетенциями значительно облегчит процесс конструирования всей учебно -воспитательной работы и саму методическую систему преподаваемого предмета.

Рис. 1. Последовательность формирования и содержание методической компетенции

студентов.

В заключении следует сказать, что рассмотренная нами методическая компетенция является важным компонентом подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности. Владение методической компетенцией позволяет молодому учителю легко адаптироваться к школьной среде, вселяет уверенность в успехе и позволяет полнее использовать полученные в вузе знания на практике.

Список литературы

1. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Современная образовательная стратегия: новые социальные ориентиры // В сборнике: Альтернативы экономической политики в условиях замедления экономического роста Сборник статей по материалам научной конференции. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2015. С. 688-691.

2. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Теория и практика проектно-исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов. - М.: АПКиППРО, 2011. -167 с.

3. Плотникова И.Е., Юргелас Ю.Н., Юргелас И.В., Фролов Р.Н. Эмпатия как индикатор сформированности прагматической компетентности будущего медицинского работника // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 168-176.

4. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования // Информатика и образование. 2004. № 11. С. 12.

5. Батяева С.В. К вопросу разработки педагогических условий включения детей с ТНР в общеобразовательный процесс // В сборнике: Общество, наука и инновации сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. редколлегия: А.А. Сукиасян (ответственный редактор), Р.Г. Юсупов, Г.Д. Овакимян. 2013. С. 83-89.

6. Елбаев Ю.А., Киящук Т.В., Киящук А.А. Тьюторинг в процессе психологического сопровождения обучения иностранных студентов в российском вузе // Образование и наука. 2010. № 7. С. 129-136.

7. Гданский Н.И., Рысин М.Л., Альтиментова Д.Ю., Леванов Д.Н. Адаптивные алгоритмы тестирования знаний информационно-тестирующих приложений на основе стандартных lms-систем // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. Т. 2. № 5 (120). С. 77-81.

8. Свердлова Н.А. Особенности процесса интерференции в коммуникации "человек-машина-человек" // В сборнике: Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет материалы V Международной научной конференции. Redakcia naukowa Ludmila Szypielevicz. 2012. С. 1201-1205.

9. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Ресурсное обеспечение российского образования в условиях новых вызовов // В книге: Сценарии развития социальной сферы в условиях новых вызовов Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Тезисы докладов и выступлений. Научные редакторы: Егоров Е.В., Ломанов П.Н., Беляева Т.Б.. 2014. С. 108-111.

10. Сизова Т.В. Научное обеспечение профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 3. С. 27-29.

11. Altimentova D.Y., Gdansky N.I. Adaptive models of computer training // Contemporary Problems of Social Work. 2015. Т. 1. № 2. С. 73-80.

12. Елбаев Ю.А., Киящук Т.В. Эмпирическое исследование психологического сопровождения обучения иностранных студентов в российском вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2008. Т. 2. № 2. С. 35-41.

13. Душин А.В. Образовательные парадигмы школы Исократа и Академии Платона // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 9-1. С. 76-79.

14. Маркин В.В., Воронов В.В. Реформа высшего образования и аттестации научных кадров по болонскому процессу («опережающий» опыт Латвии и «уроки» для России) // Социология образования. 2014. № 6. С. 38-49.

15. Батяева С.В. Использование театрально - игровых постановок в коррекционно -развивающей работе по преодолению общего недоразвития речи // В сборнике: Прорывные научные исследования как двигатель науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 153-157.

16. Паршутина Л.А. Формирование у школьников знаний о биоразнообразии в процессе изучения раздела «растения». Методические рекомендации / Москва, 2010. - 98 с.

17. Вербина Г.Г., Рындина О.Г. Основы психосоматики. - Чебоксары, 2007.

18. Чашина Ж.В. Анализ межпредметных связей в процессе обучения на примере биоэтики // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 1 (78). С. 100-105.

19. Душин А.В. Гегель как теоретик и реформатор образования и современные образовательные реформы // Философия образования. 2012. Т. 40. № 1. С. 119-126.

20. Кизин М.М. Вокальное искусство в пространстве цифровых технологий // В сборнике: Музыкальное искусство в контексте современных проблем культуры и образования. Москва, 2016. С. 215-220.

21. Вербина Г.Г. Введение в психоанализ. - Чебоксары, 2010. - 230 с.

22. Свердлова Н.А. Лингвокультурная интерференция в коммуникативном поведении билингвов // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 3 (332). С. 89-94.

23. Полякова В.А., Козлов О.А. Воздействие геймификации на информационно -образовательную среду школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 513.

24. Науменко Т.В. Массовая коммуникация как социальный процесс (философско -методологический анализ проблемы) // Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. - Москва, 2004. - 380 с.

УДК 37.013.43

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА

А.С. ПУШКИНА. КВЕСТ-ИГРА «МИМО ОСТРОВА БУЯНА»

Плотникова К.П., 2017 ТОГБОУДО «Центрразвития творчества детей и юношества», режиссер, Тамбов.

Аннотация: на сегодняшний день в сфере педагогики особенно актуален вопрос о приобщении подрастающего поколения к богатейшему наследию отечественной литературы. Наиболее выигрышным вариантом усвоения информации для подростков являются интерактивные формы общения, применение анимационных и игровых технологий. В методической разработке представлен ход проведения квест-игры «Мимо острова Буяна» по популяризации творчества А.С. Пушкина. Методическая разработка предназначена для организации свободного времени младших и старших школьников.

Ключевые слова: русская литература, организация досуга, внешкольная работа, квест, квест-

игра.

(Бег по станциям)

Станция «Сундук со сказками» - нарезка / зачитывание отрывков из сказок А.С. Пушкина. Дети должны отгадать, что это за сказка. За каждый правильный ответ команде дается 1 балл.

Материал:

№ Отрывок Произведение

1 Там лес и дол видений полны; Там на заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской. Вступление из повести «Руслан и Людмила» / У Лукоморья дуб зеленый

2 Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, -Говорит одна девица, -То на весь крещенный мир Приготовила б я пир». Сказка о царе Салтане / Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

3 Воротился старик ко старухе, У старухе новое корыто. Еще пуще старуха бранится: «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!» Сказка о рыбаке и рыбке

4 "Посади ты эту, птицу, -Молвил он царю,- на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой: Коль кругом всё будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Сказка о золотом петушке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.