Научная статья на тему 'АКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНИКОВ'

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФКОМПЕТЕНТНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / МОТИВ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванушкина Валентина Михайловна

Автором рассматриваются понятия «компетентность», «профессиональная компетентность педагога» и основные характеристики профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации. Исходя из целей, специфики профессиональной деятельности определена сущность компетентности педагога детского сада. Подчеркнута роль методической работы и рассмотрены различные формы и методы работы с педагогическими кадрами по повышению профкомпетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванушкина Валентина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE FORMS OF METHODOLOGICAL WORK AS A BASIS FOR IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF PRESCHOOL TEACHERS

The author considers the concepts of "competence", "professional competence of a teacher" and the main characteristics of the professional competence of a teacher of a preschool educational organization. Based on the goals and specifics of professional activity, the essence of the competence of a kindergarten teacher is determined. The role of methodological work is emphasized and various forms and methods of working with teaching staff to improve professional competence are considered.

Текст научной работы на тему «АКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.011.3

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОМ РАБОТЫ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ДОШКОЛЬНИКОВ

Иванушкина В.М.

старший воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 114 ОАО РЖД»

Российская Федерация, Республика Мордовия, Рузаевка. E-mail: IvanushkinaVM@yandex.ru

Аннотация: Автором рассматриваются понятия «компетентность», «профессиональная компетентность педагога» и основные характеристики профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации. Исходя из целей, специфики профессиональной деятельности определена сущность компетентности педагога детского сада. Подчеркнута роль методической работы и рассмотрены различные формы и методы работы с педагогическими кадрами по повышению профкомпетентности.

Ключевые слова: дошкольное образование, профкомпетентность, качество образования, методическая работа, мотив, активные формы обучения, методы, приемы.

творчества как образовательной системы в целом, так и каждого ее субъекта [3].

Для каждого уровня образования определены ключевые задачи и направления развития. Одной из таких задач является повышение квалификации работающих педагогов на основе компетентностного подхода. Только компетентный педагог способен понять, принять и реализовать новые смыслы педагогической деятельности.

В словаре понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области». Профессиональная компетентность - это способность человека, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия. Сущность профессиональной

компетентности педагога состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих осуществлять

педагогическую деятельность [1].

Актуальность. Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации

государственной политики Российской Федерации. Поставлена задача приведения всех уровней образования в соответствие с современными тенденциями развития науки, социальным заказом,

перспективными задачами развития российского общества и экономики [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Происходит модернизация всей системы общего образования в направлении формирования развитой социально-ориентированной личности, способной адаптироваться в сложных социально-экономических условиях жизни общества и готовой к творческому их преобразованию. Обновление содержания образования заключается в приведении его в соответствие с современными тенденциями развития науки, социальным заказом, а также необходимостью повышения общего культурного уровня подрастающего поколения. Приоритетной задачей образования становится создание оптимальных условий для развития

Профкомпетентность - важное условие успешности деятельности педагога и залог качества образования. В условиях модернизации образования это

предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях. Только педагог-профессионал способен к безболезненному переходу на

федеральный государственный

образовательный стандарт. Он будет готов своевременно разрешать индивидуальные профессиональные затруднения,

возникающие в процессе осуществления педагогической деятельности в новых условиях.

Особую роль в повышении профессиональной компетентности

педагогов играет методическая работа. Главная ее задача: ликвидация несоответствия уровня профессионализма педагогов как совокупности

профессиональных компетенций

выдвигаемым требованиям в сфере современного образования [4].

В качестве основных характеристик профессиональной компетентности

педагога дошкольной образовательной организации можно выделить: личностно-гуманистическую ориентацию,

нормативно-методическую грамотность, знание физиологии и психологии, владение инновационными

образовательными технологиями,

проектно-исследовательской деятельностью, информационными

коммуникативными технологиями (ИКТ), умение использовать в работе с детьми современные формы и методы работы, адекватные для детей дошкольного возраста. Сюда же следует отнести общую культуру педагога, инициативность и креативность.

Практически все перечисленные выше профессиональные компетентности можно совершенствовать через такие формы методической работы, как: семинар, мастер-класс, творческая мастерская, тренинг. Участие в их работе - это интенсивная деятельность каждого

педагога в отдельности и всего коллектива вместе [5].

На семинаре педагоги приобретают опыт коммуникативных умений, коллективных обсуждений и публичных выступлений. В зависимости от фазы семинара каждый педагог занимает попеременно позиции докладчика, аналитика, критика. Это побуждает к инициативности, творческому подходу и активной позиции в своей деятельности.

Творческая мастерская работает по правилам интенсивного интерактивного взаимодействия через освоение разнообразных техник и приемов. В ней педагоги осуществляют групповой инновационный поиск.

Мастер-класс предполагает передачу педагогического опыта, системы работы, авторских находок через открытый показ работы с детьми и обыгрывание педагогических ситуаций с коллегами.

Тренинг учит педагогов работать с жизненными и профессиональными проблемами. Они осмысливают плюсы и минусы своего поведения, находят способы разрешения спорных ситуаций, что содействует корректировке отношений между коллегами, педагогами и детьми, педагогами и родителями.

Важнейшее качество, которое характеризует компетентность -инициатива. Это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии [6]. Любая форма методической работы дает максимальный эффект при использовании активных методов обучения, основанных на инициативе. Активные методы методической работы стимулируют педагогов к получению новых знаний и опыта в ходе устойчивой и непрерывной мыслительной деятельности, опираясь на собственный опыт и взаимодействие с коллегами. При этом мотивами, которые используются для побуждения педагогов к активности, является профессиональный интерес, творчество, игровой

состязательный подход и различные виды эмоционального воздействия.

Наиболее эффективным для повышения педагогических компетентностей является проблемный метод. Общая схема работы согласно данному методу следующая: описывается проблемная ситуация, затем организуется поиск решений, в процессе которого они находятся. К проблемному методу относятся: «мозговой штурм», кейс-метод, дискуссия.

«Мозговой штурм» проводится

поэтапно:

1. Генерирование идей, когда участники штурма предлагают свои варианты решения на уровне идей без доказательств.

2. Поиск аргументов в поддержку предложенных способов решений.

3. Отбор наиболее аргументированных способов решения.

4. Критика отобранных решений.

5. Выбор наиболее продуктивных способов решения.

Для активизации процесса

генерирования идей в ходе «штурма»

Кейс-ситуация структуры детского сада и его места в социуме представлена на семинаре «Детский сад - открытая развивающаяся система» писаны ниже.

Дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Этот метод обеспечивает активное включение педагогов в поиск истины, создает условия для открытого выражения своих мыслей,

используются такие приемы, как: инверсия, аналогия, эмпатия, фантазия.

Метод кейсов («Case study») - это анализ конкретных ситуаций.

Особенность и привлекательность этого метода в том, что он позволяет промоделировать педагогам реальную проблему, с которой, возможно, им придется столкнуться на практике. Кейс представляет «фотографию

действительности». Педагоги, работая с ситуацией, учатся правильно ставить задачи, выявлять ключевые факторы, аргументировать свои позиции и решения. Кейс может содержать описание одного события в одной группе или историю развития детского сада за многие годы и быть представлен в различном виде: печатном, видео, аудио т.д. Типы кейсов: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, ситуация-

упреждение [6].

позиций, отношений к теме. Значимость дискуссии для формирования

профессиональной компетентности

заключена в повышении коммуникативной активности и их эмоциональной включенности в учебный процесс, развитии способности педагогов к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству

Описание содержания каждого типа кейса

Тип кейса Содержание Цель

Ситуация-проблема Описание реальной проблемной ситуации найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности

Ситуация-оценка Описание положения, выход из которого уже найден провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения

Ситуация-иллюстрация Представление ситуации, пояснение причины ее возникновения и описание процедуры ее решения оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие

Ситуация-упреждение Описание применения уже принятых ранее решений (носит тренировочный характер) проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания

своих идей. Приемы активизации участников:

- подведение к противоречию с дальнейшим нахождением его разрешения;

- сталкивание противоречий практической деятельности;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- рассмотрение явления с различных позиций;

- сравнение, обобщение, сопоставление фактов, выводы из ситуации;

- постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию.

Вариативно, в расчете на хорошо подготовленных педагогов, умеющих работать творчески, используется театрализованная дискуссия. Дискуссия начинается с изложения «ведущим теоретиком» своей теории. Затем формулируются вопросы как самим теоретиком, так и «оппонентами», которые позволят закрепить знания. В дискуссии «История изобразительного искусства» каждый из участников может стать на некоторое время представителем какого-либо течения живописи, носителем определённых художественных ценностей и выразителем их в процессе диалога. Он вырабатывает своё собственное отношение как к «своей» теории, так и к другим школам. Смысл «диалога теоретиков» в том, чтобы оценить вклад каждой теории в художественную культуру. Успех зависит от готовности каждого к сотрудничеству, от умения сравнивать разные системы ценностей, вести диалог.

Эффективным способом формирования профессиональной компетентности

педагогов выступают деловые игры. Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной

деятельности, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Проектирование деловой игры включает три этапа: подготовки, проведения, анализа и обобщения. С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы)

в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной обстановкой. Вместе с тем, в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени. Например,

родительское собрание может быть разыграно за одно игровое занятие, а разработка программы развития дошкольного учреждения - до трех.

В работе с педагогами-дошкольниками используются различные модификации деловых игр: имитационные,

операционные, ролевые и др. В имитационных играх имитируется деятельность педагога, ребенка, группы, их конкретная деятельность и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Операционные игры помогают

отрабатывать конкретные специфические операции, например, методики рисования. В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между педагогами распределяются роли с обязательным содержанием. Например, воспитатель, инициатор конфликта, защитники.

Велением времени вызвана

необходимость ведения педагогами проектно-исследовательской деятельности. Педагог-исследователь владеет современными методами педагогического поиска, способен творчески подходить к решению проблемы обучения дошкольников, проводить научно-исследовательскую работу с целью повышения эффективности и качества обучения. Большие возможности для поддержки педагогов в исследовательской деятельности имеют тренинги, творческие мастерские.

Важным является формирование способности педагога не просто высказать идею, свой способ решения проблемы, а изложить его в виде полностью проработанного плана (проекта) и уметь оценить его конкурентоспособность. К тому же если воспитатель или специалист

дошкольного учреждения будет обучен технологии проектирования, то он будет пользоваться этой технологией и в работе с детьми, а только при организации такого обучения возможно на самом деле обучение в сотрудничестве.

Педагоги должны знать виды проектов и использовать их в своей работе с детьми. Это исследовательские, творческие, информационные, социально-значимые, практико-ориентированные проекты.

Исследовательский проект полностью подчинен логике исследования и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Творческий проект не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности, он подчиняется жанру конечного результата (газета, видеофильм, праздник и т.п.), однако оформление результатов проекта требует четкой продуманной структуры в виде сценария фильма, праздника, дизайна рубрик газеты, альбома и т.п. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Социально-значимый проект отличается четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников проекта или какой-либо группы людей.

Пример использования различных активных методов развития

инновационного потенциала педагогов на семинаре «Детский сад - открытая развивающаяся система»:

1. Первое занятие семинара: рассмотрение уровня развития дошкольного учреждения на данном этапе. Кейс-ситуация структуры детского сада и его место в социуме.

2. Второе занятие семинара: разработка социально-значимого проекта «Детский сад - открытая развивающаяся система».

3. Третье занятие семинара: работа микрогрупп по направлениям: взаимодействие с социальными институтами детства, определение стратегии издательской деятельности,

работы со СМИ, PR-мероприятия, взаимодействие с семьей.

4. Четвертое занятие семинара: подведение итогов работы микрогрупп, защита представленных работ, определение критериев оценки и рейтинговая оценка.

5. Пятое занятие семинара: творческая мастерская «Использование ИКТ для развития дошкольного учреждения». Разработка модели официального сайта дошкольного учреждения, Web-страниц возрастных групп, отдельных педагогов и пр.

Анализ результативности

В методическую работу были внедрены разные формы и методы развития инновационного потенциала педагогов (мозговой штурм, кейс-метод, дискуссия и т.п.). Семинары, проводимые в детском саду, стали нести большую познавательную ценность.

Была активизирована опытно-экспериментальная деятельность по теме «Педагогическая модель художественно-эстетического образования в детском саду». В результате совместной работы педагогов детского сада и преподавателей Мордовского республиканского института образования была создана и отработана диагностическая программа

художественно-эстетического образования дошкольников, построена модель художественно-эстетического образования дошкольников на основе сочетания разных видов искусств и самостоятельной творческой деятельности детей.

Воспитатели и специалисты

апробировали методы, стимулирующие развитие творчества детей, внедрили интегрированные занятия, новую форму досуговой деятельности - «Салон».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В «Литературном Салоне» дети знакомятся с творчеством поэтов, писателей, читают стихи, играют в игры-рифмовки и пр.

В «Художественном Салоне

организуются встречи с живописцами и графиками, открываются Вернисажи творчества маленьких художников.

В «Музыкальном Салоне» звучит классическая музыка.

Очень интересны и содержательны интегрированные формы Салонов (литература и музыка, живопись и театр...).

В уютной и торжественной Салонной обстановке дошкольники не только знакомятся с искусством, но и учатся хорошим манерам. Результат: раскрытие артистических, поэтических,

художественных талантов; сближение и укрепление взаимопонимания между детьми и взрослыми.

В итоге опытно-экспериментальной работы по художественно-эстетическому образованию в дошкольном учреждении построена не только новая система работы с детьми, а и в целом педагогического коллектива. Отмечены позитивные результаты работы с одаренными детьми и кружков. Опыт детского сада по художественно-эстетическому образованию дошкольников обобщен, издано методическое пособие тиражом 250 экземпляров.

Педагоги дошкольного учреждения овладели различными компьютерными программами, информационно-

коммуникативными технологиями.

Используют их в образовательном процессе, для оформления документации, используют Интернет ресурсы в процессе самообразования, распространения своего опыта, общения с родителями воспитанников через виртуальные темы. Использование ИКТ позволило модернизировать образовательный

процесс, повысило его эффективность, мотивировало детей на поисковую деятельность, дифференцировало обучение

с учетом индивидуальных особенностей детей.

Перечень задач, которые решает сайт учреждения, широк:

- реклама, информирование общественности и родителей о детском саде;

- консультирование по различным вопросам воспитания и образования дошкольника;

- общение с воспитателем в удобное для родителей и самого воспитателя время (опция «Форум», «Вопрос-ответ», «Объявления»);

- распространение опыта дошкольного учреждения в целом и отдельных педагогов.

Воспитатели и специалисты,

работающие в негосударственном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №114 ОАО «РЖД» - люди, увлеченные и творческие, готовые к серьезной поисковой работе, разработке авторских программ, современных педагогических технологий, позволяющих совершенствовать образовательный

процесс, заводилы, фантазеры и импровизаторы.

Заключение. Организация

методической работы через использование активных форм и методов обучения оберегает педагогов от профессиональных затруднений. Если же они появляются, то способствует их своевременной ликвидации. Движущей силой образования становится мотивация и

заинтересованность, увлеченность

педагогов собственным развитием.

J\Ja Литература

Ui^T) 1. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога / О.Н. Гнездилова // Психологическая наука и образование. 2006. №4. С.

2. Гуров В. Инновационная деятельность педагога / В. Гуров // Дополнительное образование и воспитание. 2008. № 2. C. 9-15.

3. Иванушкина В.М. Развитие инновационного потенциала педагогов - основа повышения качества дошкольного образования / В.М. Иванушкина // Персональный сайт В.М. Иванушкиной. URL:

http://www.pedkabinet.ru/blog/razvitie_innovacionnogo_potenciala_pedagogov_osnova_povysheni ja_kachestva_doshkolnogo_obrazovanija/2014-09-29-9

4. Назарова В.М. Управление инновационными процессами в ДОУ / В.М. Назарова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2010. №6. С. 32-35.

5. Семечкова Н.Н. Развитие инновационного потенциала дошкольного образовательного учреждения- основа повышения качества дошкольного образования / Н.Н. Семечкова // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/15/razvitie-innovatsionnogo-potentsiala-doshkolnogo-obrazovatelnogo

6. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study / О.Г. Смолянинова // Инновации в российском образовании. СПб.; М.: ВПО, 2000.

Для цитирования: Иванушкина В.М. Активные формы методической работы как основа совершенствования профессиональной компетентности педагогов-дошкольников / В.М. Иванушкина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2. № 7. С. 10-17.

Сведения об авторе

Иванушкина Валентина Михайловна

старший воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 114 ОАО РЖД»

Российская Федерация, Республика Мордовия, Рузаевка. E-mail: IvanushkinaVM@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2021, vol. 2, no. 7, pp. 10-17.

ACTIVE FORMS OF METHODOLOGICAL WORK AS A BASIS FOR IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF PRESCHOOL TEACHERS

Ivanushkina V.M.

senior teacher of the private preschool educational institution "Kindergarten no. 114 of Russian Railways"

Russian Federation, Republic of Mordovia, Ruzaevka. E-mail: IvanushkinaVM@yandex.ru

Abstract: The author considers the concepts of "competence", "professional competence of a teacher" and the main characteristics of the professional competence of a teacher of a preschool educational organization. Based on the goals and specifics of professional activity, the essence of the competence of a kindergarten teacher is determined. The role of methodological work is emphasized and various forms and methods of working with teaching staff to improve professional competence are considered.

Keywords: preschool education, professional competence, quality of education, methodical work, motive, active forms of education, methods, techniques.

References

1. Gnezdilova O.N. Psihologicheskie aspektyi innovatsionnoy deyatelnosti pedagoga [Psychological aspects of innovative activity of a teacher]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2006, no. 4, pp. 61-65. (In Russ.).

2. Gurov V. Innovatsionnaya deyatelnost pedagoga [Innovative activity of a teacher], Dopolnitelnoe obrazovanie i vospitanie [Additional education and upbringing], 2008, no. 2, pp. 915. (In Russ.).

3. Ivanushkina V.M. Razvitie innovatsionnogo potentsiala pedagogov - osnova povyisheniya kachestva doshkolnogo obrazovaniya [Development of innovative potential of teachers - the basis

for improving the quality of preschool education]. Personalnyiy sayt V.M. Ivanushkinoy [Personal website of V. M. Ivanushkina]. Availanle at:

http://www.pedkabinet.ru/blog/razvitie_innovacionnogo_potenciala_pedagogov_osnova_povysheni ja_kachestva_doshkolnogo_obrazovanija/2014-09-29-9 (In Russ.).

4. Nazarova V.M. Upravlenie innovatsionnyimi protsessami v Dopolnitelnom O,razovatelnom Uchrezdenii [Management of innovative processes in preschool educational institution]. Upravlenie doshkolnyim obrazovatelnyim uchrezhdeniem [Management of a preschool educational institution], 2010, no. 6, pp. 32-35. (In Russ.).

5. Semechkova N.N. Razvitie innovatsionnogo potentsiala doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya- osnova povyisheniya kachestva doshkolnogo obrazovaniya [Development of the innovative potential of a preschool educational institution - the basis for improving the quality of preschool education]. Obrazovatelnaya sotsialnaya set nsportal.ru [Educational social network nsportal.ru]. Available at: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/15/razvitie-innovatsionnogo-potentsiala-doshkolnogo-obrazovatelnogo (In Russ.).

6. Smolyaninova O.G. Innovatsionnyie tehnologii obucheniya studentov na osnove metoda Case Study [Innovative technologies of teaching students based on the Case Study method]. Innovatsii v rossiyskom obrazovanii [Innovations in Russian education]. St. Petersburg; Moscow, 2000. (In Russ.).

Поступила в редакцию 20.06.2021. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 28.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.