С)
энергетика; технология транспортного машиностроения, управление и информатика в технических системах: автоматика, телемеханика и связь на ж.-д. транспорте; мировая экономика; информационные системы (ж.-д. транспорт). Имеются заочный факультет, ФПК, факультет довузовской подготовки, обучаются иностранные студенты. Подготавливаются бакалавры техники и технологии и магистры.
В ОмГУПС работают диссертационные докторские и кандидатские советы, по специальностям «Подвижной состав железных дорог и тяга поездов», «Электрификация ж.-д. транспорта», «Промышленная теплоэнергетика», докторантура и аспирантура по 23 специальностям.
Создана необходимая материальная база: филиалы кафедр и учебно-научные производственные комплексы на предприятиях, вычислительный центр, компьютерные классы, уникальные учебно-научные установки в лабораториях, библиотека (около 700 тысяч томов), студгородок, спорткомплекс, столовая. Университет имеет представительство в городе Карасуке, филиалы в городах Тайге и Петропавловске, Институт информатики менеджмента и экономики (ИМЭК) в составе университета в Омске.
В ОмГУПС обучается около 4 тыс. студентов, работает свыше 250 преподавателей, 2/3 из которых имеют ученые степени и звания (докторов наук - 26, кандидатов наук -140).
Доктор технических наук, проф. В.А.Четвергов является действительным членом Международной и Росссийской инженерных академий и Академии транспорта России. В.П.Михеев - действительный член Академии транспорта и член-корреспондент Академии наук высшей школы. Действительными членами Академии транспорта являются: доктора наук: И.И.Галиев, В.В.Лукин, В.К.Окишев, А.И.Володин. Доктор наук В.Д. Авилов является действительным членом Электротехнической академии и членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств. Доктора наук О.К.Михайлова, Л.М.Марцева, В.Т.Черемисин и профессор В.МЛебедев - члены-корреспонденты Петровской академии наук и искусств. Директор ИМЭК И.Л.Медведев - член-корреспондент Академии информатики.
Профессора М. Г. Шалимов, В.А.Четвергов, И.И. Галиев удостоены почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники РФ». В.Н.Зажирко - заслуженный работник высшей школы. Директор библиотеки И.Н.Ва,-рьяш и доц. Э. И. Такелло - заслуженные работники культуры, проф.А.В.Бородин - засл. изобретатель РФ, проф. В.В.Лукин - засл. работник транспорта РФ. Проректор В.Д.Черненко - засл. строитель РФ. В университете работают 44 сотрудника, награжденных знаком «Почетному железнодорожнику».
В ОмГУПС подготовлено более 24000 инженеров железнодорожного транспорта, в т.ч. около 20000 инженеров за, омский период 1961-99 г. Среди выпускников заместители министра путей сообщения (МПС): П.Г.
Н.С. ЖИЛИН, В.И. ПОТАПОВ, В.И. ТРУШЛЯКОВ
Муратов. А.Н.Бевзенко, Б.Д. Никифоров, Г.М.Коренко, С.И.Соловьев, начальники Главных управлений (департаментов) МПС: И.И. Хаба, В.В. Мунькин, Н.Г.Васильев, A.M. Вайгель, начальники железных дорог: Н.П.Никольский, И.В. Казимиров, К.Н. Голиков, Г.П. Комаров, первые секретари ЦК КП республик К. Г. Вайно, А.А. Мюрисеп, крупные ученые: чл.-корр. АН Украины В. И. Клоков, более 30 докторов наук: М.П.Пахомов, Е.А.Карпов, В.М.Казаринов, А.С.Лисовский, В.Н. Лисунов и др.
В годы Великой Отечественной войны наряду с подготовкой специалистов коллектив университета освоил производство корпусов мин, выполнил более 100 научно-исследовательских работ, имеющих актуальное значение для железнодорожного транспорта в условиях военного времени. Выпускники университета В.И. Клоков и Г.И. Новиков стали Героями Советского Союза.
Главный вклад сотрудников и выпускников университета в экономику и оборону Российской империи и Советского Союза в том, что они обеспечили строительство, эксплуатацию и электрификацию Транссибирской магистрали и многих других железных дорог.
В настоящее время научные коллективы университета ведут крупные исследовательские работы по ключевым проблемам научно-технического прогресса, являются авторами изобретений, энциклопедий, монографий и учебников, проводят сетевые, всероссийские и международные конференции и семинары.
Исследования ведутся в области надежности и обслуживания подвижного состава, электрификации, повышения скоростей движения, энергосбережения, качества электрической энергии, связи и СЦБ экономики железных дорог, систем передачи информации, разработки элементов перспективных видов монорельсового транспорта.
При университете имеется научно-исследовательский и проектный институт региональных энергетических проблем (ИРЭП) и Инженерный научный центр (ИНЦ), занимающийся внедрением исследований сотрудников.
Таким образом, ОмГУПС готовит высококвалифицированные инженерные кадры для Сибири, а его сотрудники непосредственно активно участвуют в рациональном использовании богатейших ресурсов Сибири.
ЛИТЕРАТУРА
1. Омск научный. Омск, 1993,
2. В.А. Четвергов. Годы поиска и открытий. Между-нар. жизнь. М., 1993. .№ 12.
3. В.П. Михеев. Как это начиналось. Западно-Сибирский железнодорожник. Новосибирск. 1996. № 9091.
ЧЕТВЕРГОВ Виталий Алексеевич - д. г. н., проф., ак-к Академии транспорта, ректор ОмГУПС.
МИХЕЕВ Виктор Петрович - д. т. н., проф., проф. кафедры электроснабжения ж/д транспорта ОмГУПС.
ЗАЛОГ ЕГО
ВУЗА -УСПЕХА
Омский государственный технический университет
СУДЬБА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ТЕСНО СВЯ ЗАНА С ПРОЦЕССАМИ, ПРОИСХОДЯЩИМИ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ. ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА С НЕБОЛЬШИМ ДЕСЯТИЛЕТИЯ РОССИЯ ДВАЖДЫ ОКАЗЫВАЛАСЬ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ. ПЕРВАЯ КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ, НАЗВАННАЯ "ЗАСТОЙНЫМ" ПЕРИОДОМ, ОХВАТЫВАЕТ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ70-Х И ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ 80-Х ГОДОВ, А ВТОРАЯ, НА ЧАВШАЯСЯ В НА ЧАЛЕ 90-Х ГОДОВ И СВЯЗАННАЯ С ПЕРЕХОДОМ К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ, ПРИВЕЛА К ОБЩЕСИСТЕМНОМУ КРИЗИСУ. ОХВАТИВШЕМУ ВСЮ СТРАНУ, И ПРИНЕСЛА СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОСОБЕННО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ, ТЯЖЕЛЫЕ ИСПЫТАНИЯ, ПОСТАВИВ ВУЗЫ НА ГРАНЬ ВЫЖИВАНИЯ.
Первая критическая ситуация относится к периоду так называемого «развитого социализма», когда промышленность, в особенности оборонная, интенсивно работала и требовала большое количество специалистов, а денег в бюджете на развитие системы высшего
образования уже не было. Данную ситуацию вовремя уловил Минвуз РСФСР, создав необычное по тем временам хозрасчетное научное объединение, куда как ведущий в своей фуппе вуз вошел и Омский государственный технический университет (в то время Омский по-
литехнический институт). Устав ХНО дал возможность вузу в период развитого социализма и застоя выйти за рамки сложившихся стереотипов управления, максимально активизировать взаимодействие с предприятиями оборонных отраслей, ввести элементы хозрасчетных отношений и принцип прямого личного материального и морального поощрения за достигнутые высокие показатели в работе.
При этом была сделана ориентация на использование внутренних резервов, планирование не от достигнутого, а на основе всестороннего изучения потенциальных возможностей коллектива и организации соревновательных условий работы при полной гласности, создание новой нормативно-методической документации и обучение исполнителей, создание фонда материального поощрения в крупных размерах для персонального вознаграждения наиболее отличившихся по итогам года сотрудников пропорционально их вкладу в развитие вуза.
В Омске сосредоточена большая группа крупных машиностроительных, энергетических и приборостроительных предприятий ряда министерств, а в вузе организована подготовка инженерных кадров практически по всем специальностям для этих отраслей. При этом практически каждый из факультетов готовит специалистов в основном для одной-двух отраслей. Поэтому была разработана достаточно стройная система укрепления связи вуза с отраслями в плане целевой подготовки для них кадров, закреплению их на предприятиях отрасли и развитию учебно-научной базы института за счет ресурсов отраслей на основе создания учебно-научных производственных объединений (комплексов) в составе факультет - группа предприятий отрасли.
Основная суть принципов, положенных в основу создания объединений, состояла в заключении комплексных договоров между вузом и группой предприятий отрасли, для которой готовятся кадры. Договора, подписанные ректором и директорами предприятий отрасли, утверждались заместителями министров Минвуза РСФСР и зам. министрами отраслей, становясь таким образом договорами между Минвузом РСФСР и отраслевым министерством.
В соответствии с договором вуз организовал для предприятий отрасли целевую подготовку инженерных кадров в установленном количестве и номенклатуре по специальностям в соответствии с согласованным графиком распределения молодых специалистов на будущее. Подготовка инженерных кадров велась на базе широкого развития научных исследований и инженерных разработок по заказам предприятий отрасли и организацией внедрения законченных НИР на предприятиях отрасли - участников комплексного договора.
Институт взял на себя обязательства осуществлять подготовку специалистов для предприятий отрасли по новым специальностям и специализациям в рамках существующих специальностей и распределять их на работу за 3 года до окончания вуза, выделять в подготовительном отделении целевым назначением места в согласованном количестве для подготовки молодых рабочих к поступлению в институт. На основе взаимосвязанной программы работ на длительный срок (5-10 лет), являющийся неотъемлемой частью договора, вуз осуществлял переподготовку кадров для предприятий и повышение их квалификации, организовывая для предприятий отрасли проведение научных исследований на хоздоговорной основе по согласованной акту-| альной для развития производства тематике, участво-| вал в мероприятиях по внедрению разработок в прак-| тику и по освоению новой техники и в других видах ра-| бот по развитию производства, широко привлекая для | этой цели студентов старших курсов, в основном, из | числа распределенных на данное предприятие. | Отраслевые министерства участвовали в развитии | материальной базы института, в оговоренных объемах,
путем долевого финансирования строительства учебно-научных зданий, передачей подрядов на строймон-тажные работы, передачей фондов по труду для организации в институте отраслевых лабораторий и финансирования проводимых в них научных исследований для предприятий - участников договора в соответствии с профилем подготовки специалистов.
Предприятия - участники договора ежегодно участвовали в оснащении учебной и научной материальной базы института в оговоренных объемах и номенклатуре путем безвозмездной передачи новейшего оборудования и приборов; обеспечивали разрабатываемую для них учеными института тематику научных исследований финансами, материалами и приборами; организовывали полупромышленное изготовление, испытание разработок ученых вуза и их внедрение на предприятии и в отрасль; организовывали на высоком уровне все виды практики студентов и стажировку молодых специалистов.
В целях более полной и эффективной реализации положений комплексных договоров в вузе были созданы в соответствии с каждым комплексным договором на базе группы предприятий отрасли и одного или двух родственных факультетов учебно-научно-производственные объединения (УНПО). Для планирования, руководства и координации работы каждого УНПО по реализации положений комплексного договора создавался Совет УНПО.
Было заключено семь комплексных договоров, которые, по существу, явились первыми официальными договорами между Минвузом РСФСР и отраслевыми министерствами по целевой подготовке и целевому направлению молодых специалистов в течение длительного периода на работу на расположенные в Сибири предприятия этих отраслей. Отрасль со своей стороны обеспечивала из своих фондов развитие материальной базы вуза, включая капитальное строительство и оснащение учебно-научной лабораторной базы необходимым новейшим технологическим оборудованием и приборами для организации целевой подготовки инженеров и выполнения НИР по заказам предприятий отрасли.
Отрасль была заинтересована в подобном сотрудничестве, так как ей гарантировалась поставка необходимых специалистов на длительный период. Молодые специалисты распределялись на предприятия на третьем курсе и после этого все виды практики проходили по месту своей будущей работы и выполняли курсовые проекты и дипломную работу по тематике предприятий.
Создание УНПО на базе одного или двух родственных факультетов, тесно взаимодействующих с группой предприятий отрасли, позволила решить практически все задачи, вставшие перед вузом в застойный период:
- развивать материально-техническую базу вуза и социальную сферу;
- создать систему отраслевых научно-исследовательских лабораторий;
- сконцентрировать усилия профессорско-преподавательского и научного персонала на решении важных для отрасли научно-технических проблем и ускоренном внедрении разработок в народное хозяйство;
- повысить профессиональные качества преподавателей и научных сотрудников в процессе сочетания научно-исследовательской и педагогической работы;
- улучшить качество подготовки молодых специалистов за счет организации творческого процесса обучения, сочетающего в себе большую долю самостон-тельной работы в научном коллективе, выполняющем для предприятий-участников научные исследования по профилю их будущей профессии;
- выработать у студентов навыки работы в производственном коллективе и участие в коллективном творчестве, теснее связать учебно-воспитательный процесс с практикой;
- выработать у будущих инженеров навыки рабо-
с;
у
00 I
ты в реальных условиях производства, ь условиях, максимально приближенных к производству по месту своей будущей работы,
- развивать за счет отрасли и эффективнее исполь зевать учебные, научно-производственные площади вуза и предприятий отрасли;
- свести практически к нупга адаптацию молодых специалистов на месте их будущей работы, привить любовь и уважение к выбранной профессии;
- обеспечить закрепление кадров по месту распределения на работу на предприя тиях Сибири.
Разработанная система вывода вуза из кризиса семидесятых-восьмидесятых годов демонстрировалась в 1982 году на ВДНХ СССР и была награждена сереб ряной медалью.
Успешная деятельность вуза по выходу из "застоя" в рамках разработанной программы неоднократно отмечалась Министерстцами высшего и среднего специального образования СССР и РСФСР. В 1981 году вуз занял второе место в своей группе во Всесоюзном соревновании и был награжден Дипломом а горой степени и агорой премией Ми;.вуза СССР по итогам года. ¡3 1982 году студенческое конструкторское бюро института стало победителем Западно-Сибирского зонального смотра студенческих конструкторских бюро, а коллек тиву вуза было вручено переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета министров РСФСР и ВЦСПС. По итогам работы 1983 года инст• ¡гут награжден Почетной грамотой Минвуза РСФСР -'I ЦК профсоюза работников высшей школы и научи*. - учреждений, а также Дипломом первой степени и первой премией за лучшую систему управления научно исследовательскими и опытно-конструкторскими работами и вузе. В следующем году за достижение высоких показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании он награждается Почетной грамотой Минвуза СССР и ЦК профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений и второй денежной премией. За успехи в соцсоревновании по изобретагельской деятельности по итогам года о 1985 году I;•/:</ была кручена Почетная грамота Минвуза РСФСР. президиума ЦС ВОИР и от расяеаою профсоюза.
Кончился застойный период и началась "перестройка", принесшая нашему обществу и системе образования в том числе новые потрясения. Форсированный переход к рыночным отношениям вылился в очередной кризис, поставивший систему высшего профессионального образования в условий самоэыживания. Созданная ранее система развития ауз.*, система целевой подготовки инженерных кадров дкн отраслей и повышения качества подготовки специалиста пересола работать.
Следствием непродуманных перестроечных процессов 90-х годов неился практический распад централизованной системы управления высшим образованием в России и планирования подготовки кадров, ликвидация института государственного заказа на специалистов, формирование региональных рынков труда, образование избыточной массы специалистов с высшим образованием по ряду инженерных специальностей из-за общего спада производства и закрытия нерентабельных предприятий. В несколько раз сократилось бюджетное финансирование образования, сократилось количество бюджетных абитуриентов, в деятельности профессорско-преподавательского состава уменьшился удельный вес научной компоненты по сравнению с учебной. Региональный рынок образовательных услуг в подготовке специалистов зысшей квалификации оказался практически несбалансированным с реальными потребностями рынка квалифицированного труда.
Однако здоровый консерватизм высшей школы, высокий интеллект и коллективная мудрость профессорско-преподавательского состава, а также новый организационно-экономический механизм функционирования, давший вузам практически неограниченные права
в финансово-хозяйственной области, позволили не только не допустить развала системы высшего образования, но и найти пути выхода из тяжелейшего системного кризиса с учетом особенностей своих регионов и опыта предшествующей деятельности.
Оптимизация системы управления в Омском государственном техническом университете осуществлена с учетом аотономизации вуза на основе пересмотра целей, задач и принципов управления с целью адаптации ее к условиям переходного периода к рынку. При этом основной упор сделан на децентрализацию функций управления путем образования в составе ученого совета университета специализированных комиссий (по управлению, по экономике, по науке, по информатизации и т.д.) во главе с авторитетными учеными и передачи им соответствующих функций. Комиссии ученого совета готовят вопросы по профилю своей деятельности и выносят для принятия решения на ученый совет университета.
Большой упор сделан на подготовку докторов наук из числа сотрудников, длительное время занимающихся научной работой и имеющих существенные научные достижения, а также из числа сотрудников, выполняющих научно-исследовательские работы по региональным программам. Так, за годы перестройки было защищено более 50 докторских диссертаций, и в настоящее время в университете работает свыше 60 докторов наук и профессоров, докторантура по пятнадцати научным направлениям. В аспирантуре обучаются 238 аспирантов, в том числе 154 - на очной и 84 - на заочной формах обучения, 23 аспиранта - на контрактной основе.
Начиная с первой половины 90-х годов технический университет перешел от отраслевого принципа подготовки специалистов к преимущественно региональному с учетом общегосударственных, местных и индивидуальных интересов, ориентируясь на оптимизацию реализации социальных и личных интересов в сфере высшего профессионального образования. Основываясь на экономических и социальных прогнозах развития производства, общественных и культурных отношений в России в целом и в регионе в частности, в университете создаются условия для открытия новых специальностей социально-экономического и гуманитарного профиля: экономистов, управленцев, социальных работников и др. В настоящее время университет ведет подготовку специалистов по 43 специальностям.
С целью обеспечения гибкости образовательного процесса в соответствии с изменяющимися социальными требованиями и приближения его по форме и содержанию к международным стандартам с 1992 года в университете введена многоуровневая система подготовки специалистов. Первые бакалавры по направлению Информатика и вычислительная техника были выпущены в 1996 году, а первые магистры по тому же направлению - в 1998 году.
Внедрение нового организационно-экономического механизма, базирующегося в значительной степени на широком внедрении коммерческих форм подготовки специалистов и на целевой контрактной подготовке по заказам организаций и предприятий различных форм собственности с частичным возмещением затрат на обучение позволило университету начать формирование многоканальной системы финансирования вуза, что является необходимым условием для адаптации университета к рыночной экономике.
Новым направлением деятельности университета явилось создание филиалов и представительств в своем и соседних регионах, а также в ближнем зарубежье.
Мы верим и надеемся, что активные действия ректората и всех сотрудников вуза позволят Омскому государственному техническому университету преодолеть тяжелые испытания, вызванные кризисом системы, и адаптироваться в рыночной экономике.