Юбилеи и знаменательные даты
УДК 947.084 В. И. ПОТАПОВ
Омский государственный технический университет
ВОСПОМИНАНИЯ ПРОРЕКТОРА ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ ОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА С 1977 ПО 1985 гг.
(К 65-ЛЕТИЮ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Статья посвящена изложению с системных позиций принципов подхода и методов управления процессом создания учебно-научно-производственных объединений вуза с предприятиями отраслей промышленности, позволившего Омскому политехническому институту выйти в число ведущих вузов России.
Критическая си туация, возникшая в нашей стране в системе высшего образования во второй половине семидесятых - первой половине восьмидесятых годов прошлого столетия, относится к периоду так называемого «развитого социализма», когда промышленность. в особенности оборонная, интенсивно работала и требовала большого количества специалистов, а денег в бюджете на адекватное развитие системы высшего образования, и как следствие, Омского политехнического института, катастрофически не хватало. Поэтому, как альтернатива сложившейся ситуации, в структуре Министерства высшего образования РСФСР было создано новое, плохо вписывающееся в модель развитого социализма. Хозрасчетное научное объединение (ХНО), куда вошли наиболее подготовленные для работы в новых хозяйственных условиях несколько десятков российских вузов, в том числе Омский политехнический институт. Устав ХНО дал возможность вузу в период «застоя» выйти за рамки сложившихся стереотипов управления, максимально активизировать взаимодействие с предприятиями оборонных отраслей, ввести элементы хозрасчетных отношений и принцип прямого личного материального и морального поощрения сотрудников института за достигнутые высокие показатели в работе.
При этом руководством вуза была сделана основная ориентация на использование внутренних резервов, планирование не от достигнутого, а на основе всестороннего изучения потенциальных возможностей каждого члена коллектива и организации соревновательных условий работы при полной гласности, создание новой базы нормативно-методической документации и обучение исполнителей работе в новых условиях, создание фонда материального поощрения в крупных размерах для персонального вознаг-
раждения наиболее отличившихся, по итогам года, сотрудников пропорционально их вкладу в развитие вуза.
В Омске в это время была сосредоточена большая группа интенсивно работающих крупных машиностроительных, энергетических и приборостроительных предприятий ряда г ражданских и оборонных министерств, а в вузе организована подготовка инженерных кадров практически по всем специальностям для этих отраслей. При этом практически каждый из имевшихся в то время в вузе факультетов готовил специалистов в основном для одной-двух промышленных отраслей. Поэтому под руководством ректора при активном участии всего коллектива в институте была разработана достаточно стройная система укрепления связи вуза с отраслями народного хозяйства в плане целевой подготовки для них кадров, закреплению их на предприятиях отрасли и разви тию учебно-научной и материальной базы вуза за счет ресурсов отраслей на основе создания учебно-науч-ных производственных объединений (комплексов) в составе факультет — группа предприятий отрасли.
Основная суть принципов, положенных в основу создания объединений, состояла в заключении комплексных договоров между вузом и группой предприятий отрасли, для которой готовятся кадры. Договора, подписанные ректором и директорами предприятий отрасли, согласовывались с соответствующими начальниками главков и утверждались заместителями министров Минвуза РСФСР и соответствующих отраслей, становясь таким образом официальными, имеющими юридическую силу, договорами между Минвузом РСФСР и отраслевым министерством.
В соответствии с договором вуз организовал для предприятий отрасли целевую подготовку инженерных кадров в установленном количестве и номенкла-
омский научный метни* да з (54> гоо;
туре но специальностям в соответствии с согласованным графиком распределения молодых специалистов на определенный договором срок. Подготовка инженерных кадров велась на базе широкого развития научных исследований и инженерных разработок по заказам предприятий отрасли и совместной организацией внедрения законченных НИР на предприятиях отрасли - участников комплексного договора.
Институт взял на себя обязательства осуществлять подготовку специалистов для предприятий отрасли по традиционным и новым, необходимым для производства специальностям и специализациям в рамках существующих специальностей, и распределять их на работу за три года до окончания вуза, выделять в подготовительном отделении целевым назначением места в согласованном количестве для подготовки молодых рабочих к поступлению в институт. На основе взаимосвязанной программы работ на длительный срок (5— 10лет), являющийся неотъемлемой частью договора, вуз осуществлял переподготовку кадров для предприя тий и повышение их квалификации, организовывал для предприятий отрасли проведение научных исследований на хоздоговорной основе по согласованной актуальной для развития производства тематике, участвовал в совместных мероприятиях по внедрению разработок в практику и по освоению новой техники и в других видах работ по развитию производства, широко привлекая для этой цели аспирантов и студентов старших курсов, в основном из числа распределенных на данное предприятие.
Отраслевые министерства участвовали в развитии материальной базы института, в оговоренных договором объемах, путем долевого финансирования строительства учебно-научных зданий, передачей подрядов на строймонтажные работы, передачей фондов по труду для организации в институте отраслевых лабораторий и финансирования проводимых в них научных исследований для предприятий — участников договора в соответствии с профилем подготовки специалистов.
Предприятия — участники договора ежегодно участвовали в оснащении учебной и научной материальной базы института в согласованных объемах и номенкла ту ре путем безвозмездной передачи новейшего оборудования и приборов; обеспечивали разрабатываемую для них учеными института тематику научных исследований финансами, материалами и приборами; организовывали полупромышленное изготовление, испытания выполненных разработок и их внедрение на предприятии и в отрасль; организовывали на высоком уровне все виды практики с тудентов и стажировку молодых специалистов.
В целях более полной и эффективной реализации положений комплексных договоров в ОмПИ были созданы в соответствии с каждым комплексным договором на базе группы предприятий отрасли и одного или двух родственных факультетов учебно-научно-производственные объединения (УНПО). Для планирования. руководства и координации работы каждого УНПО по реализации положений комплексного договора создавался совет УНПО, в который входили ответственные сотрудники института и заместители руководителей соответствующих предприятий.
Было заключено семь комплексных договоров, которые, по существу, явились первыми официальными договорами между Минвузом РСФСР и отраслевыми министерствами но целевой подготовке и целевому направлению молодых специалистов в течение дли-тельного периода на работу на расположенные в Си-I бири предприятия этих отраслей. Отрасль, со своей
стороны, обеспечивала из своих фондов развитие материальной базы вуза, включая капитальное строительство и оснащение учебно-научной лабораторной базы необходимым новейшим технологическим оборудованием и приборами для организации целевой подготовки инженеров и выполнения НИР по заказам предприятий отрасли.
Отрасль была заинтересована в подобном со трудничестве, так как ей гарантировалась поставка необходимых специалистов на длительный период. Молодые специалисты распределялись на предприятия на третьем курсе, и после этого все виды практики проходили по месту своей будущей работы и выполняли курсовые проекты и дипломную работу по тематике предприятий. О положительном опыте целевого распределения молодых специалистов по совместным договорам на предприятия указывалось в передовой статье «Заказ на специалиста» газеты «Правда» за 16 мая 1982 года, а новаторские решения в системе управления научной деятельностью в вузе опубликованы в журнале Министерства высшего и среднего специального образования СССР «Вестник высшей школы» №8 в 1985 году.
Создание УНПО на базе одного или двух родственных факультетов, тесно взаимодействующих с группой предприятий отрасли, позволила реши ть практически все задачи, вставшие перед вузом в застойный период:
- развивать материально-техническую базу вуза и социальную сферу;
— создать систему отраслевых научно-исследовательских лабораторий;
— сконцентрировать усилия профессорско-преподавательского и научного персонала на решении важных для отрасли научно-технических проблем и ускоренном внедрении разработок в народное хозяйство;
- повысить профессиональные качества преподавателей и научных сотрудников в процессе сочетания научно-исследовательской и педагогической работы;
— улучшить качество подготовки молодых специалистов за счет организации творческого процесса обучения, сочетающего в себе большую долю самостоятельной работы в научном коллективе, выполняющем для предприятий-участников научные исследования по профилю их будущей профессии;
- выработать у студентов навыки работы в производственном коллективе, коллективного творчества, теснее связать учебно-воспитательный процесс с практикой;
- выработать у будущих инженеров навыки работы в реальных условиях производства, в условиях, максимально приближенных к производству по месту своей будущей работы;
— развивать за счет средств отрасли и эффективнее использовать учебные, научно-производственные площади вуза и предприятий отрасли;
— свести практически к нулю адаптацию молодых специалистов на месте их будущей работы, привить любовь и уважение к выбранной профессии;
- обеспечить закрепление кадров по месту распределения на рабо ту на предприятиях Сибири.
Разработанная система вывода вуза из кризиса семидесятых - восьмидесятых годов демонстрировалась в 1982 году на ВДНХ СССР и была награждена серебряной медалью.
Успешная деятельность вуза по выходу из «застоя» в рамках разработанной программы неоднократно отмечалась Министерствами высшего и сред-
него специального образования СССР и РСФСР. В 1981 году вуз занял второе место в своей группе во Всесоюзном соревновании и был награжден Дипломом второй степени и второй премией Минвуза СССР но итогам года. В 1982 году студенческое конструкторское бюро института стало победи телем Западно-Сибирскою зонального смотра студенческих конструкторских бюро, а коллективу вуза было вручено переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета министров РСФСР и ВЦСПС. По итогам работы 1983 года институт награжден Почетной грамотой Минвуза РСФСР и ЦК профсоюза работников высшей школы и научных учреждений, а также Дипломом первой степени и первой премией за лучшую систему управления научно-исследовательскими и опытно-конструк торскими работами в вузе. В следующем, 1984 году за достижение высоких показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании ОмПИ награждается Почетной грамотой Минвуза СССР и ЦК профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений и второй денежной премией. За успехи в соцсоревновании по изобретательской деятельности по итогам 1985 года вузу была вручена Почетная грамота Минвуза РСФСР, Президиума ЦС ВОИР и отраслевого профсоюза.
Кончился «застойный» период и началась «перестройка», принесшая нашему обществу, и системе
образования, в том числе, новые потрясения. Форсированный переход к рыночным отношениям вылился в очередной кризис, поставивший систему высшего профессионального образования в условия самовы-живания. Созданная ранее система развития вуза, система целевой подготовки инженерных кадров для отраслей и повышения качества подготовки специалистов перестала работать.
Хочется верить и надеяться, что активные действия новою ректората при поддержке всех сотрудников вуза позволят Омскому государственному техническому университету преодолеть сложные испытания, вызванные модернизацией образовательной системы и не только адаптироваться в модернизированной системе высшею образования, но и внести свой вкладв систему эффективного управления учебной, научной и хозяйственной дея тельностью нашею университета в формируемой системе рыночных отношений.
ПОТАПОВ Виктор Ильич, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники.
Статья поступила и редакцию 28.07.07 г.
© В. И. Потапов
Календарь научных мероприятий
ФОУ «Южный федеральный университет»
Педагогический институт Ростовский филиал Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов
Кисловодский институт экономики и права
1-3 октября 2008 г. в г. Кисловодске на базе Кисловодского института экономики и права проводится II Межвузовская научно-практическая конференция (коллоквиум)
«Воспитательная деятельность в системе обеспечения качества подготовки специалиста в вузе»
В ходе конференции предполагается обсудить следующие вопросы:
Воспитательная деятельность в инновационном вузе инновационно-предпринимательскою типа:
J Моделирование воспитательной среды вуза на основе компотеитностното подхода;
^ Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение студента как условие обеспечения качества воспитательной деятельности вуза.
К участию в конференции приглашаются организаторы воспитательной деятельности вузов (проректоры, заместители деканов, кураторы студенческих ipyim, руководители студенческих объединений и сообществ), ученые, исследующие психологические, педагогические, социологические проблемы вузовского воспитания и молодежной политики, специалисты региональных органов управления образованием.
В программе конференции (коллоквиума) проведение мастер-класса «Становление универсальных компетенций студентов как показатель качества воспитательной деятельности вуза»,
проведение «круглого стола» «Воспитательная деятельность вуза как условие обеспечения качества профессиональной подготовки специалиста» по следующим вопросам:
s Проблемы взаимодействия российского и европейского подходов к рассмотрению целей и содержания воспитания студенчества;
«■' Опыт реализации основных положений государственной молодежной политики в системе высшего профессионального образования: s Механизмы обеспечения качества воспитательной деятельности вуза.
V частники конференции получают сертификат Южного федерального университета о краткосрочном повышении квалификации по программе «Воспитательная деятельность в системе обеспечения качества подготовки специалиста в вузе».
К открытию научно-практической конференции предполагается выпуск сборника научных трудов.
e-mail: 7-anina@rst>u.e(lu.m