ния оптимизации профессионального
обучения в системе многоуровневого образования. М.: ФИРО, 2010. 80 с.
2. Конышева А.В. Модульное обучение как средство управления самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 18-25.
3. Зверев Н.И., Семин Н.В., Демчук А.Л., Житникова М.Н., Ткач Г.Ф. Академическая мобильность: проблемы выдачи и легализации документов об образовании. М.: Изд-во МГУ. 2007. 148 с.
KUZNETSOVA V. MAGISTRACY: FORMATION PROBLEMS
Modernization of higher school of Russia, transition to two-level professional training system involves some problems which have to be solved for magistracy formation as an education system link.
Keywords: magistracy, vocational training, competence model, individual educational trajectory.
ным здесь является качественная подготовка магистрантов по иностранным языкам.
Таким образом, повышение качества подготовки магистров должно сопровождаться обстоятельной проработкой всех факторов, влияющих на организацию образования в конкретном вузе.
Литература
1. Пиралова О.Ф. Методология исследова-
С.М. МОЧАЛИН, профессор, декан факультета Д.И. ЗАРУДНЕВ, доцент
Настоящее и будущее
экономического
факультета
В статье освещена деятельность факультета «Экономика и управление» Сиб-АДИ за прошедшие годы и рассмотрены перспективы его развития.
Ключевые слова: факультет, специальность, экономика, управление, кафедра, учебный, процесс.
В 2010 г. факультету «Экономика и управление» СибАДИ исполнилось 30 лет. За этот сравнительно небольшой срок на факультете произошло немало изменений, что не только не помешало ему выпускать специалистов высокой квалификации, но и способствовало повышению качества образования во всей Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.
СибАДИ, как и другие автодорожные вузы страны, всегда стремился к выпуску специалистов по всему спектру специальностей транспортной отрасли. В конце 80-х гг. в связи с формированием в стране рынка увеличился спрос на профессионалов с экономическим образованием.
Еще в 1966 г. на дорожно-строительном факультете была открыта кафедра «Экономика, организация и планирование производства », объединившая в учебных планах экономические дисциплины всех факультетов института. Ее первым заведующим стал К.А. Артемьев. Коллективом кафедры, где работало около 40 человек, были разработаны программы, планы и методические пособия, но главное - были подготовлены высококвалифицированные специалисты. В их числе А.Д. Гриценко, Н.В. Кабанов, В.А. Сухотин, В.И. Николин, А.Н. Витушкин и др., защитившие кандидатские диссертации. Все это позволило заложить основу для открытия нового факультета.
В 1980 г. по решению совета института и по инициативе ректора Е.В. Гна-тюка был организован Инженерноэкономический факультет (ИЭФ). Первым деканом ИЭФ стал кандидат технических наук, доцент А.Н. Витушкин (с 1980 по 1988 гг.). Под его руководством была проведена большая организационная и учебно-методическая работа по подготовке и обеспечению учебного и воспитательного процесса на факультете. Научно-исследовательская работа была направлена на совершенствование подготовки молодых специалистов, установление прочных связей с предприятиями и внедрение разработанных новшеств в производство. Все кафедры факультета выполняли госбюджетные и хоздоговорные научно-исследовательские работы. При этом кафедры «Автомобильные перевозки» и «Политическая экономия» осуществляли работы по плану социально-экономического развития г. Омска, а кафедра «Вычислительная техника и прикладная математика» участвовала в разработке комплексной программы Минвуза РСФСР «Надежность конструкции».
В последующие годы шло укрепление материально-технической, а также учебно-методической базы, рос научно-педагогический потенциал факультета. Все это позволило расширить и укрепить его. Из кафедры «Организация и планирование производства» были образованы три: «Экономика автомобильного транспорта», «Экономика и управление дорожного хозяйства» и «Автомобильные перевозки». Позднее была организована кафедра «Организация перевозок, экономика и управление на транспорте». Помимо нее, в 1990 г. в состав ИЭФ входили кафедры «Прикладная математика и вычислительная техника», «Высшая математика» и общеобразовательная кафедра «Политическая экономия».
Впоследствии деканами ИЭФ были
В.Д. Мирошниченко (1988-1992 гг.), Л.В. Аверичев (1993-1994 гг.), С.М. Мочалин (1994-1995 гг.), Н.А. Мальцева (1994-2000 гг.), В.В. Бирюков (20002004 гг.), В.П. Плосконосова (2005 г.).
С 16 марта 2000 г. решением Ученого совета ИЭФ был переименован в факультет «Экономика и управление» («ЭиУ »). В 2007 г. на факультете создана новая кафедра «Логистика». Ее появление было обусловлено повышенным спросом на специалистов в области логистики и управления цепями поставок на рынке труда. К этому времени кафедра «Организация и управление на транспорте» была переведена на факультет «Автомобильный транспорт». В 2010 г. начала работу объединенная кафедра «Отечественная история и политология».
Факультет «ЭиУ» готовит студентов по следующим специальностям: «Экономика и управление на предприятии», «Менеджмент организации»; «Логистика и управление цепями поставок»; «Управление качеством». В состав факультета входят девять ка-
федр: «Экономика и управление предприятиями» (зав. кафедрой - к. э. н., профессор Л.В. Эйхлер); «Менеджмент» (зав. кафедрой - д. т. н., профессор В.Н. Иванов); «Маркетинг» (зав. кафедрой - к. э. н., доцент А.В. Терентьев); «Управление качеством и сертификация» (зав. кафедрой - д. т. н., профессор А.Л. Ахтулов); «Общая экономика и право» (зав. кафедрой - к. э. н., профессор З.В. Глухова); «Высшая математика» (зав. кафедрой - к. ф.-м. н., доцент Л.Н. Романова); «Безопасность жизнедеятельности» (зав. кафедрой -к. т. н., доцент Д.С. Алешков); «Логистика» (зав. кафедрой - д. т. н., профессор С.М. Мочалин); «Отечественная история и политология» (зав. кафедрой - д. и. н., профессор С.Г. Сизов).
В настоящее время факультет проводит дальнейшую работу по наращиванию научного и образовательного потенциала. Здесь реализуются образовательные программы по трем направлениям подготовки специалистов, семи специальностям, по бакалаврскому и магистерскому направлениям. В 2008 г. лицензирована специальность 080506 «Логистика и управление цепями поставок». С 2009 г. осуществляется подготовка по магистерской образовательной программе «Транспортная логистика». В этом же году аккредитована специальность «Маркетинг».
В рамках дополнительного образования открыты две программы переподготовки кадров по специальностям «Экономика и управление на предприятиях» (кафедра «Экономика и управление предприятиями») и «Управление транспортно-логистическими системами» (кафедра «Логистика»). С 2006 г. СибАДИ совместно с ГУ - ВШЭ (Москва) организован филиал международного Центра логистики по подготовке кадров. Учебные планы по специальностям и направлениям подготовки специалистов и бакалавров обес-
печены УМКД и полностью соответствуют государственным образовательным стандартам, что подтверждено результатами комплексной проверки академии.
В настоящее время на факультете проходят обучение 732 студента, в том числе 376 (51%) - на бюджетной форме обучения и 356 (49%) - внебюджетной. В последнее время наблюдается рост числа студентов на внебюджетной форме обучения. Контингент студентов, обучающихся на условиях полной компенсации стоимости обучения, в процентном соотношении от общего набора в 2003 г. составлял 37%, в 2009 г. этот показатель вырос до 49% (рис. 1).
При ежегодном сокращении Министерством образования и науки РФ бюджетных мест факультет сохранил общую численность на том же уровне, однако доля студентов внебюджетной формы обучения увеличилась почти на 10%. Более того, успешная работа кафедр позволила в 2010 г. не только «закрыть» бюджетный прием, но и в три раза больше набрать студентов внебюджетной формы обучения. По данным приемной комиссии по первому курсу очной формы обучения, это составило половину всего внебюджетного набора вуза.
Профессорско-преподавательский состав факультета постоянно совершенствует организацию учебного процесса. В настоящее время возросло количество учебных занятий с мультимедийной поддержкой. Для реализации дистанционных технологий разработаны электронные учебники и виртуальные лабораторные работы. Темы выпускных квалификационных работ отражают современные научные, экономические и инженерные направления, о чем свидетельствует рост работ, выполненных по заявкам предприятий для практического внедрения. Лучшие ВКР регулярно участвуют во всероссийских конкурсах и занимают призовые места в различных номинациях.
Факультет организует учебные, производственные, технологические, педагогические и преддипломные практики на передовых профильных пред-
приятиях региона по долгосрочным и разовым договорам. Количество мест практики по долгосрочным договорам соответствует количеству студентов соответствующих курсов и специальностей. Приоритетными местами прохождения практики являются предприятия-арендодатели СибАДИ.
Кафедрами факультета проделана значительная работа по изданию учебно-методической литературы (см. рис. 1). На факультете выпущено 23 учебных пособия с грифом УМО, 54 издания без грифа и 97 учебно-методических указаний. Наибольшее число учебных пособий с грифом УМО издано на кафедрах «Общая экономика и право», «Менеджмент» и «Экономика и управление предприятиями». В разработке электронных курсов (всего освоено 16) наиболее активно участвуют кафедры «Экономика и управление предприяти-
Рис. 1. Учебная работана факультете
Рис. 2. Научная работа на факультете
ями» и «Логистика». Для качественной подготовки специалистов в учебном процессе используется современное оборудование, вычислительная техника и программное обеспечение.
Кафедры факультета ведут научные исследования по 9 основным направлениям, в основном в рамках хоздоговорных НИР. За последние годы возросло число студентов, участвующих в научных исследованиях кафедр, соответственно увеличилось количество публикаций студентов. За последние пять лет кафедрами факультета издано 12 монографий, опубликовано 383 статьи, в том числе 63 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК (рис. 2). Наибольший вклад по этим показателям внесли кафедры «Экономика и управление предприятиями», «Общая экономика и право» и «Менеджмент».
С 2003 г. в СибАДИ функционирует совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальнос-
ти 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством. На сегодняшний день в совете состоялось 44 защиты (25 диссертантов работают в Сиб-АДИ). За период с 2003 по 2009 гг. на кафедрах факультета обучались 44 аспиранта и соискателя, из них 20 закончили обучение, а 11 успешно защитили диссертации в установленный срок. Научное руководство осуществляется ведущими учеными факультета - докторами наук В.В. Бирюковым, Л.В. Эй-хлер, В.Н. Ивановым, А.Л. Ахтуловым,
С.М. Мочалиным.
Стоит отметить работу постоянно действующего научно-технического семинара с участием аспирантов и научных руководителей. Другим направлением подготовки молодых кадров является ориентирование магистерских диссертационных работ по профилю действующего в академии диссертационного совета по экономике.
За период с 2003 по 2009 гг. в цент-
ральных изданиях и изданиях ВАК опубликовано 62 статьи, в прочих изданиях - 321 статья; выполнено хоздоговорных тем на 5,32 млн. руб.; издано 10 монографий. Наблюдается положительная динамика объемов НИР {рис. 2).
В настоящее время на факультете работают 152 человека, в том числе 124 преподавателя (с учеными степенями кандидата наук - 74%, доктора наук -12%). Средний возраст ППС составляет 42,7 лет. Доля преподавателей, прошедших ФПК, возросла с 36% в 2003 г. до 68% в 2009 г. В 2010 г. планируется защита одной докторской и пяти кандидатских диссертаций.
В течение последних пяти лет существенно улучшилась ситуация с трудоустройством выпускников факультета (рис. 3). С целью содействия в трудоустройстве выпускающие кафедры и деканат активно взаимодействуют с Центром содействия занятости учащейся
молодежи СибАДИ, работодателями и кадровыми агентствами города. Студенты старших курсов принимают участие в ярмарках вакансий, что в дальнейшем помогает им быстрее адаптироваться на современном рынке труда.
На факультете активно ведется воспитательная работа, ее основными целями являются: подготовка специалиста с высоким уровнем культуры и интеллекта, способного к созидательной деятельности в обществе и адаптации в нем; формирование у будущего специалиста высоконравственных, духовных, этических, гражданских, патриотических, профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности и общества; формирование толерантных отношений в студенческо-педагогической среде; воспитание ответственности личности за принимаемые решения и действия; выработка у студентов способности к самоконтро-
Рис. 3. Сведения о трудоустройстве выпускников
лю, самооценке, саморазвитию; формирование позитивной жизненной позиции, утверждение здорового образа жизни.
На факультете «ЭиУ» создан совет студенческого самоуправления. Разработана концептуальная база его деятельности, в частности определен статус совета студенческого самоуправления, определена структура организации, распределены функции совета и его отдельных подразделений, документально закреплены организационные вопросы формирования и деятельности совета студенческого самоуправления. В 2006 г. за победу в областном конкурсе моделей организации студенческого самоуправления студенческий совет факультета награжден почетной грамотой и ценным подарком. Большое внимание совет уделяет профориентационной работе. Студенты факультета активно участвуют в культурно-массовых мероприятиях академии, занимают призовые места.
В целом деятельность факультета «ЭиУ » осуществляется в рамках современных требований к образовательной, научной и воспитательной работе. В частности, ряд показателей соответствуют уровню требований к ак-
кредитации вуза (указано в скобках): число аспирантов на 100 студентов приведенного контингента - 4,4 (2,0), штатных ППС - 90,5% (50%), среднегодовое число защит диссертаций на 100 ППС - 4,4 (3,0), докторов наук и профессоров - 11,8% (10,2%), ППС с учеными степенями, званиями - 74,0% (60%), аспирантов, защитившихся в течение года по окончании аспирантуры - 25% (25%).
В последнее время распространено мнение о насыщенности рынка труда специалистами с высшим экономическим образованием. Между тем спрос на выпускников экономического факультета СибАДИ не ослабевает. Это связано, на наш взгляд, с востребованностью специалистов-эко-номистов автомобильно-дорожного профиля.
MOCHALIN S., ZARUDNEVD. THE PRESENT AND THE FUTURE OF SIBADI ECONOMIC FACULTY
The activities of “Economy and management” faculty of SibADI, and the prospects of its development are considered in the article.
Keywords: faculty, specialty, economy, management, chair, educational process.