Научная статья на тему 'Активность Русской православной церкви в электронном пространстве (на примере сети Интернет)'

Активность Русской православной церкви в электронном пространстве (на примере сети Интернет) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1791
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ДЕМОТИВАТОРЫ / INTERNET SPACE / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / THE ORTHODOX INTERNET / SOCIAL NETWORKS / ORTHODOX DEMOTIVATORS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семенова Дарья Михайловна

Статья посвящена все возрастающей роли Русской Православной Церкви в российском обществе. Как в реальном пространстве, так и в виртуальном Русская Православная Церковь активно взаимодействует с другими акторами, транслируя собственные убеждения и ценности. Предмет исследования деятельность Русской Православной Церкви в различных сегментах Интернет-пространства. Цель работы – анализ методов использования Русской Православной Церковью Интернет-пространства и определение их эффективности. В ходе работы использовался метод контент-анализа. В ходе исследования были выявлены формы участия представителей Русской Православной Церкви в электронном пространстве: это группы и страницы в социальных сетях, блоги священников, онлайн услуги – к примеру, проект «Батюшка онлайн», православные форумы. Обсуждения в Интернет-пространстве посвящены не только вопросам исполнения культам или религиозной проблематике, но и общественно-политическим вопросам, в том числе, каким должно быть идеальное государство, будущее России, политические враги России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE ELECTRONIC SPACE (FOR EXAMPLE, THE INTERNET)

The article is about the increasingly important role of the Russian Orthodox Church in Russian society. As in real space as in the virtual Russian Orthodox Church is actively communicate with other actors, spreading their own beliefs and values. The subject of the study – is activity of the Russian Orthodox Church in the various segments of the Internet space. The purpose of the research – is the analysis of methods of the Russian Orthodox Church using in the Internet space and determining their effectiveness. The work used the method of content analysis. The study identified the forms of participation of representatives of the Russian Orthodox Church in the electronic space: groups and pages on social networks, blogs, online services for example, the project "Priest online", Orthodox forums. The discussions in the Internet space dedicated not only to the realizing of cults or religious issues, but also social and political issues, including what should be the ideal state, the future of Russia, the political enemies of Russia.

Текст научной работы на тему «Активность Русской православной церкви в электронном пространстве (на примере сети Интернет)»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-5-39 УДК 322

АКТИВНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЭЛЕКТРОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ)

Семенова Д.М.

Статья посвящена все возрастающей роли Русской Православной Церкви в российском обществе. Как в реальном пространстве, так и в виртуальном Русская Православная Церковь активно взаимодействует с другими акторами, транслируя собственные убеждения и ценности. Предмет исследования -деятельность Русской Православной Церкви в различных сегментах Интернет-пространства. Цель работы - анализ методов использования Русской Православной Церковью Интернет-пространства и определение их эффективности. В ходе работы использовался метод контент-анализа. В ходе исследования были выявлены формы участия представителей Русской Православной Церкви в электронном пространстве: это группы и страницы в социальных сетях, блоги священников, онлайн услуги - к примеру, проект «Батюшка онлайн», православные форумы. Обсуждения в Интернет-пространстве посвящены не только вопросам исполнения культам или религиозной проблематике, но и общественно-политическим вопросам, в том числе, каким должно быть идеальное государство, будущее России, политические враги России.

Ключевые слова: Интернет-пространство, Русская Православная Церковь, Православный Интернет, социальные сети, православные демотиваторы.

THE ACTIVITY OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE ELECTRONIC SPACE (FOR EXAMPLE, THE INTERNET)

Semenova D.M.

The article is about the increasingly important role of the Russian Orthodox Church in Russian society. As in real space as in the virtual Russian Orthodox Church is actively communicate with other actors, spreading their own beliefs and values. The subject of the study - is activity of the Russian Orthodox Church in the various segments of the Internet space. The purpose of the research - is the analysis of methods of the Russian Orthodox Church using in the Internet space and determining their effectiveness. The work used the method of content analysis. The study identified the forms of participation of representatives of the Russian Orthodox Church in the electronic space: groups and pages on social networks, blogs, online services - for example, the project "Priest online", Orthodox forums. The discussions in the Internet space dedicated not only to the realizing of cults or religious issues, but also social and political issues, including what should be the ideal state, the future of Russia, the political enemies of Russia.

Keywords: Internet space, Russian Orthodox Church, the Orthodox Internet, social networks, Orthodox demotivators.

Деятельность Русской Православной Церкви в современном мире направлена, в том числе, и на популяризацию собственной деятельности, своих идей и ценностей в российском обществе. Ведущая роль в трансляции дискурса в современном мире принадлежит электронным масс-медиа, связывающим аудитории через территориальные и социальные границы. По мнению Г.Миненкова, «благодаря электронным СМИ приобретают новые измерения практики конструирования «воображаемых сообществ»[4]. В таких

опосредованных масс-медиа содружествах создаются возможности для социальных и политических действий, которые в ином случае было бы трудно вообразить. Интернет, как один из видов электронных каналов передачи информации, уже давно стал неотъемлемой частью общества, и потому используется как инструмент влияния на массовое сознание различными политическими силами. РПЦ также активно использует электронные способы передачи и распространения информации, для PR собственной деятельности, распространения идей.

Существует целая система под названием Православный Интернет -явление, набирающее все большую популярность и являющееся инструментом в руках РПЦ по распространению своих идей. Это целая культура со своей символикой. Например, Св. Иоанн Богослов считается покровителем православного Интернета. Сам Патриарх благословил освоение Интернета паствой. В Православном Интернете есть собственные социальные сети и сайты знакомств, форумы и блоги. В них активное участие принимают не только священнослужители, но и миряне.

В работе Н.А.Баранова приводятся следующие статистические данные: «На январь 2010г. среди Интернет-ресурсов РПЦ насчитывается 199 епархиальных сайтов, 337 сайтов монастырей, 1445 сайтов храмов, 96 сайтов духовных академий и семинарий, 1125 сайтов православных СМИ, 132 домашних страницы священников. Официальные сайты имеют практически все структуры Русской православной церкви, большинство из которых регулярно, а зачастую ежедневно обновляются. Находится в стадии активного развития православная блогосфера, в которой обсуждаются как религиозные, так и светские злободневные темы. Так, широко известен форум миссионерского портала протодиакона Андрея Кураева, посещаемость которого составляет 1517 тысяч посетителей в день. Статистика форума впечатляет: на 13 сентября 2011г. зарегистрировано 4664741 Сообщений в 74612 темах от 37853 пользователей» [3].

Русская Православная Церковь представлена и в общественных социальных сетях. В Контакте по запросу Православие мы нашли 2660 групп. Православная Церковь - 863. Епархия - 690. Количество участников данных групп составляет по несколько десятков тысяч человек. Многие группы позиционируют себя как общественно-политические. В них активно обсуждаются вопросы национальной идеи, истории России, будущего России. Организаторами групп выступают и священнослужители, и обычные пользователи Интернета. В группах представлены аудио-видео записи, как на церковную тематику, так и на общественно-политическую.

В Facebook по запросу Православие было найдено 116 страниц и групп. Православная церковь - 55. Крупнейшими из них являются группы «Православие и мир» - 5255 участников, Orthodox - 19 785, Russian Orthodox Church - 779.

В данных группах идет активный диалог между пользователями Интернета и представителями РПЦ по общественно-важным вопросам. Приведенные данные являются показателем того факта, что религиозные вопросы, религиозная жизнь перестали быть делом личным, вышли за рамки посещения церкви и молитв, чтения религиозных книг, а РПЦ сама инициирует процесс перехода религиозности из личного в общественный процесс.

В социальных сетях мы выделили два ключевых вида активности православных акторов. Первый - это постоянное обновление новостной ленты, которое отображается в личных новостях каждого участника группы. В течение двух месяцев в ходе исследования были отслежены новости, на которые акцентирует внимание следующие группы. Второй - это обсуждения на форуме внутри группы.

Группа «Православие и мир» обновляет новостную ленту в среднем 10 раз в день. Обновления строятся таким образом, чтобы вызвать реакцию у реципиента, заставить его задуматься или включиться в обсуждение. Чаще всего задается либо задается вопрос, например, «Православная империя:

тоталитаризм или право?», «Незавершенность российских реформ. Ретроспектива и перспектива. Как думаете, есть у нас шанс воплотить столыпинские идеи?» «Выдержки из выступления Натальи Нарочницкой перед журналистами по поводу «Русского гражданского движения». Согласны с ее позицией о русском народе? А готовы поддержать движение? Либо дается дискуссионное утверждение: «О подходах Церкви к вопросам электронной идентификации граждан государством», «Мир, в котором нет скандалов и происшествий, чрезвычайных обстоятельств и катастроф, это общество не устраивает. Слоган «Новости - наша профессия» уже давно скорректирован: «Плохие новости - наша профессия». Содержательно, темы, поднимаемые в данной группе, можно разделить следующим образом: семья (как воспитывать детей, отношения между мужем и женой), искусство (кино, живопись, литература), политика (государство, внешнеполитические отношения, реформы, законопроекты), чисто православные новости и темы). Соотношение между частотой обращения к какой-либо из вышеперечисленных тем следующее: 37% - чисто православные темы, 25% -политика, 20 % - семья, 15% искусство, 3% - различные другие темы. В форуме группы мы находим обсуждения на темы: Спасение России или что такое быть православными. Есть ли у России национальная идея?

Самая большая группа в контакте «Православие» содержательно схожа с предыдущей группой. В ней идут дискуссии: Царебожничество, цареборчество и Православный монархизм. Допустим, восстановлена монархия. Что дальше? Должен ли православный человек быть монархистом? Какой политический строй должен быть у православного государства? Христианин и политика. Новостная лента также насыщена общественно политическими темами, которые пересекаются с темами группы «Православие и мир».

В 2011г. Вконтакте появилась группа под названием «Батюшка онлайн»,[2] своей целью провозгласившая всеми доступными путями достучаться до молодых сердец таким необычным, но все же современным

способом. В описании группы говориться: «Нынешняя молодежь живет онлайн, зачастую предпочитая виртуальную жизнь реальной. Священнослужители русской православной церкви решили пойти им навстречу, и сами вышли на просторы всемирной паутины. Началось все в Ульяновске, когда по благословению архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла и был создан проект «Батюшка онлайн»[2].

В статье иеромонаха Спиридона (Баландина), насельника Иоанно-Богословского Макаровского монастыря точно отражены формы миссии в Интернет пространстве. «Давно не оспаривается полезность церковных сайтов в сети, постоянными пользователями которой ежедневно являются примерно 26 млн. наших сограждан. Внутри интернет-миссии тоже есть свои устоявшиеся формы: проповедь через церковные сайты различной направленности, миссионерские форумы, как отдельных священников, так и целых епархий, приходов или монастырей. Очень активно развивается также православный сегмент в Live Journal (считаю блоги отдельной формой интернет-миссии). Есть также менее заметные, но и более личные формы общения, как, например, ICQ, когда номер священника многим известен, или обыденно скучная электронная почта...».[5] Конкретно о своей миссии в Интернете иеромонах пишет следующее: «И вот я уже разъясняю смысл веры атеисту; рассказываю об Афоне фотографу; провожу вечер с обезумевшей от разрыва с молодым человеком девушкой, которая думает о самоубийстве; отменяю пост для женщины в положении; отвечаю на вопросы о воспреемниках и т.д. и т.п. Уже не говорю о том, что именно встреча на этом сайте (Одноклассники) дала импульс к возможной реставрации одного из наших монастырских храмов... Я считаю, что присутствие священника на подобных сайтах полезно, так как сама организация ресурса подразумевает очень быстрое, скажем так, распознавание в среде потенциальной многомиллионной аудитории. Только следует помнить, что в принципе люди идут туда отдыхать и улыбаться друг другу» [5].

Важным способом конструирования политической идентичности в сети

Интернет является распространение особых картинок - демотиваторов, изображение, состоящее из картинки в черной рамке и комментирующей её надписи-слогана, составленное по определённому формату [1], Интернет -мемов - информации или фразы, часто бессмысленной, спонтанно приобретшей популярность в интернет-среде посредством распространения в Интернете всеми возможными способами (по электронной почте, в мессенджерах, на форумах, в блогах и др.)[1]. А также юмористических рисунков и карикатур. Данный контент легко передается от пользователя к пользователю в социальных сетях и за короткий срок становится доступным большому количеству человек.

Православные демотиваторы встречаются и положительно оценивающие православную религию, и отрицательно. В негативных демотиваторах чаще всего критикуется материальное богатство церкви. Очевидно, что данные демотиваторы, хотя и играют определенную роль в распространении православной символики, но созданы не акторами Православной Церкви. В положительных демотиваторах акцент делается на православную основу России, чувство гордости и патриотизма.

РПЦ показывает себя как развивающийся и умело приспосабливающийся к современным условиям актор, который за короткое время сумел организовать в свою пользу Интернет-пространство, тем самым, получив возможность влиять на большое количество российской молодежи и людей, выключенных из политического процесса. Акцентируя внимание на важных с их точки зрения событиях, персоналиях, в том числе и политических, высказывая свои суждения и оценки, они воздействуют на политическую идентичность пользователей Интернет-пространства. Очевидно, что РПЦ вышла за рамки исключительно трансляции религиозных идей и осуществления культа, которые гораздо в меньшей степени востребованы населением, нежели потребность в национальной идее или в решении социально-значимых вопросов. Чутко реагируя на настроения общества, в материалах сайтов,

форумов, блогов, большую часть времени РПЦ посвящает обсуждению общественно-политических проблем. Православная церковь активно использует различные способы влияния на общество и распространения православных идей и ценностей, а также через внедрение православной лексики и терминологии в повседневную жизнь.

Представители РПЦ создают православные форумы, активно вовлекают в них нерелигиозных пользователей Интернета, проводят проповеди в режиме онлайн. Акцентируя внимание на важных с их точки зрения событиях, персоналиях, в том числе и политических, высказывая свои суждения и оценки, они воздействуют на политическую идентичность пользователей Интернет-пространства. Православная церковь активно использует также смс-рассылки, создание телефонов доверия. Реагируя на потребность в национальной идее или в решении социально-значимых вопросов, в материалах сайтов, форумов, блогов, РПЦ уделяет существенное внимание обсуждению общественно-политических проблем.

Список литературы

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-мем

2. http://vk.com/batyushka_online

3. Баранов Н.А. Церковь и государство: формы взаимодействия // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информационный журнал. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2009. №4. С.97-108.

4. Миненков Г.Я. Политика идентичности: взгляд современной социальной теории // Политическая наука, 2005, № 6. С. 21-38.

5. Миссионерство на «Одноклассниках.ру» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tserkov.info/tio/?id=4410 (обращение к ресурсу 08.10.2011).

References

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-мем

2. http://vk.com/batyushka_online

3. Baranov N.A. Chelovek. Soobshhestvo. Upravlenie., no. 4 (2009): 97-108.

4. Minenkov G.Ya. Politicheskaya nauka, no. 6 (2005): 21-38.

5. http:// www.tserkov.info/tio/?id=4410

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Семенова Дарья Михайловна, старший преподаватель кафедры государственного управления и истории, к.п.н.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет Комсомольский проспект, 29, г. Пермь, Пермский край, 614990, Россия d.m.semenova@gmail. com SPIN-код в SCIENCE INDEX: 8452-7591

DATA ABOUT THE AUTHORS

Semenova Darya Mikhailovna, senior lecturer of the department of the Governance and History

Perm national research polytechnic university 29, Komsomolsky prospect, Perm, 614990, Russia d.m.semenova@gmail. com

Рецензент:

Державин В.А., канд. ист. наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.