Научная статья на тему 'Русская православная церковь как актор сетевого взаимодействия'

Русская православная церковь как актор сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
456
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РПЦ / BASES OF THE SOCIAL CONCEPT OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СЕТИ / POLITICAL NETWORKS / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORK INTERACTION / ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО / CHURCH AND THE STATE / ЦЕРКОВНО‑ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / RELATIONS BETWEEN CHURCH AND THE STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов Н.А.

Русская православная церковь рассматривается в качестве динамичного влиятельного субъекта публичного пространства, постоянно увеличивающего свое влияние в обществе и успешно использующего политические сети для решения своих задач. РПЦ претендует на роль посредника в общении верующих граждан и власти, что следует из ее моральных принципов и позиции, выработанной в последние годы. Возглавив борьбу за нравственность, Русская православная церковь использует все предоставленные ей возможности, эффективно используя преимущества сетевого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian orthodox church as an actor of network interplay

The Russian Orthodox Church is considered as the dynamical influential subject of the public space constantly increasing the influence in a society and successfully using political networks for the decision of the problems. The Russian Orthodox Church applies for a role of the intermediary in dialogue of believing citizens and the power that follows from its moral principles and a position developed last years. Having headed struggle for morals, the Russian Orthodox Church uses all possibilities given to it, effectively using advantages of network interaction.

Текст научной работы на тему «Русская православная церковь как актор сетевого взаимодействия»

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАК АКТОР

СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Н. А. Баранов1

Русская православная церковь рассматривается в качестве динамичного влиятельного субъекта публичного пространства, постоянно увеличивающего свое влияние в обществе и успешно использующего политические сети для решения своих задач. РПЦ претендует на роль посредника в общении верующих граждан и власти, что следует из ее моральных принципов и позиции, выработанной в последние годы. Возглавив борьбу за нравственность, Русская православная церковь использует все предоставленные ей возможности, эффективно используя преимущества сетевого взаимодействия.

Ключевые слова: Основы социальной концепции РПЦ, политические сети, Русская православная церковь, сетевое взаимодействие, церковь и государство, церковно-государственные отношения.

The Russian Orthodox Church is considered as the dynamical influential subject of the public space constantly increasing the influence in a society and successfully using political networks for the decision of the problems. The Russian Orthodox Church applies for a role of the intermediary in dialogue of believing citizens and the power that follows from its moral principles and a position developed last years. Having headed struggle for morals, the Russian Orthodox Church uses all possibilities given to it, effectively using advantages of network interaction.

Key words: Bases of the social concept of Russian Orthodox Church, political networks, Russian Orthodox Church, network interaction, church and the state, relations between church and the state.

Одним из наиболее динамичных акторов сетевого взаимодействия, поддерживающем тесные контакты как с представителями гражданского общества, так и с властными структурами, является Русская православная церковь. РПЦ эффективно участвует в общественной и государственной жизни страны, твердо отстаивая свои позиции и настойчиво продвигая свои интересы, вступая при этом в политические и социальные сети, объединенные общим

1 Баранов Николай Алексеевич - доктор политических наук, доцент, профессор кафедры глобалистики и геополитики Балтийского государственного технического университета «Воен-мех». Эл. почта: nicbar@mail.ru

интересом, взаимозависимостью, сотрудничеством и равноправием. Призывы патриарха Кирилла скорректировать политический курс после декабрьских выступлений, «непраздн (ичн) ые мысли» Вс. Чаплина, призывы к интеллигенции митрополита Илариона свидетельствуют об активной жизненной позиции РПЦ и расширении ее влияния на умы и сердца людей. Представители самой крупной религиозной конфессии своевременно и своеобразно откликаются на злободневные проблемы российской политической жизни, взаимодействуют с другими участниками сети на базе ресурсной зависимости, совершенствуя коммуникативные связи с другими сетевыми акторами, представляющими кооперативный интерес. Конкурс «Православная инициатива» по развитию культуры, регулярные съезды православных врачей, ежегодные Рождественские образовательные чтения, сотрудничество в различных формах с МЧС, Вооруженными силами РФ и правоохранительными органами, Счетной палатой, другими государственными структурами позволяют РПЦ оставаться актором, в сотрудничестве с которым заинтересованы как государственные органы, так и гражданское общество. Опыт участия РПЦ в публичной политике может быть рассмотрен как успешный пример креативного подхода и использования специфических ресурсов в целях получения конкурентного преимущества перед другими участниками сетевого взаимодействия.

В современном научном дискурсе все больше уделяется внимания анализу такого инструмента взаимодействия государственных органов и структур гражданского общества, как политические сети, объединенные общим интересом, взаимозависимостью, сотрудничеством и равноправием. Л. Сморгунов выделяет основные характеристики политических сетей. Во-первых, они представляют собой такую структуру управления публичными делами, которая связывает государство и гражданское общество и состоит из множества разнообразных государственных, частных, общественных организаций и учреждений, имеющих некий совместный интерес. Во-вторых, политическая сеть складывается для выработки соглашений в процессе обмена ресурсами, имеющимися у ее акторов, что предполагает их заинтересованность друг в друге. В-третьих, важным элементом политической сети выступает общий кооперативный интерес, отличающий ее от рынка, где каждый участник преследует прежде всего собственные интересы. В-четвертых, между участниками сети складываются горизонтальные связи, так как с точки зрения возможностей формирования совместного решения все они равны. В-пятых, сеть — это договорная структура, основанная на согласованных формальных и неформальных правилах коммуникации, в которой действует особая культура консенсуса. «В целом, — констатирует Л. Сморгунов, — политическая сеть представляет собой систему государственных и негосударственных образований в определенной сфере политики, которые взаимодействуют между собой на основе ресурсной зависимости с целью достижения общего согласия по интересующему

всех политическому вопросу, используя при этом формальные и неформальные нормы» [19, с. 685-686].

Теория политических сетей учитывает коммуникативные процессы постиндустриального общества и демократическую практику современных государств, так как переговорное взаимодействие в сетях становится наиболее востребованным направлением исследований с учетом повышения значимости знания и технологий коммуникации. Всем перечисленным характеристикам в полной мере соответствует деятельность Русской православной церкви как важного субъекта публичного пространства, постоянно увеличивающего свое влияние в обществе и успешно использующего политические сети для решения своих задач.

Русская православная церковь — самая крупная религиозная организация в России, которая является не только влиятельным публичным субъектом на постсоветском пространстве, но и культурообразующим фактором русской нации. РПЦ откликается на все проблемы, возникающие в российском обществе, ведет активный диалог с государством по интересующим ее паству вопросам, оставаясь наиболее значимым негосударственным актором публичной сферы. В изменяющихся социально-политических условиях Церковь переживает внутренние трансформации, связанные с деятельностью обновленной команды, сформировавшейся вокруг патриарха Кирилла.

Взаимоотношения между Церковью и государством переживали различные этапы в своем становлении. Так, в 1990-е гг. государство передавало в церковную собственность храмы, земли, исторические памятники архитектуры, ранее принадлежавшие РПЦ, что было обусловлено комплексом вины, сложившимся у российской власти перед Церковью за годы коммунистического правления. Причем решения в пользу Церкви принимались нередко теми, кто ранее осуществлял политику секуляризации. Как отмечает Н. Митрохин, «передача изъятого большевиками имущества превратила церковь в единственный социальный институт, в отношении которого в современной России действует принцип реституции» [8].

В 2000-е гг. взаимоотношения стали строиться в большей степени на взаимной поддержке и доверии светской и духовной власти. Так, взамен на поддержку государство разрешает Церкви создание института армейского духовенства, проведение занятий по основам православной культуры в школах; проводит консолидированную работу по борьбе с наркотиками, алкоголизмом, безнравственностью, по возрождению величия державы.

Существенные изменения затронули и саму Церковь: происходит процесс смены поколений верующих, характеризующийся резким омоложением контингента постоянных посетителей храмов. Социологические опросы, проводившиеся в последние два десятилетия различными социологическими службами (Левада-Центр, ФОМ, ВЦИОМ), дают устойчивую картину: около 59-66%

граждан России с конца 1990-х гг. и по настоящее время на вопрос об их религиозной самоидентификации признают себя православными [16].

К середине 2000-х гг. в церковь стали приходить представители более молодых поколений и средний возраст верующих начал интенсивно снижаться. Наиболее представительной частью церковной паствы стали женщины в возрасте 40-55 лет, имеющие среднее или среднее специальное образование и представляющие либо экономически успешный слой населения (работницы торговли, бухгалтеры, чиновницы или домохозяйки), либо интеллигенцию самого разного возраста (в провинции — школьные учителя и врачи, в крупных городах — вузовские преподаватели, ученые, журналисты). Специалисты отмечают, что заметной группой прихожан стали девушки в возрасте 16-25 лет с высоким уровнем образования (студентки, молодые специалистки до замужества) [8].

Большинство называющих себя православными главным в религии считают не спасение души или путь к вечной жизни, а обретение моральных и нравственных норм повседневной жизни [4, с. 73], что повышает значимость РПЦ в наше время, характеризующееся упадком нравственности и поиском национальной идеи.

В соответствии со ст.14 Конституции Российская Федерация является светским государством, в котором религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В советское время Церковь законодательно была лишена возможности заниматься социальной работой, и лишь в январе 1991 г. был образован Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского патриархата. Роль и влияние Церкви в обществе стали резко возрастать, что привело к потребности в принятии соответствующего регулирующего документа. В настоящее время отношение с государством РПЦ выстраивает в соответствии с Основами социальной концепции Русской православной церкви [10] — официального документа, утвержденного на юбилейном Архиерейском соборе 2000 г., в котором представлено понимание современной ситуации с сознательно консервативных, традиционалистских позиций.

В Основах социальной концепции излагаются базовые положения учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами. В частности, РПЦ может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества. Она призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, объединяя соответствующие усилия с представителями светской власти.

Наиболее приемлемая форма политического присутствия Церкви в светском обществе — это, по выражению А. Кураева, «тактичное социальное партнерство» [7, с. 98].

Данное положение служит основанием для участия РПЦ во всех возможных формах сотрудничества как с государственными и муниципальными органами, так и со структурами гражданского общества для реализации своих целей. Причем сегодня речь идет об активизации Церкви в отношениях с обществом, которая по словам патриарха Кирилла, «должна идти к народу», а ее деятельность «нужно оценивать не только по числу храмов и монастырей, но и по влиянию, которое Церковь оказывает на жизнь людей и общество» [3, с. 10].

Примером такого сотрудничества является принятый 4 февраля 2011 г. Архиерейским собором Русской православной церкви документ «О принципах организации социальной работы в Русской православной церкви» [9], в котором социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность, диакония) характеризуется как «инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с ее помощью деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся». К делу социального служения Церкви в соответствии с документом могут привлекаться сотрудники государственных социальных и медицинских учреждений (врачи, медицинские сестры, педагоги, воспитатели, обслуживающий персонал интернатов, социальные работники и т. д.), в том числе не являющиеся активными членами Церкви. В делах милосердия и благотворительности РПЦ может сотрудничать с центральными, региональными и местными органами власти, благотворительными и иными общественными организациями и объединениями граждан, представителями традиционных религий и конфессий, политическими партиями, профсоюзами, деловым сообществом, что служит основой для формирования сетевых сообществ в решении взаимозаинтересованных проблем.

В качестве важного ресурса, обеспечивающего современное лидерство церкви, является ее способность откликаться на наиболее злободневные проблемы в обществе. У РПЦ есть четко выверенная точка зрения на все актуальные проблемы современной России: модернизацию, бюрократизацию, борьбу с бедностью, распространение наркотиков, алкоголизм.

Руководители РПЦ — частые гости в государственных органах власти. Так, 21 декабря 2011 г. состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона с коллективом Счетной палаты Российской Федерации. В своем выступлении, посвященном теме «Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции», председатель ОВЦС, в частности, отметил большое значение религиозного фактора в борьбе с этой опасной болезнью нашего общества: «Церковь постоянно возвышает свой голос, призывая и верующих, и неверую-

щих избегать пороков сребролюбия, хищения и лихоимства, ведущих людей к духовной гибели, бескомпромиссно бороться с ними» [11].

Российские исследователи все чаще отмечают наступательную стратегию РПЦ, которая меняет саму Церковь и претендует на соответствующие перемены в обществе. Например, А. Малашенко выделяет три основных направления в стратегии нового патриарха: внедрение Церкви в общественно-политическую жизнь, активизация миссионерской деятельности и борьба в информационно-аналитическом пространстве, которые, по его мнению, невозможно эффективно реализовать без сотрудничества с государством [13, с. 402-403].

Однако Церковь взаимодействует не только с государством, но и с общественными структурами. Так, 29-30 сентября 2011 г. в г. Твери состоялся III Всероссийский съезд православных врачей, в котором приняли участие делегаты из 65 регионов Российской Федерации, а также из Белоруссии, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы и Украины. Организаторами съезда выступили Общество православных врачей России, правительство Тверской области, администрация города Тверь, Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Тверская и Кашинская епархия, Тверская государственная медицинская академия.

В январе 2012 г. были подведены итоги конкурса «Православная инициа-тива-2011». Главная цель конкурса — поддержка гражданских инициатив, развивающих масштабное и разностороннее сотрудничество между Церковью, православной общественностью, предпринимателями и государством. В конкурсе принимали участие проекты, в основе которых стояла реальная деятельность людей, направленная на объединение всех слоев современного российского общества вокруг традиционных православных ценностей. Митрополит Калужский и Боровский Климент, комментируя итоги конкурса, обратил внимание на восполнение недостатка социальной инфраструктуры по направлению «Культура»: «Нужны семейные досуговые центры, новые библиотечные фонды, на базе которых существовала бы возможность людям из глубинки узнать о христианском мировоззрении, приобщиться к традиционным ценностям русской семьи. Родниками национальной культуры являются малые города и села. Мегаполисы в этом отношении представляются скорее котлами, где осуществляется процесс растворения множества культур в едином наднациональном пространстве» [12].

РПЦ, регулярно присуждая премии, например, Патриаршую литературную премию, премию Международного общественного фонда единства православных народов и некоторые другие, вовлекает в орбиту своих интересов наиболее активных граждан, придерживающихся православных взглядов.

Примером сетевого взаимодействия, в котором РПЦ играет решающую роль, могут служить также различные организации, форумы, среди них выделяются Всемирный русский народный собор и Рождественские чтения.

Всемирный русский народный собор — международная общественная организация, функционирующая под эгидой РПЦ, существующая с 1993 г. и призванная способствовать формированию гражданского общества России. В его заседаниях традиционно принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России, преподаватели и студенты крупнейших учебных заведений страны, деятели науки и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, многочисленные представители молодёжи. С момента создания ВРНС главой этой общественной организации является Патриарх Московский и всея Руси.

Цель этой международной общественной организации — привлечение общественного мнения к наиболее острым вопросам современности. ВРНС стал общественной площадкой и местом встречи людей, которые независимо от политических взглядов объединены одной целью — заботой о настоящем и будущем России [17].

На XV Всемирном русском народном соборе, состоявшемся в 2011 г., обсуждался актуальный для российского народа вопрос базисных ценностей, вакуум которых особенно остро ощущается в последние годы. Не позиционируя себя ни с одной из политических партий, Церковь тем не менее обращает внимание на ответственность за политический выбор в предстоящей избирательной кампании, результаты которой будут определять жизнь страны на годы вперед. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл озвучил набор ценностей, которые предлагаются обществу: «справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность». От имени Патриаршего совета патриарх предложил для обсуждения триаду «вера, Родина, свобода» [2]. РПЦ призвала к тому, чтобы сформулированный ею набор фундаментальных ценностей учитывался при принятии правовых и политических решений в государстве.

Включение в качестве основных ценностей свободы является, с одной стороны, неожиданным предложением Церкви, а с другой — хорошо просчитанным ее иерархами потребностью, в которой нуждается современное российское общество, что было подтверждено массовыми выступлениями гражданского общества в декабре 2011 — марте 2012 г.

Коммерциализация всех сфер человеческого бытия, говорится в Соборном слове собора, несет угрозу духовной целостности человека, превращая людей в рабов потребления, теряющих высшие духовные ориентиры. В то же время выражается уверенность в том, что «восточнославянская цивилизация скажет свое весомое слово в диалоге мировых цивилизационных проектов, покажет пример преодоления трудностей на основе духовного единства, солидарности,

обращения к вечным ценностям и идеалам» [18], которые сохраняются в нашей многовековой традиции.

Другой публичной формой, используемой РПЦ для влияния на государственные вопросы, являются Рождественские чтения — крупнейший в Российской Федерации ежегодный церковно-общественный форум, который дает возможность выразить позицию Церкви в области образования, обсудить важнейшие вопросы церковно-государственного сотрудничества, сохранения традиционных семейных ценностей, православного воспитания детей и юношества, развития взаимоотношений РПЦ со светским обществом. В Рождественских чтениях принимают участие патриарх и священноначалие Русской православной церкви, представители органов исполнительной, законодательной и судебной власти, ученые и общественность. Так, XX Международные Рождественские образовательные чтения, прошедшие 22-25 января 2012 г. в Москве, обсудили тему: «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства». В рамках Рождественских чтений были заслушаны доклады на заседании секции «Военно-патриотическое воспитание молодежи», проведены мастер-тренинги по социальному проектированию, ряд конференций по направлению «Церковь и культура», в рамках которых был обобщен опыт создания электронных библиотек.

РПЦ принимает активное участие в решении других социальных проблем. Так, эффективно функционирует совместная рабочая группа Государственного антинаркотического комитета и Русской православной церкви, в состав которой входят представители Церкви и федеральных министерств и ведомств — Минздравсоцразвития, Минобрнауки, Минэкономразвития, ФСИН, ФСКН. Успешно взаимодействуют представители Церкви и уполномоченные по правам ребенка федерального и регионального уровня, акцентируя внимание на развитии деятельности в сфере заботы о приемных семьях, о детях, которые остаются без попечения родителей, детях-инвалидах. МЧС активно сотрудничает с РПЦ в деле устранения последствий влияния тоталитарных сект.

Для политических сетей в качестве эффективного коммуникационного средства особую значимость приобретает Интернет, с помощью которого РПЦ взаимодействует с другими сетевыми акторами, выражает свое отношение к происходящим событиям, комментирует те или иные явления политической жизни, обозначает официальную позицию руководства Церкви по актуальным вопросам современной действительности. Посредством Интернета различные структуры Церкви взаимодействуют с мирянами и со всем обществом.

Православный Рунет появился в 1996 г. На март 2012 г. среди интернет-ресурсов РПЦ насчитывается 267 епархиальных сайтов (в 2010 г. — 199, в 2011 г. — 230), 439 сайтов монастырей (в 2010 г. — 337, в 2011 г. — 414), 2175 сайтов храмов (в 2010 г. — 1445, в 2011 г. — 1907), а также 108 сайтов духовных академий и семинарий (в 2010 г. — 96, в 2011 г. — 102), 1663 сайтов православ-

ных СМИ (в 2010 г. — 1125, в 2011 г. — 1485), 163 домашних страницы священников (в 2010 г. — 132, в 2011 г. — 161) [5]. Создано сообщество православных веб-разработчиков, председателем которого до февраля 2011 г. являлся Александр Дятлов.

Официальные сайты имеют все сколь-нибудь значимые структуры Русской православной церкви, большинство из которых регулярно, а зачастую ежедневно обновляются. Находится в стадии активного развития православная блогосфера (в марте 2012 г. насчитывалось 355 форумов и блогов для православных) [6], в которой обсуждаются как религиозные, так и светские злободневные темы. Так, широко известен форум миссионерского портала протодиакона А. Кураева [20]. Статистика форума впечатляет: на 17 марта 2012 г. зарегистрировано 4653363 сообщений в 75385 темах от 32555 пользователей.

РПЦ за последние годы стала более современной благодаря критическому пересмотру форм и методов работы священнослужителей с верующими. Еще при предыдущем патриархе, а в большей степени при нынешнем, в церковь стала привлекаться образованная, социально и экономически успешная молодежь. Дискуссия о допустимости проповедничества священника на рок-концерте была завершена после участия в одном из концертов, организованных в 2008 г. в Киеве диаконом Андреем Кураевым, митрополита Кирилла, ставшего первым постоянным членом Священного синода, принявшим участие в подобном мероприятии. По мнению Н. Митрохина, после 2005 г. возник неформальный идеологический блок, который он называет «молодой церковью» [8]. В 2009 г. ее представители оказались на значимых должностях в Московской патриархии.

Твердая убежденность в избранном пути, высокая теоретическая подготовка, креативное мышление интеллектуалов от РПЦ — все эти качества привлекают общество, которое перестало с недоверием относиться к Церкви. Таким образом, Русская православная церковь, используя все возможности, предоставляемые законодательством Российской Федерации, активно и эффективно участвует в общественной и государственной жизни страны, твердо отстаивая свою позицию и настойчиво продвигая свои интересы. Будучи религией большинства, она пронизывает в значительной степени государственную жизнь и государственные структуры. В свою очередь политическая власть использует Церковь в качестве одного из ресурсов для дополнительной легитимации. Сотрудничество с РПЦ даже Коммунистической партии свидетельствует о том, что марксистские каноны заменяются жизненной потребностью в угоду политической целесообразности.

Церковь сохраняет лояльность государству, акцентируя внимание на воспитании нравственности и формировании в обществе моральных ценностей, присущих православию. Опираясь в ряде вопросов на государство, РПЦ следует принципу, не позволяющему государственным структурам проникать

в церковные дела, одновременно оставаясь важнейшим субъектом публичной сферы и значимым институтом в жизни большинства граждан России. Как пишет С. Филатов, конец 2010 г. для руководства РПЦ стал «временем триумфа за поддержку и помощь со стороны светской власти» [13, с. 59], так как она получила все, о чем мечтала: присутствие религиозно ориентированных дисциплин в школе, участие духовенства в Вооруженных силах и возвращение Церкви незаконно отнятого у нее имущества.

В начале 2012 г. протоиерей В. Чаплин сформулировал блок тезисов по коренному изменению ситуации в Российской Федерации, в которых изложил свой взгляд на политические перемены в стране, проблему коррупции, миграции, заботу о Вооруженных силах РФ и сотрудниках правоохранительных органов, статус русского народа. «Если власть не хочет быть медленно загрызенной, а народ — кормить чужую армию и чужой бизнес, — пишет священнослужитель, — нужно переходить от «стабильности» к диктатуре совести и воли. Воли политической и нравственной... Не нужно сдерживать волю народа к политической активности — на местном, региональном, общенациональном уровне. Такую волю, наоборот, нужно поддерживать. Пусть 2012 год станет годом волевой, нравственной России. Страны, имеющей смысл жизни — в этом веке и в будущем» [14]. Таким образом, формируется наступательная позиция РПЦ по всем наиболее значимым проблемам современной российской действительности, а представители «молодой церкви» выступают флагманами такой политики, используя возможности как государства, так и гражданского общества.

Эту наступательную позицию не только поддерживает, но и инициирует патриарх Кирилл — ключевая фигура в выстраивании современной модели церковно-государственных отношений. Выступая 22 февраля 2012 г. на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре, посвященном современной ситуации в области национальной культуры, Предстоятель Русской православной церкви сказал: «Когда культура переживает кризис, Церковь не может и не должна быть в стороне. Будущие поколения никогда не простят Церкви — Церкви XXI века в России — ее отстраненность от решения этих проблем. И пускай никто нас не пугает клерикализацией. Это совсем другого порядка действия — это осознание ответственности за судьбу своего народа, за будущее своей страны. Церковь не может быть в стороне еще и потому, что основными ценностями, которыми живет наша культура, являются те ценности, которые хранит и передает из поколения в поколение Православная церковь» [1].

Сотрудничество Церкви со светской властью в тех областях, в которых такое сотрудничество возможно и полезно, патриарх Кирилл считает фундаментальным принципом церковно-государственных отношений, построенных на принципе «симфонии», включающем в себя невмешательство Церкви в дела государства и невмешательство государства в дела Церкви при взаи-

моуважительном диалоге и конструктивном сотрудничестве. Поэтому решения, принимаемые при участии Русской православной церкви, носят вполне предсказуемый характер. Так, 19 апреля 2012 г. состоялись соборные слушания Всемирного русского народного собора на тему «Общественная ситуация в России и будущее русского народа». В принятой резолюции, которая продолжила наступательную риторику иерархов РПЦ, говорится о том, что общество ощущает вакуум идей, социальных энергий и смыслов, который может быть заполнен только обращением к созидательному русскому фактору, потенциал которого должен быть в полной мере использован в настоящий исторический момент. В подтверждение потребности в сетевом взаимодействии в документе предлагается «общенациональный диалог и общенациональная сеть гражданского действия, нацеленная на разрешение главных проблем нашего народа и нашей страны, на усиление роли народа в принятии всех решений» [15]. Всемирный русский народный собор, заявляется в документе, готов стать центром такого диалога и такого действия, объединяя представителей разных социальных слоев, политических групп, поколений и призваний.

Таким образом, РПЦ претендует на роль посредника в общении верующих граждан и власти, что следует из ее моральных принципов и позиции, выработанной в последние годы. Возглавив борьбу за нравственность, Русская православная церковь использует все предоставленные ей возможности, эффективно используя преимущества сетевого взаимодействия.

Библиографический список

1. Выступление Предстоятеля Русской Церкви на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре. Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2029569.html

2. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии XV Всемирного русского народного собора. URL: http://www.vrns.ru/syezd/detail. php?nid=1287&binn_ rubrik_pl_news=490&binn_rubrik_pl_news=492

3. Денисова Л. Е. Русская православная церковь как институт социальной работы // Теодицея: альманах (Пятигорск). 2011. № 2.

4. Зоркая Н. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения. 2009. № 2 (100).

5. Каталог православных ресурсов сети Интернет. URL: http://www.hristianstvo.ru/

6. Каталог православных ресурсов сети Интернет. URL: http://www.hristianstvo.ru/internet/dialogue/

7. Кураев А. Церковь в мире людей. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2009.

8. Митрохин Н. Русская православная церковь в России в 2000-2008 годах: очерк некоторых структурных проблем // Неприкосновенный запас. 2009. № 1 (63). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2009/1/mi13-pr.html

9. О принципах организации социальной работы в Русской православной церкви. Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html

10. Основы социальной концепции Русской православной церкви. Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html

11. Официальный сайт Московского патриархата. Синодальные учреждения. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1845120.html

12. Официальный сайт Московского патриархата. Церковь и культура. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1579763.html

13. Православная церковь при новом патриархе/под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.

14. Протоиерей Всеволод Чаплин: Непраздн (ичн) ые мысли. Ежедневное интернет-СМИ «Православие и мир». URL: http://www.pravmir.ru/protoierej-vsevolod-chaplin-neprazdnichnye-mysli/

15. Резолюция соборных слушаний Всемирного русского народного собора «Общественная ситуация в России и будущее русского народа». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2171346.html

16. Религиозная идентичность и воцерковленность. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/rel_/d081623; Религия и церковь. URL: http://old.levada.ru/religion.html

17. Сайт международной общественной организации «Всемирный русский народный собор». URL: http://www.vrns.ru/

18. Соборное слово XV Всемирного русского народного собора. URL: http://www.vrns.ru/syezd/detail.php?nid=1304&binn_ rubrik_pl_news=490&binn_ rubrik_pl_news=496

19. Сморгунов Л. В. Сетевой подход в исследовании политики // Политология: Лексикон/под ред. А. И. Соловьева. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.

20. Форум миссионерского портала диаконаАндрея Кураева. URL:http://kuraev.ru/index. php?option=com_smf&Itemid=63

References

1. Vystuplenie Predstojatelja Russkoj Cerkvi na rasshirennom zasedanii Patriarshego soveta po kul'ture. Oficial'nyj sajt Moskovskogo patriarhata. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/2029569.html

2. Vystuplenie Svjatejshego Patriarha Moskovskogo i vseja Rusi Kirilla na otkrytii XV Vsemirnogo russkogo narodnogo sobora. URL: http://www.vrns.ru/syezd/detail. php?nid=1287&binn_ rubrik_pl_news=490&binn_rubrik_pl_news=492

3. Denisova L.E. Russkaja pravoslavnaja cerkov' kak institut social'noj raboty // Teodiceja: al'manah (Pjatigorsk). 2011. № 2.

4. Zorkaja N. Pravoslavie v bezreligioznom obshhestve // Vestnik obshhestvennogo mnenija. 2009. № 2 (100).

5. Katalog pravoslavnyh resursov seti Internet. URL: http://www.hristianstvo.ru/

6. Katalog pravoslavnyh resursov seti Internet. URL: http://www.hristianstvo.ru/internet/ dialogue/

7. Kuraev A. Cerkov' v mire ljudej. M.: Izd. Sretenskogo monastyrja, 2009.

8. Mitrohin N. Russkaja pravoslavnaja cerkov' v Rossii v 2000-2008 godah: ocherk nekotoryh strukturnyh problem // Neprikosnovennyj zapas. 2009. № 1 (63). URL: http:// magazines.russ.ru/nz/2009/1/mi13-pr.html

9. O principah organizacii social'noj raboty v Russkoj pravoslavnoj cerkvi. Oficial'nyj sajt Moskovskogo patriarhata. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html

10. Osnovy social'noj koncepcii Russkoj pravoslavnoj cerkvi. Oficial'nyj sajt Moskovskogo patriarhata. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html

11. Oficial'nyj sajt Moskovskogo patriarhata. Sinodal'nye uchrezhdenija. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/ 1845120.html

12. Oficial'nyj sajt Moskovskogo patriarhata. Cerkov' i kul'tura. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/1579763.html

13. Pravoslavnaja cerkov' pri novom patriarhe / pod red. A. Malashenko i S. Filatova. M.: Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija (ROSSPJeN), 2012.

14. Protoierej Vsevolod Chaplin: Neprazdn(ichn)ye mysli. Ezhednevnoe internet-SMI «Pravoslavie i mir». URL: http://www.pravmir.ru/protoierej-vsevolod-chaplin-neprazdnichnye-mysli/

15. Rezoljucija sobornyh slushanij Vsemirnogo russkogo narodnogo sobora «Obshhestvennaja situacija v Rossii i budushhee russkogo naroda». URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/ 2171346.html

16. Religioznaja identichnost' i vocerkovlennost'. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_ rel/rel_/d081623; Religija i cerkov'. URL: http://old.levada.ru/religion.html

17. Sajt mezhdunarodnoj obshhestvennoj organizacii «Vsemirnyj russkij narodnyj sobor». URL: http://www.vrns.ru/

18. Sobornoe slovo XV Vsemirnogo russkogo narodnogo sobora. URL: http://www.vrns.ru/ syezd/detail.php?nid=1304&binn_ rubrik_pl_news=490&binn_rubrik_pl_news=496

19. Smorgunov L.V. Setevoj podhod v issledovanii politiki // Politologija: Leksikon / pod red. A.I. Solov'eva. M.: Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija (ROSSPJeN), 2007.

20. Forum missionerskogo portala diakona Andreja Kuraeva. URL: http://kuraev.ru/index. php?option=com_smf&Itemid=63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.